Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Индивидуальная работа по развитию речи ранний возраст. Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста

    Индивидуальная работа по развитию речи ранний возраст. Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста

    Елена
    Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста

    В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной работы с малышами. Если кому-нибудь пригодится буду рада.

    Сентябрь.

    Развитие мелкой моторики: настольная игра «Мелкая мозайка»

    Сенсорное развитие:настольная игра «Разложи по цвету цветные крышки в ячейки»

    Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

    Развитие мелкой моторики: настольная игра (закручивание крышек – панно «Цветы»)

    Развитие речи: повторение стихов А. Барто

    Развитие движений:бросание мяча в цель

    Сенсорное развитие: палочки Кюизенера (складываем квадрат из красных палочек)

    Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

    Развитие мелкой моторики: шнуровка «Ежик»

    Развитие движений: игра с мячом «Бросай-лови»

    Сенсорное развитие: разложи кубики в коробки по размеру

    Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

    Развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок

    Развитие речи: пальчиковая игра «Коза»

    Сенсорное развитие: палочки Кюизенера

    «Домик для куклы»

    Октябрь

    Развитие мелкой моторики: шнуровка

    Развитие речи: повторение потешек

    Развитие движений: попади в цель

    Сенсорное развитие: настольная игра разложи цветные крышки в ячейки

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Спрячь картинку» (рисование прямых линий)

    Развитие мелкой моторики: «Солнышко просыпается» (игра с прищепками)

    Развитие движений: катание мяча Сенсорное развитие: разложи шарики по цвету в коробки

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Колесики для машины» (рисование замкнутых округлых линий)

    Развитие мелкой моторики: игра с пирамидкой

    Развитие речи: рассказывание стихотворения А. Барто «Лошадка»

    Развитие движений: проползи под столом

    Сенсорное развитие: разложи предметы на группы по форме

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Колесики для автобуса» (рисование замкнутых округлых линий)

    Развитие речи: пальчиковая игра «Сорока-белобока

    » Развитие движений: попади мячиком в цель

    Сенсорное развитие: палочки Кюизенера «Домик для собачки»

    Ноябрь

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Веселые ладошки» (отпечаток ладошки)

    Развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок на шнурок

    Развитие речи: пальчиковая игра «Сорока-белобока»

    Развитие движений: попади мячиком в цель

    Сенсорное развитие: «Веселые ладошки» (закрепление)

    Развитие движений: упражнение «Через ручеек»

    Сенсорное развитие: разноцветные колечки

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком на крупе

    Развитие речи: упражнение на звукоподражание

    Сенсорное развитие: дид. игра «Разложи по цвету»

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком на крупе

    Развитие мелкой моторики: собираем большую пирамидку

    Развитие речи: дидактическая игра «Кто как кричит?»

    Развитие движений: катание мяча в ворота

    Сенсорное развитие: дид. игра «Разложи по размеру»

    Декабрь

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Украшаем елку» (рисование пальчиками и краской)

    Развитие мелкой моторики: игры с счетными палочками

    Развитие речи: речевая игра «Часики тикают»

    Сенсорное развитие:

    Дид. игра «Где же мишка?» (расположение объекта в пространстве)

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Салют» (рисование пальчиками и краской)

    Развитие мелкой моторики: настольная игра «Золушка» (перебираем семена)

    Развитие речи: речевая игра «Громко-тихо»

    Развитие движений: «Бросай-лови» (игры с мячом)

    Игра «Собери целое»

    (сборно-разборные игрушки)

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Дорога для машины» (рисование горизонтальных линий)

    Развитие мелкой моторики: игры с мозайкой

    Развитие движений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед

    Дид. игра «Круглое и квадратное» (развитие осязания)

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Тропинка для куклы» (рисование горизонтальных линий)

    Развитие мелкой моторики: «Снег идет» (игры с прищепками)

    Речевое развитие: разучивание стихов к новому году

    Развитие движений: катание мяча в парах

    Сенсорное развитие:

    Игра «Прячем руки в крупу» (развитие осязания)

    Январь

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Палочки для флажков»(рисование вертикальных линий)

    Развитие мелкой моторики: настольная игра «Шнуровка»

    Речевое развитие: рассматривание картинок (домашние животные, ответы на вопросы Развитие движений: катание мяча между кеглями

    Сенсорное развитие:

    Развитие художественно-творческой деятельности: «Нитки для шариков» (рисование вертикальных линий)

    Развитие мелкой моторики: рассортировать фасоль на белую и цветную Речевое развитие: пальчиковая гимнастика

    Развитие движений: прыжок в длину

    Сенсорное развитие: рассортировать фасоль на белую и цветную

    Февраль

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисуем ладошками Развитие мелкой моторики: шнуровки, застежки

    Речевое развитие: пальчиковая гимнастика

    Развитие движений: ползание по скамейке

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисуем ладошками

    Развитие мелкой моторики: застежки

    Речевое развитие: рассматривание картинок диких животных, ответы на вопросы

    Развитие движений: бросание мяча в корзину

    Сенсорное развитие: дид. игра «Найди такой же»

    Развитие мелкой моторики: сортировка семян арбуза и дыни Речевое развитие: повторение знакомых потешек

    Развитие движений: хождение по скамейке

    Сенсорное развитие: сортировка семян арбуза и дыни

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование с помощью штампа

    Развитие мелкой моторики: сортировка бусинок

    Речевое развитие: заучивание стихов о папе

    Развитие движений: прокати мяч Сенсорное развитие: игры с мозаикой «Собери цветок»

    Март

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными палочками Развитие мелкой моторики: собираем колечки

    Развитие движений: перешагивание через кубики

    Сенсорное развитие: мозаики, вкладыши

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными палочками

    Речевое развитие: разучивание стихов о маме

    Развитие мелкой моторики: игры со счетными палочками

    Развитие движений: перешагивание через предметы

    Сенсорное развитие: геометрические вкладыши

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными дисками

    Речевое развитие: заучивание наизусть «Травка зеленеет»

    Развитие движений: прыжки на двух ногах

    Сенсорное развитие: классификация по цвету

    Апрель

    Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра

    Речевое развитие: рассказывание сказки «Репка»

    Развитие движений: бросание и ловля мяча двумя руками

    Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком по крупе

    Развитие мелкой моторики: вкладыши

    Развитие движений: перешагивание через скамейку

    Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек»(определение предмета)

    Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры

    Речевое развитие: потешки о весне

    Развитие движений: перепрыгивание через кубик

    Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек»(определение формы)

    Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой

    Речевое развитие: рассказывание сказки «Курочка Ряба» Развитие движений: прыжки на одной ножке

    Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

    Развитие мелкой моторики: игра «Золушка»(перебираем пуговицы, бусинки)

    Развитие движение: бросание и ловля мяча

    Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой и краской

    Развитие мелкой

    моторики: игра «Золушка» (перебираем пуговицы, бусинки)

    Речевое развитие: упражнения на звукоподражание

    Развитие движений: катание обруча

    Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение качества предмета)

    Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

    Речевое развитие: рассматривание картинок транспорта, ответы на вопросы

    Сенсорное развитие: игра «Наполни кувшин» (определение количества сыпучего материала)

    Развитие художественно-творческой деятельности: рисование на мокрой бумаге

    Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

    Речевое развитие: рассматривание картинок одежды, ответы на вопросы Развитие движений: хождение по скамейке.

    План воспитательно - образовательной работы в группе раннего возраста 1мл.группы.
    День недели: 26.10.15г. Тема: «Игрушки». Цель: Знакомить детей с игрушками группы, их назначением. Развивать интерес к игровым действиям. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке. Итоговое мероприятие: выставка «Игрушки лисичкии». Дата проведения: 30.10.2015г.
    _____________________________________________________________________________________________________________

    Групповая и подгрупповая
    Индивидуальная
    Изменения в РППС

    Утро радостных встреч:
    КГН

    «Дружный кружочек»

    Утренняя гимнастика

    Игры
    Встретить детей с улыбкой. Создать атмосферу комфорта. Учить Мишу здороваться с окружающими.
    Формировать и развивать КГН учить Ваню пользоваться горшком, полотенцем.
    «Прокати мяч Лисичке» учить Дашу, Рому прокатывать мяч по прямой игрушке, отталкивая двумя руками, развивать ловкость, глазомер.
    Зарядка: «Прогулка в лес» №4 (картотека).
    Завтрак: учить Митю правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
    Подв. игра: «Хитрая лисичка»
    Артик. гимн.: «Сороконожки» №4 (картотека)
    Маша
    Конструирование:
    Маша, Миша
    «Башня» знакомить со строительным материалом
    (кубик), учить различать и называть предметы по величине (большой-маленький). Развивать внимание, речь, умение обыгрывать постро
    Внесение в РППС
    Разных по величине
    игрушек: мишка, зайчик, лисичка.
    Учим детей различать игрушки
    Рассказывать детям об отношениях между детьми.

    Сюжетная игра:Юля, Алиса«Дочки-матери» учить ухаживать за куклой, пеленать её, укладывать спать, развивать умение выстраивать несложный сюжет (пеленаем-гуляем по группе, покормить-уложить спать).
    Манипулятивные игры:Ваня, Егор «Геометрика» учить детей играть вместе, самостоятельно, развивать внимание.
    «Пирамидки» Ваня Д., Рома учить собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности.

    ОД
    Вид: Познавательное развитие. Тема: «Лисичка» см. Парамонова Л.А. стр.53
    Программное содержание: Учить ориентироваться в окружающей игровой среде. Знакомить детей с новой игрушкой. Учить узнавать и называть части тела игрушки, звукоподражать животному. Воспитывать бережное отношение к игрушке.
    Оборудование: игрушка лисичка, машина.
    Приемы: сюрпризный момент, показ, рассказ, вопрос-ответ, индивид. работа, поощрение.
    Словарь: Лисичка, лиса, голова, лапы, туловище, хвост, уши, нос..
    2 подгруппа (усложнение) упражнение на развитие фонематического слуха «Кто кричит»
    Индивидуальная работа: Миша, Маша, Женя.

    Вид: Экспериментирование с материалами и веществами. Тема: «Снежок, порхает, кружится» (см. программу)
    Программное содержание: Учит создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками и пальчиками. Познакомить с белым цветом. Учить наносить мазки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
    Оборудование: листы бумаги голубого цвета, ватные палочки, гуашь белого и синего цвета, салфетки.
    Приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, вопрос-ответ, индивид. работа, поощрение, любование.
    Словарь: снежок, тучка, снегопад, белого цвета, синего цвета.
    2 подгруппа (усложнение) учить ставить двухцветные оттенки, используя 2 краски (белая, синяя).Индивидуальная работа: Рома, Миша, Маша.

    Совместная деятельность взрослого и детей
    Самостоятельная деятельность детей

    Групповая и подгрупповая
    Индивидуальная
    Изменения в РППС
    Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

    Прогулка:
    Наблюдение

    Игровая деятельность

    Наблюдение: лёд.
    Развивать внимание детей, умение слушать взрослого. Познакомить со свойствами льда (скользкий, гладкий, прозрачный, холодный). Учить на вопросы. Воспитывать любознательность, развивать навыки безопасности поведения.
    Словарь: лёд, холодно, гладкий, скользкий, прозрачный.
    Индивид. работа: Андрей, Егор.
    Подв. игра: «Мы погреемся немножко...»
    Труд. деят-ть: «Унеси игрушки в домик» Ваня Д..
    Навыки: Женя, Матвей
    Развивать навыки самообслуживания, учить одеваться последовательно, обращаться за помощью вежливо.
    Игровое упражнение: «Брось мешочек в кольцо» развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.
    Внесение на прогулку ведёрка со снежками. Поиграем в снежки.
    Во время игры формировать у детей элементарные представления о правильном поведении на прогулке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Сюжетная игра:Юля, Даша «Кораблик» учить подбирать атрибуты для игры, использовать в игре предметы-заместители.
    Игры детей с выносным материалом::
    - лопатки, ведерки
    - санки с куклами
    - двигатели (машины, тележки)
    - метелки, скребочки

    Развивать у детей умение придумывать не сложный игровой сюжет, доводить задуманное до конца.

    Возвращение с прогулки

    КГН
    Хороводные игры
    Обед

    Ритуал сна
    Учить Женю. Машу снимать обувь и ставить в сушильный шкаф.
    Учить Мишу, Митю мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем. Замечать во внешнем виде неопрятности и исправлять их.
    Чтение художественной литературы: «Пошёл котик на торжок» приобщать детей к русском народному фольклору, вызвать желание слушать потешку до конца, подговаривать окончание фразы.
    Обратить внимание детей на сервировку стола, называть поданное блюдо, называть его вкусовые качества, учить Женю говорить «спасибо».
    Рассказывать детям о пользе сна. Учить Ваню Ш., надевать пижаму
    Пение колыбельной «Медведица»

    Физкультурно- оздоровительные
    мероприятия
    КГН
    Игровая деятельность

    Индивидуальная работа, согласно карт НПР
    Двигательная деятельность с физ. оборудованием
    Ужин

    Постепенный подъем детей, учить ходить по «тропе здоровья», приучать к закаливающим процедурам.
    Учить Машу пользоваться расческой.«Подлезание под дугами» учить Женю, Рому проползать под дугами, развивать ловкость..
    Подвижная игра: «На полянкеЗайки»

    ИЗО-стол: «Заборчик» Учить Машу, Дашу правильно держать карандаш, умеренно на него нажимать. Развивать умение рисовать прямые вертикальные линии. Закрепить синий цвет
    Рассматривание картины А.С. Ушаковой «Дети играют в игрушки»
    Мир за окном» (огни на улице) вызвать у Юли желание наблюдать вместе с воспитателем, отвечать на вопрос, развивать внимание, речь.
    Эксперементирование и исследования Женя, Алиса
    «Легкий-тяжелый»

    Сюжетная игра: «Машина»
    Рома, Андрей учить играть вместе, использовать в игре предметы-заместители
    Дидактические игры: «Сапожки», «Домик» (шнуровка) развивать мелкую моторику, внимание. Учить играть самостоятельно.

    Игры в речевом уголке: «Лото» (игрушки) учить находить нужную картинку, накладывать картинку на картинку, развивать внимание, речь.

    Взаимодействия с родителями
    Предложено родителям принять участие в выставке рисунков «Забавные лисички»

    Анализ режимных моментов в утренний отрезок времени


    Дата проведения: 02.02.2016г.
    №п.п
    Критерии анализа
    Уровни оценок
    высокий
    средний
    низкий

    1
    Организация воспитателем утреннего приёма детей
    +

    2
    Проведение индивидуальной работы с детьми утром
    +

    3
    Работа с родителями
    +

    4
    Умение воспитателя распределить внимание на всех детей
    +

    5
    Умение детей правильно умываться
    +

    6
    Владение детьми навыками пользования полотенцем
    +

    7
    Проведение воспитательной работы при воспитании
    +

    8
    Использование художественного слова с детьми

    9
    Умение детьми пользоваться приборами

    10
    Культура приёма пищи детьми

    11
    Подготовка группы к занятию
    +

    Итог
    Высокий уровень оценки

    Вывод по занятию: У детей младшей группы развиты культурно-гигиенические навыки, дети умеют правильно умываться, владеют навыками пользования полотенцем. Дети знают знают правила поведения за столом во время принятия пищи.
    Предложения и рекомендации: В режимных моментах предложено использовать воспитателю применение художественного слова (потешки, считалочки). Продолжать вести индивидуальную работу с детьми по навыкам культурного приёма пищи.

    Анализ провела: Хлопенова Марина Владимировна

    Анализ режимных моментов второй половины.

    Возрастная группа: ранний возраст, 1 младшая группа
    Воспитатель: Качалова Нина Николаевна
    Дата проведения: 03.02.2016г.
    Воспитатель поднимала детей совместно с помощником воспитателя в 15 часов, в соответствии с режимом дня для младшего возраста. Включала негромкую музыку, тем самым способствовала постепенному пробуждению детей.
    После подъёма воспитатель проводила с детьми закаливающие мероприятия по «тропе здоровья» и гигиенические процедуры. Во время гигиенических процедур педагог осуществляла индивидуальный подход к детям: следила, чтобы дети правильно умывались, вытирались полотенцем, пользовались индивидуальными расчёсками при расчёсывании. Во
    время гигиенических и закаливающих процедур воспитатель использовала художественное слово и потешки.
    Также присутствовала работа по развитию навыков самостоятельности в одевании, воспитание опрятности, вежливости, взаимопомощи. В режимном моменте педагог хвалила, одобряла детей, побуждала вежливо просить о помощи при необходимости.
    Далее воспитатель предложила детям пройти в столовую на полдник. Во время еды воспитатель рассказывала детям о пользе пищи, пожелав «приятного аппетита». В процессе режимного момента педагог напоминала о культуре поведения детей за столом во время еды, позже напоминала детям о необходимости благодарить по окончанию еды.
    После полдника детям было предложено поиграть в дидактические игры, были созданы условия для самостоятельной деятельности детей, проводилась воспитателем индивидуальная работа с детьми (согласно графика индивидуальной работы). Образовательная деятельность педагогом проводилась по подгруппам, тема занятий соответствовала календарному плану воспитательной работы.
    Далее воспитателем была организована групповая и подгрупповая совместная деятельность с детьми, созданы условия для самостоятельной деятельности детей.
    Вечером воспитатель взаимодействовала с родителями, отвечала на интересующие вопросы, давала рекомендации, рассказывала об успехах детей.
    Вывод: Педагог достаточно внимания уделяет индивидуальной работе с детьми. Дети умеют самостоятельно действовать с предметами. Достаточно внимания воспитатель уделяет совместной деятельности взрослого и ребёнка.
    Рекомендации: Продолжать вести индивидуальную работу с детьми, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.


    Приложенные файлы

    Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста .

    Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя,

    Которое обеспечивает своевременное психическое

    Развитие ребенка.

    Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый момент, когда малыш произнес первое слово. А на самом деле гораздо раньше.

    Психологи все чаще и настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является,

    безусловно, главенствующей.

    Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

    Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

    Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и специальных занятий по развитию речи.

    В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок уже может по просьбе найти игрушку, а к 1г. 3м. он может выполнять простые действия, не сложные поручения.

    До 1г. 6м. фразовая речь у детей отсутствует.

    Со второй половины второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (мама, би – би), а в 1г. 10м. употребляет двух и четырех словные предложения, но слова в таких предложениях еще не связаны друг с другом.

    На своем опыте работы с детьми раннего возраста, я убедилась, что активный словарный запас имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 – 60 слов. Особенно быстро пополняется словарь к двум годам. Количество слов, которыми пользуется ребенок от 100 до 300. Чаще всего это существительные. Из прилагательных используются слова, обозначающие размер предмета. Я считаю, что объем словаря на прямую зависит от условий воспитания, от частоты общения со взрослым, а качество речи – от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей раннего возраста появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи и на развитие его собственной речи.

    Работая с детьми раннего возраста, я из года в год сталкивалась с одними и теми же проблемами, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 1 года до 2 лет. Имеющийся материал частично устарел и потерял свою актуальность, а новые разработки разбросаны по методической литературе. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно систематизировать работу по развитию речи детей раннего возраста, обработав многие источники и внеся новые формы и методы работы.

    В сентябре я провела ряд наблюдений с целью выявления речевых отклонений.

    • все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
    • 10 детей легко находят нужные предметы и выполняют элементарные поручения и инструкции.
    • 8 детей активно пользуются речью, обращаясь ко взрослым и к сверстникам, используя простые слова и словосочетания.
    • 4 ребёнка используют в речи предложения из 2 - 3 слов.

    Также были обнаружены следующие проблемы:

    • 8 детей не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
    • 5 детей пользуются лепетной речью и упрощенными словами.
    • 3 ребёнка заменяют речь мимикой и жестами.

    Таким образом, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но наряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.

    В результате обследования детей по методике К. Л. Печоры (см. приложение), я составила следующие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста:

    • Ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения: «Улыбка», «язычок играет», «кошечка лакает молоко», «трубочка», «лошадка».
    • Ежедневно использовать пальчиковые игры: « сорока – ворона», «ладушки», «петушок», «весёлые ладошки», «котик – коток».
    • Использовать игры для развития воздушной струи: «закружи снежинки», «осенние листочки».
    • Обогащать активный и пассивный словарь, опираясь на задачи по развитию речи.
    • Учить выражать свои желания и потребности речью, а не жестами.
    • Включать в жизнь детей игры – инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
    • Ежедневно использовать художественное слово (потешки, короткие стихи) в режимных моментах.
    • Читать сказки с повторяющимися действиями.
    • Рассматривать предметные и сюжетные картинки.
    • Рассматривать игрушки и описывать их.
    • Ежедневно использовать игры на развитие мелкой моторики рук.
    • Учить выполнять поручения и инструкции взрослых.

    Для детей с низким уровнем развития речи я рекомендую следующее:

    • Учить понимать речь взрослого обращенную к нему.
    • Учить активно использовать в речи простые слова и звуковые комплексы (би – би, тук – тук, ням – ням).
    • Продолжать знакомить детей с названиями окружающих предметов, учить их узнавать их на картинке.
    • Учить играть рядом с другими детьми.
    • Играть вместе с другими детьми.
    • Побуждать повторять за взрослым простые слова, отвечать на вопросы (что это?; кто это?).
    • Учить выполнять простые поручения взрослых.

    Для успешного речевого развития детей второго года жизни, я ставлю следующие задачи:

    От 1 года до 1 года 6 месяцев

    1. Содействовать развитию понимания речи и расширять запас понимаемых слов:

    Учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды.

    Учить понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица, бытовые и игровые действия, признаки предметов (цвет, размер, форму).

    Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

    Учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух или трех действий.

    Системообучающая задача на втором году жизни - поддерживать и развивать потребность в общении.

    2. Содействовать развитию активной речи:

    Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий.

    Учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы.

    Формировать умение отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?»

    Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

    Учить произносить по подражанию предложения из двух слов.

    От 1г.6м. до 2 лет.

    1. Развитие понимания речи:

    Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела и лица ребенка (руки, ноги, голова, живот, рот, глаза, нос, уши, щеки, лоб)

    Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша- призма),

    Состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там), временные (сейчас) и количественные (один, много) отношения (к концу года).

    Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.

    Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает), способы питания (лакает, клюет), голосовые реакции (мяукает, лает); способы передвижения человека (идет, бежит), его трудовые действия (стирает, моет), а также слова, характеризующие его настроение (плачет).

    Учить понимать предложения с предлогами в, на.

    Формировать обобщенные представления о предметах и действиях.

    Учить узнавать и показывать знакомые предметы не зависимо от их размера и цвета; соотносить одно и тоже действие с несколькими предметами (кормить можно не только куклу, но и мишку).

    Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

    2. Развитие активной речи:

    Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.

    Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей

    К подражанию.

    Продолжать расширять и обогащать словарный запас детей:

    • существительными, обозначающими название игрушек, одежды, обуви, посуды, транспортных средств, ярких представителей животного и растительного мира; именами собственными.
    • глаголами, обозначающие бытовые, игровые действия; действия, противоположные по значению (снимать – надевать); действия, обозначающее желание и эмоциональное состояние людей (смеяться, плакать, хотеть), их взаимоотношения.
    • прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкусовые качества, температурные различия (сладкий, кислый, холодный).
    • наречиями (высоко, низко, тихо, впереди).

    Учить детей составлять фразы из двух – трёх слов; употреблять

    Правильные грамматические формы; согласовывать существительные и

    Местоимения с глаголами, употреблять глаголы в настоящем,

    Прошедшем и будущем времени; использовать предлоги.

    Предлагать образцы употребления вопросительных слов.

    Учить интонационной выразительности речи.

    Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения ко взрослым и сверстникам. Давать образцы правильного произношения слов.

    В своей работе я всегда объединяю игру с обучением и получаю возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, на мой взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приобретению ими сенсорного и сенсорно – моторного опыта.

    Игры – занятия по обучению детей развитию речи я строю на сочетании разных видов деятельности (ознакомление с окружающим, игра, театр, конструирование, занятия с дидактическим материалом) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей сюжетному конструированию, действиям с дидактической игрушкой, ознакомлению с окружающим активно использую игру. Обыгрывание постройки, какого – либо сюжета картинки с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, активно использую художественное слово, литературный материал. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия по ознакомлению с окружающим, с дидактическим материалом, конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушками, персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

    На занятиях и в повседневной жизни детей я широко использую художественное слово: песенки, потешки, короткие стихи. Этим ярким произведениям присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ). Многие народные песенки, потешки и авторские стихи отвечают потребностям детей в игре. В этих играх могут одновременно участвовать все малыши. Дети с удовольствием повторяют звукоподражания, сопровождая их движениями, соответствующими тексту.

    Движениями мы сопровождаем не только тексты потешек и стихов, но и некоторые сюжеты сказок.

    Предлагаю вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые я с успехом использую на занятиях по развитию речи.

    Артикуляционная гимнастика.

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

    Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

    Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

    Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции речи необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные.

    Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3-5 минут. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

    На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим я широко использую артикуляционную гимнастику. Дети с удовольствием включаются в игру и выполняют упражнения:

    • «Окошко» Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
    • «Шарики» Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
    • «Вкусное варенье» Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
    • «Кошечка лакает молоко» Облизать тарелочку, как это делает киска.
    • «Барабан» Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
    • «Слоненок» Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
    • «Лошадка» Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
    • «Заборчик» Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
    • «Чистим зубки» Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
    • «Паровозик» Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
    • «Пароходик» Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
    • «Часики» Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

    Также очень часто использую наши любимые упражнения:

    • «Кошечка лакает молоко»
    • «Поезд»
    • «Язычок играет в прятки»
    • «Лошадка»
    • «Вкусное варенье»
    • «Рыбка»

    Пальчиковая гимнастика.

    Активизации речевого развития также способствует пальчиковая гимнастика и специальные упражнения на согласование речи с движениями. Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Ведь каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. С этой целью я часто использую народные «пальчиковые» игры не только на занятиях, но и вне их. Дети очень быстро их осваивают и играют в них без показа взрослого. Это такие игры как:

    • «Ладушки»
    • «Сорока- Ворона»
    • «Коза рогатая»
    • «Петушок»
    • «Пальчик- мальчик»
    • «Прятки»
    • «Замочек»
    • «Паучок»



    Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий с использованием пальчиковых игр:

    • Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст при этом необходимый эмоциональный настрой.
    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
    • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Пальчиковую гимнастику стараюсь проводить в любой удобный момент:

    • «Дождик»
    • «Зайка серенький»
    • «Котята»
    • «Веселая семейка»
    • «Пальчик- мальчик»
    • «Мы делили апельсин»
    • «Кукла Маша печенье пекла»
    • «Кораблик»
    • «Цветочки»

    Развитие мелкой моторики рук.

    На занятиях я широко использую игры на развитие мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук, способствует активации речевых центров, улучшению артикуляционных движений, развитию координации, ребенок познает свойства предметов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. Мои малыши очень любят играть в следующие игры:

    • Настольная и напольная мозайка.
    • Конструкторы типа «лего».
    • Строительные наборы.
    • Шнуровка.
    • Застегивание и расстегивание пуговиц.
    • Игры с липучками.
    • Пальчиковый бассейн.

    Игры для детей от одного года:

    • сильные ладошки
      Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
    • мозаика
      Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
    • конструктор
      Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
    • бусины
      Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
    • шнуровки
      Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
    • волшебный поднос
      На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
    • разноцветные прищепки
      Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
    • золушка
      Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
    • забавные картинки
      По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
    • счетные палочки
      Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
    • маленький скульптор
      Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
    • застегни пуговку
      Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.
    • Трафареты Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить трафареты
      внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.

    Развитию мелкой моторики способствуют игры с водой и песком:

    • « Звонкий ручеек»
    • «Капля- раз, капля- два»
    • Формование песка
    • «Постираем платочки»
    • «Пальчики купаются»
    • «Веселая рыбка»
    • «Маленькие рыболовы»

    Упражнения на развитие речевого дыхания.

    Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Эти упражнения очень нравятся малышам своей яркостью и необычностью. Целью этих упражнений является выработка плавного речевого выдоха.

    Упражнения для развития речевого дыхания:

    • футбол
      Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
    • ветряная мельница
      Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
    • снегопад
      Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
    • листопад
      Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
    • бабочка
      Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
    • кораблик
      Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
    • одуванчик
      Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
    • Мыльные пузыри

    Стараться плавно выдуть как можно больше пузырей.

    Потешки и стихи для пальчиковых игр.

    Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.

    Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.

    Предлагаем Вашему внимаю потешеки для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.

    cорока

    Сорока, сорока, сорока-белобока
    Кашку варила, детишек кормила.
    (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

    Этому дала, этому дала,
    Этому дала, этому дала.
    (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

    Этому не дала: ты воды не носил,
    Дров не рубил, каши не варил -
    Ничего тебе нет!
    (мизинец не загибается)


    ладушки

    Что ели? - Ладушки, ладушки! Где были?
    - У бабушки.

    Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашку поели, бражку попили.
    (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

    Шу-у-у…полетели!
    На головку сели, петушком запели.
    Ку-ка-ре-ку!
    (поднимают руки вверх и опускают на голову)


    варежка

    Маша варежку надела:
    (сжать пальцы в кулак)

    "Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал".
    (все пальцы разжать, кроме большого)

    Маша варежку сняла:
    "Поглядите-ка, нашла!
    (разогнуть оставшийся согнутым палец)

    Ищешь, ищешь - и найдешь,
    Здравствуй, пальчик, как живешь?"
    (сжать пальцы в кулачок)

    Использование художественного слова.

    Также в своей работе широко использую художественное слово.

    Я считаю, что фольклор для самых маленьких (песенки, потешки, пестушки, колыбельные) эмоционально обогащает малышей, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего детства ребенок должен слышать произведения устного народного творчества. Утром, во время приема, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошкой, петушком), чтобы переключить внимание ребенка на игрушку и сопровождаю ее движения чтением потешки:

    • «Петушок»
    • «Киска»
    • «Собачка»

    Знакомство с потешками начинаю с рассматривания иллюстраций, картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонаже потешки, его особенностях. Дети учатся двигаться, «говорить» как киска, собачка, мишка в зависимости от того, о ком потешка.

    Потешки использую во всех режимных моментах. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Чтобы малыши быстрее запомнили потешки, произношу их выразительно, эмоционально.

    Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом.

    Игру с ребенком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка».

    Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко».

    Читая потешки («Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька» и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.

    Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

    Ежедневно проводя целенаправленную работу по речевому развитию детей раннего возраста, мы достигли следующих результатов:

    • Расширили представление детей об окружающей действительности. На этой основе усиленно развилась речь детей, появилась потребность в речевом общении.
    • Звукоподражательные слова дети заменили на общеупотребительные.
    • Значительно увеличился объём словаря (от 10 - 30 до 200 – 300).
    • Многие дети усвоили некоторые грамматические конструкции языка.
    • Дети проявляют инициативу и активность в общении со взрослым и сверстниками.
    • Дети начали употреблять предложения из 2 – 3 слов.
    • Начало происходить становление связной речи.

    Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию речи детей раннего возраста с элементами пальчиковых игр и гимнастик.

    В гостях у бабушки.

    Программное содержание:

    • Расширять ориентировку в окружающем; учить узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петушок).
    • Учить запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц; умению подражать их голосам.
    • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать их речь словами и строками народных поэтических творений.
    • Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
    • Воспитывать доброжелательность, общительность.

    Словарь: звукоподражания – «гав-гав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку»; гребешок, бородушка, перышки, лапки, ноги, хвостик, уши, глаза, пушистые, мягкие, оладушки.

    Материал: игрушки – собака, кошка, петух; будка для собаки, печка для кошки, забор для петуха, пшено в круглой крышке для петуха, платок, фартук, оладушки.

    Предварительная работа:

    • «Разучивание» стихотворения «Собачка» Н.Комисарова.
    • «Разучивание» потешек «Как у нашего кота», «Петушок», «Ладушки»
    • «Разучивание» игр с пальчиками – «Собачка», «Петушок», «Вышел котик погулять».
    • Наблюдение во время прогулки за птицами, кошками, собаками, их кормление.
    • Рассматривание иллюстраций в книгах.
    • Чтение художественных произведений или рассказ воспитателя о животных и птицах.
    • Загадывание загадок о собаке, кошке, петушке.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы хотите к бабушке в гости?
    Дети: Хотим.
    (Надеваю платок и фартук).
    Бабушка: Ребята, вы хотите узнать, кто у бабушки живет?
    Дети: Да, хотим.
    Бабушка: Пойдемте со мной, я вам что-то покажу. Посмотрите, что это?
    Дети: Это будка.
    Бабушка: Отгадайте загадку и вы узнаете кто в ней живет: «Кто гав-гав (лает), чужих в дом не пускает? гав-гав.» Кто же это?
    Дети: собака.
    Бабушка: Правильно, собака! Это наша Жучка – хвостик закорючкой! Погладьте собачку. Какая у нее шерстка? Мягкая, пушистая. Какого цвета? У собаки есть хвостик. А что еще есть у собаки?
    Стихотворение «Собачка» Н.Комисарова (дети договаривают последние слова в строчках)

    К нам пришла собачка
    Умная собачка,
    Хвостиком виляет,
    Громко, громко лает:
    гав-гав-гав!

    Бабушка: Ребята, давайте покажем собачку из пальчиков. У всех получилась собачка? У всех. А теперь собачки полайте: гав-гав-гав.

    Пальчиковая гимнастика: Дети соединяют подушечки пальцев, изображая собачью морду, а два пальца поднимают вверх – показывают уши.
    Бабушка: В дом чужого не пущу,
    Без хозяина грущу –
    Гав, гав, гав!
    Дети: Собака.
    Бабушка: А что любит собака?
    Дети: Косточку.
    Бабушка: Давайте угостим собаку косточкой (угощаем). Собака вам, ребятки, говорит «Спасибо».
    Воспитатель: Мяу-мяу? Ребята, кто это?
    Дети: Котик, кошка, киска!
    Бабушка: А где же он? Давайте поищем. Вот он где спрятался. На печке! Посмотрите, какой у меня красивый котик. Погладьте котика. Какая шерстка? Какого цвета? У котика есть шерстка.
    А что еще есть у котика?

    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша,
    Как у котика усы
    Удивительной красы,
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

    (Рассказывание потешки сопровождается движениями рук, последние слова в строчках говорят дети.)
    Ребята, давайте поиграем пальчиками, а котик посмотрит.

    Пальчиковая игра: «Вышел котик погулять»
    Бабушка:

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Вышел котик погулять,
    Вышел котик погулять,
    Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
    Наши пальчики считать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца. При повторении игры загибать пальцы на правой руке.
    Бабушка: Котик хочет молочка. Давайте угостим котика молочком. Котик нам говорит «Спасибо».
    Бабушка: Ребятки, отгадайте загадку:

    Встает на заре,
    Поет на дворе.
    На голове гребешок. Кто же это?

    Дети: Петушок.
    Бабушка: Правильно, ребятки, петушок.

    Петушок стоит весь яркий,
    Гребешок он чистит лапкой!

    Погладьте петушка. Посмотрите, что у петушка есть.
    Дети: Гребешок, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный, ноги, перышки.
    Бабушка: Давайте прочитаем петушку потешку:

    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Маслена головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь.
    Деткам спать не даешь?

    Дети: Ку-ка-ре-ку!
    (Слова потешки сопровождаются движениями рук. Последние слова в строчке говорят дети.)
    Бабушка: А что это у петушка?
    Дети: Клюв.
    Бабушка: А что петушок любит клевать?
    Дети: Пшено.
    Бабушка: Посмотрите, сколько я пшена припасла для петушка. Как петушок клюет? Клю-клю (указательным пальчиком показывают как петушок клюет - на ладошке.) А когда петушок голосисто поет?
    Дети: Когда солнышко просыпается.
    Бабушка: Давайте нарисуем петушку солнышко. Я нарисую пальчиком большое-большое, круглое, круглое солнышко и прямой-прямой лучик и вы нарисуете пальчиком прямой-прямой лучик. (Рисуем на пшене солнышко.) Вот какое красивое солнышко у нас получилось. Посмотри, петушок на солнышко. (Петушок кукарекает).
    Бабушка: Это петушок нам сказал «спасибо за солнышко. Давайте из пальчиков сделаем петушка.

    Пальчиковая игра: «Петушок»
    Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой (клюв). Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – гребешок.
    Петушки: Ку-ка-ре-ку!

    Бабушка: Ребятки, вы сегодня порадовали бабушку и если поможете мне, я угощу вас оладушками.
    Ладони горизонтально. Хлопать в ладоши, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая.

    Ладушки, ладушки!
    Где были? У бабушки.
    Испекла нам бабушка
    Сладкие оладушки.

    Левую ладонь держать горизонтально и стучать по ней собранными щепотью пальцами правой руки.

    Маслом поливала.

    Обе руки вытянуть перед собой.

    Деткам давала.
    Лене два, Ксюше два,
    Даше два, Оле два,
    Жене два – всем дала!

    Вытянуть руки вперед – в стороны и слегка поклониться.

    Хороши оладушки
    У нашей бабушки!

    Молодцы, хорошие ребятки. Помогли мне напечь оладушек. Я вас сейчас угощу оладушками. (Достаю из печки оладушки и угощаю детей).
    Дети: Спасибо, бабушка!
    Бабушка: А теперь, ребятки, приглашайте гостей отведать наших оладушек и чаю. «Пойдемте, гости дорогие, отведаем наших оладушек, попьем чайку!

    «Курочка Ряба»

    Задачи:

    закрепить знание содержания сказки; повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы;

    способствовать формированию интонационной выразительности речи;

    развивать мелкую моторику, соотносить движения пальцев рук; развивать концентрацию внимания, координацию;

    вызывать у детей радость от слушания сказки, желание послушать ее еще и участвовать в рассказывании.

    Оборудование:

    волшебный сундучок (сухой бассейн),

    персонажи к сказке "Курочка Ряба" (игрушки).

    Словарная работа: активизация в речи глаголов.

    Ход занятия

    1. Воспитатель вносит в группу волшебный сундучок, наполненный различными крупами.

    Посмотрите, ребята, что я принесла? (ответы детей).

    Воспитатель предлагает одному ребенку подойти и попробовать достать, что там находится.

    (ребенок подходит, трогает руками сухой бассейн и оттуда достает яйцо).

    Что это? (Яйцо)

    Посмотрите, какое это яйцо? (ответы детей).

    Правильно, ребята! А вы знаете, кто его снес? (курочка Ряба).

    Воспитатель достает из корзины курочку Рябу.

    Посмотрите, ребята, а вот и курочка Ряба, к нам пришла.

    А каких героев из сказки вы еще знаете? (дед, баба, мышка)

    По мере ответов детей воспитатель достает из корзины всех героев сказки.

    Молодцы, вех героев вспомнили. Хорошо сказку знаете.

    Я предлагаю вам эту сказку показать с помощью наших пальчиков.

    2. Воспитатель проговаривает текст и показывает движения, дети повторяют вместе с ним.

    Жили-были дед

    Обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.

    И баба

    Изображают, как завязывают под подбородком уголки платка.

    И была у них курочка Ряба

    Стучат указательным пальцем по столу.

    Снесла курочка яичко

    упражнение "Колечки"

    Подушечками больших пальцев прикасаются к подушечкам остальных пальцев.

    Да не простое, а золотое.

    Дед бил, бил - не разбил.

    "Молоточки"

    Ритмично с чередованием постукивают кулачком одной руки по ладони другой.

    Баба била, била - не разбила.

    "Молоточки"

    Мышка бежала

    "Волны"

    Шевелят прямыми пальцами

    без напряжения.

    Хвостиком махнула

    "Лучики" - напрягают выпрямленные пальцы.

    Яичко упало и разбилось

    Роняют расслабленные руки на колени.

    Дед плачет

    Закрывают лицо руками.

    Баба плачет

    Закрывают лицо руками.

    А курочка кудахчет:

    "Не плачь, дед не плачь баба, я снесу вам яичко

    "Колечки"

    другое, не золотое, а простое.

    3. Итог занятия.

    Вам понравилась показывать сказка?

    А как мы ее показывали? Пальчиками. активная речь


    Елена Патрушева
    План воспитательно-образовательной деятельности на адаптационный период в группе раннего возраста

    1 неделя Вводное занятие : - Знакомство родителей и детей друг с другом, с детским садом, группой , воспитателем .

    Экскурсия по детскому саду.

    Знакомство с программой «от рождения до школы» . Создать положительный настрой

    Понедельник Утро Дидактическая игра : «Давайте познакомимся»

    Прогулка Подвижная игра

    «Найдем игрушки» Учить ходить за воспитателем

    Вечер Консультация с родителями : «Возрастные особенности от 1до 2. Обратить внимание на особенности своих детей.

    Вторник Утро Чтение стихотворения А. Барто

    «Уронили мишку на пол» Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание.

    Прогулка Подвижная игра «Послушный мяч» Обучать бросанию.

    Вечер Консультация : «Значение режима дня, сохранение эмоционального благополучия ребенка» Обратить внимание на режим дня, чтобы родители его соблюдали.

    Среда Утро Дидактическая игра

    «Кто это?» Учить строить отношение со взрослыми и сверстниками.

    Прогулка Подвижная игра

    «Догони мяч» детей

    Вечер Консультация : «Значение предметной деятельности ребенка для его психического развития» Познакомить с предметной деятельностью ребенка и ее назначением.

    «Соберем колечки» Развивать восприятие цвета , величины.

    Прогулка Подвижная игра

    «Найдем игрушки» Учить ходить за воспитателем

    Беседа о каждом ребенке

    Пятница Утро Чтение потешки : «Сорока-Сорока» Научить воспроизводить доступные звукосочетания слова – текста.

    Прогулка Подвижная игра «Послушный мяч» Обучать бросанию.

    Вечер Пальчиковая игра «Серый зайка умывается» Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Соотносить слово и действия.

    «Загляни ко мне в окошко» Создать положительный настрой на совместную игру

    Прогулка Подвижная игра

    «Догони собачку» Развивать двигательную активность

    Вечер Игра «Плавает-тонет» Совершенствовать обследовательские действия детей. Учить играть с водой.

    «Гуси-гуси» Развивать способность понимать сюжеты не сложной инсценировки

    Прогулка Подвижная игра «Маленькие и большие» Познакомить с величиной

    Вечер Игра «Воздушные шары» Учить устанавливать соответствие предметов по цвету.

    Среда Утро Музыкально- дидактическая игра «Да – да – да» Обучать простейшим движениям. Развивать чувство ритма.

    Прогулка Подвижная игра :

    «Догони мяч» Развивать ловкость

    Вечер Игра «Что катится» Знакомить с формой предметов.

    Четверг Утро Дидактическая игра «Выбери игрушку» Приучать ориентироваться в пространстве.

    Прогулка Подвижная игра

    «Кто попадет?» Развивать двигательную активность

    Вечер Музыкально-дидактическая игра «Мы идем» Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения.

    Пятница Утро Дидактическая игра «Посади бабочку» Развивать восприятие цвета

    Прогулка Подвижная игра «Подпрыгни до ладошки» Развивать ловкость, быстроту.

    Вечер Беседа с родителями Алмаза. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации Алмаза

    Понедельник Утро Дидактическая игра «Что изменилось?» Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

    Прогулка Подвижная игра

    «Кто попадёт?» Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

    Вечер Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка

    Вторник Утро Дидактическая игра

    «Что ещё такой же формы?» Учить детей находить предметы одинаковой формы.

    Прогулка Подвижная игра «Мыльные пузыри!» Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

    Вечер Беседа с родителями “Ваш ребенок” Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка

    Среда Утро Повторение потешки «Как у нашего кота»

    Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение

    Прогулка Подвижная игра «Подпрыгни до ладошки» Развитие ловкости, быстроты реакции и движений

    Вечер Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота» Развивать мелкую моторику рук.

    Четверг Утро Дидактическая игра «Отражение в зеркале» Учить идентифицировать отражение в зеркале с объектом. Понимать и отвечать на вопросы воспитателя .

    Прогулка Подвижная игра

    игра «Кто попадет в корзину?» Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.

    Вечер Групповое родительское собраниеВоспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей

    Пятница Утро Чтение А. Барто «Лошадка» Познакомить с содержанием стихотворения. Воспитывать любовь к животным

    Прогулка Подвижная игра «Кошечка крадётся» Тренировка вестибулярного аппарата.

    Вечер Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик» Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. ллСоотносить слово и действие.

    Айгуль Валиева
    Песпективный план индивидуальной работы во второй группе раннего возраста

    Дни недели

    Месяцы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

    Сентябрь деятельности : свободное рисование Развитие мелкой моторики : настольная игра «Мелкая мозайка» Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : попади в цель Сенсорное развитие :настольная игра «Разложи по цвету цветные крышки в ячейки»

    Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : настольная игра (закручивание крышек – панно «Цветы» ) Развитие речи : повторение стихов А . Барто Развитие движений :

    бросание мяча в цель Сенсорное развитие : палочки Кюизенера (складываем квадрат из красных палочек)

    Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : шнуровка «Ежик» Развитие речи : речевая игра «Громко-тихо» Развитие движений : игра с мячом «Бросай-лови» Сенсорное развитие : разложи кубики в коробки по размеру

    Развитие художественно-творческой деятельности : свободное рисование (учить правильно держать карандаш) Развитие мелкой моторики : нанизывание бусинок Развитие речи : пальчиковая игра «Коза» Развитие движений развитие : палочки Кюизенера

    «Домик для куклы»

    Октябрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Спрячь картинку» (рисование прямых линий) Развитие мелкой моторики : шнуровка

    «Ежик» Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : попади в цель Сенсорное развитие : настольная игра разложи цветные крышки в ячейки

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Спрячь картинку» (рисование прямых линий) Развитие мелкой моторики : «Солнышко просыпается» (игра с прищепками) Развитие речи : повторение потешек Развитие движений : катание мяча Сенсорное развитие : разложи шарики по цвету в коробки

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Колесики для машины» Развитие мелкой моторики : игра с пирамидкой Развитие речи : рассказывание стихотворения А. Барто «Лошадка» Развитие движений : проползи под столом Сенсорное развитие : разложи предметы на группы по форме

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Колесики для автобуса» (рисование замкнутых округлых линий) Развитие мелкой моторики речи : пальчиковая игра «Сорока-белобока» Развитие движений : попади мячиком в цель Сенсорное развитие : палочки Кюизенера «Домик для собачки»

    Ноябрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Веселые ладошки» (отпечаток ладошки) Развитие мелкой моторики : нанизывание бусинок на шнурок Развитие речи : пальчиковая игра «Сорока-белобока» Развитие движений : попади мячиком в цель Сенсорное развитие : «Веселые ладошки» (закрепление)

    Развитие художественно-творческой деятельности моторики : настольная игра «Золушка» (перебираем семена) Развитие речи : дидактическая игра «Кто как кричит?» Развитие движений : упражнение «Через ручеек» Сенсорное развитие : разноцветные колечки

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком на крупе Развитие мелкой моторики : собираем маленькую пирамидку Развитие речи : упражнение на звукоподражание Развитие движений развитие : дид. игра «Разложи по цвету»

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком на крупе Развитие мелкой моторики : собираем большую пирамидку Развитие речи : дидактическая игра «Кто как кричит?» Развитие движений : катание мяча в ворота Сенсорное развитие : дид. игра «Разложи по размеру»

    Декабрь Развитие художественно-творческой деятельности : «Украшаем елку» Развитие мелкой моторики : игры с счетными палочками Развитие речи : речевая игра «Часики тикают» Развитие движений развитие :

    Дид. игра «Где же мишка?» (расположение объекта в пространстве)

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Салют» (рисование пальчиками и краской) Развитие мелкой моторики : настольная игра «Золушка» (перебираем семена) Развитие речи : речевая игра «Громко-тихо» Развитие движений : «Бросай-лови» (игры с мячом) Сенсорное развитие :

    Игра «Собери целое»

    (сборно-разборные игрушки)

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Дорога для машины» Развитие мелкой моторики : игры с мозайкой Речевое развитие движений : прыжки на двух ногах с продвижением вперед Сенсорное развитие :

    Дид. игра «Круглое и квадратное» (развитие осязания)

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Тропинка для куклы» (рисование горизонтальных линий)

    Развитие мелкой моторики : «Снег идет» (игры с прищепками) Речевое развитие : разучивание стихов к новому году Развитие движений : катание мяча в парах Сенсорное развитие :

    Игра «Прячем руки в крупу» (развитие осязания)

    Январь Развитие художественно-творческой деятельности : «Палочки для флажков» Развитие мелкой моторики : настольная игра «Шнуровка» Речевое развитие : рассматривание картинок (домашние животные, ответы на вопросы Развитие движений : катание мяча между кеглями Сенсорное развитие :

    Развитие художественно-творческой деятельности : «Нитки для шариков» (рисование вертикальных линий) Развитие мелкой моторики : рассортировать фасоль на белую и цветную Речевое развитие движений : прыжок в длину Сенсорное развитие : рассортировать фасоль на белую и цветную

    Февраль Развитие художественно-творческой деятельности моторики : шнуровки, застежки Речевое развитие : пальчиковая гимнастика Развитие движений : ползание по скамейке Сенсорное развитие : дид. игра «Найди такой же»

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисуем ладошками Развитие мелкой моторики : застежки Речевое развитие : рассматривание картинок диких животных, ответы на вопросы Развитие движений : бросание мяча в корзину Сенсорное развитие : дид. игра «Найди такой же»

    Развитие художественно-творческой деятельности моторики : сортировка семян арбуза и дыни Речевое развитие : повторение знакомых потешек Развитие движений развитие : сортировка семян арбуза и дыни

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование с помощью штампа Развитие мелкой моторики : сортировка бусинок Речевое развитие : заучивание стихов о папе Развитие движений : прокати мяч Сенсорное развитие : игры с мозаикой «Собери цветок»

    Март Развитие художественно-творческой деятельности моторики : собираем колечки Речевое развитие движений : перешагивание через кубики Сенсорное развитие : мозаики, вкладыши

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование ватными палочками Развитие мелкой моторики развитие : разучивание стихов о маме Развитие движений : сбивание кеглей мячом Сенсорное развитие : крупная мозаика

    Развитие художественно-творческой деятельности моторики : игры со счетными палочками Речевое развитие : рассказывание сказки «Репка» Развитие движений : перешагивание через предметы Сенсорное развитие : геометрические вкладыши

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование ватными дисками Развитие мелкой моторики : пальчиковая игра Речевое развитие : заучивание наизусть «Травка зеленеет» Развитие движений : прыжки на двух ногах Сенсорное развитие : классификация по цвету

    Апрель Развитие художественно-творческой деятельности моторики : пальчиковая игра Речевое развитие : рассказывание сказки «Репка» Развитие движений : бросание и ловля мяча двумя руками Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование пальчиком по крупе Развитие мелкой моторики : вкладыши Речевое развитие : потешки о весне Развитие движений : перешагивание через скамейку Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

    Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой Развитие мелкой моторики : пальчиковые игры Речевое развитие : потешки о весне Развитие движений : перепрыгивание через кубик Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

    Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой Развитие мелкой моторики развитие : рассказывание сказки «Курочка Ряба» Развитие движений : прыжки на одной ножке Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

    Май Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать

    моторики : игра «Золушка» Речевое развитие движение : бросание и ловля мяча Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек»

    Развитие художественно-творческой деятельности : учить правильно работать с кисточкой и краской Развитие мелкой

    моторики : игра «Золушка» (перебираем пуговицы, бусинки) Речевое развитие : упражнения на звукоподражание Развитие движений : катание обруча Сенсорное развитие : дид. игра «Чудесный мешочек» (определение качества предмета)

    Развитие художественно-творческой деятельности моторики : пальчиковая гимнастика Речевое развитие : рассматривание картинок транспорта, ответы на вопросы Развитие движений : ползание к цели Сенсорное развитие : игра «Наполни кувшин» (определение количества сыпучего материала)

    Развитие художественно-творческой деятельности : рисование на мокрой бумаге Развитие мелкой моторики : пальчиковая гимнастика Речевое развитие : рассматривание картинок одежды, ответы на вопросы Развитие движений : хождение по скамейке Сенсорное развитие :

    Игра «Собираем шишки» (умение различать количество предметов)