Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Алгоритм выполнения задания
  • Правописание н и нн в разных частях речи
  • Поступление в колледжи, техникумы и училища
  • Мужчины каких знаков зодиака изменяют чаще всего Знак зодиака способный на измену у женщин
  • Самый неверный знак зодиака: кто он?
  • Чак-чак из кукурузных палочек и ирисок
  • Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда. Самоанализ деятельности учителя-логопеда Кориневской Р.Г Самоанализ педагогической деятельности учителя логопеда

    Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда. Самоанализ деятельности учителя-логопеда Кориневской Р.Г Самоанализ педагогической деятельности учителя логопеда

    Ежегодное обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста поставило передо мной проблему : процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. На логопункте одновременно занимается до 25 детей. Логопедические занятия рассчитаны на 6-ти или 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Учителю-логопеду необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

    Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются: 1) сохранять физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи; 2) осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; 3) успешно социализировать детей с дефектами речи.

    Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых, и уверенность в успехе самого ребенка.

    Особое внимание я уделяю диагностической деятельности , результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

    изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания; изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).

    Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой « Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и

    речевых процессов. В ходе обследования использую дидактические пособия Коноваленко В.В»Экспресс –обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследованиялексико-грамматического строя и связной речи», Нищевой Н.В. «Картинный материал к Речевой карте ребенка».

    Для выявления речевых нарушений у младших школьников использую материал из методического пособия Грибовой О.Е., Бессоновой Т.Т. «Технология организации логопедического обследования в общеобразовательной школе».

    Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.

    Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.

    Результаты диагностики за межаттестационный период

    2007-2008

    учебный год

    2008-2009

    учебный год

    2009-2010

    учебный год

    2010-2011

    учебный год

    2011-2012

    учебный год

    Всего обследовано (% от общего числа детей)

    (100%)

    (100%)

    (100%)

    (100%)

    (100%)

    Выявлено с нарушениями речи

    (% от общего количества

    обследованных)

    (44%)

    (39%)

    (44%)

    (57%)

    (45%)

    % от количества выявленных с нарушениями

    ФФН

    (10%)

    (13,6%)

    (17%)

    (17%)

    (16%)

    ФН

    (35%)

    (32%)

    13 (25%)

    (57%)

    (62%)

    ОНР

    (14,5%)

    (20%)

    (10%)

    (13%)

    (13%)

    НВ ОНР

    (8%)

    (7%)

    (13%)

    (12%)

    (8%)

    Темпо-ритм. нарушения

    (1,3%)

    (1,5%)

    Нарушения чтения и письма

    17 (33%)

    В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:

    Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

    Игровые и компьютерные – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;

    Педагогика сотрудничества – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями.

    Индивидуализации обучения В.В.Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.

    Здоровьесберегающие, из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие (сказкотерапия, пескотерапия).

    Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.

    Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ); интегрированные занятия в содружестве с музыкальным руководителем; совместные проекты.

    На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:

    • развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • формированию пространственно - временных представлений;
    • коррекции дефектного звукопроизношения;
    • развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
    • уточнению и расширению словарного запаса;
    • усвоению грамматических категорий;

    Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:

    • аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
    • концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
    • полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.

    На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

    Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения

    Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми нарушениями достаточно велик и составляет примерно 45% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй ребенок в образовательном учреждении имеет те или иные проблемы в развитии речи.

    В то же время в целом количество учащихся, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 77%. Оставшиеся 23% - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.

    Результативность коррекционной работы за межаттестационный период

    2007-2008

    2008-2009

    2009-2010

    2010-2011

    2011-2012

    Выявлено с нарушениями речи

    (% от общего числа детей в ОУ)

    (44%)

    (39%)

    (44%)

    (57%)

    (45%)

    Зачислено на логопедические

    занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи)

    (67%)

    (68%)

    (65%)

    (33%)

    (41%)

    Выпушено с исправленной речью

    (78%)

    (73%)

    (79%)

    (76%)

    (81%)

    Оставлено с улучшениями для продолжения коррекционной работы

    (22%)

    (27%)

    (21%)

    (24%)

    (19%)

    Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей, я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии и психологии:

    • выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ;
    • разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи;
    • предоставление воспитателям информационных листов с рекомендациями по использованию и проведению артикуляционных и лексико-граммматических упражнений для каждой возрастной группы в рамках тематической недели.

    В последние годы с расширением у педагогов знаний в области логопедии работа с ними чаще проводится индивидуально, так как их запросы стали более конкретными и узко направленными.

    Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:

    • выступаю на родительских собраниях;
    • в логопедических уголках «Речевичок» и «Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста; провожу семинары, тренинги, коллективные и индивидуальные консультации;
    • привлекаю родителей к участию в конкурсах и совместных проектах;
    • предлагаю раздаточный материал в виде буклетов «Играем и учимся» для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи.

    Ежегодно на базе МКУ СОШ № 25 провожу консультативную работу в «Знайкиной школе», где рассказываю родителям о критериях речевой готовности ребенка к обучению грамоте, даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи. По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий. Кроме этого, совместно с психологом работаю в адаптационной группе «Наш малыш» для детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в детский сад. Здесь родители узнают об особенностях речевого развития двухлетних детей, получают информационные буклеты, где размещены упражнения для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, упражнения на координацию речи и движения, а также рекомендации по профилактике речевых нарушений.

    Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.

    Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Поэтому много времени я отвожу на методическую работу. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и принимая участие в семинарах, методических объединениях и конкурсах различного уровня. В течение трех лет межаттестационного периода я занималась проблемой нарушений письменной речи у школьников. Процессы формирования письма и чтения у детей зависят от того, насколько хорошо развиты такие составляющие речи, как: фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, а также правильное зрительное восприятие и воспроизведение на письме знаковых символов. Поэтому я детально изучала специфические проявления каждого вида дисграфии на материале письменных работ учащихся. На основе пособия Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы» я разработала рабочую программу для преодоления различных форм дисграфии с учетом контингента учащихся, их умственными возможностями и наиболее часто встречающимися специфическими ошибками письма. Данная программа была рассмотрена и согласована на МО учителей-логопедов района. В рамках этой темы по самообразованию я разработала и представила для рассмотрения на МО логопедов дидактические пособия по развитию звуко-слогового анализа у школьников, предупреждению и исправлению оптической дисграфии; карточки с игровыми упражнениями, применяемые на занятиях по устранению аграмматической дисграфии и дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

    В течение двух последних лет работала по теме «Нетрадиционные логопедические технологии». Опыт работы по данной теме был представлен на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

    Моя статья «Трудный звук победим вместе», в которой представлен опыт работы с родителям включена в сборник Байкальских педагогических чтений.

    В 2012 году принимала участие и стала финалистом в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Кроме этого являюсь лауреатом Всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области специальной педагогики в номинации «Лучший логопед 2012».

    С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно направленным. На личном сайте Социальной сети работников образования представлены некоторые материалы моей деятельности.

    В ходе своей профессиональной деятельности постоянно поддерживаю связь с педагогами Центра психолого-педагогической реабилитации «Доверие» г.Нижнеудинска, что помогает решать многие организационные и методические вопросы по работе с проблемными детьми.

    Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия взрослых по устранению имеющейся у детей речевой патологии позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключается в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

    Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем планирую строить свою работу исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.

    Руководитель образовательного учреждения ____________________________


    за 2013-2014 учебный год

    Учитель-логопед:

    2014 год

    Самоанализ деятельности учителя - логопеда

    Цель ДОУ: создание условий обеспечивающих формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Задачи:

    1.Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств через комплексный подход:

    Организация оптимального двигательного режима;

    Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

    2.Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности .

    3.Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности .

    Деятельность учителя-логопеда по годовым задачам

    Работа с детьми

    1 задача годового плана

    Укрепление соматического здоровья дошкольников. Развитие мимической мускулатуры. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие моторики речевого аппарата.

    Занятия в проветренном кабинете; витаминизация детей; проведение занятий с соблюдением норм и правил Cан. Пин.

    Проведение комплексов

    (2-3упражнения) упражнений для развития мимической мускулатуры на каждом индивидуальном занятии.

    На каждом индивидуальном или подгрупповом занятии с детьми-логопатами проводилась игра на развитие координации движений, а также упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

    Проведение комплекса артикуляционных упражнений с каждым ребенком - логопатом на индивидуальных занятиях.

    Дети - логопаты старшей и средней групп с дизартрическим синдромом научились управлять мимикой лица.

    У большинства старших дошкольников наблюдается значительное улучшение в развитии координации движений, у многих детей виден прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук.

    Развитие моторики артикуляционного аппарата способствует лучшему исправлению дефектов звукопроизношения у детей.

    2 задача годового плана ДОУ

    Динамика развития детей

    Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности.

    1. Использование блока логокоррекционных занятий с использованием ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ

    2. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

    3. Игры с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков.

    4. Пополнение блока игр с использованием ИКТ на дифференциацию звуков

    · Мотивация повышается детей к исправлению имеющихся дефектов речевого развития, повысился результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников.

    · У детей значительно расширился словарь словами-признаками; используя пособие «ЯБЛОНЯ», дети хорошо составляют описательные рассказы о каком-либо объекте.

    · Дети – логопаты научились оперировать компьютерным манипулятором «Мышью».

    3 задача годового плана ДОУ

    Динамика работы с родителями

    Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности.

    ü Участие в групповых родительских собраниях.

    Ø Консультация родителей « Причины речевых нарушений».

    Ø Консультация для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома».

    Ø Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей»

    Ø Консультация для родителей

    «Компьютерные игры – это хорошо или плохо? Как и во что играть шестилеткам»

    Ø Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

    Ø Участие в родительской конференции «Готовность детей к обучению в школе».

    ü Проведение индивидуальных консультаций

    Повышение профессионального мастерства


    Курсы повышения квалификации,

    аттестация

    Методические объединения педагогов города,

    семинары,

    Реферат, доклад,

    консультации,

    дидактические пособия, методическая разработка

    Городские

    конкурсы,

    конференции.

    Результаты

    самообразования

    Аттестация на высшую категорию апрель 2014 г.

    Посещение ГМО логопедов 18.09.13г.

    МАДОУ № 4

    Тема: Обсуждение плана работы ГМО логопедов ДОУ на год.

    Посещение ГМО логопедов 18.02.14г. МАДОУ №11 «Елочка»

    Тема «Здоровьесберегающие технологии в формировании звукопроизношения дошкольников»

    24.04.2014г. МАДОУ № 2 «Сказка»

    Научно - практическая конференция учителей – логопедов города

    «Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе специалистов службы сопровождения»

    Консультации для воспитателей и родителей всех возрастных групп (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

    Представление здоровье сберегающего пособия «Матрица» на ГМО

    учителей – логопедов 18.02.2014 г.

    Участник 2-го Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Организации работы с семьей»

    Победитель конкурса в рамках ГМО учителей логопедов «Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя – логопеда»

    Аттестация на высшую категорию

    Индивидуальная работа с детьми и ее результативность

    (Здесь таблица с ФИО детей и речевыми заключениями)

    Выводы: в 2013-2014 учебном году на базе логопункта – структурного подразделения МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» была создана логопедическая группа. Так же, как в предыдущие годы, работой по коррекции и развитию речи занимался учитель – логопед

    В сентябре 2013 года проведена диагностика уровня развития речи детей 4-6 лет. На первый план выдвигается проблема коррекции речи детей с дефектами различного генеза:

    Итого с патологией речи –61 ребенок. В связи с одной ставкой логопеда, в логопедическую группу было зачислено 29 детей. Это дети-логопаты, выпускающиеся в школу и дети со сложными речевыми диагнозами. Логопедическая группа сформирована была таким образом:

    В течение года выбыло 2 ребенка. Прибыло -6 детей

    На конец года выпущено:

    Результативность коррекционной работы 76%.

    Анализ результативности

    В течение года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по устранению неправильного звукопроизношения, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматической стороны речи, уделялось внимание работе над фразой ее использованием в связной речи. Помимо положительного результата прослеживается незавершенность работы:


    · невозможность проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми – логопатами в период с сентября по декабрь 2013 год (дети из-за закрытия аварийного здания ДОУ были распределены в другие ДОУ города);

    · поступление детей в ДОУ и зачисление на логопункт в апреле 2014 год;

    · плохая посещаемость некоторых детей детского сада;

    · сложность дефектов (ФФНр, обусловлено дизартрией по диагнозу невролога, ОНР);

    · не было должного внимания и контроля со стороны родителей.

    Работа с педагогами

    Участники

    Ознакомление педагогов с результатами диагностики и с образованием логопедической группы.

    Выступление на ПМПк ДОУ

    Педагоги ДОУ

    Ознакомление с этапами формирования речи.

    Индивидуальные консультации

    Воспитатели всех групп.

    Дать информацию о значительном улучшении коррекционной работы с детьми при помощи родителей.

    Познакомить воспитателей с влиянием фонематического слуха на письменную речь

    Консультация для педагогов «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи».

    Индивидуальные консультации.

    Консультация для педагогов «Роль фонематического слуха в формировании письменной речи детей».

    Воспитатели всех группы.

    Воспитатели подготовительной, старших и средней групп.

    Воспитатели подготовительной, старших групп

    Познакомить педагогов с положительной динамикой внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ

    Индивидуальные консультации

    Консультация для педагогов «Ресурсы ИКТ в обучении детей»

    Конспект коррекционного занятия «В гости к Царице русского языка »

    Педагоги ДОУ

    Педагоги г. Нягани и др. городов РФ (на сайте ДОУ)

    Представить результаты конечной диагностики.

    Выступление на педагогическом совете в конце учебного года.

    Педагоги ДОУ

    Выводы: тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, других педагогов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Работа с родителями

    Участники

    Ознакомление с результатами диагностики, с началом работы логопедической группы, графиком работы учителя-логопеда.

    Анкетирование родителей

    Выступление на родительских собраниях.

    Все группы (октябрь 2014)

    Познакомить с правилами проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик, с особенностями развития фонематического слуха.

    Расширить знания родителей о проведении коррекционной работы в ДОУ с детьми – логопатами.

    Индивидуальные консультации.

    Консультации на темы:

    «Правила проведения артикуляционной гимнастики»,

    «Учимся говорить правильно»,

    «О правильном дыхании»,

    «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

    «Речевая готовность детей к обучению в школе»

    «Формирование фонематического восприятия»,

    «Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста».

    Консультации на данные темы, коррекционные занятия с использованием современных образовательных технологий, картотеки игр, фотографии работы с детьми - логопатами на сайте ДОУ (Страничка учителя-логопеда).

    Родители средних, старших и подготовительной групп.

    Родители подготовительной, старших и средних групп.

    Познакомить родителей младших групп с нормой речевого развития и с правилами проведения артикуляционной гимнастики, с причинами патологии речи

    Консультации на темы :

    «Что такое артикуляционная гимнастика для чего нужна»,

    «Причины патологии речи»,

    «20 советов учителя–логопеда», «Учимся говорить правильно»

    Родители младших групп.

    Выводы: большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.

    ü применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

    ü продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу (продолжить составление блока коррекционных занятий этапа дифференциации звуков; введение в работу интерактивную доску);

    ü осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс;

    ü организация и ведение совместного проекта с педагогом – психологом и родителями;

    ü продолжать работу по самообразованию по теме «Современные образовательные технологии в работе учителя – логопеда».

    1. Насколько цель профессиональной деятельности учите­ля-логопеда согласуется с целями деятельности образователь­ного учреждения?

    К задачам приоритетного национального проекта «Образова­ние» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определе­нии цели деятельности учреждения, заключающейся в органи­зации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

    В ДОУ воспитывается большое количество детей с наруше­ниями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основ­ным направлением которого являются развитие речи, коррек­ция и профилактика ее нарушений.

    Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образова­тельном пространстве учреждения, объединение взаимодей­ствующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устране­нию имеющейся у них речевой патологии, профилактике вто­ричных нарушений. Это способствует достижению поставлен­ной образовательным учреждением цели деятельности, реше­нию актуальных задач образования на современном этапе его развития.

    1. Какие важные проблемы удалось решить за период, про­шедший после последней аттестации?

    В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим на­правлениям:

    Повышение качества образования выпускников дошколь­ных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учите­ля-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа) ;

    оптимизация интегративного взаимодействия специали­стов образовательного учреждения по коррекции речевых на­рушений у детей на основе активного общения, взаимодо­полнения, сотрудничества и сотворчества.

    Расширение деловых и творческих контактов с коллега­ми, обобщение и распространение результатов работы выступ­ления, публикации и другие формы деятельности.

    Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гу­манитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микрои макросоциумах позволили по­зиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период - поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

    Анализ применяющихся на период начала работы по ре­шению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов обра­зовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоре­тической литературы, диагностические методы и приемы, ана­лиз данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.

    Результатами работы по вышеозначенной проблемати­ке следует считать:

      регулярное проведение открытых мероприятий для слу­шателей курсов повышения квалификации различного профи­ля;

      выступление перед учителями-логопедами;

      проведение консультаций для родителей;

      публикация статьи.

    1. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения (указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед) ?

    Программа развития муниципального образовательного уч­реждения для детей дошкольного возра­ста детского предполагает решение задач по формиро­ванию единого образовательного пространства «Начальная школа - детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый - ребенок» с целью разви­тия механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реа­лизации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных обра­зовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психо­лого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.

    1. Как учитываются образовательные потребности воспитан­ников в профессиональной деятельности?

    Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и воз­растных особенностей, которые определяются прежде всего в ре­зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло­вине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установ­ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разде­лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече­вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

    Учет образовательных потребностей детей реализую в рам­ках следующих направлений:

    • работа по развитию понимания речи;
    • создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
    • формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
    • коррекция дефектного звукопроизношения;
    • развитие фонематического слуха и фонематического вос­приятия;
    • уточнение и расширение словарного запаса;
    • усвоение грамматических категорий;
    • развитие психологической базы речи;
    • воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
    • подготовка к обучению в школе.

    Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с уче­том компенсаторных возможностей ребенка, его творческих спо­собностей и сензитивных периодов развития.

    1. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогичес­кой деятельности?

    Эффективность использования времени детей и своего на за­нятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого пла­нирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется це­лями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-воз­растными особенностями детей. В рамках групповых, подгруп-повых и индивидуальных занятий мною используются:

    • определенный организационно-методический инструмен­тарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде - игра) ;
    • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Ма­каренко) , достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Род­жерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
    • технология уровневой дифференциации, индивидуализа­ции обучения;
    • информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др.)
    • развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская) ;
    • адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.) .

    Регулярно, в течение года, вне занятий организую индиви­дуальные и групповые консультации для родителей и педаго­гов, семинары-практикумы, выступления на методических объе­динениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.

    1. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?

    Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и кон­структивный характер, реализуется через различные организаци­онные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, группо­вые) , игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развиваю­щие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.) , интегриро­ванные занятия в содружестве с другими специалистами. Крите­рии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформиро­ванное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макрои микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, прово­дить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая за­дача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что явля­ется фактором успешности обучения и социализации детей.

    1. Как оценивается уровень познавательного интереса обу­чающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?

    Уровень познавательного интереса детей ко всем формам про­ведения занятий практически всегда стабильно высокий. Одна­ко это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динами­ческое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учреждения позволяют выработать индиви­дуальный образовательный маршрут, провести при необходи­мости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.

    Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.

    1. Каким образом обеспечивается удовлетворение образова­тельных потребностей отдельных обучающихся с отличающи­мися способностями или склонностями?

    Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких пози­ций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому­либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсо­рики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения по­строения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.

    Отличительные способности и склонности могут быть обус­ловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностя­ми, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоу­хостью) . С ними проводилась иная работа. Их склонности, спо­собности, результаты диагностики, опора на сохранные анализа­торы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.

    1. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?

    Данные приведены по протоколам заседаний психолого-ме­дико-педагогической комиссии.

    1. Какие методы оценки деятельности обучающихся исполь­зуются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в ре­зультате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?

    В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

    • в форме эмоционального отношения;
    • оценочного суждения (словесного поощрения и др.) ;
    • отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п.) .

    Информация, полученная в результате оценки, должна выпол­нять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности име­ет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточ­няются те или иные знания, развиваются аналитическая деятель­ность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

    Оценка обязательно должна быть объективной, справедли­вой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него инфор­мацию о его успехах.

    1. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию об­становки взаимного доверия, уважения, открытости?

    Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связан­ных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирова­ния. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организу­ется совместная деятельность по какому-либо предмету.

    1. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мне­ние родителей и их запросы относительно успеваемости и раз­вития ребенка?

    Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопе­да. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конфе­ренции и клубы, организация совместных мероприятий, исполь­зование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитыва­ются мнение родителей и их запросы относительно успеваемос­ти и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится при­знать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их резуль­татам работы по его преодолению.

    1. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?

    Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.

    1. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?

    Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квали­фикации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.

    Самообразованием занималась в период с. .. по. .. год. Работа­ла


    Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда
    ____________Юлина Виктория Владимировна___________

    (Фамилия, имя, отчество)

    БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63»

    (место работы, должность)
    Информация об учителе-логопеде:

    Общий трудовой стаж - 6 лет;

    стаж педагогической работы - 4 года;

    в данной должности - 4 года; в данном учреждении - 2 года.

    Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам:

    20 часов 2006 – 2007 учебный год

    20 часов 2007 – 2008 учебный год

    15 часов 2010 – 2011 учебный год

    15 часов 2011 – 2012 учебный год

    1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации


      1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,
    реализуемых (составленных) учителем-логопедом

    Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

    Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в несформированности всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики и грамматики). Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития.

    В логопедический пункт при БОУ г. Омска «СОШ № 63» за период с 2010-2011 по 2011-2012 учебный год было зачислено 50 человек (Приложение 1):


    • с общим недоразвитием речи (ОНР 3 ур.) – 4 обучающихся (8%);

    • с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) – 8 обучающихся (16%);

    • с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) – 13 (26%);

    • с фонетическим нарушением (ФН) – 3 (6%);

    • с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН – 22 обучающихся (44%).
    Из них выпущено с исправленной речью 43 человека (96%), 7 детей (4%) оставлено на второй этап обучения для продолжения коррекционной работы в связи со сложностью речевого дефекта.

    Итак, основная цель моей профессиональной деятельности – создание предпосылок для освоения языка как учебного предмета путём коррекции и развития всех сторон устной и письменной речи.

    Стабильные положительные результаты в освоении обучающимися программного материала обеспечиваются через реализацию всех направлений логопедической работы.

    Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую разные организационные формы: подгрупповые и индивидуальные занятия. Широко применяю методы дифференциальной диагностики, определяющей правильность комплектования подгрупп и выбора адекватной стратегии и техники речевого недоразвития на индивидуальных занятиях.

    Эффективность коррекционно-логопедической работы с обучающимися повышается с помощью внедрения новых педагогических технологий, использования мультимедийных средств.

    У большинства обучающихся в течение двух лет после оказания логопедической помощи отмечается повышение качества усвоения программного материала по русскому языку и литературному чтению.

    Своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи, организация коррекционного обучения позволяет предупредить у этих детей нарушения письма и чтения и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
    1.2. Результативность диагностической работы с обучающимися, выраженная через различные показатели речевого и интеллектуального развития (например, развитие психических процессов; речевых функций, коммуникативных умений и т.д.)
    В начале учебного года проводится логопедическое обследование обучающихся начальных классов. Всего за два года обследовано 579 обучающихся, из них выявлено среди первоклассников (Приложение 2):


    • общее недоразвитие речи (ОНР 3 ур.) – 4 обуч. (2,4%),

    • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – 8 обуч. (4,8%),

    • фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – 13 обуч. (7,7%),

    • фонематическое недоразвитие (ФН) – 3 обуч. (1,8%)
    среди обучающихся 2-4 классов:

    • нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием – 22 обуч. (13%).
    Для проведения диагностики речевых нарушений использован диагностический материал О.В. Иншаковой, оценка результатов произведена по методу Г.В. Чиркиной (Приложение 3). Для диагностики состояния письменной речи обучающихся используется методика И.Н. Садовниковой, Л.И. Тикуновой.

    По данным диагностического обследования разрабатывается коррекционная программа для каждого обучающегося. Соответственно речевым дефектам младшие школьники распределяются по группам. Большое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям с учётом их психофизиологического состояния. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню речевого развития, по сформированности анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения.

    Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что в начале учебного года у многих обучающихся был недостаточно сформирован грамматический строй речи: допускали ошибки в употреблении сложных предлогов, ошибки при преобразовании имён существительных во множественное число. Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза также недостаточно сформированы (имелись затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале); при письме под диктовку допускали большое количество специфических ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш, пропускали как гласные, так и согласные), связанных с недоразвитием фонетико-фонематических процессов и встречающихся у детей с нарушенной иннервацией органов артикуляции (с клиническим диагнозом дизартрия), а также делали запинки при чтении многосложных слов, говорили наугад окончание.

    Кроме этого можно отметить, что в начале года у многих обучающихся:


    • наблюдался замедленный темп письма;

    • возникали трудности при овладении графическими навыками ;

    • часть учащихся были неловкими, медлительными;

    • у части имеется низкий уровень речевой коммуникации;

    • часть учеников имели стойкую неуспеваемость по основным предметам, у таких детей значительно был снижен объём кратковременной и долговременной памяти.
    В течение всего учебного года с детьми велась коррекционно-логопедичекая работа и в результате в конце года при обследовании наблюдалась положительная динамика речевого развития.
    1.3. Результативность коррекционной работы с обучающимися.

    Результаты работы по коррекции (развитию) письменной речи обучающихся

    Эффективность работы с первоклассниками, имеющими нарушения устной и письменной речи

    Эффективность работы с обучающимися, которые имели нарушения устной и письменной речи, выпущенными с логопункта.

    В результате работы по программе курса по «Преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-2 классов образовательных школ» после I этапа обучения у обучающихся 1-х классов за два года сформированы следующие знания, умения и навыки:


    • полноценное слуховое восприятие и направленность внимания на звуковую сторону речи, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований (24 обуч. - 92,3%);

    • поставлены и отдифференцированы все звуки (24 обуч. - 84,6%);

    • уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас, введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение), уточнены конструкции простого предложения с небольшим распространением (25 обуч. - 96%)
    Упорядочение представлений о звуковой стороне речи овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья , предупреждения общей и функциональной неграмотности.
    По завершении II этапа курса программы 20 обучающихся - 90,9% в практическом плане научились:

    • ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. уметь определять посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

    • активно пользоваться различными способами словообразования;

    • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т. е. устанавливать связь между формой и значением);

    • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
    На втором этапе коррекционного обучения у детей накапливается опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяется запас однокоренных слов, совершенствуется навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения. Это создаёт условия для уточнения грамматических понятий и совершенствования (закрепления) знаний определённых правил правописания. Усвоение морфологических средств языка осуществляется в процессе речевой (коммуникативной) деятельности учащихся (составление предложений, словосочетаний, ответы на вопросы и т. п.).

    В итоге при выпуске из логопедического пункта обучающиеся:

    * получили полноценные представления о звуковой стороне речи;

    * овладели навыками языкового анализа и синтеза;

    * овладели навыками правильного письма и чтения;

    * получили развитую связную речь.
    2. Результаты деятельности учителя-логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся
    2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) (Приложение 4)

    Тесное сотрудничество с учителями и педагогом-психологом начинается уже в сентябре в процессе диагностики речи обучающихся и продолжается в течение всего учебного года (взаимопосещение занятий, взаимопомощь, привлечение учителей к контролю речевой деятельности детей). Ежегодно принимаю активное участие в методической работе школы: участие в мониторинге по адаптации обучающихся, участие в педагогических консилиумах, участие в семинарах учителей начальной школы.

    Согласно плану методической работы, проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с результатами обследования , с коррекционной работой и необходимостью участия в ней. Каждый из родителей детей, зачисленных в логопедический пункт, получает возможность подробно ознакомиться с речевым профилем класса и ребёнка, с информацией об имеющихся нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, развития мелкой моторики, пространственной ориентировки. Также проводятся индивидуальные консультации, как для учителей, так и родителей, на которых даются рекомендации по устранению дефектов устной и письменной речи. Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку. У них меняется ряд установок («У моего ребёнка всё хорошо; всё пройдет само по себе, без моего участия» и т.п.), повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми. В результате взаимодействия с родителями у детей повышается мотивация на посещение логопедических занятий, процесс коррекции нарушенных речевых функций происходит гораздо легче и быстрее.
    2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя-логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)


    Год

    Направление

    деятельности


    2010 – 2011

    2011 - 2012

    Просвещение в области речевого развития детей

    * Консультативная помощь родителям в вопросах речевого развития детей, выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.


    * Выступление перед родителями будущих первоклассников на тему «Речевая готовность ребенка к обучению в школе».

    * Опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля , на компакт-диске и в сборнике тезисов) памятка для родителей будущих первоклассников «Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе».


    Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    Приняла участие в работе методического объединения учителей начальных классов МОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа» по теме «Предупреждение и коррекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий», подготовила и представила материал по теме «Коррекция дисграфии с использованием информационно-коммуникационных технологий».

    * Опубликовано в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) логопедическое занятие для учащихся 2-х классов «Звуки [в]-[ф]. Буквы В в и Ф ф».

    • Статья по логопедии по теме «Влияние пальчиковых игр на развитие речи».

    • План-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме: «Слово. Предложение. Текст».

    Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.)

    Выступление на педагогическом консилиуме1-4 классов на тему «Внедрение на уроках обучения грамоте и чтения «логопедической разминки».

    Выступление на педагогическом консилиуме1-4 классов на тему «Дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического слуха».

    Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами)



    Приняла участие в студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями – 2012» факультета специальной педагогики и психологии ОмГПУ, подготовила и представила материал по теме «Развитие диалогической речи младших школьников с ОНР 3 уровня и НВОНР посредством организации коллективной деятельности».

    3. Результат деятельности учителя-логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.
    Для углубления теоретических знаний в области педагогики, возрастной психологии, нейролингвистики, психолингвистики и логопедии используются новинки психолого-педагогической, специальной и методической литературы. Применяются аудиовизуальные средства, Интернет-ресурсы.

    С 2010 года работаю над методической темой «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерных технологий».

    Приняла участие (ноябрь 2010 год) в работе методического объединения учителей начальных классов МОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа» по теме «Предупреждение и коррекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий», подготовила и представила материал по теме «Коррекция дисграфии с использованием информационно-коммуникационных технологий».

    В течение 2-х лет принимаю активное участие в работе городского методического сообщества учителей – логопедов общеобразовательных школ по теме «Предупреждение и коррекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий», подготовила и представила материал:

    – к теоретической части пособия по теме «Симптоматика дисграфии» (2010-2011 г.)

    – тезаурс к теоретической части пособия «Дизорфография» (2011-2012 г.)

    Опубликовано в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) логопедическое занятие для обучающихся 2-х классов «Звуки [в]-[ф]. Буквы В в и Ф ф», а также опубликована памятка для родителей будущих первоклассников «Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе». Награждена дипломом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

    Создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт (Web-адрес сайта: http :// nsportal . ru / yulina - viktoriya - vladimirovna ), на нём разместила своё электронное портфолио. На персональном мини-сайте опубликованы следующие материалы:


    • «Влияние пальчиковых игр на развитие речи » - на данный материал получен положительный комментарий от учителя начальных классов Чувашской Республики, г. Алатырь Ивановой Ольги Дмитриевны (портфолио).

    • Логопедическое занятие по теме "Слово. Предложение. Текст".

    • Доклад на тему: "Развитие диалогической речи младших школьников с ТНР посредством организации коллективной деятельности» .
    Награждена дипломом педагога, подготовившего лауреатов Всероссийского творческого конкурса «Широкая масленица» номинация «Вот блин!», проходившем на Дистанционном Образовательном портале «Продлёнка» с 10.02. по 15.03.2012 г.

    Приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов «Тонкое искусство» (опубликовано эссе , получен сертификат), который проводился на Дистанционном Образовательном портале «Продлёнка» (март 2012 г.).

    Приняла участие во II Всероссийском конкурсе презентаций для школьников и учителей «ТопСлайд» . На конкурс представлена презентация на тему «Безударные гласные в корне слова. Закрепление» (получен диплом участника конкурса).
    4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик), в том числе информационных технологий
    В коррекционно-логопедической работе используются следующие современные педагогические методики и технологии:


    Образовательные технологии и методики

    Цели использования технологий и методик

    Авторское дидактическое обеспечение

    Результаты использования

    1.Здоровье-сберегающие технологии

    Использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для сохранения и укрепления здоровья обучающихся непосредственно в учебной деятельности.

    Применяю при индивидуальной, фронтальной, подгрупповой формах организации занятий упражнения для дыхания, релаксация, физкультминутки, упражнения на развитие высших психических функций, элементы логоритмики, артикуляционная и мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиков.

    Успешная адаптация обучающихся в образовательном и социальном пространстве, раскрытие своих творческих способностей.

    2.Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В. Ястребовой,

    Т.В.Мазановой


    Восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.

    Использую для обследования навыков письма, написания поурочных планов-конспектов логозанятий, для преодоления дисграфии и закрепления материала используются

    тренировочные и проверочные задания.


    Улучшение всех компонентов речевой системы. К концу учебного года исправление как устной, так и письменной речи,

    повысилась успеваемость по программе обучения.


    3.Технология дифференцированного обучения

    Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройств.

    Усвоение программы на различных планируемых уровнях.

    Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

    4.Технология игрового обучения

    Развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

    Использую дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов , фонематического слуха, слоговой структуры, по обучению грамоте.

    Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности.

    5.Технология организованной коммуникации

    Развитие диалогической речи, коммуникатив-ных отношений, умения работать в команде.

    На занятиях используются модели взаимодействия: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа», «ученик-учебный материал».

    Усиливается коммуникатив-ная сторона учебного процесса, обеспечивается активность учащихся, формируются коммуникатив-ные умения.

    6.ИКТ

    (имеется сертификат по ИКТ-компетентности)


    Повышение мотивации, развитие самостоятель-ности и творческой активности, формирование умения работать с информацией, качественное изменение контроля за деятельностью обучающихся.

    Развивающие логопедические программы и тренажёры по всем разделам программы: «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Пойду туда не знаю куда», «Весёлая азбука», «Занимательная логика». Презентации к каждому занятию.

    Качественная индивидуализа-ция обучения, расширение объёма предъявляемой учебной информации, обеспечение гибкости управления учебным процессом.

    5. Наличие методической системы учителя-логопеда, апробированной в профессиональном сообществе .

    Тема педагогического опыта: «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерных технологий».

    Сущность педагогического опыта.

    Проблема нарушения письменной речи у обучающихся – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку количество детей с речевыми нарушениями неизменно растёт из года в год. Ученики, имеющие трудности речевого развития не является успешными в классе, уроки для них превращаются в череду школьных неудач. У таких детей снижается самооценка, они теряют уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется в снижении интереса к учёбе и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость постоянно заниматься совершенствованием коррекционно-образовательного процесса, поиском путей повышения эффективности коррекционного воздействия на обучающихся с нарушениями речи в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.

    Компьютерные технологии относят к числу наиболее эффективных средств обучения. Современные компьютерные технологии позволяют мне использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, проводить анализ результатов в виде диаграмм). Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую специализированные компьютерные программы («Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Пойду туда не знаю куда», «Весёлая азбука», «Занимательная логика») с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований (САН ПиНа 2.2.2/2.4.1340-03). Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, родительским собраниям, фронтальным занятиям с обучающимися, семинарам-практикумам, конференциям. Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Созданные компьютерные презентации: «Артикуляционная гимнастика», «Речевая готовность к школьному обучению», «Дисграфия и дизорфография» помогают расширить осведомленность родителей и педагогов в вопросах коррекции речевых трудностей. Логопедические занятия с использованием компьютерных презентаций проводятся с 2010 учебного года. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает обучающемуся, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Применение данного вида информационных технологий , повышает мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые компьютерные технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более позитивной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

    Представление методической системы


    Год

    Уровень


    2010 - 2011

    2011 - 2012

    Муниципальный

    * Городское методическое сообщество учителей-логопедов общеобразовательных

    школ, при МОУ «СОШ № 54», выступление

    Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

    учителя-логопеда

    Пузыревой Анны Витальевны

    в соответствии с образовательной программой муниципального

    общеобразовательного учреждения «Средней школы № 2»

    Советского района города Красноярска

    Целью моей логопедической деятельности является максимальная коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

    1. Коррекционно-развивающая деятельность .

    Регулярно осуществляю обследование обучающихся, что способствует своевременно определить структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Анализ диагностических результатов определяет направления логопедической работы.

    2013-214 учебный год 2014-2015 учебный год

    Результативность логопедической работы

    (Познавательная деятельность)

    Познавательная активность

    Общая осведомленность

    Социально-бытовая ориентация

    Зрительный гнозис

    Слуховой гнозис

    Тактильный гнозис

    Пространственный гнозис

    Внимание

    Мнестическая деятельность

    Мыслительная деятельность

    Речевое развитие

    Результативность логопедической работы

    (Учебная деятельность)

    Мотивация учебной деятельности

    Общеучебные умения и навыки

    Самоконтроль

    Уровень сформированности УУД

    В 2014 году совместно со специалистами нашего учреждения (учитель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог) были составлены адаптированные образовательные программы. Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ОВЗ:

      обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

      обучающихся с задержкой психического развития;

      обучающихся с умственной отсталостью.

    Мною разработана модель мониторинга логопедического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзии. Данный материал стал главой учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии», серия «Инклюзивное образование», под ред. О. А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. Информация, собираемая в процессе мониторинга, помогает оценить успешность программы речевого развития каждого ребенка с ОВЗ.

    Таким образом, в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается положительная динамика не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

    Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих системное недоразвитие речи:

    Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи:

    Показатели результативности комплексного речевого развития детей

    имеющих тяжелые нарушения речи:

    Ведение документации:

    на каждого ребенка

      протокол логопедического обследования с мониторингом;

      карта индивидуального сопровождения;

      индивидуальная программа логопедического сопровождения с перспективным планом.

    общие

      журнал обследования устной и письменной речи;

      журнал для логопедических консультаций;

      журнал посещения логопедических занятий.

    2. Деятельность в области профессионального развития

    Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства. Имею программу профессионального саморазвития.

    Тема самообразования

    Год работы над темой

    Деятельность

    по реализации темы

    «Эффективные методики коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией».

    2011/12 уч. г.

    Изучение методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Изучение упражнений О.Г. Приходько на коррекцию дыхания при дизартрии.

    Разработка методических пособий, презентаций на развитие речевого дыхания.

    «Игровые технологии в работе учителя-логопеда».

    2012/13 уч. г.

    Создание методической папки: «Артикуляционная гимнастика в картинках», подборки сказок о Весёлом Язычке, подборки игр на автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

    «Логопедические пятиминутки, как средство коррекции произношения».

    Разработка методического пособия «Логопедические пятиминутки». Открытое занятие по теме.

    «Использование современных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда».

    2015/16 уч. г.

    Внедрение в работу учителя-логопеда компьютерных программ и презентаций, направленных на коррекцию различных сторон речи. Создание электронной копилки логопедических программ, презентаций и учебно-методической литературы по логопедии.

    3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

    Опыт своей работы представляла на :

    Семинаре «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» для педагогов Советского района города Красноярска, апрель 2015 год (имею благодарность);

    Научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: история, перспективы развития», ноябрь 2015 года (имею благодарственное письмо);

    Проводила открытые занятия для педагогов края в рамках курсов повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС», май 2015 года (имею благодарственное письмо);

    Приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Организационно-педагогические условия сопровождения учащихся с задержской психического развития в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», апрель 2015 года (имею сертификат);

    Имею благодарственное письмо за помощь в организации и проведения педагогической практики студентов Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева, апрель 2015 года.

    Имею публикации:

    Член авторского коллектива учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» серия «Инклюзивное образование», под ред. О.А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015;

    Имею монографию «Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева Козыревой О.А., июнь 2016 года;

    Имею статью «Основные проявления нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста» в журнале международных гуманитарных исследований «The Newman in foreign policy ».

    Приняла участие во всероссийском дистанционном конкурсе инновационных образовательных программ, проектов, идей «На пути к успеху» октябрь 2016 года (имею диплом I степени).

    4. Эффективный социальный опыт

    Периодически провожу занятия в области культурно-просветительской деятельности, с целью формирования общей культуры обучающихся. С 10 – 24 мая 2014 провела декаду русской письменности. Цель декады: привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию общей культуры личности, социализации и развитию гражданской позиции. После проведения ряда мероприятий, детям стала интересна тема «Кирилл и Мефодий - первоучители славянские», что послужило стимуляцией для активного участия, наших ребят во всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» в номинации «Изобразительное искусство» и «Литературное творчество».

    Приняла участие в:

    Районном фестивале самодеятельного творчества работников образования Советского района «И нет границ талантам педагога», посвященного 80-летию Красноярского края, в номинации «Декоративно-прикладного искусство», март 2015 года, имею грамоту лауреата;

    Имею благодарственное письмо за активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., май 2015 года;

    Имею грамоту за участие в городской игре-квесте «Мой любимый город», март 2016 года;

    Сообщаю о себе следующие сведения:

      1998 году окончила Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького по специальности «Преподавание в начальных классах»;

      2010 году окончила Сибирский федеральный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» присуждена квалификация учитель начальных классов со специализацией «Организация логопедической работы»;

      2016 году прошла профессиональную переподготовку в «Московском психолого-социальном университете» с присвоением квалификации: учитель-дефектолог, 630 часов.

    Стаж педагогической работы (по специальности) 13 лет, в данной должности 9 лет; в данном учреждении 2 года.

    Имею благодарственное письмо от Министерства образования Красноярского края за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие системы образования в Красноярском крае, сентябрь 2015 года.

    Сведения о повышении квалификации:

      «Актуальные технологии коррекции речевых нарушений («Логопедический массаж», «Логопсихотерапия», «Психолингвистика»)» КГАОУ ДПО (ПК)С, с 22.10.2012 по 07.11.2012 (120 ч.)

      "Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС в условиях инклюзивного образования" г. Красноярск, КГПУ им.В.П. Астафьева, с 25.05.2015 по 05.06.2015 года (72 ч.).

    Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 101-122- 434. Вхожу в состав клуба логопедов «Логобург».

    Имею активную жизненную позицию.