Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
  • Салат из пекинской капустой с яйцом и кукурузой с помидорами Пекинская капуста с кукурузой рецепты
  • Можно ли есть ветчину. Ветчина - это что такое? Калорийность говяжьей ветчины
  • Сырники творожные Диетические творожные сырники для стройной талии
  • Рис с соусом — Терияки — пошаговый рецепт Блюда с соусом терияки и рисом
  • Брюссельская капуста с курицей
  • Требования к ученому. Общие требования к учебному кабинету

    Требования к ученому. Общие требования к учебному кабинету

    1. Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на разработку учебных пособий по дисциплинам любого профиля.

    Стандарт устанавливает единые требования к структуре и форме представления учебных пособий.

    Стандарт предназначен для преподавателей вузов, осуществляющих разработку учебно-теоретических изданий.

    2. Общие положения

    Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Учебное пособие служит одним из основных источников знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначено для самостоятельного усвоения их студентами.

    Цель учебного пособия - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины.

    Задачи учебного пособия:

    • изложение системы знаний по учебной дисциплине (ее части, разделу)*;
    • раскрытие содержания курса в форме, удобной для изучения и усвоения;
    • управление познавательной деятельностью студентов.

    Основные функции, выполняемые учебным пособием:

    • информационно-познавательная;
    • справочная;
    • стимулирующая или мотивационная;
    • самообразования;
    • самоконтроля или закрепления знаний;
    • воспитательная.

    __________________________________________________________________
    *- в отдельных случаях (при включении в программу дисциплины новой темы, появление новых научных данных по теме) учебное пособие может быть подготовлено по одной теме. Требования к содержанию и оформлению такого пособия аналогичны приведенным требованиям.

    Требования, предъявляемые к учебному пособию:

    • систематичность, логичность и последовательность изложения знаний по конкретной учебной дисциплине;
    • научность, соответствие излагаемых сведений современному состоянию науки и культуры: раскрытие основных теорий, законов, научное объяснение явлений, фактов, причинно-следственных связей и т.п.;
    • достоверность, надежность информации, включение устоявшихся знаний основ науки;
    • точность в определении понятий и характеристике терминов;
    • соблюдение принципа преемственности: содержание учебного материала должно базироваться на основе ранее изученного, с постепенным нарастанием сложности излагаемых сведений, с демонстрацией внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • связь теории и практики;
    • единство конкретного и абстрактного;
    • четкость структуры, «порционность» излагаемого материала - деление учебной информации на части, разделы, главы, параграфы;
    • доступность изложения;
    • соответствие языка и стиля изложения нормам русской литературной речи;
    • лаконичность и выразительность;
    • ориентация на активизацию самостоятельной работы студентов;
    • обеспечение мотивации учения, формирование и поддержание внутреннего побуждения стимулирующего студента к активной творческой работе.
    • Объем учебного пособия должен быть не менее 5 п.л ., что составляет примерно 120 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

    3. Структура учебного пособия

    3.1 Элементы учебного пособия: обложка, титульный лист, оборотная сторона титульного листа, основной текст, справочный аппарат, вопросы для закрепления материала (могут быть представлены отдельно, либо в основном тексте после каждого раздела).

    3.1.1. Обложка должна содержать следующие элементы:

    • заглавие;
    • место и год издания.

    3.1.2.Титульный лист должен включать следующие элементы:

    • полное наименование министерства, вуза;
    • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;
    • наименование учебной дисциплины;
    • гриф, разрешающий (утверждающий, допускающий или рекомендующий) использование данного издания в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по соответствующей специальности (специальностям);
    • место и год издания.

    Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

    • сведения о рецензентах;
    • библиографическое описание;
    • аннотация на учебное пособие;
    • знак охраны авторского права с указанием Ф.И.О. автора (ов), года издания.

    3.1.3. Основной текст учебного пособия - это непосредственный результат авторского творчества; дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, отражающий содержание излагаемого учебного курса или его части.

    3.1.3.1. В зависимости от выполняемых функций в составе основного текста могут быть теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

    3.1.3.1.1. Теоретико-познавательные тексты выполняют информационную функцию и включают в себя следующие элементы:

    • основные понятия и их определения;
    • основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет данная дисциплина;
    • основные законы, закономерности и их следствия;
    • характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений;
    • основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);
    • материалы, являющиеся основой для формирования личности специалиста, его мировоззрения;
    • выводы.

    3.1.3.1.2. Инструментально-практические тексты выполняют преобразовательные, трансформационные функции применения полученных знаний и включают следующие страницы пособия, где эти объекты рассматриваются или упоминаются. Назначение указателя - наиболее полное раскрытие содержания учебного пособия, обеспечение оперативного поиска информации (основных понятий, идей, фактов, имен и др.) в нем.

    3.1.4.Справочный аппарат может быть представлен основными видами указателей: именными, предметными, хронологическими, указателями формул, символов и других обозначений; тематическими и систематическими.

    3.1.4.1. Именной указатель (указатель имен) содержит алфавитный перечень фамилий с инициалами или другими обозначениями имен (псевдонимы, прозвища и др.) с указанием номера страниц учебного пособия, на которых эта фамилия встречается. Разновидности именного указателя: указатель авторов, указатель коллективов, указатель организаций, указатель персоналий.

    3.1.4.2. Предметный указатель (алфавитно-предметный указатель) содержит алфавитный перечень рассматриваемых в учебном пособии предметов. Разновидности предметного указателя:географический или указатель географических названий, указатель терминов, указатель минералов и другие.

    3.1.4.3. Хронологический указатель представляет материал (периоды времени: года, века, эпохи) учебного пособия во временной последовательности, с отсылкой к соответствующим страницам. Обычно в указателе дается хронология событий или даты знаменательных событий в жизни отдельных лиц.

    3.1.4.4. Указатель символов, формул и других обозначений. Различные формулы, символы и другие обозначения в этом указателе располагаются в алфавитном порядке, если они буквенные, или в порядке значимости. Если такая расстановка невозможна, их систематизируют в соответствии с порядковой нумерацией страниц, на которых они помещены.

    3.1.4.5. Тематические и систематические указатели отражают содержание учебного пособия по крупным узловым темам. Тематический указатель представляет собой алфавитный перечень тематических рубрик с отсылкой к соответствующим страницам. Систематический указатель содержит рубрики, расположенные в иерархическом, а не алфавитном порядке, и также отсылает к соответствующим страницам учебного пособия.

    3.1.4.6. Приложения - часть справочного аппарата учебного пособия, содержащая вспомогательные сведения научно-справочного характера, поясняющая, комментирующая или дополняющая основной текст.

    Подробности Создано: 27 Марта 2017

    Для проведения обучения сотрудников, рукводителей и администраторов, на предприятии заказчика рекомендуется организовать специализированный учебный класс. На этой странице мы будем публиковать и актуализировать требования и рекомендации в отношении организации учебного класса, соблюдение которых повысит качество знаний слушателей наших курсов и снизит риски при организации семинаров

    Требования к учебному классу

    Количество рабочих мест для участников семинаров Не менее 7 (см. требования к рабочим станциям слушателей)
    Количество рабочих мест для преподавателя 1 (см. требования к рабочим станциям слушателей)
    Учебный сервер для установки серверной программной части 1 (см. требования к учебному серверу)
    Необходимость локальной сети, объединяющей преподавательскую рабочую станцию, учебный сервер, рабочие места для слушателей курсов Да, от 100 мбит/сек (подробнее см. требования к программно-аппаратным средствам учебного класса)
    Офисный лазерный принтер для оперативной печати заданий, упражнений и учебных материалов Желательно, подключенный к одному из компьютеров учебного класса
    Необходимость предустановленной на учебном сервере учебной базы Да, устанавливается сотрудниками «АТЛАС»
    Необходимость предустановки СУБД на учебном сервере* Да, серверная часть MS SQL, устанавливается сотрудниками предприятия в соответствии с разрядностью используемой ОС
    Необходимость предустановки СУБД на рабочих компьютерах слушателей курса* Да, клиентская часть MS SQL, устанавливается сотрудниками предприятия в соответствии с разрядностью ОС
    Необходимость предустановки иного программного обеспечения на компьютеры учебного класса**
    • Стандартный набор офисных приложений (MS WORD, MS EXCELL, ADOBE READER и др.
    • Специализированные CAD-системы, на базе которых будет проводиться обучение
    Необходимость наличия проектора, подключенного к рабочей станции преподавателя и экрана в учебном классе Да, если число слушателей больше 2-х
    Необходимость наличия преподавательской доски в учебном классе Желательно наличие магнитно-маркерной доски и маркеров
    Необходимость наличия доступа в Интернет с рабочих станций преподавателя и слушателей курсов Желательно
    Необходимость подключения к Интеренет-у учебного сервера Нет
    Необходимость наличия флип-чата Желательно
    Наличие зоны для кофе-брейков и неформального общения Желательно

    Примечание 1.

    * - Ответственность за исполнение законодательства РФ в области защиты авторских прав на программное обеспечение (далее - ПО), используемое на сервере и рабочих станциях пользователей и преподавателя в ходе проведения курсов лежит на Заказчике, за исключением предоставленного компанией «АТЛАС» на время проведения тренингов ПО разработки «ИНТЕРМЕХ»,«АТЛАС» и «FUSION».

    Примечание 2.

    ** - В случае прохождения администраторами предприятия тренинга по курсу «Администратор PDM-системы SEARCH» , предустановки ПО «ИТЕРМЕХ» на учебный сервер и рабочие станции слушателей курса и преподавателя не требуется, т.к. данный процесс будет подробно рассмотрен на занятиях. Необходимость предустановленного программного обеспечения, пожалуйста. уточняйте при заказе курсов.

    Примечание 3.

    В случае, если у заказчика уже имеется учебный класс с установленными оборудованием и программным обеспечением, конфигурация которых отличается от представленных здесь минимальной и рекомендуемой, возможность использования данного учебного класса не исключается и должна обсуждаться, в зависимости от планируемых курсов

    Примечание 4.

    В случае, если заказчик планирует проведение курсов конструкторской направленности с использованием модуля ИНТЕРМЕХ ® CADMECH™ на одной из CAD-платформ (Autodesk ® Inventor™, Dassault Systems ® SolidWorks™, PTC® Creo™, Siemens ® NX™, Siemens ® Solid Edge™) или модулей АСКОН ® КОМПАС 3D™ или КОМПАС ГРАФИК™, минимальные и рекомендуемые требования к учебному серверу, рабочим станциям преподавателя и слушателей курса определяются системными требованиями соответствующей CAD-системы, как самыми жесткими. Такие требования, актуальные на момент выхода текущей версии CAD-системы, можно изучить на сайтах разработчиков данных систем:

    Требования к программным и аппаратным средствам в учебном классе (закладки)

    Учебный сервер
    Сервер СУБД
    Двухпроцессорная конфигурация на базе процессора Intel ® Xeon™ серии E5
    RAID массив на базе SAS дисков. Не рекомендуется использовать на сервере СУБД RAID 5. Рекомендуется использование (в порядке убывания) RAID 10, RAID 0 или RAID 1
    Сервер приложений
    Однопроцессорная конфигурация на базе процессоров Intel® Xeon® серии E3RAID массив на базе SATA дисков2 Gb ОЗУ
    Microsoft ® Windows Server™ 2003 R2 или выше
    Microsoft ® SQL Server™ 2005 или выше
    4 Гб RAM
    HDD 500 ГБ
    Сеть
    Учебный сервер
    Сервер СУБД и сервер приложений размещены на одной машине
    Двухпроцессорная конфигурация на базе процессоров Intel ® Xeon™ серии E5
    Microsoft ® Windows Server™ 2003 R2 или выше
    Microsoft ® SQL Server™ 2005 или выше
    ОЗУ: 8Gb с возможностью расширения до 16 Gb
    RAID массив на базе SAS дисков. Не рекомендуется использовать на сервере для хранения файлов данных RAID 5. Рекомендуется использование (в порядке убывания) RAID 10, RAID 0 или RAID 1
    Рабочая станция слушателей и преподавателя
    Intel ® Core™, AMD ® Athlon™ 64 или новее
    ОС Microsoft ® Windows XP™ (32-разрядные системы) / Windows Vista™, Windows™ 7 (32-х или 64-разрядные системы)
    Microsoft ® SQL Server™ 2005 или выше
    4 Гб RAM
    HDD 500 ГБ
    Microsoft ® Direct3D™ 10 - совместимая видеокарта
    Разрешение 1,280 x 1,024 или выше
    Сеть
    1000 Mbit Ethernet для коммутации между серверами и активным оборудованием
    100 Mbit для коммутации между конечными пользователями и активным оборудованием

    Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

    Учитель - полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения стане т приобретать школа или родительский комитет. При этом деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

    Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

    Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета - при всём разнообразии вкусов учителей - должно отвечать определённым требованиям.

    Общие требования к учебному кабинету:

    1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

    Приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по профилю кабинета,

    Приказа о назначении зав. кабинетом, его функциональных обязанностях,

    Паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.

    Инвентарной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь,

    Правил пользования учебным кабинетом учащимися,

    Акта приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию,

    Протокол решения методобъединения учителей истории о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год,(тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, карты, схемы, слайды, таблицы, памятки для учащихся (см. Приложения),

    Плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу,

    Журнала регистрации по выполнению плана работы на учебный год,

    Аналитические материалы о выполнении образовательной программы в текущем учебном году,

    Самоанализа работы кабинета учителем,

    Планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

    2. Соблюдение техники безопасности и санитарно - гигиенических норм в учебном кабинете.

    3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

    Оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, и др.),

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др.

    Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета:

    1. Укомплентованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

    2. Соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования.

    3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

    4. Укомплектованнсть средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

    Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

    1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

    2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

    3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

    4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.пр. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

    5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.

    6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно - познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.)

    7. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

    8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультации и др.

    9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения.

    Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы.

    1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

    2. Внедрение методики развивающего обучения.

    3. Дифференциация обучения.

    4. Гуманитаризация обучения.

    Требования к кабинету истории и обществознания.

    Оборудование кабинета истории в школе состоит из трёх основных частей:

    Специальной мебели и приспособлений,

    Технической аппаратуры,

    Учебных пособий.

    В кабинете должны быть представлены:

    Настенные исторические карты,

    Демонстрационные картины и таблицы,

    Раздаточные наглядные пособия,

    Аппликации,

    Кабинет должен иметь:

    Диатеку,

    Фонотеку,

    Видеофильмы,

    Мультимедиа пособия.

    Современные кабинеты истории имеют и свою библиотеку. Наличие исторической библиотеки помогает организовать внеклассное чтение по истории.

    Особая часть кабинета - дидактические раздаточные материалы:

    Карточки для получения конструктивных ответов,

    Карточки - тесты,

    Демонстрационные карточки,

    Программированные материалы.

    2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

    Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

    Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
    При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
    1 - 20
    2 - 4 25 22
    5 31 28
    6 32 29
    7 34 31
    8 - 9 35 32
    10 - 11 36 33

    Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

    2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

    2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

    2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

    • учебные занятия проводятся только в первую смену;
    • 5-дневная учебная неделя;
    • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
    • проведение не более 4-х уроков в день;
    • продолжительность уроков - не более 35 минут;
    • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
    • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
    • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

    2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

    • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
    • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

    2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

    2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

    2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

    2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

    2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

    Классы Длительность просмотра (мин.)
    диафильмов,
    диапозитивов
    кинофильмов телепередач
    1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
    3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
    5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
    8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

    В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

    2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

    2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

    Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

    2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

    2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

    2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

    2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

    2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

    2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

    2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

    2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

    ТРЕБОВАНИЯ-РЕКОМЕНДАЦИИ К МИНИМАЛЬНОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИГРАФОЛОГОВ

    Настоящие требования-рекомендации Учебным Заведениям, осуществляющим подготовку (профессиональную переподготовку) и повышение квалификации специалистов - полиграфологов (далее - учебное заведение) разработаны в целях обеспечения качества подготовки специалистов-полиграфологов, пресечения деятельности лиц, пытающихся заниматься обучением без имеющихся условий, которые объективно не позволяют слушателям качественно освоить учебную программу.

    1. Общие требования к учебному заведению

    1.1. Учебное Заведение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и располагать:

    Квалифицированным преподавательским составом;

    Необходимой учебно-материальной базой;

    Необходимыми учебно-тематическими планами, позволяющими проводить обучение по соответствующим программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

    1.2. Преподавательский состав должен включать специалистов, имеющих высшее образование, педагогическое образование, а также необходимую квалификацию, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины; и специалистов-практиков, имеющих опыт работы в сфере проведения психофизиологических тестирований с применением полиграфа.

    1.3. Учебное Заведение должно располагать необходимой учебно-материальной базой для подготовки специалистов - полиграфологов.

    1.4. Объем программы обучения должен составлять не менее 320 часов.

    2. Требования к минимальной оснащенности учебных заведений

    Учебное Заведение должно иметь учебные классы и стационары для проведения практических занятий, оборудованные в соответствии с профилем подготовки слушателей.

    Помещения должны отвечать установленным санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.

    3. Требования к образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов

    3.1. Непосредственное руководство образовательным процессом должно осуществляться штатным специалистом, имеющим ученую степень и/или ученое звание, имеющим педагогический стаж работы не менее трех лет.

    3.2. Реализация образовательной программы подготовки полиграфологов

    должна обеспечиваться педагогическими кадрами, ведущими научно - исследовательскую и научно - методическую работу по профилю программы.

    3.3. В штате Учебного заведения в обязательном порядке должны находиться лица, имеющие педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет, а так же лица, имеющие ученую степень, звание и стаж педагогической работы более 5 лет.

    3.4. Преподавательский состав Учебного заведения в обязательном порядке должен систематически повышать квалификацию в преподаваемой сфере, овладевать современными методами организации учебного процесса, а так же в установленные Учебным заведением сроки проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

    4. Требования к методическому и информационному обеспечению

    4.1. Наличие учебной и учебно - методической литературы, учебно-методических материалов, позволяющих в полном объеме реализовать программы дополнительного профессионального образования и организовать учебный процесс в соответствии с современными образовательными требованиями.

    4.2. Наличие информационных баз данных (порталов), в том числе библиографических, по профилю подготовки и возможности выхода в национальные и международные информационные сети.

    5. Требования к сайту учебного заведения

    5.1.На сайте Учебного Заведения в обязательном порядке размещаются сведения:

    5.1.1. об образовательной организации;

    5.1.2. о структуре, органах управления и руководстве образовательной организации с указанием ученых званий и степеней, опыта преподавательской работы;

    5.1.3. о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, опыта работы и преподаваемых дисциплин;

    5.1.4. о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления;

    5.1.5. о реализуемых образовательных программах дополнительного профессионального образования с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики с указанием календарного плана, стоимости и порядке поступления.

    5.1.6. о материально-техническом обеспечении образовательной организации;

    5.1.7. о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора - об оказании платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг.

    5.1.8. копии документов:

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложениями;

    Устав;

    План финансово-хозяйственной деятельности;

    Локально-нормативные акты;

    Правила внутреннего распорядка;

    Отчет о результатах самообследования;

    Программа развития образовательной организации.

    5.2. У коммерческих организаций, имеющих в своем составе структурное образовательное подразделение, на сайте должен быть представлен документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.