Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Договор аренды банковской ячейки
  • Налог на частный дом и земельный участок для физических лиц
  • Можно ли продать квартиру с перепланировкой, если она неузаконенная Как продать квартиру незаконной перепланировкой
  • Правила и процедура проведения егэ Сколько времени длится егэ по английскому
  • Продажа квартиры: кто обычно оплачивает оформление документов
  • Рейтинг самых истеричных знаков зодиака 3 самых истеричных знака зодиака
  • Мото с реактивным двигателем. Реактивный мотоцикл

    Мото с реактивным двигателем. Реактивный мотоцикл


    Эксклюзивный мотоцикл

    Этот эксклюзивный мотоцикл ездит по дорогам мира уже больше десяти лет, но в его существовании до сих пор сомневаются простые обыватели. И это не удивительно. Тем, кто далек от профессионального мотоспорта, тяжело даже представить себе агрегат, несущий на себе человека со скоростью около 400 км/ч.


    Реактивный мотоцикл MTT Y2K Turbine Superbike


    Второй выпущенный в мире полноприводной мотоцикл

    MTT Turbine Superbike является вторым выпущенным в мире полноприводным мотоциклом с турбированным двигателем американской кампании Marine Turbine Technologies Inc. Впервые новости о нем появились еще в 1999 году в майском номере журнала Cafe Racer. А уже в 2000 году состоялась официальная премьера первой серийной модели.


    Реактивный мотоцикл MTT Y2K Turbine Superbike


    Занесён в Книгу рекордов Гиннеса

    Естественно, что такая выдающаяся новинка не смогла остаться незамеченной, и уже скоро MTT Y2K приобрел статус живой легенды. Супербайк был занесен в книгу рекордов Гиннеса как «Самый мощный серийно выпускаемый мотоцикл», а также как «Самый дорогой мотоцикл серийного производства». Кроме этого MTT Y2K Turbine стал «звездой» голливудского фильма «Крутящий момент», 2004 года.

    Главный герой голливудского фильма «Крутящий момент» (Torque) ездит на мотоцикле, который быстр «как ураган» и разгоняется со странным пронзительным звуком, напоминающем взлёт истребителя. Спецэффект, бутафория? Мало кто знает, что это реальный аппарат.

    Экзотический аппарат называется MTT Turbine Superbike , а выпускает его американская компания MTT .

    Мы не оговорились. Мотоцикл можно купить за $200 тысяч. Если повезёт дождаться очереди. Ведь объём его производства составляет всего 5 штук в год.

    Это — единственный легальный (допущенный к движению на обычных дорогах) мотоцикл, оснащённый газотурбинным двигателем (словно вертолёт или турбовинтовой самолёт).

    Сердце машины — модифицированный для данного применения авиационный Rolls Royce — Allison 250 — газотурбинный двигатель с выводом мощности на вал.

    При собственном весе в 61,2 килограмма двигатель развивает 320 лошадиных сил (на 52 тысячах оборотах в минуту). Весь вес мотоцикла составляет 227 килограммов.

    У любого состоятельного байкера есть маленький шанс купить этот необычный мотоцикл (фото с сайта marineturbine.com).

    Двухступенчатая автоматическая трансмиссия (с возможностью ручного переключения) понижает эти чудовищные обороты до тех, с которыми обычно вращаются колёса мотоцикла, попутно пропорционально повышая крутящий момент.

    Человек, способный совладать с таким потоком мощности и крутящего момента, может разогнаться на этом мотоцикле до 365,3 километра в час.

    Интересно, что при покупке MTT Turbine Superbike у клиента крайне небогатый выбор оснащения: он может заказать цвет машины, а также — одноместное или двухместное седло.

    Но мотоцикл оборудован на редкость любопытно. Например, сзади стоит телекамера, транслирующая картинку на цветной ЖК-дисплей.

    Кроме того, в стандартное оснащение входит комплекс радар-детекторов (радио и лазерных), просматривающих пространство как впереди, так и позади мотоцикла.

    Из любопытных особенностей также нужно отметить колёса из карбона.


    Разрезанный газотурбинный двигатель мотоцикла (фото с сайта marineturbine.com).

    Состоятельных байкеров сразу заинтересует практический вопрос: «Хорошо, купил я это чудо, а чем же его буду заправлять?».

    Как ни странно, этот авиадвигатель не откажется от автомобильного дизтоплива, хотя и авиационный керосин также подойдёт.

    Интересно, что MTT, по своему основному профилю, вовсе не мотостроительная компания. Но применение модифицированных газотурбинных двигателей на земле и, главным образом, в море — её конёк.

    К ней обращаются за роскошными катерами и яхтами, а также — мощными пожарными насосами, приводимыми в движение газотурбинными движками.

    Видеокамера под седлом супербайка и его приборная панель (фотографии с сайта marineturbine.com).

    Эта же компания сотрудничает с американскими ВМС в деле оборудования такими движками небольших военных катеров.

    Кстати, на автомобили газотурбинные двигатели пытались ставить давно. Получалось не очень здорово — неэкономично, шумно, а главное — необычайно дорого.

    Аналогично, по той же причине газотурбинные двигатели не нашли широкого применения на морской технике (разве, только у военных они распространены, но в этом случае цена не играет большой роли).

    MTT считает, что с новейшими технологиями в этой области пришла пора пересмотреть старые взгляды на применение таких моторов на суше.

    И экономичность и цена газотурбинных движков понемногу улучшаются. Хотя едва ли они пока сравнятся с дизелями. Но и преимущества у газотурбинных моторов перед всеми прочими типами транспортных двигателей — серьёзные. Это рекордное отношение мощности и веса, уравновешенность и надёжная смазка.

    У мотоциклистов аббревиатура «Y2K» (1) символизирует не проблему двухтысячного года, а беду с мозгами. Мозгами тех, кому пришла в голову идея построить мотоцикл не с обычным двигателем, а с реактивной турбиной. А также с мозгами их покупателей, которым Suzuki Hayabusa стал казаться медленным. Но что же делать, если мощности двигателя внутреннего сгорания действительно становится мало? Выход – переходить на «Двигатель Внешнего Сгорания».

    До старта мотоцикл с реактивным двигателем приходится катить вручную

    Именно таким безумием страдает Эрик Тебюль. Француз решил, что даже реактивной турбины в условиях дрэгрейсинга недостаточно. И установил на свой двухколесный «снаряд» аналог ракетного двигателя лунного модуля «Apollo»… Благодаря чему в мае 2010 года получил от «психо»-хронометристов дрэг-стрипа Santa Pod официальный «диагноз»: четверть мили за 5,232 секунды, скорость на финише – более 400км/ч. Что означает, что Эрик построил самый быстроускоряющийся мотоцикл с реактивным двигателем в мире.


    Команда Эрика Тебюля работает с мотоциклом не скрываясь от зрителей

    Конструкция рекордного байка Эрика одновременно простая и сложная. Стальной дуплексной рамой в наши времена трудно кого-либо удивить. Также, как и жесткой задней подвеской, характерной архаичным чопперам-«хардтейлам», обычной перевернутой вилкой от какого-то серийного спортбайка, такими же серийными тормозными скобами и дисками, а также окрашенными в женственно-розовый цвет колесами. Но на этом кажущаяся простота кончается, и начинаются тщательный расчет и аэрокосмические технологии.

    Шасси рассчитывалось на сверхвысокие скорости и колоссальные аэродинамические нагрузки. Для того чтобы сделать байк стабильным, базу сделали значительно длиннее, чем у многих дорожных собратьев. Дополнительно повысить устойчивость призвана рулевая геометрия, которая скорее чопперная, чем спортивная. Поза пилота, обтекатель, подножки – все призвано сократить до минимума безумное сопротивление воздуха и массу – главного врага ускорения. Из-за этого пришлось пожертвовать комфортом пилота, не обеспечив его «пятую точку» даже тонким ковриком из пористой резины.


    В белых баллонах сжатый воздух, в серебристом – перекись водорода

    Но самым сладким «десертом», конечно, стал силовой агрегат. Построенный по образу и подобию ракетных двигателей подруливания, использовавшихся в 1964 году на тренировочном модуле LLVR (2), он, тем не менее, собран с использованием самых современных узлов и материалов аэрокосмической промышленности нашего времени.

    Конструкция двигателя внешне выглядит незамысловатой, но на самом деле все как раз наоборот. Жидкое ракетное топливо на основе перекиси водорода, выпускаемое фирмой «GMAX RACING FUELS LTD», содержится под давлением 20-22 атмосферы в баллоне из нержавеющей стали. Давление создается с помощью сжатого воздуха или кислорода, поступающего из кислородных резервуаров высокого давления (до 200 атм.) через главный вентиль и редуктор по армированным шлангам фирмы «Titeflex Aerospace». Причем сам воздух или кислород в химической реакции не участвует.


    Серебристый “чайник” – каталитическая камера, где идет реакция

    Топливная магистраль соединяет бак с каталитической камерой через главный клапан типа «Flowserve Norbro», выпускаемый фирмой «Process Valve Solutions Ltd». Управляется он с помощью сжатого воздуха, подаваемого из дополнительного баллона через пневматическую кнопку старта на руле. Кнопка в полном соответствии с авиационными стандартами блокируется от случайного нажатия чекой-предохранителем с красной ленточкой.

    Перекись водорода высокой чистоты и концентрации (3) в жидком виде под давлением приблизительно 20 атмосфер подается в каталитическую камеру, где при контакте с катализатором разлагается на воду и кислород с выделением огромного количества тепла. Именно эта смесь раскаленного пара с кислородом со страшным шипением и вырывается из сопел, обеспечивая мотоциклу чудовищное ускорение и высочайшую максимальную скорость.


    Манометры на приборной панели показывают давление в различных системах мотоцикла

    Отдельный рассказ – об используемом катализаторе. Он состоит из пакета сеточек-активаторов трех типов. Сетки первого типа изготовлены из серебряной проволоки диаметром 0,35мм. Серебро применяется химически-чистое, с массовой долей Ag, равной 99,9%. Серебро активируется путем поверхностного окисления и последующего термического восстановления, что увеличивает его поверхностную активность. Преимущество катализаторов этой конструкции – их механическая прочность и способность противостоять высоким температурам и давлению агрессивного ракетного топлива. Недостаток таких сеточек также очевиден – из-за высокого расхода серебра их стоимость также получается высокой.


    Перед стартом важно точно настроить подачу топлива

    Катализаторы второго типа выполнены из проволоки из нержавеющей стали, на которую электрохимическим путем наносят никель, поверх которого осаждается слой чистейшего серебра толщиной около 25 микрометров. Причем для получения пористой активной поверхности процесс серебрения происходит при больших значениях силы тока. В результате активность полученного катализатора существенно выше, чем у сеток из чистого серебра, а цена изделий снижается благодаря меньшему расходу драгметалла. Однако связь атомов серебра с основой из нержавейки слабее, чем в случае чисто серебряного катализатора. Из-за этого их механическая стойкость также уступает сеткам первого типа.


    Эрик Тебюль и его рокет-байк на старте в Санта Под

    Последняя разновидность применяемых катализаторов – с платиновым напылением. На проволочную сетку из нержавеющей стали плазменным методом напыляют тонкий слой платины. Получившийся катализатор устойчив к воздействию очень высоких температур, давлений и имеет высокую пропускную способность. Поэтому он может применяться для работы с перекисью водорода при концентрации выше 90%. При таких высоких концентрациях температура в зоне реакции оказывается слишком большой, и катализаторы первых двух типов могут расплавиться.

    В результате в каталитической камере джет-байка используется пакет из нескольких десятков сеточек-катализаторов разных типов. В начале активной зоны, где скорость газов и температура высоки, применяют платиновые сетки. За ними устанавливают пакет сеточек из чистого серебра. И только в конце камеры, где температура и давление минимальны, стоят сетки второго типа. Такая схема активной зоны позволяет наиболее полно высвободить энергию ракетного топлива.


    Рокет-байк готов к старту на трассе Santa Pod

    Однако сетки-катализаторы далеко не вечны, и в процессе эксплуатации изнашиваются, забиваются и разрушаются. Поэтому каталитическую камеру периодически нужно вскрывать, а пакет сеток перебирать, меняя изношенные катализаторы новыми.
    Приборная панель рокет-байка не содержит привычные спидометр и тахометр, а оснащена тремя манометрами, позволяющими контролировать давление рабочих газов в баллонах.


    Эрик Тебюль – конструктор мотоцикла с реактивным двигателем

    Есть в конструкции этого запредельного мотоцикла и ноу-хау. Некоторые участники четырехсотметровых заездов подозревают, что в качестве источника давления в байке используется не воздух или кислород, а сжатый метан, который дополнительно подается в активную зону и, вступая в реакцию с выделяемым при распаде перекиси кислородом, еще больше увеличивает тягу двигателя. Сам Эрик по этому поводу лишь загадочно улыбается. «Сумасшедший», что возьмешь…

    (1) «Y2K» расшифровывается как «Year 2000». Кроме пресловутой компьютерной проблемы так называется знаменитый мотоцикл с реактивной турбиной, построенный фирмой «Marine Turbine Technologies».
    (2) Lunar Landing Research Vehicle – модуль для исследования условий посадки на Луне, прозванный также «летающей кроватью».
    (3) Перекись водорода H2O2, используемая в качестве ракетного топлива, имеет три марки (P80, P85 и P90), соответствующие ее концентрации в процентах. Стоимость – от 5 до 7 Евро за литр.

    Историческая справка.
    Первые ракеты с топливом на основе перекиси водорода были разработаны немецкими учеными в годы второй мировой. В то время в качестве катализатора использовалась жидкость – раствор перманганата кальция, который разбрызгивался в зоне реакции. В последствии технологию улучшили ученые из Англии и США, и основным типом катализатора стала серебряная проволока, обладающая рядом преимуществ:
    1. Повышенная механическая прочность и надежность, простая конструкция.
    2. Высокая активность на единицу объема.
    3. Проволочный катализатор создает дополнительную турбулентность газового потока, увеличивая эффективность течения реакции.


    С 1990-х годов Роберт «Рокетмен» Мэддокс (Robert «Rocketman» Maddox) занимается разработкой транспортных средств с реактивной тягой, а теперь является одним из ведущих экспертов по пульсирующим воздушно-реактивным двигателям. Роберт впервые заинтересовался реактивной тягой, когда занимался скайдайвингом, а также ему стали интересны таинственные двигатели, которыми оснащались немецкие бомбы V-1.

    Реактивный двигатель был запатентован в начале 20-го века в Европе. Простой механизм при небольшой массе позволял добиваться потрясающих характеристик, хотя есть некоторые проблемы с шумом. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель является идеальным вариантом для тех, кто хочет сделать реактивных двигатель у себя в гараже. Роберт продает комплекты для тех, кто хочет своими руками собрать реактивный агрегат. В зависимости от количества моторов можно сделать любое транспортное средство от мотоцикла до автомобиля или даже больше.

    На фотографиях представлен мотоцикл Maddox PulseJet, оснащенный парой пульсирующих воздушно-реактивных двигателей, которые производят по 110 фунтов тяги. Они работают на обычном бензине, чтобы не было проблем с заправкой.

    На таком мотоцикле, к сожалению, нельзя ездить по дорогам общего пользования, так как машина слишком громкая, а также реактивные двигатели могут повредить любой предмет позади себя или нанести травмы людям. Роберт собрал его в качестве шоу-байка для выставок, дрэг-рейсинга и т.п.








    В отличии от более известного, но очень похожего на современную поделку Харлея с двигателем от Фау-2 (ну вы же все его видели, да?), в 1972 году на американских трассах для драгрейсинга появился мотоцикл с самым настоящим турбореактивным двигателем.

    Илон Джек Поттер, больше известный по прозвищу «Мичиганский Сумасшедший» был легендой американского мото-драгрейсинга. Он прославился, участвуя в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века в гонках по всей стране на мотоцикле с восьмицилиндровым V-образным двигателем от Шевроле. Современники говорили о нём, как о человеке, для которого была важна не победа, а то, какое впечатление (а скорее фурор) вызывает его появление у публики.

    Поттер гонял на мотоциклах, купленных и самодельных, задолго до того, как ему исполнилось 16 и он смог получить права. Как раз в 16 ему в голову пришла идея поставить в харлеевскую раму «восьмёрку» от Шевроле. Насколько он знал, до него ещё никто такого не делал. И хоть, ему пришлось столкнуться с кучей технических проблем — невероятной вибрацией, непредсказуемым управлением, отрывом переднего колеса от дороги, как сам Поттер позднее говорил — его молодость и невежество стали главным залогом конечного успеха проекта. В 1960 году машина вышла на трассу и выжала 209 км/ч.

    «Невежество — сильнейший инструмент, если использовать его в подходящее время, иногда, он превосходит любое знание» — так он самоиронично писал в собственных мемуарах, изданных в 1999 году.

    В конце шестидесятых это же сочетание богатого опыта (основанного на собственных ошибках) и полезного невежества помогли ему создать трёхколёсный мотоцикл с авиационным турбореактивным двигателем Фэйрчайлд J44, купленным на распродаже списанной военной техники. Машина получила название Widow Maker (~»Оставляющий жён вдовами»). Однажды тормозной парашют (да, иначе оно не останавливалось) отказал, и Илону пришлось спрыгивать с мотоцикла на ходу на скорости 193 км/ч. Илон Поттер был одним из первых сторонников обязательного использования мотоциклетных шлемов.

    13 лет мистер Поттер колесил по трассам Америки. Он выступал на всех гонках, получая от спонсоров по доллару за каждую милю в час свыше 100. Трайк с ракетным двигателем помог владельцу зарабатывать больше. По воспоминаниям современников, обычно он делал три заезда в день, зарабатывая по $150. Заезда было всего три, потому что после этого приходилось выбрасывать покрышки.

    В 1973 Илон ушёл из мотоспорта, занявшись спортивными состязаниями на тракторах.
    Несмотря на безумную молодость, И. Джей Поттер прожил 71 год, оставив после себя дочь, сына и четырёх внуков.

    Однажды в интервью его спросили, как бы он сравнил себя и своего знаменитого современника Ивела Книвела, на что Поттер ответил: «Разница между нами в том, что ему платят за то, что он говорит, что хочет что-то сделать, не важно, получится у него или нет, а мне платят только за результат».

    источник vk.com/moto_infocar