Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Цветная капуста, обжаренная в сухарях для панировки
  • Ароматный венский вишневый пирог
  • Чахохбили из курицы: вкусный классический рецепт приготовления
  • Пошаговый рецепт приготовления кекса с вишней Как приготовить вишневый кекс
  • Маковый рулет по бабушкиному рецепту
  • Как я готовил заливное из щуки Как приготовить холодец из щуки
  • Краны пожарного автомобиля зил 131. ЗИЛ пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны

    Краны пожарного автомобиля зил 131. ЗИЛ пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны

    При тушении и локализации пожаров огромную роль играет своевременное прибытие пожарного расчета на место происшествия, а также возможность использования специфического оборудования и инструментов, которыми оснащено транспортное средство специального назначения.

    Конструкция машин

    Пожарные автомобили выпускаются на базе самых различных грузовых транспортных средств, которые поставлены на серийное производство. Одним из таких грузовых автомобилей является ЗИЛ.

    На платформу стандартной модели устанавливается специализированное оборудование, а подобные работы осуществляются на профильных заводах и сборочных цехах. Готовая пожарная машина должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляются для данной категории транспортных средств.

    Наиболее эффективными и востребованными являются такие модели пожарных автомобилей ЗИЛ, как АЦ 2,5/40, 3/40, 3,5/40 и 4/40.

    Предпочтительное использование в качестве базовой модели именно автомобилей марки ЗИЛ обусловлено неприхотливостью в использовании и обслуживании этих транспортных средств.

    Их технические характеристики максимально адаптированы к эксплуатации в различных условиях, а маневренность грузового транспорта марки ЗИЛ позволяет выбрать наиболее подходящее положение автомобиля при тушении пожара.

    Компактные габариты пожарного автомобиля ЗИЛ, по сравнению с другими марками грузовых транспортных средств, позволяют успешно использовать его при тушении пожаров в городских условиях даже при относительном дефиците пространства.

    Среди дополнительных преимуществ пожарных машин марки ЗИЛ стоит отметить их неприхотливость к качеству или типу топлива. Более того, помимо дизельных версий доступны и бензиновые варианты силовых агрегатов автомобилей этих марок, которые при незначительных вложениях могут быть оборудованы газобаллонным оборудованием.

    Такая модернизация позволит существенно сократить расходы на обслуживание пожарной техники, при условии монтажа ГБО на специализированных и сертифицированных станциях.

    Также эти транспортные средства прекрасно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических условиях. Ремонт, как и запасные части к машине, относительно недороги, а для обслуживания не требуется обращаться в специальные сервисные центры. Многие работы по ремонту и обслуживанию пожарных автомобилей ЗИЛ выполняются силами штатных механиков.

    Зил 130

    Самым распространенным пожарным автомобилем можно по праву считать специализированное транспортное средство на базе модели Зил 130. Стоит отметить, что всего было выпущено и переоборудовано различными инженерными предприятиями порядка 10 вариантов этих автомобилей.

    Наиболее популярной была модель пожарного автомобиля Зил 130 АЦ 40 – 63Б.

    Это транспортное средство предназначалось для доставки к месту тушения пожара расчета, специальных средств, а также дополнительного оборудования для оперативной локализации и устранения возгорания.

    В качестве основного вещества, которое применялось для тушения пожаров выступала либо вода, либо воздушно-механическое пенное вещество.

    Описываемые автомобили оснащались вместительной цистерной, объем которой составляет 2360 литров, а также дополнительным баком, в который наполнялся пенообразователь в объеме 170 литров при общей массе в 187 кг.

    Кабина, в которой размещается пожарный расчет, собрана в виде цельнометаллической конструкции и имеет два ряда посадочных мест. Четыре двери кабины обеспечивают быстрый выход пожарных из автомобиля. На крыше предусмотрены пеналы, где располагаются всасывающие рукава.

    С каждой стороны кузова находятся металлические отсеки для размещения в них различных специализированных аксессуаров и оборудования. Кроме того, описываемый автомобиль оснащен центробежным насосом для тушения пожаров модели ПН 40УА. Насос расположен в задней части автомобиля и имеет одноступенчатый механизм работы.

    Силовой агрегат у этой модели ЗИЛа оснащен 8 цилиндрами, четырехтактный с системой жидкого охлаждения. Номинальная задекларированная мощность силового агрегата этого автомобиля составляет 110 кВт.

    Шасси автомобиля отличается повышенным уровнем надежности и выполнено в виде лонжеронной рамы. Сами лонжероны изготавливаются из низколегированной стали марки 30Т. Лонжероны усилены специальными вставками, которые обеспечивают целостность общей несущей конструкции при полной загруженности автомобиля.

    Подвеска этой пожарной машины полностью зависима и предусматривает наличие рессор и телескопических амортизаторов. Двускатная комплектация задних колес пожарной машины Зил 130 обеспечивает устойчивое положение автомобиля и высокий уровень проходимости. Кроме этого, при использовании этого транспортного средства в сельской местности допускается установка на ведущую ось арочных шин.

    Такая модернизация позволяет оперативно пребывать к месту тушения пожаров по дорогам с различным качеством и структурой поверхности. Также в подобных условиях допускается установка специальной лебедки на передний бампер автомобиля.

    Механизм рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. В качестве привода используется ременное соединение с коленчатым валом силового агрегата автомобиля. Тормозной механизм имеет конструкцию барабанного типа с двумя внутренними колодками для каждой из ступиц.

    Зил 131

    Пожарный автомобиль на базе грузового Зил 131 также считается одной из наиболее популярных и востребованных пожарных машин. Впервые эта модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск осуществлялся в промежуток с 1970 по 1984 год. Пожарные машины на базе Зил 131 выпускались в двух исполнениях модель 137 и модель 137А.

    За весь период выпуска автомобили подвергались множеству модернизаций и усовершенствований, которые имели не только внешние отличительные черты при сравнении различных машин, но и в значительной степени улучшали эксплуатационные и операционные качества оборудования и автомобилей в целом.

    Помимо тушения пожаров водой также предусмотрена возможность использования специальной пены. Цистерна для воды отличалась внушительной вместительностью, которая составляла 2400 литров.

    Отдельный независимый бак для пены имеет меньший объем в отличие от предыдущей модели ЗИЛа, и составляет 150 литров. Общая масса пожарной модели Зил 131 составляет 11 тонн 50 кг.

    Силовой агрегат у описываемой модели обладает мощностью в 150 л.с. или 110 кВт. Такие данные позволяют разгоняться автомобилю до максимального скоростного показателя в 80 км/ч. Расход топлива при этом составляет около 40 литров на каждые 100 км пробега.

    Автомобиль оборудован уникальной системой подогрева воды, которая находится в основной цистерне . Это возможно благодаря работе системы частичного подогрева выхлопными газами. Колесная база насчитывает шесть односкатных колес, каждое из которых является ведущим.

    Габаритные показатели следующие:

    • общая высота пожарной машины Зил 131 составляет 2950 мм;
    • длина – 7640 мм;
    • ширина - 2550 мм.

    При этом показатель высоты автомобиля отмечен без учета полных цистерн и баков, а также экипажа пожарной машины. Вместе с водителем кабина машины рассчитана на экипаж в количестве 7 человек.

    Лафетный ствол, установленный на автомобиле, обеспечивает дальность водяной струи в 60 метров и пенной до 50 метров, при этом управление лафетным стволом осуществляется в ручном режиме. Конструкция лафетного ствола предусматривает возможность его поворота в диапазоне от -20 до + 90 градусов по вертикальной плоскости.

    В изначальной комплектации описываемые пожарные автомобили комплектовались пожарными насосами марки ПН 40У. Кроме того, предусмотрена система пеносмесителя – ПС5.

    Пожарный Зил 131 подвергались модернизациям и улучшениям. Так в процессе эксплуатации этих автомобилей выявлялись множество недостатков и просчетов в конструкции.

    В качестве примера можно привести недостаточную жесткость волнорезов внутри рабочей цистерны или качество и принцип крепления цистерны к раме автомобиля. Во многих случаях последний недостаток являлся причиной нарушения геометрии цистерны с последующей разгерметизацией и течью.

    Источник: https://ProtivPozhara.com/oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil-zil

    Пожарная машина

    Автоцистерна пожарная (пожарная машина АЦ-40) предназначена для тушения пожаров и служит для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, воды, пенообразователя, подачи на очаг пожара воды из цистерны, открытого водоема или водопроводной сети (гидранта). Подачи на очаг пожара воздушно-механической пены с использованием заправленного в пенный бак пенообразователя или с забором его из постороннего резервуара.

    Пожарная машина ЗИЛ-131, может быть использована в различных климатических условиях с колебанием температуры воздуха от минус 40 до плюс 40ºС.

    Состав и устройство пожарной машины (пожарной автоцистерны)

    Автоцистерна состоит из следующих основных составных частей:

    • системы дополнительного охлаждения;
    • выхлопной и вакуумной системы;
    • системы управления двигателем и вакуумным струйным насосом;
    • бака для пенообразователя;
    • дополнительного электрооборудования;

    Рисунок 1 (Габаритная схема пожарной машины АЦ.)

    На рисунке 1 представлен общий вид пожарной автоцистерны.

    На шасси в ложементах закреплена цистерна для воды, а на консольных кронштейнах ложементов закреплены кузова.

    Автоцистерна пожарная оборудована семиместной цельнометаллической кабиной.

    В задней части автоцистерны, за цистерной, на надрамнике крепится пожарный насос, привод которого осуществляется посредством карданных валов от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач шасси.

    В насосном отсеке установлен бак для пенообразователя. Автоцистерна пожарная, оборудована системой управления насосной установки, расположенной в насосном отсеке, приборами, контролирующими работу насоса при тушении пожара.

    Автоцистерна пожарная оборудована дополнительным электрооборудованием, обеспечивающим сигнализацию и освещение. Пожарное оборудование размещено в отсеках кузова, кабине и на крыше кузова.

    Тушение пожара осуществляется водой и пеной, подаваемой через стволы и генераторы, подсоединяемые рукавными линиями к напорным патрубкам насоса.

    Технические характеристики пожарной машины:

    Наименование параметра Значение
    Шасси автомобиля АМУР 531320 (или ЗИЛ-131)
    Габаритные размеры, не более, мм:
    — длина 7500
    — ширина 2500
    — высота в состоянии поставки 3500
    Масса полной заправкой топливом, водой, пенообразователем,комплектацией, боевым расчетом), не более, кг 11200
    Распределение полной массы, не более, кг: 3200
    — на переднюю ось 8000
    — на заднюю тележку
    Масса автоцистерны в состоянии поставки, не более, кг 8330
    Углы свеса при полной массе, рад(градус):
    — передний 0,45(26)
    — задний 0,26(15)
    Число мест для боевого расчет а (включая место водителя), чел. 7
    Время непрерывной работы автоцистерны при подаче насоса 0,04м3/с (40л/с), давлении (0,9±0,05)МПа ,геометрической высоте всасывания 3,5м (с дозаправкой топливом),не менее, ч: 6
    Максимальная скорость движения с полной нагрузкой по дорогамс твердым покрытием, км/ч 80
    Коробка отбора мощности:
    — тип механическая, одноступенчатая
    — место расположения на верхнем фланце коробки передач
    — передаточное отношение 1:0,85
    Насос пожарный:
    — тип центробежный, одноступенчатый НПЦ-40/100-Р-Р-У2
    — подача при номинальной частоте вращения вала 45с (2700об/мин), давлении (0,9±0,05)МПа , геометрической высоте всасывания 3,5м, л/с(м /с): 40 (0,04)
    — место установки насосный отсек в задней части кузова
    Дозатор пенообразователя:
    — тип Водоструйный инжектор
    — диапазон дозирования пенообразователя при давлении на входев насос не более 0,25МПа (2,5 кгс/см2) и на выходе из насоса неменее 0,8МПа (8 кгс/см2), л/с В пределах от 0,24 до 0,36 накаждый генератор ГПС-600
    Агрегат всасывающий:
    — тип газоструйный эжектор
    — максимальная геометрическая высота всасывания, м 7,5
    — время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7,5м,всасывающем рукаве Ø125мм, длиной 8м), сек 40
    Ствол лафетный:
    — марка СЛК-П20
    — расход воды при работе лафетного стволас насадкой Ø28мм, л/с (м /с) 20 (0,02)
    — рабочее давление перед лафетным стволом,не менее, МПа (кгс/см2) 0,6 (6)
    — дальность струи при подаче лафетным стволом, не менее, м 50
    — кратность пены при выходе из ствола, не менее
    Гидроэлеватор:
    — тип Водоструйный эжектор
    — производительность, л/мин 600
    — рабочее давление, МПа (кгс/см2) от 0,2 до 1,0 (от 2,0 до 10)
    Сигнал звуковой
    — тип СГУ-20 электрический
    Вместимость сосудов
    — цистерна для воды, не менее, м (л) 2,5 (2500)
    — бак для пенообразователя, не менее, м (л) 0,15(150)
    Кабина и кузов:
    — кабина Закрытая,цельнометаллическая,двойная
    — кузова (левый и правый) Закрытый,цельнометаллический,двери глухиепо две с каждой стороны
    Электрооборудование дополнительное:
    — система проводки Однопроводная,отрицательные клеммыисточников токасоединенные с корпусом(массой автомобиля)
    — напряжение в сети, В 12

    Таблица 1

    Источник: http://spec-avtoteh.ru/index.php/pozharnayamenu.html

    АА-40(131)-139

    С появлением автомобиля повышенной проходимостиЗиЛ-131 возникла необходимость в созданиипожарного автомобиля на его базе.

    Во второй половине 60-х годов ОКБ-8в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных междусобой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны длясеверных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139.

    Для упрощенияпроизводства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарнойавтоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованыдвойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётомналичия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

    Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованыв производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу»Пожмашина» оказалось не под силу.

    Первым в производство в 1969 годубыл запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро нехватало для развивающейся сети аэродромов. Его разработка осуществляласьколлективом конструкторов под руководством Г.С.Бурдмана.

    В соотвествиис новой системой обозначений автомобиль стал именоваться АА-40(131)-139.Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году,а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б — в 1971 году.

    Стартовый пожарный автомобиль АА-40(131)-139 применяется принесении службы на стартовой полосе аэродрома для тушения пожаравоздушных судов и эвакуации пассажиров и экипажа из аварийной зоны.Может использоваться в различных климатических зонах с температуройвоздуха от -35 до +35°C.

    Кузов АА-40(131)-139 представлял собой две тумбы вдоль цистерныдля воды (2100 л). В задней части устанавливался насос ПН-40 (с 1973года ПН-40У) и бак для пенообразователя на 150 л.

    Привод насосаосуществлялся от коробки отбора мощности, которая позволяет включатьнасос как на стоянке, так и при движении на I или II передаче. Дляобеспечения теплового режима двигателя при длительной работе насосаимеется дополнительная система охлаждения.

    В целях предотвращениязамерзания воды в зимнее время цистерна покрыта войлоком и оборудованаэлектрической системой обогрева. Кроме того, цистерна и насосноеотделение могут дополнительно обогреваться выхлопными газами двигателя.

    После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводнойсети или водоёма. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-131 привариваласьчетырёхместная кабина боевого расчёта. На крыше кабины монтировалсястационарный лафетный ствол ПЛС-П20, управление которым осуществлялосьиз кабины через люк.

    Для удобства работы оператора-ствольщика спинкасиденья в задней кабине откидывалась и образовывала площадку. На крышетакже монтировался пульт управления насосной установкой. Для подачипены имелся ещё один ствол, который мог устанавливаться вместо водяного.

    От АЦ-40(131)-137 аэродромный автомобиль отличает уменьшенный на300 л объём цистерны для воды, наличие установок тушения бромэтиловымисоставами (стационарная СЖБ-150 и переносная СЖБ-50), дисковойбензопилы ПДС-400 для вырезания проёма в фюзеляже самолёта и 3пеногенераторов ГПС-200 под передним бампером для создания пенополосы.

    Серийное проиводство АА-40(131)-139 продолжалось до 1987 года,когда на смену ему пришёл пожарный автомобиль АА-40(43101)-189на шасси КамАЗ-43101.

    Технические харктеристики

    Габариты, мм:длинаширинавысота 725024402855
    База, мм 3350+1250
    Колея, мм 1820
    Дорожный просвет, мм 330/355
    Радиус поворота, м 10,2
    Масса с полной нагрузкой, кг 11000
    Двигатель:типчисло цилиндроврабочий объём, см2степень сжатиямощность, л.с. ЗиЛ-131859966,5150
    Число передач 5×2
    Колёсная формула 6×6
    Размер шин 12,00-20″
    Запас топлива, л 150
    Скорость максимальная, км/ч 80
    Запас огнегасящей жидкости, м3 2,1
    Производительность насоса, л/с 40
    Боевой расчёт, чел. 7
    Средний расход топлива на привод насоса, л/ч 23

    Литература

    1. Говоруха А. Красный мундир «стотридцатьпервого» // Автомобильный моделизм. — 2003. — №1. — С. 9-13.
    2. Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ВПИТШ, 1989. — С. 138-145.
    3. Тимирязев О. АА-40(131) мод. 139 (СССР) // Биржа плюс авто. — 2003. — 23 мая.
    4. Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. — М.: Стройиздат, 1988. — С. 249-254.

    Из четырёх купленных в последнее время наборов, эту симпатичную модель пожарной машины на базе ЗИЛ-131, решил собрать последней. Так как с ней предстоит повозиться несколько дольше чем с предыдущими моделями. Всё из-за этих белых полос на грузовике, которые придётся наносить краской с помощью малярного скотча. Если бы эти линии добавили в набор в виде отдельных декалей, то особых трудностей в сборке, думаю не возникло бы. Внешний вид и размер коробки стандартный, поэтому здесь особо можно не зацикливаться, достаточно взглянуть на предыдущие сборки в разделе "Хобби". Содержимое конструктора в полном порядке, никаких косяков не обнаружено, все детали на месте.

    С декалями здесь тоже всё замечательно. Гос-номера, спидометры, тахометры продублированы. Такое бы рвение, производителям надо было проявить при комплектации этого полуприцепа . В котором зажали логотипы для дверей и узкий госномер на бампер.

    Небольшой видеообзор этого конструктора.

    Ранее я писал что под пёстрые цвета, желательно наносить светлый грунт. К сожалению здесь такая тактика вышла боком, ибо из под красного слоя эмали, на швах виднелась белая основа. Пришлось наносить два слоя красной краски, что не всегда хорошо, так как с каждым лишним слоем, мы постепенно теряем детализацию на машине, да к тому же больше шансов насобирать пылевых крапинок на глянце. Хотя, все эти просвечивания возможно из-за используемой краски, так как грунтовал и красил модель, автомобильными аэрозолями в баллончиках. Мне бы, надо было грунтовать кирпичной грунтовкой, тогда хватило бы и одного слоя красной эмали.

    Красил кабину и цистерну красной эмалью KUDO, в целом получилось всё довольно замечательно. Цвета деталей несколько малиновые (фото ниже), но это косяки освещения или мобильника, на который пришлось снимать в тот момент.

    С колёсиков потихоньку начинаем сборку модели пожарки. Кстати, этот малиновый цвет, здесь уже больше похож на красный:-)

    Просто красные колёсные диски смотрятся несколько уныло, поэтому решил сделать белую кромку на них. Слегка (чтобы не раздавить) зажимаем пластиковые диски в патрон шуруповёрта и используя его как токарный станок, рисуем кистью белые ободки на вращающихся дисках.

    После сушки, надеваем на диски покрышки. Если краска ещё не полностью высохла, а собрать не терпится, то чтобы не содрать её довольно жёсткой резиновой шиной. Нужно нагреть эти покрышки в кипятке из под крана или чайника, после чего, резина становится несколько мягче, что позволяет натянуть их на диски без особых проблем. В итоге получаем вот такие пёстренькие колёса для пожарной машины.

    Подготавливаем кабину и цистерну к нанесению белых линий. Заклеиваем всё малярным скотчем и тем самым формируем контуры будущих линий на цистерне и кабине. Здесь кстати, возможно следует плясать от обратного. То есть сначала покрасить машину белым, наклеить полоски скотча, затем покрыть красной эмалью, в завершении снять скотч, обнажив тем самым белые полосы.

    Обвешиваем раму мостами, колёсами, карданами, и прочими элементами ходовой. Кстати, на нижних фотках видно что запасное колесо у меня уже приклеено к раме машины. Но на данном этапе, этого не следует делать, так как в последствии это колесо будет мешать прикручивать винтами цистерну пожарки к раме.

    Аккуратно снимаем малярный скотч, стараясь при этом чтобы он не потянул за собой белую краску. Где это возможно, я старался оттягивать скотч от белых полос практически параллельно плоскости машины. Так как если тянуть его перпендикулярно плоскости, то в некоторых местах белая краска начинала слазить чулком. На фотках ниже хорошо видно что белая кромка получилась не идеальной, а с заусенцами на краях. Возможно надо было наносить слой как можно тоньше, но что-то не хотелось любоваться полупрозрачными линиями, как на некоторых журнальных моделях.

    Не было времени ставить эксперименты, но думаю надо снимать скотч пока краска ещё сырая, тогда есть шанс что кромки сгладятся. Но этот способ хорош для эмали, ибо она долго сохнет и позволяет дольше возиться с моделью. Но у эмали есть один небольшой минус, она может поднять (разъесть) основной цвет модели. У акрила же другая проблема, он довольно быстро сохнет, поэтому все эти линии возможно надо красить акрилом по отдельности, чтобы успевать избавляться от скотча до высыхания краски.

    После установки кабины и цистерны на свои места, обклеиваем модель лесенками, рукавами и прочей непонятной мелочёвкой:-)

    В завершение несколько итоговых кадров АЦ-40 (ЗИЛ-131) с уже приклеенными декалями, фарами, мигалками и прочими элементами отделки. В целом, результат собранной модели мне понравился и это при всех своих косяках и недочётах в виде закрашенных оконных стоек (которые в последствии всё же были подкрашены кистью), кривых кромок у белых полос, толстого слоя красной эмали и т.д.

    АЦ - 4 - 131

    Автоцистерна вместимостью 4 куб.м. на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
    Цистерна принята на снабжение в 1971 году.

    НАЗНАЧЕНИЕ:
    Предназначена для транспортирования и временного хранения жидкости.

    ПРОИЗВОДСТВО:
    Производилась Реутовским заводом строительного оборудования

    МОДИФИКАЦИИ:
    АЦ-4-131М

    ОПИСАНИЕ:

    Автоцистерна АЦ-4,0-131 выполнена на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
    Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает: цистерну, кабину управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему контроля налива жидкости, электрооборудование, запасной инструмент и принадлежности.
    Цистерна стальная, калиброванная и является мерой полной вместимости. Оборудование цистерны включает: горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью цистерны является низкая горловина, в связи с чем для компенсации температурного расширения перевозимых жидкостей предусмотрен компенсационный бачок.
    Крепление цистерны к раме шасси автомобиля ЗИЛ-131 выполнено болтами. Кабина управления установлена между кабиной водителя и цистерной и прикреплена к кронштейнам рамы шасси и к цистерне. На передней стенке кабины управления установлен кронштейн, к которому прикреплен держатель запасного колеса автомобиля. Кабина управления представляет собой цельносварной каркас из стандартного проката, обшитый листами из стали Ст. 3. Из поддона кабины управления предусмотрен слив жидкости. Слева, справа и сверху кабина управления имеет по одной двери для доступа к технологическому оборудованию гидравлической системы автомобиля-цистерны. В закрытом положении двери запирают замками. Боковые двери в открытом положении фиксируются упорами. Все двери обшиты листами из алюминиевого сплава и уплотнены резиновой прокладкой. В пеналах, установленных по бокам цистерны, размещается по три рукава Ду-75 мм длиной 3 м каждый. Кроме этого, в заднем отсеке уложены два рукава Ду-38 мм длиной 9 м каждый.
    Для контроля количества находящейся в цистерне жидкости имеется механический указатель уровня.
    Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобиле-цистерне, позволяет контролировать предельный уровень налива жидкости с получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного перегрева охлаждающей жидкости и аварийного падения давления масла, подсветку колеи автомобиля и освещение кабины управления.
    Автомобиль-цистерна оборудован комплектом запасных частей, инструментом, принадлежностями и противопожарным оборудованием.
    Гидравлическая система АЦ-4,0-131 включает: насос СВН-80; перепускной клапан; всасывающий, напорный, сливной и откачивающий трубопроводы; фильтр предварительной очистки; задвижки и вентили. Управляют ею вручную с помощью механической передачи.
    Насос прикрепляют к поддону кабины управления. Режим работы насоса изменяют ручным приводом газа, устанавливаемым в ящике с левой стороны автомобиля-цистерны. Для контроля частоты вращения, определения суммарной наработки насоса в часах и дистанционного управления сливом жидкости насос дорабатывают.
    Арматура включает стандартные задвижки Ду-65 мм, Ду-50 мм и вентили Ду-20 мм. Трубопроводы технологической обвязки на АЦ-4,0-131 выполнены из стальных труб ø 75х2 мм и 56х2 мм с антикоррозийным покрытием их внутренней поверхности.
    Трубопроводы всасывающий и напорный служат для заполнения цистерны и выдачи из нее жидкости как своим насосом, так и посторонними перекачивающими средствами. Приемо-выдающие патрубки этих трубопроводов выведены на левую сторону автомобиля-цистерны. Фильтр предварительной очистки устанавливают в отстойнике цистерны и прикрепляют к напорно-всасывающей трубе. Сливной трубопровод предназначен для слива жидкости из цистерны самотеком.
    На АЦ-4,0-131 можно выполнять следующие сливо-наливные операции:
    - заполнение цистерны и слив из нее жидкости своим насосом;
    - заполнение цистерны и слив из нее жидкости посторонними перекачивающими средствами;
    - перекачку жидкости, минуя цистерну;
    - слив жидкости из рукавов в цистерну и выдачу жидкости из цистерны через раздаточные краны.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    Шасси: ЗИЛ-131
    Габаритные размеры, мм: 6856х2455х2480
    Вес, кг:
    - без загрузки: 7060
    - с загрузкой: 10365
    Эксплуатационная емкость цистерны, л: 4100
    Производительность раздаточной системы, л/мин: 500
    Насос, тип: СВН-80
    Привод насоса: от двигателя автомобиля
    Рукава:
    - приемные (диаметр, длина, количество): 75х3х3
    - раздаточные (- « -): 38х9х2
    Раздаточный кран, тип: АК-38
    Время заполнения цистерны своим насосом, мин: 12
    Время слива жидкости самотеком, мин: 10
    Обслуживающий персонал, чел.: 1

    Автомобиль-цистерна АЦ-4,0-131:

    1 — подготовленное шасси; 2 —кабина управления; 3 — цистерна; 4 — крышка горловины; 5 — пенал; 6 — электрооборудование; 7 — задний буфер; 8 — цепь заземления; 9 — заднее крыло; 10 — ящик рычага управления газом; 11 — ящик ЗИП; 12 — запасное колесо; 13 — огнетушитель; 14 — глушитель.

    Цистерна изготовлена из стали Ст. 3 с последующим нанесением антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность.

    Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа - грузовика ЗИЛ.

    Преимущества пожарного ЗИЛа

    Итак, почему же на обеспечении в пожарных расчетах стоит именно ЗИЛ:

    • Автомобиль очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в обслуживании.
    • Машину можно использовать в самых разных погодных и климатических условиях.
    • Пожарный ЗИЛ - весьма маневренный транспорт, что помогает поставить его в удобном для тушения месте.
    • Если сравнивать с другими автомобилями подобного класса, то сходу можно отметить компактность ЗИЛа. Отчего машина может заезжать даже в относительно узкие пространства.
    • Неприхотливость к типу и качеству заливаемого топлива. Доступны как бензиновые, так и дизельные вариации, которые возможно заменить на газобаллонное оборудование. Последнее предполагает большую экономию на обслуживании этого служебного транспорта.
    • Запчасти, как и ремонт этого авто - сравнительно незначительные растраты. Более того, починка ЗИЛа не требует обращения в специализированные сервисные центры - в большинстве случаев с ней справляется и штатная бригада автомехаников.
    • Разумное сочетание стоимости и качества, что не получается сказать о многих остальных пожарных машинах.
    • Продуманная конструкция шасси, адаптированная к работе в реальных условиях.

    Средние технические характеристики

    Самыми востребованными пожарными машинами ЗИЛ считаются модели:

    • 2,5/40;
    • 3/40;
    • 3,5/40;
    • 4/40.

    Познакомимся поближе с техническими характеристиками спецтранспорта в таблице. Для примера будем использовать классику модельного ряда ЗИЛ-130 (пожарный) - А-40 (131).

    Общие данные
    Тип платформы ЗИЛ-131
    Длина/ширина/высота 7,64/2,5/2,95 м
    Масса 11 т
    Наивысшая скорость 80 км/ч
    Экипаж 7 человек
    Колесная формула 6х6
    Распределение общей массы
    Передний мост/задняя тележка 2,98/8,17 т
    Лафетный ствол
    Наименование модели ПЛС-П20
    Растрата воды 19 л в секунду
    Кратность пены на выходе из лафетного ствола 6
    Вместимость
    Бака с пенообразователем 170 л
    Цистерны с водой 2,4 т
    Сигнал тревоги
    Сирена Электрическая либо газовая
    Пеносмеситель
    Разновидность Эжектор водоструйный
    Уровень производительности по пене по кратности десяти 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 м 3 /мин.
    Всасывающее устройство
    Тип Воздушный или газоструйный эжектор
    Наибольшая высота всасывания 7 м
    Временной промежуток заполнения насоса водой (при условии: высота всасывания - 7 м, длина/диаметр всасывающего рукава - 8 м/125 мм)

    55 секунд - для эжектора,

    30 секунд -для вакуумного струйного насоса

    Пожарный насос
    Вариация модели ПН-40УВ
    Тип Одноступенчатый центробежный
    Напор 100 м
    Подача 40 л/сек.
    Частота вращения 2700 оборотов/мин.
    Максимальная/контрольная высота всасывания 7/3,5 м

    Теперь поговорим конкретно о модельных рядах пожарных ЗИЛов.

    Модель 130

    Самая распространенная модель этой пожарной техники - ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых стал ЗИЛ 130 АЦ 40 - 63Б.

    Посмотрим на отличительные черты этого модельного ряда:


    Модель 131

    Разработанная в 1968 г., эта серия тоже была довольно популярной - выпускалась в 1970-1984 гг. Имелось два исполнения - 137 и 137А.

    Пройдемся по особенностям:

    • Объем цистерны для воды - 2,4 т.
    • Бак для пены - 150 л.
    • Двигатель - 150 л.с.
    • Расход топлива - 40 л/100 км.
    • Уникальная система подогрева воды за счет выхлопных газов.
    • Управление лафетным стволом в ручном режиме. Дальность водной струи - 60 м, пены - 50 м.
    • Поворот лафетного ствола - +90... -20 градусов по вертикали.

    Красно-белого цвета пожарный ЗИЛ, мчащийся на вызов или возвращающийся в гараж, наверное, видел каждый из нас. Как мы убедились по техническим характеристикам и выявленному ряду преимуществ данной машины, она еще долго будет состоять на службе у российских пожарных частей - из-за своей универсальности, неприхотливости и полного соответствия условиям выполняемой работы.

    Учебные вопросы:

    Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.

    Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

    Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

    Различают основные транспортные средства:

    Основное отличие заключается в следующем:

    • машины общего назначения используют для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах.
    • машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).

    общего назначения:

    автоцистерны

    автонасосы

    пожарные насосные станции

    – все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.

    Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.

    Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения:

    – аэродромные пожарные машины

    – Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

    Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:

    Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:

    • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
    • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
    • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

    легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)

    средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);

    тяжелые с полной массой свыше 14000 кг

    Пожарные аэродромные автомобили S- класса

    Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:

    • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
    • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
    • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

    2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

    АЦ предназначены:

      Для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;

      Подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;

    • -использования как промежуточной емкости при перекачке;
    • -подвоза воды.

    Общее устройство автоцистерн

    1. Двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов.
    2. Шасси.
    3. Кабина водителя и боевого расчета.
    4. Специальный кузов с отсеками.
    5. Емкости для воды и пенообразователя.
    6. Пожарный насос с пеносмесителем.
    7. Вакуумная система (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
    8. Дополнительная трансмиссия на пожарный насос (изменения в силовой передаче базового автомобиля)
    9. Система дополнительного охлаждения.
    10. Система дополнительного обогрева (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
    11. Сдвоенное управление сцеплением и газом из насосного отсека.
    12. Дополнительное электрооборудование.

    Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

    • цистерны для воды
    • баки для пенообразователя
    • пожарные насосы с трансмиссиями к ним
    • водопенные коммуникации
    • приводы управления механизмами

    Цистерна для воды

    Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке

    Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание

    Доступ к нему осуществляется через заливную горловину

    Пожарные насосы

    – Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

    Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.

    Приводы управления механизмами

    Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:

    • -люки диаметром более 450 мм;
    • Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;

      цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;

    • цистернах необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении.

    1 – шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный;

    3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;

    5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

    Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.

    АНР предназначены:

      для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов

    • подачи воды и ВМП к месту пожара с установкой на водоисточник.

    Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):

    1. Отсутствие цистерны для воды.
    2. Более широкий комплект ПТВ.
    3. Больше мест боевого расчета.
    4. Увеличенный объем бака для пенообразователя.

    Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

    Пожарные насосные станции

    ПНС предназначены:

    • забора воды из открытых водоисточников
    • подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды

    Общее устройство

    1. Базовое шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Шасси удлинено на 500 мм. Регулируется давление воздуха в колесах шин.
    2. Кузов ПНС-110(131)-131 состоит из деталей оперения и собственно кузова, расположенного за кабиной водителя – цельнометаллический.
    3. Под капотом кузова на специальной подмотороной раме закрепленной к раме шасси – установлен двигатель 2Д12Б с муфтой сцепления для отключения насоса. Сцепление с пневмоуправлением от тормозной системы ЗиЛ-131 (дублирующее – механическое® рычаг). Двигатель с насосом соединен карданным валом.
    4. Пожарный насос ПН-110 (монтируется на задней части рамы).
    5. Вакуумная система.
    6. Для облегчения подъема и опускания всасывающей линии в водоем имеется приспособление, состоящее из:- ручной лебедки;- трубы;- растяжек.

    7.Дополнительное электрооборудовани

    8 Пожарное оборудование:

    ПНС (130) ПМ-2Д12Б
    МАРКА ШАССИ ЗИЛ-130 (6х6)
    3
    МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М 30
    МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М 16
    ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ 160
    ПОЛНАЯ МАССА, КГ 1000080
    ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 10100х2500х3200
    СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ 11

    Автомобили первой помощи

    АПП предназначены:

    • для доставки к месту пожара боевого расчёта
    • пожарно-технического вооружения
    • аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования
    • проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств

    Устройство Автомобилей первой помощи:

    1. шасси;
    2. кузова с отсеками для ПТВ;
    3. выдвижной кассеты;
    4. бака для воды;
    5. отопительной установки;
    6. мачты телескопической;
    7. дополнительного электрооборудования
    8. .комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения.
    ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ
    МАРКА ШАССИ ГАЗ-33023 (4×2)
    ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ 5
    ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 0,5
    МАРКА МОТОПОМПЫ НЕТ ДАННЫХ
    НАПОР, М 400
    ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 3500100
    ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 5550x2000x2700
    СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ НЕТ ДАННЫХ

    Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

    Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

    Виды шасси пожарных автомобилей:

    • Колесная
    • Гусеничная

    Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.

    Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

    Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.

    Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.

    оздается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был введен на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через цент источника излучения света. Для ПА, созданных на шасси грузовых автомобилей допускается уменьшения угла видимости сигнального маяка до 180 градусов, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА. При необходимости допускается установка на ПА двух проблесковых маяков. Если при размещения маяка на крыше автомобиля элементы крепления находятся с внутренней стороны кабины, то должна быть исключена возможность травмирования личного состава по детали крепления.

    Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

    Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.

    Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

    Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

    Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):

    1. методы снижения вибраций машины (использования оптимальной конструкции машины или применение защитных устройств) с указанием эффективности метода и процедуры подтверждения этой эффективности;
    2. средства индивидуальной защиты от вибрации, которые могут быть использованы при работе с машиной;
    3. требования к предоставлению информации, связанной с вибрационной безопасностью машины, в эксплуатационных документах.

    Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.

    Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

    Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

    Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

    Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.

    Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.

    Система пневмопривода

    1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;

    11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16 , 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель

    Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

    Правила содержания и обслуживания пожарной техники.

    • 1. Пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
    • 2. Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.
    • 3. Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарнотехническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
    • 4.За каждой , приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. На предприятии должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
    • 5.Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
    • 6.Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.