Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • §2 Правила, приемы и средства композиции Описание состояние среды
  • Способы задания дискретной случайной величины не являются общими – они неприменимы, например, для непрерывных случайных величин
  • Центр масс теорема о центре масс
  • Исследовательская работа по истории на тему: «Роль исторической личности в судьбе России»
  • Краткие сведения из истории русской орфографии История русской орфографии
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Зил 131 цистерна. Атз - автомобильный топливозаправщик

    Зил 131 цистерна. Атз - автомобильный топливозаправщик

    АЦ - 4 - 131

    Автоцистерна вместимостью 4 куб.м. на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
    Цистерна принята на снабжение в 1971 году.

    НАЗНАЧЕНИЕ:
    Предназначена для транспортирования и временного хранения жидкости.

    ПРОИЗВОДСТВО:
    Производилась Реутовским заводом строительного оборудования

    МОДИФИКАЦИИ:
    АЦ-4-131М

    ОПИСАНИЕ:

    Автоцистерна АЦ-4,0-131 выполнена на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
    Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает: цистерну, кабину управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему контроля налива жидкости, электрооборудование, запасной инструмент и принадлежности.
    Цистерна стальная, калиброванная и является мерой полной вместимости. Оборудование цистерны включает: горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью цистерны является низкая горловина, в связи с чем для компенсации температурного расширения перевозимых жидкостей предусмотрен компенсационный бачок.
    Крепление цистерны к раме шасси автомобиля ЗИЛ-131 выполнено болтами. Кабина управления установлена между кабиной водителя и цистерной и прикреплена к кронштейнам рамы шасси и к цистерне. На передней стенке кабины управления установлен кронштейн, к которому прикреплен держатель запасного колеса автомобиля. Кабина управления представляет собой цельносварной каркас из стандартного проката, обшитый листами из стали Ст. 3. Из поддона кабины управления предусмотрен слив жидкости. Слева, справа и сверху кабина управления имеет по одной двери для доступа к технологическому оборудованию гидравлической системы автомобиля-цистерны. В закрытом положении двери запирают замками. Боковые двери в открытом положении фиксируются упорами. Все двери обшиты листами из алюминиевого сплава и уплотнены резиновой прокладкой. В пеналах, установленных по бокам цистерны, размещается по три рукава Ду-75 мм длиной 3 м каждый. Кроме этого, в заднем отсеке уложены два рукава Ду-38 мм длиной 9 м каждый.
    Для контроля количества находящейся в цистерне жидкости имеется механический указатель уровня.
    Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобиле-цистерне, позволяет контролировать предельный уровень налива жидкости с получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного перегрева охлаждающей жидкости и аварийного падения давления масла, подсветку колеи автомобиля и освещение кабины управления.
    Автомобиль-цистерна оборудован комплектом запасных частей, инструментом, принадлежностями и противопожарным оборудованием.
    Гидравлическая система АЦ-4,0-131 включает: насос СВН-80; перепускной клапан; всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы; фильтр предварительной очистки; задвижки и вентили. Управляют ею вручную с помощью механической передачи.
    Насос прикрепляют к поддону кабины управления. Режим работы насоса изменяют ручным приводом газа, устанавливаемым в ящике с левой стороны автомобиля-цистерны. Для контроля частоты вращения, определения суммарной наработки насоса в часах и дистанционного управления сливом жидкости насос дорабатывают.
    Арматура включает стандартные задвижки Ду-65 мм, Ду-50 мм и вентили Ду-20 мм. Трубопроводы технологической обвязки на АЦ-4,0-131 выполнены из стальных труб ø 75х2 мм и 56х2 мм с антикоррозийным покрытием их внутренней поверхности.
    Трубопроводы всасывающий и напорный служат для заполнения цистерны и выдачи из нее жидкости как своим насосом, так и посторонними перекачивающими средствами. Приемо-выдающие патрубки этих трубопроводов выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. Фильтр предварительной очистки устанавливают в отстойнике цистерны и прикрепляют к напорно-всасывающей трубе. Сливной трубопровод предназначен для слива жидкости из цистерны самотеком.
    На АЦ-4,0-131 можно выполнять следующие сливо-наливные операции:
    - заполнение цистерны и слив из нее жидкости своим насосом;
    - заполнение цистерны и слив из нее жидкости посторонними перекачивающими средствами;
    - перекачку жидкости, минуя цистерну;
    - слив жидкости из рукавов в цистерну и выдачу жидкости из цистерны через раздаточные краны.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    Шасси: ЗИЛ-131
    Габаритные размеры, мм: 6856х2455х2480
    Вес, кг:
    - без загрузки: 7060
    - с загрузкой: 10365
    Эксплуатационная емкость цистерны, л: 4100
    Производительность раздаточной системы, л/мин: 500
    Насос, тип: СВН-80
    Привод насоса: от двигателя автомобиля
    Рукава:
    - приемные (диаметр, длина, количество): 75х3х3
    - раздаточные (- « -): 38х9х2
    Раздаточный кран, тип: АК-38
    Время заполнения цистерны своим насосом, мин: 12
    Время слива жидкости самотеком, мин: 10
    Обслуживающий персонал, чел.: 1

    Автомобиль-цистерна АЦ-4,0-131:

    1 — подготовленное шасси; 2 —кабина управления; 3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — задний буфер; 8 — цепь заземления; 9 — заднее крыло; 10 — ящик рычага управления газом; 11 — ящик ЗИП; 12 — запасное колесо; 13 — огнетушитель; 14 — глушитель.

    Цистерна изготовлена из стали Ст. 3 с последующим нанесением антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность.

    Выпускается Московским автозаводом имени Лихачева с 1986г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Кабина - трехместная, расположена за двигателем, сиденье водителя - регулируемое по длине, высоте, наклону подушки и спинки.
    Основной прицеп СМЗ-8325 (армейский).

    Модификация автомобиля:

    - ЗИЛ-131НА - автомобиль с неэкранированным и негерметизированным электрооборудованием;
    - ЗИЛ-131НС и ЗИЛ-131НАС - исполнение ХЛ для холодного климата (до минус 60°С).

    По заказу автомобили ЗИЛ-131Н могут выпускаться в виде шасси без платформы для монтажа различных кузовов и установок.

    С 1966 до 1986 гг. выпускался автомобиль ЗИЛ-131.

    Двигатель.

    Мод.ЗИЛ-5081. Основные данные см. автомобиль ЗИЛ-431410 . Для подогрева двигателя на автомобиле устанавливается подогреватель П-16Б теплопроизводительностью 15600 ккал/ч.

    Трансмиссия.

    Сцепление - герметизированное, однодисковое, с периферийными пружинами и демпфером, привод- механический. Коробка передач - данные см. Автомобиль ЗИЛ-431410, дополнительно оборудована системой вентиляции для преодоления брода. Раздаточная коробка - Двухступенчатая, с муфтой включения переднего моста, передат. числа: I-2,08; II-1,0. Переключение передач - рычагом; привод включения переднего моста - электропневматический. Отбор мощности от раздаточной коробки - ДО 44 кВт (60 л.с.). Карданная передача состоит из четырех карданных валов: коробка передач - раздаточная коробка, раздаточная коробка - передний мост, раздаточная коробка - средний мост, средний мост - задний мост. Главная передача ведущих мостов - двойная с парой конических шестерен со спиральными зубьями и парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Передаточное число - 7,339. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей.

    Колеса и шины.

    Колеса - дисковые, обод 228Г-508, крепление - на 8 шпильках. Шины - с регулируемым давлением 12,00 - 20 (320 - 508) мод. М-93 или 12,00R20 (320R508) мод. КИ-113. Давление воздуха в шинах при массе перевозимого груза 3750 кг: номинальное - 3 кгс/см. кв., минимальное - 0,5 кгс/см. кв.; при массе перевозимого груза 5000 кг - 4,2 кгс/см. кв.

    Подвеска.

    Зависимая; передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя - балансирная на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

    Тормоза.

    Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами, (диаметр 420 мм, ширина накладок 100 мм, разжим - кулачковый), одноконтурным (без разделения по осям) пневмоприводом, Стояночный и запасной тормоз барабанный установлен на вторичном ряду раздаточной коробки. Привод механический. Привод тормозов прицепа - однопроводный.

    Рулевое управление.

    Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, с встроенным гидроусилителем, передат. число 20, давление масла в усилителе 65-75 кгс/см.

    Электрооборудование.

    Напряжение 12 В, ак. батарея - 6СТ-90ЭМ, генератор - Г287-Б с регулятором напряжения РР132-А, стартер - СТ2-А, система зажигания - "Искра", экранированная, бесконтактно-транзисторная.

    Лебедка.

    Барабанного типа, с червячным редуктором, привод - карданным валом от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач, Максимальное тяговое усилие - 5000 кгс, рабочая длина троса - 65 м. Топливные баки 2х 170 л, бензин А-76;
    система охлаждения - 29л;
    система смазки двигателя - 9л, всесезонно до минус 30°С - масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,);
    гидроусилитель рулевого управления - 3,2 л, всесезонно масло марки Р;
    коробка передач (без коробки отбора мощности) - 5,1 л, всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10;
    раздаточная коробка - 3,3 л, см.масла для коробки передач;
    картеры главной передачи ведущих мостов 3x5,0 л, см.масла для коробки передач;
    картер редуктора лебедки - 2,4 л, см.масла для коробки передач;
    амортизаторы - 2x0,45 л, жидкость АЖ-12Т.

    Масса агрегатов

    (в кг):
    Силовой агрегат в сборе - 650;
    коробка передач - 100;
    раздаточная коробка - 115;
    ведущие мосты: передний - 480, средний и задний - по 430;
    рама с буферами и тягово-сцепным устройством - 460;
    рессоры: передняя - 54, задняя - 63;
    колесо в сборе с шиной - 135;
    лебедка с тросом - 175;
    кабина - 290;
    оперение (облицовка, крылья, брызговики, подножки) - 110;
    платформа (без дуг и тента) - 720.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Приведенные ниже показатели даны для автомобиля полной массой 10185 кг и автопоезда с прицепом полной массой 4150 кг.

    Макс, скорость автомобиля 85 км/ч.
    То же, автопоезда 75 км/ч.
    Время разгона автомобиля до 60 км/ч 50 с.
    То же, автопоезда 80 с.
    Выбег автомобиля с 50 км/ч 450 м.
    Макс. преодолеваемый подъем автомобилем 60 %
    То же, автопоездом 36 %
    Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч 25 м.
    То же, автопоезда 25,5 м.
    Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 60 км/ч:
    автомобиля 35,0 л.
    автопоезда 46,7 л.
    Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в тинах:
    без подготовки 0,9 м.
    с предварительной подготовкой (автомобиля ЗИЛ-13 1Н) продолжительностью не более 20 мин 1,4 м.
    Радиус поворота:
    по внешнему колесу 10,2 м.
    габаритный 10,8 м.

    Автомобиль ЗИЛ-131НВ 6x6.1

    Седельный тягач выпускается Московским автозаводом имени Лихачева с 1983 г. на базе автомобиля ЗИЛ-131Н. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов.
    Модификация - ЗИЛ-131НВС исполнение ХЛ для холодного климата (до -60°С).

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Масса, приходящаяся на седелыю-сцепноо устройство:
    3700 кг.
    4000 кг.
    5000 кг.
    Снаряженная масса (без лебедки) 5955 кг.
    В том числе:
    на переднюю ось 2810 кг.
    на тележку 3145 кг.
    Полная масса 10100 кг.
    В том числе: 6870 кг.
    на переднюю ось 3230 кг.
    на тележку
    Допустимая полная масса полуприцепа:
    по всем видам дорог и местности 500 кг.
    по улучшенным фунтовым дорогам 1000 кг.
    по дорогам с асфальтобетонным покрытием 1200 кг.
    Макс, скорость автопоезда 75 км/ч
    Седельно-сцегтное устройство полуавтоматическое, с тремя степенями свободы.
    Привод тормозов полуприцепа однопроводный

    Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

    ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший ЗИЛ-157 . А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

    Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у ЗИЛ-5301 этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

    Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах – Камаз каратель.

    Описание

    Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

    На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

    Армейские бортовые машины снабжались:

    • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
    • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
    • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
    • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

    Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

    • строевые гнезда для оружия,
    • прибор ночного видения,
    • бокс для документов и карт,
    • дозиметры;
    • инструмент для инженерно-земляных работ;
    • противопожарные средства и аптечка.

    Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

    На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

    Технические характеристики

    Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

    Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

    Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

    Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

    ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

    Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

    В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

    Двигатель

    На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

    Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

    Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

    • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
    • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
    • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
    • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

    Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

    Шасси

    Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

    • трансмиссия,
    • ходовая часть,
    • управление.

    Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

    • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
    • раздаточной коробкой с двумя передачами.

      Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

      Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

    • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
    • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
    • двойной главной передачей;
    • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
    • 4-мя карданными валами;
    • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.

    Ходовая часть

    Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

    • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
    • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
    • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

    Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

    Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

    И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

    Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

    Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

    Сферы применения

    Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

    В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

    Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

    Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и МАЗ-5551).

    Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

    • транспортировки активных химических веществ;
    • дезактивации газов и ядовитых соединений;
    • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

    Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

    • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
    • трубопровода,
    • рукавов, переходников и коллекторов.

    В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

    Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

    Автомобиль рукавный АР-2

    Рукавный автомобиль доставляет к месту возгорания команду пожарников, напорные пожарные рукава общей длиной до 5 км и трех разных сечений (150, 170, и 77 мм) и средство для пожаротушения (вода или пена). Конструктивно машина приспособлена для тушения пожаров. Встроенный насос подает мощную струи воды или противопожарной пены через специальный ствол.

    Цена пожарной машины на базе шасси ЗИЛ-131 колеблется от 350-600 тысяч рублей.

    Топливозаправщики и автоцистерны

    На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

    Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

    КУнГ ЗИЛ 131

    Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

    На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

    Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

    В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

    Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

    Мастерская технического обслуживания

    Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

    • шасси ЗИЛ-131;
    • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
    • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
    • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

    Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.

    В семейство различных автоцистерн на шасси ЗИЛ-131 входили самые простые модели двойного назначения, а также унифицированные военные топливозаправщики АТЗ-4-131 и АТЗ-4,4-131 и маслозаправщик МЗ-131.

    АЦ-4,0-131 - многоцелевая автоцистерна двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 со стальным резервуаром вместимостью 4100 л и сливом топлива самотеком. Принята на вооружение в 1971 году и состояла в подразделениях материального обеспечения для хранения, транспортировки и перекачивания нефтепродуктов. Оснащалась вихревым насосом СВН-80 производительностью 500 л/мин с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, боковой кабиной управления, продольными цилиндрическими пеналами или ящиками для хранения рукавов, фильтром предварительной очистки и системой контроля. Полная масса машины - 10 365 кг.

    АЦ-4,3-131 (АЦЗ-4,3-131) - автоцистерна-заправшик двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 с рамным 4300- литровым резервуаром из алюминиевого сплава и задней кабиной управления. Принята на вооружение в апреле 1970 года и выпускалась до 1973 года. Применялась для транспортировки, перекачивания топлива и одновременной заправки до четырех единиц колесной или гусеничной техники с замером выдаваемых количеств. На машине были смонтированы вихревой насос СВН-80, фильтр тонкой очистки, два топливных счетчика-литрометра, трубопроводы и раздаточные рукава с кранами, боковые пеналы для рукавов. Управление всеми операциями ручное из кабины управления, установленной между кабиной водителя и цистерной. Полная масса - 10 510 кг.

    АТЗ-4,4-131 - армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной несущей цистерной с эксплуатационной емкостью 4400 л. Принят на вооружение 21 января 1975 года. По общей конструкции и комплектации был унифицирован с заправщиком АТЗ-4-131 и служил для одновременной заправки четырех потребителей.

    AT3-4-131 (АТЗ-4,1-131) - многоцелевой армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной цистерной вместимостью 4148 л. Принят на вооружение в июле 1976 года и выпускался с того же года Реутовским заводом стройоборудования. По общей конструкции и оснащению был унифицирован с заправщиком АТЗ-4,4-131. Снаряженная масса машины - 7040 кг, полная - 10 370 кг.

    ЗИЛ-131 - это грузовое транспортное средство с повышенным уровнем проходимости.

    Устройство

    Конструкция включает в себя такие элементы как:

    1. Мотор. Здесь установлен восьмицилиндровый силовой агрегат, оборудованный карбюратором и механизмом для принудительного включения режима холостого хода.
    2. Трансмиссия. Автомобиль оснащен пятиступенчатой коробкой передач, тремя карданными валами и инверторным синхронизатором.
    3. Электрическое оборудование, включающее световую и звуковую систему сигнализации, освещение. Схема электропроводки приведена в руководстве по ремонту.
    4. Пневматическая система ЗИЛа-131, устройство включает в себя задний и передний подвесной механизм независимого типа.
    5. Тормозная система и рулевое управление.
    6. Колеса, шины, кабина водителя.


    Технические характеристики

    Особенности параметров и ТТХ автомобиля:

    • заправочные объемы — 2 бака по 170 л;
    • высокий уровень проходимости;
    • тип кабины — подрессоренная.

    Кузов машины представлен в виде деревянной платформы, оборудованной откидным задним бортом. Внутри грузовой платформы есть откидные скамейки.

    ЗИЛ-131 технические характеристики и показатели транспорта имеет следующие:

    Наибольшая грузоподъемность 5000 кг
    Общий вес 5275 кг
    Габариты транспорта Длина — 7040 мм

    Высота — 2970 мм

    Ширина — 2500 мм

    Максимальная скорость передвижения 60 км/ч
    Мощность двигателя 150 л. с.
    Габаритные размеры грузовой платформы 3600*1820*2322 мм
    Вместительность емкости для охлаждающей жидкости 50 л
    Объем бака для заправки маслом 70 л
    Максимальное давление в шинах 3,5 кгс/см
    Расход топлива ЗИЛа-131 зимой на 100 км 50 л
    Снаряженная масса 6135 кг
    Колесная база 3350 мм
    Дорожный просвет 330 мм
    Колея 1820 мм
    Размер шин 12.00-20
    Рабочий объем мотора 6 л
    Ход поршней 95 мм

    ЗИЛ-131 расход бензина в летний период: транспорт может расходовать до 30 л на 100 км пути.

    Модификации

    На рынке представлено несколько модификаций этого транспорта: самосвал, лесовоз, манипулятор, КУНГ, седельный тягач, бензовоз, автовышка, ассенизатор и сельхозник.

    Самосвал

    Самосвал ЗИЛ-131Н оборудован восьмицилиндровым дизельным двигателем, где цилиндрические элементы расположены V-образно. Удельный расход топливной жидкости составляет 38 л на 100 км пути.


    Технические показатели:

    Допустимый вес поднимаемого груза 5000 кг
    4150 кг
    10425 кг
    Размеры Длина — 7040 мм

    Ширина — 2500 мм

    Высота — 2510 мм

    Колесная база 3350 мм
    Колея По передним колесам — 1820 мм

    По задним колесам — 1820 мм

    10800 мм
    80 км/ч
    Объем топливного бака 170 л
    Запас хода 880 км
    Степень сжатия 7,1
    6 л
    100 мм
    Ход поршней 95 мм

    Лесовоз

    Данная модификация используется для транспортировки бревен и пиломатериалов. Лесовоз оборудован плоской опорной рамой, благодаря которой транспорт может передвигаться в условиях бездорожья, по высоким снежным сугробам и т.д.


    Грузовая шина имеет повышенный уровень эластичности, который был достигнут за счет снижения числа слоев корда, увеличения ширины профильной части и установки дополнительных слоев, выполненных из мягкой резины.

    Параметры и показатели модели:

    Манипулятор

    Манипулятор используется для подъема и транспортировки различного груза на высоту. Автомобиль предназначен для размещения кранового оборудования. Конструкция транспорта отличается хорошим контактом с дорожным покрытием, проходными мостами и восьмислойными широкими шинами, которые оснащены грунтозацепными устройствами.


    Технические характеристики модели:

    КУНГ

    ЗИЛ с КУНГом — это транспорт с унифицированным кузовом нулевого габаритного размера. Каркас конструкции изготавливается из уголков и швеллеров, которые различаются по размеру. Сверху такой каркас обшивается металлическими листами.


    Внутри кузовная часть обшивается пенопластом или любым другим теплоизолирующим материалом, это помогает улучшить технические характеристики этой модели.

    Машина с КУНГом оборудована:

    • отопительным устройством;
    • системой вентиляции;
    • бытовым оборудованием;
    • фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12;
    • системой освещения, которая представлена в виде плафонов на потолке в салоне.

    Фильтрационная установка осуществляет забор воздушного потока из окружающей среды и обеззараживает его, что создает избыточное давление в системе. Это позволяет обезопасить пространство внутри грузовой платформы.

    Седельный тягач

    Модификация ЗИЛ-131 В, седельный тягач используется для перевозки различных грузов. Внутри есть грузовая платформа, которая рассчитана на 8 посадочных мест. Внутри кабины водителя есть 3 сиденья.


    Технические характеристики и показатели этой модели:

    Допустимый вес понимаемого груза 3750 кг
    Максимальный вес прицепного устройства 3200 кг
    Полная масса вместе с лебедкой 7125 кг
    Размеры Длина — 7040 мм

    Ширина — 2500 мм

    Высота — 2510 мм

    Колесная база 3050 мм
    Колея По передним колесам — 1800 мм

    По задним колесам — 1790 мм

    Внешний габаритный радиус поворота 10700 мм
    Наибольшая транспортная скорость 85 км/ч
    Объем топливного бака 170 л
    Запас хода 800 км
    Степень сжатия 6,2
    Рабочий объем силового агрегата 6,3 л
    Диаметр цилиндрических элементов 110 мм
    Ход поршней 100 мм

    Бензовоз

    ЗИЛ-131 автоцистерна используется в качестве топливозаправщика. Он предназначен для перевозки отфильтрованной топливной жидкости.


    Транспорт может наполнять цистерну АРС-14 топливом при помощи встроенного насосного элемента, а также перекачивать рабочую жидкость из одного резервуара в другой без использования цистерны.

    В конструкции есть поперечный волнорез, который помогает снизить количество гидравлических ударов о днище во время резкого торможения.

    Технические данные и показатели модификации:

    Автовышка

    Автомобиль оборудован буровой установкой и используется для проведения монтажных работ на высоте до 22 м. Оборудование оснащено пультом управления, который расположен на поворотной части корпуса, а также гидравлическим приводом.


    Ассенизатор

    Ассенизатор используется для откачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям.


    Здесь установлен восьмицилиндровый инжекторный двигатель с V-образным расположением цилиндрических элементов. Клапаны расположены в верхней части силового агрегата, их общее количество равно 16. Тип используемого топлива — бензин.

    Технические характеристики ассенизатора:

    Сельхозник

    Бортовой грузовик сельхозник используется для транспортировки различных сыпучих грузов. Среди преимуществ этой модификации можно выделить:

    • высокий уровень грузоподъемности;
    • проходимость транспорта;
    • небольшой расход топливной жидкости;
    • невысокую стоимость.


    Бортовая конструкция способствует автоматической выгрузке сыпучего материала, что упрощает работу.

    Технические параметры и данные:

    Руководство по эксплуатации и ремонту

    Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:

    1. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время эксплуатации транспортного средства.
    2. Первая обкатка: общие правила и рекомендации.
    3. Органы управления, схемы подключения электрического оборудования.
    4. Устройство основных механизмов: двигатель, трансмиссия, кузов, сцепление, тормозная система, пневматическая подвеска.
    5. Электрооборудование.
    6. Неисправности и способы их устранения.
    7. Периодичность проведения технического обслуживания.
    8. Правила хранения и транспортировки.


    В руководстве по эксплуатации прописано, где найти цифровое обозначение рамы. Номер рамы находится сверху на правой части швеллера.

    Регулировка клапанов

    Регулировка клапанов проводится на отключенном силовом агрегате. Перед началом выполнения работ рекомендуется установить транспорт на смотровую яму.

    Первый этап — это установка поршня цилиндра под номером 1 в положение высшей мертвой точки. После его установки проворачивают коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке.

    После того как впускной и выпускной клапаны будут закрыты, можно приступать к установке зазоров клапанов на ЗИЛе-131. Для этого нужно придерживать регулировочный винт отверткой и ослабить при помощи гаечного ключа натяжение контргайки.

    Зазор не должен превышать 0,3 мм для обоих клапанов.

    Затем необходимо повторить процедуру для остальных семи цилиндров. В конце нужно завести двигатель и проверить работоспособность всех систем.

    Установка зажигания

    Установка зажигания на данной модели ЗИЛа проводится следующим образом:

    1. Устанавливают поршень в положение высшей мертвой точки.
    2. Устанавливают паз так, чтобы он был параллелен корпусу приводов распределительного устройства.
    3. Проворачивают коленчатый вал на величину установочного угла.
    4. Убирают крепежный болт пластины.
    5. Включают зажигание и проворачивают корпус распределительного устройства против часовой стрелки.
    6. Затягивают крепежные элементы.
    7. Проверяют правильность установки проводов в соответствии с порядком работы цилиндров.

    Замена масла

    Замена масла проводится на отключенном прогретом двигателе. Перед заливкой необходимо слить старую масляную жидкость, очистить сливной магнит и заменить фильтр тонкой очистки.

    Новое масло заливают при помощи воронки. После заправки нужно дать мотору проработать несколько минут на средних оборотах, чтобы заполнилась система смазки. После этого рекомендуется отключить силовой агрегат и проверить уровень масла в системе.