Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Цветная капуста, обжаренная в сухарях для панировки
  • Ароматный венский вишневый пирог
  • Чахохбили из курицы: вкусный классический рецепт приготовления
  • Пошаговый рецепт приготовления кекса с вишней Как приготовить вишневый кекс
  • Маковый рулет по бабушкиному рецепту
  • Как я готовил заливное из щуки Как приготовить холодец из щуки
  • По эксплуатации свинцово. Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи

    По эксплуатации свинцово. Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи

    1.НАЗНАЧЕНИЕ БАТАРЕИ

    1.1. Батарея аккумуляторная свинцово-кислотная стартерная номинальным напряжением 12 В (далее по тексту - батарея) изготовлена в соответствии с требованиями ДСТУ ГОСТ 959, EN 50342, технических условий на батареи конкретного типа и предназначена для пуска двигателей и питания электрооборудования автотракторной техники.

    1.2. Батарея поставляется потребителям залитая электролитом и заряженная. Для заливки и работы батареи применяется электролит – раствор серной кислоты (ГОСТ 667) в дистиллированной воде (ГОСТ 6709). Плотность заливаемого электролита, приведенная к 25°С, а также электролита в полностью заряженной батарее должна быть 1,28 ± 0,01 г/см².

    2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

    2.1. ВНИМАНИЕ! Смесь водорода с воздухом взрывоопасна. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнем, допускать искрообразование, в т.ч. путем замыкания полюсных выходов батареи.

    Многолетний опыт эксплуатации батарей во всех странах привел в выработке еще одной рекомендации: в сухую погоду не следует приближаться к батарее в течение минимум одного часа после длительной поездки или во время подзарядки с помощью зарядного устройства в одежде, содержащей шерсть или синтетические волокна, так как возможен разряд на батарею электростатического электричества, накопленного на теле человека. Необходимо вначале снять заряд со своего тела (одежды), а также с корпуса батареи, кратковременно накрыв ее влажной тканью. ВНИМАНИЕ! Ткань не должна касаться полюсовых выводов батареи.

    2.2. ЭЛЕКТРОЛИТ – АГРЕССИВНАЯ ЖИДКОСТЬ. При попадании его на незащищенные участки тела немедленно обильно промойте их водой и 10% раствором питьевой соды. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.

    2.3. Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при неработающем двигателе и отключенных потребителях тока (выключенном зарядном устройстве). При этом вначале присоединяется положительный полюс, а затем отрицательный. Отсоединение батареи производится в обратной последовательности.

    ЗАПРЕЩАЕТСЯ стучать по полюсным выводам и наконечникам кабелей при присоединении и отсоединении батареи, т.к. это может привести к обрыву электрической цепи батареи.

    2.4. Клеммы подводящих проводов должны быть плотно зажаты на полюсных выводах батареи, а сами провода прослаблены.

    3. ПОДГОТОВКА БАТАРЕИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

    3.1. Перед установкой залитой батареи на транспортное средство или на хранение следует проверить плотность электролита в батарее. Если плотность электролита ниже значений, указанных в пункте 1.2, на 0,03 г/см², батарею следует зарядить согласно 3.3-3.5.

    ВНИМАНИЕ! В батарее данной конструкции могут применяться пламегасители и вентиляционные устройства, встроенные в пробки. Эти пробки на заводе-изготовителе установлены в средние (№3, №4) аккумуляторные ячейки. Они отличаются от остальных пробок наличием в центре пробки газоотводящего отверстия и цветом.

    До начала эксплуатации проверьте наличие этих пробок, отсутствие загрязнений в зоне газоотводящих отверстий.

    Примечание: При эксплуатации новой батареи РЕКОМЕНДУЕТСЯ первую проверку уровня и плотности электролита провести после 100 км пробега с начала эксплуатации, т.к. не исключено, что после заряда батареи на заводе в карманных сепараторах остались пузырьки газа. Под воздействием вибрации, во время движения транспортного средства, газ выходит из карманных сепараторов через вентиляционные отверстия батареи и улетучивается в атмосферу. Вследствие этого уровень электролита в батарее может существенно понизиться.

    Если при контроле стеклянной трубкой окажется, что в одном из аккумуляторов (одной из ячеек), или во всех, уровень электролита ниже нормы, а плотность электролита соответствует норме, то необходимо долить электролит до нормального уровня, указанного в пункте 4.6 , при этом плотность электролита должна быть равной эксплуатационной, т.е. замеренной.

    3.2. В случае, если конструкцией батареи предусмотрена установка индикатора заряженности батареи и уровня электролита, следует руководствоваться надписями на этикетке с учетом следующих пояснений:

    § ЗЕЛЕНЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Заряд в норме» - батарея заряжена более, чем на 65%. Уровень электролита в норме;

    § БЕЛЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Батарею подзарядить» - батарея заряжена менее, чем на 65%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в дополнительной, стационарной подзарядке;

    § КРАСНЫЙ С ЧЕРНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Срочно зарядить» - батарея заряжена на 50%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в срочной дополнительной стационарной зарядке или замене;

    § КРАСНЫЙ С БЕЛЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Долить дистиллированную воду» - уровень электролита ниже нормы. Долить дистиллированную воду.

    3.3. Заряд батареи следует проводить в хорошо проветриваемом помещении током в амперах, численно равным 10% от номинальной емкости (например: 6,0 А при номинальной емкости батареи 60 А/час).

    ВНИМАНИЕ! При достижении напряжения 14,4В на выводах батареи зарядный ток следует уменьшить в два раза и проводить заряд до достижения постоянства напряжения и плотности электролита (с учетом температуры) в течение 10-и часов, т.е. до полного заряда. В общем случае время заряда зависит от степени разряженности батареи.

    3.4. При проведении заряда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕГРЕВ ЭЛЕКТРОЛИТА выше 45°С. В противном случае заряд прервать до снижения температуры электролита до 35°С.

    3.5. По достижению полного заряда следует проверить уровень и плотность электролита. При необходимости плотность электролита откорректировать в соответствии со значениями, приведенными в пункте 1.2, При этом значения плотности, в аккумуляторах батареи должны отличаться не более чем на 0,01 г/см². Повышенная плотность корректируется доливкой .

    В процессе корректировки плотности и уровня электролита каждый раз батарею следует ставить на заряд на 40 минут при напряжении 15-16 В с целью интенсивного перемешивания электролита.

    Уровень электролита следует корректировать с учетом изложенного в 4.6.

    4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕИ

    4.1. Батарея должна быть укомплектована и закреплена на транспортном средстве согласно его руководству по эксплуатации. Ненадежное крепление батареи приводит к ее механическому повреждению, преждевременному разрушению электродов и коротким замыканиям.

    4.2. Батарею следует содержать в чистоте (протирать ветошью, увлажненной слабым щелочным (содовым) раствором). Периодически необходимо зачищать клеммы батареи от окисла .

    4.3. Клеммы подводящих проводов должны быть зачищены и смазаны тонким слоем технического вазелина.

    4.4. Пуск двигателя производится при отключенной передаче или при выжатом сцеплении продолжительностью не более 10-15 секунд с перерывами между пусками не менее минуты. Если после пяти попыток двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска двигателя проверить.

    Многократные, длительные попытки безуспешного пуска двигателя приводят к недопустимому глубокому разряду батареи.

    4.5. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НЕДОЗАРЯД ИЛИ ПЕРЕЗАРЯД БАТАРЕИ. Напряжение подзарядки от генератора должно соответствовать руководству на транспортное средство (14,2 ± 0,3) В.

    4.6. ВНИМАНИЕ! При эксплуатации батареи уровень электролита должен находиться в диапазоне между минимальным и максимальным уровнями.

    Минимальным (в зависимости от конструкции батарей) считается уровень электролита, выступающий над верхним краем сепаратора на высоту не менее 15 мм или не менее 5 мм от полюсного мостика (если мостик находится непосредственно под заливочной горловиной).

    Максимальный уровень электролита обусловлен конструкцией батареи и указан соответствующей отметкой на боковой поверхности. В случае отсутствия маркировки уровня электролита максимальным уровнем следует считать высоту электролита на 10 мм выше минимального, т.е. 25 мм или 15 мм соответственно.

    При снижении уровня электролита ниже минимального уровня (15 мм от кромки сепаратора или 5 мм от мостика) необходимо долить дистиллированную воду.

    Доливка электролита не допускается, кроме случаев, описанных в 3.1. Операцию доливки следует проводить после полной зарядки батареи по следующей схеме:

    Вывинтить пробки;

    Измерить уровень электролита (например, стеклянной трубкой под ее собственным весом). В зависимости от исполнения батареи за базу принимать либо края сепаратора, либо мостик полублока электродов;

    Обращаем Ваше внимание, что при напряжении выше 14,5 В и высокой температуре подкапотного пространства автомобиля происходит перезаряд батареи и повышенный расход воды; при напряжении ниже 13,9 В, частых пусках двигателя и непродолжительных пробегах (особенно в зимнее время) возможен систематический недозаряд батареи.

    5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. Транспортирование батарей производится в крытых транспортных средствах, обеспечивающих защиту их от механических повреждений и загрязнения от попадания атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

    5.2. Батареи следует ставить на хранение полностью заряженными. Не реже одного раза в месяц следует и уровень электролита. В случае уменьшения плотности на 0,03 0,03 г/см² и более – батареи зарядить согласно 3.3 – 3.5. Уровень электролита следует корректировать . Доливка электролита не допускается.

    НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ С УРОВНЕМ ЭЛЕКТРОЛИТА НИЖЕ НОРМЫ. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ РАЗРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.

    ИНСТРУКЦИЯ

    ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ С РЕГУЛИРУЮЩИМИ КЛАПАНАМИ

    ООО "Лион-95", Украина

    1. Общие положения

    1.1 Свойства батарей

    Герметизированные свинцово-кислотные батареи Casil имеют ряд отличий от других типов аккумуляторов:


    • Необслуживаемость - батареи герметизированы и полностью готовы к работе.
      Доливка воды не требуется.

    • Нет эффекта памяти - некоторые аккумуляторы, например, никель-кадмиевые,
      уменьшают свою емкость при неполном цикле заряда-разряда. Свинцово-
      кислотные аккумуляторы свободны от такого недостатка.

    • Небольшой саморазряд - величина саморазряда составляет 2-3% в месяц при
      комнатной температуре.

    • Большие токи нагрузки - поскольку внутреннее сопротивление батареи мало, она
      способна отдавать большие мощности в нагрузку.

    • Широкий диапазон рабочих температур - номинальная рабочая температура
      составляет 20°С, но возможна работа в диапазоне от -10 до +50°С при 100% заряде.
    1.2 Сферы применения

    Аккумуляторы Casil могут использоваться во многих сферах промышленности и различных приборах, как с циклической, так и с буферной нагрузкой:


    • Аварийное освещение

    • Охранно-пожарные системы

    • Источники бесперебойного питания

    • Оборудования телекоммуникаций

    • Электронное и измерительное оборудование

    • Игрушки

    • Передвижное медицинское оборудование

    Стр.2 из 9


    2. Зарядка

    2.1 Зарядка после глубокого разряда

    Батарею можно назвать глубоко разряженной/переразряженной, если при ее разряде конечное напряжение стало менее чем указано в спецификации. При этом срок службы аккумулятора может уменьшиться, поэтому необходимо несколько увеличить период заряда. На рис. 1 видно, что в результате возросшего внутреннего сопротивления, первые 30 мин. зарядки ток заряда будет мал, постепенно увеличиваясь. После этого внутреннее сопротивление падает, и зарядка идет в обычном режиме.


    Рис. 1. График заряда батареи после глубокого разряда.

    2.2 Ограничение зарядного тока

    На начальном этапе зарядки через разряженную батарею проходит большой ток. Периодически он может стать причиной слишком высокого нагрева аккумулятора, который может вывести батарею из строя. Поэтому на начальном этапе зарядки необходимо ограничивать значение зарядного тока до О.ЗС или ниже при заряде постоянным напряжением.

    2.3 Температурная компенсация

    Электрохимическая активность в батарее возрастает при увеличении температуры и уменьшается с ее понижением. Поэтому, при увеличении рабочей температуры необходимо уменьшать зарядное напряжение, чтобы не произошло перезаряда. При понижении температуры зарядное напряжение необходимо увеличивать.

    Использование зарядных устройств с температурной компенсацией является самым предпочтительным вариантом, продляющим срок службы батареи.

    Значение температурного коэффициента для 6-ти вольтовых аккумуляторов Casil составляет 10мВ/°С (для буферного режима) и 15мВ/°С (для циклического режима). Рис. 2 показывает зависимость между температурой и зарядным напряжением, как для буферного, так и для цикличного режимов.

    Стр. 3 из 9



    Рис. 2. График зависимости между температурой и зарядным напряжением

    3. Разрядные характеристики

    3.1 Разрядные характеристики при различных скоростях разряда

    Е

    мкость батарей при использовании зависит от скорости разряда. Емкость аккумуляторов Casil оценивается по 20-ти часовой скорости разряда, которая считается номинальной. Рис. 3 показывает разрядные характеристики при различных скоростях разряда

    0,17С 20 А 0,09С Ш А 0,05С 20


    Рис. 3. График разрядных характеристик при различных скоростях разряда

    Стр. 4 из 9


    3.2 Конечное напряжение при разряде

    При разряде конечное напряжение на батарее не должно быть ниже, чем указано в таблице 1. В противном случае произойдет переразряд, который может повредить аккумулятор.

    Таблица 1. Конечное напряжение при разряде.

    3.3 Температурный эффект

    П

    овышение рабочей температуры влечет увеличение емкости батареи. На рис. 4 показаны температурные зависимости. Во избежание повреждения батареи не рекомендуется использовать ее при температурах ниже -10°С и выше +40°С.

    Рис. 4. Зависимость емкости батареи от рабочей температуры.

    3.4 Изменения внутреннего сопротивления

    Н

    а рис. 5 показаны графики внутреннего сопротивления батареи Casil, измеренное на частоте 1000 Гц.

    Рис. 5. Зависимость внутреннего сопротивления от степени разряда

    Стр. 5 из 9


    Внутреннее сопротивление батареи Casil наименьшее, когда аккумулятор полностью заряжен, далее медленно возрастает в процессе разряде и резко увеличивается на финальной стадии разряда.

    4. Хранение

    4.1 Саморазряд

    Н

    а рис. 6 показана зависимость между временем хранения батареи и остаточной емкостью при различных температурах.

    Рис. 6. Зависимость остаточной емкости батареи от времени хранения

    Величина саморазряда аккумуляторов Casil составляет около 3% в месяц при температуре хранения 20°С.

    4.2 Срок хранения

    При долгом хранении батареи без подзарядки на отрицательных пластинах образуется сульфат свинца. Этот процесс называется сульфатацией. Повышение температуры хранения убыстряет сульфатацию. Поскольку сульфат свинца является диэлектриком, то сульфатация уменьшает значение максимального тока разряда.


    Хранение батареи при температурах выше, чем указано в таблице 2 может привести к сокращению срока службы. Батареи необходимо хранить в сухом, прохладном месте.

    Таблица 2. Максимальный срок хранения при разных температурах.

    Стр.6 из 9


    4.3 Остаточная емкость

    П

    риблизительное значение емкости батареи можно узнать по напряжению холостого хода. Данная зависимость показана на рис. 7.

    Рис. 7. Зависимость емкости от напряжения холостого хода

    4.4 Дополнительная подзарядка

    В процессе хранения батарей необходимо производить дополнительную подзарядку, если остаточная емкость стала менее 80%. В таблице 3 указаны дополнительные зарядные интервалы и методы при разной температуре хранения.

    стр.7 из 9


    5. Срок службы

    5.1 Количество циклов

    С

    амый главный фактор - это глубина разряда, от которого зависит количество циклов заряда-разряда. На рис. 8 показана эта зависимость.

    Рис. 8. Количество циклов при разной глубине разряда

    5.2 Срок службы в буферном режиме

    Батареи Casil могут работать в буферном режиме до 5 лет. Срок службы в таком режиме завит от температуры (рис. 9).



    Рис. 9. Зависимость срока службы батарей в буферном режиме от температуры

    стр.8 из 9


    6. Габариты и типоразмеры

    Тип

    Напр

    Емкость при конечном напр.

    Размеры

    Вес

    Располо­жение

    Клемм


    1.75 В/эл-т

    1.6 В/эл-т

    1.4 В/эл-т

    20ч

    10ч





    Д

    Ш

    В

    В

    Ач

    Ач

    Ач

    Ач

    мм

    мм

    мм

    кг

    СА 613

    6

    1,30

    1,02

    0,83

    0,41

    97

    24

    51

    0,33

    В

    СА 632

    6

    3,20

    2,82

    2,26

    1,22

    123

    32

    60

    0,60

    В

    СА 645

    6

    4,50

    3,90

    3,25

    1,84

    70

    47

    101

    0,82

    А

    СА 690

    6

    9,00

    7,80

    6,61

    3,88

    151

    50

    94

    2,10

    В

    СА 1213

    12

    1,30

    1,02

    0,83

    0,41

    97

    43

    53

    0,58

    G

    СА 1222

    12

    2,20

    1,90

    1,65

    0,83

    178

    34

    60

    0,93

    В

    СА 1233

    12

    3,30

    2,83

    2,27

    1,24

    134

    67

    60

    1,30

    D

    СА 1250

    12

    5,00

    4,35

    3,82

    2,05

    90

    70

    101

    2,00

    В

    СА 1270

    12

    7,00

    6,20

    5,40

    3,10

    151

    65

    95

    2,62

    D

    СА 12120

    12

    12,0

    10,5

    9,10

    5,80

    151

    99

    96

    4,00

    D

    СА 12180

    12

    18,0

    14,9

    12,7

    7,60

    181

    76

    167

    6,10

    С

    СА 12260

    12

    26,0

    22,4

    19,1

    10,3

    166

    175

    125

    9,07

    С

    СА 12400

    12

    40,0

    35,1

    30,2

    16,5

    197

    165

    170

    14,0

    С

    СА 12650

    12

    65,0

    56,5

    50,0

    30,1

    350

    167

    178

    26,0

    В

    СА 121000

    12

    100,0

    86,0

    72,0

    45,0

    415

    173

    224

    34,0

    В

    СА 121500

    12

    150,0

    132,0

    116,0

    69,0

    495

    205

    209

    54,2

    Е

    СА 122000

    12

    200,0

    175,0

    148,0

    93,0

    497

    258

    209

    67,6

    Е

    Расположение клемм

    Тип А Тип В Тип С Тип D Тип Е

    Страница 1 из 10

    ИНСТРУКЦИЯ

    ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ

    АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

    Обозначения и сокращения.

    Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

    Меры безопасности.

    Общие правила эксплуатации.

    Свойства, особенности конструкции и основные технические характеристики.

    Аккумуляторы свинцово - кислотные типа СК.

    Аккумуляторы типа СН.

    Свинцово – кислотные фирменные аккумуляторы.

    Основные сведения из монтажа аккумуляторных батарей, приведение их к рабочему состоянию и консервации.

    Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СК.

    Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СН.

    Приведение к рабочему состоянию фирменных аккумуляторных батарей

    Порядок эксплуатации аккумуляторных батарей.

    Режим постоянного подзаряда.

    Режим заряда.

    Уравнительный заряд.

    Разряд аккумуляторных батарей.

    Контрольный разряд.

    Доливка аккумуляторов.

    Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.

    Виды технического обслуживания.

    Профилактический контроль.

    Текущий ремонт аккумуляторов типа СК.

    Текущий ремонт аккумуляторов типа СН.

    Капитальный ремонт.

    Техническая документация.

    Приложение №1.

    Приложение №2.

    Знание настоящей инструкции обязательно для:

    1. Начальника, мастера группы ПС и ЦРО СПС.

    2. Оперативного и оперативно – производственного персонала групп подстанций.

    3. Аккумуляторщика ЦРО СПС.

    Настоящая инструкция составлена на основании действующих: ОНД 34.50.501-2003. Эксплуатация стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. ГКД 34.20.507-2003 Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 6-е, переработанное и доп. - Г.: Энергоатомиздат, 1987; ДНАОП 1.1.10-1.01-97 Правила безопасной эксплуатации электроустановок, второе издание.

    1. Нормативные ссылки.

    В этой инструкции есть ссылки на такие нормативные документы:
    ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования;
    ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования;
    ГОСТ 12.4.021-75 СБТ Системы вентиляционные. Общие требования;
    ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности;
    ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия;
    ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия;
    ГОСТ 26881-86 Аккумуляторы свинцовые стационарные. Общие технические условия

    2. Обозначение и сокращение.

    АБ - аккумуляторная батарея;
    АЭ - аккумуляторный элемент;
    ОРУ - открытая распределительная установка;
    ЭС - электростанция;
    КЗ - короткое замыкание;
    ПС - подстанция;
    СК - стационарный аккумулятор для коротких и продолжительных режимов;
    СН - стационарный аккумулятор с пластинами намазного типа.

    3. Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

    Принцип действия аккумуляторов основан на поляризации свинцовых электродов. Под действием зарядного тока электролит (раствор серной кислоты) разлагается на кислород и водород. Продукты разложения вступают в химическую реакцию со свинцовыми электродами: на положительном электроде образуется двуокись свинца, а на отрицательном электроде – губчатый свинец.
    В результате образуется гальванический элемент с напряжением около 2 В. При разряде такого элемента в нем происходит обратный химический процесс: химическая энергия превращается в электрическую. Под влиянием разрядного тока из электролита выделяются кислород и водород.
    Кислород и водород, вступая в реакцию с двуокисью свинца и губчатым свинцом, восстанавливают первую и окисляют второй. По достижении равновесного состояния разряд прекращается. Такой элемент обратимый и может быть повторно заряжен.
    Процесс разряда . При включении аккумулятора на разряд ток внутри аккумулятора протекает от катода к аноду, при этом серная кислота частично разлагается, и на положительном электроде выделяется водород. Совершается химическая реакция, при которой двуокись свинца превращается в сульфат свинца и выделяется вода. Остаток частично разложившейся серной кислоты вступает в соединение с губчатым свинцом катода, также образуя сульфат свинца. На эту реакцию расходуется серная кислота и образуется вода. Благодаря этому удельный вес электролита по мере разряда снижается.
    Процесс заряда. При разложении серной кислоты во время заряда водород переносится к отрицательного электроду, восстанавливает на нем сульфат свинца до губчатого свинца и образует серную кислоту. На положительном электроде образуется двуокись свинца. При этом образуется серная кислота и расходуется вода. Удельный вес электролита повышается.
    Внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивлений аккумуляторных пластин, сепараторов и электролита. Удельная проводимость активной массы пластин в заряженном состоянии близка к проводимости металлического свинца, а разряженных пластин – сопротивление велико. Поэтому сопротивление пластин зависит от степени заряженности аккумулятора. По мере разряда сопротивление пластин возрастает.
    Рабочая емкость аккумулятора – это количество электричества, отданное аккумулятором в определенном режиме разряда до предельного для данного режима разряда напряжения. Рабочая емкость всегда меньше его полной емкости. Отбирать полную емкость от аккумулятора нельзя, так как это приведет к его невосстановимому истощению. В последующем изложении рассматривается только рабочая емкость АЭ.
    Температура электролита . На емкость АЭ заметное влияние оказывает температура. При повышении температуры электролита емкость АЭ увеличивается примерно на 1% на каждый градус повышения температуры над 25°С. Повышение емкости объясняется снижением вязкости электролита, а следовательно, усилением диффузии свежего электролита в поры пластин и уменьшением внутреннего сопротивления АЭ. При понижении температуры – растет вязкость электролита – снижается емкость. Емкость при снижении температуры с 25°С до 5°С может упасть на 30%.

    ИНСТРУКЦИЯ

    ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ

    АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

    Нормативные ссылки.
    Обозначения и сокращения.
    Меры безопасности.
    Общие правила эксплуатации.
    Свойства, особенности конструкции и основные технические характеристики.
    6.1 Аккумуляторы свинцово - кислотные типа СК.
    6.2 Аккумуляторы типа СН.
    6.3 Свинцово – кислотные фирменные аккумуляторы.
    Основные сведения из монтажа аккумуляторных батарей, приведение их к рабочему состоянию и консервации.
    7.1 Монтаж.
    7.2 Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СК.
    7.3 Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СН.
    7.4 Приведение к рабочему состоянию фирменных аккумуляторных батарей
    Порядок эксплуатации аккумуляторных батарей.
    8.1 Режим постоянного подзаряда.
    8.2 Режим заряда.
    8.3 Уравнительный заряд.
    8.4 Разряд аккумуляторных батарей.
    8.5 Контрольный разряд.
    8.6 Доливка аккумуляторов.
    Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
    9.1 Виды технического обслуживания.
    9.2 Осмотры.
    9.3 Профилактический контроль.
    9.4 Текущий ремонт аккумуляторов типа СК.
    9.5 Текущий ремонт аккумуляторов типа СН.
    9.6 Капитальный ремонт.
    Техническая документация.
    Приложение №1.
    Приложение №2.

    Знание настоящей инструкции обязательно для:

    1. Начальника, мастера группы ПС и ЦРО СПС.

    2. Оперативного и оперативно – производственного персонала групп подстанций.

    3. Аккумуляторщика ЦРО СПС.

    Настоящая инструкция составлена на основании действующих: ОНД 34.50.501-2003. Эксплуатация стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. ГКД 34.20.507-2003 Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 6-е, переработанное и доп. - Г.: Энергоатомиздат, 1987; ДНАОП 1.1.10-1.01-97 Правила безопасной эксплуатации электроустановок, второе издание.

    В этой инструкции есть ссылки на такие нормативные документы:
    ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования;
    ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования;
    ГОСТ 12.4.021-75 СБТ Системы вентиляционные. Общие требования;
    ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности;
    ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия;
    ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия;
    ГОСТ 26881-86 Аккумуляторы свинцовые стационарные. Общие технические условия

    Обозначение и сокращение.

    АБ - аккумуляторная батарея;
    АЭ - аккумуляторный элемент;
    ОРУ - открытая распределительная установка;
    ЭС - электростанция;
    КЗ - короткое замыкание;
    ПС - подстанция;
    СК - стационарный аккумулятор для коротких и продолжительных режимов;
    СН - стационарный аккумулятор с пластинами намазного типа.

    Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

    Принцип действия аккумуляторов основан на поляризации свинцовых электродов. Под действием зарядного тока электролит (раствор серной кислоты) разлагается на кислород и водород. Продукты разложения вступают в химическую реакцию со свинцовыми электродами: на положительном электроде образуется двуокись свинца, а на отрицательном электроде – губчатый свинец.
    В результате образуется гальванический элемент с напряжением около 2 В. При разряде такого элемента в нем происходит обратный химический процесс: химическая энергия превращается в электрическую. Под влиянием разрядного тока из электролита выделяются кислород и водород.
    Кислород и водород, вступая в реакцию с двуокисью свинца и губчатым свинцом, восстанавливают первую и окисляют второй. По достижении равновесного состояния разряд прекращается. Такой элемент обратимый и может быть повторно заряжен.
    Процесс разряда . При включении аккумулятора на разряд ток внутри аккумулятора протекает от катода к аноду, при этом серная кислота частично разлагается, и на положительном электроде выделяется водород. Совершается химическая реакция, при которой двуокись свинца превращается в сульфат свинца и выделяется вода. Остаток частично разложившейся серной кислоты вступает в соединение с губчатым свинцом катода, также образуя сульфат свинца. На эту реакцию расходуется серная кислота и образуется вода. Благодаря этому удельный вес электролита по мере разряда снижается.
    Процесс заряда. При разложении серной кислоты во время заряда водород переносится к отрицательного электроду, восстанавливает на нем сульфат свинца до губчатого свинца и образует серную кислоту. На положительном электроде образуется двуокись свинца. При этом образуется серная кислота и расходуется вода. Удельный вес электролита повышается.
    Внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивлений аккумуляторных пластин, сепараторов и электролита. Удельная проводимость активной массы пластин в заряженном состоянии близка к проводимости металлического свинца, а разряженных пластин – сопротивление велико. Поэтому сопротивление пластин зависит от степени заряженности аккумулятора. По мере разряда сопротивление пластин возрастает.
    Рабочая емкость аккумулятора – это количество электричества, отданное аккумулятором в определенном режиме разряда до предельного для данного режима разряда напряжения. Рабочая емкость всегда меньше его полной емкости. Отбирать полную емкость от аккумулятора нельзя, так как это приведет к его невосстановимому истощению. В последующем изложении рассматривается только рабочая емкость АЭ.
    Температура электролита . На емкость АЭ заметное влияние оказывает температура. При повышении температуры электролита емкость АЭ увеличивается примерно на 1% на каждый градус повышения температуры над 25°С. Повышение емкости объясняется снижением вязкости электролита, а следовательно, усилением диффузии свежего электролита в поры пластин и уменьшением внутреннего сопротивления АЭ. При понижении температуры – растет вязкость электролита – снижается емкость. Емкость при снижении температуры с 25°С до 5°С может упасть на 30%.

    Меры безопасности.

    Эксплуатацию АБ должен выполнять оперативный, оперативно-производственный персонал, прошедший обучение и проверку знаний. Ремонт аккумуляторной батареи выполняет аккумуляторщик. Работать с кислотой, свинцом должен обученный, проинструктированный персонал.
    В помещении аккумуляторной батареи не должно быть лиц, которые не имеют отношения к ее обслуживанию. Для этого помещения АБ должно быть постоянно закрыто на замок. Ключ от него необходимо хранить у дежурного (оперативного) персонала и выдавать только лицам, которые обслуживают аккумуляторные батареи, работают в них, и лицам, которые имеют право на осмотр распределительных электроустановок.
    Работники, обслуживающие электрооборудование аккумуляторных помещений, должны иметь группу III.
    Посторонние лица в помещения АБ допускаются только в сопровождении аккумуляторщика или электромонтера, который обслуживает аккумуляторные батареи, лица, которое имеют право на осмотр аккумуляторной батареи.
    Осмотр может выполнять оперативный или оперативно-производственный персонал с группой III или V, в состав которого входят руководители, специалисты предприятия.
    Помещение АБ должно быть оборудовано (определяется в зависимости от режимов работы и типа АБ при проектировании согласно СНиП и ГОСТ 12.4.021-75 и ГОСТ 12.1.010-76) притяжной-вытяжной вентиляцией.
    Из-за отсутствия или при отключении вентиляции в помещении аккумуляторных батарей может образоваться взрывоопасная концентрация водорода. Даже при постоянном подзаряде из элементов выделяется некоторое количество водорода. При загрязнении электролита вредными примесями выделение водорода усиливается. По этому в помещениях АБ запрещается жечь и использовать электронагревательные приборы, а также аппараты, которые могут искрить (ГОСТ 12.1.004-91).
    Притяжно-вытяжную вентиляцию в помещении аккумуляторных батарей нужно включать перед зарядом АБ и выключать после полного удаление газов, но не раньше, чем через 1,5 год после окончания заряда. Порядок работы притяжной-вытяжной вентиляции аккумуляторных батарей в нормальных условиях определяется в местных инструкциях подстанций.
    На дверях помещения аккумуляторных батарей должны быть надписи «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Запрещается курить» или вывешиваться знаки безопасности о запрете пользования открытым огнем и курения соответственно ГОСТ 12.4.026-76.
    Перечень необходимых защитных средств и инвентаря, которые обеспечивают безопасность работ (обслуживание) АБ (ДНАОП 1.1.10-1.01-97), приведенное в приложении 1.
    После выполнения необходимых организационно-технических мероприятий во время пайки электродов необходимо придерживаться таких условий:

    · Работы следует выполнять по наряду-допуску;

    · не выполнять пайку во время зарядки аккумуляторных батарей;

    · за 2 часа до начала работ батарею, работающую по методу постоянного подзаряда, следует перевести в режим разряда;

    · паять разрешается не ранее чем через 2 часа после окончания заряда;

    · принудительная притяжно-вытяжная вентиляция должна быть включена за 2 часа до начала пайки и работать на протяжении всего времени пайки;

    · в помещениях аккумуляторных батарей с естественной вентиляцией нужно дополнительно применять переносные вентиляторы или воздуходувки;

    · место для пайки следует ограждать от остатка АБ огнестойкими щитами;

    · пайку должны выполнять специально наученные электромонтеры и помощник, или специально обученный персонал.

    Вырезание и пайка электродов, работу по определению емкости аккумуляторных батарей, отбор проб, измерение плотности и температуры электролита нужно выполнять в резиновых перчатках и сапогах.
    При вырезании элементов, наложении шунтирующих перемычек и сопротивлений дополнительно к перчаткам и сапогам необходимо пользоваться защитными очками.
    Во избежание попадания свинцовых испарений в дыхательные пути, пайку или зачистку ушек электродов необходимо выполнять в респираторах с ватными фильтрами.
    После выполнения работ по разборке аккумуляторов, зачистке и исправлению свинцовых электродов необходимо тщательно вымыть руки с мылом, а перед курением и приемом пищи – всполоснуть рот водой.
    При попадании концентрированной серной кислоты на руки, шею или лицо нужно быстро удалить ее тампоном (ватой, марлей и др.). Место попадания старательно промыть водой и немедленно нейтрализовать 5 %-ым раствором двууглекислой соды (пищевой). При попадании кислоты в глаза или на слизистую оболочку их необходимо промыть 2-3 %-ым раствором пищевой соды, запас которой с соответствующими надписями должен храниться отдельно.
    На бутылях (емкостью от 3 до 5 л) должна быть четкая надпись: «Раствор двууглекислой соды».
    Для предотвращения попадания кислоты на кожу и в глаза все операции с кислотой необходимо выполнять в грубошерстном костюме, в резиновых фартуке, перчатках, сапогах (под штаны) или калошах и защитных очках.
    Концентрированная серная кислота (электролит) должна храниться в плотно закупоренных стеклянных бутылях, помещенных в крепкие корзины, в отдельных комнатах возле помещения АБ.
    На горлышки бутылей должны быть подвешены бирки с четкими надписями: «Концентрированная серная кислота», «Электролит», «Дистиллированная вода» и др.
    Запас дистиллированной воды должен храниться в плотно закупоренных бутылях (сосудах). На бутылях должны быть надписи несмываемой краской «Дистиллированная вода». Использование таких емкостей с другой целью запрещается.
    Перенос бутылей с серной кислотой необходимо выполнять обязательно двумя работниками только в корзине или специальном деревянном ящике с ручками или на специальных носилках с отверстием посредине и латами, в которые бутыль должен входить вместе с корзиной на 2/3 высоты. Во время перемещения бутылей их нельзя брать за горлышко или прижимать к себе. Чтобы избегнуть выплескивания кислоты из бутылей при переносе, их нужно плотно закупоривать стеклянными или керамическими пробками, надежно привязанными к горлышку бутылей.
    Переливать кислоту из бутылей в другую посуду необходимо с помощью станка, который дает возможность изменять любой наклон бутылей и обеспечивает их надежное крепление.
    Запрещается при разведении серной кислоты вливать воду в кислоту. Необходимо кислоту тонкой струей вливать в воду при беспрерывном размешивании раствора. Тепло, которое выделяется при этом благодаря большой теплоемкости воды и большом ее количестве, поглощается водой без разбрызгивания. По этому посудину для разведения серной кислоты сначала заливают полным расчетным количеством дистиллированной воды и только потом к ней прибавляют кислоту.
    Электролит плотностью не более 1,28 г/см 3 допускается разбавлять дистиллированной водой.
    В помещении, где разводится кислота, при наличии водопровода необходимо иметь водопроводную раковину или сосуд достаточной емкости, заполненной чистой водой.
    Для предотвращения несчастного случая в результате приготовления электролита на ПС нужно организовывать централизованное приготовление электролита и его развозку по ПС в бутылях, резиновых емкостях или других сосудах из жароустойчивого материала.
    Не допускается одновременное прикосновенье металлического предмета (инструмента и др.) к положительным и отрицательным выводам АЭ для предотвращения К.З. (дуга, ожог и др.).
    Вместо углекислотных огнетушителей в помещениях АБ рекомендуется применять огнетушители типа ССІ4 (с четыреххлористым углеродом).
    Для пайки электродов следует применять комбинации сжиженных газов: пропан с кислородом и водород с воздухом от компрессора или воздуходувки.
    Пропан при содержании его в воздухе в границах от 1,5 до 10 % образовывает взрывоопасную смесь. Он в два раза легче воздуха, поэтому может, не рассеиваясь, разливаться на большие расстояния, заполняя все приямки, каналы и углубление и создавая в них взрывоопасные концентрации.
    Необходимо строго контролировать отсутствие истоков газа. Для этого следует систематически проверять целость шлангов, плотность присоединений к баллонам.
    Для проверки плотности стыков шлангов и мест присоединений необходимо применять «мыльную пробу». Запрещается проверять плотность огнем.
    Отходы аккумуляторных батарей должны утилизироваться в соответствии с действующими правилами накопления, транспортирование, обезвреживание и захоронение токсичных и промышленных отходов.

    Общие правила эксплуатации.

    АБ должны находиться в ведении электротехнических подразделений электрических сетей и подстанций.
    Текущим обслуживанием аккумуляторных батарей должен заниматься аккумуляторщик. Приемом АБ после монтажа и ремонта, их эксплуатацией и техническим обслуживанием должен руководить ответственное лицо инженерно-технического персонала электротехнических подразделений электрических сетей ПС.
    При эксплуатации аккумуляторных батарей нужно обеспечивать их продолжительную, надежную работу и необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальных и аварийных режимах (ГКД 34.20.507-2003).
    Технические характеристики и надежность работы аккумуляторной батареи (в том числе и фирменных) гарантируются при условии соблюдения требований технической документации на конкретный тип АЭ (ТУ, технических описаний и правил эксплуатации и др.).
    Как правило, АЭ разных фирм технологически и конструктивно обеспечивают большую надежность в эксплуатации и по этому для них может быть сниженный объем технического обслуживания (сравнительно с типами СК, СН), это отображается в инструкциях предприятия по эксплуатации АБ, утвержденных соответствующим техническим руководителем.
    Перед введением в эксплуатацию вновь смонтированной аккумуляторной батареи или АБ после капитального ремонта необходимо проверить сопротивление изоляции аккумуляторной батареи относительно «земли», емкость АБ током 10-часовой разряда, чистоту, качество (анализ в конце разряда на отсутствие примесей в соответствии с требованиями ГОСТов) и плотность электролита, напряжение АЭ в конце заряда и разряда.
    После монтажа аккумуляторных батарей нужно вводить в эксплуатацию после достижения 100 %-ной номинальной емкости.
    Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, позволяющим оценивать значение сопротивления изоляции и действующим на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до 20 кОм в сети 220 В, 10 кОм в сети 110 В, 5 кОм в сети 48 В, 3 кОм в сети 24 В.
    Расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 750 мм. Это расстояние может быть уменьшено при условии установки тепловых экранов из несгораемых материалов, исключающих местный нагрев аккумуляторов.
    АБ должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда. Подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах аккумуляторных батарей с отклонениями, которые не превышают установленные заводом-изготовителем, но не более 2 % номинального напряжения (для АБ типа СК, СН). Для фирменных аккумуляторных батарей стабилизация напряжения должна обеспечиваться в соответствии с требованиями технических условий. Следует использовать подзарядные установки, которые обеспечивают минимальные пульсации выпрямленного напряжения (коэффициент пульсации 1-1,5 %).
    Зарядное устройство должно иметь мощность и напряжение достаточное для заряда аккумуляторной батареи на 90% номинальной емкости в течении не более 8 часов при предшествующем 30-минутном разряде.
    Дополнительные АЭ, которые постоянно не используют в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда или балластную нагрузку (сопротивление), эквивалентное нагрузке основной части аккумуляторной батареи, их эксплуатируют в режиме постоянного подзаряда. В аварийном режиме балластную нагрузку нужно отключать.
    Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств а аккумуляторной батареи.
    Для зарядных и подзарядных двигателей-генераторов должны предусматриваться устройства для их отключения при появлении обратного тока.
    Выпрямительные установки, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.
    Во время эксплуатации для поддержки всех АЭ АБ в полностью заряженном состоянии и для предотвращение сульфатации электродов один раз в год необходимо проводить уравнительные заряды аккумуляторной батареи.
    Для определения фактической емкости (в границах номинальной) АБ на ПС не менее двух раз в год нужно проверять работоспособность аккумуляторной батареи по падению напряжения толчковым током, а контрольные разряды выполнять по необходимости, если другое не указано заводом-изготовителем.
    При условии работы аккумуляторной батареи в режиме мощных толчковых нагрузок работоспособность АБ по падению напряжения во время кратковременных (не более 5 с) разрядных токов, который равняется 1,5-2,5 тока одночасового разряда (током толчка) проверяют один раз в один-два года или один раз в год (при наличии электромагнитных приводов выключателей).
    Напряжение полностью заряженного исправного аккумулятора в момент толчка не должно снижаться более чем на 0,4 В/эл. от напряжения в момент, который предшествовал толчку тока.
    После аварийного разряда аккумуляторной батареи следующий ее заряд до емкости, которая равняется 90 %-ной номинальной, нужно выполнять не позднее 8 часов. При этом напряжение на аккумуляторах может достигать до 2,5-2,7 В/эл., а ток - максимально допустимого тока заряда для данного типа (серии) АЭ.
    Во время эксплуатации аккумуляторной батареи следует предусматривать автоматический контроль:

    · сопротивления изоляции сети постоянного тока;

    · уровня напряжения на шинах постоянного тока;

    · наличия тока подзаряда АБ;

    · отключение АБ;

    · отключения выпрямительного устройства.

    Для контроля за состоянием аккумуляторных батарей должны быть определены (предусмотрены) контрольные аккумуляторы (АЭ). Контрольные АЭ необходимо менять, количество их утверждает технический руководитель энергопредприятия в зависимости от состояния аккумуляторных батарей и типов используемых АЭ. Для типов СК, СН это количество составляет не менее 10 % количества АЭ в АБ. Для фирменных аккумуляторных батарей соответственно технической документации изготовителей (поставщиков) количество АЭ может колебаться, и в некоторых случаях составлять один - два контрольных (отстающих) АЭ с наиболее низкими показателями (напряжение и др.), которые время от времени можно менять.
    Плотность электролита в граммах на кубический сантиметр нормируется при температуре 20 °С. Поэтому плотность электролита, измеренную при температуре, которая отличается от 20 °С, необходимо приводить к плотности при 20 °С по формуле:
    р20 = рt + 0,0007(t - 20),

    где р20 - плотность электролита при температуре 20 °С, г/см 3 ;
    рt - плотность электролита при температуре t,г/см 3 ;
    0,0007 - коэффициент изменения плотности электролита при изменении температуры на 1°С;
    t- температура электролита, °С.
    Химической лабораторией ведутся химические анализы качества относительно содержимого примесей аккумуляторной кислоты, электролита, дистиллированной воды или конденсата в соответствии с ГОСТ 667-73, ГОСТ 6709-72 или требованиями фирм-поставщиков аккумуляторных батарей.
    Все виды осмотров аккумуляторных батарей нужно выполнять во время текущей эксплуатации и по графику, утвержденным техническим руководителем энергопредприятия. Объем работ во время осмотров устанавливается инструкциями предприятия в соответствии с условиями, типов АЭ и состояния АБ (раздел 7).
    Помещение АБ аккумуляторщик должен держать в чистоте. Пролитый на пол электролит следует немедленно удалять при помощи сухой тирсы. После этого пол необходимо протереть тряпкой, смоченной в растворе 10 %-ной кальцинированной соды, а потом - в воде.
    Аккумуляторные баки, изоляторы ошиновки, изоляторы под баками, стеллажи и их изоляторы, пластиковые покрытия стеллажей, во избежание снижения сопротивления изоляции аккумуляторных батарей, необходимо держать в чистоте, сухими, систематически очищать, протирать тряпкой, сначала смоченной в воде или 10%-ному растворе соды, а потом сухой. На клеммах, соединительных АЭ несущих конструкциях, нужно удалять признака коррозии.
    Температура в помещении АБ должна поддерживаться не ниже 10 °С. На ПС без постоянного дежурства персонала допускается снижение температуры до 5 °С, если аккумуляторная батарея выбрана с учетом возможности такого снижения. Не допускаются резкие изменения температур в помещении АБ, чтобы не вызвать конденсации влаги и снижения сопротивления изоляции аккумуляторной батареи.
    Для фирменных аккумуляторных батарей эксплуатация при температуре выше 20 °С приводит к уменьшению строка их службы. При повышении температуры на 10 °С сокращается строк службы вдвое, а на 20 °С - к четверти номинального строка службы АБ. Поэтому верхнюю температуру в помещении аккумуляторных батарей необходимо поддерживать с учетом требований завода-изготовителя или фирмы-поставщика.
    Все части помещения аккумуляторных батарей (стены, потолки, дверь, металлоконструкции и прочие элементы) нужно красить кислотостойкой краской.
    Для окон в помещении АБ необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло.
    Смазывание техническим вазелином не закрашенных соединений АЭ нужно восстанавливать при необходимости.
    Окна в помещении аккумуляторных батарей должны быть закрытыми. Летом для проветривания и во время заряда разрешается открывать окна, если внешний воздух не запыленный и не загрязненный относами химических производств и если выше этажом не находятся другие помещения.
    Необходимо следить за тем, чтобы в деревянных баках верхние края свинцовой обкладки не дотрагивались бака. При выявлении касания края обкладки с баком следует отогнуть, для того чтобы капли электролита из обкладки не попадали на бак и не разрушали древесину бака.
    Для снижения испарения электролита аккумуляторов открытого исполнения нужно применять покровное стекло, прозрачную кислотостойкую пластмассу или полиэтиленовую пленку, которую можно класть на поверхность электролита.
    Необходимо следить за тем, чтобы покровное стекло не выходило за внутренние края бака. Соответственно типу фирменных АЭ нужно устанавливать необходимые эксплуатационные пробки (фильтр-пробки, предохранительные клапанные пробки, вентиляционные насадки и др.).
    В помещении аккумуляторных батарей не должно быть любых инородных тел. Допускается только хранение бутылей с электролитом, дистиллированной водой и с 2-3 %-ым и 5 %-ым растворами питьевой соды.
    Концентрированную серную кислоту нужно хранить в помещении кислотной.
    Приборы, инвентарь и запасные части для АБ (приложение 1) должны храниться в отдельной комнате помещения АБ.
    Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в зависимости от ее состояния выполняется при необходимости.

    Аккумуляторы типа СН.

    Положительные и отрицательные электроды состоят из решетки свинцового сплава, в ячейки которых вмазывают активную массу. Положительные электроды на боковых краях имеют специальные выступы для подвешивания их внутри бака. Отрицательные электроды опираются на призмы на дне баков.
    Для предупреждения КЗ между электродами, удержание активной массы и создания необходимого запаса электролита возле положительного электрода используются комбинированные сепараторы из стекловолокна и листов мипласта. Высота листов мипласта на 15 мм больше, чем высота электродов. На боковые края отрицательных электродов установлены винипластовые обкладки.
    Баки аккумуляторов из прозрачной пластмассы закрываются несъемной крышкой. Крышка имеет отверстия для выводов и отверстие в центре для заливания электролита, доливание дистиллированной воды, измерения температуры и плотности электролита, а также для выхода газов. Отверстие в центре закрывается фильтр-пробкой, которое задерживает аэрозоли серной кислоты.
    Крышку и бак в месте соединения необходимо склеивать. Между выводами и крышкой следует делать уплотнения из прокладки и мастики. На стенки бака нанесены метки максимального и минимального уровней электролита.
    Выпускаются АЭ в собранном виде, без электролита с разряженными электродами.
    Конструктивные данные АЭ приведены в таблице 2.

    Таблица 2.

    Тип АБ Емкость, А х час Номер аккумулятора Габаритные размеры, мм Масса без электролита, кг Объем электролита, л
    Длина Ширина Высота
    ЗСН - 36 155,3 241,0 338,0 13,2 5,7
    СН-72 82,0 241,0 354,0 7,5 2,9
    СН- 108 82,0 241,0 354,0 9,5 2,7
    СН- 144 123,5 241,0 354,0 12,4 4,7
    СН- 180 123,5 241,0 354,0 14,5 4,5
    СН- 216 106,0 245,0 551,0 18,9 7,6
    СН - 228 106,0 245,0 551,0 23,3 7,2
    СН - 360 127,0 245,0 550,0 28,8 9,0
    СН - 432 168,0 245,0 550,0 34,5 13,0
    СН - 504 168,0 245,0 550,0 37,8 12,6
    СН - 576 209,5 245,0 550,0 45,4 16,6
    СН - 648 209,5 245,0 550,0 48,6 16,2
    СН - 720 230,0 245,0 550,0 54,4 18,0
    СН - 864 271,5 245,0 550,0 64,5 21,6
    СН - 1008 313,0 245,0 550,0 74,2 25,2
    СН-1152 354,5 245,0 550,0 84,0 28,8

    Цифры в обозначении аккумуляторной батареи типа ЗСН-36 обозначают номинальную емкость при 10-часовом режиме разряда в амперчасах.
    Емкость АЭ при различных режимах разряда приведены в таблице 3.
    Приведенные в таблице 3 разрядные характеристики полностью отвечают характеристикам АЭ типа СК и могут быть применены также как описано в 5, если им присвоить такие же номера.
    Максимальный зарядный ток и наименьшее допустимое напряжение также отвечают аккумулятору типа СК и соответствуют значениям в 5.

    Таблица 3.

    Тип АБ Значения разрядного тока и емкости при режимах разрядки Одно-минутный толчок тока, А
    10-ти часовой 5-ти часовой 3-х часовой 1 часовой 0,5-часовой
    Ток, А Емкость Ахчас Ток, А Емкость, Ахчас Ток, А ЕмкостьАхчас Ток, А Емкость,Ахчас Ток, А Емкость Ахчас
    ЗСН - 36 3,6 18,5 18,5 12,5
    СН-72 7,2 37,0 37,0 25,0
    СН-108 10,8 55,5 55,5 37,5
    СН-144 14,4 74,0 74,0 50,0
    СН - 180 18,0 ЗО 92,5 92,5 62,5
    СН-216 21,6 111,0 111,0 75,0
    СН - 228 28,8 148,0 148,0 100,0
    СН - 360 36,0 185,0 185,0 125,0
    СН - 432 43,2 222,0 222,0 150,0
    СН - 504 50,4 259,0 259,0 175,0
    СН -576 57,6 296,0 296,0 200,0
    СН - 648 64,8 333,0 333,0 225,0
    СН - 720 72,0 370,0 370,0 250,0
    СН -864 86,4 444,0 444,0 300,0
    СН- 1008 100,8 518,0 518,0 350,0
    СН- 1152 115,2 592,0 592,0 400,0

    Монтаж.

    Сбор аккумуляторов, монтаж АЭ в АБ, подготовку к вводу в действие на месте их эксплуатации необходимо выполнять силами специализированных монтажных или ремонтных организаций, специализированной бригадой энергопредприятия или представителями фирм-поставщиков (изготовителей). Монтаж аккумуляторной батареи нужно выполнять в соответствии с монтажной схемой и проектной документацией для данного объекта, а также в соответствии с действующими технологическими инструкциями и заводской документацией по монтажу и сбору. Помещение для размещения АБ должны отвечать требованиям проекта и действующих нормативных документов. Помещение аккумуляторных батарей должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией; сливными отверстиями (в полу); окнами (защищенными от прямых солнечных лучей, выкрашенными в белый цвет или матовыми) с решеткой; взрывобезопасной электропроводкой. Все части помещения АБ (стены, потолок, дверь и др.) нужно красить кислотостойкой краской. Стояки (стеллажи) с АЭ нужно устанавливать ровно и надежно с достаточным местом для проходов, проведения внешних осмотров и обслуживания и обеспечения необходимой вентиляции.
    Персонал, который выполняет монтаж, проводит первый (формовочный) заряд вновь смонтированной аккумуляторной батареи, следующие тренировочные разряды-заряды для доведения АЭ к гарантированной емкости, а также измерение сопротивления изоляции АБ.
    Сопротивление изоляции не залитой электролитом АБ типов СК, СН, ошиновки, проходной доски измеряется мегомметром на напряжение 1000-2500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. Так же измеряется сопротивление изоляции залитой электролитом, но незаряженной аккумуляторной батареи.
    Электролит, который заливается в аккумуляторы типа СК, должен иметь плотность 1,18 ± 0,005 г/см 3 , а тот, что заливается в аккумуляторы типа СН, - 1,21 ± 0,005 г/см 3 при температуре 20 °С.
    Электролит нужно изготовлять из серной аккумуляторной кислоты высшего и первого сорта ГОСТ 667-73 и дистиллированной или равноценной воды ГОСТ 6709-72.
    Для приготовления необходимого объема электролита необходимый объем кислоты и воды в кубических сантиметрах можно определить по формулам:

    , ,