Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Дидактическая игра. Методитка организации дидактической игры

    Дидактическая игра. Методитка организации дидактической игры
  • Занятие 8. Теоретические основы организации игровой деятельности
  • Занятие 9. Игровая компетентность педагога
  • Занятие 11. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования
  • Занятие 12. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр
  • Занятие 13. Практикум по организации ролевой игры
  • Занятие 14. Методика проведения деловых игр
  • Занятие 15. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста
  • Занятие 16. Разработка и анализ игровых программ
  • Занятие 17. Реализация игровой программы для младших школьников
  • Занятие 18. «Игра - это серьезно!» Итоговый круглый стол с тренинга и игровых практик
  • Раздел 2
  • 2.1.Феномен игры с точки зрения науки
  • 2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:
  • 2.3. Признаки игровой деятельности
  • 2.4. Что такое детская игра?
  • 2.5. Особенности игровой деятельности
  • 2.6. Функции игры
  • Функции игры
  • 2.7. Игры хорошие и разные
  • 2.8. Классификация игр
  • 2.9. Природа и структура игры
  • 2.10. Структура игры
  • Структурные компоненты игры
  • 2.11. Игра - многоликая данность человечества
  • 2.12.Общение и социализация ребенка в игре
  • 2.13. Методы игровой деятельности
  • 2.14. Динамика представлений об игровой культуре в итосрии философско-педагогической мысли
  • «Интуитивный» тип игровой культуры
  • «Прогностический» тип игровой культуры
  • «Рационально-прагматический» тип игровой культуры
  • «Романтический» тип игровой культуры
  • «Гуманистический» и неогуманистический типы игровой культуры
  • «Гедонистический» тип игровой культуры
  • 2.15. Понятие и структура игровой культуры
  • 2.16. Игровая культура личности
  • 2.17. Отражение жизни народа в игровой культуре
  • 2.18.Об игровой культуре народов россии
  • 2.19. Игра - шаг к человечности
  • В игре становимся добрее и лучше
  • 2.20. О педагогизации игры
  • 2.21. Игра как метод диагностики
  • 2.22. Игровая терапия
  • 1. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия
  • 2. Игротерапия как способ коррекции проблем детского воз­раста
  • 2.23. Положение о центре игрво поддержки ребенка Московская нормативно-правовая база
  • 1. Общие положения
  • 2. Организация деятельности ципр
  • 2.24. Игротека в учреждении дополнительного образования
  • 2.25. О необходимости создания игротек в учреждениях профессионального образования
  • 2.26. Игровые технологии в обучении
  • Целевые ориентации педагогических игр:
  • 2.27. Игровая деятельность как средство обучения
  • Требования к проведению дидактических игр:
  • Приложения:
  • 2.28. Использование игровых технологий в обучении школьников
  • 2.29. Организация игровой деятельности
  • Средства игровой деятельности
  • Орнаментальный элемент игры
  • Игра и её реквизит
  • Методика организации игры
  • Правила сочинения правил
  • Методика организации игр в отряде
  • Организация анимационной игры
  • Подходы к организации и проведению детских игр
  • Психолого-педагогические условия организации детских игр
  • Организационная основа проведения детских игр
  • 2.30.Формы размещения участников игры
  • Монологические формы - от линейной до веерной
  • Диалогические формы – круги «цирковые», «стадионные» и «свободные»
  • 2.31. Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога
  • 2.32. Игровая компетентность педагога внешние признаки профессионализма игромастера
  • 1. Соответствие идеи, формы и содержания возрастным и психологическим особенностям участников.
  • 7. Верное изготовление и использование игрового реквизита.
  • Мастера, радуги и орбиты
  • Кто может быть потенциальным игромастером?
  • Игры интеллектов
  • Новогодняя игра-прогулка «Мы идём»
  • Цели игромастера и «пирамида потребностей»
  • 2.33. Способы общей активизации аудитории
  • 1.Вступительная песня игромастера
  • 2.Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
  • 3. Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ
  • 4.Ритуальное приветствие
  • 5.Коллективное дело
  • 6. Передача предмета по залу (по рядам, колоннам, хаотично)
  • 7. Ритмические и жестовые игры на внимание
  • 2.34. Руководство вниманием игровой аудиториии
  • 2.35. Выигрыш как проблема
  • Выигрыш как проблема
  • А что же проигравшие?
  • Ритуалы утешения
  • 2.36. Трудности в работе игромастера качества, блокирующие деятельность игромастера
  • Нестандартные ситуации и способы их преодоления
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры
  • Структура дидактической игры
  • Дидактические игры в образовательном процессе
  • Функции дидактических игр
  • Классификации дидактических игр
  • Классификация дидактических игр:
  • 2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры
  • Структура ролевой игры
  • 2.39.Игровая роль
  • 2.40. Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры
  • Факторы, препятствующие успешному проведению игры:
  • 2.41.Принципы конструирования социально-ориентирующих игр
  • 2.42.Деловые игры
  • Виды деловых игр
  • Деловая игра как метод активного обучения
  • Определение темы и целей деловых учебных игр
  • Факторы эффективности деловой игры
  • Конструирование деловых игр
  • Проект деловой игры
  • Этапы организации деловой игры
  • 2.43. Игровая деятельность детей разного возраста
  • Игровые программы для разных возрастов
  • 2.44. В плену у «умного ящика»
  • 2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития
  • Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
  • Композиционное построение игровых программ
  • Технология использования выразительных средств в сценарии
  • Заповеди ведущего анимационной игровой программы
  • Игровой сюжет
  • 2.46. Мыслители прошлого и настоящего об игре и ее педагогическом потенциале
  • Раздел 3
  • 1 Цели освоения дисциплины
  • 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
  • 3 Требования к результатам освоения дисциплины
  • 6 Оценочные средства контроля успеваемости
  • 6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.2 Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине
  • 6.3 Организация самостоятельной работы
  • Раздел 4
  • Общие рекомендации по освоению курса «Методика организации игры»
  • 4.1. Ещё раз об эстетике…
  • 4.2. Публичное выступление
  • 4.3. Карты памяти (Mind Map)
  • Примерный алгоритм составления карты памяти:
  • 4.4. Аннотация
  • Требования к написанию аннотации:
  • Пример аннотации научной статьи
  • 4.5. Конспект
  • 4.6. Написание эссе
  • 4.7. Ромашка вопросов
  • 4.8. Техника «рафт»
  • 4.9. Тезисы
  • 4.10. Техника insert
  • 4.11. Схемы и таблицы
  • 4.12. Денотатный граф
  • Пример денотатного графа:
  • 4.13. Коллаж
  • 4.14. Рецензия
  • 4.15. Синквейн
  • 4.16. Реферат
  • 4.17. Методика «Мозаика»
  • 4.18. Таблица «з - х - у»
  • 4.19. Учебный проект
  • 4.20. Составление списка литературы
  • 4.21. Портфолио
  • 2 Народные игры
  • 2 Игры в обучении (одна по учебному материалу, одна - развлекательная)
  • 2 Игры воспитательной направленности
  • 2 Дидактические игры
  • 4.22. Форма итогового контроля и требования к подготовке
  • Примеры авторских контрольных заданий для промежуточной аттестации:
  • Критерии оценки зачетной игровой программы:
  • Примеры ситуаций для моделирования на зачетном занятии:
  • Библиография
  • 2.37. Сущностные характеристики дидактической игры

    (по материалам издания Л.И. Федоровой Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем, С.34-72 )

    В учебно-воспитательном процессе используется великое множество разнообразных игр, одни из них давно известны детям, педагоги их лишь модифицируют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, совершенно новые, создаются творчески работающими учителями. Единого названия эти игры еще не получили в педагогической науке и практике. Можно было бы назвать их, вслед за некоторыми исследователями (Г. К. Селевко и др.), педагогическими, так как они являются одним из средств педагогического процесса, но этот термин уже закрепился за определенной категорией игр - это специфическая разновидность деловых игр, основанных на моделировании педагогических ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися, чаще всего студентами педагогических вузов, учителями на курсах повышения квалификации. В связи с этим логичным представляется подход В. С. Селиванова, разделяющего игры, используемые с педагогическими целями на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

    Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания. Дидактическая игра содержит педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Структура дидактической игры

    Структура дидактической игры состоит из целого ряда компонентов, в каждом из которых переплетаются связи реальной действительности и условностей, обеспечивая, пожалуй, основной показатель игры - ее двуплановость. Структура всех дидактических игр в самом общем виде одинакова, это то, что объединяет их в первую очередь, независимо от вида, будь то КВН или «Поле чудес», разгадывание кроссвордов или «Морской бой».

    Структурные компоненты дидактической игры следующие:

      педагогические и игровые цели;

      сюжет (сценарий);

    • средства;

      игровые действия;

    • результат.

    Цели игры. Целевой компонент представляет собой подсистему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных целей педагога и учащихся, учебных и игровых целей. Организуя дидактическую игру на учебном занятии, педагог реализует определенные педагогические цели:

      образовательные - сформировать новые знания; систематизировать знания, полученные при изучении различных разделов программы или разных учебных дисциплин; связать их с практической деятельностью; научить учащихся каким- либо способам деятельности по получению новых знаний; сформировать общеучебные и специальные умения;

      развивающие - развить логическое мышление, память, во-ображение, творчество;

      воспитательные - сформировать у учащихся определенные ценностные ориентации и установки, систему отношений в коллективе; способствовать формированию личностных качеств учеников;

      диагностические - определить уровень усвоения учащимися знаний по конкретной учебной теме, уровень воспитанности отдельных учащихся, характер взаимоотношений в группе.…

    В дидактической игре «серьезная» деятельность по развитию личности, по приобретению ею новых знаний и умений происходит в «несерьезных», игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника лишь средством достижения реальных личностных целей - целей обучения и воспитания. В противном случае, как подчеркивает А. А. Вербицкий, игра вырождается в одноплановую деятельность, направленную главным образом на выигрыш, самоутверждение. Либо, если игровые цели недостаточны, учащийся, оставаясь в рамках игровой формы, выпадает из игры и осуществляет обычные учебные действия, при этом игровая форма выступает помехой его работе.

    Цели игры являются системообразующим компонентом и обеспечиваются соответствующими мотивами. В дидактической игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого рода мотивы выходят на первый план, будет формироваться и соответствующий тип личности. Ориентация учащихся только на результат, а не на процесс учебной работы может приводить к формированию конкурентных наклонностей личности, к стремлению любыми средствами добиться первенства. Поэтому необходимо создание такой мотивационной основы игры, в которой познавательные мотивы играли бы доминирующую роль.

    В систему целей игры входят и личные цели игроков. В дидак¬тической игре школьник не ставит перед собой задачу учебную (узнать, научиться и т. д.). Для него цель, осознанная или неосоз¬нанная, заключается в самой игре (игра ради игры). Прямым ее продуктом является прежде всего удовольствие от деятельности, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

    Но вместе с тем ученик, наряду с различными переживаниями, обогащающими его в игре, усваивает в игровой форме и новые способы учебно-познавательной деятельности. Отсюда руководство дидактической игрой должно включать в себя два направления:

    1) заботу о том, чтобы дети в процессе игры получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, т. е. не подходить к игре только сугубо прагматически (что ребенок узнал, закрепил, чему научился), но и всячески поддерживать эмоциональное отношение учащихся к игровой деятельности;

    2) заботу о том, чтобы игра содержала в себе необходимый запас «пищи» для обучения и самообразования и, таким образом, становилась своеобразным каналом интериоризации учебного материала в соответствии с учебной задачей, поставленной перед школьником.

    По мнению исследователей, взаимодействие указанных направлений обеспечивает своеобразную подмену мотивов: школьники начинают действовать из желания играть, получить удовольствие, результатом же оказывается усвоенный учебный материал, способ решения задачи, то есть, дидактическая игра действительно выступает как средство получения иного продукта.

    Содержание дидактической игры основывается на содержании процесса обучения и направлено на познание учеником окружающего мира, на овладение отдельными способами учебно-познавательных действий в соответствии с учебной задачей, а также на формирование ценностных отношений к миру. Иными словами, содержание дидактической игры - это знания, умения, отношения, взгляды, убеждения. Необходимо учесть, что в игре, как в зеркале, дети часто воспроизводят нормы и характер взаимоотношений взрослых. «Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей в процессе и трудовой, и общественной жизни, - пишет Д. Б. Эльконин, - ребенок глубже понимает смысл их деятельности, усваивая мораль общества, в котором он живет». Это относится не только к играм дошкольников, о которых писал Д. Б. Эльконин, но и школьников, а часто и взрослых, которые воспроизводят в игре ценностные нормы своего социального окружения. Ратуя за идею субъектности ребенка в педагогическом процессе, Н. Е. Щуркова ставит на первое место отношения, так как знание мира и умение взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру. Это отношение, во-первых, проживается каждым участником игры, во-вторых, осмысливается им и, в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.

    Сюжет (сценарий) игры представляет собой развернутое изложение содержания. Это - описание последовательности действий игроков, предполагаемых результатов. Сюжет игры может быть представлен в вербальной или (и) графической форме (в виде схемы, алгоритма). Например, сценарий предметного КВНа предполагает самопрезентацию команд, индивидуальные и групповые задания, домашние заготовки и экспромт, выступления жюри. Подробное описание всей канвы игры и является ее сценарием или сюжетом. Сюжет может содержать описание проблемы, которая вызовет столкновение точек зрения самих игроков или персонажей, представляемых ими.

    Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Это своего рода предписания, устанавливающие логический порядок игры, ее нравственный и эстетический кодекс. Посредством правил педагог доводит до учащихся свои требования.

    Особенность игровой деятельности состоит в том, что в ней учащиеся предъявляют сами к себе требования-правила, зачастую даже более жесткие, чем в обычной жизни. Через правила они предъявляют к себе и все те требования, которые бывают обращены к ним в неигровой деятельности, в реальной жизни: не перебивать говорящего, не грубить и т. д. Это делает игру мощным средством самовоспитания. Подчиняясь правилам как внешним регуляторам, исходящим со стороны учителя и всего играющего коллектива, учащиеся трансформируют их во внутренние регуляторы, и они начинают выполнять функции саморегуляции.

    Основные требования к правилам сводятся к следующим положениям:

      правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории наглядно (плакаты, технические средства);

      правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями.

    Средства игры - это материальные и идеальные объекты, которыми пользуются учитель и учащиеся в процессе игры. К ним относятся сопутствующие игре объекты материальной и духовной культуры, игровые аксессуары (костюмы, атрибуты), игровая символика (эмблемы, значки), игровые виды награждения (медали, грамоты, лавровый венок), ритуалы и церемонии. В дидактической игре, предназначенной для младших школьников, в качестве средств могут использоваться игрушки, различные предметы, символизирующие реальные вещи, как это происходит в спонтанных детских играх.

    Средства поддерживают интерес и эмоциональное отношение детей к игре, стимулируют их самостоятельную творческую работу, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении. Педагогу надо помнить о том, что набор средств должен быть предельно минимален, поскольку их единственное назначение - это инициировать воображение участников игры.

    Игровые действия. Действия игроков невозможно определить и просчитать заранее, они не поддаются алгоритмизации, так как продиктованы не какими-либо жесткими правилами, а лишь воображением учащихся в создаваемой игровой ситуации. В пределах этой ситуации учащиеся действуют совершенно свободно, проявляя свои творческие способности. Условность игрового пространства раскрепощает игроков, они не боятся своими действиями нанести какой-либо практический ущерб себе и своим партнерам по игре. В этом состоит главная притягательность игры. Чтобы не нарушать эту свободу самовыражения, со стороны педагога не должно быть никакого принуждения, даже скрытого, опосредованного. Игра требует уважительного к себе отношения, поэтому малейшее пренебрежение, скептицизм сразу разрушают иллюзии, питающие игру, а значит, и свободу действия. Педагог не может заставить игроков действовать, не разрушив игру, он может лишь вдохновить их на действия.

    Привлекательной стороной дидактической игры является также возможность действий, связанных с риском, угрозой неуспеха. Условия экстремальных ситуаций обнажают и проверяют скрытые возможности учащихся, их смелость, решительность, упорство. Если риск рождает успех, у ученика появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску он учится доверять себе, выбирать оптимальное решение. Поэтому учителю, организующему дидактическую игру, целесообразно предусмотреть заранее и создать с помощью правил, условий игры определенное поле для риска в игре, как, например, это предусмотрено в игре «Что? Где? Когда?» можно дать ответ без предварительного обсуждения и сэкономить время, но рискуя при этом дать неверный ответ.

    Особенность игрового действия заключается еще и в том, что школьник, стремящийся к результату, заявленному сюжетом игры, сам ставит промежуточные цели, обозначающие шаги в продвижении к конечному результату, сам решает, какие действия являются оптимальными и сам осуществляет контроль за процедурой выполнения, определяя каждый раз, насколько близко он продвинулся к результату. В зависимости от результатов этого самоконтроля он выстраивает свои дальнейшие действия, становится полноправным субъектом учебного процесса.

    Оценка. Это важный и обязательный компонент дидактической игры, так как именно оценка показывает учащемуся меру его продвижения в изучении той или иной учебной дисциплины, раздела или темы. В дидактической игре должно быть четко определено, во-первых, что будет оцениваться, во-вторых, как. Оцениваться должны только те знания, те действия и только тот уровень их усвоения, которые были заявлены педагогическими целями игры.

    Результат игры - это определенные итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи, (новые знания, умения, оценочные отношения). Надо учесть, что даже если школьник не смог в полном объеме освоить новые знания и способы учебной деятельности, то результат дидактической игры все же можно считать положительным, так как ученик целенаправленно стремился к победе, целесообразно выстраивал свои игровые действия, преодолевал свои «барьеры». В связи с этим результат игры необходимо отличать от игрового результата (выигрыша), который может иметь разнообразные формы: количество баллов, наименьшая затрата времени на выполнение задания, наибольшее число вариантов решения задачи и т. п. Педагогу необходимо акцентировать внимание игроков на результатах игры, отмечая успехи в выполнении каких-либо действий даже тех, кто проиграл.

    Все компоненты дидактической игры образуют единое целое, обеспечивая игровую суть учебного процесса. Ее структура является основанием при рассмотрении разнообразных видов дидактической игры (ролевой и деловой).

    По мнению многих исследователей, игра с правилами является элементом детской субкультуры, социокультурным феноменом, отличающимся стабильностью формы, сохранностью базовой структуры при разнообразии вариантов (И. Ивич, Х. Шварцман, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.). Основной ее особенностью является наличие формализованных, конвенциональных (безличных, договорных, обязательных для всех) правил и состязательных отношений с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.

    Несмотря на общность основополагающих характеристик и функций, назначение и влияние этих игр на разные стороны личностного развития неоднозначно. Так, к примеру, ритуальные игры способствуют сохранности и передаче элементов народной, национальной, гендерной культуры; подвижные игры обеспечивают полноценное физическое развитие и т.д. Особое внимание в контексте нашего исследования уделено играм дидактическим, основное назначение которых состоит в конкретизации, дифференцировании, обобщении знаний из разных сфер гендерной культуры.

    Проблема использования дидактических игр в педагогическом процессе имеет давнюю историю. В классических системах воспитания Ф. Фребеля и М. Монтессори дидактическим играм отводилось центральное место, как основе всего содержания учебно-воспитательной работы. Современные оценки их концепций, связанных с использованием дидактического материала в целях развития органов чувств и формирования конкретных представлений о признаках и назначении предметов, довольно противоречивы. Но несмотря на отсутствие абсолютного признания их воспитательной ценности, и «дары» Ф. Фребеля и материал М.Монтессори в настоящее время приобретают особую популярность в практике работы современных детских садов. Возможно, это связано с запоздалым, блокированным прежде борьбой с «буржуазными идеалами» осознанием истинной ценности дидактических игр в общем психическом и личностном развитии ребенка.

    В отечественной дошкольной педагогике проблемы сущности, генезиса и руководства дидактическими играми нашли отражение в исследованиях А.М. Леушиной, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иванцевой, В.М. Карчаули, Н.Б. Мчелидзе, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и мн. др. В них рассматривались вопросы об отношении дидактической игры к процессу обучения (А.И. Сорокина), об ее содержательном наполнении и влиянии на становление детского самосознания (Ф.Н. Блехер), о ее особом значении в процессе подготовки ребенка к школьной учебной деятельности (Е.В. Радина), о характерных особенностях построения (Е.В. Удальцова), о месте и специфике руководства игрой в педагогическом процессе (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

    Анализ обозначенных исследований позволяет рассмотреть дидактическую игру как специфический вид детской деятельности, как форму организации детей, как средство и метод воспитания в целостном педагогическом процессе. Дидактическая игра существенно отличается от других форм и видов деятельности, с которыми ее часто отождествляют в теории и практике дошкольного образования а именно: от занятий, сюжетно-ролевой игры и дидактических упражнений. Определяя различия между дидактической игрой и занятием, Н.Б. Мчелидзе отмечает, что, несмотря на общность их цели (получение знаний, овладение определенными навыками), возможности дидактической игры более ограниченны. В дидактической игре нельзя научить ребенка рисовать, лепить, конструировать и т.д. Поэтому занятие более универсально в решении учебно-воспитательных задач. В дидактических играх в силу непреднамеренности протекания процесса учения не формируется учебная деятельность детей, хотя в ней развиваются важнейшие свойства личности, без которых становление данного вида деятельности не происходит: произвольность психических процессов, торможение, внимание, наблюдательность и т.д. . Дидактическая игра есть форма непреднамеренного обучения, когда ни сам ребенок, ни воспитатель не ставят задачу обучения, а эффект обучающего воздействия однозначен.

    Целевая общность дидактической игры и занятия обостряет проблему определения тех аспектов педагогических исследований, которые связаны с изучением дидактических и игровых основ организации воспитания. Большая часть современных исследователей в этом отношении поддерживает мнение А.И. Сорокиной о том, что проблему дидактической игры следует в теории и на практике разрабатывать как игровую проблему: по форме деятельности она примыкает к игре и позволяет средствами игры осуществить разнообразные задачи воспитания и обучения. Дидактическая игра (по ее мнению) как игра обучающая имеет двойственную природу: игровую форму деятельности и дидактическую направленность. Ее специфические черты заключаются в познавательном содержании, в игровом смысле, в игровых специфических действиях, которые делают игру игрой, в правилах, охотно принимаемых детьми, в игровом общении, во взаимоотношениях детей друг с другом и со взрослыми .

    Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, раскрывая специфические характеристики дидактических игр, проводят их сравнение с сюжетно-ролевой игрой. Дидактические игры, по их мнению, отличаются тем, что они по сути всегда являются деятельностью совместной при условии, что их не смешивают с дидактическим упражнением. Как деятельность, требующая группового объединения (число играющих может варьироваться), они изначально предполагают взаимодействие детей разного пола. И если другие виды игр более жестко регламентируют участие игроков по половым признакам (к примеру, есть подвижные игры, где чаще задействованы мальчики), то в играх с правилами ограничений по гендерным основаниям практически не существует. Хотя следует признать, что игры разной тематики больше могут интересовать мальчиков или девочек. Возможность участия в игре представителей разного пола изначально ориентирует на проявление гендерной толерантности, принятие другого вне зависимости от полученного результата. В процессе развертывания игр с правилами изначально возникает необходимость занять равные исходные позиции, т.е. справедливо (с равной для всех возможностью) распределить функциональные места (по признаку пола, преимущественной активности, порядка вступления в игру и т.д.). Уже на этапе организации игрового взаимодействия четко прослеживаются проявления культуры межполовых отношений: с маскулинной позиции – великодушие, справедливость, решительность; с фемининной – миротворчество, забота, милосердие .

    Другой существенной особенностью этого вида игры является наличие и выполнение правил как обобщенных моделей социального поведения, которые имеют формализированный и обязательный характер. Несмотря на то что в ряде исследований (С.Л. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) высказывается и поддерживается мысль о том, что и в сюжетно-ролевой игре уже содержатся в скрытом, неосознанном виде правила, вытекающие из самого смысла сюжета, роли, они принципиально иного рода, как обобщенное знание о моделях человеческого поведения. Правило в сюжетной игре связано с личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации, а в дидактической игре правила стабильны: однажды принятые они сохраняются до конца игры.

    Видовое разнообразие правил (нормативных, реализующих принцип социальной справедливости; собственно игровых, задающих конкретные предписания по ходу игры и итоговым действиям, результативных, фиксирующих первенство одного из играющих) позволяет варьировать поведение детей с учетом половых различий. Предварительная договоренность о правилах («первыми ходят девочки», «решение за команду принимают мальчики» и т.д.) позволяет обогатить и разнообразить круг межполового взаимодействия, актуализировать использование элементов гендерной культуры.

    Существенной особенностью игр с правилами является их результат – выигрыш, который придает им непредсказуемый, неожиданный, истинно игровой характер. Отношение детей к выигрышу (проигрышу) является одним из важнейших показателей гендерной воспитанности, наполняет содержательными основаниями проявления маскулинности и фемининности. По тому, насколько достойно, сдержанно или эмоционально бурно относится мальчик к своим победам и поражениям, насколько участливо, милосердно, толерантно ведет себя девочка в финале игры, можно предварительно судить о результатах полового воспитания. Для достижения выигрыша (проигрыша) в игре с правилами чрезвычайно важна еще одна ее характеристика – цикличность, предполагающая последовательность конов. И если ребенок проиграл во время первого кона, он может стать победителем во втором, что дает ощущение достижимости позитивного результата, возможности разделить успех другого, дифференцировать проявление сопереживания, сочувствия по отношению к детям разного пола.

    Особое значение дидактических игр в старшем дошкольном возрасте имеет свои основания. Во-первых, этот возраст (6-7 лет) является переходным к новой статусной позиции (школьник) и к новому виду деятельности (учебная), что требует регуляции своего поведения, произвольности психических процессов. Наличие правил в игровом взаимодействии, необходимость их выполнения с целью достижения успеха обеспечивает ребенку ощущение самостоятельности, решительности, уверенности в себе, способствует нормативной регуляции поведения. Возникающие в игре состязательные отношения между детьми развивают стремление к успеху, к сопоставлению своих достижений с результатами сверстников. Игра с правилами оказывает существенное влияние и на овладение ребенком различными типичными формами межполового взаимодействия, на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.

    Существенным отличием дидактической игры считаются игровые действия: в ней они реальны и однозначны, в то время как в сюжетно-ролевой игре – замещающие, условные, многосмысловые. Различен и характер процесса деятельности. В дидактической игре есть совершенно определенный, заранее заданный результат, соотносимый с результатами других и предопределяющий выигрыш. В сюжетно-ролевой игре такого результата нет: момент завершения игры произволен и зависит от желания играющих; развертывание сюжета в ней имеет поступательный, потенциально незавершаемый характер. Цикличность, имеющая место в дидактической игре, отсутствует в игре сюжетно-ролевой.

    Различен в этих играх и тип отношений или характер сочетания интересов играющих. В сюжетной игре – это отношения дополнительности, взаимозаменяемости, сопричастности к действиям партнера в каждом очередном шаге игры или же просто независимые действия каждого. В дидактической игре – отношения состязания, связанные с установлением первенства .

    Дидактическая игра также отличается и от игровых упражнений. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания, предполагающее применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение. Они относятся к группе практических методов и, как правило, выполняются каждым ребенком индивидуально. Игровые упражнения способствуют совершенствованию сенсорной культуры, мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), развивают внимание, память, умение подчиняться правилам, оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности, т.е. способствуют решению практически тех же задач, что и дидактические игры. Но дидактическую игру от простого упражнения отличает также наличие в ней выигрыша, кооперативность играющих, а объединяет получение заранее определенного конечного результата. Упражнения организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют, а игра может быть самостоятельной деятельностью.

    Изучая процесс становления игр с правилами, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова выделяют три основных пути, способствующих этому процессу в онтогенезе:

    Естественное развитие в игре правила как обобщенного задания, стихийно складывающегося совместного ритуала;

    Приобщение к культуре игрового взаимодействия через наблюдение действий старших, задающих сложный комплекс готовых правил в традиционных играх;

    Целенаправленная педагогическая организация условий для освоения детьми игр с правилами как специфической деятельности .

    В их исследовании представлена развернутая характеристика генезиса игр с правилами и соответствующих каждому этапу их развития условий организации игровой деятельности. Авторы отмечают, что в старшем дошкольном возрасте в силу развитости произвольных действий (Д.Б. Эльконин), мотивации успеха (Х. Хекхаузен) уже можно говорить об овладении детьми основными структурными элементами игры с правилами и о переходе к ее следующему этапу – «формированию умений преобразовывать известные правила, приходить к соглашению относительно новых правил, обязательных для всех участников». С этой целью предлагается использование особого игрового материала, вызывающего у детей аналогии с уже известной им игрой, но не позволяющего воспроизвести его полностью. «Стимулирующим фактором», способствующим «ломке» стереотипов, расшатыванию привычных структур игры здесь выступает взрослый.

    Изучая роль дидактической игры в личностном развитии ребенка, К. Гарвей особо подчеркивал, что в ней представлено универсальное правило человеческого взаимодействия и коммуникации – реципрокность, т.е. направленность действий на партнера и ожидание его ответного действия, опосредованного имеющимися правилами, конкретными образцами действий .

    На наш взгляд, данное правило составляет основу межполового взаимодействия, гендерной толерантности.

    Одним из существенных достижений детей старшего дошкольного возраста в овладении дидактическими играми является также и включение в нее элементов творчества и совместного планирования действий: разработка новых правил, содержания игры, введение ритуальных, образовательных элементов и т.д.

    Вопросы и задания:

    1. Охарактеризуйте основные отличия дидактической игры от занятия.

    2. Раскройте основные отличия дидактической игры от игры сюжетно-ролевой.

    3. Выделите основные отличия дидактической игры от игрового упражнения.

    4. Раскройте основные пути становления игры с правилами в онтогенезе.

    Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них -- решение поставленной задачи, соблюдение правил.(4)

    Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

    Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.(3, стр. 207)

    Основные особенности дидактических игр:

    1. Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

    2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

    3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

    4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру. (3,6)

    Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. (5)

    Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

    · дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

    · игровые правила;

    · игровые действия;

    · окончание игры, подведение итогов.

    Дидактическая (обучающая) задача -- это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.»(5)

    Игровые действия -- это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

    Игровые действия -- это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, -- умственные действия, выраженные в процессах мышления.

    В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.(5)

    Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи -- незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:

    1. Обучающая, которая заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

    2. Организующая, она определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.

    3. Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение(например, пропуск хода)

    4. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

    Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры. (3,6)

    Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте - основной формой организации учебного процесса(например, игра «Кукла Катя идет на прогулку») .(3, стр. 335)

    Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях - соблюдение принципов обучения.

    Педагог должен помнить о том, что дидактические игры имеют свою классификацию, это позволит использовать различные виды игр в воспитательно-образовательном процессе и сделает обучение ребят намного интереснее и разнообразнее. Остановимся на классификации дидактических игр подробнее.

    Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними.

    Кирилл Курлаев

    Дидактическая игра делает учебный процесс интересным, создает веселое, задорное рабочее настроение. Применение игры облегчает учебный процесс, потому что игра привычна детям. Позитивные эмоции, возникающие в ходе игры, упрощают процесс познания, через игру намного легче познаются теоретические знания, усваиваются умения и навыки, опыт их применения в новых для ребёнка ситуациях.

    Отмечал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

    Конечно, дидактическая игра - это игра лишь для ребенка. Взрослый с её помощью осуществляет обучение. Иначе говоря, дидактическая игра - это особый способ взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. При этом, хотя педагог и ребёнок участвуют в одной игре, решаемые ими задачи существенно отличаются: сформулировав дидактическую задачу для себя, учитель ставит перед детьми игровую задачу.

    Функции игры в учебном процессе довольно разнообразны. К ним относятся развитие учебной деятельности и интереса к учению, формирование знаний и опыта их применения, формирование навыков самоконтроля и самооценки, формирование социальной роли.

    В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения игры :

    Принцип добровольности участия в игре;

    Принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);

    Принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);

    Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

    Принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

    Основные этапы организации дидактической игры .

    1. Выбор игры. Существует большое многообразие детских игр, из которых предпочтительней выбирать те, которые не только обучают, но и воспитывают справедливость, умение помочь товарищу, способствуют развитию личностных качеств, формированию характера. Кроме того, выбор игры зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от коллектива, в котором он находится.

    2. Предложение игры детям. Может быть как неигровым (давайте начнем играть…) так и игровым (например, получение секретного пакета). Перед началом игры необходимо чётко ставить игровую задачу, объяснить правила и действия. В объяснение игры входят её название, смысл и тема (о чём игра), правила, содержание и т.д.

    3. Оснащение и оборудование места для игры. Место для игры должно быть выбрано по сюжету, содержанию игры, по количеству участвующих, быть безопасным, удобным.

    4. Распределение на команды, группы, распределение ролей. Игровая практика имеет различные демократические приемы разделения на микроколлективы (например: считалки, жеребьевка и тд.). При распределении игровых ролей можно воспользоваться такими приемами:

    Выбор на ключевую роль взрослого (чтобы никому было не обидно);

    Назначение на ответственную роль старшего ребёнка (например, приглашение ученика из старшего класса);

    Жеребьёвка;

    Поочередное выполнение наиболее интересной, привлекательной для детей роли;

    Развитие игровой ситуации, предполагающее смену ролей или их постепенное усложнение.

    5. Игровые действия - это проведение самой игры. Для поддержания постоянного интереса к игровым действиям возможно усложнение правил игры, введение в игру новых лиц, смена обстановки. Педагог, он же организатор, действует в той роли, которую он выбрал.

    6. Завершение игры. Впечатления, полученные от игры, во многом зависят от этого этапа. В конце игры нужно огласить результат, например: поражение, победа, выигрыш, ничья - должна быть выделена логическая черта. Конец игр также требует подведение итогов, поощрения.

    Существует большое количество дидактических игр. Так, по способу организации деятельности дидактические игры также можно разделить на игры-путешествия, поручения, предположения, загадки…

    Приведём некоторые примеры использования игр в учебном процессе.

    Очень распространенной дидактической игрой является «Составить кроссворд», «Решить кроссворд». Кроссворд в основном используют для запоминания определений. Ученики составляют кроссворд на заданную тему в классе или дома. На следующем уроке их решают группой или самостоятельно один ученик.

    Детская игра «Собери гусеницу». В ней собирают гусеницу, например из ярких цветов или тёмных и т.д. Такая игра используется в дошкольных учреждениях.

    Игра «Черный ящик» формирует воображение, мышление память учеников. В черную коробку кладут объект, который соответствует теме урока. Учитель описывает объект, который находится в черном ящике. Ученики стараются отгадать (может быть, при помощи наводящих вопросов).

    Игра-викторина на развитие памяти, мышления, внимания, в которой учащимся предлагаются задания разного характера, например: быстрее всех подсчитать количество букв, цифр, предметов; найти 10 отличий в картинках; всех решить ребусы, задачи со зрительными иллюзиями и т.д.

    Игры, связанные с моделированием ситуаций межличностного взаимодействия и общения в группе обучающихся, эффективны при изучении иностранного языка. В частности, среди учителей и репетиторов по иностранным языкам популярны игры на английском для 1 класса . И это неслучайно, поскольку, вводя игровые элементы, в учебный процесс сравнительно легко можно привнести разнообразные ситуации общения, смоделировать не только языковую среду, но и социокультурный контекст разыгрываемого взаимодействия.

    Говоря о положительных свойствах дидактической игры, следует отметить доступность этой педагогической технологии, возможность индивидуального и группового участия, коллективность, соревновательность, ясность, очевидность для детей достигнутого результата. Дидактическая игра может проводиться практически на любой стадии изучение материала: при введении новой темы, выработке умений и навыков, закреплении, обобщении и контроле. В процессе игры дети сами учатся мыслить, становятся более самостоятельные, проявляют инициативу.

    К недостаткам игр можно отнести вопрос о прочности знаний, получаемых в ходе игры. Опыт показывает, что навык в игре может не сформироваться. Часто происходит, что ученик, оказавшийся в неигровой ситуации, не может решить задачу, хотя недавно на уроке в процессе игры её успешно решил. Ещё один недостаток проявляется при чрезмерном увлечении формальной стороной игры («игра ради игры», игра для развлечения) и приводит к тому, что игра теряет дидактическую ценность. Наконец, у детей, привыкших только к увлекательным формам учебной деятельности, не вырабатываются навыки самостоятельной учебно-познавательной деятельности, столь необходимые для самообразования и саморазвития личности.

    Для преодоления перечисленных недостатков учёные и методисты рекомендуют чётко формулировать дидактические задачи и планировать их реализацию в процессе игры, использовать в обучении не единичные игры, а систему игр, постепенно усложняя игровые правила и действия, сочетать в обучении игровую деятельность с неигровой.

    Дидактические игры -- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: "Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них -- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -- способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных" .

    В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

    а) с игрушками и предметами;

    б) настольно-печатные;

    в) словесные.

    При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот -- слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

    Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

    Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.

    Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях .

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

    Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

    Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

    Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

    Детям старшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из "чудесного мешочка", получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.

    Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие -- это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

    Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

    Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

    В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.

    Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

    В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.

    Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование "Кто быстрее", чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

    Например, в игре "Найди соседей" у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу "соседей справа, слева -- семь и девять". В этой игре игровое действие -- подбрасывание кубика и отыскивание "соседей". Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание.

    Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать "соседей" у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.

    Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

    Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении "Считай правильно" дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами -- "один плюс два", "два плюс три", затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение -- решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

    В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре "Найди пару". Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна -- никакой дидактической задачи ней нет, а есть только игра ради игры.

    Разберем это же игровое действие в сочетании с правилами: игры. Правило указывает: соединяться в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи -- закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.

    Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

    Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

    Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию -- совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

    В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

    Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

    Дидактические игры -- незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

    Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

    Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

    В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх }