Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Планирование общения детей в продуктивных видах деятельности. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей

    Планирование общения детей в продуктивных видах деятельности. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей

    Составила: Хазратова Ф.В.

    1. Составьте и проведите этическую беседу с детьми.

    2. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на образовательную область «Познавательное развитие».

    3. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

    4. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на образовательную область «Речевое развитие».

    5. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

    6. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на образовательную область «Физическое развитие».

    7. Смоделируйте педагогическую среду, способствующую развитию общения детей. Дайте описание модели.

    8. Проведите наблюдение за общением дошкольников (по выбору):

    · в повседневной жизни и различных видах деятельности:

    · в сюжетно-ролевой игре;

    · в бытовой деятельности (режимные процессы);

    · в познавательной деятельности;

    · в совместной с взрослыми деятельности.

    Дайте описательную характеристику результатов наблюдения.

    9. Проведите наблюдение и сделайте анализ характера общения детей:

    Со сверстниками;

    Воспитателями;

    Родителями.

    Цель: выявить детей, имеющих сложности в общении.

    11. Проведите наблюдение и анализ стиля общения воспитателей с детьми.

    Цель: Определить стили педагогического общения. Обосновать характер их влияния на взаимодействие детей со сверстниками.

    12. Составьте план проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

    13. Составьте план организации общения детей при проведении режимных процессов (ПО ВЫБОРУ):

    Прием детей, зарядка, умывание, обед, полдник и т.д.

    Самостоятельная деятельность детей;

    Прогулки, экскурсии;

    Совместные игры и занятия.

    Проведение развлечений и праздников;

    Организация и проведение бесед с детьми;

    Организация и проведение бесед с родителями.

    14. Разработайте план коррекции общения детей в группе на один месяц.

    15. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных способностей.

    Основные источники:


    1. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов /Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Мир книг, 2012. – 304 с.: ил. – (Учебник для вузов) МОРФ

    2. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009 . - 368 с.

    Дополнительные источники:

    1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Академия, 2001.

    2.Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., Академия, 2001.

    3.Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991.

    4.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1991.-145с

    5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада М., Просвещение, 1991.-218с

    6.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособ. для воспитателя дет. сада М., Просвещение.-1977.- 59с

    7.Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (диагностика, планирование, конспекты занятий)/ авт.-сост. СВ. Лесина. - Волгоград: «Учитель».- 2006.- 287c

    8.Карабанова О. А Игра в коррекции психического развития ребенка - М., Российское педагогическое агенство;1997.

    9.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., Просвещение, 1997.

    10.Дошкольная педагогика под.ред Козлова С.А., Куликова Т.А.

    11. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах под.ред. Пастюк О.В. Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.

    12. Педагогика. Учебник нового века. под.ред. Бордовская Н.В., Реан А.А. Санкт-Петербург.- «Питер», 2010.-410c

    13. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. Под.ред Панфилова А.П. М.: «Академия», 2009.-100с.

    14. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. –

    Интернет-ресурсы:

    1. ЭБС IPRbooks

    2. http://ivalex.vistcom.ru /

    3. http://www.detskiysad.ru/

    4. http://azps.ru/baby/index.html/

    5. http://www.kindereducation.com/

    6. http://edu.rin.ru/preschool/index.html/

    Планирование организации общения детей в разных возрастных группах, в разных видах деятельности

    выполнила:

    воспитатель Кораева Анжелика Аслановна

    МБДОУ ДС №11 «Алёнушка»

    Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

    Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:

    Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

    Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.

    Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

    Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает.

    Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

    Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.

    Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

    Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:

    1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
    2. Годовой план ДОУ;
    3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
    4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
    5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

    Принципы планирования

    Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей.

    Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

    Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

    Учет местных и региональных особенностей климата.

    Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

    Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

    Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

    Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

    Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

    Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

    Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

    Условия, способствующие успешному планированию

    1. Знание программных задач.
    2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
    3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
    4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

    Публикации в СМИ

      Идет прием заявок

      Или отправить без вложения файла

      Сведения об участнике

      Фамилия, имя участника.

      Должность

      Наименование образовательного учреждения

      Республика

      область

      район

      город, поселок или село

      Наименование раздела публикации

      Название работы

      Ваш точный адрес эл. почты

      Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

      · точное время оплаты

      · сумма оплаты

      · фамилия с карты того, кто оплачивал

      (иные данные не нужны)

      Отправить статью и заявку на электронную почту

      [email protected]

      Требования к статье:

      • принимаются статьи только на русском языке
      • приветствуется наличие картинок в оформлении
      • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
      • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал - одинарный)
      • ссылки на источники

      Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

      Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

      Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

      Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

      На СМИ только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью.

      «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Методист
    Организация различных видов деятельности и общения детей

    Цель практики : формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю, приобретение практического опыта.

    Задание на практику : выполнение следующих видов деятельности :

    1. Наблюдение и анализ игровой деятельности детей

    2. Наблюдение за формированием игровых умений дошкольников

    3. Планирование игровой деятельности детей

    4. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр

    5. Организация и проведение строительных игр

    6. Организация и проведение театрализованных и режиссерских игр

    7. Организация и проведение подвижных игр с детьми раннего возраста

    8. Организация и проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

    9. Организация и проведение дидактических игр с детьми раннего возраста

    10. Организация и проведение дидактических игр с детьми дошкольного возраста

    11. Наблюдение и анализ трудовой деятельности детей

    12. Наблюдение за формированием трудовых умений дошкольников

    13. Планирование трудовой деятельности детей

    14. Организация различных видов трудовой деятельности дошкольников

    15. Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей

    16. Наблюдение за развитием творческих способностей дошкольников

    17. Планирование продуктивной деятельности детей

    18. Организация различных видов продуктивной деятельности дошкольников

    19. Оценка продуктов детской деятельности

    20. Наблюдение и анализ общения детей

    21. Планирование общения детей

    22. Организация общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности

    23. Наблюдение и анализ организации и проведения праздников и развлечений

    24. Наблюдение за развитием мелкой моторики у дошкольников

    25. Участие в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении

    26. Организация и проведение развлечений

    27. Разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей

    Учебная практика ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

    МДК. 02.01. Теоретические и методические основы организации игрой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

    В подборе игрушки я исходила из особенностей возраста, для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры именно поэтому, я выбрала куклу. Появление в группе новой игрушки было радостным событием. Она сразу привлекла внимание детей . Я в свою очередь проявило свое положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей . Чтобы расширить представления детей , я неоднократно показывала её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, я сообщила имя куклы, рассказала, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщила о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей .

    Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие, поэтому я предложила детям сюжетно-ролевую игру «Семья» . Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею был полон положительных эмоций. Одни дети быстро вошли в самостоятельную игру, другие требовали постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

    Любая игрушка должна привлекать своим эстетическим видом , поэтому я заранее нарядила ее перед встречей с детьми (завязала банты, одела белые гольфы к нарядному платью и т. д., чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета.

    А так же при внесении новой игрушки (куклы) в старшую группу я сопроводила веселой мелодией из знакомого всем мультфильма «Когда мои друзья со мной» пока звучала музыка, детям предлагалось угадать, какая игрушка сейчас появится. Вариантов ответов у детей было множество , после чего я загадала загадку про куклу. Игрушка преподносилась как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть.

    2. Подготовьте и представьте атрибуты для проведения 1 сюжетно-ролевой игры (возраст и тематика игры по выбору)

    Сюжетно-ролевой игры " Салон красоты".

    Образовательная область : "Социализация".

    Интеграция образовательных областей : "Социализация", "Коммуникация", " Труд".

    Возрастная группа : старшая.

    Цель : Совершенствовать умение детей объединяться в игре , распределять роли, выполнять игровые действия. Развивать умение подбирать предметы и атрибуты к игре. Воспитывать уважение к труду работников салона красоты. Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками, считаться с интересами товарищей. Расширять представления детей о труде взрослых (парикмахер, мастер маникюра, уборщица) . Воспитывать уважение к труду работников салона красоты.

    Оборудование : предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер» , полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики.

    Предварительная работа : Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре.

    Руководство игровой деятельностью .

    Дети, сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю, встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «шум улицы» ) .

    Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка» . И мы будем его первыми посетителями.

    Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей )

    Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей ) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица) . Давайте же зайдём в «Золушку» .Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка) .

    Посмотрите какой красивый и уютный салон. Это удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску.

    Это зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры?

    Что нужно ему для работы? (ответы детей )

    Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Давай ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю) А вторым мастером будет Костик. Я заметила, что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю) . Запомнили? Давайте пройдём дальше. Это маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра?

    Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне везде чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находится в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу.

    Кто из вас, ребята, мог бы справится с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка» .Буду наблюдать за вашей работой и помогать.

    Итак, парикмахеры у нас Лиза и Костик, мастер маникюра Катя, уборщица Арина, а остальные посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите все необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка) .

    Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Но завтра он обязательно откроет перед вами свои двери.

    Какие роли вам понравилось выполнять?

    Что интересного было в игре?

    Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми?

    Методическая разработка (средняя группа) на тему:

    Тематический план по программе оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

    ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

    1. Беседа " Что такое семья "

    Цель: формировать понимание, что такое семья, раскрыть смысл слова " семья "; познакомить детей с понятием социальных ролей взрослого: мама, папа

    2. Беседа " Моя семья "

    Цель: вызвать желание рассказать о своей семье; воспитывать уважение к членам своей семьи

    3. Беседа " Братья и сестры "

    Цель: формировать осознанное понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; формировать у детей адекватные формы поведения

    4. Беседа " Самый дорогой человек "

    Цель: развивать у детей осознанное отношение к семье; формировать представление о роли мамы в семье как защитницы детей; развивать умения и навыки выражения чувств

    5. Беседа " У мамы с папой гости "

    Цель: воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых; самостоятельно находить себе занятие; развивать умение проявлять терпение

    6. Игра " Бабушки и дедушки "

    Цель: формировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого и заботливого отношения к внукам

    7. Игра " У нас сегодня гости "

    Цель: знакомить детей с правилами этикета; формировать умение быть вежливыми и гостеприимными

    ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ

    1. Беседа " Что я думаю о себе и о других "

    Цель: развивать умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения

    2. Беседа " Мальчики и девочки "

    Цель: закреплять у детей понимание различия полов; формировать правильное отношение ко различиям во внешнем облике и поведении

    3. Беседа " Нечаянно и нарочно "

    Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера

    4. Беседа " Учимся прощать своих друзей "

    Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый "

    5. Беседа " Почему бывают драки? "

    Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации

    6. Игра " Фантазеры и лгунишки "

    Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту

    7. Игра " Давай помиримся "

    Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение; избегать конфликты; находить слова для оценки поведения; развивать чувство юмора

    ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ САДУ

    1. Беседа " Мы говорим взглядом "

    Цель: развивать умение общаться с воспитателем; формировать умение смотреть в лицо друг другу

    2. Беседа " Кто такой Воспитатель "

    Цель: формировать умение обращаться к воспитателю по имени и отчеству; воспитывать уважительное отношение к воспитателю

    3. Беседа " Какие разные взрослые "

    Цель: развивать представление о понятии разнообразия социальных ролей взрослого; формировать положительное отношение к воспитателю

    4. Беседа " Мы и Воспитатель "

    Цель: расширять и углублять понятие о статусе воспитателя в детском саду; развивать умение видеть связь между своими по ступками и по ступками воспитателя; развивать эмоциональное восприятие и нравственную оценку

    5. Игра " Здравствуйте! "

    Цель: знакомить детей с вариантами приветствия; формировать навыки вежливости и учтивости в обращении к воспитателю

    ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

    1. Беседа " Надо ли учиться дружбе? "

    Цель: показать детям, как трудно быть хорошим другом, какими качествами должен обладать настоящий друг; воспитывать умение детей дорожать дружбой

    2. Беседа " Хороший друг по знается в беде "

    Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу

    3. Беседа " Учимся видеть хорошее "

    Цель: воспитывать между детьми доверительные отношения; развивать умение быть искренними, замечать и ценить положительное в друзьях

    4. Игра " Волшебный стул "

    Цель: развивать интерес к сверстнику; формировать положительные качества личности; развивать умение видеть в сверстнике хорошее

    ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ

    1. Беседа " Я среди людей "

    Цель: формировать представление о ходе развития человека; показать детям взаимосвязь отношений

    2. Беседа " Какие бывают взрослые "

    Цель: вызвать у детей интерес к эмоциональному миру взрослых; развивать такт, внимание; упражнять детей в подобающих формах общения со взрослыми

    3. Беседа " Красота лица и души "

    Цель: завивать умение детей анализировать действия и поступки; развивать умение и навыки адекватно оценивать мимику взрослого

    4. Игра " Какой я без взрослых "

    Цель: формировать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим; развивать понимание необходимости правил и их выполнения

    5. Игра " Воспитанный - невоспитанный "

    Цель: развивать умение пользоваться моральными оценками; вызвать желание радоваться своим успехам

    РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ (САМОПОЗНАНИЕ) И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ)

    1. Беседа " Скромность "

    Цель: довести до понимания детей содержание понятий: скромность, стеснительность; развивать умение оценивать поведения других и свое поведение

    1. Беседа " Независимость "

    Цель: развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками

    3. Беседа " Кто я "

    Цель: развивать самосознание детей: свое имя и фамилию, свой домашний адрес, телефон, свою страну

    4. Беседа " Самооценка "

    Цель: развивать у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно

    5. Игра " Смешилки "

    Цель: развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками

    6. Игра " Если я один "

    Цель: развивать понимание о связи и зависимости людей в жизни, умение замечать эмоциональное состояние окружающих; различать его на картинках, иллюстрациях

    7. Игра " Спор или ссора "

    Цель: воспитывать умение детей уступать друг другу; выходить из конфликта, не унижая других

    8. Игра " Люблю - не люблю "

    Цель: пробуждать стремление с любовью относиться к окружающим, к самому себе

    ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Беседа " Зачем нужны правила? "

    Цель: развивать у детей понимание необходимости правил общения в совместной деятельности, желание их узнавать и выполнять

    2. Беседа " Мы идем в театр "

    Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном месте; развивать навыки культуры общения в театре

    3. Беседа " Давайте трудиться вместе "

    Цель: подвести детей к пониманию коллективного труда, к выводу о его значимости, к сознанию, что труд может принести радость; формировать умение общаться в совместной деятельности


    Бойко Светлана Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №29», Березники.
    Научный руководитель: Венкова Зоя Львовна, доцент кафедры общего образования

    Краевого Коми-Пермяцкого института усовершенствования учителей, эксперт сферы образования.

    Введение.

    Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности дошкольника в психолого-педагогическом аспекте.

    1.1. Понятие общение, и его роль в развитии коммуникативной деятельности.

    1.2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками.

    1.3. Организационно-педагогические аспекты использования ситуаций общения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    Глава 2. Экспериментальное изучение ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

    2.1.Обобщение и систематизация условий для создания ситуации общения детей старшего дошкольного возраста.

    2.2. Педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения.

    2.3. Анализ результатов исследования по проблеме.

    Заключение.

    Библиографический список.

    Введение

    Проблема развития общения дошкольников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогической практике. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования введено понятие «ситуация общения дошкольников». Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к общению дошкольников со сверстниками, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

    Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.

    По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

    Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности и развитии его коммуникативной деятельности.

    Коммуникация играет огромную роль не только в жизни человека, но и в становлении развития коммуникативной деятельности. У ребенка должны быть развиты навыки коммуникации, ведь через общение с другими детьми, благодаря широким возможностям к научению, дошкольники приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение ребенок превращается в личность.

    Исследованием коммуникативной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные учёные как: А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.П. Буева, В.М. Соковкин, А.Г. Арушановаи другие. А.Н. Леонтьев считает, что общение - определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Л.П. Буева предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. М.И. Лисиной прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности.

    А.Г. Арушанова отмечает, что формирование разных сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) протекает неравномерно и неодновременно, на различных этапах развития на первый план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование развивающего общения приобретает специфические черты (Арушанова).

    Многие педагоги при планировании ежедневной работы сталкиваются с таким термином, как ситуация общения, но не все представляют, как эти ситуации можно применить и организовать правильно в работе с детьми по развитию коммуникативной деятельности.

    Ситуация общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направлены на формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», то есть подмечает их в детской деятельности.

    Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие, в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Тем самым реализуется интеграционный подход в организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО.

    Поэтому, целью нашей работы является: изучение влияния ситуаций общения на развитие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Объект нашего исследования – коммуникативная деятельность дошкольников.

    Предмет исследования – ситуации общения в развитии коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза: развитие коммуникативной деятельности старших дошкольников протекает наиболее эффективно при организации ситуаций общения.

    1. Рассмотреть проблемы в психолого-педагогической литературе.

    2. Изучить понятия общения и его влияние на коммуникативную деятельность.

    3. Охарактеризовать ситуации общения детей старшего дошкольного возраста.

    4. Разработать педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения.

    5. Экспериментально исследовать ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО.

    6. Обобщить и систематизировать опыта работы по проблеме.

    Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

    Методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

    Диагностические методы;

    Психолого-педагогический эксперимент.

    Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. В первой главе освещается проблема организации ситуации общения старших дошкольников в развитии коммуникативной деятельности. Вторая глава заключается в предоставлении данных исследования, обобщении опыта работы и обработке результатов.

    Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности дошкольника в психолого-педагогическом аспекте

    1.1. Понятие общение, и его роль в развитии коммуникативной деятельности

    Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют.

    Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

    Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

    Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения.

    Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

    Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

    Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело».Например, обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.

    На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

    Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

    Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат - субъект общения, адресант - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения.

    Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

    Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

    Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности.

    Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

    Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

    По Лисиной М.И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

    Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

    Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

    В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослым, прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Общение в дошкольном детстве происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

    Таким образом, до сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

    1.2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста со сверстниками

    Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

    Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

    Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

    С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

    Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов.

    Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

    На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

    На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

    На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации «знаемого» в «реально действующее».

    Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

    Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса.

    Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

    Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания.

    Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования.

    На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

    1.3. Организационно-педагогические аспекты использования ситуаций общения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует. В связи с этим необходимо понимать, что речь, а точнее её качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах.

    Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

    В технологии предлагаемой А. Г. Арушановой рассматриваются две формы организации ситуаций общения – специальные речевые игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самостоятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения – это сможет быть досуг, развлечение и т. п. Поэтому избегается название «занятие» применительно к сценариям активизирующего общения, чтобы четко обозначать, что обучение в данном случае совершается в основном во внеурочных формах, при применении косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.

    Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития детей. При их организации чаще всего «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

    • «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);
    • «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
    • «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и другие.

    Специально планируемые ситуации общения могут быть игры-викторины:

    • «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),
    • «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города),
    • «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),
    • «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности);
    • Утверждения (подготовленные заранее педагогом), требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

    Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история»), пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

    К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей.

    В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Для того, чтобы общаться, ребенок должен обладать целым рядом умений:

    • внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
    • проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
    • уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
    • ясно и последовательно выражать свои мысли;
    • уметь ориентироваться в ситуации общения;
    • уметь договариваться, планировать совместные действия;
    • уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

    Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

    Влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением. Для развития речи детей педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

    Побудить детей к общению на определенную тему помогут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки. Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

    Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее - «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.

    Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

    В старших группах применяем те же приемы, но усложняем тематику разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

    Таким образом, основным направлением формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни является применение игровых коммуникативных ситуаций.

    Глава 2. Экспериментальное изучение ситуации общения детей старшего дошкольного возраста в ДОО

    2.1. Обобщение и систематизация условий для создания ситуации общения детей старшего дошкольного возраста

    Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по взаимодействию детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились сотрудничать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов через ситуации общения.

    Что нужно детям для полноценного общения?

    Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке».

    Организация исследования: работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №29» в старшей группе. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, с детьми работают воспитатели Бойко Светлана Викторовна и Сабирова Марина Александровна.

    Проанализировав пространство для практического познания мира привели к результатам представленных в развивающей предметно-пространственной среде условий для организации проектирования через уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.

    Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения, заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие.

    Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу.

    Итак, нами выделены следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении: создание развивающей среды, обучение ситуативно-деловому общению, соблюдение режима дня, формирование эмоционально-практического общения.

    Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности

    Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей

    Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания

    Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

    Из наблюдений за деятельностью детей мы пришли к выводу, что ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т. е. подмечает их в детской деятельности.

    Специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку», «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей».

    Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытывать палитру интеллектуальных эмоций: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

    В ходе обобщения условий выделили особенности ситуаций общения как формы работы с детьми:

    1. участие в ситуации общения (в основном добровольное);

    2. позиция взрослого как партнера по общению;

    3. изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций. Взрослый – это человек, который стремиться к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы и т.п.);

    4. ситуация планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе;

    5. длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

    6. предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

    7. ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми. Вывод: соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

    2.2. Педагогический проект по совершенствованию коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения

    Содержание Пояснения
    Название проекта Совершенствование коммуникативного развития старших дошкольников в условиях организации образовательных ситуаций общения «Живет на свете доброта»
    Тип Педагогический
    Участники воспитатель старшей группы Бойко С.В.,

    дети старшей группы, их родители

    Масштаб Определяется в зависимости от количества участников, от времени реализации проекта.
    Основания для разработки. Проблема. Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы общения, например, через ситуации общения. Общение же – составляющая часть ее. В процессе такого общения развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

    Многие педагоги при планировании ежедневной работы сталкиваются с таким термином, ситуация общения, но не все представляют, как эти ситуации можно эффективно применить и организовать правильно в работе с детьми.

    Цель Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
    Задачи
    1. Дать детям представление о доброте, вежливых словах и их роли во взаимоотношениях людей;
    2. Познакомить детей со словами вежливого обращения со сверстниками и взрослыми;
    3. Помочь детям понять, что доброта живёт в добрых делах людей;
    4. Развивать воображение, фантазию, творчество;
    5. Воспитывать желание совершать добрые поступки.
    Стратегия и механизмы реализации Формы реализации данных задач:

    Индивидуальная работа;

    Для того чтобы улучшить данные результаты изучены ФГОС ДО, программа воспитания «От рождения до школы» и методическая литература по данной теме. Необходимо приступить к созданию предметно-развивающей среды и созданию условий для комфортного пребывания ребёнка в группе, а именно:

    1. Оборудовать игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская». Добавить новые атрибуты, создать условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Шоферы», «Строители» и др.

    2. Оборудовать уголок ряженья для театрализованной деятельности и обыгрывания ситуаций общения.

    3. Изготовить и подобрать дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающем миром и социальной действительностью («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо, можно и нельзя» и др.), для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей в группе имеются игры: «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», «Мои эмоции», подобрать коммуникативные игры, игры со сверстниками. Составить и дополнить картотеки.

    4. Подобрать в книжном уголке книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение, картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных, которые будут пополняться в течение года.

    5. Разработать план работы по социально - коммуникативному развитию, в который будут включены следующие темы: «Мы дружные», «Новая игрушка», «У нас гости» «Уроки доброты» и другие.

    Работу необходимо выстроить по трём направлениям:

    • Формирование потребности (1 половина дня): Дидактическая игра: «Найди доброго героя»; пальчиковая гимнастика «Дружба»
    • Формирование образа желаемого результата (1 половина дня): Чтение сказок и стихотворений о доброте
    • Формирование мотива (1 половина дня): Рассматривание слайдов: «Дорогою добра»; просмотр мультфильма «Дари просто так» (вторая половина дня)
    • Стимулирование целеполагания (2 половина дня): Игра-экспериментирование: «Хорошо - плохо», «Доброе слово лечит»; словесная игра: «Ласковые слова».
    • Стимулирование планирования: обговаривание воспитателя с детьми последовательности реализации задач
    • Координация выполнения действий (первая половина дня): НОД «Живет на свете доброта»; (2 половина дня) игра: «Волшебный мешочек»
    • Анализ: Выявление доброты в поступках, установление, что добрым быть лучше, чем плохим.
    Ожидаемые результаты Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

    У детей старшей группы:

    Появились и закрепились представления о доброте, вежливых словах и их роли во взаимоотношениях людей;

    Расширился активный словарь со словами вежливого обращения со сверстниками и взрослыми;

    В детях появилось желание совершать добрые поступки, пришло понимание того, что доброта живёт в добрых делах людей.

    Трансляция и результативность проекта
    • Общий уровень достижения образовательного результата детьми и каждого образовательного результата (воспитатель Бойко С.В.)
    • Фото - материалы (воспитатель Бойко С.В.)
    • Презентация «Как мы доброту искали»
    Дальнейшее развитие проекта Постоянная, непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка через создание условий организации образовательных ситуаций общения.

    В перспективе планируется продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизнь – к лучшей адаптации в школе.

    2.3. Анализ результатов исследования по проблеме

    Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

    Поэтому цель моей работы с детьми - освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через вхождение и организацию ситуаций общения.

    Перед собой я поставила ряд задач, которые входят в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», изложены в Федеративном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

    Формы реализации данных задач:

    Фронтальные и подгрупповые занятия;

    Индивидуальная работа;

    Создание предметно-развивающей среды;

    Взаимодействие с родителями.

    Для реализации всех этих задач для детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, направленное на развитие ситуаций общения, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате созданы условия для решения поставленных задач в проектировании.

    Все задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Работу по развитию социально-коммуникативных навыков и по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ситуации общения я начала с проведения педагогической диагностики. Из наблюдений за повседневной, игровой деятельностью, за общением детей, решением ситуаций общения и по результатам диагностического обследования, было выявлено, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений. Ребята, не имеющие навыков общения с ровесниками, не умеющие решать ситуации общения часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

    Свою работу выстроила по трём направлениям:

    Развитие в детях уверенности в себе,

    Развитие чувств, желаний и взглядов у детей,

    Формирование у детей социальных навыков.

    Первое направление - развитие в детях уверенности в себе. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Проводимые мероприятия по этому разделу были направлены на оказание необходимой помощи каждому ребёнку на преодоление его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также на лучшее понимание других людей и самого себя. Используя игру «Зеркало» знакомила детей с особенностями своей внешности. Каждый ребёнок видел, какой он особенный, непохожий на других.

    Использовала добрые обычаи традиции группы. Устраивала «сеансы» равного распределения маленьких подарков через организацию ситуаций общения: бумажек, ленточек, фантиков, что способствовало созданию в группе атмосферы равных прав. Дети чувствовали, что каждого здесь ценят и любят. Раздавала одинаковые медальки после итоговой деятельности в конце недели, хвалила и отмечала успехи каждого, комментируя кому, за, что я дарю медальку.

    Проводила НОД (занятия)