Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Цветная капуста, обжаренная в сухарях для панировки
  • Ароматный венский вишневый пирог
  • Чахохбили из курицы: вкусный классический рецепт приготовления
  • Пошаговый рецепт приготовления кекса с вишней Как приготовить вишневый кекс
  • Маковый рулет по бабушкиному рецепту
  • Как я готовил заливное из щуки Как приготовить холодец из щуки
  • Бронированная разведывательно дозорная машина брдм. Стальные разведчики

    Бронированная разведывательно дозорная машина брдм. Стальные разведчики

    Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина

    БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) - является дальнейшим развитиемБРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательныхподразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище “Бардак”. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

    История создания и производства

    Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

    • БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) - базовая модель. Выпускалась с 1963 года
    • БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) - базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения
    • БРДМ-2А - модернизированная

    Описание конструкции

    БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения - в средней, а моторного отделения - в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

    Броневой корпус и башня

    Отделение управления

    В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

    1. Сиденья командира и механика-водителя;
    2. Контрольно-измерительные приборы;
    3. Радиостанция;
    4. Приборы наблюдения.

    Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе .

    Боевое отделение

    Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

    В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

    Отделение силовой установки

    В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

    1. Привод ручного пуска двигателя;
    2. Двигатель;
    3. Топливный бачок пускового подогревателя;
    4. Генераторная установка;
    5. Фильтровентиляционная установка;
    6. Коробка передач;
    7. Воздушные баллоны;
    8. Водяные и масляные радиаторы;
    9. Аккумуляторная батарея;
    10. Водяные и масляные теплообменники;
    11. Карданный привод водомётного движителя;
    12. Компрессор;
    13. Клапан откачки;
    14. Пусковой подогреватель;
    15. Водооткачивающий электронасос.

    Вооружение

    Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ , имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров. КПВТпредназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённыхбронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 итрассирующей БСТ , а также зажигательной ЗП . Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

    Средства наблюдения и связи

    Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископическойтанковой панорамой ТПКУ-2Б , обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С , имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250-300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3 . Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б , обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б , обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б , обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50-60 метров. В небоевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископическихприбора ТПН-Б , обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1 , устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

    Двигатель и трансмиссия

    Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами.

    На БРДМ-2 установлен четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Мощность двигателя составляет 140 л.с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

    Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

    Ходовая часть

    Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45′. На колёсах применяются шины с регулируемым давлением. Подвескарессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

    Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления - поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи..

    Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс.Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

    Модификации

    • БРДМ-2-23М – армянский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель СМД-21-08. Пулемёты КПВТ и ПКТ заменены на 23-мм автоматическую пушку 2А14, для отвода пороховых газов на башне установлен вентиляционный клапан.
    • БРДМ-2М(А) - модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель - Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена - сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л.с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.
    • БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2 (с дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), разработана по программе ОКР “Бульб” в 1999 году ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». 10 шт. использовались украинским контингентом в Косово. Выпуск прекращён в связи с банкротством завода “Серп и молот” (изготовителя двигателей серии СМД)
    • БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.
    • БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“» (г.Киев). Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.
    • БРДМ-2Т - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная в 2013 году компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев). Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Башня демонтирована, установлены 12,7-мм пулемёт НСВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Также возможна установка боевых модулей.
    • БРДМ-2МБ1 - белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.
    • ZKDM «Зубастик» – модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета – по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания
    • BRDM-2 – вариант модернизации, предложенный НТЦ “Дельта”. Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.
    • БРДМ-КЗ – модернизированный вариант, разработанный в 2013-2014 гг. казахстанскими компаниями “Semey Engineering” и “Kazakhstan Aselsan Engineering”. Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец [
    • BRDM-2M-96i - модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040 , новые тормоза
    • BRDM-2M-96ik «Szakal» - модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040SRC , новая радиостанция RRC-9500 , кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.
    • BRDM-2M-97 «Żbik-B» - дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 , новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.
    • Курјак - модернизированный вариант производства Сербии.
    • LOT-B - чешская модернизированная версия.
    • LOT-V - командирская версия LOT-B.

    Машины на базе БРДМ-2

    Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ

    ЗС-82 в Афганистане в конце 1980-х гг.

    • 9П19 - боевая машина ПТРК «Глаз»
    • 9П122 - боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
    • 9П124 - боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
    • 9П133 - боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
    • 9П137 - боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
    • 9П148 - боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
    • БРДМ-2РХБ «Дельфин» - машин химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром ДП-3Б
    • БРДМ-2У - машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни
    • 9А31 - боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
    • ЗС-72Б
    • ЗС-82 - звуковещательная станция средней мощности
    • Алеся-1 - белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек
    • АТМ-1 - универсальная аварийно-транспортная машина
    • ТМ-1П - российская плавающая транспортная машина
    • БИ-1 - российская бронированная инкассаторская машина
    • ПСМ-8 - поисково-спасательная машина
    • УДДС-БРДМ - учебно-действующий стенд
    • ГАЗ-41Д - опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж – 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель
    • БРДМ-2Д - вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л.с., без дополнительных катков
    • БРДМ-2М - вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л.с.
    • БРДМ-2М - вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. Без дополнительных колес
    • БРДМ-2М - вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

    Операторы

    Современные

    БРДМ-2 стоит на вооружении следующих стран:

    • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
    • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард), по состоянию на 2010 год
    • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
    • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
    • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
    • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
    • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на2010 год
    • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
    • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из Россиив 2007 году
    • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
    • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
    • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
    • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
    • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
    • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
    • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
    • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

    Бывшие

    • СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
    • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
    • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
    • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2 , перешли к Германии
    • Германия - сняты с вооружения
    • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
    • Латвия - 2 БРДМ-2, списаны
    • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
    • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
    • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
    • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
    • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
    • Эстония - сняты с вооружения
    • Югославия - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
    • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

    Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

    Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

    История создания БРДМ-2

    В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

    • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
    • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
    • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

    Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

    В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

    БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

    • Существенно увеличилась огневая мощь;
    • Ходовые качества также улучшились;
    • Появилась более надёжная защита экипажа;
    • Появилась боевая башня.

    Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

    Общее описание БРДМ-2

    При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

    • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
    • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
    • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

    Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

    Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

    Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

    Вооружение и оборудование БРДМ-2

    Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

    • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
    • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

    Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

    Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

    Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

    Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

    Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

    ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

    Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

    Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

    • Передний и задний мосты;
    • 4 основных колеса;
    • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
    • Подвеска с амортизаторами.

    Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

    Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

    Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

    • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
    • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
    • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

    Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

    В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

    Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

    В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

    • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
    • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
    • Пульт управления;
    • Преобразователь и указатель курса.

    Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

    • Ренгенометром ДП-3Б;
    • Прибором химразведки ВПХР;
    • Нагнетателем давления;
    • Системой пожаротушения;
    • Обогревателем;
    • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

    Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

    Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

    БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

    В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

    Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

    Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

    Различные модификации БРДМ-2

    В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

    Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

    Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

    В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

    БРДМ «Водник»

    В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

    Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.


    БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)
    ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM-2 (GAZ-41)

    06.01.2016


    3 января руководство Николаевского бронетанкового завода с помпой заявило о том, что к новогодним и рождественским праздникам предприятие дарит бойцам «АТО» 50 боевых разведывательно-дозорных машин.
    Заказ украинского Минобороны был выполнен с опережением в месяц.
    Техника не новая - она много лет простояла в хранилищах Минобороны, поэтому почти все механизмы вышли из строя. Сотрудники завода установили на машины новые двигатели, полностью переделали корпус, добавили кондиционеры и навигаторы.
    Однако депутат Николаевского областного совета Олег Мудрак выяснил, что 35 БРДМ предназначены для продажи в ОАЭ. Об этом Мудрак написал на своей странице в Facebook.
    «За 2 месяца никаких 50 БРДМ для ВСУ отремонтировано не было. Информированные люди говорили, о том, что: 1) 12 штук БРДМ-2 должны были передать ВСУ к 1 декабря, да так и не «разродились», поэтому, может быть, днями и, как обычно, с приличным отставанием и штрафными санкциями; 2) 35 штук БРДМ-2 ремонтируют для заказчика из ОАЭ - по всей видимости, посредник, который работает на неспокойных рынках ближнего Востока. Вот на эти БРДМки и ставятся навигаторы и кондиционеры, как Вы сами понимаете, наше МО такие «навороты» не заказывает. Плюс к этому резина «Мишелин», а не обычная «Россава», которая для ВСУ и устанавливается. 20 из 35 штук, назовем это так - «для арабов» - сделали, но никто и никуда их еще не отправил. Еще раз повторюсь - заказчик из ОАЭ, и вовсе не из ВСУ, которое, как мне кажется, скоро «мастерские» десятой дорогой станет обходить», - сообщает депутат Олег Мудрак.
    ПолитНавигатор

    БРДМ-2

    В начале 1960-х годов в Советском Союзе были начаты работы по созданию нового «стального» разведчика для замены уже устаревающей к этому времени бронированной разведывательной машины БРДМ, состоявшей на вооружении разведывательных подразделений Советской армии. В 1962 году КБ Горьковского автозавода под руководством главного конструктора В. А. Дедкова начал проектирование машины нового поколения - БРДМ-2. А уже 22 мая того же года бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была принята на вооружение приказом министра обороны СССР. Впервые БРДМ-2 публично продемонстрировали на параде в Москве на Красной площади в 1966 году. БРДМ-2 серийно производилась на Горьковском автомобильном заводе с 1965 по 1989 год.
    Новая машина воплотила в себе лучшие качества своей предшественницы, обладая при этом значительно большей огневой мощью, лучшими ходовыми качествами и более высоким уровнем защиты экипажа. При создании БРДМ-2, по сравнению с БРДМ, в ней изменили компоновку, ввели башню, установили усиленное вооружение, усовершенствовали конструкцию агрегатов силовой передачи, ходовую часть, электрооборудование, средства связи и вспомогательные системы.

    БРДМ-2 была выполнена по компоновочной схеме с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отличие от БРДМ, в передней части корпуса размещалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а в кормовой - силовое. Такая компоновочная схема, по сравнению с компоновкой БРДМ, позволила улучшить обзор местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму. Над боевым отделением в центре корпуса была смонтирована на погоне сварная вращающаяся пулеметная башня, унифицированная с башней бронетранспортера БТР-60 ПБ.

    Полностью закрытый герметичный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из катаных стальных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 10 миллиметров, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 миллиметров. Броня защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

    Вооружение машины включало башенную пулеметную установку БПУ-1 кругового вращения с достаточно мощным вооружением - 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ с боекомплектом 500 патронов и спаренным с ним 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова ПКТ (боекомплект 2000 патронов). Крупнокалиберный пулемет КПВТ и пулемет ПКТ, смонтированные во вращающейся бронированной конической башне, крепились в жесткой сварной люльке. На люльке были закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники.

    Подъемный механизм - секторного типа, поворотный - шестеренчатый. Приводы наведения вооружения - ручные. Для ведения огня из для башенного стрелка был предусмотрен перископический прицел ПП-61 А.
    В передней части машины в отделении управления были оборудованы рабочие места механика-водителя и командира машины (его место находится у правого борта). Для наблюдения из машины имелись два больших окна, закрывавшиеся в случае необходимости бронезаслонками, и десять призменных приборов: четыре прибора ТНП-1 - у командира и шесть приборов ТНП-А - у механика-водителя. Кроме того, в распоряжении командира находился перископический прибор наблюдения ТПКУ-2 Б с пятикратным увеличением. В ночное время командир машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 устанавливал ночной - ТКН-1 С, а механик-водитель - прибор ночного видения ТВН-2 Б. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, приборы ночного видения были снабжены специальным приспособлением - экранирующим устройством (шторкой). Над местами механика-водителя и командира в крыше корпуса смонтированы большие люки. В бортах машины размещались амбразуры для стрельбы из личного оружия, герметично прикрытые бронезаслонками.

    БРДМ-2 имела более высокие, чем у БРДМ, скоростные характеристики. При движении по шоссе она развивала максимальную скорость до 80 км/час. Наименьший радиус ее поворота составлял 9 метров. На пересеченной местности машина преодолевала препятствия с наибольшим углом подъема - 30 градусов, вертикальной стенкой - 0,4 метра и рвом шириной 1,22 метра. Важной боевой характеристикой БРДМ-2 является запас хода в 750 километров.

    Силовую установку, состоящую из 8-цилиндрового карбюраторного V-образного двигателя ГАЗ-41 жидкостного охлаждения, мощностью 140 л.с. при 3200 об/мин, перенесли в корму, что позволило улучшить внутреннюю компоновку машины.

    Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, где на каждый мост были установлены телескопические гидроамортизаторы, вместо рычажно-поршневых, и состояла из переднего и заднего мостов, подвески, четырех основных колес и устройства четырех дополнительных колес, опускающихся для преодоления окопов и траншей шириной до 1,2 метра. Дополнительные пневматические колеса были выполнены ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Управление передними колесами осуществлялось с помощью рулевого механизма, оборудованного гидроусилителем. На машине имелась система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Тормоза - колодочные, герметизированные, с гидравлическим приводом и пневмоусилителями. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно. Таким образом, обеспечивалась весьма высокая проходимость машины.

    Повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться в тылу врага такой машине приходится не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину. Все четыре основных колеса БРДМ-2 - ведущие. На крутых подъемах или иных труднопроходимых участках местности водитель переходил на низшую передачу и включал передний мост. Если и этого было мало, можно было уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Это можно было сделать как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах - 2,7 кгс/кв.см. При встрече заболоченного участка водитель включал пониженную передачу и уменьшал давление в шинах. При этом они как бы расплющивались, а площадь опоры резко увеличивалась. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно могла продолжить движение. В других условиях приходилось увеличивать давление в шинах - например, при движении по песку, когда требовалось держаться следа идущей впереди машины. Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 метра на БРДМ-2 можно было ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливали снег до мерзлого грунта и хорошо сцеплялись с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижалось.
    Движение БРДМ-2 на воде осуществлялось с помощью водометного движителя (установленного в корме) с гидравлическими приводами управления заслонкой и волноотражательным щитком. Водяные рули машины были сблокированы с рулевым механизмом. Четырехлопастный винт засасывал воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывал ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система. Максимальная скорость на плаву составляла 10 км/час.

    Машину оборудовали лебедкой, смонтированной в передней части корпуса.

    БРДМ-2 получила современное радиооборудование, в состав которого входила: УКВ радиостанция Р-123 с дальностью устойчивой радиосвязи в микротелефонном режиме до 20 километров. При этом обеспечивалось беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивало оперативность работы. В условиях дефицита времени для разведчиков это имело немаловажное значение. Кроме того, БРДМ-2 была оснащена дополнительным оборудованием, включающим в себя: навигационную аппаратуру ТНА-2 с датчиками курса и пути, пульт управления и координатно-счетный решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Эти приборы автоматически определяли координаты машины и указывали курсовой (дирекционный) угол ее движения. Машина также была оснащена рентгенометром ДП-ЗБ; войсковым прибором химической разведки ВПХР; нагнетателем для создания внутри машины избыточного давления; средствами пожаротушения; системой обдува ветровых стекол; обогревателем; буксирными приспособлениями; водооткачивающим устройством, работающим от водомета (с двумя клапанами для слива воды из корпуса), и спасательными жилетами СТЖ-58.

    БРДМ-2 оказалась высокоманевренной боевой машиной. Увеличение мощности двигателя, усовершенствование агрегатов силовой передачи, введение вращающейся башни и установка более мощного вооружения повысили боевую эффективность машины и обеспечили надежную работу агрегатов и систем. Машина обладала высокими динамическими качествами, большим запасом хода, повышенной проходимостью и была способна с ходу преодолевать водные преграды. БРДМ-2 отлично зарекомендовала себя в боевых действиях в многочисленных локальных конфликтах.

    БРДМ-2 находилась на вооружении разведывательных и штабных подразделений Советской армии, а также в войсках связи и химических войсках. Они широко использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках КГБ и морской пехоте ВМФ. Самоходные ПТРК всех типов состояли на вооружении противотанковых подразделений мотострелковых и танковых полков.

    Боевое крещение БРДМ-2 получили на Ближнем Востоке во время арабо-израильской войны в 1973 году, а затем использовались во Вьетнаме, в многочисленных военных конфликтах в Африке и в ирано-иракской войне. В частях и подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане БРДМ-2 использовались в основном для несения патрульной службы и охранения.

    В процессе выпуска БРДМ-2 неоднократно модернизировали, в том числе установили новую пулеметную башню с увеличенным углом наведения оружия по вертикали и более современным прицельным оборудованием, аналогичным оборудованию БТР-70 М. Новую машину, получившую обозначение БРДМ-2 Д, также оснастили дымовыми гранатометами и более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, благодаря чему ее скорость возросла до 100 км/ч.

    На базе бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2 было создано и запущено в серийное производство большое число боевых машин различного типа с противотанковым и зенитным вооружением.
    В настоящее время бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 Д, предназначенная для ведения тактической разведки, боевого и сторожевого охранения, борьбы с разведывательно-диверсионными группами, состоит на вооружении Российской армии и всех армий стран СНГ.

    БРДМ-2 и машины на ее базе, включая ПТРК и ЗРК, активно экспортировались и в разные годы состояли или состоят на вооружении армий более чем пятидесяти других стран мира.

    Последние поставки БРДМ-2 за границу были осуществлены в 1995 году, когда 45 машин этого типа Российская Федерация бесплатно передала для вооружения полицейских формирований вновь созданной Палестинской автономии.

    Брдм «Водник»

    К концу ХХ столетия, поскольку возможности дальнейшего совершенствования БРДМ-2 практически уже исчерпаны, в конструкторском бюро ОАО «ГАЗ» было разработано новое семейство высокомобильных колесных машин многоцелевого назначения (бронетранспортеров), получившее общее название - «Водник». Они предназначены для использования в качестве армейских, штабных и вспомогательных автомобилей в бронированном и небронированном вариантах. В зависимости от модификации они способны быстро перемещаться как по дорогам, так и по непроходимой местности на расстояния до 1000 километров без дополнительной заправки горючим. Эти машины развивают скорость 112–140 км/ч и способны перевозить в полностью закрытом корпусе десантников в количестве 10 человек (мотострелковое отделение) или же оснащаться вооружением от ручного стрелкового до 120-мм миномета.

    Таким образом, «Водник» может применяться как легкий бронетранспортер, командно-штабная машина, транспортный автомобиль для перевозки пехоты и грузов и, кроме того, как платформа для 120-мм миномета.
    Для замены БРДМ-2 на базе вездехода «Водник» создали разведывательно-дозорную машину XXI века, отличающаяся легкостью, высокими ходовыми качествами и широкой гаммой модульного вооружения, позволяющего привлекать машину для решения различных боевых задач. На военной выставке в Омске в 1995 году впервые было продемонстрировано несколько типов автомобилей «Водник», в том числе и бронированная разведывательно-дозорная машина, оснащенная вращающейся башней с 14,5-мм пулеметом КПВТ.

    К настоящему времени производятся две машины семейства «Водник»: ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371. В соответствии с выбранной компоновочной схемой каждая из машин имеет три отделения: отделение управления (с расположением двух мест на ГАЗ-3937 и трех мест на ГАЗ-39371), боевое отделение, моторно-трансмиссионное отделение.
    Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.

    Главной особенностью «Водника» является модульная конструкция его сварного корпуса. Корпус имеет два съемных модуля - передний и задний. Передний модуль включает в себя моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль представляет собой полезный объем машины, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа вооружения, специального оборудования и мобильных установок. Основное преимущество машины заключается в том, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможны быстрая замена различных модулей даже в полевых условиях.

    Всего у «Водника» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

    Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты.

    Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

    Ходовая часть «Водников» всех модификаций унифицирована и выполнена по колесной формуле 4 x4. Она состоит из четырех колес с независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Управляемыми являются только передние колеса. Для регулирования давления в шинах имеется централизованная система. Превосходные динамические качества «Водника» обеспечиваются за счет его высокой энерговооруженности. При общей массе 6,6–7,5 т он оборудован дизельным двигателем мощностью 160 л. с. и пятиступенчатой коробкой передач.

    При движении по шоссе обеспечивается максимальная скорость движения 112 км/час. Без предварительной подготовки машина форсирует брод глубиной до 1,2 метра. Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/час превышает 1000 километров.

    В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.

    БРДМ-3

    Разведывательно-дозорная машина БРДМ-3 (заводское обозначение ГАЗ-59034 «Буйность») разработана конструкторским бюро ОАО «ГАЗ». Она предназначена для обеспечения действий разведывательных подразделений в глубине обороны противника на удалении до 120 километров. Производство БРДМ-3 было освоено на Горьковском автомобильном заводе в 1994 году параллельно с производством БТР-80.
    В качестве базы при создании БРДМ-3 был использован бронетранспортер БТР-80 А. Основным отличием этой модификации от стандартного бронетранспортера стала установка нового, более мощного комплекса вооружения на бронированном лафете, смонтированном на башне кругового вращения. Вынос вооружения из обитаемых помещений бронетранспортера позволил увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы наводчика и, главное, решить проблему шума и загазованности в боевом отделении во время стрельбы.
    По назначению и расположению механизмов и оборудования новая разведывательно-дозорная машина имеет три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Боевой расчет машины состоит из 6 человек: командира разведотделения, механика-водителя, наводчика и трех разведчиков. Рабочие места боевого расчета оборудованы ремнями безопасности, системой общего, индивидуального и дежурного освещения с автоматическим устройством переключения на режим автомаскировки при открытых посадочных люках машины.

    Бронирование - противопульное. На машине установлены устройства защиты боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ и пороховых газов при эксплуатации на зараженной местности.

    Как и БТР-80 А, разведывательно-дозорная машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2 А72 и спаренного с нею 7,62-мм пулемета ПКТ. Угол горизонтального обстрела этого комплекса составляет 360 градусов, по вертикали обеспечиваются углы от –5 до +70 градусов, что позволяет вести стрельбу не только по наземным, но и по малоскоростным воздушным целям.

    Боекомплект как для пушки, так и для пулемета снаряжен в патронные ленты и размещается каждый в своем магазине, которые расположенны в башне. При этом питание пушки - двухленточное: одна лента снаряжена выстрелами с осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами, а другая - с бронебойно-трассирующими снарядами. Переключение питания с одной ленты на другую производится мгновенно, позволяя таким образом оперативно поражать как живую силу, так и бронированные цели и огневые точки противника. Боекомплект пушки состоит из 300 выстрелов, боекомплект пулемета - 2000 патронов.

    Установка на бронетранспортере мощной 30-мм пушки резко повысила огневую мощь и, по существу, превратила его в колесную боевую машину пехоты. В дополнение к основному вооружению БРДМ-3 оснастили также дымовыми гранатометами для постановки дымовых завес.

    Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, лазерным прибором разведки, аппаратурой химической разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4–6.

    Кроме того, БРДМ-3 оборудована средствами связи, автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, водооткачивающими средствами и лебедкой для самовытаскивания. По составу оборудования, скоростным характеристикам и проходимости на пересеченной местности БРДМ-3 не отличается от базовой модели бронетранспортера БТР-80.

    На БРДМ-3 установлен дизельный двигатель с турбонаддувом Камаз-7403 максимальной мощностью 260 л. с. В одном блоке с двигателем объединены агрегаты механической трансмиссии, что позволяет оперативно выполнять замену силовой установки в полевых условиях.

    Ходовая часть БРДМ-3, аналогичная БТР-80, с колесной формулой 8 x8. При этом управляемыми являются обе передние пары колес. Подвеска индивидуальная торсионная. На колесах установлены износостойкие шины КИ-80 или КИ-126, позволяющие продолжать движение при их простреле. Имеется система регулирования давления воздуха в шинах.

    БРДМ-3 обладает проходимостью, сопоставимой с проходимостью гусеничной машины. Она преодолевает подъем крутизной до 30 градусов, вертикальную стенку высотой до полуметра и ров шириной 2 метра, может двигаться с углом бокового крена 25 градусов. Водные преграды машина преодолевает вплавь со скоростью 9–10 км/час. Движение на плаву обеспечивается водометным движителем. При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 90 км/час.

    В начале XXI столетия в России была создана принципиально новая гусеничная бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-3, предназначенная для ведения глубокой разведки в тылу противника. Она несет универсальный комплекс вооружения, состоящий из 30-мм автоматической пушки 2 А42, спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ; 30-мм автоматического гранатомета АКС-17; двух пусковых установок зенитных ракет «Игла»; пусковой установки ПТУР «Атака». Это вооружение наряду с мощной противоосколочной броней позволяет надежно защитить экипаж в возможных огневых контактах с противником. Машина получила приницпиально новые средства разведки, в том числе оптико-электронную станцию разведки; лазерный дальномер; средства радио- и радиотехнической разведки; беспилотный летательный аппарат и беспилотную наземную машину разведки.

    Брдм БМ 2 Т «СТАЛКЕР»

    Конструкция БРДМ БМ 2 Т обеспечивает малую заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах.

    Боевая масса БМ 2 Т «Сталкер» составляет 27,4 т, максимальная скорость машины доходит до 95 км/ч.
    Бронированная разведывательно-диверсионная машина БМ 2 Т «Сталкер» имеет разнесенное бронирование. Она оснащена пассивным многоканальным оптико-электронным комплексом, обеспечивающим круглосуточное обнаружение, распознавание, определение координат и сопровождение целей с возможностью передачи полученных данных на командный пункт или носитель оружия в автоматическом режиме. Возимый запас боеприпасов, топлива, воды и продуктов питания обеспечивает боевую автономность до 10 суток.

    Ctrl Enter

    Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

    Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

    История создания БРДМ-2

    В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

    • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
    • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
    • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

    Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

    В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

    БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

    • Существенно увеличилась огневая мощь;
    • Ходовые качества также улучшились;
    • Появилась более надёжная защита экипажа;
    • Появилась боевая башня.

    Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

    Общее описание БРДМ-2

    При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

    • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
    • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
    • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

    Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

    Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

    Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

    Вооружение и оборудование БРДМ-2

    Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

    • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
    • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

    Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

    Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

    Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

    Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

    Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

    ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

    Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

    Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

    • Передний и задний мосты;
    • 4 основных колеса;
    • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
    • Подвеска с амортизаторами.

    Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

    Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

    Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

    • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
    • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
    • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

    Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

    В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

    Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

    В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

    • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
    • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
    • Пульт управления;
    • Преобразователь и указатель курса.

    Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

    • Ренгенометром ДП-3Б;
    • Прибором химразведки ВПХР;
    • Нагнетателем давления;
    • Системой пожаротушения;
    • Обогревателем;
    • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

    Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

    Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

    БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

    В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

    • В химических войсках;
    • В войсках связи;
    • Во внутренних войсках МВД;
    • Погранвойсках КГБ.

    Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

    Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

    Различные модификации БРДМ-2

    В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

    Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

    Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

    В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

    БРДМ «Водник»

    В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

    Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.