Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • КУДиР: страшный зверь или важный документ?
  • 1 требуется доначисление перерасчет
  • «Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников. Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии Формирование учебных навыков у дошкольников

    «Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников. Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии Формирование учебных навыков у дошкольников

    Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста. Информируют специалисты. Данный материал полезен как педагогам, так и родителям.

    Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника


    К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

    Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.


    Познавательные интересы формируются в процессе:

    2.Познавательной активности ребёнка;

    3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

    4.Понимания ребенком характера вопросов.


    Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.


    Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:

    1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

    2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

    3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

    4.Достигает результата;

    5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.


    Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:


    Создавать условия ребенку для его активных действий;

    Вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

    Ставить вопросы проблемного характера;

    Разнообразить учебную деятельность;

    Показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

    Предлагать задания трудные, но посильные;

    Планировать достижение результата, положительно оценивать;

    Предлагать эмоциональный учебный материал.

    Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.


    Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

    Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

    а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

    б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

    в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

    г) достигает результата;

    д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.


    А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников

    3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


    Ребенок слушает указания.


    1. Слушают указания, руководствуются ими в работе.

    В случае непонимания задают вопросы.

    Правильно оценивают работу других.

    Правильно оценивают свою работу.

    Достигают нужных результатов.


    2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

    Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей.

    При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

    Результаты условны.


    3. Слушают указания, но как бы, не слышат их.

    Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.

    Результата не достигают.

    Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.

    СООБЩЕНИЕ

    к педагогическому совету на тему

    «Предпосылки формирования учебной

    деятельности у дошкольников»
    Подготовила заместитель заведующей

    Фисман Татьяна Васильевна

    ДОУ № 118

    г. Липецк, 2015

    Быть готовым к школе – это не значит уметь читать , писать и считать.

    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

    А.Л.Венгер.


    Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Одним из условий ФГОС ДО является:

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы.

    Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
    В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

    В недрах игровой деятельности;

    В процессе специально организованного обучения.
    Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения, выдвинутые Д.Б. Элькониным (1960) и В.В. Давыдовым (1986). С точки зрения этих ученых , учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и общими способами решения конкретно-практических задач.
    Структура учебной деятельности включает четыре основных компонента:
    мотивацию (познавательный интерес);
    общие способы действия, с помощью которых решаются поставленные задачи;
    нахождение самостоятельных способов решения

    контроль за способами выполнения своих действий.

    Рассмотрим первую предпосылку формирования учебной деятельности – мотивацию или воспитание познавательного интереса у детей.

    Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

    Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

    Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К.Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов».
    Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая
    составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того,
    насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

    Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

    Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А.П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности.

    Характерными чертами умения учиться являются:

    Умение слушать и слышать воспитателя;

    Работать по его указаниям;

    Способность отделять свои действия от действий других детей;

    Развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.
    Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно
    для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции
    педагога, они воспринимают от него
    конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

    Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения
    практических и познавательных задач.

    Психологические исследования Н.Н. Поддьякова (1977, 1985) показывают, что у детей дошкольного возраста при решении практических задач происходит переориентировка сознания с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

    Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях.

    В условиях обучения, направленного на поиск новых способов решения определенного круга практических задач, у детей вырабатывается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения.
    Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая
    должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий.

    Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

    Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать
    с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.
    Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках
    учебной деятельности детей, можно назвать
    основные компоненты учебной деятельности :


    • принятие задачи;

    • выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
      контроль, самоконтроль и самопроверка;

    • личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

    В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

    1) личностный; 2) регулятивный;

    3) познавательный; 4) коммуникативный.
    Предпосылками личностных УУД являются:


    • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

    • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

    • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

    • формирование познавательной и социальной мотивации;

    • формирование адекватной самооценки;

    • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

    • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

    • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

    Предпосылками регулятивных УУД являются:


    • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

    • умение сохранять заданную цель;

    • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

    • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

    • умение контролировать свою деятельность по результату;

    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

    • умение работать по инструкции взрослого;

    • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

    • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

    • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

    • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

    Предпосылками познавательных УУД являются:


    • навыки сформированности сенсорных эталонов;



    • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

    • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

    • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

    • умение выделять существенные признаки объектов;

    • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

    • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

    • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

    • умение производить анализ и синтез объектов;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи.

    • ориентировка в пространстве и времени;

    • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

    • умение ориентироваться в книге;

    • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

    • умение находить нужную страницу;

    • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

    • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

    • умение пользоваться простейшими инструментами.

    Предпосылками коммуникативных УУД являются:


    • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

    • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

    • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    • ориентация на партнера по общению;

    • умение слушать собеседника.

    • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

    • предлагать помощь и сотрудничество;

    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • строить понятные для партнёра высказывания;

    Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:


    • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

    • подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

    • творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

    • самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

    • дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

    Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:


    • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

    • анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

    • синтез – объединение отдельных компонентов в целое;

    • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

    • обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

    • сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

    • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

    • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

    • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

    • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

    • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

    • работа со схемами, составление схем-опор;

    • решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

    • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

    Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:


    • «преднамеренные ошибки» детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

    • поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

    • взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

    • взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

    • заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

    • «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

    • контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

    Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

    • «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

    • составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

    • «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

    • «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

    • обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

    • групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

    • «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

    • «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

    А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

    I уровень отличается производительностью и целенаправленностью
    всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным
    отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

    II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

    III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
    Более подробно признаки этих уровней даны в таблице.
    Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

    (по А. П. Усовой)


    I
    уровень


    II
    уровень


    III
    уровень


    слушают указания
    руководствуются указаниями ими в работе;


    устойчивый самоконтроль,

    в случае непонимания задают вопросы;


    правильно оценивают работу свою и других;


    достигают нужных результатов.


    слушают указания,

    условно
    придерживаются указаний в работе;
    самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей;
    правильно оценивают собственную работу;

    результаты условны


    слушают указания, но как бы не слышат;
    не руководствуются указаниями в работе;
    самоконтроль отсутствует, при выполнении работы склонны к подражанию другим детям;
    к оценке нечувствительны;

    результата не достигают.

    Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности
    к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них
    характеризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими
    требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

    На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

    У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно
    связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические
    потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

    У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию.
    Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

    Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

    Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого
    багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
    Использованная литература.
    1. Безруких, М.М. Готовим к обучению в школе / М.М. Безруких // Газета «Первое сентября, главная страница газеты «Начальная школа». - №20. - 2008.

    2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Л.И. Божович //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1985. С. 132-142.

    3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994.

    4. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной
    деятельности/Г.А Дорофеева //Прикладная психология. – 2001. – №3. – С.75-83.

    5. Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и приемы игровых занятий /Г.М. Казакова. – М. 2007. – С. 25-28.

    6. Кудрявцев, В.Т. Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые /В.Т. Кудрявцев //Перемены. – 2008. – №2. – С. 78-85.

    7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность].Н. Леонтьев.- М., 1977.

    8. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

    9. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2008.

    10.Путь к школе. Программа предшкольного образования детей 5,6-7лет / Уфа, БИРО, 1999

    11.Рахимов, А.З. Психодидактика /А.З. Рахимов. - Уфа, 1999

    12.Рахимов, А.З. Структура учебной деятельности в моделях /А.З. Рахимов. – Уфа, 1985.

    13. Федосова, Н.А.,. Дошкольное обучение: подготовка к школе /Н.А. едосова, С.В. Романцева, С.С. Колесина и др. – М. 2003.

    Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

    Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

    Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

    Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

    Коммуникативные навыки

    Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

    Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

    Пути развития коммуникативных способностей:

    • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
    • Находить решение конфликтных ситуаций.
    • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
    • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

    Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


    Трудовые навыки

    Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

    Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

    Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

    • организация работы;
    • сбор всего необходимого для труда;
    • уборка рабочего места по окончанию занятий;
    • очистка инструментов и распределение их по местам.

    В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

    Культурно-гигиенические навыки

    К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

    • гигиена рук после прогулки и перед едой;
    • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
    • полоскание рта после приема пищи;
    • опрятность одежды;
    • порядок среди игрушек в комнате;
    • культура приема пищи.

    Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


    Двигательные навыки

    Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

    Этапы формирования:

    • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
    • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
    • Зрительная ориентация.

    Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

    Социально-бытовые навыки

    На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

    • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
    • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
    • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
    • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
    • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

    Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


    Графомоторные навыки

    Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

    Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

    Этапы формирования:

    • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
    • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
    • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
    • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

    Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

    Творческие навыки

    Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

    Существует немало развивающих методик:

    Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

    Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

    Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

    Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

    Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

    Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

    Организация: МДОУ «ЦРР «Звездочка»- детский сад №8»

    Населенный пункт: Курская область, г. Железногорск

    Содержание:

    1 . Актуальность проблемы на современном этапе.

    2. Теоретическое обоснование темы.

    2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

    2.2 Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

    3. Описание опыта.

    3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

    3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

    3.3. Этапы работы.

    3.4 Перспективный план.

    3.5 Формы работы с родителями.

    3.6. Результаты итоговой диагностики.

    3.7. Выводы.

    4. Приложения.

    1. Актуальность темы на современном этапе.

    В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

    Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

    Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

    Предпосылками учебной деятельности являются:

    -сформированность познавательного интереса;

    -умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

    Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

    -умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

    -сознательно подчинять свои действия правилу;

    -самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

    -контроль за способом выполнения своих действий;

    -умение взаимодействовать со сверстниками.

    2. Теоретическое обоснование темы

    2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

    Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.

    Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка- школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник- практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания..

    Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

    -учебную задачу;

    -учебные действия;

    -контроль;

    -оценку.

    С точки зрения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно- теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели- овладение детьми общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

    Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

    Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

    С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

    Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

    Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.

    Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

    В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

    2.2. Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

    Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т.е в игре.

    Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

    Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

    В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

    К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

    Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

    В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

    Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры- экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т.е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

    В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря Л.С. Выготский называл игру школой произвольного поведения.

    Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

    Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

    Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

    В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

    Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

    Например, в сюжетно- ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

    В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

    В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

    По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

    Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно- следственные связи, а также делать умозаключения.

    Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

    В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

    Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

    Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

    Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

    В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

    В 5 - 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

    Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля , который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

    Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.

    3. Описание опыта

    Таким образом, изучив материалы известных психологов Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С.Выготского о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, я в своей педагогической деятельности разработала определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

    3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности. Оценивался:

    1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно- следственных связей)

    2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

    Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания:

    «Чем одна картинка отличается от другой», «Найди да одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т.п.

    Качество выполненного задания определяется по трем показателям:

    Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

    Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

    Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

    Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

    Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа) были таковы:

    С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

    средний уровень отмечен у 63% , высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень- 27%, низкий уровень- 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень- 62%, низкий - 15%.

    Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

    3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи:

    1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;
    2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;
    3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;
    4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.
    5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.
    6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

    Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

    Все игры имеют проблемно- практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

    3.3. Этапы работы:

    1. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
    2. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).
    3. Логические упражнения на поиск закономерностей.
    4. Задачи на поиск недостающих фигур.
    5. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек)
    6. Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

    На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.

    Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

    3.4. Перспективный план

    Месяц

    Сентябрь- октябрь

    1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

    2 .Загадки, задачки- шутки, лабиринты.

    Ноябрь

    1 .Д\и на обозначение предметов.

    2 .Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т.п).

    3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т.п)

    4. Задачки-шутки, загадки.

    Декабрь

    1 .Д\и «Найди такой же узор» и т.п.

    2 .Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т.п).

    4 .Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

    Январь

    1 .Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

    2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

    3 . Загадки, логические концовки

    Февраль

    1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т.п).

    2 .Умозаключения по аналогии.

    Март

    1. Задачи на поиск недостающих фигур

    2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

    3. Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т.п.

    Апрель

    1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

    «Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т.п.

    2. Схематизация и моделирование

    Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

    «Почему дети грустят и улыбаются?» и т.п.

    Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

    3.6. Формы работы с семьей.

    Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

    На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

    Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

    Родителям представляла мастер- класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

    3.7. Результаты итоговой диагностики.

    Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

    на протяжении двух лет.

    Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия, в форме умственной разминки, в совместной деятельности, в форме КВН,

    интеллектуальных игр и турниров.

    К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50% , средний- 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

    Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

    Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

    Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

    Литература:

    Безруких, М.М. Ступеньки к школе. М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2007.

    Анищенко, О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О.М Анищенко. 1979. - № 5.

    Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М.М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

    Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Текст. /В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Вопросы психологии. -1981.-№6.

    Подготовка детей к школе в детском саду./Венгер Л.А., Давидчук А.Н., Буре P.C. и др. Текст. /Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика.

    Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1990.

    Из различных видов деятельности в дошкольном детстве начинает выделяться учебная деятельность как специфический вид целенаправленной деятельности по усвоению социально выработанного опыта, эмпирических и теоретических знаний в условиях организованного обучения. Учебная деятельность не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием в процессе обучения. В дошкольном возрасте появляются первые предпосылки в развитии способности учиться, формируются основные предпосылки учебной деятельности: принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Это осуществляется в процессе сотрудничества, психолого-педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, направленного на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности .

    Учебная деятельность не надстраивается механически над предыдущей - игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, формирующихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, которая возникает в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней возникали и развивались психические функции, необходимые для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной. Формирование психолого-педагогической готовности к учебной деятельности предполагает опору на ведущую деятельность данного возраста - игру. Сначала в игру вводится учебная задача, которая подчиняется игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент - учебная задача как бы надстраивается. Постепенно способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. Затем смысл образующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов .

    Структура учебной деятельности определяется соотношением следующих компонентов:

    • 1. учебная задача (или ситуация), т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебная задача предполагает формирование навыка учиться;
    • 2. учебные действия представляют собой действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все то, что ученик делает на уроке (рациональные способы заучивания, оперирование научными понятиями, способы действия с числами и т.д.);
    • 3. контроль - действие, с помощью которого ребенок соотносит свои учебные действия и их результаты с заданными образцами;
    • 4. оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном педагог, поскольку он организует и контроль, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним.

    Дошкольники приобретают умение более или менее точно определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач.

    А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников (таблица 1)

    Таблица 1. Уровни развития учебной деятельности у дошкольников

    Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте успешно проходит на специально организованных учебных занятиях в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. На учебно-игровых занятиях у дошкольников формируются такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение воспринимать и выполнять инструкцию, умение оценивать свою работу и работы других детей. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой педагогом, только на первых этапах соединена с игрой. Но со временем начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Формирование предпосылок учебной деятельности осуществляется в ситуациях сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход .

    Учебная деятельность оказывает существенное влияние на психику ребенка. Он становится более собранным, дисциплинированным, внимательным, организованным. Формируются знания, умения и навыки, расширяются познавательные интересы, развиваются волевые свойства личности, самосознание. Совместная учебная деятельность предполагает определенное влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, что составляет важную основу для развития у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Установившееся положительное отношение и развивающаяся познавательная мотивация позволяют легко перейти от игры к занятиям.

    Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на две группы:

    • - первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый (главное при этом - психологическое влияние взрослого на детей в обстановке совместной деятельности взрослого и ребенка);
    • - во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач (основа такого воздействия - принцип автодидактизма. Дидактический материал, дидактические игры, учебно-игровые задания направляют деятельность ребенка, дают ему возможность самообучения. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках) .

    С точки зрения формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте наибольшая эффективность принадлежит таким средствам обучения, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и способ овладения ими, активно воздействуя на детей. При этом необходимо ориентироваться на дидактические принципы, основанные на психологических закономерностях детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности, сознательности и активности в обучении .

    В методическом аспекте для развития учебной деятельности дошкольника используются разнообразные дидактические материалы и пособия. Дидактические игры, игровые задания и приемы повышают интерес к содержанию занятий, активизируют детей. При натичии заинтересованности у детей появляется желание выполнить работу, активизируется поиск интересных путей решения, контроль своих действий и действий других. Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий, развиваются познавательные интересы, умение учиться, что во многом обусловливает уровень готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.

    К способам выполнения деятельности относятся орудия, которые есть в любой деятельности .

    В любой деятельности есть навыки. Это действия, которые в результате упражнений принятии автоматизированный характер (чтение, письмо, рисование и т.д.). Этапы выработки навыка:

    • 1. На первом этапе совершается много лишних, ненужных, нерезультативных движений на ряду с результативными (ребенок учится обуваться и т.д.).
    • 2. На втором этапе лишние движения отбрасываются, остаются только результативные.
    • 3. На третьем этапе оставшиеся полезные движения много раз повторяются и закрепляются. Складывается навык. На этом этапе зрительный контроль заменяется двигательным, образуется «мышечное чувство» (ребенок, умеющий писать, смотрит только на то, что он пишет, а не на ручку).

    Физиологической основой навыка является динамический стереотип.

    Значение: у воспитателя есть свои профессиональные навыки (навык владения с детским коллективом, речевого общения). Наличие навыков делают работу творческой, т.к., человек не думает над техникой выполнения (она доведена до автоматизма).

    Перенос навыка - это положительное влияние имеющегося навыка на вновь приобретаемый (ребенок научился шить и ему легче научиться вышивать). Отрицательное влияние имеющегося навыка на вновь приобретенный - интерференция (ребенка учили писать печатно, а потом письменно).

    Умение - это закрепленные способы в применении знаний в практической деятельности (решая задачу применять формулу).

    Привычка - это потребность совершать автоматизированное действие. Привычки могут быть полезные (гигиенические, культура поведения) и дурные (курение, нецензурные выражения). Хорошие привычки образуются при многократном повторении навыка. Не всякий навык становится привычкой. Дурная привычка образуется, когда не прививается хорошая привычка (посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу) .

    Внутренние действия - память, воображение, чувства. Внешние действия - например, ребенок что-то познает, трогая. Интериоризация - это процесс перехода внешних практических действий во внутренний план. Экстериоризация - это переход внутренних, умственных действий во внешний план. дошкольный учебный мотив контроль

    Существуют различные виды деятельности: игровая, учебная, общение и т.д. В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Это такая деятельность, которая отвечает интересам и потребностям личности на данном этапе и оказывает самое большое влияние на развитие психики (на 1-ом году жизни -эмоциональное общение со взрослым, с 1 до 3 лет - предметная, с 3 до 7лет - игровая, далее -учебная, у взрослых трудовая).

    Таким образом, в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир, и деятельность изменяет психику, сознание самого человека. Деятельность и сознание взаимосвязаны.