Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • КУДиР: страшный зверь или важный документ?
  • 1 требуется доначисление перерасчет
  • Аналитическая справка на тему "сюжетная игра как средство развития речи". Разработка по тематическому контролю в доу по использованию сюжетно-ролевой игры в группах Справка фронтального сравнительного контроля организация игровой деятельности

    Аналитическая справка на тему

    Игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире.

    О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры.

    С.Л.Новоселова

    Подобные мысли высказывали известные педагоги

    Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова и многие другие.

    Они считали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета.

    Аналитическая справка по результатам тематического контроля

    «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника»

    Во исполнение приказа МБДОУ № 24 «Дружба» от 18 января 2018г. № _____ «О проведении тематического контроля по теме « Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника », в соответствии с годовым планом на 2017-2018 учебный год, был осуществлён тематический контроль педагогического процесса.

    Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по организации условий для развития игровой деятельности в группах ДОО; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию игровых навыков.

    Задачи:

    1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

    2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

    3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

    Контроль проходил по плану, в ходе которого решались определенные задачи через использование традиционных методик: анализ, наблюдение, изучение, анкетирование, обследование, собеседование, просмотр деятельности.

    Контроль проводили: заведующий МБДОУ№ 24 Скокина Е.Г., старший воспитатель Швец Т.В.

    Основные цели и задачи игровой деятельности в соответствии с программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы:

    создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам,

    умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать

    конфликтные ситуации.

    Для полноты оценивания контролируемого вопроса были изучены следующие материалы: календарные планы воспитательно-образовательной работы всех групп, диагностические карты результатов ЗУН детей «Наблюдение за развитием игровой деятельности», результаты анкетирования родителей, самоанализ развивающей предметно-пространственной среды. Карта планирования сюжетно-ролевых игр в планах воспитательно-образовательной работы.

    Согласно плана – программы, были проверены и проанализированы следующие направления:

      Условия, созданные для проведения игровой деятельности.

    2. Руководство играми детей.

    3. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

    4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы

    5. Работа с родителями.

    1. Анализ условий проведения игровой деятельности. В ходе проверки развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) групповых ячеек было установлено следующее: наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемые: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. При этом учитывается доступность для осуществления всех основных видов активности помещений

    В каждой группе прослеживаются зоны для организации РППС:

    для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

    для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

    для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

    для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

    для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

    для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов с живой и неживой природой и пр.);

    для отдыха (уединение, общение и пр.).

    Наполняя РППС педагоги всех групп стараются максимально заполнить зону материалом игровым, обучающим, развивающим (особенно в старшей, средней, младшей, компенсирующей группе), забывая, что материал каждой зоны должен меняться и дополнятся в соответствии с темой дня, недели, месяца, праздничной датой, темой проекта. Все ее элементы каждой зоны имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей, созданной в совместной работе с родителями. Совместная работа с родителями носит эпизодический характер: пополнение игровым и обучающим материалом РППС групп организуется к новому учебному году, к летнему периоду, но в основном силами педагогов самостоятельно, что теряет ценность участия родителей в построении РППС, воспитательно-образовательной работе с ребенком. (Кроме групп Кожеватовой Т.П., Гараниной Л.П.)

    При обследовании игровых зон было также отмечено, что в группах воспитатели обращают внимание на эстетический вид игрового оборудования, оформление места его Так игровые пособия хранятся в оформленных коробках, пластмассовых контейнерах.

    Также надо отметить, что нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр. Во всех группах одинаковое зонирование, ни один воспитатель не пытается что-то изменить в обстановке игровых зон и их содержание.

    В группах и в методическом кабинете имеется в достаточном количестве методической литературы по игровому развитию детей (в соответствии с образовательной программой ДОО), подобран методически интернет-материал по планированию сюжетно-

    ролевых игр в каждый дошкольный период. Воспитателями приобретены дидактические пособия по ознакомлению детей с социальным миром.

    2. Анализ руководства играми детей . Анализ деятельности ДОО по теме контроля показал, что в работе воспитателей организация игры и руководство ею уделяется еще недостаточно внимания. За долгие годы работы воспитателей по реализации программных задач с установленными критериями обязательных знаний у детей, игровая форма как основной вид деятельности в нашем детском саду уступил место обучению, что способствовало потере методических знаний у воспитателей по обучению и развитию детей в игре. В связи с переходом на ФГОС ДО главной задачей является вернуть детям время, отведенное на игру, перевести основные режимные моменты в игровую форму, обновить свои знания, которые по итогам посещений и наблюдений игровой деятельности педагогами утеряны. Игра детей воспитателями используется для того, чтобы решить свои текущие рабочие моменты. Некоторые воспитатели заменяют игру другими видами организованной деятельности: чтение худ. литературы, изодеятельность и беседы, в целях сдерживания дисциплины в группе.

    На прогулках старшие дошкольники могут самостоятельно организовать игровую деятельность. Дети используют считалку, как основной способ распределения ролей, определения порядка в игре. Наблюдения показали, что педагоги имеют достаточный уровень профессионально-педагогических умений (аналитических, проектировочных, информационных, организаторских, коммуникативных, игровых) необходимых для развития ведущей деятельности дошкольников.

    2. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

    Уровень развития игровых качеств в целом во всех группах соответствует возрасту.

    В младших группах дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». Несмотря на недавно пройденный адаптационный период, дети в каждой группе имеют предпочтительные тематики в игре, в которых отражают бытовые действия взрослых, их профессиональные действия. Незначительная часть детей в каждой группе отражают в игре сюжеты сказок, мультфильмов, - это объясняется особенностью детей младшего возраста – не достаточно знаний, умений. Лишь некоторые дети в данных возрастных группах в игре могут обозначить свою роль, обозначить свои игровые действия, договариваться со сверстником о совместных действиях из-за отсутствия активного словарного запаса, личного опыта в общении со сверстниками.

    В средней группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В группах игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершении игры.

    Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья»» позволило отметить высокий уровень руководства сюжетными играми детей в данной возрастной группе: в соответствии с возрастом воспитателем использовались методы и приемы направленные на обучение детей ролевому диалогу, действовать в соответствии с выбранной роли. Воспитатель при организации игры постоянно общалась к опыту детей, обогащая дополнительными знаниями.

    В старшей группе детского сада игровое развитие детей в целом соответствует среднему уровню развития. У большинства детей содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры. Ролевые действия разнообразные, выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями.

    Дети самостоятельно ставят игровые задачи. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно используются детьми в разных значениях. По мере необходимости включают в игру разнообразные предметы. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстникам. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.

    В компенсирующей группе преобладают дети с высоким уровнем игрового развития. У детей возникают разнообразные игровые замыслы. При их реализации дети комбинируют знакомые и малознакомые события. С особым интересом отображают в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети ставят самостоятельно.

    Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко их варьируют в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли используют разнообразные ролевые действия, передают настроение, характер человека, т.е. ролевые действия эмоционально выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе вступает в ролевую беседу со взрослыми, сверстниками. Она интересная и длительная.

    В комбинированной группе (воспитатель Кузьмич И.О., Семилет В.В.)все дети показали средний уровень. Игра детей отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована ролевая беседа. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка. Игра преимущественно индивидуальна, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие с взрослым. Обычно это происходит по инициативе взрослого. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.

    3. Оценка планирования.

    Анализ календарного и перспективного планирования показал, что во всех группах осуществляется планирование по организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочих программ, циклограмм.

    Темы планируемых сюжетно-ролевых игр во всех группах соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры, приемы руководства игрой (в младших группах - степень участия воспитателя в игре, в старшем возрасте - приемы обогащения игры), в планах не отражаются показ конкретных игровых действий. Не учитывается и гендерный подход в развитии детей при планировании игры. Не планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями.

    4. Анализ работы с родителями.

    В ходе контроля было проведено анкетирование родителей по теме: «Игры ваших детей».

    В опросе приняло участие 60 семей.

    По результатам анкет было установлено, что:

    большинство родителей принимают участие в игровой деятельности детей:

    1. Как Вы относитесь к играм ребенка? -

    2. Играете ли Вы со своим ребенком?

    3. В какие игры Вы играете со своим ребенком?

    4. Кто является инициатором игры, взрослый или ребенок?

    5. Считаете ли Вы, что взрослые должны принимать участие в детской игре? Почему?

    6. Влияет ли игра на общее развитие ребенка?

    По индивидуальным беседам с родителями выявили:

    Родители часто играют со своими детьми – 56%, иногда – 18%, редко -16%, ребенок организует игры самостоятельно-10%;

    Чаще всего родители играют с детьми в игры малой подвижности: сюжетные игры, настольно-печатные, модельно-конструктивные (89%); редко – в подвижные (11%);

    Родители очень любят наблюдать за играми своего ребенка -93%, 7% семей -делают это редко;

    Тематика игр детей всегда очень разнообразна – 34% семьи, ребенок сам создает сюжет игры – 34% семьи, в одну и ту же игру ребенок может играть подолгу – 27%, 5%семей - отметили разнообразные варианты;

    48% семей указали на то, что дети отражают в своих играх события, происходящие в семье, 22% - отметили, в играх не замечали отражение семейных событий, 30% - испытывали затруднение в ответе на данный вопрос;

    Почти все семьи часто приобретают детям новые игрушки: очень часто покупают родители детям новые игрушки – 27%, достаточно часто покупают – 46%, редко – 23%, 4%- когда ребенок попросит сам;

    Игрушки приобретаемые родителями соответствуют половому воспитанию детей, но предпочитаемые игрушки родителей – игрушки и игры направленные на развитие детей – 87%, нет определенного предпочтения –13%;

    Игрушек у ребенка должно быть больше, считает – 32% семей, ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек – 57% семей, 11% - предпочли дать ответ, что игрушек должно быть достаточно, но чтобы они были развивающего характера;

    Воспитатели познакомили родителей с информацией о сюжетной игре.

    Информация, представленная в уголках для родителей содержит общую информацию об игре дошкольника, данная информация носит больше рекомендательный и статистический характер и не достаточно направлен на получение определенных знаний в данной области развития дошкольника.

    При планировании различных мероприятий направленных на обогащение знаний детей, для организации и проведения сюжетно-ролевых игр с воспитанниками, воспитатели не планируют совместные действия с родителями по определенной теме и поэтому теряется совместная с родителями целенаправленная, воспитательно-образовательная работа. По результатам анкетирования воспитателям групп рекомендовано.

    Выводы: воспитательно-образовательную работу по организации условий для развития игровой деятельности, развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива в группах ДОО признать удовлетворительной, однако воспитателям необходимо перестроить образовательный процесс по реализации программных задач направленных на развитие игровой деятельности в соответствии с современными требованиями к руководству, организации и проведения данной формы в соответствии с возрастом воспитанников.

    1. Через ряд методических форм (консультации, семинары, практикумы, самообразование) изучить теоретическую и практическую базы по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.

      Воспитателям всех возрастных групп составить перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными задачами, методикой их руководством.

      На основе перспективного планирования ежедневно решать задачи по развитию игровой деятельности детей (прописывать систему работы в календарных планах в соответствии с возрастом воспитанников.)

    Срок: постоянно

      Педагогам в совместной работе с родителями изучить методическое пособие Карабановой О.А. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (продумать форму изучения)

      При построении РППС групп использовать Методические рекомендации пособия Карабановой О.А. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» использовать для построения РППС.

      Планировать совместную работу с родителями, используя участие родителей как дополнительный источник знаний детей.

    Срок: систематически

      Педагогу- психологу провести психологическое обследование в форме социометрической игры «Секрет» для исследования эмоциональных социальных предпочтений воспитанников в детском коллективе, реализации потребности в общении, а также выявление популярных и непопулярных детей в данных возрастных группах.

    Старший воспитатель Т.В. Швец

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №24 «Дружба» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

    Аналитическая справка

    по результатам тематической проверки «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника

    Подготовила старший воспитатель:

    Швец Татьяна Васильевна

    г. Ялта,2018

    Справка по результатам оперативного контроля. «Анализ создания развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевой игры»

    Приказ № 17 от 12 февраля 2016г.
    Автор работы: Вдовенко Светлана Петровна, старший воспитатель, детский сад №2 «Улыбка» рабочий посёлок Екатериновка
    Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей и совершенствования развивающей среды в группах.
    Возрастные группы: все возрастные группы детского сада
    Отбор содержания контроля:
    Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
    Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
    Анализ состояния игровой развивающей предметно-пространственной среды.
    Сроки контроля : 15 – 17 февраля 2016г.
    Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015 – 2016 учебный год.
    Состав комиссии:
    заведующая ДОУ - Тарасова Т.Н.
    старший воспитатель - Вдовенко С.П.
    Методы: анализ, наблюдение, выводы.
    Оперативный контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и методического пособия «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой. В пособии раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.
    В ходе контроля были выявлены следующие результаты:
    Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
    В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
    Так на пример во второй группе раннего возраста воспитатель Ермакова С.В. организовывала как индивидуальную «Оденем куклу Любу», так и совместную «День рождение Маргариты» сюжетно-ролевую игру. Ведущая роль во время игры принадлежала воспитателю, проблемные игровые ситуации создавала так, чтобы дети выполняли в игре поставленную задачу.
    Воспитатель младшей группы Будынкова М.Г., организуя игру «Больница», обозначила себя в роли доктора, постепенно воспитатель вовлекала в игру детей, предлагая им роли пациентов. Затем воспитатель предложила принять основную роль доктора ребёнку, в итоге дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки. При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом.
    Наблюдая за игрой в средней группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Ефремова Е.Н. поставила цель к более сложному ролевому поведению в игре «Больница». Предложив основную роль доктора ребёнку, воспитатель обозначила свою дополнительную роль пациента, затем она предложила «доктору» быть его медсестрой и помогать ему вести приём больных. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями. Это были роли открывшейся аптеки, где можно купить выписанные доктором лекарства; возникла необходимость эти лекарства привезти в аптеку, поэтому появилась роль водителя автомобиля.
    Воспитатель разновозрастной группы Царенко Е.В. продолжала формировать у детей умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров по игре «Супермаркет». Основная роль также обозначена ребёнком, а дополнительные роли выполняла воспитатель. Здесь после некоторого парного ролевого взаимодействия «продавец - покупатель» возникла необходимость появления новых игровых ролей. Развивались новые события. При этом воспитатель как бы договаривалась с детьми о предстоящем изменении сюжета и появления новых ролей. В итоге дети продолжали играть самостоятельно. Воспитатель включалась в игру только тогда, когда это было необходимо.
    Воспитатель Аникина И.Г. организовала игру «Автобус», где постепенно в игру были вовлечены дети всей группы: шофёр, кассир, пассажиры, контролёр. Постепенно игра получила продолжение, пассажиры проголодались, и воспитатель предложила поиграть в игру «Кафе». В игре использовались различные атрибуты.
    В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели стремись научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы.
    Так, воспитатель старшей группы Яковлева Ю.В. предложила детям отправиться в «Город мастеров». В игре были объединены события, происходящие в парикмахерской, магазине, на стройке, в больнице. Дети самостоятельно определяли для себя партнёров по игре и роли, развертывали ролевые взаимодействия и диалоги. Воспитатель обозначила свою роль, роль журналиста, который посещает все места города мастеров. Разворачивались разные ролевые диалоги. Они развивали речь детей, стимулировали к деятельности, помогали осуществлять ролевые взаимодействия. Игра продолжалась длительное время, прекратилась, когда родители стали забирать детей.
    Воспитатель подготовительной к школе группы Лисина Е.М. вместе с детьми организовала игру - лаборатория «Юные исследователи». Словесно обговаривалась тема игры, основные события; осуществлялось ролевое взаимодействие, обговаривались действия, характерные для персонажей. Воспитатель взяла на себя роль научного консультанта (наблюдала за игрой, по мере необходимости координировала), дети - роль юных ученых. Инициатива в игре была у детей (исследовали объекты живой природы), по окончанию игры они решили продолжить на следующий день исследовать неживую природу. В игре применялись предметы-заместители.
    В результате анализа организации сюжетно-ролевой игры отмечается заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Все воспитатели использовали художественное слово в игре, различные атрибуты, но предварительная работа была проведена только в разновозрастной группе.
    Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы ежедневно. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий.
    В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала (особенно в разновозрастной группе).
    В ходе контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.
    Выводы:
    Сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры.
    Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют развивающую предметно-пространственную среду, изучают методическую литературу по организации игры.
    Рекомендации:
    1. Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, старшему воспитателю взять под наблюдение формулировку цели игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.
    2. Проводить предварительную работу перед обучением детей игровым действиям. Со старшими дошкольниками планировать подготовку и ремонт игровых атрибутов.
    3. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

    Справка

    по итогам тематического контроля «Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»

    Цель проверки : изучение системы организации работы педагогов по созданию условий для развития полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня.

    Основание проверки: план работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «________________________________» на 2016-2017 учебный год , раздел «Тематический контроль» .

    Сроки проверки : 21 .12.2016 г. по 26.12.2016 г.

    Методы контроля:

      Наблюдение за детьми во время самостоятельной и организованной игровой деятельностью.

      Анализ предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня.

      Изучение календарно- тематических планов воспитателей.

      Анализ наглядной информации для родителей в группе.

    Вид контроля : тематический

    Проверке подлежало:

      Оценка профессионального мастерства воспитателей.

      Создание условий для игровой деятельности детей в группе.

    Проверку осуществляли : старший воспитатель Е.В Черногузова

    Получены следующие результаты :

    - наблюдение

    Дидактические игры

    Беседы с детьми

    Знание воспитателем программы и возрастных особенностей воспитанников. Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

    Анализ условий организации

    Беседы с педагогами

    А.Д.-

    Н.В.-

    Е.А.-

    О.А. -

    Система планирования работы с детьми

    Анализ календарных планов работы

    А.Д.-

    Н.В. -

    Е.А.-

    О.А. -

    Создание условий

    для воспитательно-образовательной работы с детьми

    Анализ условий организации по всем видам деятельности ♦

    Беседы с детьми☺

    А.Д.-

    Н.В.-

    Е.А.-

    О.А. -

    Работа с родителями

    Собеседование с воспитателями

    Беседы с родителями

    А.Д.-

    Н.В. -

    Е.А.-

    О.А. -

    - хорошая организация; - слабая организация; ▲ – отсутствие работы или работа проводится не достаточно

    Анализ системы работы педагогов по созданию условий для формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня показал, что педагоги соблюдают основные требования к организации и амплификации предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Зонирование организовано таким образом, что в процессе организации самостоятельной игровой деятельности дети находятся в зоне внимания педагога. Все режимные моменты организованы в соответствии с программными требованиями и организованной образовательной деятельностью. Во всех группах организация пространства состоит из нескольких центров развития таких как:

      уголок для ролевых игр;

      книжный уголок;

      зона для настольно-печатных игр;

      уголок природы;

      уголок сенсорного развития;

      игровой уголок (с игрушками и строительным материалом);

      уголок экспериментирования (старший возраст);

      уголок для самостоятельной деятельности детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная)

    Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что педагоги в системе планируют работу по организации игровой деятельности детей, организуют различные виды игр в течении дня. Собеседования с воспитателями групп по вопросу организации и проведению игр было выявлено, что многие педагоги соблюдают особенности руководства и планирования игр с учетом ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования МБОУ «НОШ №5».

    В процессе наблюдения за организацией и проведением воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми было выявлено, что игры организуются и проводятся:

    В процессе образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, в парной, в малой группе;

    В ходе режимных моментов;

    В самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

    Воспитатели ____________Е.А. и ___________А.Д. хорошо владеют методикой проведения различных игр с учетом образовательной программы ДО.

    В то же время молодые специалисты: ________О.А. и ________Н.В.испытывают трудности в особенностях руководства и планирования, слабо владеют методикой организации сюжетно-ролевых игр, в связи с этим им было рекомендовано изучить литературу по данному разделу авторов: Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» ; Губанова Н.Ф – «Игровая деятельность в детском саду. Система работы»

    В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, необходимо отметить умение детей играть дружно, бесконфликтно. Дети умеют использовать накопленный опыт для развития игрового сюжета, большинство детей 6-7 лет в группе №1 умеют организовывать сюжетно-ролевые игры совместно с детьми 3-4 лет, договариваясь, распределяя роли, планируя действия всех играющих, расширяя состав ролей. А также согласовывая собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей.

    В рамках тематического контроля была проанализирована работа воспитателей с родителями по развитию игровой деятельности детей, изучение данной работы показало что, в группах №1 и №2 были подготовлены: консультации, памятки, рекомендации по формированию знания и навыков в игровой деятельности детей.

    Выводы :

    1. Анализ системы работы педагогов по созданию условий для формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня показал, что педагоги соблюдают основные требования к организации и амплификации предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

    2. Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что педагоги в системе планируют работу по организации игровой деятельности детей, организуют различные виды игр в течении дня. Однако молодые специалисты: _______О.А. и ______Н.В.. слабо владеют методикой организации сюжетно-ролевых игр, в связи с этим им было рекомендовано изучить методическую литературу по данному разделу.

    3. В каждой группе имеется консультативный материал для родителей. Форма подачи материала: папки с файлами, информационные стенды. Материал разнообразен, направлен на формирование игровых умений и навыков у дошкольников.

    1.Педагогам групп продолжить работу по созданию условий для развития полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня.

    Старший воспитатель МБОУ «________»: ________

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРИКАЗ

    На основании годового плана на 2012-2013 учебный год

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей». с 19-23 марта 2013 года
    2. Создать комиссию в составе: заведующей __________., старшего воспитателя _______________.председателя творческой группы и педагога-психолога _______________
    2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 15 марта 2013 г
    3. Цель проверки: изучить качество использования сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей.
    4. Вопросы подлежащие проверке:
    4.1 Достаточное ли количество сюжетно-ролевых игр по данной тематике в группе и их разнообразие, эстетическое оформление
    4.2. Соответствует ли сюжетно-ролевые игры возрастным особенностям детей?
    4.3. Наполняемость сюжетно-ролевых игр атрибутами.
    4.4. Доступность оборудования сюжетно-ролевых игр для детей в свободной деятельности.
    4.5. Наличие сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
    4.6. Планирование сюжетно-ролевых игр в работе.
    5. Объект исследования:
    5.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
    6.Предмет исследования:
    6.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие проведению сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
    7. Методы исследования:
    7.1.проведение тематического контроля по теме: «Создание условий в группе для проведения сюжетно-ролевых игр»
    7.2. анализ документации, планов работы педагогов;
    7.3. оценка игровой деятельности детей в течении дня, использование сюжетно-ролевых игр гендерного направления.
    8. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

    Заведующая МДОУ № 52 /Любакова Е.А./

    Тематический контроль
    «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей».
    Цель: Изучить качество использования сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей.
    Дата проведения: с 19-23 марта 2013 года.
    Комиссия в составе: заведующей _____________., заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе _______________.
    председателя творческой группы и педагога-психолога _______________.
    Задачи:
    Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации гендерных интересов детей в разных формах игры.
    Изучить опыт педагогов детского сада по организации сюжетно – ролевой игры.
    Провести оценку и анализ развития сюжетно – ролевой игры в группах в соответствии с требованиями программы.
    Вопросы, подлежащие проверке
    Создание игровой предметно – пространственной развивающей среды в группах детского сада (смотр групп).
    Достаточное ли количество сюжетно-ролевых игр по данной тематике в группе и их разнообразие, эстетическое оформление
    Соответствует ли сюжетно-ролевые игры возрастным особенностям детей?
    Наполняемость сюжетно-ролевых игр атрибутами.
    Доступность оборудования сюжетно-ролевых игр для детей в свободной деятельности.
    Наличие сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
    Организация сюжетно – ролевой игры и руководство ею (посещение игр по группам).
    Планирование сюжетно-ролевых игр в работе.(Проверка календарно – перспективных планов групп, планирование сюжетно – ролевой игры (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей);планирование работы с родителями по данной тематике индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания).

    Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие проведению сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
    Основные формы и методы контроля
    Проверка игровой предметно – пространственной развивающей среды в группах детского сада на наличие достаточного количества сюжетно-ролевых игр и атрибутики к ним по данной тематике (смотр групп).
    Проверка документации. Анализ календарно – перспективных планов воспитателей.
    Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игры детей со стороны педагогов и его анализ.
    Беседы с детьми, педагогами, родителями.
    Оценочный инструментарий
    Бланк сбора информации о планировании сюжетно – ролевой игры.
    Листы анализа руководства играми детей.

    Справка
    по результатам тематического контроля «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей»
    1. Организация игровой предметно – пространственной среды в группах в основном отвечает возрастным особенностям детей. Игровая среда построена с учётом половых и возрастных различий детей, что предоставляет возможность как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с половым поведением, принятым в обществе. Предусмотрены игровые «центры», которые в то же время не разобщает играющие группировки, а способствует их взаимодействию. Воспитателями группы проведена работа по оформлению игровых центров, изготовлению атрибутов. В группах мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.
    В группе имеются дидактические игры, настольно – печатные игры, направленные на гендерное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей, но не все эстетически оформлены (особенно в группе № 6)
    Наличие игрового оборудования, атрибутов для сюжетно – ролевых игр не во всех группах достаточное количество и не везде соответствует возрасту детей. Нет разнообразия.
    Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
    2. Документация по календарно - перспективным планам воспитателей ведётся аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Сюжетно – ролевые игры планируются ежедневно, различной тематики, но не всегда ведется обучение новым играм. Не запланирована работа с родителями по данной теме.
    3. Посещение игр показало, что организация и руководство игровой деятельностью детей осуществляется не достаточно.
    младшей группе воспитатели вводят детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение; учат выполнять несколько действий с одним предметом; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий. Очень скудный набор атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
    -В средней подгруппе педагоги развивают умение выбирать роль, учат взаимодействовать в сюжетах с двумя и более действующими лицами, но недостаточное количество и качество атрибутов, не позволяет детям раскрываться в игре.
    -В старшей группе воспитатели ведут работу по развитию и обогащению сюжетов игр и атрибутике к ним. В группе много игр с современным оборудованием: микроволновая печь, ноутбук, оборудование для игр по правилам дорожного движения. Дети очень активно играют, но нужно давать больше информации о профессиях как женских, так и мужских.
    -Педагоги подготовительной к школе подгруппы и логопедической при организации сюжетно – ролевых игр стараются формировать у своих воспитанников отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, но имеют атрибутику к сюжетно-ролевым играм не соответствующую современным требованиям.
    По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
    - работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития сюжетно – ролевой игры в дошкольных группах ведётся, но не в полную силу.
    -В группах № 2, 3,4, 6. недостаточно атрибутики или она не соответствует возрасту детей, отсутствует разнообразие сюжетно-ролевых игр.
    -Многие педагоги становятся «играющими партнёрами», формируют игровые умения детей в совместной игре с взрослым. Но не все воспитатели могут полностью перейти на личностно – ориентированное общение с детьми.
    - сюжетно-ролевые игры не планируются с постепенным усложнением в процессе приобретения определенных знаний и навыков.
    Рекомендации
    Продолжать воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру, обогащать знаниями о своей семье, роде, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального статуса. Срок: постоянно.
    Создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
    Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
    Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
    Создать развивающую среду в ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.
    Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.
    Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
    Внести в план консультации для родителей по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребёнка играть», «Чем занять ребёнка дома» и т.п.
    Воспитателям групп оформить материал по развитию сюжетно – ролевой игры по возрасту детей: конспекты, памятки, методические рекомендации.
    Предложить воспитателям разработать дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры для мальчиков и девочек.
    Председатель: ___________________________ / ./

    Члены комиссии: ________________________ / ./

    5 9
    6 10
    7 11
    8 12

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРИКАЗ

    от ___. ___________. 2013 г. №_____

    По итогам тематического
    контроля.

    На основании годового плана работы на 2012-2013 учебный год, в целях координации деятельности педагогического состава ДОУ с 19 по 23 марта 2013
    Был проведен тематический контроль на тему: «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей». На основании справки по итогам тематического контроля

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    Шустиковой Н.Ю., старшему воспитателю:

    Разработать план по устранению недостатков, выявленных во время проведения тематического контроля.
    Оказать методическую помощь воспитателям групп:
    группы № 1 __________, _________________
    группы № 3. ___________________, ______________,
    группы № 6 __________________., ____________________.
    в организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастными особенностями детей.
    1.3 Провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп
    на тему: «Организационно-методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастными особенностями детей».

    2. Воспитателям всех возрастных групп:

    2.1. Устранить выявленные в ходе тематической проверки недостатки в срок до 1 мая 2013 года.
    2.2. Проводить обучение детей сюжетно-ролевым играм в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности.
    Срок: постоянно.

    2.3. Создавать условия для сюжетно-ролевых игр детей, отражающие современный технический прогресс в мире, развивающую среду в ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.
    Срок: до 15 мая 2013 года.
    2.4.Провести диагностику представлений старших дошкольников о социальной роли и социальном статусе мужчины и женщины, уровня взаимоотношений между мальчиками и девочками.
    Срок: до 1 мая 2013 года
    2.5.Предложить воспитателям разработать картотеку дидактических, сюжетно-ролевых, словесных игры для мальчиков и девочек, конспекты, памятки, методические рекомендации для родителей.
    Срок: до 1 сентября 2013

    3. Контроль выполнения данного приказа оставляю за собой.

    Заведующая МДОУ № 52 /________________./

    С приказом ознакомлены

    Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентации к уроку






    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










    Назад Вперёд














    Назад Вперёд










    Назад Вперёд

    Цель: направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.

    Задачи:

    • Актуализировать и пополнить знания педагогов о педагогическом сопровождении игровой деятельности дошкольников.
    • Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач развития сюжетно – ролевой игры.
    • Проектирование и организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий.

    Подготовка к педсовету:

    • Тематический контроль “Наличие условий для эффективного развертывания сюжетно-ролевой игры дошкольников в ДОУ”.
    • Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
    • Подгрупповые консультации для педагогов, выступающих на педсовете.
    • Выставка методической литературы по теме.
    • Задание для педагогов групп – подготовить презентацию проекта развития сюжетно-ролевой игры (по выбору).

    Ход педагогического совета

    1. Выполнение решений предыдущего педсовета

    2. Анализ итогов тематического контроля

    3. Выступление заведующей ДОУ

    “Что такое детская игра?”

    Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Но в современном детском саду это происходит не всегда.Часто дети играют, потому что сейчас “надо” играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

    Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов.Ребенок произносит “как будто” т оказывается совсем в другом мире – волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии... Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

    Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. По мнению многих ученых, возможность использования в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

    Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя реальные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

    Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольников это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но, к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям.

    4. Выступление старшего воспитателя

    “Как изменился мир игры современного дошкольника?”

    Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

    Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

    У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими.

    У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...

    Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...

    Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая – характерная примета нашего времени.

    Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

    Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя.

    Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.

    Вывод – Презентация 1 .Слайд 2.

    5. Выступление воспитателя Барчуковой И.Ф.

    “О современных подходах к организации творческих игр дошкольников”

    В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.

    Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

    Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

    “Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?”, “Почему ребенок всегда находится в “тени” игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?” - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

    Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

    Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется. Презентация 1. Слайд 3.

    6. Воспитатель Козлова В.Р.

    “Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников”

    У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

    Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

    Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

    Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя – Презентация 1.Слайд 4.

    Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

    Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

    Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой. Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. “Внезапно кричу: “Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке...” .

    Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя – Презентация 1. Слайд 5.

    7. Педагогические технологии организации сюжетно-ролевой игры

    А) Творческая мастерская - тема “Гипермаркет”

    Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
    1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств педагогов, создание личного отношения к предмету обсуждения - Какие ассоциации у Вас вызывает гипермаркет?
    2.Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения. Предлагает педагогам представить себя директором гипермаркета, которому необходимо предложить детям вариант развития с-р игры (...повысить прибыль от...решить какую-либо проблему...)
    3. Социоконструкция

    работа педагогов в группах по построению этих элементов.

    Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите, кто будет продумывать варианты проблемно-игровых ситуаций, а кто их представлять”. Работа подгрупп.
    4. Социализация - выступление педагога в группе (сопоставление, оценка, коррекция) Организует работу в группах.

    Предлагает педагогам - придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

    Работают в группах.
    5.Афиширование – представление работ педагогов. Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

    Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

    6. “Разрыв” - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

    Вносят изменения в свои разработки.

    7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

    Приложение 1

    Б) “Домашнее” задание.

    Презентации проектов развития сюжетно-ролевой игры воспитателями:

    “Зоопарк” в средней группе – Презентация 2.

    “Супермаркет” в старшей группе - Презентация 3.

    “Доктор” в младшей группе – Презентация 4.

    В) Творческая мастерская

    (продуктивное взаимодействие в сюжетно – ролевой игре)

    Система действий ведущего мастерской и участников

    Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
    1. Индукция - Какие ассоциации у Вас вызывает сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” ? Записывают возникшие ассоциации.
    2.Самоконструкция Предлагает педагогам продумать ситуацию: “Дети играют в с-р игру “Поликлиника”. Изо дня в день совершают одни и те же действия, говорят одни и те же диалоги. Записывают свои мысли, возникшие идеи, гипотезы.
    3.Социоконструкция Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите придуманные ситуации, выберите одну, как ее можно разыграть. Работа подгрупп.
    4. Социализация Организует работу в группах.

    Предлагает педагогам- придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

    Работают в группах.
    5. Афиширование Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

    Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

    Представляют результаты работы групп:

    задают вопросы друг другу по поводу оригинальности проблемно-игровых ситуаций.

    6. “Разрыв” Фиксирует внимание педагогов на традиционности их представлений о тематике и организации с – р игр. Осознают традиционность своих представлений о вариантах развития и тематике с- р игр.

    Вносят изменения в свои разработки

    7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

    Проект решения педсовета:

    Ежедневная реализация природной потребности ребенка в игре за счет не сокращения времени, отведенного планом на игру, в пользу других видов деятельности.

    Прописать в плане:

    Гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем развития игровых умений;

    Использование конкретных современных педагогических технологий организации игровой деятельности детей;

    Обогащение тематики и содержания сюжетно-ролевых игр за счет ознакомления с современной социальной действительностью.

    Подготовиться к смотру-конкурсу уголков современных сюжетно-ролевых игр в группах.

    Срок: сентябрь, октябрь 2012 г.