Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Калорийность и состав горбуши Горбуша запеченная в духовке калорийность на 100
  • Щавелевый суп с курицей калорийность
  • Как правильно и вкусно готовить шампиньоны
  • Лучшие рецепты майонеза в домашних условиях: фото, видео, советы, как сделать блендером или миксером
  • Диетическая запеканка из кабачков с сыром Низкокалорийная запеканка из кабачков
  • Желатин растворять для желе сколько воды
  • Легковой автомобиль (амортизационная группа, окоф). Амортизационная группа 15 3410010 автомобили легковые

    Легковой автомобиль (амортизационная группа, окоф). Амортизационная группа 15 3410010 автомобили легковые

    Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу? Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний "Ю-Софт", знает ответ на этот вопрос.

    Термин "автомобиль представительского класса" отсутствует в Классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Нет его и в Распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров". Так как же выбрать амортизационную группу?

    Определяем класс

    Московские налоговики в Письме от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@ для определения класса автомобиля советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно этому документу ТС можно разделить на пять классов в зависимости от объема двигателя (см. таблицу 1). Но из классификации видно, что понять, какая машина относится к представительному классу, все равно будет сложно. Сам термин "автомобиль представительского класса" скорее обобщающий.

    Таблица 1. Общероссийский классификатор основных фондов

    Класс Рабочий объем двигателя, л Коды ОКОФ
    Особо малый До 1,2 15 3410100 - 15 3410103
    Малый Свыше 1,2 до 1,8 включительно 15 3410110 - 15 3410114
    Средний Свыше 1,8 до 3,5 включительно 15 3410120 - 15 3410123
    Большой Свыше 3,5 15 3410130, 15 3410131
    Высший Не определен 15 3410140, 15 3410141

    В указанном выше Письме служба согласилась, что порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае инспекторы предлагают пользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств", согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

    Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других транспортных средств. По мнению ФНС, в каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретной машины.

    Но для бухучета и не важно, что авто относится именно к этому типу машин. Главное - правильно определить амортизационную группу дорогостоящего ТС и установить срок полезного использования. Поможет в этом Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которую можно использовать для бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Для наглядности представим информацию в виде таблицы 2. Отмечу, объем двигателя указан лишь в пятой группе (3,5 л), так что этот показатель решающего значения для определения срока полезного использования не играет.

    Таблица 2. Амортизационные группы

    Амортизационная группа Срок полезного использования Наименование согласно Классификации ОС Коды ОКОФ
    Третья Свыше 3 лет до 5 лет включительно (37 - 60 мес.) Автомобили легковые 153 410 010
    Четвертая Свыше 5 лет до 7 лет включительно (61 - 84 мес.) Автомобили легковые малого класса для инвалидов 153 410 114
    Пятая Свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 - 120 мес.) Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса 15 3410130 -
    15 3410141

    Определяем группу

    Из анализа кодов ОКОФ, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что легковые авто высшего класса, то есть самые роскошные ТС, должны включаться в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования автомобилей этой группы составляет от 7 до 10 лет (85 - 120 мес.). Если с этим мы разобрались, то что делать, если автомобиль подержанный?

    Согласно п. п. 7 и 12 ст. 258 Налогового кодекса РФ авто, бывшее в употреблении, включается в ту же амортизационную группу, к которой оно было отнесено его предыдущим владельцем. Соответственно, исходя из этой группы определяем срок полезного использования.

    Однако здесь есть одна сложность. Если этот срок предыдущим владельцем был определен неправильно, например транспортное средство было отнесено к третьей группе, то лучше исходить из того, что это основное средство пятой группы, а затем уже этот срок уменьшить на период эксплуатации у бывшего владельца. Рассмотрим ситуацию на примере.

    Пример. Автомобиль стоимостью 5 млн руб. был ошибочно отнесен предыдущим собственником к третьей группе, машине был установлен срок полезного использования 3 года. Через 2 года транспортное средство продали за 3 млн руб. Оставшийся срок полезного использования - 1 год (12 мес.). Новый владелец списал 3 млн руб. за 12 месяцев, по 250 000 руб. в месяц.

    При налоговой проверке было установлено, что изначально автомобиль должен был относиться к пятой группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Тогда новый владелец обязан списывать его стоимость в расходы в течение как минимум 5 лет, по 50 000 руб. в месяц (3 млн: 5: 12). За три года, в течение которых налоговики вправе проводить проверку, набирается немалая сумма занижения базы по налогу на прибыль - 1,2 млн руб.: 3 млн - 1,8 млн (50 000 x 12 x 3). Соответственно, недоимка по налогу составит 240 000 руб. (1,2 млн x 20%). Добавим к этим цифрам штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки - 48 000 руб. Ну и пени за дни просрочки. Набегает около 300 000 руб., что составляет десятую часть стоимости автомобиля.

    Приобретая дорогой представительский автомобиль, важно не ошибиться с определением амортизационной группы. Ведь контролирующие органы и так предвзято принимают расходы по дорогим транспортным средствам, поэтому не стоит давать им лишний повод для уменьшения расходов компании.

    К пятой амортизационной группе относятся: 15 3410130-15 3410141 Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Вопрос: 1) К какой группе отнести легковой а/м, если рабочий объем двигателя РОВНО 3,5 л. ? 2) Какие а/м относятся к высшему классу?

    Амортизационная группа определяется с помощью специального классификатора. Разберемся, как относить основные средства к той или иной группе. И к какой группе отнести автомобиль.

    При определении амортизационной группы в первую очередь нужно руководствоваться Классификацией , утвержденной . Автомобилю с объемом двигателя 3,5 литра соответствует код ОКОФ 15 3410120 - «Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно)». Данный автомобиль относится к третьей амортизационной группе. , утвержденным , установлена следующая классификация легковых автомобилей: автомобили особо малого класса, автомобили малого класса, автомобили среднего класса, автомобили большого класса, автомобили высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя. Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования. Отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

    Обоснование данной позиции приведено ниж е в материалах Системы Главбух

    Справочники: Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей

    В налоговом учете имущество амортизируйте в течение его срока полезного использования .

    Амортизационная группа: основные правила

    Срок полезного использования основного средства определите самостоятельно по таким правилам:

    • в первую очередь руководствуйтесь Классификацией , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 . В этом документе основные средства в зависимости от срока их полезного использования объединены в 10 амортизационных групп и расположены в порядке возрастания срока полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Чтобы определить срок полезного использования, найдите наименование основного средства в Классификации и посмотрите, к какой группе оно относится;
    • если основное средство не указано в Классификации , то установите срок его полезного использования на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий.

    Такие правила установлены пунктами и статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    Елена Попова,
    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    Постановление, Классификатор Госстандарта России от 26.12.1994 №№ 359, ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). ОК 013-94 (коды 14 3010000 - 25 0004000) (с изменениями на 14 апреля 1998 года)»

    Автомобили легковые

    Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л)

    Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования

    Автомобили легковые особо малого класса с кузовом "универсал"

    Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов

    Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно)

    Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования

    Автомобили легковые малого класса с кузовом "универсал"

    Автомобили легковые малого класса такси

    Автомобили легковые малого класса для инвалидов

    Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно)*

    Письмо УФНС России по Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@ «Определение амортизационной группы в отношении автомобиля»

    Вопрос: Можно ли отнести основное средство - автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,5 л к пятой амортизационной группе и высшему классу для целей исчисления налога на прибыль?

    Ответ:

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПИСЬМО от 21 декабря 2011 года № 16-15/123396

    Амортизационная группа в отношении автомобиля

    Автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,5 л нельзя отнести к пятой амортизационной группе. Признать его автомобилем высшего (представительского) класса можно путем сопоставления характеристик машины с характеристиками других автомобилей.

    Согласно Классификации легковые автомобили (код 15 3410010) отнесены к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно.

    Между тем автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды 15 3410130-15 3410141) отнесены к пятой группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.*

    Автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,5 л нельзя отнести к пятой амортизационной группе.

    Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 , утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359 , установлена следующая классификация легковых автомобилей: автомобили особо малого класса, автомобили малого класса, автомобили среднего класса, автомобили большого класса, автомобили высшего класса.

    При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

    Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают.*

    В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в письме ГТК России от 26.02.97 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.*

    Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.»

    Письмо ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств»

    «На сегодняшний день в РФ классификация легковых автомобилей производится по рабочему объему цилиндра. Различают 5 классов легковых автомобилей:*

    1. Особо малый.
    2. Малый.
    3. Средний.
    4. Большой более 3,5 л.
    5. Особо большой не регламентируется.

    Как видно из приведенной классификации, представительский класс здесь отсутствует. Нет его четкого понятия и в классификациях, принятых в других странах.
    "Представительский класс" - это обобщающий термин.
    Признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать:*

    1. Репутация марки.
    2. Цена.
    3. Габариты.
    4. Мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров).
    5. Отличия от базовой модели.
    6. Кузова, изготовленные по специальному заказу.
    7. Бронированный кузов.
    8. Форма кузова (седан, лимузин).
    9. Быстроходность.
    10. Комфортабельность салона.
    11. Дополнительное оборудование.

    Обладая тем или иным (хотя бы одним свойством) автомобиль может быть отнесен к представительскому классу.
    Существует и другой подход к принадлежности того или иного автомобиля к представительскому классу: какой тип потребителя его использует:

    • царствующие фамилии;
    • руководители государства;
    • предприниматели и банкиры;
    • "золотая молодежь";
    • звезды эстрады, кино и шоу бизнеса, и т.д.

    Почти каждая фирма имеет представительские автомобили: Мерседес, Вольво, БМВ, Ягуар, Ниссан и т.д. Безусловно, представительскими являются Ролс-Ройс и Бентли.

    По вопросу отнесения той или иной марки автомобиля к представительскому классу следует в каждом конкретном случае обращаться к эксперту.»

    Вопрос

    К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

    Ответ

    Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

    Большая часть легковых автомобилей относится к основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

    В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

    Обоснование

    Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

    Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

    Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

    Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

    Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств". В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

    По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F ("люкс", "представительский класс"):

    Класс мини (А) - малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более - 1,6 м.

    Малый класс (В) - малогабаритные автомобили длиной 3,6 - 3,9 м, шириной 1,5 - 1,7 м.

    Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 - 4,4 м, ширина - 1,6-1,75 м.

    Средний класс (D) - длина 4,4 - 4,7 м, ширина 1,7 - 1,8 м.

    Верхний средний класс (Е) ("бизнес-класс"). Длина 4,6 - 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

    Высший класс (F) ("люкс", "представительский класс"). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

    До 01.01.2017

    К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):

    Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 - 15 3410141).

    Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

    Исключение составляют:

    Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) - такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

    Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) - (Код ОКОФ 15 3410130) - такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

    Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования - (Код ОКОФ 15 3410131) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

    Автомобили легковые высшего класса - (Код ОКОФ 15 3410140) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

    Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования - (Код ОКОФ 15 3410141) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).