Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Можно ли с помощью анализа крови определить рак, какие виды
  • Значение анализов при диагностике рака крови
  • Что делать, если обнаружено ДНК уреаплазмы парвум?
  • Уреаплазма парвум Как расшифровать анализ на уреаплазмоз 5
  • Мануальная терапия: показания и противопоказания, приемы, отзывы Что такое мануальщик
  • MPV в анализе крови что означает?
  • Устройство системы охлаждения двигателя. Основные части

    Устройство системы охлаждения двигателя. Основные части

    Система охлаждения двигателей автомобиля


    Назначение и устройство системы охлаждения. Распределение затрат теплоты, полученной в результате сгорания топлива, на полезную работу и потери называется тепловым балансом двигателя. Тепловой баланс можно представить в виде диаграммы, из которой видно, что на полезную работу двигателя используется 25…35% общего количества теплоты и, следовательно, эффективный коэффициент полезного действия двигателя равен 25…35%.

    Система охлаждения двигателя поддерживает определенный, наиболее выгодный тепловой режим его работы. При переохлаждении увеличиваются потери на трение, уменьшается мощность двигателя, на холодных деталях конденсируются пары бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра, смывая смазку. Возрастает износ деталей, и чаще требуется заменять масло.

    Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклиниться поршни в цилиндрах и выплавиться вкладыши подшипников.

    Автомобильные двигатели могут иметь жидкостное или воздушное охлаждение. На двигателях отечественных автомобилей (исключая ЗАЗ -968, имеющий воздушное охлаждение) применяют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой водяным насосом. Закрытой систему называют потому, что она непосредственно не сообщается с атмосферой. В результате давление в системе увеличивается, температура кипения охлаждающей жидкости повышается до 108…119 °С и снижается ее расход на испарение. Температура охлаждающей жидкости нормально работающего двигателя должна быть 85…95 °С.

    В жидкостную систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, патрубки, шланги, сливные краники, радиатор отопителя, указатель температуры и контрольная лампа.

    Рис. 1. Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания.

    Рис. 2. Радиаторы:
    а - устройство; б - трубчатая сердцевина; в - пластинчатая сердцевина; 1 - верхний бачок с патрубком; 2 - пароотводная трубка; 3 - заливная горловина с пробкой; 4 - сердцевина; 5 - нижний бачок; 6 - патрубок со сливным краником; 7 - трубки; 8 - поперечные пластины.

    Жидкость в рубашке охлаждения двигателя нагревается за счет отбора теплоты от цилиндров, поступает через термостат в радиатор, охлаждается в нем и под действием центробежного насоса возвращается в рубашку двигателя. Охлаждению жидкости способствует интенсивный обдув радиатора и двигателя потоком воздуха от вентилятора.

    Чтобы уменьшить образование накипи в системе охлаждения при заполнении ее водой, необходимо пользоваться мягкой водой, содержащей не свыше 0,14 мг окиси кальция (СаО) в 1 л. Жесткую воду, заливаемую в систему охлаждения, необходимо прокипятить.

    Вместимость системы охлаждения двигателя равна: у автомобиля ГАЗ -53А - 23,0 л, ЗИЛ -130 - 29,0 л, ГАЗ -24 - 11,6 л.

    Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины. Его крепят на автомобиле на резиновых подушках с пружинами.

    Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы. У первых сердцевина образована несколькими рядами латунных трубок, пропущенных через горизонтальные пластины, увеличивающие поверхность охлаждения и придающие радиатору жесткость. У вторых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.

    Верхний бачок имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора герметически закрывается пробкой, имеющей два клапана: паровой для снижения давления при закипании жидкости, который открывается при избыточном давлении свыше 40 кПа (0,4 кгс/см2), и воздушный, пропускающий воздух в систему при снижении давления вследствие охлаждения жидкости и этим предохраняющий трубки радиатора от сплющивания атмосферным давлением.

    Центробежный водяной насос создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости; его крепят болтами через прокладку к верхней части блока цилиндров. Основные части насоса: корпус, вал с пластмассовой крыльчаткой, установленный на двух шариковых подшипниках. Самоуплотняющийся сальник, состоящий из резиновой манжеты, металлической обоймы, пружины и шайбы из износостойкой графитосвинцовой смеси, предотвращает вытекание жидкости в месте выхода вала из корпуса насоса.

    Вентилятор усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора крепят на валу водяного насоса. Они вместе приводятся во вращение от шкива коленчатого вала одним или двумя трапециевидными ремнями.

    Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.

    В системе охлаждения двигателей 3M3-53 и ГАЗ -24 для поддержания наивыгоднейшего теплового режима вентилятор приводится электромагнитной фрикционной муфтой, которая включается и выключается автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Муфта состоит из электромагнита, установленного вместе со шкивом на ступице водяного насоса, и ступицы вентилятора, соединенной пластинчатой пружиной с якорем, свободно вращающимся на двух шариковых подшипниках.

    Рис. 3. Схема работы парового и воздушного клапанов пробки радиатора:
    а - путь пара; б - путь воздуха; 1 - пароотводная трубка; 2 - паровой клапан; 3 - воздушный клапан.

    Рис. 4. Водяной насос:
    1 - вал с крыльчаткой; 2 - самоуплотняющийся сальник; 3 - корпус; 4- шайба; 5-пружина; 6 - резиновая манжета.

    Рис. 5. Электромагнитная муфта привода
    1 - шкив водяного насоса; 2 - электромагнит; 3 - ступица вентилятора; 4 - крышка; 5 - ступица вала водяного насоса; 6 - корпус; 7 - самоподжимной сальник;

    Катушка электромагнита соединена с тепловым реле, измерительный преобразователь (датчик) которого установлен в верхнем бачке радиатора. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 90…95 °С, контакты реле замыкаются и в катушку электромагнита поступает ток от аккумуляторной батареи автомобиля, якорь притягивается к электромагниту и ступица вентилятора начинает вращаться. При понижении температуры охлаждающей жидкости до 80…85 °С контакты реле размыкаются и вентилятор отключается.

    Жалюзи - это шарнирно укрепленные стальные пластины, установленные перед радиатором. Положение жалюзи регулирует водитель из кабины автомобиля рукояткой, изменяя поток воздуха, идущий сквозь сердцевину радиатора.

    Термостат служит для быстрейшего прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости при движении автомобиля.

    Термостат двигателей 3M3-53 и ГАЗ -24 состоит из корпуса, гофрированного цилиндра, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью, и штока с клапаном. На двигателе ЗИЛ -130 применен более надежно работающий термостат с твердым наполнителем. Такой термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми герметично закреплена резиновая мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (горного воска), перемешанного с медным порошком. Объем активной массы при нагревании увеличивается.

    На мембрану опирается шток, расположенный в направляющей части крышки. Шток шарнирно соединен с клапаном.

    При холодном двигателе клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость направляется через канал к входному отверстию насоса, а через него в рубашку охлаждения, т. е. циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор. У двигателя ЗИЛ -130 при закрытом клапане термостата охлаждающая жидкость, нагнетаемая в рубашку насосом, перепускается через систему охлаждения воздушного компрессора.

    Рис. 6. Схема работы термостата:
    а - циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу; б – циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу; 1 -корпус; 2 - шток с клапаном; 3 - гофрированный цилиндр.

    Когда охлаждающая жидкость нагрета до 70…80 °С, клапан термостата под действием паров жидкости, заполняющей его цилиндр, или вследствие расширения твердого наполнителя открывается и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, т. е. по большому кругу.

    Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры, измерительный преобразователь которого ввернут в рубашку охлаждения блока цилиндра. При температуре в системе охлаждения выше 95 °С у двигателей 3M3-53 и ГАЗ -24 или 115 °С у двигателей ЗИЛ -130 на щитке загорается сигнальная лампа, включаемая измерительным преобразователем, установленным в верхнем бачке радиатора.

    Жидкость из системы охлаждения двигателя ГАЗ -24 сливают через два краника: под радиатором и справа в блоке цилиндров.

    У двигателей 3M3-53 и ЗИЛ -130 сливных краников по три: один под радиатором и два на нижней части водяной рубашки обеих секций блока.

    Применение антифриза. Систему охлаждения автомобиля, работающего при низких температурах, целесообразно заправлять низкоза-мерзающей жидкостью (антифризом), состоящей из смеси этиленгли-коля и воды. Низкозамерзающую жидкость выпускают марок 40 и 65. Антифриз марки 40 состоит из 53% этиленгликоля и 47% воды. Он предназначен для районов с умеренно низкой температурой. Антифриз марки 65 состоит из 66% этиленгликоля и 34% воды, его применяют в условиях более низких температур. Учитывая довольно высокий коэффициент расширения антифриза, систему охлаждения заправляют только 93…95% вместимости. В процессе эксплуатации надо следить за уровнем антифриза в системе и доливать воду, так как она испаряется быстрее этиленгликоля.

    Для системы охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ применяют жидкость «Тосол», содержащую, кроме этиленгликоля, присадки, уменьшающие коррозию металла.

    Этиленгликолевые жидкости ядовиты. При попадании их в организм происходит отравление, иногда со смертельным исходом. Специальных мер для предохранения дыхательных путей и кожных покровов не требуется, но после заправки системы охлаждения следует тщательно мыть руки горячей водой с мылом.

    При наступлении теплого времени года антифриз надо слить, промыть и заполнить систему водой. Слитый антифриз фильтруют, переливают в герметически закрываемую посуду и хранят в ней до следующей зимы. Жидкость «Тосол» применяют в течение всего года, так как она не вызывает коррозии.

    Пусковой подогреватель, устанавливаемый на двигателях 3M3-53, ЗИЛ -130, служит для их разогрева перед пуском при низкой температуре воздуха. Основные части подогревателя: котел с камерой сгорания и жаровой трубой, топливный бачок, регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульт управления. Полость котла вокруг жаровой трубы заполнена охлаждающей жидкостью (вода или антифриз) и постоянно соединена патрубками и шлангами с рубашкой охлаждения двигателя.

    При включении подогревателя в камеру сгорания поступает из бачка бензин, а при помощи вентилятора, приводимого в действие электродвигателем, подается воздух. Образующаяся горючая смесь первоначально воспламеняется электрической свечой накаливания, которую, после того как горение станет устойчивым, выключают. По мере нагревания плотность находящейся в котле жидкости уменьшается, и она поступает в рубашку охлаждения двигателя, подогревая цилиндры и впускной трубопровод, а выходящие из жаровой трубы газы направляются под нижнюю часть картера и разогревают находящееся в нем масло.

    К основным неисправностям системы охлаждения относятся подтекание жидкости и образование в системе накипи.

    На изучаемых автомобилях применяется жидкостная система охлаждения закрытого типа, т. е. она не связана непосредственно с атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и повышается температура кипения охлаждающей жидкости, а такжё снижается расход жидкости на испарение. Циркуляция жидкости в системе - принудительная, при помощи жидкостного насоса. Система охлаждения сообщается с атмосферой через клапаны, расположенные в пробке наливно.й горловины радиатора (у автомобилей 3M3-53-11 и ЭИЛ -130) или пробке расширительного бачка (у автомобиля ЗИЛ -645), которые открываются при определенном разрежении или избыточном давлении в системе. Система охлаждения двигателя поддерживает температуру двигателя в пределах 80…95 °С.

    В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока, головок цилиндров и впускного трубопровода, радиатор, патрубки, шланги, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, сливные краники.

    Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачков, сердцевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной трубки.

    Сердцевина радиатора - трубчатая, состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний бачки.

    Для увеличения охлаждающей поверхности между трубками помещаются латунные пластины (у двигателей автомобилей 3M3-53-11 и ЭИЛ -130) или медная лента (у двигателя автомобиля ЗИЛ -645). На двигателе ЗИЛ -645 радиатор заполняется жидкостью из расширительного бачка 13, который предназначен для удаления воздуха из радиатора при заправке системы охлаждения и компенсации изменений объема охлаждающей жидкости в системе при ее расширении от нагревания.

    Водяной насос - центробежный, установлен на передней стенке блока цилиндров. Крыльчатка насоса находится на одном валу с вентилятором. Для предупреждения попадания жидкости в корпус подшипников на заднем конце вала в ступице крыльчатки помещен самоподжимный сальник, состоящий из резиновой манжеты с пружиной, обоймы и текстолитовой шайбы, которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса. В корпусе подшипников имеется отверстие, через которое при износе деталей сальника жидкость вытекает наружу. Для смазки подшипников в их корпусе имеются масленка и контрольное отверстие для выхода лишнего смазочного материала.

    Рис. 7. Система охлаждения двигателя: 1 - жалюзи; 2 - верхний бачок радиатора; 3 - шланг отвода воздуха из радиатора; 4 - компрессор; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - отводящий шланг правой части блока цилиндров; 7- коробка термостатов; 8 - перепускная полость; 9 - термостат; 10 - отводящий патрубок левой части блока цилиндров; 11 - шланг отвода воздуха и жидкости из системы охлаждения компрессора; 12 - шланг слива жидкости в нижний бачок радиатора; 13 - расширительный бачок; 14 - пробка расширительного бачка; 15 - контрольный кран расширительного бачка; 16 - трубка отвода воздуха и жидкости из правой головки цилиндров; 17 - воздухоотводящая трубка; 18 - головка блока цилиндров; 19 - блок цилиндров; 20 - кран сливного отверстия; 21 - отводящий шланг радиатора; 22 - шкив коленчатого вала; 23 - ремни привода; 24 - жидкостный насос; 25 - натяжной ролик; 26 - нижний бачок радиатора; 27 - вентилятор; 28 - шкив жидкостного насоса и вентилятора; 29 - автоматическая муфта отключения вентилятора

    Вентилятор - шестилопастный, осевого типа. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется ремнем от шкива коленчатого вала.

    Рис. 8. Водяные насосы двигателя ЭИЛ -130Са) и двигателя ЗИЛ -645(б,): 1, 2. 3 и 4 - соответственно пружина, резиновый уплотнитель, текстолитовая упорная шайба и обойма самоподжимного сальника; 5 - корпус подшипников; 6 - вал водяного насоса; 7 - крыльчатка насоса; 8 - самоподжимный сальник; 9 - корпус насоса; 10 - шкив; 11 - ступица шкива; 12 - шарикоподшипники; 13 - распорная втулка; 15 - стопорное кольцо; 16 - уплотнитель; 17 - болт; 18 - сбрасыватель жидкости; 19- корпус подшипников

    Рис. 9. Гидромуфта вентилятора двигателя ЗИЛ -645: а - продольный разрез; б- схема заблокированного положения муфты; в - схема разблокированного положения муфты; 1- крышка муфты; 2 - корпус муфты; 3 - шарикоподшипник; 4 - фланец; 5 - ведущий диск; 6 - уплотнение; 7 - крышка камеры; 8 - пластинчатый клапан; 9 - биметаллический терморегулятор; А - резервная камера

    На двигателе ЗИЛ -645 вентилятор приводится во вращение двумя клиновидными ремнями через гидромуфту с автоматическим управлением, осуществляемым при помощи биметаллического терморегулятора.

    Гидромуфта предназначена для обеспечения работы вентилятора в автоматическом режиме и состоит из корпуса, крышки, биметаллического спирального терморегулятора, соединенного через ось с пластинчатым клапаном крышки резервной камеры. Муфта заполнена рабочей жидкостью ПМС -10000 в количестве 30…35 г. Вал водяного насоса жестко связан с фланцем муфты. Вентилятор прикреплен к корпусу муфты шпильками, под которые установлены пластины для блокировки муфты при ее поломке.

    Включение и выключение муфты осуществляется биметаллическим терморегулятором в зависимости от температуры воздуха, обдувающего корпус муфты. При низкой температуре воздуха биметаллический регулятор устанавливает клапан в такое положение, при котором закрывается проход рабочей жидкости в полость между ведущей и ведомой частями муфты. В этом случае рабочая жидкость находится в резервной камере, и за счет зазоров между ведущей и ведомой частями муфты они могут вращаться относительно друг друга. При повышении температуры воздуха биметаллический терморегулятор поворачивает клапан, открывая тем самым отверстия, соединяющие резервную и рабочую полости. Под действием центробежных сил рабочая жидкость заполняет зазоры между ведущей и ведомой частями муфты. При этом вследствие высокой вязкости жидкости происходит включение муфты.

    Рис. 10. Термостаты двигателей 3M3-53-1 lfa), ЗИЛ -130(б) и ЗИЛ -645(в). 1 - подводящая труба; 2 - патрубок малого круга циркуляции; 3 - прокладка; 4 - отводящий патрубок; 5 - клапан термостата; 6 - шток; 7 - корпус; 8 - гофрированный баллон; 9- резиновый буфер; 10-шток; 11 - заслонка; 12 - возвратная пружина; 13 - твердый наполнитель (церезин); 14 - баллон; 15-резиновая диафрагма; 16 - обойма; 17 - втулка; 18 - стойки; 19-регулировочный винт; 20 - радиаторный клапан; 21 - седло клапана; 22 - перепускной клапан; 23 - упорная шайба; 24 - компенсационная пружина

    Разбирать муфту в условиях эксплуатации не рекомендуется.

    Термостат установлен на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускного трубопровода двигателя (у двигателя ЗИЛ -645 2 термостата, установленных в закрепленной на крышке распределительных шестерен термостатной коробке). В двигателе ЗМЗ -БЗ-11 установлен жидкостный термостат, состоящий из гофрированного латунного цилиндра с легко испаряющейся жидкостью, корпуса и клапана. Когда температура в системе охлаждения превышает 70 °С, жидкость в цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр растягивается и открывает клапан термостата.

    В системе охлаждения двигателей ЗИЛ -130 и -645 применен термостат с твердым наполнителем, состоящим из смеси церезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне, закрытом резиновой диафрагмой, упирающейся в резиновый буфер. Сверху буфера установлен шток, соединенный с рычагом, который при помощи пружины удерживается в закрытом положении. При нагревании охлаждающей жидкости до 70 °С наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер и шток передается на рычаг, который открывает заслонку термостата. У двигателя ЗИЛ -645 имеется, помимо основного радиаторного клапана, перепускной клапан, который открыт при прогреве двигателя и закрывается при нагреве жидкости до температуры 78…95 °С. При этом открывается основной клапан и жидкость начинает циркулировать через радиатор.

    При работе двигателя жидкость из нижнего бачка радиатора через отводящий шланг нагнетается водяным насосом в рубашку охлаждения блока цилиндров и головок блока. При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий рубашку охлаждения двигателя, перекрыт клапаном термостата и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор и поступая из рубашки охлаждения опять к водяному насосу. При прогреве жидкости открывается клапан термостата, и она начинает циркулировать по большому кругу через радиатор, который обеспечивает необходимый отвод тепла.

    Жалюзи состоит из створок, расположенных впереди радиатора, и рукоятки управления, выведенной в кабину водителя.

    К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей

    Помимо главной функции отвода тепла от основных узлов двигателя автомобиля, система охлаждения решает ряд дополнительных задач. Фактически она участвует в работе системы смазки, отопления салона, выхлопа и рециркуляции отработавших газов, турбонаддува и коробки передач. О том, как она устроена, а также в чем заключается принцип работы охлаждающей системы и пойдет речь далее.

    Виды систем охлаждения двигателя

    Регулирование температуры автомобильного двигателя может осуществляться при помощи охлаждающей жидкости (антифриза, ОЖ) и посредством циркуляции воздуха. Исходя из этого различают три вида систем:

    • Воздушная. Физически представляет собой обдув, благодаря которому происходит вытеснение горячего воздуха из подкапотного пространства в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным (с использованием вентилятора). В силу низкой эффективности как самостоятельная система практически не применяется.
    • Жидкостная. Представляет собой систему трубчатых контуров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачка насосом), термосифонным (за счет разности в плотности нагретой и охлажденной жидкостей) и комбинированным (охлаждение головки блока цилиндров осуществляется принудительно, а остальные узлы термосифонным принципом). Такая система более эффективна в сравнении с воздушной, но при определенных режимах работы (длительный простой с включенным двигателем, повышенные температуры окружающей среды) может быть недостаточной для качественного охлаждения.
    • Комбинированная. Представляет собой использование и воздушного обдува, и жидкостных контуров.

    Системы охлаждения на основе жидкости также разделяются на открытые и закрытые. Первые имеют сообщение с атмосферой при помощи пароотводной трубки, а во вторых жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза больше, а следовательно, выше и температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120°C).

    Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС

    Система охлаждения двигателя

    Наиболее популярной в современных автомобилях является комбинированная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Она состоит из следующих элементов:

    • Радиатор системы охлаждения.
    • Вентилятор радиатора.
    • Малый и большой охлаждающие контуры.
    • Рубашка системы охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
    • Датчик температуры.
    • Термостат.
    • Расширительный бачок.
    • Насос (помпа).
    • Радиатор печки.
    • Масляный радиатор (опционально).
    • Радиатор системы рециркуляции отработавших газов (опционально).

    В момент запуска двигателя насос начинает перекачку жидкости по малому контуру. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры, срабатывает термостат и открывает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через узлы мотора, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При увеличении температуры часть жидкости поступает в расширительный бачок. Это позволяет компенсировать излишний объем, независимо от того, какое давление установилось в системе.


    Большой и малый круги циркуляции ОЖ

    Проходя через участок радиатора системы охлаждения, антифриз вновь остывает и возвращается на новый цикл. Если этот режим снижения температуры оказывается недостаточным, срабатывает температурный датчик, передающий сигнал блоку управления двигателя и запускающий вентилятор воздушного охлаждения. Если и его оказывается недостаточно, на приборную панель (индикатор) поступает сигнал о перегреве двигателя.

    Масляный радиатор и радиатор рециркуляции отработавших газов может присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для синхронного снижения температуры смазки и выхлопа, что делает эксплуатацию автомобиля более безопасной и экономичной. В автомобилях с турбонаддувом также может присутствовать еще один охлаждающий контур для снижения температуры воздуха наддува.

    Как устроен радиатор охлаждения двигателя


    Устройство радиатора системы охлаждения ДВС

    Радиатор системы охлаждения ДВС состоит из следующих элементов:

    • Сердцевина. Она может быть трубчатой (вертикальные трубки овального или круглого сечения, объединенные тонкими горизонтальными пластинами), пластинчатой (изогнутые пары пластин, спаянные по краям) и сотовой (спаянные трубки с сечением в виде правильного шестиугольника).
    • Верхний бачок. Оснащен заливной горловиной с герметичной пробкой, а также патрубком для установки шланга, подводящего антифриз. В горловине выполнено отверстие для установки пароотводящей трубки. Последняя имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
    • Воздушный клапан. Он необходим для наполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остывает, без подачи дополнительного объема воздуха в системе может возникнуть сильное разрежение, провоцирующее сдавливание трубок.
    • Нижний бачок. Оснащен патрубком для крепления шланга отвода жидкости.
    • Крепления.

    Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердцевине, что делает снижение температуры охлаждающей жидкости, проходящей через него, более интенсивным.

    Наиболее эффективными являются радиаторы пластинчатого типа, но они подвержены быстрому загрязнению, а потому самой популярной конструкцией стали трубчатые.

    Особенности работы датчика температуры ОЖ


    Датчик температуры системы охлаждения

    Температурный датчик позволяет контролировать состояние системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости просто: как правило, он расположен в канале головки блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. На корпусе имеется резьба для установки в канал.

    Принцип работы датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента снижается, а при ее уменьшении увеличивается. Показатель сопротивления передается на электронный блок управления двигателем. Чтобы при этом данные состояния охлаждающей жидкости были точными, датчик должен быть полностью погружен в нее. При температуре 100°C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно быть порядка 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом. Если же отклонения больше допустимых, датчик необходимо заменить.

    В некоторых моделях автомобилей может быть предусмотрено два датчика температуры. Один отвечает исключительно за включение вентилятора радиатора, а второй представляет собой датчик указателя текущей температуры охлаждающей жидкости.

    Что используют в качестве охлаждающих жидкостей

    Расширительный бачок системы охлаждения

    В роли рабочей жидкости в системах охлаждения изначально применялась дистиллированная или деионизированная вода. Однако для современных двигателей она не обеспечивает нужный диапазон рабочих температур. Помимо этого, она склонна к коррозионной активности в отношении металлов, что снижает срок эксплуатации системы охлаждения. Для устранения этих недостатков в качестве охлаждающей жидкости сегодня применяются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), что повышает характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, который имеет более низкий порог замерзания.

    При возникновении ситуации, когда требуется экстренный долив охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду. Однако для корректной работы системы при первой возможности такой раствор необходимо заменить на качественный антифриз.

    Замена охлаждающей жидкости проводится каждые 60-100 тысяч километров пробега. В охлажденном состоянии (при выключенном двигателе) ее количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка охлаждающей системы. Для удобства на нем выполнены отметки «Min» и «Max». Когда количество жидкости ниже минимальной отметки — выполняют долив. Если после работы уровень вновь упал — это свидетельствует о разгерметизации системы.

    Значимость системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. А потому стоит регулярно проводить профилактический осмотр ее основных узлов. Это позволит избежать перегрева двигателя и возникновения критических поломок.

    Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:

    В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения: жидкостная (закрытого типа), воздушная (открытого типа) и комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.

    На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения. Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждения.

    Конструкция системы охлаждения бензинового и дизельного двигателей подобны. Система охлаждения двигателя включает множество элементов, среди которых радиатор охлаждающей жидкости, масляный радиатор, теплообменник отопителя, вентилятор радиатора, центробежный насос, а также расширительный бачок и термостат. В схему системы охлаждения включена «рубашка охлаждения» двигателя. Для регулирования работы системы используются элементы управления.

    Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.

    Наряду с основным радиатором в системе охлаждения могут устанавливаться масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.

    Радиатор системы рециркуляции отработавших газов охлаждает отработавшие газы, чем достигается снижение температуры сгорания топливно-воздушной смеси и образования оксидов азота. Работу радиатора отработавших газов обеспечивает дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, включенный в систему охлаждения.

    Теплообменник отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.

    Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.

    Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой . Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях, оборудованных турбонаддувом, для охлаждения наддувочного воздуха и турбокомпрессора устанавливается дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, подключаемый блоком управления двигателем.

    Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.

    На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.

    Вентилятор радиатора служит для повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:

    • механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя );
    • электрический (управляемый электродвигатель );
    • гидравлический (гидромуфта ).

    Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.

    Типовыми элементами управления системы охлаждения являются датчик температуры охлаждающей жидкости, электронный блок управления и различные исполнительные устройства.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.

    Сигналы от датчика принимает электронный блок управления и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства. Используется, как правило, блок управления двигателем с устанавленным соответствующим программным обеспечением.

    В работе системы управления могут использоваться следующие исполнительные устройства: нагреватель термостата, реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятором радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.

    Принцип работы системы охлаждения

    Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.

    Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос. Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в "рубашке охлаждения" может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).

    В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.

    По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется по большому кругу – через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора.

    После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.

    На автомобилях c турбонаддувом может применяться двухконтурная система охлаждения , в которой один контур отвечает за охлаждение двигателя, другой - за охлаждение наддувочного воздуха.

    (ДВС) и их составные части подвергаются сильному нагреву во время эксплуатации различных транспортных средств. При этом, как перегрев, так и переохлаждение мотора способны спровоцировать выход его из строя. В связи с этим одной из важнейших задач разработчиков силовых агрегатов является обеспечение оптимального теплового режима их работы. Грамотно организованная система охлаждения двигателя способствует получению наилучших эксплуатационных параметров ДВС, к которым относятся:

    1. Максимальная мощность.
    2. Минимальный расход горючего.
    3. Увеличенный срок эксплуатации.

    Влияние температурных параметров на работу мотора

    За один рабочий цикл температура в цилиндрах ДВС изменяется от 80…120 градусов Цельсия во время впуска горючей смеси до 2000…2200 градусов Цельсия в процессе ее сгорания. При этом силовой агрегат достаточно сильно нагревается.

    Если мотор во время работы охлаждается недостаточно интенсивно, то его детали сильно нагреваются и изменяются в размерах. Значительно уменьшается (из-за выгорания) и объем моторного масла, залитого в картер. В итоге увеличивается трение между взаимодействующими деталями, что приводит к их быстрому износу или даже заклиниванию.

    Однако и переохлаждение ДВС отрицательно сказывается на его работе. На стенках цилиндров холодного двигателя происходит конденсация паров топлива, которые, смывая слой смазки, разжижают моторное масло, находящееся в картере.

    Для исключения негативных последствий, связанных с нарушением теплового режима, системы охлаждения проектируются так, чтобы исключить перегрев и переохлаждение мотора в процессе эксплуатации.

    В результате химические свойства последнего ухудшаются, что способствует:

    • увеличенному расходу моторного масла;
    • интенсивному износу трущихся поверхностей;
    • падению мощности силового агрегата;
    • увеличению расхода горючего.

    Классификация

    При работе мотора необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного поглощения (отвода) чаще всего используют воду, воздух или специальную жидкость (тосол, антифриз). Материал теплоносителя определяет способ охлаждения силового агрегата.

    Различают системы:

    1. Принудительного воздушного охлаждения.
    2. Жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

    Жидкостная система охлаждения

    В настоящее время для эффективного охлаждения автомобильных двигателей используют закрытую систему жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

    Конструкция

    В обязательном порядке система содержит расширительный бачок, который служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении ее температуры. Кроме того, через него заливают теплоноситель.

    Также в состав системы входят:

    • водяная рубашка силового агрегата (пространство между двойными стенками блока цилиндров и его головки в местах отвода чрезмерного количества тепла);
    • датчик температуры;
    • биметаллический или электронный термостат, обеспечивающий оптимальную температуру в системе;
    • помпа-насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе;
    • вентилятор, с помощью которого усиливается поток встречного воздуха на основной радиатор системы;
    • радиатор, осуществляющий передачу тепла окружающей среде;
    • радиатор отопителя, предназначенный для передачи тепла непосредственно в салон автомобиля;
    • контрольный прибор, встроенный в панель приборов автомобиля.

    Принцип действия

    Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Постоянно циркулируя внутри системы, она отводит тепло от составных частей мотора, нагревающихся в процессе работы, нагревается, попадает в радиатор, охлаждается в радиаторе встречным потоком воздуха и возвращается обратно.

    При необходимости включается вентилятор, усиливая эффективность охлаждения. Для замкнутых систем охлаждения температура теплоносителя не должна превышать 126 градусов Цельсия. Таким образом, обеспечивается оптимальный тепловой режим работы силового агрегата.

    Дополнительные функции

    Кроме своей главной задачи – отвода тепла от нагревающихся элементов, жидкостная система охлаждения двигателя обеспечивает также:

    • Прогрев силового агрегата в холодное время года

    В современных системах жидкостного охлаждения предусмотрено два контура, по которым может циркулировать охлаждающая жидкость. Это сделано для того, чтобы в момент пуска холодного двигателя, когда его детали и сама жидкость имеют низкую температуру, циркуляция теплоносителя осуществлялась по малому кругу (мимо радиатора).

    Обеспечивается это термостатом, который в момент, когда температура поднимется до определенного уровня (70-80 градусов Цельсия), открывается, давая возможность теплоносителю циркулировать по большому кругу (через радиатор). Таким образом, осуществляется ускоренный процесс прогрева двигателя.

    • Нагревание воздуха в салоне автомобиля

    В холодное время года с помощью горячего теплоносителя происходит нагревание воздуха в салоне автомобиля. Для этого служит дополнительный радиатор, установленный в салоне и оснащенный собственным вентилятором. С их помощью тепло, отобранное от горячей жидкости, распространяется по всему объему салона.

    • Снижение температуры нагнетаемого в цилиндры воздуха

    Специально для двигателей, оснащенных турбонагнетателями, предусмотрены двухконтурные системы, в которых один контур обеспечивает охлаждение жидкости, а второй – охлаждение воздуха.

    Кроме того, контур охлаждения теплоносителя также представляет собой двухконтурную систему, один контур которой охлаждает головку блока цилиндров, а другой – сам блок.

    Это вызвано тем, что в турбированном моторе температура головки блока цилиндров должна быть ниже температуры самого блока на 15…20 градусов Цельсия. Особенностью такой системы охлаждения является то, что каждый контур контролируется собственным термостатом.

    Достоинства и недостатки

    Жидкостная система охлаждения двигателя присутствует практически у всех современных автомобилей. Принципиально отличаясь от систем воздушного охлаждения, она гарантирует:

    • равномерное и быстрое прогревание силового агрегата;
    • эффективный отвод тепла в любых условиях эксплуатации двигателя;
    • снижение затрат мощности;
    • стабильный тепловой режим работы мотора;
    • возможность использования выделяемого тепла для нагревания воздуха в салоне и пр.

    Среди немногочисленных недостатков жидкостной системы охлаждения можно отметить:

    Неисправности и способы их устранения

    Всем системам жидкостного охлаждения свойственны характерные неисправности. Чаще всего встречаются:

    1. заклинивание термостата в закрытом положении (циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу);
    2. поломка помпы;
    3. повреждение выпускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка;
    4. утечка теплоносителя вследствие разгерметизации системы (повреждение уплотнителей, коррозия и пр.).
    5. Кроме того, достаточно часто термостат заклинивает в положении «Открыто» (теплоноситель циркулирует по большому кругу), что увеличивает время прогрева холодного мотора и способствует нестабильности теплового режима при его дальнейшей работе.

    Все эти неисправности характеризуются значительным повышением рабочей температуры силового агрегата, что может привести к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.

    Устраняются все дефекты путем замены неисправных и/или поврежденных деталей или комплектующих.

    Воздушная система охлаждения

    Моторами воздушного охлаждения оснащались транспортные средства в 50-70 годах прошлого века. Типичными представителями таких автомобилей являются «Запорожец» или FIAT 500. Сейчас моторы с воздушным охлаждением в автомобилестроении практически не встречаются.

    Конструкция и принцип действия

    Конструктивно система принудительного воздушного охлаждения монтируется в подкапотном пространстве транспортного средства и состоит из:

    • отсасывающего или нагнетающего вентилятора;
    • направляющих ребер рубашки охлаждения двигателя;
    • органов управления (дроссельные заслонки, управляющие подачей воздуха или муфта, регулирующая частоту вращения вентилятора в автоматическом режиме);
    • температурного датчика, установленного в силовом агрегате;
    • контрольного прибора, выведенного на приборную панель в салоне автомобиля.

    Охлаждение мотора осуществляется встречным холодным воздухом. Для усиления его потока чаще всего используют вентилятор нагнетающего типа. Он усиливает поток холодного плотного воздуха и обеспечивает его подачу в больших количествах при малых энергетических затратах.

    Отсасывающий вентилятор требует больших затрат мощности, однако обеспечивает более равномерный отвод тепла от деталей силового агрегата.

    Достоинства и недостатки

    Моторы с принудительным воздушным охлаждением отличаются:

    • простотой конструкции;
    • низкими требованиями к изменению температуры окружающей среды;
    • небольшим весом;
    • несложным техническим обслуживанием.

    К недостаткам системы воздушного охлаждения относят:

    • большую потерю мощности мотора, которая расходуется на обеспечение работы вентилятора;
    • высокий уровень шума во время работы вентилятора;
    • недостаточное охлаждение отдельных элементов двигателя из-за неравномерного обдува;
    • невозможность использования излишков тепла для обогрева салона.

    Нормальное функционирование силовой установки автомобиля возможно только при определенном температурном режиме. Для большинства авто оптимальный диапазон температуры составляет 80-90 град. С. При более низком показателе ухудшается смесеобразование в цилиндрах, а высокая температура приводит к расширению металла, что может стать причиной заклинивания узлов.

    Общее устройство системы охлаждения

    Чтобы температура силовой установки была в оптимальном диапазоне, в конструкцию мотора включена система охлаждения. Именно благодаря ей обеспечивается отвод тепла от самых разогреваемых элементов — цилиндров.

    Виды систем охлаждения

    Всего на двигателях внутреннего сгорания используется два типа охлаждения – воздушное и жидкостное.

    Воздушная система охлаждения, ее конструкция, недостатки

    Устройство воздушной системы охлаждения двигателя

    В силу ряда недостатков на автомобильном транспорте воздушная система широкого распространения не получила, хотя конструктивно она значительно проще, чем жидкостная. Основным ее элементом являются ребра охлаждения на цилиндрах.

    Тепло, выделяемое от цилиндров, распространялось на эти ребра, а проходящий через них поток воздуха осуществлял его отвод. Для создания потока дополнительно конструкция системы могла включать турбину – специальную крыльчатку, с приводом от коленчатого вала и рукав, которым создаваемый поток воздуха направлялся на цилиндры. Это вся конструкция воздушной системы.

    На автотранспорте воздушная система практически не используется потому, что:

    • невозможна регулировка температурного режима (зимой мотор не выходил на необходимую температуру, а летом – очень быстро перегревался);
    • чтобы обеспечить равномерное распределение потока воздуха, каждый цилиндр стоял отдельно;
    • во время стоянки с заведенным мотором даже при наличии турбины поток воздуха очень слабый, что приводит к быстрому перегреву;
    • невозможно организовать обогрев салона.

    Из-за этих недостатков воздушная система на автомобилях не применяется, хотя единичные случаи все же были – ЗАЗ-968 «Запорожец» как раз и имел такую систему охлаждения. Зато она широко используется на мототранспорте и технике, оснащенной 2-тактными моторами (бензопилы, мотокосы, мотоблоки и т. д.).

    Видео: Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы

    Устройство, конструкция, принцип работы

    Жидкостная система охлаждения

    Достоинством жидкостной системы охлаждения как раз и является возможность поддержания температуры в заданном диапазоне, поэтому она лучше воздушной. Но конструкция этой системы значительно сложнее.

    В ее состав входит:

    1. Рубашка охлаждения
    2. Водяной насос
    3. Термостат
    4. Радиаторы
    5. Соединяющие патрубки
    6. Вентилятор

    При этом основным рабочим элементом такой системы является специальная жидкость – , при помощи которой и осуществляется отвод тепла. Раньше вместо него использовалась обычная вода, но из-за низкого температурного порога замерзания и образования накипи от воды постепенно отказались.

    1. Рубашка охлаждения

    Рубашка охлаждения – специальная система каналов в блоке цилиндров и головке блока, по которой движется жидкость. Если рассматривать все по-простому, то выглядит это так: имеется блок, в который устанавливаются цилиндры, а также основные узлы и механизмы. Поверх этого блока сделана оболочка, а пространство между ними и используется как каналы для движения жидкости. Такая конструкция позволяет жидкости омывать цилиндры, проходить рядом с узлами, установленными в блоке и головке, что обеспечивает отвод тепла от них.

    2. Помпа

    Так выглядит водяная помпа

    В рубашку охлаждения установлена водяная помпа. Она состоит из приводного зубчатого колеса (шкива) и крыльчатки, которая помещается внутрь рубашки, посаженных на одну ось. Привод ее осуществляется от коленчатого вала при помощи ремня.

    Именно водяной насос и обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Получая вращение от коленчатого вала, крыльчатка заставляет двигаться жидкость по каналам рубашки.

    3. Радиатор

    При этом антифриз циркулирует не только по рубашке. Если бы так и было, то жидкости некуда было бы отдавать тепло, то есть . Чтобы этого не происходило, в конструкцию включен .

    Представляет он собой конструкцию из двух бачков – в один подается жидкость из рубашки, а из второго она возвращается обратно. Эти бачки между собой соединены большим количеством трубок, по которым жидкость перемещается между ними. Чтобы , радиатор изготавливают из металлов, обладающих высокой теплопроводностью (медь, алюминий, латунь). Также чтобы повысить теплообмен между трубками располагаются специальные ленты, уложенные определенным образом и имеющие большое количество мест контакта с трубками.

    Жидкость, проходя через трубки, часть тепла отдает лентам. Проходящий сквозь радиатор воздух отбирает тепло и отводит его в окружающую среду. Для обеспечения хорошего потока воздуха радиатор устанавливают в передней части авто. Радиатор с рубашкой охлаждения соединяется при помощи резиновых патрубков.

    Отдельно отметим, что благодаря жидкостной системе удалось обеспечить и . Для этого в систему охлаждения включили еще один радиатор, который поместили в салоне. Конструктивно он такой же, как и основной радиатор, но по габаритам меньше. Поток воздуха же для него создается при помощи электромотора с вентилятором.

    Видео: Перегрев двигателя. Последствия перегрева.

    4. Термостат

    Система охлаждения должна обеспечивать максимально быстрый выход силовой установки на оптимальный температурный режим. И чтобы это обеспечить, в конструкцию включен термостат. Чтобы понять, для чего он нужен – немного теории.

    Если бы конструкция системы состояла только из рубашки и насоса, то двигатель очень быстро бы перегревался, поскольку жидкость двигалась только по каналам в блоке и отвести тепло ей было бы некуда.

    Устройство и принцип работы термостата

    Чтобы избежать этого в конструкцию включили радиатор. Но из-за его наличия объем увеличивался, к тому же назначение радиатора – отвод тепла, поэтому двигатель очень долго будет выходить на нужную температуру, особенно в зимний период.

    Для обеспечения быстрого выхода на необходимую температуру, систему охлаждения разделили на два кольца – малое (задействованы только рубашка охлаждения и насос) и большое (рубашка + насос + радиатор).

    Разделением на кольца и занимается термостат. Представляет он собой клапан, который срабатывает от повышения температуры. На разных авто температура его срабатывания отличается, но в целом он работает в диапазоне – 85-95 град. С.

    Корпус термостата располагается обычно на блоке цилиндров возле канала, ведущего на радиатор. Пока температура мотора низкая, термостат перекрывает этот канал и жидкость перемещается только по рубашке. По мере повышения температуры этот клапан начинает постепенно открываться, пуская жидкость уже по большому кольцу, с задействованием радиатора. При достижении определенного температурного значения он открывается полностью, и жидкость уже движется только по большому кольцу.

    5. Вентилятор, датчики

    Принцип работы вентилятора системы охлаждения

    Бывает так, что потока воздуха недостаточно, чтобы обеспечить нормальный отвод тепла от радиатора. К примеру, такое случается в пробке, когда двигатель постоянно работает, а вот встречного потока воздуха нет, поскольку авто обездвижено.

    Чтобы не дать жидкости перегреться, используется вентилятор, создающий принудительно поток воздуха. Размещается он за основным радиатором и приводится в движение электромотором. Включение же его в работу осуществляется за счет установленного в радиаторе температурного датчика.

    Дополнительно в конструкцию входит также температурный , который передает данные о температуре на приборную панель в салоне, поэтому водитель может постоянно контролировать температурный режим мотора и своевременно заметить появление неисправности, из-за чего температура мотора «пошла вверх».

    Основные неисправности системы охлаждения

    Неисправностей у системы охлаждения двигателя не так уж и много, но последствия от них могут быть очень серьезными. Основными из них являются:

    • Утечка охлаждающей жидкости;
    • Неисправность насоса, термостата;
    • Повреждение проводки датчиков.

    Видео: Все причины перегрева и кипения двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ НИВА

    Утечка жидкости может произойти из-за пробоя рубашки охлаждения, прокладки ГБЦ, резиновых патрубков, радиатора или же из-за ненадежного крепления мест соединения.

    Выявить эту неисправность несложно, поскольку в результате утечки под авто будет образовываться лужа из охлаждающей жидкости. Если своевременно не устранить течь, то большая часть охлаждающей жидкости может вытечь, и система уже не сможет поддерживать температурный режим.

    Поломка насоса зачастую связана . Сопровождается это следами подтеков со стороны привода, повышенным шумом при работе мотора, неравномерным износом приводного ремня.

    Если своевременно не заменить насос, то существует вероятность, что он заклинит и порвет приводной ремень, а это уже чревато достаточно серьезными проблемами, поскольку зачастую этим ремнем приводится в работу и ГРМ.

    Проблема с термостатом обычно связана с тем, что он заклинивает в каком-то одном положении. Из-за этого перевод жидкости между кольцами не осуществляется, она движется либо только по малому, либо по большому кругу.

    Повреждение же проводки или датчиков приводит к тому, что показания на приборную панель не передаются или не соответствуют действительности, а вентилятор не включается в требуемый момент или же работает постоянно, из-за чего нарушается температурный режим.