Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Методичка рхх принцип работы. Несложные приспособления для облегчения жизни которые, при определенных навыках, легко сделать в домашних условиях Нюансы выбора датчика

    Методичка рхх принцип работы. Несложные приспособления для облегчения жизни которые, при определенных навыках, легко сделать в домашних условиях Нюансы выбора датчика
    для облегчения жизни, которые, при определенных навыках,
    легко сделать в домашних условиях
    ТЕСТЕР ДЛЯ ПРОВЕРКИ ФОРСУНОK
    © Tom, Miha

    Спецификация: C1 -15 пФ, C2 ‑8 –30 пФ, C3 ‑0 ,1 мкФ, C4 ‑0 ,047 мкФ, C5 -470 ґ25 В, C6 ‑0 ,1 мкФ, C7 -2200 x25 В, R1 ‑4 ,7 –6 ,8 МОм, R2 -130 кОм, R3 -100 кОм, R4 -10 кОм, R5 -10 кОм, R6 -1 МОм, R7 ‑1 ,2 кОм, R8 -130 Ом, R9 -220 Ом, R10 ‑0 ,2 –0 ,25 Ом, R11 -470 Омб L1 -200 мкГн, Z1 -400 кГц (50 –800 кГц)

    DD1 ,DD2 -К561 ИЕ16 , DD3 -К561 ТМ2 , DD4 -К561 ЛЕ5 , VD2 -КД212 , VD1 -КД521 , VD3 -КД213 , VT1 -КТ3117 , VT2 -КТ817 , VT3 -КТ3102

    YA1 -Форсунка
    SA1 -Выбор длительности импульса
    SA2 -Выбор числа импульсов
    SA3 -Включение непрерывного режима
    SB1 -«Пуск»

    Краткое описание : DD4 .1 – задающий генератор, для стабильности применён кварц. На счётчике DD1 выполнен формирователь длительности импульсов отпирания форсунки. Длительность импульса можно выбирать 2 ,5 или 5 мс переключателем SA1 . На счётчике DD2 выполнен дозатор числа импульсов. Количество импульсов выбирается переключателем SA2 . Выключателем SA3 (фиксируемым) можно включить непрерывный режим. Это необходимо при промывке форсунок, в том числе ультразвуком. SB1 – кнопка «Пуск», при нажатии на нее начинает работать дозатор. С3 ,R3 – служит для установки в ноль DD2 ,DD3 .1 при включении питания. VD1 ,R6 ,R5 ,C4 – подавляет дребезг SB1 . Можно обойтись и без него, но при длительном нажатии на SB1 может произойти повторное включение дозатора. VT3 – пародия на защиту от КЗ, с ней VT2 (KT817 ) может выдержать пару циклов работы дозатора. Вместо VT1 , VT2 можно поставить составной КТ972 или КТ829 , но тогда теряем еще 1 вольт на Uнас.кэ. При питании устройства от аккумуляторной батареи автомобиля стабилизации питания микросхем не нужно. Если от другого источника, то последовательно с L1 нужно поставить резистор и стабилитрон на 10 –15 В. На рис.1 изображен сигнал на выходе DD4 .4 . Скважность приближена к рабочим условиям сигнала на форсунках. Гонки можно зафиксировать только хорошим осциллографом и на работу устройства они не влияют. Коэффициенты деления счетчиков можно изменять по необходимости – данные счетчики позволяют это делать в широких пределах, но кратно двум.

    ТЕСТЕР ФОРСУНОК НА КР1006 ВИ1
    © UKR-VLAD

    Еще один вариант, присланный Владимиром, aka UKR-VLAD, из-за рубежа, с Украины.
    D1 ,D2 -КР1006 ВИ1 . D1 -ФОРМИРОВАТЕЛЬ длительности пачки (регулируется R1 ) D2 -длительность импульса на форсунке (примерно 5 ms. регулируется R2 ). П1 ‑я сделал из 4 ‑х мп (удобно – можно задать любую комбинацию)

    Для запуска необходимо:
    1 .Соединить разъем форсунок с тестером
    2 .Подать питание на тестер
    3 .Выбрать номер форсунки или несколько
    4 .Нажать и отпустить кнопку (не более 1 сек.)

    Тестер выполнен по минимуму. но все необходимое выполняет и достаточно стабилен.

    Прибор для имитации сигналов ДПКВ
    © Михаил Уханов. Ростов


    Краткое описание схемы: На элементах D1 .1 ‚D1 .2 собран генератор с изменяемой частотой, так как выход с генератора имеет несимметричный меандр, далее стоит элемент D2 .1 который делит частоту на 2 и формирует правильный сигнал. Сигнал поступает на счётчик D3 , счётчик имеет набранный коэффициент деления 60 , выходной импульс со счётчика поступает на триггер защёлку D2 .2 и сбрасывает его выход, чем запрещает счёт на элементе D1 .3 . Так как длительность импульса на выходе счётчика равна одному такту, мы имеем сброшенный выход триггера на два такта. И при следующем положительном фронте устанавливаем выход триггера в единицу, тем самым разрешаем счёт на выходе D1 .3 . Далее сигнал поступает на транзистор, и формируется неполярный сигнал со счётом 58 импульсов 2 пропуска.

    Схема проверена на ЯНВАРЕ 5 .1 .1 . Количество оборотов имитированных схемой от 240 до 10200 об/мин. При этом без ошибок по датчику коленчатого вала.
    Рекомендации: резистор регулировки частоты желательно ставить логарифмический, счётчик К564 ИЕ15 можно заменить на два счётчика К561 ИЕ8 немного подправив схему.

    Программа тестер МЗ для систем Bosch M1 .5 .4
    © Mobil (Юрий)

    Программа предназначена для тестирования модулей зажигания. Программа зашивается в ПЗУ, ПЗУ устанавливается на время тестирования в ЭБУ на место штатной. На высоковольтные провода устанавливаются заземленные разрядники. Не забывайте соблюдать осторожность при работе с высоким напряжением! После включения зажигания лампочка СЕ начинает мигать, при нажатии на педаль газа, ЭБУ начинает формировать управляющие сигналы на модуль зажигания длительностью 2 .8 мС, на разрядниках должна появится искра. Частота искрообразования зависит от степени нажатия педали газа, чем сильнее нажата педаль тем выше частота. Во время искрообразования лампочка СЕ горит постоянно.

    Частоту искрообразования переведенную в обороты двигателя ориентировочно можно оценить по тахометру. Если отпустить педаль газа, то формирование управляющих сигналов на МЗ прекратится, а лампочка СЕ начнет мигать. Данная программа позволяет оценить работоспособность модуля зажигания не снимая его с автомобиля, так же тестирование
    прямо на автомобиле позволяет проверить высоковольтные провода, проводку до МЗ и выходы ЭБУ формирующие управляющие сигналы.

    Программа писалась и проверялась на ЭБУ BOSCH M1 .5 .4 2111 8 V 1411020 , но насколько я понимаю, будет работать и на 70 блоке. Хотелось бы чтоб проверили программу на 40 и 60 блоках. Впечатления, предложения и замечания принимаются по адресу [email protected] или в конференции. Скачать программу .

    Программу можно зашить не только в 27 С512 , но и в 27 С64 , 27 С128 и 27 С256 , после програмирования необходимо отогнуть 1 и 27 ножки (чтоб они не вставлялись в панель) и соединить их с 28 ножкой для 27 С64 , 27 С128 , для 27 С256 необходимо отогнуть 1 ногу и
    соединить её с 28 .

    Тестер для проверки цепи датчика скорости (ДС)
    © Олег Братков

    Один из способов проверить исправность датчика скорости и его электрических цепей – использовать эмулятор датчика скорости. Можно конечно подключить другой, контрольный ДС, и крутя его вал, попросить помощника или водителя последить за стрелкой на панели приборов – дёргается ли? Ну ещё есть варианты…

    Эмулятор представляет из себя генератор на таймере «555 », отечественный аналог К1006 ВИ1 . Существуем много разных схем для ускоренной подмотки показаний одометра, и почти всех их можно приспособить для этого. Однако выход настоящего ДС представляет из себя «открытый коллектор», поэтому для правильного согласования с цепями ДС использован транзистор малой или средней мощности, практически любой. Желательно применение защиты по питанию, резистор на 10 …50 Ом и диод последовательно, и затем защитный диод или варистор. Вместо транзистора так же желательно поставить современный электронный ключ.

    Хорошая защита обеспечит долгую жизнь устройства. Частота генерации определяется конденсатором С*, резисторами R* и резистором 2 кОм, включенным между 7 выводом и проводом питания, и должна быть 166 .666 (6 ) Герц для 100 км/час, или с периодом следования импульсов 6 миллисекунд. Для большей стабильности конденсатор С* не должен быть керамическим или электролитическим. Лучше использовать конденсаторы серии К73 . В частном случае такая частота получилась при указанных на схеме номиналах радиодеталей и С*=1 мкФ, R*=2 .7 кОм. Надо учесть разброс параметров радиодеталей 🙂 Поставить подстроечный резистор, выставить частоту и заменить его на постоянный. При меньшей ёмкости С* и меньшем сопротивлении R* частота выше. Затем покрыть лаком и залить в «химметалом» или смолой, в одно целое с разъёмом. Получится фишка для проверки ДС 🙂

    Ну и сама проверка: Жалобы на неработающий спидометр, ошибка в ЭБУ «неисправен датчик скорости». Снимаем разъём с ДС, включаем в него эмулятор. Светодиод на эмуляторе загорелся – питание есть. Стрелка спидометра отклонилась, ЭБУ (через линию диагностики) показывает известную скорость. Не обязательно именно 100 км/час, а сколько получится при изготовлении устройства. Вывод – неисправен или сам ДС, или его привод.

    Проверка РХХ

    У РХХ две электромагнитные обмотки, которые не связаны между собой. Одна обмотка – движение иглы вперёд, другая – соответственно назад. Перемещение иглы на один шаг происходит в момент подачи на обмотку питания, следующий шаг перемещения – подача питания в обратной полярности на ту же обмотку.

    Нажатие и отпускание кнопки S2 приводит к перемещению иглы, положение переключателя S1 задает направление перемещения. Подозреваю, что в механизме РХХ использован анкерный принцип. © Олег Кравчук aka Ol-102 iL

    Другой, более совершенный и продвинутый тестер предложил Э.Горбатко (aka mster2002 , [email protected]). Эта небольшая freeware программа позволяет управлять Регулятором Холостого Хода, меняя скорость и направление движения, подключив его, через небольшую схему (схема подключения прилагается, Вам понадобится микросхема, добыть которую можно из блока GM ВАЗ) к LPT-порту любого персонального компьютера компьютера.

    И, наконец, тестер РХХ от ALMI

    Тестер предназначен для проверки исправности регулятора холостого хода с шаговым двигателем (далее – РХХ), устанавливаемого на автомобилях ВАЗ.

    Логика работы:

    1 . При включении питания происходит инициализация РХХ, для этого выполняется 255 шагов в сторону задвигания штока, затем 70 шагов в сторону выдвигания. Эта логика является обратной к нормальной работе РХХ в составе дроссельного патрубка, так как выдвижение штока на 255 шагов недопустимо в том случае, если РХХ снят с ДП (шток может выйти из зацепления и выскочить вместе с пружиной).
    2 . После инициализации прибор готов к работе. Нажатие кнопок “выдвинуть шток” и “задвинуть шток” приводит к соответствующим действиям. При выдвижении штока будьте внимательны, он может выйти из зацепления и выскочить вместе с пружиной!
    3 . Непрерывный тест. Если нажать обе кнопки одновременно и ужерживать их более 3 сек., то прибор начнет периодическое задвигание и выдвигание штока на 255 шагов. Для прекращения теста нажмите любую кнопку.
    4 . С помощью потенциометра возможна регулировка скорости перемещения штока РХХ.

    Пояснения к схеме:

    1 . Стабилизатор на 5 вольт LM7805 можно заменить на любой другой, в том числе, в корпусе TO-92 (78 L05 ), так как потребляемый микроконтроллером ток очень небольшой.
    2 . Конденсатор в цепи 1 ‑й ноги ATTINY12 лучше использовать пленочного типа, так как керамические конденсаторы такой емкости обладают значительным ТКЕ (емкость сильно зависит от температуры).
    3 . Драйвер РХХ можно использовать TLE4728 G или TLE 4729 G. В зависимости от типа драйвера используйте соответствующий тип управляющей программы! Драйвер TLE4728 G можно взять из неисправного ЭБУ Bosch MP7 .0 , драйвер TLE4729 G – из ЭБУ Январь‑5 .
    4 . Микроконтроллер ATTINY12 L необходимо запрограммировать (прошить) перед установкой в схему.

    Прошивка и описание внутри архива. СКАЧАТЬ

    Акустический тестер ДПДЗ

    Для проверки ДПДЗ простейшее приспособление от Уварова Сергея (aka ZERG) для экспресс – проверки датчика «на слух». Несложное, но очень эффективное устройство, работающее по принципу «старый шуршучий радиоприемник». Схема и описание .

    ШТУЦЕР для манометра, для проверки давления топлива в рампе.

    По многочисленным просьбам помещаем чертеж штуцера для подключения манометра к рампе. Чертеж выполнен и любезно предоставлен Hass & Dodgev . Для уплотнения используется любая подходящая резиновая трубка наружным диаметром 8 и длиной 6 мм. Чертеж, который Вам необходимо распечатать и отнести токарю, . Если токарь начнет вдруг Вам втирать, что такой резьбы не бывает, смело разворачивайтесь и идите к другому токарю. В конце – концов найдется спец, который сделает Вам штуцер.

    Разъем для подключения диагностического оборудования к автомобилям ВАЗ.
    Для подключения диагностического оборудования к колодке можно воспользоваться штыревым контактом соответствующего диаметра, но гораздо удобнее изготовить специализированный разъем . Данная конструкция была разработана НПП НТС для подключения своего диагностического оборудования. В несколько измененном виде данные разъемы можно встретить на авторынках Тольятти.
    Разборка 55 -контактного разъема ЭБУ.

    Сначала надо рассмотреть на фото слева – конструкцию клеммы, а она замысловатая, усилена с двух сторон достаточно упругими плоскими пружинами, так что просто выдернуть провод или подковырнуть одну из пружин бесполезно, всякая попытка сжать одну из них (например, шилом), приводит к тому, что другая пружина еще сильнее закрепляется в посадочном гнезде.

    Чтобы облегчить разборку и добычу клемм с проводами разъем надо разобрать, т.е. не только снять защитный кожух, но и отделить верхнюю половины от нижней. При этом могут отломиться боковые держатели, на которых написаны номера клемм. Ничего страшного в этом нет. По окончании процедуры обе половинки разъема и боковые держатели прочно склеиваются обыкновенным японско-китайским супер-клеем (за 2 –3 руб.). Затем рассмотрите фото готовых щипцов, видно, что конструкция их примитивная. Задача этих щипцов сжать в гнезде обе пружины вместе. Поэтому размеры их подгоняются под посадочное гнездо разъема.

    Изготавливается это «чудо природы» из подручных материалом. Мне попалась сталистая проволока диаметром 3 мм. Пойдет и обыкновенный гвоздь. Проволоку разрезаем на три куска длиной по 2 ,5 см и скручиваем чем-то, или спаиваем, ил свариваем, или склеиваем, и т.д. в общем соединяем прочно. На фото представлен вариант, скрученный медной проволокой и спаянный с помощью ортофосфорной кислоты. Следующий этап: точильный. Потребуется плоский надфиль и тиски – подгонка размеров. Наконец, вставляем щипцы в разъем, нажатие с небольшим усилием, щелчок и… через 3 –5 минут у Вас в руках 20 –30 проводов с клеммами. Вытаскивайте все провода. Вставляются они потом в склеенный разъем очень легко.

    Регулятор холостого хода предназначен для того, чтобы стабилизировать создаваемые двигателем обороты. Возникает логичный вопрос о том, настолько важно и необходимо присутствие этого устройства? А также можно ли вообще без него обойтись и как правильно осуществить ремонт в случае возникновения неисправности. От этого устройства зависит вся работа автомобиля.

    Для того, чтобы понять на какие рабочие процессы влияет регулятор холостого хода и почему возникает необходимость регулировать его работу необходимо иметь понятие о том, каковы принципы его работы.

    Принцип работы

    Очень важно чтобы топливо и воздух были в определенных соотношениях. Поскольку при отклонениях того или иного показателя, процесс горения будет не совершенным или же будет вообще отсутствовать. Главной задачей регулятора холостого хода является регулировка подачи количества воздуха в момент нахождения в режиме холостого хода. Подача происходит не через дроссельную заслонку, так как она открывается в момент воздействия на педаль газа.

    Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя, а также из подпружиненной конусной иглы. Для того, чтобы регулировать количество воздуха при работе автомобиля на холостом ходу необходимо с помощью регулятора изменять сечение в проходном канале. Одновременно с РХХ происходит работа специального датчика, который производит учет количества воздуха. В свою очередь контроллер производит подачу горючего.

    Наверное, большинство людей, не посвященных в тонкости работы автомобиля, при упоминании словосочетания «холостой ход» думают, что это самый простой и легкий режим работы автомобиля, но это далеко не так. Данный режим является для двигателя самым утомительным, поскольку очень тяжело работать при небольших оборотах. И на это есть свои причины:


    Причиной, вышеуказанным процессам, является маленькая скорость подачи топлива, обогащенного воздухом, в выпускную систему. В результате этого реакция смешивания происходит на недостаточном уровне и значительно снижается уровень эффективности. Конечно, при правильной регулировке РХХ будет работать очень долго, но зачастую неисправности в работе данного устройства не являются редкостью. Чаще всего во всем виновата плохая проводка. Достаточно большую популярность заслужила установка РХХ механического образца.

    Внимание! Благодаря механическому РРХ можно добиться значительного уменьшения токсичности выхлопных газов.

    Самые распространенные неисправности холостого хода

    К возможному появлению неисправностей, связанных с работой регулятора холостого хода, нужно относиться с полной серьезностью, поскольку они могут привести к страшным и не желательным последствиям. Существует ряд определенных признаков, которые указывают на то, что есть неисправности датчика холостого хода. К ним относятся:


    Необходимо знать, каким образом можно проверить исправность датчика холостого хода, поскольку некоторые признаки поломки могут свидетельствовать о неисправности других деталей автомобиля.

    Причины возникновения проблем

    Существует много причин, которые могли привести к данной неисправности. Не стоит терять много времени на догадки, а нужно как можно быстрее устранить неисправность. Ведь длительная эксплуатация автомобиля с ней может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Выделяют две, самые распространенные, причины появления неисправностей:

    • износ направляющей иглы;
    • обрыв контактов в середине корпуса датчика.

    Проверка исправности регулятора

    Перед тем как начать процесс проверки регулятора холостого хода необходимо обеспечить неподвижность транспортного средства, то есть затянуть ручник и подложить под колеса башмаки. Рассмотрим самые простые и доступные способы диагностирования.

    Устройство изымается из общей электрической цепочки и при помощи вольтметра производится проверка напряжения. При включении зажигания полученное напряжение не должно выходить за стандартные пределы, то есть, 20 вольт. Если напряжение намного ниже - неисправность с зарядкой аккумулятора, если отсутствует - стоит проверить всю цепь.

    Следует проверить уровень сопротивления. Он не должен превышать 53 Ома.

    Внимание! Если работа регулятора холостого хода идеальная, то показатель напряжения будет очень высоким.

    Если включить зажигание и приложить к регулятору холостого хода колодку питания, то игла датчика должна сменить свое положение, если нет, то это свидетельствует о неисправности.

    Возможно, что главная неисправность находится в самой работе РХХ. При определенных навыках и знаниях заменить неисправный регулятор холостого хода можно самостоятельно, без помощи работников автосервиса.

    Замена регулятора

    Для того, чтобы произвести настройку регулятора холостого хода в автомобилях карбюраторного типа, существуют специальные винты, которые позволяют сделать замену вручную. Но понадобятся дополнительные устройства такие, как тахометр и газоанализатор. В общем, сам процесс замены регулятора холостого хода на данных автомобилях характеризуется определенной сложностью.

    Но на транспортных средствах нового образца эту процедуру можно сделать намного легче и быстрее. Правда, придется неуклонно следовать некоторым советам и рекомендациям:


    Есть один небольшой, но важный нюанс, который касается ремонта регулятора холостого хода. Он просто напросто не предусмотрен. Некоторые неисправности можно устранить при помощи обработки поверхности специальными химическими средствами. Например, WD-40 или средство для чистки карбюратора.

    Важно! Все чистящие процедуры необходимо проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить прибор.

    Приобретение регулятора

    Агрегат, в котором не ощущается вибрация иглы, не подлежит ремонту. В таком случае, чтобы не тратить время на бессмысленные реанимационные усилия, нужно просто от него избавиться. Чтобы приобрести новый датчик не нужно затрачивать огромные денежные средства.

    Совет! Самым оптимальным вариантом относительно цены и качества считаются датчики отечественного производства.

    В специализированных магазинах продавцы консультанты помогут определиться с выбором датчика. Если есть сомнения по поводу нового типа устройства, то лучше всего в качестве образца взять с собой старый датчик и приобрести именно такую модель.

    Очень важно купить оригинальный прибор, а не дешевую подделку. Стоит обратить внимание на все надписи и голограммы на упаковке. Если есть ошибки в написании слов или другие подозрительные моменты, то лучше посетить другой магазин и выбрать устройство которое не вызывает сомнений.

    Покупку лучше всего осуществлять в проверенных местах. Для больших гарантий можно проверить наличие сертификатов качества на указанный агрегат. Также не стоит забывать о чеке. Его необходимо брать всегда, поскольку он является вашей гарантией.

    В случае, когда в работе автомобиля в холостом режиме замечены нарушения не характерные для работы двигателя такие, как резкая смена оборотов, то необходимо провести диагностику для того, чтобы выявить причину данных нарушений работы. Если не обнаружить и не устранить проблему вовремя, то ситуация может усугубиться. Не стоит уповать на недостаток времени для проведения ремонтных работ, ведь это не займет его много.

    Замена датчика холостого хода показана на примере автомобиля ВАЗ 21103:

    Министерство сельского хозяйства РФ

    ФГОУ ВПО «Орел ГАУ»

    Факультет Агротехники и энергообеспечения

    Кафедра «ЭМТП и тракторы»

    Жосан А.А. Головин С.И.

    Принцип работы, диагностика и тестирование регулятора холостого хода

    Методические указания к выполнению лабораторной работы

    по дисциплине «Техническая эксплуатация машин» и «Электроника на тракторах и автомобилях»

    для студентов специальностей : 110301 – «Механизация сельско-

    го хозяйства», 110304 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»

    Методические указания разработаны на кафедре «ЭМТП и тракторы» к. т. н., доцент А.А. Жосан и ст. преподаватель С.И. Головин.

    Методической комиссией факультета «Агротехники и энергообеспечения»

    протокол №___от «___» _______2007 г

    Методическим советом ОрелГАУ, протокол №___от «___»

    Рецензенты: к. т. н., доцент кафедры «Надежность и ремонт машин» ОрелГАУ А.Л. Семешин;

    к. т. н., доцент кафедры СиРМ ОрелГТУ М.П. Стратулат.

    Введение……………….…………………………….…………………..….. 4

    1 Общие сведения…………………………………………………………... 6

    1.1 Назначение РХХ………………………………………………………... 6

    1.2 Виды РХХ, применяемых на автомобилях ВАЗ………........................ 7

    2.1 Общие сведения………………………………………………………… 12

    2.2 Способы управления.…………………………………………………... 16

    2.3 Принцип работы шагового двигателя РХХ ВАЗ……………………... 18

    3.3 Разработка функциональной схемы тестера РХХ……………………. 24

    3.4 Выбор элементной базы. Расчет основных узлов тестера…………… 25

    3.5 Разработка принципиальной схемы тестера РХХ……………………. 28

    3.6 Методика проведения испытаний РХХ на стенде…………………… 33

    ВВЕДЕНИЕ

    Впускная система современных бензиновых двигателей состоит из нескольких элементов, наиболее сложным из которых является дроссель-

    ный узел (рисунок 1.1).

    1 – патрубок подвода охлаждающей жидкости; 2 – патрубок системы вентиляции картера на холостом ходу; 3 – патрубок для отвода охлаждаю-

    щей жидкости; 4 – датчик положения дроссельной заслонки; 5 – регулятор холостого хода; 6 – штуцер для продувки адсорбера.

    Рисунок 1.1 – Дроссельный патрубок в сборе.

    Конструкция дроссельного узла должна удовлетворять нескольким противоречивым требованиям. Это, прежде всего, наличие достаточного проходного сечения, выбираемого из условия получения максимально до-

    пустимых газодинамических потерь при максимальном расходе воздуха двигателем. Выполнение этого требования приводит к тому, что при нали-

    чии проходного сечения, достаточного для максимальных расходов возду-

    ха, угол открытия дроссельной заслонки, обеспечивающий получение мак-

    симального наполнения при минимальной рабочей частоте вращения ко-

    ленчатого вала двигателя, составляет порядка 200. С точки зрения характе-

    ристик управляемости автомобиля, это неприемлемо, поскольку не позво-

    ляет водителю достаточно уверенно управлять автомобилем в случае рабо-

    ты двигателя в области низких частот вращения коленчатого вала, где аб-

    солютные значения расхода воздуха относительно невелики. Отсюда выте-

    кает требование к линейности передаточной характеристики дроссельного узла, то есть требование обеспечения пропорциональности между положе-

    нием педали акселератора и мощностью развиваемой двигателем, выпол-

    няемое во всем диапазоне изменения положения дроссельной заслонки.

    Обеспечить приемлемую линейность передаточной характеристики дроссельного узла помогают различного рода нелинейные механические звенья, связывающие педаль акселератора и дроссельную заслонку двига-

    теля. Но более перспективным путем является применение электрически управляемых исполнительных устройств при полностью или частично от-

    сутствующей кинематической связи между педалью акселератора и дрос-

    сельной заслонкой. Это решение позволяет не только получить нужную передаточную характеристику, связывающую положение педали акселера-

    тора и дроссельной заслонки, но и применить более эффективные способы управления рабочим процессом двигателя. Применение электрически управляемой дроссельной заслонки в настоящее время ограничено из за ее высокой стоимости, но применение более простого исполнительного уст-

    ройства – регулятора дополнительного воздуха, в частности регулятора холостого хода (РХХ), является обязательным.

    1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    1.1 Назначение РХХ

    Регулятор холостого хода служит для поддержания установленных оборотов двигателя на холостом ходу за счет изменения количества возду-

    ха, подаваемого в двигатель в обход закрытой дроссельной заслонки (ри-

    сунок 1.2). В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора по-

    ложение соответствует "0" шагов), конусная часть штока перекрывает по-

    дачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании (обороты хо-

    лостого хода увеличиваются) клапан обеспечивает расход воздуха, про-

    порциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла.

    Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов.

    1 – шаговый двигатель регулятора холостого хода; 2 – дроссельный патрубок; 3 – дроссельная заслонка; 4 – запорная игла клапана РХХ; 5 –

    электрический разъем; А – поступающий воздух.

    Рисунок 1.2 – Схема регулировки подачи воздуха РХХ.

    На прогретом двигателе ЭБУ, управляя перемещением штока, под-

    держивает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки (вклю-

    чение электровентилятора, компрессора кондиционера и т.д.).

    Помимо управления частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, производится управление РХХ, способствующее сниже-

    нию токсичности отработавших газов. Когда дроссельная заслонка резко закрывается при торможении двигателем, РХХ увеличивает количество воздуха, подаваемого в обход дроссельной заслонки, обеспечивая обедне-

    ние топливовоздушной смеси. Это снижает выбросы углеводородов и оки-

    си углерода, происходящие при быстром закрытии дроссельной заслонки.

    1.2 Виды РХХ, применяемых на автомобилях ВАЗ

    На отечественных легковых автомобилях: ВАЗ 2110, 21083, 21093, 21099 и их модификациях с двигателями ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 с системой распределенного впрыска топлива устанавливаются РХХ двух фирм про-

    изводителей:

    1. Калужского завода телеграфной аппаратуры (КЗТА) РХХ 2112- 1148300-02 (рисунок 1.3)

    2. Электромеханического завода ОАО Пегас (г. Кострома) РХХ 2112- 1148300-01 (рисунок 1.4)

    Рисунок 1.3 – РХХ 2112-1148300-02

    Рисунок 1.4 – РХХ 2112-1148300-01

    Рисунок 1.5 – Габаритные размеры РХХ

    Таблица 1 – Технические характеристики и условия эксплуатации

    РХХ 2112-1148300-02

    РХХ 2112-1148300-01

    Сопротивление обмоток, Ом

    Диапазон напряжения пита-

    Рабочий ход штока при пе-

    ремещении на 250 шагов,

    Развиваемое усилие выдви-

    жения штока со скоростью

    333 шагов/с не менее, Н

    Эффективный

    порного клапана, мм

    Габаритные размеры, мм

    Масса, кг не более

    Диапазон

    рабочей темпера-

    Относительная

    влажность

    температуре

    40?С, % не более

    Атмосферное давление,

    зависимыми обмотками и соединенного с ним подпружиненного конусно-

    го штока с клапаном (рисунок 1.6).

    Вращательное движение ШД преобразуется в поступательное пере-

    мещение конусного штока с клапаном с помощью червячно-анкерного ме-

    ханизма. Червячно-анкерный механизма состоит из запрессованной в ро-

    тор втулки с внутренней резьбой, непосредственно конусного штока с резьбой и проточками (рисунок 1.7) и направляющих втулок (рисунок 1.8)

    выполненных в передней опоре ротора.

    1 – шток с клапаном; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – передняя опора ро-

    тора; 5 – статор с катушками; 6 - ротор и задняя опора ротора; 7 - крышка с разъемом.

    Рисунок 1.6 – Устройство регулятора холостого хода.

    Рисунок 1.7 – Конусный шток с резьбой и проточками.

    Да и еще допустим по своей неопытности я не смогу понять как минус приходящий с ЭБУ в компании с минусом на кузове показывает напряжение,вот что хотелось узнать естли на заведенной машине все становится в норму значит минус появляется так сказать,болячка проявляется именно при старте, напряжение на обоих ногах одинаково.и еще если мы определились что нет минуса от мозгов в режиме Зажигания и запуска что приводит к неоткрыванию РХХ,то где проверить этот минус от мозгов или это мозгам хана?

    Примерно начинаю догонять получается что минус вообще как таковой не идет от ЭБУ на РХХ а сидит гдето в мозгах и регулиреет напряжение которое насквозняк проходит от реле перегрузки через катушку РХХ,поэтому на второй ноге значение напряжения меньше чем на входе так как его садит катушка РХХ типо сопротивления?

    Самая распространенная система с РХХ (2-х контактный) . машины с 87 года, как правило оборудованные катализатором и электронной системой зажигания EZL

    Входные сигналы системы :
    -температура двигателя,
    -текущий расход воздуха (сигнал с потенциометра расходомера),
    -обороты двигателя (сигнал TD от системы зажигания),
    -состояние дроссельной заслонки (микрик "ДЗ закрыта" в составе датчика на оси ДЗ)
    -сигнал с датчика скорости "признак движения автомобиля" (с 9/88 года)
    Исполнительные устройства :
    -регулятор холостого хода (далее РХХ), представляет собой исполнительный механизм, который изменяет количество воздуха, проходящего в обход дросселя, для работы двигателя на холостом ходу. Управление ХХ в KE производится путем стабилизации расхода воздуха, а не оборотов двигателя. В памяти контроллера есть таблица зависимости расхода воздуха от температуры двигателя.

    При замыкании микрика "ДЗ закрыта", блок управления (БУ) по температуре двигателя вычисляет расход воздуха, который должен быть стабилизирован и, управляя РХХ, пытается получить такой расход. ЭБУ пытается стабилизировать ХХ только когда автомобиль стоит, т.е. в движении на нейтрали могут наблюдаться повышенные обороты и только после полной остановки где-то через секунду они падают до нормы.
    Т.е. если в текущем режиме работы двигателя (на горячем t=90град.) расход воздуха 0.7В, то мозги через РХХ начнут прикрывать заслонку (опускать обороты), но не ниже 750, т.е. что наступит раньше - либо расход воздуха станет 0.6В, допустим при 750 оборотах, либо обороты упадут до 750.

    Надо понимать, что есть не точное значение стабилизируемого расхода воздуха, а некий диапазон, так же есть компенсации при наличии АКПП, кондиционера и т.п.(устройства, повышающие нагрузку на двигатель, которая требует компенсации)
    Со временем, напыление на дорожках потенциометра в зоне ХХ истирается, и при тех же отклонениях лопаты расходомера сигнал увеличивается, т.е. если у нового двигателя при 800 оборотах было 0.55В, то к старости оно и 0.7В и выше может стать, в связи с чем обороты держатся всегда минимальными (т.е. система упирается в нижнее ограничение - обороты 700)...

    Теперь об аварийном режиме: он возникает когда сигнал расхода воздуха перестает удовлетворять какому-то диапазону напряжений, тогда система должна перестать регулировать ХХ и отключить РХХ, но просто так это сделать нельзя т.к. двигатель заглохнет (кто знает устройство РХХ - поймет), поэтому система увеличивает обороты и обесточивает регулятор, без напряжения там зазор всегда 2мм -аварийное окно , (при запуске открыт на всю, далее прикрытие по мере прогрева двигателя) .Для водителя это выглядит так: сначала ХХ нормальный, потом вдруг обороты плавно повышаются до 1500(аварийное окно в регуляторе).
    Это можно смоделировать на работающем движке просто отсоединением разъема с РХХ
    Проверка

    Мерить относительно массы оба контакта, когда РХХ подключен (чуть приспустить разъем, но не снимать). Мотор работает, на одном будет около 12-14В , на другом, примерно на 5В меньше . Если на одном из контактов 12-14В нет- проверять реле перегрузки.

    Подробнее

    1. Относительно массы, (черный щуп на двигателе) тыкаем в оба контакта. на одном из них будет 12В (такая же напруга как в сети). а на другом примерно на меньше. 2. Между ног померить - на ХХ прогретого мотора.

    Неисправности

    1. Нет питания - не увидишь напряжения относительно кузова ни на одной ноге. Проверять реле перегрузки и пред в нем.

    2. На обоих контактах 12В, либо между ног 0В (обе ситуации равнозначны) - нет управления РХХ мозгом. Например, при снятом потенце на ЭБУ Бош будет такая ситуация. С ЭБУ VDO не будет.

    Реле перегрузки дает напряжение аккумулятора на один из выводов РХХ. Даже без ЭБУ, дает. Т.е. при включении зажигания на РХХ хотя бы на один контакт должен приходить плюс. Нет плюса - реле перегрузки не дает плюса (либо проводка).

    ЭБУ "рулят" РХХ по минусу (массе). Если мозги не рулят - плюс будет на обоих выводах РХХ (нет массы от мозгов).


    собрал вот сабж. для РХХ как на опелевском моновпрыске, например. вообще, такие много где ставят.
    собственно, интересно данное устройство даже не для тестирования этих РХХ, а просто как девайс для управления шаговиком. потому что для промывки, допустим, нужно вначале его разобрать, а потом собрать не повредив. иногда это довольно сложно. ну а так-то всё элементарно - разобрали, в УЗ, минут 10-20 погоняли, продули, смазали, собрали - и на машину.

    схема от ALMI, (C) Алексей Михеенков 1999 - 2008 (C) SMS-Software 2002 - 2008 - легко гуглится по словам "тестер РХХ ALMI"

    как видим, схема элементарная, но есть нюанс. используется нога reset. следовательно если на обычном программаторе (а-ля avreal на LPT порт) вначале прошить фузы - контроллер превращается в кусок кремния - прошивку в него уже просто так не залить. только высоковольтным программатором. я прошивал на mini-pro - он хитрый и всё прошло нормально.

    у автора вырублена защита по току - я всеже поставил токоизмерительные резисторы. ну и на всякий случай поставил светодиоды на выходы "error" микросхемы управления шаговиком. глядишь пригодятся когда.


    плата получилась не очень хорошая, по уму надо бы кондеры тоже smd применить, плюс задумывал ставить регулятор оборотов - переменный резистор. но собрал с подстроечным (под него тоже место есть) - и даже не стал его трогать. померял сопротивление и впаял вместо него постоянный резистор на 18кОм.

    надо бы еще пожалуй сделать переключатель "опель/рено" (у таких РХХ бывает разная распиновка), но для этого нужно вначале взять в руки регулятор от рено, а то я что-то не соображу какие провода перекидывать. проще, пожалуй, тупо второй разъем повесить...

    так что, кому нужно - можно смело рекомендовать. схема примитивнейшая, себестоимость баксов наверно 10 получается, если всё посчитать. самая дорогая и дефицитная деталь это TLE эта, обошлась в где-то 6 баксов. тинька у меня была, так что хез сколько она сейчас стОит...

    UPD : для рено нужно поменять местами провода A и C на разъеме РХХ.