Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Дисциплинарные взыскания, ТК РФ (ст
  • Примеры дисциплинарного взыскания за неисполнение должностных обязанностей, опоздание на работу, экологические и другие виды поступков
  • Какие изменения ждут нас с июля?
  • Смолина Т. Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий - Психология человека. Межкультурный контакт и адаптация Психология кросс культурной адаптации
  • «Особенности перевода профессиональной терминологии при описании устройства немецкого автомобиля» III
  • Коктейли с Мартини, или с какими соками сочетается знаменитый напиток?
  • Признаки определения направления движения транспортных средств. Определение места столкновения транспортных средств Следы юза

    Признаки определения направления движения транспортных средств. Определение места столкновения транспортных средств Следы юза

    Криминалистическое значение следов транспортных средств

    В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т.п.
    Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
    Изучение следов транспортных средств на месте происшествия позволяет установить:
    - групповую принадлежность (вид, марку, модель) транспортного средства;
    - конкретное транспортное средство (идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);
    - обстоятельства использования транспортного средства (направление движения, места остановок и торможений, примерную скорость движения, длину тормозного пути).
    - повреждения, возникшие на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправности некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); сведения о перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).


    Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

    Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

    Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

    а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

    б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

    в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

    г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;



    д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

    е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

    ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

    з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

    и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13).

    О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

    Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

    Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

    Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

    Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ рас­положения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

    По следам протекторов шин возможно установить тип транс­портного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок про­тектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасыва­ния его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.

    При исследовании следов автотранспортных средств на месте происшествия можно определить направление движения автомобиля. При этом следует руководствоваться следующими положениями.

    1. Следы брызг, образующиеся при переезде лужи, ориентированы в направлении движения автотранспортного средства (рис. 13.1). Осыпь грунта, снега, отделившаяся от внутренних поверхностей крыльев, деталей подвески, расширенной частью ориентирована в сторону движения автомобиля.

    Снижение плотности вещества в следе наслоения по мере удаления автомобиля от места загрязнения (лужа; масла, краски, воды, цементного раствора и т. п.) определяет направление дви­жения (рис. 13.2).

    Острый конец упавших на дорожное покрытие капель жидкости (масло, вода, грязь, кровь и т. п.), отделившихся при движении автомобиля, указывает на направление движения (рис. 13.3).

    При движении автомобиля вершина угла, образованного сломанными стеблями растений (ветки, солома и т. д.), обращена в сторону, противоположную направлению движения транспортного средства (рис. 13.4).

    5. Частицы пыли, снега оседают па дорожное покрытие в виде дугообразных полос, обращенных в сторону, противоположную направлению движения автомобиля (рис. 13.5).

    Сдвиг грунта, образованный при переезде и вдавливании в мягкое дорожное покрытие небольших камней, обращен в сторону движения автотранспортного средства (рис. 13.6).

    Частицы грунта, веерообразно разлетающиеся из-под колес при движении или буксовании автотранспортного средства, направлены в сторону, противоположную движению (рис. 13.7).

    В следах торможения с заблокированными колесами (так называемые следы «юза») увеличение насыщенности следа продуктами износа протектора (большая «чернота») происходит в направлении движения автомобиля (рис. 13.8).

    Вершина угла в следах, образованных покрышками с направленным рисунком протектора (так называемая «елочка»), обращена в сторону, противоположную направлению движения автотранспортного средства (рис. 13.9).


    При движении по мягкому грунту автотранспортное средство образует рельефный след, пологая сторона которого обращена в сторону движения (рис. 13.10).

    Верхушки стеблей растений, придавленные автотранспортным средством, направлены в сторону движения (рис. 13.11).

    При контакте элементов кузова автомобиля со стволами деревьев (столбами и т. п.) разрушения коры, волокон древесины направлены в сторону движения автомобиля (рис. 13.12).

    На боковых стенках глубокой колеи (глина и т. п.) образуются следы в виде дугообразных полос, направленных в сторону движения автомобиля (рис. 13.13).

    Угол между следами, образованными передним и задним колесами в начале крутого поворота, больше угла между следами в конце поворота.

    Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии ав­томобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволи­нейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водите­ля избежать происшествия маневрированием перед торможени­ем. Наличие только следов скольжения является признаком вне­запного обнаружения опасности или панических действий води­теля. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.

    Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически ис­правного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется не­равномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сто­рону уклона.

    Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса остав­ляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

    В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет пе­ремещаться вперед с образованием динамических следов тормо­жения, в которых отображаются лишь общие признаки сколь­зящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.

    Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное ко­лесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

    В зависимости от вида дорожно-транспортного происшест­вия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия авто­мобиля и т.п.

    Расположение следов крови зависит от того, совершен ли на­езд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемеще­ние в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Сле­ды крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и об­ширных пятен в месте окончательной остановки тела после пе­ремещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном пе­реезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгива­ния в направлении движения транспортного средства.

    Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рас­сматривать в двух аспектах - в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наез­дах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела че­ловека выбрасываются вперед в направлении движения авто­мобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

    Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкос­новения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных - на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно устано­вить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.

    Характерными для наезда транспортных средств на пешехо­дов являются следы волочения. Они образуются на проезжей час­ти в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного сред­ства одежды и последующего волочения тела человека по про­езжей части. Места наезда определяют довольно точно по сле­дам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

    При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образу­ются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем на­слоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставля­ет обширные следы волочения, образующиеся за счет наруше­ния наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид ши­роких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

    Для установления механизма дорожно-транспортного про­исшествия большое значение имеют следы на одежде потерпев­шего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

    Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передается форма следообразующей детали. Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные раз­рывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тка­ней. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» части­цы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.

    По характеру повреждений одежды определяются поверх­ность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в проти­воположном скольжению тела направлении.

    1. Изготовьте гипсовый слепок протектора шины колеса автомобиля, подобрав для этого четкий след, в котором бы имелось повторяющееся изображение какой-нибудь особенности (дефекта) протектора. Слепок оформите в соответствии с процессуальными требованиями.

    2. Изучите следы протектора автомобиля при движении по прямой или на повороте. Определите ширину колеи передних и задних колес, ширину протектора шины, длину следа одного оборота колеса, радиуса поворота передних и задних колес.

    1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде. 5. Соотношение углов расхождения и углов схождения следов на повороте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства.

    Правила описания в протоколе дорожки следов ног (обуви).

    При обнаружении дорожки следовног (обуви) описывается:

    Место обнаружение с привязкой к двум ориентирам;

    Характер следовоспринимающей поверхности;

    Вид следов в соответствии с их трасологической характеристикой и следообразующей поверхностью;

    Внешний вид вещества, которым сформированы поверхностные следы обуви (цвет, консистенция и т.д.);

    Какая часть низа обуви или босой ноги отобразилась в следах;

    Размеры следов;

    Особенности, отобразившиеся в отдельных следах;

    Элементы дорожки;

    Способы и технические средства фиксации, изъятия и упаковки.

    Примерный фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием «дорожки» следов обуви :

    «…В огороде на вспаханном черноземе обнаружена дорожка следов обуви, которая начинается от восточного угла дома и направлена в северном направлении к калитке в заборе. Дорожка имеют длину 25 метров, и состоит из объемных вдавленных следов обуви, которые отобразились достаточно четко. Поверхность следов на момент осмотра несколько увлажнена. Элементы дорожки следов: длина шага правой ноги – 66 см, длина шага левой ноги – 68 см, угол разворота стопы правой ноги – 7 градусов, угол разворота стопы левой ноги – 11 градусов – ширина шага – 10 см. Наиболее четко отобразились 5-й след обуви с правой ноги и 7-й след обуви с левой ноги. Размер следа обуви с правой ноги: общая длина следа – 30 см, наибольшая ширина промежуточной части – 11 см, наименьшая ширина промежуточной части – 6 см, длина каблука – 8 см, ширина каблука – 7,5 см, глубина следа в области носка – 2 см, в промежуточной части – 0,5 см, каблука – 1 см. В следе обуви с левой ноги глубина в области носка – 1 см, в промежуточной части – 0,5 см, каблука – 2см, остальные размере те же, что и в следе обуви с правой ноги. Форма носка в следах круглая, передний край каблука вогнутый, подметочная и промежуточная части подошвы составляют одно целое. В средней части следа подметки имеется рельефный рисунок в виде круглых углублений диаметр 1 см, глубиной до 0,3 см, расположенных рядами, проходящими поперек подметки. В следе каблука отобразились 4 поперечные вдавленные полосы шириной 0,8 см, глубиной 0,2 см, расстояние между ними – 0,5 см. Дорожка следов сфотографирована методом линейной панорамы, а описанные следы сфотографированы масштабным методом фотоаппаратом «Зенит-Е» с помощью удлинительного кольца № 1 и лампы-вспышки при косопадающем освещении. С двух описанных следов сделаны зарисовки в масштабе 1: 1 на листы светлой дактопленки путем обводки контуров следов и рисунков подошвы. С двух описанных следов изготовлены гипсовые слепки, к которым прикреплены бирки с пояснительными надписями. Слепки упакованы в картонные коробки, коробки обвязаны шпагатом светло-коричневого цвета, концы которых опечатаны сургучным оттиском печати…»

    Примерный перечень вопросов при назначении трасологической экспертизы «дорожки» следов и единичного следа обуви:

    Пригодны ли для идентификации следы босых ног, обнаруженные при осмотре места происшествия?

    Не оставлены следы босых ног таким-то человеком?

    Не является ли обнаруженный след следом обуви, представленной на исследование?

    Одной и той же или разной обувью оставлены следы?

    К какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия, какие особенности она имеет?

    Как передвигался человек, следы ног которого обнаружены на месте происшествия (медленным, быстрым шагом, бегом)?

    Какие выводы можно сделать по имеющимся следам ног об особенностях оставившего их человека и его состоянии (примерный рост, пол, комплекция, соответствие обуви размеру ступни, физ. недостатки)?

    Оставлена ли дорожка следов ног конкретным лицом?

    Правила описания в протоколе следов колес.

    При обнаружении следов колес описывается:

    Вид и состояние поверхности, на которой оставлены следы (например, мокрый асфальт, сухая песчаная почва, снег);

    Вид следа;

    Место расположения по отношению к неподвижным ориентирам;

    Ширина беговой части протектора колес (гусениц, полозьев);

    Ширина колеи;

    База транспортного средства;

    Длина следа юза;

    Максимальная глубина объемных следов;

    Строение рисунка протектора;

    Форма и расположение, а также размеры отпечатков особенностей поверхности шины;

    Расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);

    Признаки направления движения транспортного средства (направление следов разбрызгивания, положение концов сломанных веток и т.д.);

    Способ фиксации и изъятия следов колес.

    Примерный фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием следов колес автомобиля :

    «…в 20 м от столба с указателем «п. Урожайный» в направлении поселка на правой обочине шоссе на глинистом грунте обнаружены объемные следы качения шин. Следы отходят от полотна дороги под углом 25 градусов, затем идут параллельно асфальту и выходят на асфальт под углом 15 градусов на расстоянии 47 м от столба. Наружный след отстоит от края асфальта в наиболее удаленной части на 2, 2 м и от кювета – на 0,5 м. Общее число следов на участках обочины, примыкающих к асфальту в начале и конце следов, - 4. Ширина беговой дорожки каждого следа, измеренная на нескольких участках составляет 145 мм, наибольшая глубина объемных следов – 90 мм. Ширина колеи транспортного средства одинакова для передних и задних колес и равна 1440 мм, база транспортного средства, измеренная на участке с наибольшей кривизной следов, составляет 2400 мм. Во всех следах отобразились рисунки протекторов шин, состоящие из стрелообразных элементов, расположенных по оси, шириной 20 мм и длиной 30 мм с примыкающими к ним под углом 45 градусов двумя параллелограммами с размерами 36х24 мм и 30х36 мм. При детальном осмотре в следе левого заднего колеса обнаружена особенность размером 10х15 мм в виде выпуклости, повторяющаяся в следе через каждые 240,5 см. Дно следов на глинистом грунте имеет пилообразное строение, пологие стороны площадок грунта обращены в сторону п. Урожайного. Следы колес сфотографированы с применением масштабной съемки методом линейной панорамы. Со следов изготовлены схематические зарисовки в масштабе 1:1 путем перерисовки на просвет. Со следа левого заднего колеса с имеющейся особенностью изготовлен гипсовый слепок длиной 45 см…»

    Примерный перечень вопросов при назначении трасологической экспертизы следов транспортных средств:

    Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями (колесами, шинами, полозьями), имеющимися у данного транспортного средства, или его иной частью?

    К какому типу (виду) относится транспортное средство, чьи следы обнаружены на месте происшествия?

    В каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам?

    Какова модель рассеивателя, фрагменты которого изъяты при осмотре места происшествия? Для какого транспортного средства она предназначена?

    Следы на месте ДТП можно подразделить на следующие:

    1. следы колес ТС
    2. следы (точечные и линейные) деталей ТС на преградах, с которыми они взаимодействовали во время ДТП
    3. следы отделившихся от ТС деталей, частей, а также различного рода веществ (сыпучий груз, масло и пр.)
    4. следы от потерпевших
    5. следы на ТС

    Следы на месте ДТП, оставшиеся от колес автомобиля, могут быть следами качения, торможения, заноса. Такого рода следы указывают на траекторию и направление движения ТС при ДТП.

    Следы качения

    На снегу, влажном песке, глине и т.п. эти следы представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора.

    Отпечаток — это след, оставляемый протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки протектора хорошо видны вдоль и поперек следа.

    На асфальтированном покрытии остаются отпечатки рисунка протектора в виде наслоения пыли, грязи, иных частиц после движения ТС по обочине, грунтовой дороге, при перемещении с влажных участков на сухие.

    Если в следах отобразились частные признаки, в этом случае можно идентифицировать конкретное колесо ТС (индивидуальная идентификация).

    Следы торможения (скольжения)

    На асфальтированных сухих покрытиях — это смазанная в направлении движения полоса, а на грунтовых покрытиях — разрыхленная борозда.

    Следы скольжения (юза) — это полосы, оставленные на дороге шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора хотя и не виден поперек следа, но может оставлять определенное количество продольных линий. Когда шина скользит параллельно оси колеса, ширина следа равна длине зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка протектора не видны.

    Влияние перераспределения массы автомобиля на следы скольжения. Перераспределение массы по осям при торможении транспортного средства часто позволяет определить, какими колесами оставлен след скольжения — передними или задними.

    Если давление в шинах соответствует рекомендованному изготовителями, то при нормальном движении вертикальная нагрузка в зоне контакта протектора с поверхностью дороги распределена равномерно. При интенсивном торможении увеличение нагрузки на передние колеса создает такой же эффект, как и пониженное давление в шинах, а уменьшение нагрузки на задние колеса равносильно влиянию повышенного давления. Следы скольжения передних колес при перегрузке шин светлее в центре и темнее по краям. Это более характерно для радиальных шин, чем для диагональных.

    Следы шин разгруженных задних колес светлее, с четкими продольными линиями от протектора, по которым можно определить длину следа, и с несколько размытыми краями.

    Следы скольжения задних колес . В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлено ли это применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то следует уточнить мотивы действия водителя: или главная тормозная система неисправна, или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это. Следовательно, в зависимости от обстоятельств может понадобиться экспериментальное определение силы сцепления, развиваемой в дорожных условиях одним ручным тормозом. Для этого необходимо идентичное аварийному транспортное средство и с таким же грузом.

    Однако, если затормаживались все колеса, то будет правильно заключить, что следы оставлены вследствие перераспределения массы, в результате чего уменьшилась сила, блокирующая задние колеса. Для подтверждения исправности тормозов на передних колесах следует проверить транспортное средство.

    Необходимо отметить, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность, для уменьшения которой многие транспортные средства, особенно переднеприводные, снабжаются предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не всегда надежны, особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.

    Следы проскальзывания

    Происхождение следов проскальзывания шин может быть различным, но во всех случаях они являются результатом одновременного скольжения и вращения колес. Ниже приводится описание различных типов следов проскальзывания, оставленных на месте ДТП.

    Следы проскальзывания с пущенной шины очень похожи на следы скольжения передних колес. Однако тщательный осмотр позволяет обнаружить царапины на дорожном покрытии от мелких камней и песка, направленные вдоль следа, в то время как в следе от спущенной шины некоторые царапины ориентированы в поперечном направлении. Кроме того, след от спущенной шины обычно волнистый, а непрямолинейность его траектории часто свидетельствует об управляемом движении автомобиля.

    Следы проскальзывания на повороте остаются, когда колеса свободно вращаются, но шины проскальзывают в боковом направлении под действием центробежной силы. Перераспределение нагрузки на внешние два колеса по отношению к центру поворота обычно приводит к возникновению следов проскальзывания только от этих колес, хотя на очень скользкой поверхности, как правило, это происходит от всех колес.

    Следы задних колес транспортного средства обычной конструкции при нормальном повороте всегда находятся внутри следов передних колес, однако при заносе это правило часто нарушается. Нередко след проскальзывания представляет собой лишь узкую полосу, которая схожа с одной стороной следа скольжения шины переднего колеса. Такой след возникает вследствие того, что шина, деформируясь, как бы перекатывается в боковом направлении под действием центробежной силы.

    Следы проскальзывания при замедлении возникают при интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования и перед блокированием. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего заметны по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешков и песчинок. Обычно невозможно определить, где кончается след проскальзывания и начинается след скольжения. Оба они включаются в измеряемый общий след торможения.

    Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слишком велико тяговое усилие на ведущие колеса. Отличить их от следов замедления можно только при очень тщательном осмотре. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад, в то время как при замедлении царапины появляются в результате вдавливания частиц в поверхность дороги и последующего их продвижения.

    Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства. Следы скольжения блокированных колес под действием удара при ДТП заметно изменяют направление от первоначального. Свободно катящееся колесо при ударе в него может на мгновение заблокироваться и оставить на дороге короткий след скольжения, который можно обнаружить при внимательном осмотре,

    Измерение и фиксация следов скольжения и проскальзывания. Необходимые данные для надежной оценки скорости движения транспортных средств, участвующих в ДТП, получают в результате осмотра и измерения следов шин на дороге. От тщательности выполнении этих операций во многом зависит результат расследования

    Определение принадлежности следов конкретному транспортному средству. Весьма важно установить, какому конкретно транспортному средству принадлежат следы. Часто водитель признается, что следы оставлены его автомобилем, либо это утверждают свидетели. Иногда подтверждения свидетеля об имевшем место скрипе проскальзывающих шин бывает достаточно для идентификации следов. Если свидетелей ДТП нет, обнаружить признаки скольжения шин можно при тщательном осмотре, однако при удалении транспортных средств с места ДТП эти признаки быстро исчезают, так как масса оставленных на дороге частиц резины весьма мала. Если в ДТП участвовало более одного транспортного средства, то установить принадлежность следов помогают размеры колеи транспортного средства.

    Начало и окончание следа. Точку, где началось скольжение шины, легче установить, если рассматривать след вдоль с некоторого расстояния под малым углом. При этом следует воспользоваться помощью ассистента, который отметил бы мелом указанную точку. Чтобы проконтролировать точность измерений, наблюдателю необходимо повторить процедуру, поменявшись местами с помощником.

    Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны, во-первых, отрывом колеса от поверхности дороги. В этом случае разрывы очень короткие и многочисленные. Это вызвано малой нагрузкой на ось, что заставляет колеса подпрыгивать на неровностях дороги. До и после каждого разрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой. Поэтому штрихи следа и разрывы между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. В вычислениях используется полная длина. Во-вторых; разрывы в следах шин могут быть вызваны периодическими нажатиями на педаль тормоза. Они обычно длинней разрывов, вызванных отрывом колес от дороги. Расстояния между видимыми частями довольно большие, так как водитель в экстремальной ситуации не способен столь часто прекращать и возобновлять торможение, чтобы возникший прерывистый след мог быть похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В таком случае каждый отрезок следа данного колеса необходимо измерить отдельно, и в расчетах использовать, фактическую сумму этих отрезков.

    Прямолинейное скольжение. Прямолинейным называется такое скольжение, при котором след хотя бы одного заднего колеса не выходит за пределы полосы, расположенной между передними колесами, при этом следы могут быть слегка искривлены.

    Для проведения вычислений необходимо измерить наиболее длинный след, оставленный одним из колес, так как очевидно, что все они заторможены, пока хотя бы одно из них скользит по дороге. Действительно, если колесо еще не заблокировано, а другое уже начало скользить, тормозное усилие на него будет такое же или даже большее, чем на заблокированное.

    Такое торможение характерно не только для мотоциклов, поскольку тормоза на их колесах имеют независимый привод, но и для других транспортных средств.

    Скольжение с заносом. Следы заноса — это криволинейные следы скольжения, на поверхности которых имеются расположенные под углом к границам следа трассы, оставляемые выступами рисунка протектора.

    В следах торможения и заноса, как правило, не отображаются идентификационные признаки колеса.

    Признаком скольжения с заносом считается выход следов задних колес за пределы колеи передних колес транспортного средства. При этом транспортное средство наряду с перемещением вперед смещается вбок или вращается вокруг вертикальной оси.

    При наличии следов скольжения с заносом необходимо измерить полную длину каждого из них (с учетом их кривизны) и определить среднюю длину, которая используется в дальнейших расчетах. Дело в том, что в отдельные моменты времени одна точка транспортного средства может почти остановиться, в то время как другие вращаются вокруг нее, в результате чего путь скольжения некоторых колес получается большим. Этот метод усреднения должен применяться только в случае примерно одинаковой нагрузки на задние и передние колеса, что характерно для легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности, но не для тягачей с полуприцепом и грузовиков со сдвоенными задними колесами. В некоторых случаях для вычисления скорости достаточно зафиксировать часть следа, где происходило прямолинейное скольжение, без учета того места, где началось боковое скольжение или вращение транспортного средства. Характер возникающего на дороге рисунка зависит от соотношения скоростей вращения и прямолинейного продвижения транспортного средства. Это значит, что два следа не могут быть совершенно одинаковыми.

    Изменение сцепных качеств покрытия дороги вдоль следа

    Часто след, оставленный транспортным средством, проходит по участкам дороги с различным качеством покрытия, особенно когда торможение начинается на пересечении дорог, а заканчивается за ним. В таких случаях важно измерить длину следа в пределах каждого участка, т.е. от начала границы между участками с разными покрытиями и от этой границы до конца следа. Это необходимо для того, чтобы отдельно подсчитать потерянную скорость транспортного средства на начальном и последнем участке торможения и таким образом точно определить скорость перед торможением.

    Следы мотоциклов

    Интерпретация следов мотоцикла связана с определенными трудностями ввиду того, что каждое его колесо затормаживается независимо от другого. Опытный мотоциклист всегда применяет прерывистое торможение передним колесом перед тем, как ввести в действие ножной тормоз. В этом случае следы мотоцикла исследуются так же, как и следы торможения других транспортных средств, когда известно, что каждое колесо было заблокировано или торможение происходило в режиме, близком к блокировке. Если использовался только задний тормоз, то снятие вертикальной нагрузки с заднего колеса вследствие перераспределения массы проявляется в удлинении пути торможения, по которому трудно определить фактическую потерю скорости.

    Ее можно оценить только при контрольном торможении одним задним тормозом на мотоцикле той же марки, причем вес водителя должен быть равным участвовавшему в ДТП. Важно, чтобы этот эксперимент проводился опытным мотоциклистом, так как очень сложно затормозить мотоцикл до полной остановки при блокировке заднего или переднего колеса.

    Повреждения дорожного покрытия после столкновения

    Транспортное средство, взаимодействуя с различными преградами в процессе ДТП, оставляет на них поверхностные и вдавленные (точечные и линейные — динамические) следы. Исследование этих следов позволяет решать идентификационные и ряд диагностических задач, что дает возможность уточнить место контактирования объекта с ТС и направление его движения после такого взаимодействия.

    Этот вид следов может быть сгруппирован следующим образом:

    • царапины, наслоения, трассы, потертости на проезжей части дороги, образующиеся поврежденными частями ТС (тяги, рычаги, кожух защиты картера двигателя и др.)
    • повреждения дорожного покрытия при столкновении. Следы, возникающие во время столкновения, обычно короткие, но порой глубокие из-за развивающихся при столкновении огромных усилий. Иногда части транспортного средства отрываются при ударе и углубляются в покрытие дороги. Примером этому является карданный механизм, часто разрушающийся при встречном столкновении. По таким выбоинам зачастую может быть идентифицировано конкретное транспортное средство, а иногда они дают единственную возможность для определения точного месторасположения транспортного средства в момент удара
    • царапины, трассы, оставленные диском колеса ТС при повреждении шины и движении его на шине с недостаточным давлением
    • царапины, наслоения лакокрасочного покрытия (ЛКП), образующиеся при опрокидывании ТС

    Царапины как следы очень важны для определения положения транспортного средства во время столкновения и особенно его перемещения после столкновения. Подобные следы могут появиться и при удалении транспортных средств с места аварии. Их можно исключить из рассмотрения, опросив при необходимости лиц, управляющих после аварийной эвакуируемой техникой.

    Повреждения, показывающие путь перемещения транспортного средства после столкновения, часто имеют форму длинных тонких царапин, прочерченных его поврежденными частями, которые касались поверхности дороги (например, деталями подвески, после отрыва колеса, углом кузова и т.д.) Иногда повреждения могут быть в виде ссадин, коротких, плоских либо широких царапин, появляющихся из-за большой площади контакта автомобиля с дорогой, например при скольжении его крыши.

    Тщательное изучение и сопоставление повреждений и материала покрытия с состоянием кузова и наоборот, можно использовать для определения не только пути перемещения транспортного средства, но и взаимного положения транспортных средств.

    Важное значение для расследования ДТП имеют следы в виде отделившихся от ТС частиц и макро частиц ЛКП:

    • осыпи мелких частиц
    • осыпи почвы или грунта при ударе в момент наезда или столкновения. Место расположения наиболее мелких частиц или пыли в сочетании с другими признаками указывает на место столкновения
    • отделившиеся частицы и микрочастицы ЛКП помогают определить место контакта ТС с препятствием и направление перемещения ТС при его отбросе (их расположение может изменяться под действием ветра)
    • осколки стекол фар, подфарников, фонарей заднего вида. По участкам их рассеивания можно приближенно установить траекторию движения ТС после контактирования и определить место его остановки (при отсутствии ТС на месте происшествия)
    • следы выхлопных газов. По ним удается установить место остановки ТС, в том числе относительно границ проезжей части

    Следы, оставляемые потерпевшими:

    • следы резиновой обуви при наезде заметны на бетонированной проезжей части, некоторые хорошо обнаруживаются на снегу и мягких грунтах. Такие следы, из-за того, что они могут находиться на некотором расстоянии от места обнаружения других следов наезда, крайне редко фиксируются. Следы обуви достаточно точно указывают на место наезда и направление приложенной силы
    • следы волочения тела потерпевшего. На асфальтированном покрытии это следы крови, а смешанные с асфальтной пылью или грязью, они имеют вид полос — отслоений пыли (грязи)
    • отброшенные личные вещи, находившиеся у потерпевшего (сумка, продукты и т.п.). Они могут располагаться как непосредственно в месте наезда, так и на некотором удалении от него по ходу инерционного движения ТС

    Следы, возникающие на одежде и обуви потерпевших

    Следы контактирования ТС с одеждой и обувью пешехода при наезде или его переезде

    • отпечатки (точечные следы) ободков фар, облицовки, декоративных и других деталей передней части ТС в виде наслоений грязи, примятости ткани одежды — по ним удается идентифицировать транспортное средство
    • порезы одежды стеклами фар в местах контактирования в виде линейных и точечных повреждений материала — по ним определяют взаимное положение потерпевшего и ТС
    • вкрапления отслоившихся от ТС частиц ЛКП на одежде пешехода
    • вкрапления микрочастиц (осколков) стекол, фар — по ним удается идентифицировать ТС, установить взаимное расположение ТС, и пешехода относительно друг друга
    • наслоения пыли, грязи в виде отпечатков рисунка протектора шины, который может быть несколько искажен вследствие смещения ткани при переезде тела. Такие следы пригодны для групповой идентификации шины и ТС, на котором могут быть установлены шины такого типа, а также для определения направления его движения
    • разрывы и деформации ткани одежды

    Следы скольжения о поверхность дороги:

    • наслоения пыли, грязи, стертости поверхностного слоя и сквозные повреждения, возникающие в результате истирания материала одежды при перемещении тела по ровной поверхности дорожного покрытия (асфальта, бетона). По таким следам можно установить факт волочения тела после падения его на проезжую часть и направление смещения (дугообразные складки всегда направлены своей выпуклой частью в сторону, противоположную направлению смещения)
    • разрывы материала одежды при перемещении тела по неровной дорожной поверхности. Направление перемещения определяется по расположению угловых разрывов (угол раскрыт вперед, по направлению движения)
    • следы трения на подошвах обуви. По таким следам, как отмечалось ранее, можно установить направление смещения ноги в момент контактирования ее и ТС — по расположению стертости и направлению трасс на подошве

    Следы контакта частей салона ТС с пассажирами и водителем

    К данной группе следов относятся отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, следы и повреждения на различных деталях внутренней части салона (деформация рулевого колеса, приборного щитка, лобового стекла, пятна крови и др.), место нахождения лиц после ДТП.

    При производстве комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы, изучив следы внутри автомобиля, направление действия сил на лиц, находившихся в нем на момент ДТП, а также характер телесных повреждений, можно установить взаимное расположение лиц, которые находились в ТС в момент ДТП.

    Следы, возникающие при столкновении ТС

    Много информации может, быть получено при изучении повреждений и конечного положения транспортного средства. Степень коррозии кузова (т.е. его состояние), различия конструкции кузовов, а также множественность точек, в которые мог прийтись удар, затрудняют вычисление сил, вызвавших конкретные повреждения. Необходимо заметить, что даже при сравнительно малых скоростях могут быть значительные повреждения.

    Повреждения классифицируются по различным признакам, требующим в каждом конкретном случае тщательного изучения. Прежде всего следователь должен определить, поврежден ли автомобиль до столкновения или во время его, либо в результате его принудительного перемещения после ДТП, либо при освобождении из автомобиля пострадавших. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или высохшей дорожной грязью. Если повреждения являются результатом ДТП, их можно отнести к следующим категориям:

    • следы непосредственного контакта деформированных частей ТС при их соприкосновении. По таким следам удается ориентировочно представить себе взаимное расположение и механизм взаимодействия ТС во время ДТП
    • отпечатки отдельных участков, деталей одного ТС на поверхности другого. Выявив их, можно установить взаимное расположение ТС в момент их столкновения, а также идентифицировать следообразующий объект
    • потертости, царапины и т.п., возникающие в результате контакта транспортных средств. В таких следах содержатся отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать ТС, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения ТС при перекрестном столкновении, определить направление и относительную скорость его движения при попутном столкновении
    • аналогичные следы на деформированных нижних частях ТС, контактировавших с проезжей частью. По ним можно судить о направлении движения ТС после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия

    Следы возникающие при наезде ТС на неподвижные объекты:

    • повреждения придорожных объектов, таких как опоры светильников и деревья, насыпи и ограждения. Они могут быть на некотором расстоянии от того места, где транспортное средство остановилось после ДТП, и поэтому их легко можно не заметить. По такому повреждению возможно установить путь движения ТС до столкновения и получить информацию о причинах возникновения ДТП, определить точку, от которой транспортное средство выехало за пределы проезжей части. Во время осмотра придорожной территории необходимо обратить внимание на возможные отпечатки шин и другие следы. При этом нужно иметь в виду, что ТС после наезда на один неподвижный объект или более может заметно развернуться, что затрудняет определение первоначального направления его движения. Следует, однако, быть предельно внимательным при идентификации транспортных средств, участвовавших в ДТП, и следов, так как некоторые объекты, например стены около узкой дороги или средства пассивной безопасности, имеют следы предыдущих наездов
    • наслоения краски ТС на поверхности неподвижного объекта. По ним удается установить групповую принадлежность ЛКП автомобиля
    • царапины, отпечатки деталей ТС на поверхности неподвижного объекта. При наличии таких следов можно определить направление движения ТС, идентифицировать следообразующий объект
    • наслоения микрочастиц ТС и преград. Эти следы используются для установления факта их контактного взаимодействия (задача решается комплексно с участием эксперта-трасолога)

    Следы, возникающие при наезде на пешеходов:

    • деформации частей ТС, которыми был нанесен удар (вмятины на капоте, крыльях и других частях ТС, повреждения передних стоек кузова, лобового стекла). По таким следам можно судить о местонахождении пешехода относительно полосы движения ТС, а с учетом расположения следов колес ТС — уточнить место наезда
    • отпечатки фактуры ткани одежды на пластмассовых частях ТС (бампере), следы крови, волосы потерпевшего. По ним можно установить факт наезда, идентифицировать ТС, совершившее наезд
    • следы наслоений и отслоений на боковых частях ТС. Такие следы свидетельствуют о факте контактного взаимодействия ТС с пешеходом при касательном ударе

    Следы, возникающие на ТС при его опрокидывании:

    • деформация крыши, стоек кузова, дверей. По ним устанавливают факт опрокидывания ТС и его направление движения
    • следы трения о поверхность проезжей части (разрезы, отслоения краски). Эти следы указывают на направление опрокидывания и изменение положения ТС при перемещении после опрокидывания
    • разрушение стекол, повреждение дверей. По ним удается уточнить механизм выпадения из ТС находившихся в нем лиц и предметов

    Следы, возникающие до происшествия, при наезде ТС на твердые и острые предметы на дороге:

    • повреждения шины при наезде на острые предметы (разрезы, проколы)
    • повреждения диска колеса и подвески при наезде ТС на препятствие на проезжей части (посторонние предметы, выбоины)

    По указанным следам можно уточнить механизм происшествия с учетом вызванных повреждениями изменений устойчивости и управляемости ТС (если предварительно будет установлено, что они возникли непосредственно перед происшествием).

    На месте ДТП могут остаться следующие виды следов шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.
    Отпечатки - это следы, оставленные протекторами шин, когда колеса транспортного средства свободно вращаются (динамические или следы качения) или транспортное средство длительное время стоит (статические). Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперек следа. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия эти следы могут быть как объемные, так и поверхностные (наслоения, отслоения). Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). Поверхностные следы образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла, мотороллера), одежде потерпевшего при наездах. Поверхностные следы могут быть позитивные, в них отображаются только выступающие части рисунка протектора и негативные, образующиеся за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Часто одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других - негативными.
    Следы скольжения-юза - это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных, не вращающихся колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка не видны.
    Следы проскальзывания - следы, которые являются результатом одновременного скольжения и вращения колес.
    При осмотре сравнительно легко обнаружить объемные следы колесного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее отыскать следы на асфальте. Иногда поверхностные следы можно обнаружить только при косо падающем освещении. Поверхностные позитивные следы хорошо видны на покрытии дороги (асфальте, бетоне) после того, как колеса переехали участки дороги, покрытые водой, пылью, грязью и т.п. Негативные следы шин можно обнаружить в конце следа торможения, когда колеса, двигаясь некоторое расстояние по асфальтированному или бетонному покрытию дороги «юзом», вбирают в себя стирающиеся частицы протектора и грязь с покрытия дороги. При полной остановке транспортного средства эти частицы, вы-

    падая из углублений участка протектора, отображают рисунок его строения. Особенно четким отображение бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.
    Следы торможения - наиболее важные объекты, подлежащие осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др. (рис. 41).

    Рис. 41. Тормозной след автомобиля: 1 - след протектора типы;
    " 2 - след торможения протектора с одновременным проворачиванием колеса;
    3 - след при блокированном (невращающемся) колесе (юз)
    Характер следов торможения служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, ее технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке избежать происшествия торможением и маневром.
    Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью, и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно снижал скорость. Измерение и фиксация характера следа торможения являются крайне важными, так как на этой основе с учетом других данных (коэффициенты сцепления шин с дорогой и эксплуатационные условия торможения, время нарастания замедления при экстренном

    торможении, величина угла профильного уклона дороги) специалист может установить скорость движения автомашины.
    Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения прямолинейно. Отклонение от прямой может быть объяснено, например, наличием поперечного уклона дороги. Если же не все колеса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колес. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку тормозов.
    На обледенелой дороге не происходит достаточного сцепления шины с дорожным покрытием и следы не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колес вызывает подтаивание льда, который затем подмораживается, а значит, приобретает другой вид. Это явление и позволяет обнаружить следы движения невращающихся (заторможенных) колес.
    В начале торможения передняя часть машины под действием различных сил опускается и происходит «клевок». При этом увеличивается давление на шины колес, возрастает площадь контакта шины с дорогой. Вот почему следы торможения вращающихся колес имеют вид отпечатка, размеры которого несколько больше размеров рисунка протектора. Его границы четкие, но по мере замедления вращения колес расплываются, исчезая в следах скольжения.
    В следах торможения иногда наблюдаются перерывы, возникающие как в результате действий водителя, так и по техническим причинам (скольжение колес по частично мокрой дороге, неправильная расточка тормозного барабана).
    Водитель может прекратить торможение, полагая, что опасность миновала, но, осознав после этого ее реальность, вновь затормозить. На участках мокрой дороги скользящее колесо не оставляет следов, поскольку водная пленка уменьшает сцепление, следы образуются только на сухих участках. При высыхании воды они частично утрачиваются.
    Следы торможения колес с шипами противоскольжения имеют некоторые особенности. В результате трения шипы повреждают поверхность дороги. В следах стирания резины шины они оставляют продольные параллельные царапины. В следах качения царапины короткие, а в следах скольжения - более длинные.
    . Тщательное изучение следов торможения позволяет выявить и некоторые технические неисправности автомобиля, в частности непригодные для эксплуатации шины. Форма шины колеса с неизношенным протектором округлая. Вызываемая торможением поперечная дефор-

    мация уменьшает округлость беговой дорожки, увеличивая площадь контакта шины с дорогой. Стирание резины происходит равномерно по всей ее ширине. Если протектор полностью изношен, то беговая дорожка становится менее упругой, чем боковые части шины. Последние стираются в большей степени, чем середина, что обнаруживается в конце следа торможения. Форма окончания следа торможения шины с отсутствующим протектором имеет вид полуэллипса, обращенного открытой стороной в направлении движения автомобиля.
    Следы торможения следует отличать от других следов. Внешне на след скольжения похож след волочения потерпевшего. По цвету он" почти не отличается от следа торможения, однако в нем присутствуют частицы измельченной трением ткани, царапины от пуговиц, крючков, металлических предметов и др.
    Следы торможения могут быть простыми и сложными. Простые следы располагаются параллельно дороге или отклоняются от ее продольной оси. По форме следов можно определить действия водителя:
    движение, параллельное оси дороги; маневр влево или вправо.
    Сложные следы образуются при пересечении следов торможения передних и задних колес. Сложность анализа таких следов заключается в разграничении отображений передних и задних колес. При этом следует помнить, что в процессе торможения происходит занос задних колес, имеющих большее сцепление.
    Фиксация следов шин
    Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование. При необходимости с объемных следов шин изготавливаются слепки.
    Все обнаруженные следы шин подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия. При этом указываются:
    1) вид поверхности, на которой обнаружены следы (асфальт, грунт песчаный, глинистый, чернозем, снег);
    2) состояние поверхности (например, сухая, влажная, гладкая, неровная и т.д.);
    3) вид следов (статический, динамический, объемный, поверхностный, позитивный, негативный);
    4) место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения);
    5) количество дорожек следов и их относительное размещение;
    6) ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);
    7) ширина колеи передних и задних колес;

    8) строение рисунка протектора (ромбы, квадраты, прямоугольники или их сочетание);
    9) форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.);
    10) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);
    11) длина следов торможения;
    12) признаки направления движения.
    Описание следов представляет известную сложность. Прежде всего, следы должны быть сориентированы («привязаны» к неподвижным объектам: границам перекрестка, пешеходному переходу, перпендикуляру, проведенному от угла расположенного поблизости дома, и др.). Например, в протоколе осмотра места происшествия можно записать:
    «Следы торможения начинаются в 4 м перед перпендикуляром, проведенным от второго угла дома 5 по движению транспорта, и в 2,5 м от правого тротуара, а заканчиваются в 12,4 м за этим перпендикуляром и в 1,6 м от того же тротуара».
    Следы торможения измеряют по отношению к какой-либо одной паре колес (например, следы торможения, оставленные задними колесами). Если измеряют весь след - от его начала, оставленного задними колесами, до конца следа, оставленного передними колесами, то из этой величины надо вычесть базу автомобиля. Перед измерением следа торможения определяют его границы.
    Если отпечатался только след «юза», это фиксируется в протоколе. Перед началом следа «юза» определяют участок с рисунком протектора, отобразившимся в несколько измененном виде после начала торможения (возникновение более четкого и уплотненного рисунка протектора). При наличии прерывистого торможения измеряют как участки «юза», так и чередующиеся с ними участки качения. Во всех случаях суммируют величины следов «юза» и иных следов торможения.
    Длина каждого следа (левых и правых колес) измеряется отдельно, если следы различной длины. Когда длина их одинакова, достаточно измерить один след, отразив в протоколе одинаковую их протяженность. Фиксации подлежат перерывы в следах с указанием их размера и расположения от начала следов.
    Дугообразный след целесообразно разделить на одинаковые отрезки (в зависимости от длины следов торможения - на трех-, пятиметровые) и измерить удаление каждого отрезка от проезжей части.
    В протоколе осмотра необходимо указывать, расположение следа каких (левых или правых) колес фиксировалось. При таком способе фиксации каждый измеренный отрезок дуги следа более близок к пря-

    мой, чем при измерении расположения его от границы проезжей части в трех точках. Эту часть протокола можно, например, сформулировать так: «правый след торможения начинается в 2,5 м от правого тротуара и при общей длине 10,5 м заканчивается в 1,7 м от него. В 3 м от начала след удален от правого тротуара на 2,3 м, в 6 - на 2,1 и в 8 - на 1,9 м». Данный способ фиксации позволяет воспроизвести расположение следов торможения с большей точностью.
    Следы торможения передних и задних колес вначале могут совпадать, а затем раздваиваться. Раздвоение должно быть зафиксировано от начала следов.
    Описание характера следов предполагает знание механизма их образования. Нередко при осмотре следов торможения допускают серьезную ошибку, полагая, что результатом торможения являются только следы скольжения колес, и фиксируют только эти следы. В действительности определение скорости автомобиля перед торможением осуществляется по суммарной величине следов-отпечатков и следов скольжения.
    При торможении может возникнуть занос и дальнейшее перемещение колес в боковом направлении. Такие участки должны быть измерены, как и перерывы в следах, с указанием признаков бокового скольжения. Если на пути заторможенных колес оказалась преграда, которую они переехали, то необходимо установить ее высоту.
    Следы торможения могут проходить по участкам дороги различного типа и состояния (асфальт, грунт, мокрые обледеневшие участки). Длина следов транспортного средства измеряется на каждом из этих участков.
    Одновременно с описанием осуществляется масштабная фотосъем-. ка обнаруженных следов и их фрагментов.
    Следы шин фотографируются по правилам судебно-оперативной фотографии. Так как следы колес имеют линейный характер, ориентирующая и обзорная фотосъемки производятся способом линейной панорамы. Следы, оставленные на повороте дороги, можно фиксировать по частям, а на крутых поворотах, если позволяют условия, лучше всего фотографировать методом круговой панорамы.
    При обзорной и узловой фотосъемках используют глубинный масштаб в виде номерных таблиц (которые входят в фотокомплект следователя), расположенных через каждые 90 см друг от друга. Такие фотосъемки позволяют получить снимки, по которым можно судить о взаиморасположении следов и различных объектов, находившихся на дороге, а также рассчитать размеры следов и расстояние между ними. Для детальной съемки выбираются наиболее четкие следы, отобразившие

    индивидуальные особенности протектора шины. Масштабная линейка должна иметь миллиметровые деления.
    При фотографировании поверхностных следов пользуются равномерным рассеянным светом. Объемные следы фотографируют с дополнительной боковой подсветкой. В солнечный день в качестве дополнительного освещения можно использовать отражательный экран из белой бумаги или зеркала. Применение бокового освещения помогает выявить теневой рельеф деталей следа. С каждого снимаемого участка следа целесообразно сделать 2-4 снимка, изменяя направление боковой подсветки. Следы транспортного средства на снежном покрове в солнечную пргоду фотографируются с применением светофильтров ЖС-17.ЖС-18.
    Слепки с объемных следов шин на грунте, сыпучих материалов и снегу изготавливаются в соответствии с рекомендациями, изложенными в 8.

    Еще по теме Следы шин:

    1. 13.3. Следы ног человека. Особенности их фиксации и изъятия

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -