Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Работа с талантливыми детьми в дополнительном образовании. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании

    Работа с талантливыми детьми в дополнительном образовании. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Педагогический проект

    «МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

    Краткая аннотация проекта

    Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в МБУ ДО ЦТТ.

    В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

    Сформировать систему работы с одаренными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.

    Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одаренными обучающимися и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

    Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

    Обоснование необходимости проекта

    В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образова­тельно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвей­ере» все более осознаётся и заставляет искать новые образо­вательные модели, отвечающие данной задаче.

    Но, в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, встала проблема, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми.

    Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.

    На сегодняшний день нет и однозначного определения понятия одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы понимаем под словом «одарённость». Игнорирование этого положения приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято принимать за основу, то определение, что одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

    Признание руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ЦТТ:

    Создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.

    Цели и задачи проекта

    Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ЦТТ.

    Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.

    Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

    Задачи:

    1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
    2. Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.
    3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

    Методы:

    Теоретический : изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация.

    Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

    Статистический : обработка полученных данных.

    Основное содержание проекта

    Конкретные цели обучения одаренных детей в ЦТТ определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:

    Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

    Создание условий для развития творческой личности;

    Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

    На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу «Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными детьми.

    Создание системы выявления одарённости у обучающихся

    Следующим шагом инновационной деятельности – мониторинг одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ЦТТ может включить в себя следующие этапы:

    Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

    Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

    Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

    Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:

    1. С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:

    - общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);

    -специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

    1. В какой форме проявляется его одаренность:

    - явной - проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;

    - скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

    1. Какие задачи работы с одаренным ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

    Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования и диагностики мы выделяем область проявления повышенных способностей, обучающихся:

    - В практической деятельности : в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.

    - В познавательной деятельности : интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

    - В художественной деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.

    - В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

    Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определили по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.

    Литературные способности:

    Рассказывает всегда логически и последовательно;

    Имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;

    Ради удовольствия изобретает собственные слова;

    Любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;

    Легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;

    Много и с удовольствием читает помимо школьной программы;

    Любит писать рассказы, стихи, дневники;

    Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

    Художественные способности:

    Проявляет большой интерес к визуальной информации;

    Увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.

    В мельчайших деталях запоминает увиденное;

    Проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или

    лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

    Демонстрирует опережающую возраст умелость;

    Умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

    Экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»

    материалов, может создать из них оригинальное произведение;

    Любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

    Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

    Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

    Спортивная одарённость:

    Энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;

    Проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;

    Обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

    Обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);

    Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

    Отлично управляет телом при маневрировании;

    Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;

    Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

    Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;

    Практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.

    Лидерские способности:

    Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;

    Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;

    Он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;

    Вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;

    Готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;

    Воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;

    Стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;

    Принимает активное участие в общественной жизни учреждения

    Творчская одарённость:

    Чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;

    Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

    Предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;

    Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;

    Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;

    Обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;

    Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;

    Критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

    Способности к обучению и научной деятельности:

    Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;

    Использует термины вполне осмысленно;

    Обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);

    Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;

    Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;

    Задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;

    Хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;

    Задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

    Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;

    Тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;

    Много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;

    Не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;

    Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные

    Делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым

    смыслом ответы и объяснения;

    Создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области

    знаний, которая ему интересна;

    Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий

    и к обобщениям.

    Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для педагогов приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

    Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения,

    развития одаренных детей

    В процессе подготовки к реализации программы «Одарённые дети» следует произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы может пройти в рамках работы семинаров, творческих объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

    Следующим шагом станет разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей.

    На этом этапе деятельности возникает ещё одна проблема: обучение в ДДТ ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до пяти лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встанет задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.

    Принципы построения программ для одаренных детей в ЦТТ.

    Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:

    Ускорение . Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

    Углубление . Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

    Обогащение . Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.

    Проблематизация . Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.

    Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

    Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одаренных детей должны:

    Предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных

    обучающимися;

    Обеспечивать самостоятельность в учении;

    Развивать методы и навыки исследовательской работы;

    Развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

    Поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих

    привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

    Учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

    критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

    Чаплыгина Татьяна Алексеевна
    Должность: педагог дополнительного образования
    Учебное заведение: МБУ ДО "Центр эколого–биологического образования"
    Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская обл.,
    Наименование материала: методическая статья
    Тема: "Одарённый ребёнок в системе дополнительного образования: опыт и перспективы"
    Дата публикации: 30.05.2018
    Раздел: дополнительное образование

    Одарённый ребёнок в системе дополнительного образования:

    опыт и перспективы

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

    Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

    В.А.Сухомлинский.

    На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на

    широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного

    образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от

    развития

    духовных,

    личностных

    ресурсов

    человека,

    эффективности

    создания

    творческого

    пространства

    развития

    способностей

    творческих

    личностных возможностей.

    Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не

    столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что

    Определяя

    одаренными

    необходимо

    развести

    характерные

    различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

    Способности определяются

    как индивидуальные

    особенности

    личности,

    определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и

    навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам

    деятельности (Б.М. Теплов).

    Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

    В целом, можно представить талант,

    как совокупность следующих черт: природные

    повышенная

    чувствительность;

    интеллектуальные

    мыслительные

    возможности,

    позволяющие

    оценивать

    ситуации

    проблемы;

    способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия

    человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

    Одаренность

    уникальное

    целостное

    состояние

    личности

    индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке;

    системное

    качество,

    определяет

    возможности

    достижения

    человеком

    исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по

    сравнению с другими людьми.

    На сегодняшний день большинство психологов

    признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это

    результат

    сложного

    взаимодействия

    наследственности

    (природных

    задатков)

    социокультурной

    опосредованного

    деятельностью

    (игровой,

    трудовой).

    Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения

    деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в

    благоприятном

    сочетании.

    Качественно

    своеобразное

    сочетание

    способностей,

    н е о бход и м ы х

    у с п е ш н о го

    в ы п о л н е н и я

    к а ко й - л и б о

    д е я т е л ь н о с т и,

    называется одаренностью.

    Основные

    одаренности

    максима льно е

    приспособление

    окружению,

    нахождение

    создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

    Одаренный

    ребенок

    выделяющийся

    очевидными,

    выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия

    на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети

    нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с

    непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок

    одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества

    одаренности.

    Большинству

    одарённых

    присущие

    черты,

    отличающие

    сверстников, отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Но

    они могут и не выражаться в явной форме. Ограничение активности для таких детей

    чревато негативными реакциями невротического характера. Они уже в раннем возрасте

    способны

    прослеживать

    причинно-следственные

    обладают

    отличной

    отличает

    способность

    классифицировать

    информацию

    пользоваться

    накопленными

    знаниями.

    внимание

    привлекает

    большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство

    в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Большую роль в развитии

    детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования

    компенсировать

    недостаток

    нагрузки

    различных

    творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных

    способностей, формирует специальную одаренность.

    Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных

    сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

    Индивидуально-личностная

    деятельности

    учреждения

    позволяет

    удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и

    решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и

    поддержку одарённых детей. Дополнительное образование предоставляет каждому

    ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ,

    освоения,

    включения

    разнообразные

    деятельности

    индивидуальных склонностей.

    Индивидуально-личностная

    деятельности

    учреждений

    позволяет

    удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

    В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы

    обучения одаренных и талантливых детей:

    индивидуальное

    обучение

    обучение

    программам

    творческого развития в определенной области;

    работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в

    качестве наставника выступает, как правило, ученый, специалист высокого класса);

    очно-заочные школы;

    каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

    система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

    детские научно-практические конференции и семинары.

    В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития

    одаренности, как единство и взаимодействие разных направлений. Важно не создавать

    исключительности:

    получить

    подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только

    особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься в

    детском объединении.

    Многие родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все

    направляют

    развитие

    способностей

    соответствие

    представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентуируют исключительность

    ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Это негативно сзывается на всем

    многообразии

    личностных

    проявлений

    интеллектуальных

    способностях.

    Стремясь

    избежать

    «дурного

    влияния»

    одарённых

    сверстников,

    некоторые

    ограничивают

    общение ребёнка с товарищами. Без детской игры ребёнок теряет важный источник

    полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере межличностных

    отношений.

    Оказывается

    сформированной

    называемая

    личностная

    готовность к школьному обучению. Поступив в школу, такой ребёнок может уступать

    сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется

    опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического

    обучения

    столкнуться

    необходимостью

    умственной,

    рутинной

    работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и

    постепенно сформировать у него негативное отношение к умственной деятельности.

    Отношения между педагогами и одарёнными детьми также не всегда складываются

    благополучно. Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одарёнными детьми,

    подкупает

    увлеченность

    (чтением,

    музыкой),

    повышенная

    любознательность, способность быстро обучаться (схватывать на лету), большой запас

    знаний, способность сосредоточиваться на длительное время на выполнении учебного

    задания, активность в учебном процессе и т.п.

    Однако

    одарённые

    дети,

    обычные,

    имеют

    свои

    проблемы.

    Холлингуорт выделила следующее:

    · Неприязнь к школе . Учебная программа ему скучна и не интересна. Нарушение в

    поведении

    появляться

    соответствует

    способностям.

    Игровые интересы. Им нравятся сложные игры и не интересны те, которыми

    увлекаются

    сверстники

    способностей.

    Одарённый

    вследствие

    этого может оказаться в изоляции, уйти в себя.

    На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является

    организация

    психологического

    сопровождения

    родителей

    одаренного

    совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и

    поощрение родителей одаренных детей.

    Стремление к совершенству . Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего

    уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

    Ощущение неуязвимости.

    Критически относятся к собственным достижениям,

    часто неудовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

    Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают

    переживать.

    Стремление

    совершенству

    приводит

    высоким результатам.

    Сверхчувствительность .

    Одаренный

    Считается

    гиперактивным

    отвлекающимся,

    постоянно

    реагирует

    раздражители и стимулы

    . Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в

    интеллектуальном

    развитии.

    оттолкнуть

    окружающих

    выражением

    презрения или замечаниями.

    Потребность

    внимании

    взрослых.

    монополизирует

    внимание

    взрослых.

    вызывает

    отношениях

    раздражает жажда такого внимания.

    Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми

    детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:

    Разработка гибких, индивидуализированных программ;

    Создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

    Стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

    Использование различных стратегий обучения и воспитания;

    Уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной

    самооценки;

    поощрение

    творческих

    особенностей

    воображения

    воспитанников.

    детской одаренности и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и

    реализация целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях

    МБУ ДО будет способствовать не только росту их достижений, но и оказывать влияние

    на дальнейший жизненный путь.

    Литература:

    Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова //

    Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

    образования: / В.П. Голованов. – М.: Владов, 2004, – 239

    Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с.

    Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н./Д: Феникс, 2008. – 282 с.

    Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение

    одаренного ребенка. / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус, текста

    Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

    Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях

    (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая

    гвардия, 1997. – 354с.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб, пособие для студ. высш.

    пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

    10. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

    11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков //

    Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.

    Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

    Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

    В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

    • 1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
    • 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
    • 3) очно-заочные школы;
    • 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
    • 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
    • 6) детские научно-практические конференции и семинары.

    Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природообусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

    Опыт наблюдений за семьями особо одаренных детей позволил психологам выделить ряд особых характеристик, имеющих принципиальное значение для развития одаренности. Это факторы как положительного, так и отрицательного свойства. Вначале рассмотрим положительные.

    В семьях, где воспитываются одаренные дети, существует высокая ценность образования , при этом часто высокообразованными оказываются и родители, и дедушки с бабушками. Интеллектуальный коэффициент семьи является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных умственных способностей ребенка.

    Главная, обязательная характеристика семьи любого особо одаренного ребенка - повышенное, в сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку , когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке (детоцентризм). Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

    Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов в личности ребенка.

    Детоцентризм семьи одаренного ребенка, фанатичное желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении недостаточного развития у ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков.

    Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами .

    В погоне за высокими достижениями родители одаренного ребенка могут выступать не только в роли его адвоката, но и в роли надсмотрщика, который заставляет каторжника на руднике или раба-гребца на галере трудиться в поте лица против своей воли (вспомним историю отношений великого скрипача Никколо Паганини со своим отцом). Кроме того, сравнивая успехи своего ребенка с подобными успехами других одаренных детей, родители редко бывают объективными и внушают это отношение своему ребенку, тем самым вызывая у него негативные эмоции.

    Поэтому работа с родителями одарённых детей представляет собой особое направление в деятельности не только школьного психолога, но и педагогов, работающих с такими детьми.