Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Житомирская областная общественно-деловая газета "эхо"
  • Кем является ваша свекровь по гороскопу?
  • Шаровский: из-за русского языка многие театры вынуждены гастролировать
  • Так чья же пассия Анна Чапман?
  • Быстрые малосольные огурцы на минеральной воде рецепт с фото, народные знания от кравченко анатолия
  • Быстрые малосольные огурцы на минеральной воде рецепт с фото
  • Реформы органов центрального управления Петра I Великого. Образование и учебные заведения императорской России

    Реформы органов центрального управления Петра I Великого. Образование и учебные заведения императорской России

    В 1699-1701 гг. была проведена реформа центрального управ­ления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или же соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В свя­зи с новыми потребностями страны (главным образом, началом Се­верной войны) возникло несколько новых приказов.

    К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная часть их действовала объединенно, составляя 25 самостоятельных учреж­дений.

    В 1699 г. купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа - Бурмистерской палаты в Москве; с 1700 г. она получила название Ратуша. Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были со­зданы подчиненные Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.

    Правительство мотивировало создание этого городского сослов­ного, финансового и полицейско-судебного «самоуправления» жела­нием улучшить деятельность торгово-промышленного населения (куп­цов, ремесленников), «чтоб им в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренья не бы­ло» 64 . Э та реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с го­родского населения.

    В Ратушу отошли финансовые функции тринадцати приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708-1710 гг.

    Подобная централизация произошла и в военном управлении. В 1701 г. был создан Приказ военных дел, в ведение которого ото­шли: комплектование частей зарождающейся регулярной армии (осо­бенно до 1705 г. 65), формирование полков, заведование комсоставом армии, снабжение ее всем необходимым, кроме провианта («комис­сариатское довольствие»).

    После местной реформы 1708 г. компетенция Приказа военных дел резко сократилась: комплектованием частей стали заниматься губернаторы, снабжение провиантом перешло в полевые органы ар­мии, а составом се стало заведовать более гибкое и оперативное уч­реждение - Главная военная канцелярия, с открытием которой в 1711 г. Приказ военных дел был упразднен. С 1711 г. и до 1797 г. существовал Главный комиссариат (в некоторые периоды Генераль­ный комиссариат), ведавший вещевым и денежным довольствием армии. С учреждением Военной коллегии Главный комиссариат на­ходился в ее подчинении, а иногда был самостоятельным централь­ным учреждением.

    С передачей губернаторам финансовых функций им были подчи­нены и бурмистерские избы. Ратуша из центрального стала местным московским учреждением.

    В первые годы XVIII в. были созданы новые центральные учре­ждения. Иногда они назывались по-старому - приказы (Адмирал­тейский, Провиантский, Артиллерии, Рудокопных дел), иногда полу­чали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и др.). Это были учреждения переходного периода. В организации и деятельности их наряду с элементами нового сохранялось еще мно­го черт старых приказов XVII в. (например, судебные функции в от­ношении подведомственных лиц).

    Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра I и его матери, а также заведо­ванию «потешных» полков (Преображенского и Семеновского) - Преображенской потешной избы.

    С установления фактического правления Петра I Преображен­ская потешная изба приобрела ряд военно-административных функ­ций по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров («потешные походы»). Под ее надзором находил­ся и Новодевичий монастырь, куда была заключена Софья.

    Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азов­ских походов. С 1695 г. она была преобразована в Преображенский приказ.

    После азовских походов Преображенский приказ стал прежде всего органом следствия и суда по политическим преступлениям (из­мене, «бунту» и «непристойным» речам против царя и членов его

    семьи). Этими вопросами занималась главная канцелярия приказа. Наряду с этим Преображенский приказ имел и иные функции. Че­рез подчиненные ему Потешный двор приказ заведовал охраной по­рядка в Москве по организации караулов в Кремле, борьбе с на­рушителями, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Се­меновским полками, осуществлял набор даточных (до апреля 1702 г.). В связи с отъездом Петра I за границу в конце 1697 г. приказу бы­ла подчинена вся Москва.

    Главным судьей Преображенского приказа был крупный государ­ственный деятель Ю. Ф. Ромадановский, а после его смерти (1717 г.) его сын И. Ромадановский. В помощь главному судье с 1698 до 1706 гг. действовала судебная боярская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.

    Из поступавших в Преображенский приказ доносов («изветов») отбирались те, которые носили политический характер, а остальные отсылались в другие приказы. Политический процесс конца XVII - начала XVIII в. основывался на «Соборном Уложении» 1649 г., а так­же новоуказанных статьях и узаконениях Петра I.

    Каждый политический процесс начинался с письменного или уст­ного «извета» о «государевом слове и деле», который изветчик мог сделать где угодно (в любом приказе, местном учреждении, церкви, на базаре, на улице, дома), но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение из­ветчик, а часто и обвиняемый, задержанный в результате извета, переправлялись в Преображенский приказ. Начиналось следствие. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальные обыски. В случае отсутствия свидетелей для благород­ного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если извет­чик-холоп или крестьянин, не имея свидетелей, извещал на своего помещика, то «Соборное Уложение» предписывало «тому их извету не верить... И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне», т. е. вернуть изветчиков-хо­лопов их же помещику.

    Правильные изветы по закону удостаивались наградами, но прак­тически изветчики, особенно из крестьян, не получали ничего. За лож­ные показания сурово наказывали кнутом или штрафовали.

    Если обвиняемый отрицал свою вину, то приказ прибегал к пыт­ке. Закон разрешал пытать трижды: поднять на дыбу; поднять на дыбу и бить кнутом; после битья кнутом на дыбе жечь огнем. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восста­нии, от пыток умерло 45 человек. Нередко присутствовал на допро­сах, а порой и лично допрашивал сам Петр I.

    Основное острие карательной деятельности Преображенского приказа было направлено против народных масс. На всем протяже-

    нии его существования в нем происходят процессы крестьян и по­садских низов, выражавших свое недовольство налоговым гнетом, феодально-крепостнической системой, высказывавшихся против само­го царя.

    Расправлялся Преображенский приказ и с противниками преоб­разований Петра I - из среды бояр, духовенства, стрельцов. Бояр­ская оппозиция попыталась использовать для осуществления своих реакционных планов стрельцов. Дело о стрелецком мятеже 1698- 1699 гг. было наиболее массовым процессом, проводимым Преобра­женским приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов. Мелкие стрелецкие процессы продолжались до 1718 г.

    Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. (с 1725 г.- как Преображенская канцелярия).

    Приказы в конце XVII - начале XVIII в. представляли собой пе­струю, громоздкую и нестройную систему центральных учреждений с нечеткими функциями, переплетением функций и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и гру­бым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, гор­ным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организаци­онных форм центрального государственного аппарата.

    Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подго­товительный период. Перед отъездом за границу 11 декабря 1717 г. Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряже­ние «начать всем президентам с нового года сочинять свои колле­гии» 66 . Окончательная их организация затянулась. В 1718 г. боль­шинство коллегий еще не приступило к делам. В конце 1718 г. по­следовал закон о разделении дел между коллегиями с указанием на необходимость сочинять для каждой свой регламент. Открытие кол­легий состоялось в 1719-1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «госу­дарственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер, Штатс-контор, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг, Ману­фактур, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - дела­ми господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.

    Духовная коллегия, вскоре после основания, была преобразова­на в высшее правительствующее учреждение - Синод, юридически приравненный к Сенату.

    Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регла­ментом, но 28 февраля 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший единообразие организаци­онного устройства порядков деятельности и делопроизводства. На протяжении всего XVIII в. этим законом руководствовались все пра­вительственные учреждения России.

    Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного ус­тройства, более четкой компетенцией; деятельность и делопроизвод­ство коллегий были строго регламентированы законом.

    Петр I и его современники считали, что коллегии имели несрав­ненные преимущества перед приказами; изложение этих преиму­ществ было дано в «Духовном регламенте», составитель которых от­мечал, что только коллегия, а не одно лицо, может выносить пра­вильные решения («что един не постигнет, постигнет другой»), и такие решения считались гораздо авторитетнее единоличных. Кол­легиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи про­исходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды возлагал Петр I на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников. По мнению Петра I, «президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели; в коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей.

    Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчи­нялся местный аппарат.

    Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания чле­нов) и канцелярии.

    Состав присутствия насчитывал 10-11 членов и состоял из пре­зидента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асес­соров.

    Президент коллегии назначался царем и осуществлял «генераль­ную и верховную дирекцию» (управление коллегии). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны «накрепко смотреть, чтобы прочие чле­ны коллежские и в поверенных делах и в приказанном их смотрении « надлежащим старанием и прилежанием попечение имели». В слу­чае нерадения членов президент должен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сооб­щать Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который «мало разумен».

    В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сена­та. При коллегиях существовали и фискалы.

    Канцелярия коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении

    находился штат канцелярии, в состав которого входили: нотариус, или протоколист - составитель протоколов заседаний; регистра­тор - составитель списков, входящих и исходящих бумаг; актуари­ус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты).

    «Генеральный регламент» устанавливал точное расписание засе­даний коллегий: по понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате.

    Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В «камере аудиенции», убранной коврами ком­нате со стенными часами, под высоким балдахином стоял покрытый сукном стол, за которым и располагались члены коллегии; перед каждым из них стояла чернильница. На присутственном столе нахо­дилась книга нерешенных дел; она должна была напоминать членам коллегии о незамедлительном их рассмотрении. Впоследствии при­сутственный стол коллегии украсило «зерцало» - треугольная приз­ма с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г.- «о хране­нии прав гражданских», от 21 января 1724 г.- «о поступках в су­дебных местах» и от 22 января 1724 г.- «о государственных уста­вах». «Зерцало» должно было напоминать чиновникам и просите­лям о законности.

    Справа от присутственного стола коллегии находился стол сек­ретаря, слева - стол нотариуса.

    Заседанием руководил президент; при его входе или выходе чле­ны коллегии вставали.

    Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в кол­легию, но с соблюдением рассмотрения вначале государственных, а затем частных дел. Члены коллегии подавали свои мнения по оче­реди, начиная с младших членов, и не повторяясь; это должно было обеспечить самостоятельность мнений. Все «рассуждения» членов но­тариус заносил в протокол. Дела разрешались «по множайшему чис­лу голосов» (т. е. по большинству); при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался сам президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в разрешении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат.

    Во время заседаний просители дожидались решений в прихожих «камерах», которых было две: «чтоб люди знатного характера (или чина) от подлых различены были и особливое свое место иметь могли».

    По требованию коллежского присутствия служитель (вахмистр) вводил иногда в «камеру аудиенции» просителя. Только лица с вы­соким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; все остальные должны были отвечать перед кол­легией стоя.

    В каждой коллегии существовала «камера» (кабинет) президен­та, в которой глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему

    корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помеще­ния были отведены для коллежских контор и канцелярии.

    Связанные с решением коллегии телесные наказания приводились в исполнение здесь же, при коллегии, для того чтобы «всяк смотря на то, от каких погрешений и преступлений себя мог охранять».

    Военная коллегия управляла созданной Петром I регулярной ар­мией, которая сложилась в ходе Северной войны. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян. Все достижения новой ар­мии в организации, тактике и боевой подготовке были закреплены в «Воинском уставе» 1716 г.

    Президентом коллегии был ближайший соратник Петра I фельд­маршал А. Д. Меншиков, а вице-президентом - крупный военный специалист, автор одного из первых военных уставов, генерал А. Вейде.

    Военно-морским флотом, созданным Петром I, управлял ряд уч­реждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая их Адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфя­ми, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава воен­но-морского флота: матросов и офицеров (последних в Морской ака­демии); вооружение и снабжение их. Адмиралтейств-коллегий при­надлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту. Все поряд­ки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г. Во главе коллегии находился крупнейший флотоводец пер­вой четверти XVIII в. генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.

    Коллегия иностранных дел поддерживала повседневные диплома­тические сношения с иностранными государствами, вела дипломати­ческую переписку с представителями иностранных государств и рус­скими послами за границей, руководила приемом, содержанием и от­правлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.

    По наследству от Посольского приказа коллегия иностранных дел заведовала отдельными территориями на окраинах (Украина), а так­же почтой (впоследствии в составе коллегии был создан почтовый департамент).

    Во главе коллегии стоял крупный дипломат канцлер Г. И. Голов­кин, а вице-президентом был барон П. П. Шафиров.

    Активная внешняя политика и войны, преобразования армии, уп­равления и культуры, создание флота, строительство заводов, кана­лов, верфей и городов потребовали огромных денежных средств. На­логовый гнет возрос, а сама система налогов значительно измени­лась. В отличие от XVII в., когда господствующее значение в бюд­жете имели различные косвенные налоги, с первой четверти XVIII в. преобладают прямые налоги.

    Петр I ввел новую податную единицу - «ревизскую душу». Все

    население государства было подразделено на две части - податную (крестьяне всех категорий, мещане, цеховые ремесленники и купцы) и неподатную (дворяне, духовенство).

    Для определения числа «душ» податного населения стали произ­водиться переписи мужского населения податных сословий, называ­емые подушными ревизиями. Материалы этих ревизий нужны были не только финансовым органам государства, они использовались так­же для рекрутских наборов.

    Указ о проведении первой подушной ревизии был издан 28 но­ября 1718 г. Ревизия проводилась 1719 по 1724 г.

    Умершие, беглые и самовольно переселившиеся в другие места лица не исключались из ревизских «сказок» до следующей ревизии (в 1744-1747 гг.). Не включались в число ревизских душ и лица, родившиеся после дачи «сказок». Ревизские «сказки» представляли собой ведомости со сведениями о лицах мужского пола податных со­словий, подаваемые помещиками на крепостных, приказчиками - на дворцовых, старостами - на казенных крестьян губернаторам и отсылались в Петербург в Канцелярию бригадира В. Зотова, осуще­ствлявшую общее руководство сбором и разработкой материалов ре­визии. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.

    Кроме подворной, а затем подушной подати, существовало мно­жество других прямых налогов, чаще всего экстренного характера: драгунские, корабельные, рекрутские, подводные и др.

    Резко возросло число косвенных налогов. Со времени Курбатова появилась целая профессия «государевых прибыльщиков», задачей которых было придумывание новых, главным образом косвенных, на­логов («сидеть и чинить государю доходы»).

    Кроме традиционных винных и таможенных сборов, появились сборы с хомутов, гробов, перевозов, водопоя, отвальные и приваль­ные (для судов, отходящих от пристаней и подходящих к ним), ры­боловства, торговых операций солью и табаком, за ношение бороды, старой одежды и т. п. Большая часть этих сборов поступала в соз­данную в 1706 г. Ижорскую канцелярию, во главе которой стоял Меншиков. Другие сборы поступали в специальные канцелярии: Банную, Рыбную, Мельничную, Постоя, Медовую, Ясачную и т. п. Эти сборы назывались канцелярскими.

    К концу царствования Петра I в России насчитывалось 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов.

    Созданная в числе других коллегий Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, которые раньше находились в ведении приказов и канцелярий. Камер-коллегия руководила сбором податей, пошлин и недоимок, осуществляла руководство выполнением натуральных повинностей.

    В коллегию после «ревизии» поступали «генералитетские кни­ги» - итоговые документы ревизии, содержавшие сведения о числе податных душ; второй экземпляр этих книг оставался в губерниях.

    Заведовала коллегия и такими источниками доходов, как вин-

    ные подряды и соляные промыслы, а также заготовлением провиан­та для армии. В 1723 г. ей был поручен надзор за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжением хлебом населе­ния в случае голода.

    Президентом Камер-коллегии был князь Д. М. Голицын.

    Другая финансовая коллегия - Штатс-контор-коллегия заведо­вала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), выделяла по указанию Сената определенные суммы правительственным учреждениям и должностным лицам. Президен­том этой коллегии был граф И. А. Мусин-Пушкин.

    Ревизион-коллегия наследовала от Ближней канцелярии функцию чисто формального финансового контроля за расходованием. Эту коллегию возглавлял князь Я. Ф. Долгорукий.

    Управление незначительными казенными промышленными пред­приятиями в XVII в. было распределено между многими приказами, занимая в их деятельности второстепенную роль.

    Развитие мануфактурной промышленности и торговли, проводи­мая государством политика покровительства им в XVIII в. потребо­вали централизации их управления.

    Огромное значение имела Берг-коллегия, заведовавшая горной и металлургической промышленностью - отраслями, пользовавшимися особым попечительством Петра I.

    Коллегия осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных кре­стьян. 18 января 1721 г. был издан указ, по которому разрешалось к частным заводам присоединять деревни при условии, «дабы те де­ревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» 67 . Владелец за­вода (дворянин или купец) мог продавать этих посессионных кре­стьян только вместе с заводом. Но и этот указ не мог полностью раз­решить проблемы рабочей силы в промышленности в условиях фео­дально-крепостнического строя.

    Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и осуществляла заботу о частных мануфактурах в прочих отраслях промышленности (главным образом, легкой).

    Во главе обеих коллегий при Петре I стоял обрусевший шотланд­ский специалист в области артиллерии Я. В. Брюс (одновременно он был и генерал-фельдцейхмейстером - начальником артиллерии). Надзором и попечительством над внешней и внутренней торгов­лей ведала Коммерц-коллегия, президентом которой был дипломат и разносторонний деятель того времени П. А. Толстой.

    Юстиц-коллегия была судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского, судных). Она заведовала губернскими и надворными су­дами и являлась для них апелляционным судом по уголовным и граж­данским делам. В ее ведении находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. В существо-

    вавшей при Юстиц-коллегии в 1719-1740 гг. Крепостной конторе записывались и оформлялись различные крепостные акты на земли и крестьян, о продаже вотчин, купчие, доверенности, духовные за­вещания и т. д.

    Президентом коллегии был назначен граф А. А. Матвеев. С со­зданием Юстиц-коллегии ей был подчинен Поместный приказ, соста­вивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 г. она была пре­образована в самостоятельную Вотчинную коллегию. Эта коллегия находилась в Москве, заведовала дворянским землевладением. Защищая и оберегая интересы помещиков, она разбирала земельные тяжбы, иски и споры дворян; оформляла новые земельные пожало­вания и т. п. С 1772 г. каждая коллегия имела в Москве свою кон­тору, которую возглавляли поочередно члены коллегий. Вотчинная коллегия имела свою контору в Петербурге.

    Другой сословной коллегией явился созданный 13 февраля 1720 г. Главный магистрат, который собрал и соединил «рассыпанную хра­мину» городского сословия. Регламент Главного магистрата подроб­но определил многообразие функций этой коллегии, которые заклю­чались в создании магистратов и снабжении их уставами и инструк­циями, а также руководстве выборами в них; в надзоре за выполне­нием магистратами административно-полицейских и судебных функ­ций; охранении сословных привилегий горожан и «защите купцов и ремесленников от обид и притеснений»; содействии развитию город­ских ремесел и торговли (особенно ярмарочного дела). Кроме того, Главный магистрат являлся высшей апелляционной инстанцией на судебные решения магистратов.

    Члены Главного магистрата (бургомистры и ратманы) назнача­лись царем; президентом коллегии был назначен купец Исаев, а обер-президентом - представитель родовитого дворянства князь Трубец­кой.

    Коллегии не охватывали всех отраслей управления; часть их ос­тавалась вне коллежской системы. Это было дворцовое, ямское, ме­дицинское, строительное управления и другие дела, находившиеся в ведении специальных приказов (Дворцовый, Ямской), канцелярий (Медицинская), палат (Оружейная), контор (Соляная) и др.

    Кроме того, продолжал существовать Преображенский приказ. Перегрузка этого приказа различными делами по заведованию гвар­дейскими полками и полицейскому управлению Москвой, а также его отдаленность от Петербурга толкнули правительство на более гибкую форму ведения политических процессов с помощью времен­ных розыскных канцелярий. Во главе этих канцелярий были постав­лены гвардейские офицеры; первые розыскные канцелярии возник­ли в 1713 г.

    Одна из этих канцелярий, начавшая в Москве следствие по делу царевича Алексея, после переезда в Петербург 20 марта 1718 г. бы­ла преобразована в постоянную Тайную канцелярию.

    Рассмотрением дел в этом новом органе политического следствия

    и суда занималась коллегия в составе П. Толстого, А. Ушакова, Г. Скорнякова-Писарева и И. Бутурлина. В официальных докумен­тах эти лица именовались «министрами» Тайной канцелярии.

    Канцелярия вела процессы по всем «трем пунктам» указа от 24 января 1715 г. 68 . В Тайной канцелярии рассматривались дела о «непристойных выражениях» об особе государя - покушение на го­сударственное здоровье, непочтение к царской фамилии; самозван­стве, несоблюдении молебнов в царские дни, о «непристойных ре­чах» о государственных деятелях, дела об измене, о раскольниках, волшебстве, казнокрадстве, взяточничестве и т. д.

    В Тайной канцелярии прошли такие крупные процессы, как след­ствие по делу царевича Алексея и его сообщников - противников реформ Петра I; связанные с этим процессом дела бывшей царицы Евдокии Лопухиной и Кикина; придворное уголовное дело фаворит­ки Петра I Марии Гамильтон («девки Марьи Гамонтовой»), ряд дед по третьему пункту указа 1715 г. о грандиозных хищениях в Ревельском порту, злоупотреблениях в Астрахани, краже корабельных ле­сов на Днепре и т. д.

    «Следование» (допросы и очные ставки свидетелей обвиняемых, доносчиков) проводилось секретарями канцелярии, записывавшими допросные речи.

    Во время допросов практиковалась пытка: на дыбе, раскаленными щипцами, горящими вениками и т. д. В допросных материалах нередко встречалось такое выражение: «после розыску зжен огнем, а с огня говорил».

    Из собранных во время допросов материалов секретари состав­ляли «выписки», которые докладывали «министрам». «Министры» давали «определение» (продолжать следствие или закончить), а за­тем выносили приговор.

    Тайная канцелярия подчинялась непосредственно Петру I, но в отношении некоторых дел (особенно по пункту третьему указа 1715 г.) на решения Тайной канцелярии допускалось обжалованиев Сенат.

    Жестокий военно-полицейский классовый террор феодального аб­солютистского государства сильно сократил число дел по первым двум пунктам указа. Это отразилось и на деятельности Тайной кан­целярии. В указе от 28 мая 1726 г. констатировалось, что «чрезвы­чайные розыскные дела», ради которых была создана Тайная канце­лярия, ныне случаются, но «не так важные». Поэтому Тайная кан­целярия упразднялась и рассмотрение «чрезвычайных розыскных дел» централизовалось в Преображенском приказе, поскольку там «больше бывают такие дела» 69 .

    Военная реформа Петра I

    К концу XVII в. вооруженные силы Московского государства включали в себя три вида военнослужащих:

    Поместное ополчение

    Стрельцов

    Даточных людей.

    Военная реформа Петра Ι состояла из двух частей:

    1) Он объявил даточных людей, рекрутами, что на деле означало, призванные на военную службу поступали на формально полное содержание государством и оставались в строю пожизненно. Тем самым рядовой состав армии терял всякую связь, с теми частями общества из которых он набирался.

    2) Петр положил начало национальному офицерскому корпусу, но для подготовки большинства офицеров не было военно-учебных заведений, поэтому их готовили на службе и службой, дозволяя отличившимся солдатам становиться офицерами. Таким образом, в число последних попадали представители всех сословий, которые становились профессиональными военными и вне военной службы не могли найти себе применение.

    Таким образом, военная реформа Петра I отделила от общества и рядовой и офицерский состав армии. Это было важнейшим элементом в процессе отделения государства от общества; созданная Петром армия имела постоянный состав и регулярный характер. Благодаря этому она была способна вести не только агрессивные войны, но и служить орудием подавления собственного народа.


    Реформы высших государственных учреждений при Петре I

    Петр завершает отмену патриаршества и ставит себя во главу церкви, предоставляя ей вместе с тем составить из высших церковных должностных лиц представительный орган- Синод в качестве 12ой коллегии. Синод представлял собою в отличие от других коллегий должностной представительный орган- его составили должностные лица- митрополиты и епископы. Это представительство получило полномочие обсуждать церковные дела и готовить для монарха решения по ним. Однако, деятельность Синода была поставлена под надзор должностного лица-оберпрокурора.

    Таким образом, церковная организация и вся церковная сфера были поставлены в подчиненное положение по отношению к светской власти. Петр не постеснялся откровенно указать причины этой исторической перемены.

    Во-первых, Петр избавлялся от конкурентной для него фигуры патриарха, а значит, и от налагавшихся им морально правовых ограничений в государственной сфере.

    Во-вторых, принижая церковь, Петр стремился предупредить союз духовенства с простонародьем, обнаруживая понимание опасности такого союза для государства.

    Таким образом, церковная реформа и ее мотивы явились составной частью процесса, направленного на установление абсолютизма, как формы правления.

    Осуществление некоего плана реформ позволило Петру после 1711 года создать ту систему высших и центральных учреждений, которая позволяла монарху править единолично, обеспечивать ему непосредственное участие в государственных делах и быть подконтрольной. Вместе с тем, данную систему Петр сконструировал под себя: главенствующее значение коллегиального начала Петр допускал именно для того, чтобы иметь широкий спектр мнений и взаимодействовать с государственными учреждениями в режиме диалога. Петр не опасался такого диалога и был готов к нему, поскольку являлся уникальной личностью своего времени- обладал широчайшей эрудицией, «всеобъемлющей душой».

    Создав под себя систему высших и центральных учреждений, Петр не смог отказаться от попыток ее усовершенствовать и дополнить. В 1722 году, через 11 лет после своего создания, Сенат подвергся реформам.

    Во- первых законом была определена компетенция Сената и правила его формирования.

    Во- вторых, Петр попытался возложить на Сенат главную ответственность за установление налогов и в соответствии с этим вручить ему функции надзора и контроля в финансовой сфере.

    Как видим, монарх пытался сделать бюрократический коллегиальный орган власти формально ответственным за налоговую политику государства.

    В созданных Петром учреждениях их деятельность находилась в руках чиновников, законодательно оформленной бюрократии. Она унаследовала от прежней элиты многие из ее пороков. Петр это понимал и еще при учреждении Сената начал создавать средства для борьбы с ними. Бюрократическое управление в любом государстве всегда обнаруживает 3 главных порока:

    1. Взяточничество и казнокрадство.

    2. Подмена государственного интереса частным.

    3. Медленность исполнения должностными лицами своих обязанностей и функций.

    С проявлениями этих пороков Петр сталкивался чуть ли не ежедневно. Для борьбы с ними вместе с Сенатом был учрежден фискалитет- пирамидально построенная сеть фискалов- должностных лиц, уполномоченных выявлять случаи взяточничества и казнокрадства и доносить о них даже в тех случаях, когда имелись относительно них лишь бездоказательные подозрения. Закон освобождал фискала от ответственности за донос, не подтвердившийся на следствии. В число фискалов подбирались разорившиеся по вине чиновников городские предприниматели.

    В 1722 году после многократных попыток найти средства для того, чтобы обеспечить законность в действиях чиновников и добросовестное исполнение ими своих обязанностей, Петр учредил прокуратуру. Отныне на всех уровнях управления и во всех учреждениях назначались прокуроры, подчиненные единственно генерал-прокурору. Сам глава новой организации был наделен полномочием осуществлять надзор за повседневной работой Сената, чем прежде изо дня в день был занят сам царь. Возлагая на генерал-прокурора надзорную функцию и руководство прокуратурой, Петр назвал его «око государево». Это образное выражение как нельзя лучше показало, что Петру приходилось держать созданную им систему учреждений и ее персонал постоянно в поле зрения, что прямо свидетельствовало о недоверии им всем. Поэтому следует согласиться с тем, что российская наука еще в 19 веке определила фискалитет и прокуратуру как «администрацию недоверия». Она представляла собою ничто иное как систему органов и должностных лиц внутрибюракратического надзора и контроля. Эффективность системы нашла себе определение в русской пословице: «Ворон ворону глаза не выклюет». Помимо корпоративной солидарности чиновников, обозначенной в этой пословице как гарантия их безнаказанности, следует учитывать органическую неэффективность внутрибюрократического надзора в том государстве, где все должностные лица формально назначаются от имени монарха и ответственны перед ним. В таком государстве его глава объективно квалифицируется как соучастник преступления, которое совершено лицом, назначенным по его указанию или от его имени.

    Итак, реформирование высших центральных учреждений осуществленное Петром в Российском государстве явилось составной частью в процессе становления абсолютизма. Новые учреждения и образ их действий предоставляли Петру безусловное властвование и непосредственное руководство государственными делами. Вместе с тем, петровская система высшего центрального управления уже находилась вне связей с обществом.

    Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

    Система коллегий

    Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

    • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
    • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
    • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

    Значение коллегий

    Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

    Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

    Центральные органы управления

    История создания Коллегий

    Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

    Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

    В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

    1. Иностранных дел.
    2. Военная коллегия.
    3. Адмиралтейств-коллегия.
    4. Камер-коллегия
    5. Юстиц-коллегия.
    6. Коммерц-коллегия.
    7. Штатс-контора.
    8. Берг-Мануфактур-коллегия.
    9. Ревизион-коллегия.


    Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

    В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

    В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

    В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

    В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .


    Реформы центрального управления — масштабные преобразования государственного аппарата, предпринятые Петром I Великим. Ключевые нововведения — создание Правительствующего Сената, замена устаревшей системы приказов на Коллегии, создание Святейшего Синода и Тайной канцелярии.

    С полным списоком реформ, относящихся к органам центрального управления можно ознакомиться в таблице расположенной вверху страницы.

    Реформы центрального управления Петра I

    Причины и предпосылки реформ центрального управления

    • На ключевых постах управления государством находились не всегда компетентные дворяне, получившие пост по праву благородного происхождения.
    • Устаревшая административная система приказов тормозила экономическое развитие и была неповоротлива.
    • Укрепление вертикали власти (создание абсолютистской монархии) должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян.
    • Великое Посольство 1697-1698 годов позволило Петру I ознакомиться с европейской системой административных органов, на основе которой он решил проводить собственные преобразования.

    Кратко о сути и содержании
    реформ центрального управления

    Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы

    С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично. С 1701 года ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось.

    Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов.

    Создание Правительствующего Сената

    2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала .

    Создание Коллегий

    C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции. По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейст и Иностранных дел.

    Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) - всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

    Сравнение систем приказов и коллегий представлено в нижеприведенных схемах.

    Система приказов

    Издание Генерального Регламента

    Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион-, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской». Регламент утверждал коллегиальный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

    10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

    Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.

    Создание Святейшего Синода

    Ближе к концу Северной войны со Швецией, Петр I начал подготовку к введению нового типа административных учреждений — коллегий. По аналогичному принципу предполагалось учредить высший управляющий орган Церкви, для чего епископу Феофану Прокоповичу было поручено разработать Духовный регламент . 5 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии , позже получившей название «Святейший Правительствующий Синод».

    Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел.


    Таким образом, государь встроил церковь в механизм государства, сделав её одним из административных учреждений с определенным обязанностями и функциями. Упразднение должности патриарха, имеющего на простых людей влияние сравнимое с влиянием самого Петра I, сосредоточило всю власть в руках царя и стало еще одним шагом к укреплению абсолютистской формы правления.

    Создание Тайной Канцелярии (Преображенский приказ)

    Преображенский приказ был учрежден Петром I еще в 1686, как канцелярское учреждение для управления Преображенским и Семёновским потешными полками. Постепенно, по мере усиления власти Петра I, приказ получал все новые функции — в 1702 году царь издал указ, согласно которому все доносившие о государственных преступлениях (измене, покушении на монарха) отправлялись именно в преображенский приказ. Таким образом, основная функция , которую выполняло данное учреждение — преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

    1. Проблема светского образования. Создание государственной системы образования в России начинается только с петровской эпохи. В Московской Руси по существу не было государственных образовательных учреждений. Обучение (преимущественно письму и чтению) проводилось частным образом духовными лицами и не выходило за рамки знания Псалтыри и житий святых. На Стоглавом соборе 1551 г. вопрос о создании училищ "в царствующем граде Москве и по всем градом" рассматривался исключительно под углом зрения подготовки церковнослужителей.

    Назначенные "по благословению своего святительства", т. е. епископа, "долблие" попы, дьяконы и дьяки должны были учить "своих учеников страху Божию и грамоте, и честь и петь, со всяким духовным наказанием", блюдя "их от всякаго растления, наипаче же от всякаго содомскаго греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им... пришед в возраст, быть достойными священническому чину".

    Само государство еще не сознавало потребности в ученых людях: объем его прерогатив был относительно невелик и целиком удовлетворялся теми же "грамотниками", прошедшими поповскую выучку.

    Положение начинает меняться с середины XVII в., когда Россия порывает с самоизоляцией и выходит на арену международной жизни. В делах государства важнейшее значение приобретает светский фактор , изменивший представление о содержании образованности и просвещения. Понимание учености больше не замыкается на знании человеком Священного писания и творений отцов церкви. Ценными стали знания мирские, позволявшие создавать материальные блага. Укрепление государственности требовало большого числа чиновников, подготовленных к службе в центральных и местных органах управления.

    Снятию остроты проблемы на первых порах способствует присоединение Украины к России. В Москву устремились целые когорты западнорусских "нехаев", получивших высшее образование в Киево-Могилянской академии. Они-то и составили первый костяк русской интеллигенции. Белорус Симеон Полоцкий создает Заиконоспасское училище, где готовят кадры для посольского дела. В конце XVII в. учреждается Славяно-греко-латинская академия, профессорами которой в основном были украинцы.

    Однако их деятельность не могла быть вполне свободной, поскольку им приходилось считаться с господствующим положением духовной власти. Церковь же была неумолима и настойчиво требовала запрещения всего "иностранного". Патриарх Иоаким прямо наставлял царей Ивана и Петра: "...да никако же они, государи, попустят кому христианом православным в своей державе с еретиками иноверцами, с латины, лютеры, калвины, безбожными татары... общения в содружестве творити, но яко врагов Божиих и ругателей церковных, тех удалятися; да повелевают царским своим указом, отнюдь бы иноверцы... обычаев своих иностранных на прелесть христианом не вносили бы, и сие бы им запретить под казнию накрепко".

    Становилось ясно: без подавления церковной оппозиции невозможно осуществить успешное развитие светского образования. При поддержке питомцев Киево-Могилянской академии Петр I и принимается за решение этой трудной задачи, доводя дело до упразднения патриаршества.

    2. Светское образование при Петре I. Первым светским учебным заведением в России была открытая по указу Петра I от 14 января 1701г. «Школа математицких и навигацких наук» в Москве. В нее принимали не только дворянских недорослей, но также детей приказных и других служилых людей. Их обучали морскому делу, артиллерии и инженерству. На базе Навигацкой школы в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия, а несколько ранее - Артиллерийская школа в Москве. Таким образом, общая направленность светского образования в петровское время всецело определялось диктатом военных интересов.

    Это же верно и в отношении медицинского образования. В условиях Северной войны армия и флот остро нуждались в медиках, поэтому в 1707 г. при Московском военном госпитале организуется Медицинская школа. Поскольку для обучения медицине необходимым было знание латинского языка, то по указу Петра I школа была укомплектована учащимися Славяно-греко-латинской академии, владевшими этим "еретически речением". Тогда же в Петербурге при Сухопутном и Морском госпитале открылась Хирургическая школа, преобразованная в 1797 г. в Медико-хирургическую академию. Статус Военно-хирургической академии приобрела и Медицинская школа в Москве.

    Если прибавить к этому многочисленные "цифирные", солдатские и прочие школы, то можно говорить о формировании светской профессиональной школы в петровскую эпоху.

    3. Учреждение Академии наук. В намерение царя-преобразователя входило и создание Академии наук, которая на манер Синода могла бы осуществлять руководство всем научно-образовательным делом в России. В соответствии с подготовленным регламентом "самолутчие ученые люди" должны были:

    "1) науки производить и совершать, однако-жде так, чтоб оне тем наукам

    2) младых людей... публично обучали и что оне

    3) некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам (основательствам) всех наук паки обучать могли". Словом, предполагалось учредить "такое здание", т. е. ведомство, которое "с малыми убытками тое ж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разных собрания (академия, университет и гимназия) чинят".

    Петр I хотел немедленным перенесением на русскую почву плодов западноевропейской учености сразу добиться "размножения наук" и заведения "вольных художеств и мануфактур". Открытие Академии состоялось 28 января 1724 г.

    Отсутствие "русских, хто учен и к тому склонность имеет", заставило для начала обратиться к иностранным ученым. По поручению Петра I их вербовкой занимались библиотекарь царской библиотеки И. Д. Шумахер и лейб-медик Л. Л. Блюментрост, обладавшие широкими связями и знакомствами в научном и дипломатическом мире. Их усилия увенчались успехом, и с июня 1725 г. в северную столицу стали съезжаться первые приглашенные академики, в их числе:

    • профессора математики Я. Герман, X. Гольдбах и И. Бернулли,
    • профессор физиологии (затем математики) Д. Бернулли,
    • профессор физики Г. Б. Бильфингер,
    • профессор астрономии Ж. Н. Делиль,
    • профессор ботаники И. X. Буксбаум,
    • профессор медицины, анатомии, хирургии и зоологии И. Г. Дювернуа,
    • профессор химии и практической медицины М. Бюргер,
    • профессор греческих и римских древностей Г. 3. Байер,
    • профессор юриспруденции И. С. Бекен-штейн,
    • профессор элоквенции и церковной истории И. X. Коль,
    • профессор логики и метафизики X. Мартини,
    • профессор нравоучительной философии X. Ф. Гросс. 20 ноября 1725 г. первым президентом Академии назначается Блюментрост.

    4. Деятельность Академии наук. Засилье иностранцев не могло способствовать сколько-нибудь быстрому "обрусению" Академии. Будь жив Петр I (он неожиданно умер 28 января 1725 г.), возможно, все повернулось бы иначе. Но ни Екатерина I, ни сменивший ее на престоле Петр II, а тем более Анна Иоанновна не обладали даже приблизительным пониманием того, чем должна заниматься наука. Начавший было функционировать университет зачах на самом корню: не было русских студентов. Попытка выписывать их из-за границы оказалась бесперспективной.

    Кризис Академии усугубился после перевода Блюментроста в январе 1728 г. в Москву. В течение последующих 35 лет Академией безраздельно распоряжались Шумахер, ставший к тому времени советником Академической канцелярии, и его зять И. И. Тауберт. Основным их занятием было угождение власти. Академики превращаются в своего рода "потешных людей", тратя время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинение поздравительных од царским персонам и их фаворитам.

    Неудивительно, что в обществе появлялись серьезные сомнения в пользе этого учреждения. Все думали, что "учения будут тамо главны", а вышли только одни "палаты славны", - сокрушался Антиох Кантемир. Он резко высмеивал парадность официальных академических собраний:

    Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
    Всеми силами к тому скоро поспешает,
    А пришед, комплиментов увидит немало,
    Высоких же наук там тени не бывало!

    Ко всему этому добавился общий упадок дворянского образования. Смерть Петра I в широких дворянских кругах была воспринята как освобождение от всех стеснительных обязанностей , наложенных на них царем, в том числе и от обязанности овладения школьной наукой. Снять с себя заботу о просвещении "благородного сословия" не прочь были и сами его ближайшие преемники. По закону 1737 г. дворянским сыновьям предоставлялось право получать образование на дому, не связывая себя какой бы то ни было официальной программой. К чему это привело - видно на примере фонвизинского Митрофанушки.

    5. Образовательная политика Елизаветы Петровны. Некоторое оживление в области образовательной политики намечается в 50-60-е годы XVIII в., когда на престол восходит императрица Елизавета Петровна. При ней был открыт Московский университет (1755), в котором разрешалось "всем желающим изучать бесплатно любые науки". Этой демократической мерой он обязан прежде всего М. В. Ломоносову. При университете были созданы две гимназии - для дворян и для разночинцев. Из их выпускников составился основной контингент студентов.

    Не менее значительным событием елизаветинской эпохи стало и учреждение в Петербурге Академии художеств, открытие которой состоялось 17 ноября 1757 г. Первым ее "главным директором" был назначен И. И. Шувалов, приобретший к тому времени известность своими хлопотами об основании Московского университета.

    6. Реформы Екатерины II. Большое внимание развитию школьной системы уделяется в царствование Екатерины II. Признавая Россию европейской державой, императрица желала насадить в своем новом отечестве и европейское просвещение. Она постоянно сносилась с видными иностранными писателями , учеными и философами, спрашивая у них советов о школьных делах, предлагая им составлять записки и проекты о распространении народного образования. В 1762 г. Екатерина II предложила Ж. Даламберу занять должность воспитателя великого князя Павла Петровича, с тем чтобы провести одновременно подготовку общей учебной реформы, но тот отказался.

    От имени императрицы обращались и к известному берлинскому педагогу Георгу Зульцеру, однако и он не решился на переезд в Россию, ограничившись составлением для Екатерины II «Мнения об учреждении народных школ» (1773). Не откликнулись на призыв также Д. Дидро и Ф. Гримм, с которыми российская монархиня состояла в длительной переписке. Екатерине II не оставалось ничего другого, как довольствоваться более скромными персонами, возложив проведение школьной реформы на одного из своих сподвижников И. И. Бецкого и приглашенного австрийского серба Ф. И. Янковича де Мириево.

    Бецкой был последователем педагогической теории Дж. Локка и вслед за ним отдавал приоритет воспитанию над образованием. Добросердечие и нравственность он ставил выше всяких знаний. Поэтому начинать надо с воспитания добродетели, которая только и "делает... доброго и прямого гражданина". "Держась сего неоспоримого правила, -писал Бецкой, - единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки".

    Для исполнения "великого сего намерения" Бецкой предлагал завести закрытые воспитательные училища, где могли бы содержаться дети обоего пола с 5-6 лет до 18-20 лет безвыходно, не имея "ни малейшего с другими сообщения", кроме ближайших родственников, да и то в присутствии начальников. "Ибо неоспоримо, - доказывал он, - что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы добродетелей" .

    Таким образом, Бецкой высказывал сомнение не только в эффективности существующей системы образования, но и всего традиционного русского семейного воспитания . По планам екатерининского реформатора возникли воспитательные училища при Академии художеств и Академии наук, коммерческие училища в Петербурге и Москве, был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учрежденный еще в 1731 г. Бецкой организовал особые школы для разночинцев, детей купцов, мещан и т. д. Не было забыто и женское образование: сперва создается Смольный институт в Петербурге, а затем по его образцу и "институты благородных девиц" в других городах, которые позднее с некоторыми изменениями были преобразованы в женские гимназии.

    Однако Екатерину II не устраивает в полной мере эта система "сердечного" воспитания. В ее представлении "гражданин" - не просто добросовестный человек, но подданный, слуга Отечества.

    Поэтому она останавливается на австрийской системе воспитания, творцом которой был монах-августинец И. И. Фельбигер, автор широко известного трактата «О должностях человека и гражданина». Суть его педагогических рецептов сводилась к четырем основным "заповедям":

    1. не говорить, ни делать что-либо предосудительное в рассуждении правительства;
    2. повиноваться властям;
    3. иметь упование на прозорливость и праводушие правительства;
    4. во всем выказывать рвение и исполнительность.

    Именно из этих принципов и складывается любовь к Отечеству , причем независимо от того, является ли оно "вольной республикой" или монархией, подчеркивал Фельбигер.

    Осуществлять данную программу было поручено Янковичу де Мириево, служившему до того директором народных училищ в сербской провинции Австрии. В соответствии с представленным им Екатерине II проектом, в Российской империи повсеместно предполагалось учредить четырехклассные губернские ("главные") и двухклассные уездные ("малые") народные училища. Они должны были быть бессословными и содержаться за счет государства.

    Екатерина II одобрила этот проект, увеличив лишь срок обучения в губернских училищах до пяти лет ввиду возможности по их окончании поступать в университет. В 1786 г. она утвердила «Устав народных училищ». Янкович де Мириево был назначен начальником Главного училищного правления. Всего в царствование Екатерины II было открыто 223 учебных заведения.

    Конечно, этого для столь обширной империи с более чем 25-миллионным населением было мало, однако здесь важна общая тенденция, заданная реформой, а именно упор на начальное обучение как "единственно верное средство для всеобщего образования народа" .