Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • КУДиР: страшный зверь или важный документ?
  • 1 требуется доначисление перерасчет
  • Должностная инструкция водителя аварийного автомобиля. Должностная инструкция водителя, должностные обязанности водителя, образец должностной инструкции водителя

    Должностная инструкция водителя аварийного автомобиля. Должностная инструкция водителя, должностные обязанности водителя, образец должностной инструкции водителя

    Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

    УТВЕРЖДАЮ:
    Генеральный директор
    ООО «Поставки оптом»
    Широков /Широков И.А./
    «12» августа 2014 г.

    Должностная инструкция водителя автомобиля

    І. Общие положения

    1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

    1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

    1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

    1.4. Непосредственный руководитель водителя - директор предприятия.

    1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

    1.6. Водитель должен быть знаком с:

    • законами РФ в области гражданского и трудового права;
    • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
    • Уставом организации;
    • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
    • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
    • дорожными картами региона.

    1.7. Водитель обязан владеть:

    • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
    • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
    • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
    • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
    • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

    ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

    2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

    • управление автомобилем,
    • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
    • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
    • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
    • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
    • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
    • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
    • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
    • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
    • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
    • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
    • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
    • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
    • бережное отношение к вверенному автомобилю.

    ІІІ. Права

    3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

    • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
    • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
    • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
    • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
    • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
    • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
    • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
    • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
    • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

    ІV. Ответственность

    Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

    4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

    4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

    4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

    4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

    4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

    4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

    4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

    4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

    4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

    СОГЛАСОВАНО
    Руководитель транспортного отдела
    ООО «Поставки оптом»
    Мышкин /Мышкин Т.В./
    «12» августа 2014 г.

    С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
    Иванов Р.С.
    Водитель ООО «Поставки оптом»
    Паспорт 8735 № 253664
    Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
    14.09.2012 код подразделения 123-425
    Подпись Иванов
    «17» августа 2014 г.

    ФАЙЛЫ

    Для чего нужна должностная инструкция водителя

    Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

    Основные правила составления должностной инструкции водителя

    Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

    • «Общие положения»,
    • «Должностные обязанности»,
    • «Права»,
    • «Ответственность».

    При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

    Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре , но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

    Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

    Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

    Составление должностной инструкции водителя

    В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

    Основные разделы

    В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

    Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

    Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

    Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

    В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

    После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

    Ниже необходимо указать данные о водителе : его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

    Должностная инструкция водителя автомобиля регламентирует рабочие отношения. Она определяет порядок подчинения сотрудника, правила занятия и освобождения его от должности, требования к образованию, знаниям, навыкам. Документ содержит перечень прав, функциональных обязанностей, видов ответственности водителя.

    Документ подготавливается начальником подразделения организации. Утверждается директором учреждения.

    Предоставленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции водителя грузового, легкового автомобиля, автобуса, персонального, личного водителя, экспедитора и т.п. Ряд положений документа могут отличаться в зависимости от специализации работника.

    Образец типовой должностной инструкции водителя автомобиля

    І. Общие положения

    1. Водитель автомобиля принадлежит к категории «технические исполнители».

    2. Водитель автомобиля непосредственно подчиняется начальнику структурного подразделения/генеральному директору.

    3. В период отсутствия водителя автомобиля его функциональные обязанности, ответственность, права возлагаются на иное должностное лицо, о чем сообщается в приказе по учреждению.

    4. На должность водителя автомобиля назначается лицо, имеющее права категории «В»/«С»/«D» и стаж вождения не менее двух лет.

    5. Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля производится приказом генерального директора учреждения.

    6. Водитель автомобиля руководствуется в своей деятельности:

    • данной должностной инструкцией;
    • правилами внутреннего трудового распорядка;
    • Уставом учреждения;
    • распоряжениями непосредственного начальника;
    • законодательными актами РФ;
    • методическими материалами ведения деятельности;
    • приказами, распоряжениями руководства;
    • руководящими, нормативными актами учреждения.

    7. Водитель автомобиля должен знать:

    • общее устройство автомобиля;
    • основные технические характеристики агрегатов, устройство, назначение, принцип функционирования, обслуживания механизмов, приборов автомобиля;
    • причины, способы выявления, устранения неисправностей автомобиля, их последствия;
    • правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
    • правила осуществления технического обслуживания автомобилей;
    • постановления, законодательство, приказы, распоряжения, иные нормативные акты учреждения;
    • нормы содержания автомобиля, обслуживание салона, кузова, поддержания их в чистом, комфортном состоянии.

    ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

    Водитель автомобиля выполняет следующие должностные обязанности:

    1. Способствует технически исправному состоянию вверенному ему автомобиля.

    2. Своевременно подает автомобиль в заранее установленное место.

    3. Управляет автомобилем, обеспечивая максимальную безопасность для здоровья, жизни пассажиров и иных участников дорожного движения.

    4. Способствует сохранности автомобиля, имущества, расположенного в нем.

    5. Оставляет автомобиль на парковке с включенной сигнализацией.

    6. Блокирует все двери автомобиля во время движения, стоянки.

    7. Наблюдает за техническим состоянием механизмов, агрегатов автомобиля.

    8. Самостоятельно выполняет необходимые работы по обеспечению безопасной эксплуатации автомобиля, согласно инструкции.

    9. Содержит агрегаты, механизмы, салон автомобиля в чистоте. Обрабатывает их предназначенными средствами ухода.

    10. Регулярно проходит техническое обслуживание и ремонт автомобиля в сервисном центре.

    11. Не употребляет вещества, снижающие внимание, скорость реакции, работоспособность.

    12. Вносит информацию в транспортные листы: маршруты движения, преодоленные дистанции, расход горюче-смазочных материалов.

    13. Изучает особенности маршрута движения перед выездом. Обсуждает его с непосредственным руководителем.

    14. Выполняет поручения непосредственного начальника.

    15. Оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке или в гараже после завершения рабочего дня.

    16. Способствует сокращению непроизводительных расходов на содержание автомобиля.

    17. Бережно и рационально использует вверенные ему материалы и технику.

    18. Предоставляет установленную документацию в определенный срок.

    19. Способствует сокращению простоев транспорта, нерационального использования моторесурсов автомобиля.

    ІІІ. Права

    Водитель автомобиля имеет право:

    1. Предлагать изменения в маршруты движения.

    2. Самостоятельно принимать решения в пределах собственной компетенции.

    3. Получать сведения от подрядчиков о ходе ремонта или обслуживания автомобиля.

    4. Получать консультации у специалистов по вопросам, выходящим за рамки компетенции водителя автомобиля.

    5. Не выполнять функциональные обязанности при возникновении опасности для здоровья, жизни.

    6. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их устранению.

    7. Требовать от руководства формирования нормальных условий для безопасного труда, выполнения своих должностных обязанностей.

    8. Выдвигать предложения руководству по улучшению деятельности учреждения.

    9. Коммуницировать с подразделениями учреждения по вопросам своей деятельности.

    10. Получать от руководителей информацию о проектах в отношении своей деятельности.

    11.Участвовать в образовательных мероприятиях, повышать собственную квалификацию.

    ІV. Ответственность

    Водитель автомобиля несет ответственность за:

    1. Сохранность, работоспособность вверенного ему автомобиля, его узлов и механизмов.

    2. Нарушение положений руководящих документов учреждения.

    3. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

    4. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, клиентам, государству, участникам дорожного движения.

    5. Достоверность сведений в документации, направляемой руководству.

    6. Нарушение положений трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, норм противопожарной защиты, техники безопасности.

    7. Последствия самостоятельных действий, собственных решений.

    8. Достоверность данных о техническом состоянии вверенного ему автомобиля.

    9. Несвоевременное направление автомобиля на сервисное обслуживание и ремонт.

    Водитель грузового автомобиля

    Водитель грузового автомобиля управляет транспортным средством, отнесенным к соответствующей категории. Он буксирует прицепы установленного веса и габаритов.

    Специфические функциональные обязанности водителя грузового автомобиля:

    1. Соблюдение правил подачи автомобилей для загрузки, разгрузки.

    2. Проверка соответствия укладки, крепления груза на автомобиле требованиям обеспечения сохранности груза и безопасности движения, автомобиля.

    3. Контроль за соблюдением правил проведения погрузочно-разгрузочных работ, норм загрузки транспорта.

    Водитель автобуса

    Водитель автобуса перевозит пассажиров, соблюдает их безопасность во время движения, посадки, высадки из салона.

    Специфические функциональные обязанности водителя автобуса:

    1. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров.

    2. Соблюдение расписания движения и маршрута.

    3. Сообщение пассажирам о начале и завершении посадки.

    Водитель-экспедитор

    Водитель-экспедитор доставляет товары, материальные ценности, первичную документацию в установленные места. На него возлагается функция перемещения денежных средств.

    Специфические функциональные обязанности водителя-экспедитора:

    1. Получение товара со складов в соответствии с содержанием сопроводительных документов.

    2. Проверка упаковки товаров, контроль правильности проведения погрузочно-разгрузочных работ, расположения, укладки грузов в автомобиле.

    3. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей во время транспортировки.

    4. Оформление документации о приеме, сдаче товаров.

    Водитель-экспедитор выступает доверенным лицом организации в установленных случаях.

    1. Общие положения

    1.1. Водитель дежурного автобуса является рабочим и подчиняется непосредственно своему работодателю Индивидуальному предпринимателю Салагаеву Е.П.

    — Правила дорожного движения и иные акты в области организации дорожного движения;

    — Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

    — основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения;

    — общее устройство автобусов и варианты их компоновки;

    — назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автобуса;

    — системы активной и пассивной безопасности автобуса;

    — виды и периодичность технического обслуживания автобусов;

    — нормы расхода топлива и смазочных материалов;

    — причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автобуса;

    — влияние погодных условий на безопасность управления автобусом;

    — способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    — схемы маршрутов;

    — нормы времени на пробег по маршруту;

    — правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил;

    — маршрут и график движения автобуса на каждый день;

    — основные формы первичного учета работы автобусов;

    — порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов;

    — мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов;

    — меры предосторожности при заправке автобуса топливом;

    — порядок действия водителя автобуса в нештатных ситуациях;

    — инструкции о порядке экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первой медицинской помощи;

    — номера телефонов экстренных служб, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;

    — порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

    — правила пользования медицинской аптечкой;

    — Правила внутреннего трудового распорядка;

    1.3. Водитель автобуса должен:

    — ежеквартально ознакамливаться с графиком сменности, утвержденным работодателем

    — обладать культурой общения;

    — проявлять вежливость, тактичность, внимательность, терпение, доброжелательность и предупредительность в отношениях с пассажирами;

    — быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;

    — выполнять в строгом соответствии распоряжения своего непосредственного руководителя

    1.4. _____________________________________________________________________.

    2. Обязанности

    2.1. Перед началом рабочего дня водитель автобуса:

    — проходит в установленном порядке предрейсовые медицинские осмотры;

    — проводит подготовительные работы перед выездом на линию (проверку технической исправности, состояние колес, шин, подвески, стекол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнего вида автобуса и салона, др.);

    — получает путевую документацию

    — проверяет наличие действительного талона государственного технического осмотра и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

    — проверяет исправность средств связи;

    — получает необходимые документы строгой отчетности,

    2.2. В процессе работы водитель автобуса:

    — соблюдает Правила дорожного движения;

    — немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

    — соблюдает расписание и маршрут движения;

    — делает отметки в путевом листе в контрольных пунктах на маршруте;

    — обеспечивает экономное расходование автомобильного топлива;

    — контролирует исправность топливной аппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, от которых зависит расход топлива;

    — оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

    — соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.

    2.3. В течение рабочего дня (смены) водитель автобуса:

    2.3.1. Обеспечивает безопасную перевозку пассажиров по заданному маршруту с соблюдением графика движения в установленные для этого часы

    2.3.2. Осуществляет открытие дверей по прибытии автобуса к месту назначения и прекращении движения, закрытие дверей только после окончании выхода и входа пассажиров.

    2.3.3. Следит за наполнением автобуса в пределах установленной нормы и предупреждает пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона автобуса.

    2.3.4. При выявлении неисправности автобуса, препятствующей дальнейшему движению, содействует скорейшей высадке пассажиров в любом не запрещенном для этого месте.

    2.3.5. В случае причинения пассажирами материального ущерба автобусу сообщает своему руководителю и следует его дальнейшим указаниям.

    2.3.6. В пути следования сообщает руководителю по телефону:

    — о прибытии к начальному и контрольным пунктам согласно установленному маршруту и графику движения;

    — о месте нахождения (при запросе);

    — о наличии затруднении в движении транспорта по маршруту следования;

    — о забытых пассажирами вещах;

    — о конфликтах, требующих вмешательства милиции;

    — о дорожно-транспортных происшествиях с участием автобуса;

    2.4. Во время движения автобуса водителю автобуса запрещается:

    — осуществлять перевозку пассажиров на автобусе, техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации;

    — принимать пищу в кабине автобуса;

    — курить;

    — вести посторонние разговоры;

    — провозить в кабине людей, багаж, горюче-смазочные материалы;

    — начинать движение до полного закрывания дверей;

    — открывать двери до полной остановки;

    — отклоняться от маршрута без разрешения руководителя или уполномоченного на то лица;

    2.5. Водитель автобуса в конце рабочего дня:

    — заправляет автобус топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

    — предъявляет автобус для проверки технического состояния;

    — сообщает об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностях автобуса;

    — сдает путевой лист, заказ на перевозку пассажиров автобусом,

    — ставит автобус в зону стоянки;

    — в случае обнаружения забытых пассажирами вещей передает их руководителю или уполномоченному на то лицу;для принятия мер по поиску владельцев;

    — включает стояночный тормоз;

    — закрывает дверь кабины водителя, окна, люки;

    — выполняет иные процедуры, связанные с охранной имущества, после постановки автобуса в зону стоянки (гараж), работодателя до конца рабочей смены.

    3. Права

    При выполнении своих обязанностей водитель автобуса обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

    4. Ответственность

    4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства и груза.

    4.3. Водитель автобуса за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

    Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2019 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

    В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

    1. Общие положения водителя автобуса

    1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

    1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

    2. Должностные обязанности водителя автобуса

    Водитель автобуса обязан:

    2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

    2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

    2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

    2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

    2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

    • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
    • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
    • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
    • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
    • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
    • наличие и состояние указателей маршрута.

    2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

    2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

    2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

    2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

    2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

    2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

    • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
    • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
    • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
    • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
    • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
    • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
    • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
    • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

    2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

    • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
    • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
    • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

    2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

    2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

    2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

    2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

    2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

    2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

    2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

    2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

    2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

    2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

    2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

    2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

    2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

    • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
    • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
    • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

    2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

    2.27. По прибытию автобуса в парк:

    • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
    • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
    • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
    • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
    • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

    3. Права водителя автобуса

    Водитель автобуса имеет право:

    3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

    3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

    3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

    3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

    3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

    3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

    3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

    3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

    3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

    3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

    3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

    3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

    3.13. Водителю строго запрещается:

    • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
    • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
    • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
    • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
    • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
    • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
    • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
    • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
    • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
    • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
    • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
    • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
    • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
    • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
    • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

    Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса - образец 2019 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

    Трудовое законодательство, наряду с нормами, распространяющимися на всех, содержит ряд требований и правил, касающихся отдельных категорий работников. Одна из таких категорий - водители. Их труд отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, а рабочее место (автомобиль) представляет собой источник повышенной опасности.

    Особенности приема на работу

    Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями . В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.

    К работе по профессии "водитель" не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет").

    При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; далее - Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений - российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

    Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения";

    Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 "О введении в действие международного водительского удостоверения";

    Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений";

    Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.

    Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения - национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные - до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

    С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

    Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

    Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.

    Медицинские осмотры водителей

    С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения". Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

    В отношении лиц, работающих водителями, установлены следующие виды обязательных медицинских осмотров:

    • предварительные (проводятся до оформления приема на работу водителей);
    • периодические (проводятся в течение всего времени работы водителей - не реже одного раза в два года, а для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно, согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
    • предрейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, за исключением водителей экстренных служб);
    • послерейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, чья работа связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов).
    • Вышеуказанные виды медицинских осмотров проводятся за счет средств работодателя.

    Кроме того, медицинское освидетельствование проводится перед получением водительского удостоверения впервые, а также в случаях его замены в связи с истечением срока действия либо возврата по истечении срока лишения прав. Эти медосмотры проводятся за счет средств водителя.

    Обязательные медосмотры могут проводиться организациями разных форм собственности и управления, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врача-психиатра и врача психиатра-нарколога осуществляется только в специализированных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Важно. Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782, гласит:

    "15.3. Проверяется наличие и срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами тех категорий, право на управление которыми испрашивается кандидатом в водители.

    В Государственной инспекции для информации ведется перечень медицинских учреждений, находящихся на обслуживаемой территории и осуществляющих выдачу указанных справок.

    В случае представления медицинской справки, выданной медицинским учреждением, не входящим в вышеуказанный перечень, в это медицинское учреждение или в соответствующее подразделение Государственной инспекции направляется запрос для подтверждения выдачи данной справки".

    По результатам обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра водителю выдается медицинское заключение о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Законом установлено, что заключение изготавливается в двух экземплярах, один из которых хранится в медицинской организации, а второй выдается на руки водителю для предоставления работодателю, у которого оно впоследствии будет храниться.

    Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей, на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Ответственность установлена Законом N 437-ФЗ. Изменения вносятся в виде новой статьи - 11.32 КоАП РФ.

    Порядок проведения обязательных медицинских осмотров определяют следующие документы:

    Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;

    Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

    На время прохождения работником медосмотра за ним сохраняется средний заработок по месту работы ().

    Режим рабочего времени и времени отдыха

    Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.

    Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).

    Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях - 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

    В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие. Включать в рабочее время вышеуказанные периоды можно не в полном объеме: например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%, время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей - в размере не менее 50%.

    В случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, водители могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, однако они не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Можно ли направить водителя в командировку?

    В соответствии со ст. 57 ТК РФ указание на характер работы должен содержать трудовой договор с работником. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ). Работа водителя носит разъездной характер (если водитель ежедневно имеет возможность возвращаться к месту своего проживания) или осуществляется в пути (если такой возможности нет), поэтому служебные поездки этих работников командировками не являются. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ водителям должны возмещаться расходы, связанные со служебными поездками, такие как:

    расходы по проезду;

    расходы по найму жилого помещения;

    дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

    иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы). В том же документе может быть установлена надбавка за разъездной характер работы (Письмо ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

    При установлении размера такой надбавки необходимо руководствоваться:

    Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N169/10-87);

    Перечнем профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков (утв. постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579);

    отраслевыми соглашениями, в частности Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2014-2016 гг. (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (Ассоциация "РАДОР"), Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" 12.11.2013).

    Ограничения при работе по совместительству

    Нельзя оформлять на должность водителя по совместительству лиц, которые выполняют по основному месту работы аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением). Это ограничение введено ч. 1 ст. 329 ТК РФ, а также "Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Подтвердить отсутствие подобного ограничения кандидат на позицию "водитель" может, предоставив копию трудовой книжки, справку с основного места работы либо указав в своем заявлении о приеме на работу, что его основная деятельность не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

    Материальная ответственность

    С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

    Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

    ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

    ущерб причинен умышленно;

    ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

    работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

    ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

    Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

    Требуется ли согласие водителя на смену автомобиля?

    Распространенная на практике ситуация - когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

    Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?

    Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.

    Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).

    Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой "в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением". При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

    Как поступить, если водителя лишили прав?

    Профессиональная деятельность водителя возможна при наличии у него специального права, которое подтверждается водительским удостоверением, выдаваемым органами ГИБДД. Только при наличии такового водитель имеет право на управление транспортным средством (п. 4 ст. 25 Закона N 196-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 28 того же закона, действие этого права прекращается, если:

    истек срок действия водительского удостоверения;

    выявлены медицинские противопоказания или ограничения к управлению транспортным средством;

    водитель лишен права на управление транспортным средством.

    Если постановлением суда водитель лишен права управления транспортным средством, его водительское удостоверение изымается (ст. 32.6 КоАП РФ). Срок лишения специального права начинает исчисляться со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения этого права (ст. 32.7 КоАП РФ). Действия работодателя зависят от того, на какой срок водитель лишен права управления транспортным средством.

    Если права изъяты на срок до двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями ст. 76 ТК РФ: водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, либо отстранен от работы на весь срок лишения специального права. На практике работодателю следует направить работнику уведомление, в котором нужно указать имеющиеся у него вакансии или сообщить об их отсутствии. Работник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. Информация о временном переводе в трудовую книжку не вносится. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то необходимо издать приказ об отстранении от работы на весь период приостановления действия специального права. В период отстранения от работы заработная плата сотруднику не начисляется, также этот период не входит в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск (ст. 76 и 121 ТК РФ).

    Если права изъяты на срок более двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями : водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, а если это невозможно - трудовой договор с ним расторгается. Как и в предыдущем случае, работодателю следует направить работнику уведомление с указанием имеющихся у него вакансий (как вакантных должностей или работ, соответствующих квалификации работника, так и вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемых работ) или сообщить об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Сотрудник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если он согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает приказ о переводе. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник отказывается от перевода, то трудовой договор расторгается на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением работника специального права (на управление транспортным средством), влекущим за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

    Как видим, труд водителей весьма жестко и оправданно регламентирован. Неукоснительное следование нормам закона - залог безопасной и быстрой езды, которую, как мы знаем, в нашей стране любят многие...