Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Феномен нетленных мощей Спиридона Тримифунтского
  • Баварский рецепт приготовления свинной рульки в пиве - рецепт приготовления с фото
  • Рецепты приготовления сосисок в тесте
  • Салат со свининой - рецепт
  • Толкование снов убегать кого то
  • Рецепты приготовления бараньих ребер
  • Биография гутенберга. Великие немецкие изобретатели

    Биография гутенберга. Великие немецкие изобретатели

    Иоганн Гутенберг. Логотип пивоваренной компании "Schöfferhofer".

    Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

    Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга - общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.

    Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.

    Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.

    Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.

    Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.

    Оставалось сделать последний шаг - разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте - складывания слов из отдельных букв.

    Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.

    Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

    Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

    Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю - это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле - пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап - нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

    Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании - создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен - это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.

    Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску - Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.

    Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника - проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии - мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии - Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.

    Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 - на пергаменте, остальные - на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. - и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula - "колыбель", "начало") . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 - 300 экземпляров.

    Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга - Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена "Fust und Schöffer" (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart - твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво "Schöfferhofer".

    Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.

    Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.

    Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя - прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию "священной книги": отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. "Книгу творения" можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.

    Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

    Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.

    Печатание с досок распространилось в Европе в конце XIV в. В Германии, Италии, Фландрии этим способом печатали бумажные деньги, игральные карты и картинки религиозного толка. Сначала на них не было текста, он вписывался от руки, потом появились и картинки с печатным текстом. Напечатанные ксилографическим способом (то есть с доски) книги появились примерно в 1450 г. Техника печатания с досок напоминала во всех отношениях китайскую технику. Одна сторона листа при этом оставалась чистой.

    Изобретатель европейского книгопечатания Иоганн Гутенберг сначала тоже занимался печатанием с досок. Но этот способ производства книг не был приспособлен к европейским алфавитам. И у Гуттенберга появилась идея: набирать текст из отдельных букв. Реализовать ее, однако, оказалось делом непростым, на это ушло десять лет упорного труда. Главная проблема состояла в том, что трудно было изготовлять буквы в больших количествах, не вырезая каждую по отдельности. Иными словами, нужно было придумать способ массового производства букв. Найденный в конце концов Гуттенбергом способ предполагал отказ от деревянных букв и отливку их из металла.

    Делал он это следующим образом. Сначала готовил выпуклые изображения букв, вырезая их на железных брусочках. Потом это изображение приставлял к медному брусочку и бил по букве молотком. В результате на меди отпечатывалось вогнутое изображение буквы. Такое изображение в полиграфии называется матрицей. В нее Гуттенберг лил расплавленный свинец, и, когда металл застывал, он вынимал из матрицы брусочек с выпуклым изображением буквы. Оно было зеркальным. Свинцовые бруски с оттиснутой на них буквой называются литерами. Одну букву можно использовать для изготовления тысяч одинаковых литер - так же, как вырезанная на железе буква позволяла изготовить множество одинаковых матриц.

    Массовое изготовление металлических литер, из которых составлялся набор - в этом заключается смысл изобретения книгопечатания Гуттенберга. Дальше надо было придумать способ ставить буквы в ряд так, чтобы получилась ровная строка, и при этом составить из строчек страницу. Для этого Иоганн изобрел простое приспособление - он использовал металлическую пластинку с тремя бортами, причем два из них были неподвижны, а третий мог перемещаться. Такое устройство назвали верстаткой. Наборщик, в соответствии с текстом набираемой книги укладывал в нужном порядке одну литеру за другой; борта же не давали им рассыпаться. Когда страница была набрана, борт закрепляли. Получалась страница в рамке; она называлась печатной формой. Форму покрывали специальной краской и прижимали к ней лист бумаги. В итоге получается оттиск набора - печатный текст.

    Первый печатный станок

    Помимо способа изготовления литер и набора текста, Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. Он приспособил для печатания ручной пресс, применявшийся для выжимания виноградного сока. Печатный станок состоял из нижней доски, на которой в рамке укреплялся покрытый краской набор, и верхней доски, которая опускалась с помощью винта. Верхняя доска плотно прижимала лист бумаги к набору - и получался четкий оттиск. Таким образом, Гуттенберг разработал и создал весь процесс книгопечатания - от литья металлических литер до выпуска готовой книги.

    Вся подготовительная работа - изготовление первых комплектов шрифтов и постройка станка - потребовала немалых денег. У Гуттенберга их не было, и ему пришлось вступить в сделку с богатым купцом Фустом. Условие было таким: прибыль от изобретения они делят пополам. Но у Фуста аппетит был, больше - ему хотелось прибрать к рукам всю типографию. И он выдвинул дополнительное условие: деньги, которые он дает на создание типографии, считаются долгом Гуттенберга. Если тот не возвращает его в срок, то типография переходит в собственность Фуста.

    Дела у Гуттенберга сразу пошли удачно. Книги печатались и поначалу хорошо раскупались. Гуттенберг взял себе помощника и сделал из него отличного мастера. Всю свою долю прибыли изобретатель тратил на отливку новых шрифтов и постройку печатных станков; Фуст же свою долю клал в карман. А когда деньги у Гуттенберга кончились, Фуст стал требовать с него долг, подал в суд и выиграл свой иск.

    Гуттенберг, голодая, стал вновь печатать книги, залезая при этом в долги. Кредиторы грозились подать в суд, и все могло кончиться печально, если бы не обстоятельство, столь типичное уже для нашего времени: печатное слово впервые показало свою силу в политической борьбе .

    В городе Майнце, где жил Гуттенберг, враждовали между собой два архиепископа - два высших духовных лица. А надо сказать, что они обладали и огромной гражданской властью - делали, что хотели, каждый имел собственное войско. Гутенберг выступил на стороне одного из них - стал печатать листы в его поддержку, стремясь привлечь на его сторону население города. А Фуст сражался за другого священника. В результате победил первый архиепископ. Вклад Гуттенберга в эту победу был «высоко» оценен: каждый год он мог получать бесплатно новое платье, двести мер зерна и два воза вина, а также разрешение получать обед со стола архиепископа.

    Первая книга Гутенберга

    Первой полнообъемной книгой, напечатанной Гутенбергом, стала так называемая 42-строчная Библия, состоявшая из двух томов в 1286 страниц. Эта книга, признанная шедевром ранней печати, имитировала готические средневековые рукописные книги. Цветные инициалы (заглавные буквы) и орнамент выполнялись художниками от руки.

    К 1500 г. книгопечатание проникло в 12 европейских стран. За 60 лет, прошедших с начала применения нового способа, было напечатано более 30 тыс. наименований книг, средний тираж одной книги был равен 300 экземплярам. Эти книги получили название «инкунабулы».

    Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Особенно больших успехов здесь достиг белорусский печатник Франциск Скорина, в 1517-1519 гг. печатавший книги в Праге, а в 1525 г. - в Вильно.

    В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. Основателем его был Иван Федоров. Первая книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (это была первая московская типография), датируется 1564 г.

    О жизни великого изобретателя печатного станкаИоганна Гутенберга известно очень мало и многие данные противоречивы. Даже не известна точная дата его рождения. Ученые условно считают годом его рождения 1400 год. Семья изобретателя принадлежала к древнему дворянскому роду Генсфлейшей-Гутенбергов и жила в одном из крупнейших и богатейших рейнских городов - Майнце.

    Позднее в результате многих жизненных перипетий Иоганн взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг и под этим именем навсегда вошел в историю мировой цивилизации как изобретатель принципиально нового способа печати.

    С древнейших времен во многих странах делались попытки отпечатать текст или рисунок. Проблема была в том, что нужно было на доске для оттиска выгравировать весь текст или рисунок. Да еще в зеркальном отражении. Эту заготовку для печати невозможно было исправить или использовать для других текстов. Процесс был утомительным и длительным, поэтому книги вплоть до XV в. писали от руки.

    Материал для письма тоже был очень дорог либо вообще недоступен: в начале это был папирус у дрених египтян, затем пергамент, способ производства которого придумали в городе Пергаме во II веке до н.э. В Китае с древнейших времен умели делать бумагу, но веками хранили секрет производства. Это была государственная тайна.

    Но вот, наконец, европейцы научились изготавливать бумагу. Производство красок тоже имело определенный прогресс. Уже во многих европейских городах применялся примитивный пресс для печати. Но не хватало главного - нужно было найти способ многократного использования литер (букв).

    Над этой грандиозной задачей многие годы бился Иоганн Гутенберг. Его изобретение по значимости в прогрессе мировой цивилизации можно сравнить с избретением буквенного письма, когда кто-то в незапамятные времена догадался разделить человеческую речь на звуки и с помощью 22 букв записать любую информацию. Финикийское буквенное письмо попало в Древнюю Грецию, оттуда к римлянам и постепенно буквы стали достоянием всего человечества.

    А изобретение Иогана Гутенберга - это еще один мощный прорыв в развитиии мировой цивизизации, который позволил не только сохранять информацию, но и печатать бесчисленное множество копий. Это способствовало небывалому развитию грамотности населения, распространению книг, изданию газет, журналов и пр.

    Важнейшим в изобретении Гутенберга является способ изготовления шрифта: в начале гравировали рельефное выпуклое и зеркальное изображение шрифтового знака на торце металлического бруска - пуансона. При вдавливании пуансона в более мягкую металлическую пластину получалось углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок сейчас называется матрицей.

    Таким образом, с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы отлить множество одинаковых литер. Отлитые в большом количестве литеры стали называть наборной кассой.

    Затем буквы нужно было расположить таким образом, чтобы они представляли текст, а не просто какой-то набор знаков. Эту техническую проблему тоже решил Гутенберг, создав специальную раму с полосами для строк, куда вкладывались литеры. Когда текст набран полностью, его можно отпечатать. И здесь Гутенберг решил много технических проблем, использовав приемы и методы других отраслей и приспособив их для создания печатного станка.

    Пресс придумал не Гутенберг, но он использовал возможности винтового пресса, которым пользовались виноделы и присбособил его для книгопечатании, внеся необходимые дополнения и усовершенствования. Процесс печати был достаточно сложным.

    Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего следует покрыть краской. Далее нужно аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Затем лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме. И наконец, нужно снять готовый оттиск с набора.

    Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, и наносить в этом положении краску на форму не удобно. Значит, нужно было создать устройство, которое могло бы перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку.

    Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гутенберга. Применять краску, которая использовалась при печатании листовых гравюр и цельногравированных книг, он не мог: на металлическую поверхность краска ложилась иначе, чем на деревянную. Опытным путем необходимо было подобрать новые компоненты. Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гутенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания.

    Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

    БИОГРАФИЯ ИОГАННА ГУТЕНБЕРГА (ок. 1400 -1468)

    (нем. Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Его родители - местные аристократы, вели в Майнце ожесточенную борьбу с мелкими ремесленниками. После захвата власти последними семья Гейнцфлейшев в 1411 году покинула город. Начались годы изгнания. Все это время Иоганн вместе с родителями жил в Страсбурге.

    Наконец враждующие стороны достигли соглашения. В Майнц Иоганн возвратился в конце двадцатых годов XV в. уже известным золотых дел мастером. Он умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось, все удачно складывалось в его жизни.

    Но Иоганн мечтает создать печатный станок. Это не понравилось его отцу, не думавшему, что сын пренебрежет наследственной привилегией чеканки монеты.

    Ссора была столь сильной, что Иоганн отказался от фамилии своего отца и взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг. По всей вероятности, в начале 1429 года Иоганн покинул Майнц. В дальнейшем он в основном живет в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов.

    В 1438 году Гутенберг заключил соглашение со страсбургскими гражданами А. Дритценом, А. Гейльманом и Г. Риффе о совместном коммерческом использовании какого-то своего изобретения, которое держалось в тайне. Судя по свидетельским показаниям, оно было связано с книгопечатанием.

    В 1439 году Гутенберг судился с одним из своих компаньонов. Предметом тяжбы были деньги. Суд этот, к счастью, кончился для мастера благополучно, но потом один из компаньонов умер, а оборудование исчезло. Материалы этого процесса, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и прочее, позволили в девятнадцатом столетии точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом.

    Около 1444 года Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц. Приблизительно в начале 1450 года Гутенберг берет в долг 1600 гульденов у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста для оборудования типографии. За период 1451 - 1455 годы в ней было отпечатано несколько изданий "донатов", индульгенции 1454 и 1455 годов и два объемистых фолианта 42-строчной Библии, общим объемом в 1282 страницы.

    Неожиданно для Гутенберга Фуст потребовал вернуть всю ссуду с процентами - 2026 гульденов. Он знал, что у Гутенберга таких денег нет - ему была нужна типография. Он подал в суд, и суд решил, что в счет погашения долга кредитор должен получить все оборудование и всю готовую продукцию, то есть все оттиски книги.

    Но Гутенберга ждал еще один удар. Его лучший ученик Петер Шефер был искусным рисовальщиком, благодаря ему шрифт в книгах Гутенберга стал изящным. Усовершенствованные Петером пуансоны из стали были более надежны, его сплав для отливки литер - олово, сурьма и висмут - лучше того, с чего начинал Гутенберг. И вот, женившись на дочери Фуста, Шефер начал работать в бывшей типографии своего учителя.

    Бурные политические события в Майнце 1460-х годов, борьба между старым и новым архиепископами города привели к тому, что Иоганн Гутенберг, который поддерживал старого архиепископа, с приходом нового был изгнан из родного города.

    Изобретатель книгопечатания поселился в Эльтвиле, где первое время жил в нужде. Но в 1465 году новый архиепископ Майнца, решив восстановить справедливость, назначил Гутенберга своим придворным и даровал ему пожизненную ренту.

    Через три года, в конце января 1468 года Иоганн Гутенберг скончался и был похоронен в церкви святого Франциска. Позже эта церковь была разрушена, и с той поры место захоронения первопечатника неизвестно.

    (1400-1468) изобретатель книгопечатания

    Иоганн Гутенберг родился в немецком городе Майнце. Его семья принадлежала к городской верхушке. Сведений о детстве изобретателя книгопечатания не сохранилось. Однако известно, что по основной профессии он был золотых дел мастером, а это значит, что он должен был получить достаточно серьезное по тем временам образование и, в частности, изучить латынь.

    К своему изобретению Иоганн шел постепенно. Сначала он придумал шрифт и несколько лет искал наиболее подходящий для него материал. После многих экспериментов он выбрал сплав на основе свинца, из которого и отлил свой первый шрифт. Это произошло около 1440 года.

    Следует отметить, что сам процесс книгопечатания, при котором оттиск получался с покрытой краской доски, был известен и до Гутенберга. Суть его изобретения заключается в том, что он придумал металлические буквы-литеры, из которых можно было составить любой текст.

    Литеры находились в наборной кассе, откуда их брал наборщик и составлял строку текста. Так постепенно собиралась целая страница. Закрепив ее в специальной рамке, типографы покрывали литеры краской, а затем накладывали лист увлажненной бумаги. Процесс позволял делать книги гораздо быстрее, чем при печати с досок.

    Понятно, что подобная работа требовала больших финансовых вложений, поэтому, напечатав первое издание - «Сивиллину книгу», Иоганн Гутенберг заключил договор о финансовой поддержке с майнцским купцом Иоганном Фустом. На его деньги он вместе со своим помощником Петером Шеффером создал уже настоящую типографию, где можно было печатать не только одной, но и несколькими красками.

    В 1452 году Иоганн Гутенберг напечатал Библию, признанную шедевром полиграфического искусства. Кроме того, он печатал и листовые материалы - календари и даже индульгенции.

    Изобретение принесло такую большую прибыль, что Фуст решил забрать дело в свои руки и, сговорившись с Шеффером, затеял против Гутенберга тяжбу, в результате которой Фуст был объявлен хозяином типографии и собственником всех изданий.

    Чтобы закрепить приоритет Гутенберга, Шеффер все-таки поместил в издании Псалтыри заключительный абзаце объявлением, в котором говорилось, что эта книга сделана при помощи нового изобретения Иоганна Гутенберга. Поскольку он сумел уместить на одном листе 42 строки текста, его Библия и получила название 42-строчной. Ее тираж был довольно внушителен для того времени - 300 экземпляров. Ныне все сохранившиеся экземпляры этого издания представляют огромную редкость.

    Лишившись типографии и шрифтов, Иоганн Гутенберг уехал из Майнца в Бамберг, где на средства местного епископа устроил новую типографию. В ней он подготовил новое издание Библии, а также первый в Европе печатный толковый словарь под названием «Католикон».

    Католическое духовенство оказало Иоганну Гутенбергу огромную по тем временам поддержку. Решением архиепископа, он был освобожден от уплаты каких бы то ни было налогов, и ему была установлена ежемесячная пенсия.

    Последние годы первого в Европе книгопечатника прошли в Эльтвилле, где располагалась резиденция архиепископа. Там он также выпустил несколько изданий как духовного, так и светского характера. В частности, им был изготовлен один из первых печатных календарей.

    Все издания, напечатанные Гутенбергом, отражают самую раннюю стадию развития книгопечатания, поэтому получили название «инкунабул» (от лат, in cunabulae - в колыбели). Одно из крупнейших собраний инкунабул находится в Москве, в Российской государственной библиотеке.

    Изобретение Иоганна Гутенберга быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000. Как подсчитали исследователи, за первые пятьдесят лет существования книгопечатания общий тираж книг превысил 20 миллионов экземпляров. Таким образом, за это время человечество получило больше книг, чем за сотни лет до этого.

    Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
    Биография

    Первая половина XV века была периодом наивысшего расцвета рукописных книг. Жажда чтения была настолько велика среди городского населения, что только в одном Париже насчитывалось несколько тысяч переписчиков, и тем не менее книг катастрофически не хватало. Сотни людей вели поиски более дешевого и простого способа изготовления книг. Он был найден Иоганном Гутенбергом . Благодаря его открытию человечество в своем развитии получило гигантский толчок. Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в распространении новой, молодой буржуазной культуры, науки и светской литературы.
    Иоганн Гутенберг родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Его родители, местные аристократы, вели в Майнце ожесточенную борьбу с мелкими ремесленниками. После захвата власти последними семья Гейнцфлейшев в 1411 году покинула город. Начались годы изгнания. Все это время Иоганн вместе с родителями жил в Страсбурге. Наконец враждующие стороны достигли соглашения. В Майнц Иоганн возвратился в конце двадцатых уже известным золотых дел мастером. Он умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось, все удачно складывалось в.его жизни. Но Иоганн мечтает создать печатный станок. Это не понравилось его отцу. Ссора была столь сильной, что Иоганн отказался от фамилии своего отца и взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг. По всей вероятности, в начале 1429 года Иоганн покинул Майнц. В дальнейшем он в основном живет в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов. В 1438 году Гутенберг заключил соглашение со страсбургскими гражданами А. Дритценом, А. Гейльманом и Г. Риффе о совместном коммерческом использовании какого-то своего изобретения, которое держалось втайне. В 1439 году Гутенберг судился с одним из своих компаньонов. Предметом тяжбы были деньги. Суд кончился для мастера благополучно, но потом один из компаньонов умер, а оборудование исчезло. Материалы этого процесса, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и прочее, позволили в девятнадцатом столетии точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом. К этому времени в Европе уже был известен способ размножения текстов с деревянных досок ручным способом, так называемая ксилография. Он был изобретен в Китае, но этот способ был не более продуктивным, чем рукописный. Требовалось что-то принципиально новое. И этим новым был набор из отдельных букв. Идея сама по себе достаточно простая.
    Сложнее было придумать, как изготовить эти буквы совершенно одинаковыми и в большом количестве, как ими пользоваться и пользоваться многократно, то есть необходимо было изобрести способ книгопечатания в целом. Это и сделал Иоганн Гутенберг, вернувшись около 1444 года в Майнц. Во всяком случае, нет никаких доказательств создания типографии в страсбургский период. Сначала он научился отливать буквы, пригодные для набора. Гутенберг сделал из твердого металла модель выпуклой буквы - пуансон. Пунсон он вдавливал в мягкий металл и получал углубленную форму буквы - матрицу. Матрицу он вставлял в дно словолитного прибора, наливал расплавленный металл и после охлаждения его получал металлические буквы - литеры. Из букв составлялись строки. Из строк - страницы. Буквы можно было рассыпать и использовать для набора нового текста. А в матрице отливалось большое количество букв. Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга», выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Первая печатная продукция Гутенберга - календари, брошюры, «Донаты» - латинская грамматика середины IV века Элия Доната. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение Подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло.

    Первые книги

    Первыми книгами, вышедшими из-под пресса Гутенберга, стали учебники латинской грамматики. Позже Гуттенберг запланировал подготовить трудоемкое издание Библии и взял на эти цели взаймы у крупного предпринимателя Иоганна Фуста огромную по тем временам сумму. Когда печатание Библии уже было фактически завершено, между Гутенбергом и Фустом возникли разногласия. Фуст обвинил своего партнера в растрате средств и потребовал возвращения долга с процентами — всего свыше двух тысяч гульденов. На эти деньги в Майнце можно было застроить каменными домами целую улицу. Гутенбергу пришлось отдать мастерскую вместе с изобретением и половиной отпечатанных экземпляров Библии. Фуст завладел книгопечатней и успешно продолжил начатое изобретателем дело. За Гутенбергом осталась другая мастерская, меньшая по размеру и с меньшими техническими возможностями. С тех пор Иоганн Гутенберг брался лишь за небольшие заказы, которые ни технически, ни эстетически не могли сравниться с первым изданием Библии. После потери мастерской изменилось отношение Гутенберга к своему изобретению. Если раньше он всячески скрывал технологию от посторонних, не желая делить с кем-либо выгоду, то после потери мастерской Гутенберг стал участвовать в различных издательских проектах. Например, помогал в издании Библии в Бамберге.
    История книгопечатания

    Книгопечатание - это комплекс производственных процессов, необходимых для изготовления печатной книги, журнала, газеты или листовки. Термин "книгопечатание" используется при описании книжного дела прошлых столетий. В наше время этот термин заменили другие - полиграфия, полиграфическое производство, полиграфическая промышленность. Сущность полиграфического процесса состоит в формировании красочного слоя на печатной форме, аналогичного какому-либо тексту или рисунку, и его передаче на бумагу. Исходными материалами для этого процесса служат краска и листы бумаги.
    Принцип давления в книгопечатании был позаимствован с тиснения оттисков на расплавленном сургуче, чеканки монет - металлических денег и тиснения на кожаных книжных переплетах. Сначала печатали книги с целых деревянных досок, на которых вырезался рельефный текст. Первая такая ксилографическая книга появилась в Корее в IX веке. Опыты книгопечатания в Китае предпринял Би Шэн в 1041-1048 годах. Но деревянные доски для всех страниц любой новой книги приходилось делать заново.
    В 1438 году Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных литер. Гутенберг пошел по пути создателей алфавитов: ведь набор букв-литер позволяет зафиксировать на бумаге все звуки речи на данном языке, причем не один раз, а многократно. До Гутенберга все книги были рукописными. Это были либо Библии, либо комментарии к ним. Переписывали их монахи, которые на изготовление только одного текста затрачивали несколько лет. Принадлежали книги в основном духовенству. Гутенберг на подготовку первого печатного набора Библии потратил около двух лет. Но зато после этого он смог сразу напечатать целый ее тираж. Ее 1300-страничный оригинал назван "42-строчной" Библией потому, что размер ее страниц - 42 строки. Гутенберг отлил 290 различных литер. Гутенберг значительно ускорил и удешевил изготовление книг. Профессия переписчиков рукописных книг с этого времени постепенно исчезла. Появление доступных печатных книг сделало грамотность насущной потребностью множества людей. Это вызвало целую революцию в образовании. До Гутенберга в Европе было всего около 30.000 рукописных Библий, а к началу XVI века появилось более 9 000 000 печатных книг не только на религиозные, но и на самые разнообразные темы науки, литературы, искусства, политики. В результате к книгам и другой печатной информации получило доступ все общество, а не только служители церкви. Печатная книга стала первым в истории средством массовой информации, позволившим передавать
    Каждый оттиск Гутенберг делал с помощью винтового печатного пресса. Такой ручной станок был достаточно примитивным и медленно работающим. Листы небольшого формата печатались на нем с одной стороны тиражом не более 300 оттисков в день. С небольшими усовершенствованиями он просуществовал до начала XIX века.
    В изданиях И. Гутенберга иллюстрации в каждом экземпляре исполнены от руки. Типографское воспроизведение орнамента в книге, отпечатанной с набора, было выполнено немецким печатником П. Шеффером в 1457 году на страницах Майнцской псалтыри. В 1461 году в Бамберге типограф А. Пфистер выпустил первые книги с гравированными на дереве иллюстрациями. Текст и иллюстрации были напечатаны отдельно друг от друга: текст - с наборной формы, а иллюстрации - с гравированных досок. При этом иллюстрации были вынесены на отдельные листы. В следующем издании 1461 года иллюстрации уже были введены в текст. Так появилась новая производственная операция в процессе изготовления печатной формы, получившая позднее название верстки. Нотопечатание, то есть воспроизведение музыкальных текстов с помощью нотных знаков, начали воспроизводить с помощью гравюры на дереве в 1476 году. В середине XVIII века нотные тексты начали печатать типографским способом с наборных форм. Изготовление гравюры по металлу с помощью резца требует от гравера больших физических усилий.

    Значительно облегчить работу гравера позволил офорт, изобретенный оружейным мастером Даниелем Хопфером в начале XV века. При создании офорта медную пластину покрывают специальным лаком, защищающим ее поверхность от действия кислоты. По слою лака гравер острой иглой процарапывает рисунок. В местах, где игла процарапала слой лака, обнажается поверхность металлической пластины. При обработке поверхности кислотой обнаженные участки пластины будут протравлены. В них образуются углубленные печатающие элементы, которые можно заполнить краской и получить оттиск на бумаге.
    Книгопечатание быстро распространилось в Европе. В Москве оно появилось в середине XVI века. Первая так называемая анонимная типография в Москве возникла в 1553 году, а в 1563 году в ней открылась первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В марте 1564 года они отпечатали первую русскую печатную книгу - "Апостол". В дальнейшем Федоров и Мстиславец уехали сначала в Великое княжество Литовское, а затем Федоров работал на Украине, во Львове и Остроге, а Мстиславец - в Вильне. В Москве продолжали печатное дело их ученики. В 1798 году Алоиз Зенефельд изобрел литографию - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографским карандашом. Литография, допускающая широкое тиражирование, в XIX веке получила распространение в графике. В ХХ веке литография вытесняется из полиграфии офсетом, но сохранила значение для выполнения художественных гравюр - эстампов.