Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Буддизм в искусстве Фреска из пещеры в Аджанте
  • Кунжут: полезные свойства и применения
  • Академия магии Южного королевства
  • Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом
  • «Большая и грязная любовь» Анна Сергеевна Гаврилова
  • Гниение белка. Гнилостные процессы. Что это за вещества
  • Признаки саногенного и патогенного мышления. Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом

    Признаки саногенного и патогенного мышления. Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом

    Мышление как философия определяет результат человеческой и поведения, отношение к происходящему, мироощущение и состояние души. Мышление, служащее причиной негативных и пагубно влияющее на здоровье, называют патогенным. Его противоположность – саногенное, или оздоравливающее мышление. Автор концепции – Ю. М. Орлов.

    Саногенное мышление предполагает самостоятельную регуляцию человеком своих эмоциональных состояний. В результате этого повышается стрессоустойчивость.

    Суть саногенного мышления состоит в адекватном переосмыслении прошлого опыта, выявлении и коррекции стратегий поведения и рефлексии, приводящих к страданиям, изменении жизненной философии. Это не бегство от негатива, а сознательное его рассмотрение и проработка.

    Для осознания работы концепции важно вспомнить функции :

    • корректировка поведения в связи с изменениями внешних условий (информирование);
    • объяснение причин изменения условий (тут и начинают формироваться эмоции в зависимости от того, как человек характеризует сложившуюся ситуацию).

    Важно не подавлять эмоции, а учиться контролировать их силу и не давать перейти в статус хронических. Патогенное мышление не позволяет завершить эмоцию, что вызывает хронический стресс, и окружением. Саногенное мышление предполагает обучение правильному мышлению для завершения каждой негативной эмоции ( , гнев, обида, раздражение).

    Не стоит путать позитивное мышление и саногенное. Позитивное имеет краткосрочный характер и совершенно другие характеристики. Среди общего у них только смена взгляда на травмирующую ситуацию.

    Сравнительный анализ патогенного и саногенного мышления

    • Патогенное мышление вызывает страдания и болезни. Саногенное ведет к благополучию и счастью.
    • Патогенное мышление основано на привычках и его можно отнести скорее к бессознательному. Саногенное мышление – сознательное. Оно позволяет рационально оценивать преемственность используемого поведения.
    • Каждое мышление предполагает одни и те же операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Но при патогенном типе операции используются неуместно.

    Принципы саногенного мышления

    1. Необходимо признать реальность эмоций. Их зависимость от нашего мышления.
    2. Следовать уместности мыслительных операций.
    3. Развивать .
    4. Поддерживать и понимать единство теории и практики, философии и психологии, житейской психологии и научной. Важно понимать психологические особенности эмоций и мышления.
    5. Следовать научности, то есть понимать работу мозга при выработке эмоций.

    Структура эмоции как устойчивого переживания

    Для распознавания застоявшейся эмоции нужно знать ее структуру:

    1. Наши ожидания в отношении поведения другого человека. Наше восприятие и трактовка его поведения. Разница между этими показателями.
    2. Сила, содержание и продолжительность эмоции.
    3. Сила и специфика, с которой мы говорим о своих эмоциях и принимаем их от других.
    4. Включение в работу гормонов, обеспечивающих поддержание, течение и разрешение эмоции.
    5. Поведение, направленное наружу ради разрешения или усиления эмоции.

    Методы саногенного мышления

    Саногенное мышление предполагает обучение методам распознавания корней эмоций, выработку умений и навыков этого распознавания, формирование привычек рационального мышления.

    Ведение дневника

    Освоить саногенное мышление позволит ведение дневника. Рассмотрим ситуацию на примере такой негативной эмоции, как обида.

    1. Вспомните последнюю обиду. Детально запишите условия ситуации, облик обидчика, свои мысли на тот момент.
    2. Составьте список обидчиков. Напротив каждого имени зафиксируйте ситуации, вызывающие обиды.
    3. Каждую ситуацию разберите по следующему плану:
    • Какого поведения вы ждете от этого человека?
    • Опишите реальное поведение, обидевшее вас (в том числе мимику, жесты, речь).
    • «От чего должен отказаться этот человек, чтобы я не обижалась?»
    • Опишите черты характера обидчика, которые вас расстраивают.
    • Каким должен быть обидчик, чтобы перестать быть таковым?
    • Оцените силу обиды по 10-бальной шкале.
    • Определите свой стиль поведения и психологические защиты во время обиды.
    • Возьмите чистый лист и краски. Выберите цвет, который кажется привлекательным, и рисуйте произвольные фигуры. Это лист вашей обиды, негативных эмоций. Вложите его в дневник.
    • Возьмите другой лист. Цветом, который привлекателен, теперь тоже нарисуйте произвольную картину. Сложите лист (как хотите), разверните, добавьте белой краски.
    • Оцените силу обиды теперь.
    • Если значение меньше 3, то вы почти проработали обиду. Повторите действие с другими ситуациями (не обязательно в этот раз).

    При значении меньше 3 можно переходить к аутопсихоанализу.

    Аутопсихоанализ

    Основной метод саногенного мышления – аутопсихоанализ мышления, вызвавшего негативные переживания, то есть угашение эмоции с помощью размышления. Угашение эмоции – это повторное проживание ситуации без подкрепления, то есть отстраненный рассказ об эмоции, высмеивание, взгляд со стороны (проигрывание ситуации). Важно разобрать собственную эмоцию: ее причины, силу.

    1. Вспомните ситуацию, когда вы были счастливы и спокойны.
    2. Выберите одну из проработанных в дневнике ситуаций.
    3. Прочитайте ее и оцените свои эмоции. Если вы смогли остаться спокойным, то можно анализировать. Если обида снова проснулась, то нужно вернуться к четвертому пункту из предыдущего списка.
    4. Проанализируйте ситуацию по плану:
    • Как человек должен был вести себя, чтобы я не обиделась?
    • Откуда берутся мои ожидания?
    • Они реальны? Партнер может им соответствовать?
    • Он знает о них?
    • Какие стереотипы руководят мной?
    • Какие проекции я использую?

    Повторюсь, что это актуально не только для обиды, но и любой другой негативной эмоции: злости, гнева, зависти. Подробнее о проработке обид можно прочитать в статьях и .

    Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

    Что это такое?

    Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

    Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

    Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

    Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

    Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

    Эмоции: хорошие и плохие

    Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

    Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

    Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

    Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

    На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки. Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги». Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

    Хронические негативные эмоции

    Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

    Как ум воспроизводит эмоцию?

    Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав). Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

    Как работать с ненужными эмоциями?

    В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

    Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

    Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела? ». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

    В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

    Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

    Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

    Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

    Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

    1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
    2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
    3. Наблюдаем за реальным поведением.
    4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

    Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

    На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

    С уважением, Александр Фадеев.

    Добавь в закладки: https://сайт

    Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

    Как видим, чтобы воспитать в себе саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного, школьнику необходимо помочь в овладении методами саногенного, оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики - осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.

    Как отмечает Ю.М. Орлов, достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.

    Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы "познакомиться" с предметом губами, языком и глубже его воспринять, проверить таким образом свои зрительные образы; в этом опыте он дополняет зрение богатством прикосновения. Но в определенном возрасте узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которых придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но еще и потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.

    Таким образом, одной из целей развития интеллектуальной сферы школьника является организация процесса самовоспитания по овладению им саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления.

    Какое же мышление необходимо развивать? Этот вопрос можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: "Скажите, какой самый хороший ход в мире?" Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход в отрыве от игровой ситуации. То же самое справедливо относительно развития человеческой индивидуальности. Учитель должен не развивать мышление "вообще", а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, саногенного типов мышления.

    В качестве целей развития других составляющих интеллектуальной сферы необходимо предусмотреть:

    Развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;

    Развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;

    Развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;

    Развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;

    Развитие внепредметных умений;

    Развитие предметных знаний, умений и навыков.

    Сущность этих составляющих интеллектуальной сферы изучается в курсе психологии, поэтому здесь мы рассматриваем только цели ее развития, то есть то, что необходимо предусмотреть, чтобы обеспечить гармоничное развитие рассматриваемой сферы.

    Образ мыслей, возникающих вследствие переживания ситуаций, событий в жизни человека, который оздоровляет или разрушает физическое и психическое здоровье, определяет саногенное и патогенное мышление.

    Их отличают только последствия — здоровье и благополучие или боль и страдания. Саногенное мышление снижает напряженность и предупреждает возникновение патологий, патогенное — порождает хронический стресс, вызывающий болезни.

    Человек с оздоравливающим мышлением, столкнувшись с конфликтной ситуацией или неудачей, путем работы ума (осознания) снижает внутреннее напряжение, и забывает о ней. Он ничего не предпринимает для этого, так как выработаны привычки, которые помогают контролировать негативные эмоции.

    Мыслящий патогенно человек, годами вспоминает и переживает одно и то же событие, которое причиняет ему душевную боль, перерастая в стресс. Страдает весь организм, развиваются болезни. Оба этих хода мыслей возникают автоматически.

    Саногенное мышление: что это такое

    Саногенное мышление - это управление эмоциями и умственным поведением, которое их вызывает. Оно не только сохраняет телесное и душевное здоровье, но является источником мудрости жизни.

    Важно понимать, что источник эмоционального состояния — собственное мышление. Эмоции — отражение реальности сознанием человека.

    В некоторых случаях перевод отрицательных эмоций в позитив не менее важен, чем контроль над ними. Тот, кто мыслит саногенно, не лелеет обиду, гнев и злость. Он думает о том, что обидчику намного хуже, и тот жалеет о спровоцированном конфликте. Или же воспринимает его, как больного.

    Так угашается эмоция, снижается напряженность, которую она спровоцировала. У человека понижается чувствительность к подобным событиям и ситуациям, усиливается толерантность, повышается устойчивость к стрессам.

    Он не станет бесчувственным, но понижать уровень отрицательных эмоций будет быстро. Этого достаточно, чтобы они не перерастали в хронические и не программировали поведение личности. Если правильно оскорбляться, злиться, обижаться, то опыт эмоционального состояния поможет личностному росту.

    Признаки саногенного мышления

    Его можно развивать, ему обучаются. Но необходимо понимать, что надо изменить, чему научиться. Для этого хода мыслей характерны:

    1. Высокая степень сосредоточения на объекте самонаблюдения. Достигается способом визуализации.
    2. Способности к саногенной рефлексии — умение смотреть со стороны и видеть себя со своими чувствами, мыслями и переживаниями, чтобы определить правильное поведение в других ситуациях.
    3. Умение проводить самонаблюдение в состоянии расслабления и покоя. Эмоции угасают, а образы их вызвавшие, при повторении ситуации не провоцируют стресс.
    4. Понимание сущности отрицательных эмоций.
    5. Широкий кругозор и высокий уровень внутренней культуры.
    6. Способность быстро прекратить мышление в случае внутреннего напряжения. Отрицательный заряд воспоминания угашается, оно не закрепляется.

    Саногенно мыслящий человек уверен, что стиль поведения определяет он сам, а не общественные стереотипы.

    Патогенное мышление: что это такое

    Патогенное мышление нормальное обыденное, в котором присутствуют эмоциональные стрессы, внутриличностные и конфликты с окружением. Оно не патологическое, но может провоцировать болезни. Их вызывает стресс, перешедший в хроническую форму.

    Такое ход мыслей многократно воспроизводит образы, когда-то доставившие душевную боль человеку, реакцию на травмирующее событие. Он ничего не может с этим сделать, так как не контролирует свои мысли и образы. Запуск таких реакций происходит автоматически, поэтому человек воспринимает их, как объективную реальность.

    Важно! Чтобы бесконтрольно не повторялись образы, необходимо управлять воображением. Без этого нельзя справиться с мыслями и эмоциями.

    Так, обиженный человек, который пытается избавиться от обиды, многократно образно воспроизводит в уме событие, породившее ее. При этом он вновь и вновь ощущает напряжение и переживает его, страдания усиливаются.

    Обида становится привычной от частого прокручивания. Обидчивость человека настолько сильная, что он ничего не забывает и не прощает.

    Хронические стрессы, которые провоцирует патогенное мышление, разрушают здоровье, отрицательно сказываются на семейных отношениях.

    Признаки патогенного мышления

    Мышление, вызывающее негативные эмоции и провоцирующее болезни адаптации имеет такие признаки:

    • отсутствие контроля над воображением, мыслями, чувствами, утрата ощущения реальности (например, разрабатываются неосуществимые планы мести обидчикам);
    • неспособность прекратить мышление в стрессе, образы усиливаются энергией чувств, воспоминание закрепляется;
    • абсолютное отсутствие рефлексии — умения видеть себя со стороны, то есть погружение в ситуацию, даже после ее завершения;
    • направленность на сохранение и поддержание отрицательных эмоций, человек погружается в них, забывая о последствиях;
    • отсутствие осознания умственных действий, вызывающих переживания, поэтому ситуация бесконтрольна.

    Если такие признаки присутствуют, стоит подумать об их устранении и развитии оздоравливающего мышления, которое помогает оздоровлению, снижению напряженности, повышению уверенности в себе.

    Мышление человека тесно связано с его психическим и физическим здоровьем. Великие мудрецы с древних времен рассуждали о влиянии мыслей и эмоций на жизнь человека. Они утверждали, что негативный образ мыслей порождает отрицательные эмоции и ведет к страданиям. Современная психология полностью подтверждает это. Негативный образ мысли ведет к внешним и внутренним конфликтам, порождает болезни и приводит к раннему старению. Хорошим способом избавления от негатива в душе является обучение саногенному мышлению. Рассмотрим, что такое саногенное мышление и чем оно может быть полезно.

    Доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов создал теорию так называемого саногенного мышления. Термин «саногенный» происходит от латинского «sanus», что означает «здоровый», «оздоравливающий». Таким образом, саногенное – это здоровое мышление. Ю.М. Орлов написал замечательные книги: «Саногенное мышление», «Восхождение к индивидуальности», «Самопознание и самовоспитание характера», «Обида. Вина» и другие. В них он изложил основы своей теории. Он исследовал человеческие эмоции и пришел к выводу, что они возникают не спонтанно, а в силу особенностей мыслей каждого конкретного индивида.

    Система Орлова разработана с целью обучения человека сознательному контролю возникающих эмоций, для самопознания и самовоспитания характера. Такое умение позволяет избегать ненужных негативных эмоций, которые часто возникают у человека под воздействием внешних факторов.

    Психологи уже давно доказали, что отрицательные эмоции негативно влияют на здоровье, провоцируя появление разных заболеваний. Если научить человека анализировать свои отрицательные эмоции и управлять ими, то можно избежать многих болезней.

    Саногенное и патогенное мышление

    Патогенное и саногенное и мышление – это две противоположности. Саногенное – это здоровое мышление, а патогенное – болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Все люди периодически сталкиваются с неудачами, но одни быстро их забывают, а другие прокручивают неприятную ситуацию в голове вновь и вновь. Например, человек поссорился с другом и услышал в свой адрес много неприятного. Событие уже прошло, но человек снова и снова вспоминает его, и негативные эмоции, такие, как гнев, обида или вина опять захлестывают его, не давая успокоиться. Некоторые люди склонны годами вспоминать свои неудачи, постоянно переживая отрицательные эмоции.

    Со стороны может показаться, что человек намеренно причиняет себе боль, вместо того чтобы успокоиться и забыть о давно прошедшем событии. На самом деле это не так, ведь ни один нормальный человек не будет сам причинять себе боль. Неприятные мысли возникают в голове непроизвольно, без желания самого человека. Это и есть патогенное мышление – ведущее к болезням и страданиям.

    Люди, обладающие саногенным мышлением, наоборот, стремятся к благополучию и здоровью, не давая отрицательным эмоциям мучить себя. Это, как и в случае с патогенным образом мыслей, происходит автоматически. Для того чтобы мыслить позитивно, человек не прилагает лишних усилий – все происходит само собой, поскольку у него уже выработалась привычка к позитивному восприятию мира.

    Саногенному мышлению можно обучиться, тем самым изменив свое восприятие реальности и улучшив качество жизни. Для этого нужно изучить основные признаки обоих видов – патогенного и саногенного – и постоянно приучать себя искать в каждой неудаче плюсы и не обращать особого внимания на минусы. Постепенно мышление начнет перестраиваться.

    Признаки патогенного мышления

    • Постоянное переживание ситуации без попыток остановить негативные мысли и накопление все большего количества отрицательных эмоций.
    • Отсутствие рефлексии и желания посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию по-другому.
    • Склонность к накоплению обид, гнева, агрессии, чувства неудовлетворенности без желания избавиться от них.
    • Непонимание того, что отрицательные мысли и эмоции отражаются на физическом здоровье.
    • Неумение управлять своими мыслями, неосознанность мыслительных операций.

    Признаки саногенного мышления

    • Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
    • Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
    • Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
    • Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
    • Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
    • Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
    • Умение видеть преимущества в любой ситуации.
    • Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.

    Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.