Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Рецепт вергунов на кислом молоке и соде
  • Макароны с картошкой Что приготовить из макарон мяса и картошки
  • Салаты с шампиньонами и кукурузой: простые рецепты
  • Рецепт Макароны с куриными желудками
  • Шоколадный торт с клубникой — разнообразные рецепты его приготовления Торт клубничный с шоколадной заливкой
  • Обычное дрожжевое и быстрое дрожжевое тесто для пиццы Самое быстрое дрожжевое тесто для пиццы
  • Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте. Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте Камчатская кампания Беринга и Чирикова

    Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте. Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте Камчатская кампания Беринга и Чирикова

    ИТОГИ РУССКИХ КРУГОСВЕТНЫХ ПЛАВАНИИ И ИХ ВКЛАД В ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ НАУКУ

    Русские кругосветные плавания в первой половине ХIХ в. завершали важный этап в истории мореплавания и географических открытий. Они были наиболее массовыми из всех плаваний, которые имели место в истории русского парусного флота и охватывали обширные акватории Мирового океана. В 1854 г. из Балтийского моря в моря Дальнего Востока пришло первое паровое судно, а через три года в России было прекращено строительство военных парусных кораблей. Начиналась новая эпоха - господства парового, а позднее и дизельного флота. Экспедиции могли теперь свободно плавать по океанам в любом заданном направлении, вне зависимости от ветров и течений. Время передвижения сокращалось во много раз. Русские кругосветные плавания продолжали расширять знания о нашей планете и внесли немалый вклад в историю географических открытий и исследования Мирового океана.

    Наиболее важным событием в географическом отношении было открытие в антарктических водах Атлантического океана экспедицией Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева нового материка Антарктиды. Открытие Антарктиды - величайшее географическое открытие XIX в. Значительные географические открытия, кроме открытия Антарктиды, были совершены в Тихом океане, в его тропической и антарктической частях. Научные экспедиции под руководством О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева и Ф. П. Литке предприняли специальное исследование вод в этих районах. Ими были открыты и описаны многочисленные коралловые «низменные» острова, а в отдельных случаях и целые архипелаги островов в системе островов Туамоту, Маршалловых и Каролинских (рис. 13).

    Русские географические открытия в Тихом океане высоко оценивались прогрессивными зарубежными естествоиспытателями и, несомненно, оказали на них глубокое влияние. Как мы уже указывали выше, Ч. Дарвин использовал материал русских ученых в создании теории о происхождении коралловых островов, а при подробном описании их непосредственно пользовался советами Крузенштерна и Литке, а также работами Коцебу, Беллинсгаузена, Лисянского, Лазарева и других. Он приводит характерные описания атоллов Римского-Корсакова, Меншикова, Румянцева, Суворова и многих других. Вот что писал Дарвин о некоторых архипелагах Тихого океана в своей работе: «Мы хорошо знакомы с этой группой (Маршалловых островов.- В. Е.) по прекрасным картам отдельных островов, составленным в течение двух экспедиций Коцебу; уменьшенную же карту всей группы можно видеть в атласе Крузенштерна и во втором путешествии Коцебу» . «Каролинский архипелаг хорошо известен главным образом благодаря гидрографическим трудам Литке» .

    Память о достижениях русских мореплавателей и ученых живет в названиях географических объектов. И сегодня на картах мира мы видим русские имена в названиях островов архипелагов, гаваней и т. п. Часть островов Туамоту в центральной части Тихого океана, например, называется островами Россиян. В антарктическом секторе Тихого океана русскими были открыты острова Петра I и Земля Александра I, а также описаны многие из группы Южных Шетландских островов. Большое значение имели описи малоизвестных побережий, в особенности в северо-западной части Северной Америки и на северо-востоке Азии, а также острова Сахалин, Курильских и Алеутских островов. Важными открытиями в северной части Тихого океана были открытия Коцебу в Беринговом море, а также и опись Г. И. Невельским Татарского пролива и устья Амура. Плавание Невельского доказало, что Сахалин - остров и открыло судоходный путь по Амуру, способствовало закреплению влияния России на Дальнем Востоке.


    Рис. 14. Титульный лист «Атласа» И. Ф. Крузенштерна



    Рис. 15. Титульный лист «Атласа» Г. А. Сарычева


    Большой вклад был сделан русскими кругосветными мореплавателями в исследования физических и химических свойств Мирового океана и атмосферы. Команды кораблей, участвуя в плаваниях, вели довольно разнообразные наблюдения над погодой: температурой воздуха, атмосферным давлением, облачностью, осадками, направлением и силой ветра и другими явлениями. Плавая на небольших судах, русские ученые и мореплаватели сумели сделать многое в науке и притом в такое время, когда другие государства подобных результатов не достигли. «Иначе говоря,- писал Ю.М. Шокальский,- русские моряки проявили не только усердие в работах, но и обнаружили выдающийся почин в деле научных работ по изучению океана» . Русские ученые и мореплаватели не только хорошо использовали знания о природных явлениях в океане и атмосфере предшествующих исследователей, но и внесли сами существенный вклад в развитие этих отраслей естествознания.

    Мореплавания способствовали выяснению закономерностей перемещения воздушных масс в атмосфере и циркуляции вод в Мировом океане.

    Русские географические открытия в Тихом океане послужили материалом для составления более точных карт и атласов, используемых для мореплавания и других целей. Выдающимися картографическими произведениями первой четверти XIX в., кроме атласов, составленных каждой экспедицией, явились «Атласы», созданные И. Ф. Крузенштерном и Г. А. Сарычевым. «Атлас Южного моря» Крузенштерна (рис. 14), изданный в двух частях (1ч.- СПб., 1824; II ч.- СПб., 1826), включал в себя карты и планы об акваториях Тихого океана в целом. Первая часть «Атласа» содержит 21 карту и 11 планов южной части океана, вторая - 23 карты и 7 планов северной его части. Атлас сопровождался изданием гидрологических записей (I ч.- 1823, II ч.- 1826, III ч.- 1836). Наиболее интересными в атласе являются «Генеральные карты» обеих частей Тихого океана, северной и южной. Содержание карт отличается от ранее составленных не только полнотой, но и более строгим научным отбором и обработкой географических данных и всего картографического материала, накопленного к началу второй четверти XIX в. по Тихому океану. На них отражены многочисленные новые открытия и в особенности открытия, имевшие место во время русских кругосветных плаваний, включая открытия Беллинсгаузена и Лазарева. Частные карты и планы (главным образом отдельных архипелагов или островов) представляют большой интерес, так как на них указывались промеры глубин, рифы и мели, склонения компаса и якорные стоянки. Этот труд Крузенштерна вместе с трехтомными гидрографическими описаниями получил высокую оценку моряков всех стран мира и много лет служил им пособием при плавании в Тихом океане. Автор работ был удостоен полной Демидовской премии от Петербургской Академии наук вне конкурса. Академики К. М. Бэр, Ф. П. Литке, А. Я. Купфер и другие, оценивая «Атлас Южного моря», отмечали высокую научную и практическую ценность «Атласа» Крузенштерна, превосходство его над картами английских гидрографов Арросмита и Нори. Ф. П. Врангель писал, что Крузенштерн использовал такие материалы, которых не знали иностранцы, и довел его до такой степени совершенства, которой не могло быть достигнуто в других государствах . Опытный английский капитан Р. Фиц-Рой, руководивший экспедицией вокруг света в 1831 -1836 гг. на кораблях «Адвенчер» и «Бигль», указывал, что во время его плавания карты и записи Крузенштерна были единственным для него руководством .

    Труд Г. А. Сарычева «Атлас северной части Восточного океана» (СПб., 1826) включал 26 карт и планов, а также 7 профилей с видами побережий Азии и Северной Америки (рис. 15). Генеральная карта - «Меркаторская карта Восточного океана и части Ледовитого моря» - охватывала пространство между 5-80° с. ш. и 75-254° в. д. (от Петербурга). Большая часть региональных карт изображала отдельные районы побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также острова. Сарычеи отразил на генеральной карте новые открытия русских мореплавателей и включил в «Атлас» отдельные карты районов, составленные в результате тех или других экспедиций. Так, в «Атлас» входят «Карта Св. Лаврентия» (Коцебу), «Карта Северо-Западной Америки» (Гагемейстера), карты островов Атха (Васильева), Атту (Головнина) и др.

    Атласы И. Ф. Крузенштерна и Г. А. Сарычева являлись первыми подробными русскими атласами Тихого океана, охватившими все его акватории на севере, юге, западе и востоке (рис. 16). Позже появились и другие атласы, например, «Атлас Восточного океана...». А. Ф. Катневарова (1850), «Атлас северо-западных берегов Америки...» М. Д. Тебенькова (1852).


    Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

    Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

    Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


    Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

    Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

    Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

    В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


    В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

    Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

    Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

    Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


    Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

    На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

    Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

    Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

    Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


    Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

    Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

    Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

    Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


    Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

    Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

    Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

    Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

    Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.


    Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

    В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

    Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

    Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.


    Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.


    Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

    Есть и современные путешественники. Один из них .

      Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

      Короли Нуменора (англ. Kings of Númenor) в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина мужчины дунэдайн, правившие островным государством Нуменор (на вестроне Вестернесс). Ниже перечислены двадцать три правителя Нуменора, включая одного узурпатора… … Википедия

      Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В 5 Г … Википедия

      В легендариуме Дж. Р. Р. Толкина описано множество войн и сражений, происходивших в землях Амана, Белерианда, Нуменора и Средиземья. Они описаны в таких книгах, как «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелина колец», «Неоконченные сказания»… … Википедия

      ЗОСИМА И САВВАТИЙ - Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Одиссея (значения). Одиссей и Калипсо «Одиссея» (др. греч … Википедия

      Действительный тайный советник, сибирский губернатор, писатель (1682 1780 гг.). Род. в Москве и происходил из старинной, дворянской фамилии. Отец его, Иван Афанасьевич Больший, был стольником и владел всего лишь 22 дворами крестьян; тем не менее… …

      Капитан 1 ранга, известный путешественник вокруг света, второй сын писателя Августа фон Коцебу, род. в Ревеле 19 декабря 1788 г., ум. там же 3 февраля 1846 г. 10 мая 1796 г. определен в сухопутный (ныне 1 й) корпус кадетом; в 1803 г. поступил… … Большая биографическая энциклопедия

      Атлантика - (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

      Остров Мадейра порт. Ilha da Madeira … Википедия

    Книги

    • Общий Морской список Часть VI. Царствоване Павла I и царствование Александра I. А-Г , Суворов. Шестая часть справочника морских чинов включает в себя послужные списки офицеров российского императорского флота, начавших службу в царствование Павла I, расположенных в алфавитном порядке.…

    Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

    Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

    Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

    Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

    Афанасий Никитин

    Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

    Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

    Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

    В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

    Семен Дежнев

    В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

    Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

    Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

    Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

    Витус Беринг

    Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

    На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

    Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

    Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

    Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

    Харитон и Дмитрий Лаптевы

    Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

    Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

    Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

    Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

    Иван Крузенштерн

    Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

    Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

    Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

    Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

    Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.

    Василий Головин

    Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

    В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

    Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

    Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.

    Фаддей Беллинсгаузен

    Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

    Михаил Лазарев

    Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.