Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Двигатель f3r где устанавливался. Двигатель F16D3: технические характеристики, описание, особенности обслуживания

    Двигатель f3r где устанавливался. Двигатель F16D3: технические характеристики, описание, особенности обслуживания

    Серийный выпуск автомобильного двигателя F16D3А начался в 2004 году, агрегат пришел на замену модели F14D3. Прототипом для создания мотора стал британский аналог Z16XE, используемый на различных марках «Опеля» до 2006 г. (выпускался английской специализированной лабораторией Lotus Cars). Рассматриваемый двигатель был снят с производства в 2007 году. Однако на этом он не ушел в небытие. Компания «Шевроле» выпустила модернизированные его модификации F16D4 и F18D4, представляющие собой немного усовершенствованный оригинал.

    Двигатель F16D3: характеристики

    Ниже приведены подробные параметры силового агрегата:

    • Рабочий объем - 1598 куб. см.
    • Показатель мощности - 109 лошадиных сил.
    • Оборотистость - 4 тысячи вращений в минуту (150 Нм).
    • Число цилиндров/клапанов - 4.
    • Размер цилиндра - 79 мм в диаметре.
    • Перемещение поршня - 81,5 мм.
    • Компрессия - 9,5.
    • Питание - система распределенного впрыска с электронным контроллером.
    • Вид топлива - бензин АИ-95.
    • Смазка - совмещенная (разбрызгивание + давление).
    • Охлаждение - закрытое жидкостное с циркуляцией принудительного типа.
    • Чистая масса - 112 кг.
    • Рабочий ресурс - 250 тысяч километров.

    Чаще всего двигатель F16D3 используется на автомобилях: «Ланос», «Нексия», «Лачетти», «Авео», «Круз».

    Устройство

    Рассматриваемый силовой агрегат относится к группе четырехтактных четырехцилиндровых моторов с рядно расположенными цилиндрами и системой внутреннего сгорания. Основной блок отлит из усиленного чугуна, а сами цилиндры расточены в теле головки, которая сделана из алюминиевого сплава и обеспечивает поперечную продувку элементов.

    В семействе Ecotec D предусмотрено наличие четырех клапанов свечей зажигания, размещенных в центральной части каждого цилиндра. По этой причине в двигателе F16D3 применяется механизм распределения DOHC 16V с 16 клапанами и парой распределительных верхних валов. Привод представляет собой ремень с зубчатой передачей. Электронное управление получили системы зажигания и распределенного впрыска топлива. Принудительное охлаждение выполняется по контуру замкнутого типа.

    Особенности

    Совмещенная система смазки предусмотрена так, чтобы моторное масло поступало к трущимся парам путем разбрызгивания или воздействия определенного давления. Поступает оно по специальным масляным каналам, имеющихся в стенках головки и цилиндров.

    Еще одной особенностью рассматриваемого мотора является высокий уровень унификации деталей, которые взаимозаменяемы с аналогами. Обновленные версии под индексами F16D4 и F18D4 имеют хоть и незначительные, но вполне индивидуальные отличия.

    О модификациях

    Двигатель 1.6 F16D3 отличается простотой в обслуживании и надежностью эксплуатации. Среди недостатков, влияющих негативно на стабильное функционирование, отмечают следующие моменты:

    • Система CVCP в блоке газораспределения.
    • Электронное управление процессом рециркуляции отработанных газов.
    • Наличие гидравлических компенсаторов клапанов.

    Указанные моменты приводили к нестабильной работе мотора на холостых оборотах, нарушению запуска, повышенному расходу масла.

    Усовершенствованная модификация F16D4 этими недостатками не страдает. Разработчики оснастили обновленный агрегат новым узлом регулировки фаз газового распределения. Гидрокомпенсаторы заменили тарированными стаканами.

    Еще одна модификация двигателя F16D3 - мотор F18D4 - отличается от предшественников увеличенным объемом цилиндров, следовательно, тяга и мощность у него тоже больше. Также конструкторам удалось повысить на 50 процентов ресурс ремня привода ГРМ, рабочие части клапанов изготовлены из сплавов хрома, никеля, марганца и кремния.

    Обслуживание

    В зависимости от требований производителей автомобилей, на которые устанавливается рассматриваемый агрегат, к его обслуживанию предъявляются немного разные требования. Например, при эксплуатации двигателя F16D3 «Шевроле Круз» следует проводить такие манипуляции:

    • Заменять топливные, масляные фильтрующие элементы, а также отработанное масло каждые 15 тыс. км. пробега.
    • После 60 тысяч километров пройденного пути устанавливать новые свечи зажигания.
    • Проводить проверку приводного ремня и роликовых устройств ГРМ каждые 100 тыс.км., замену этих элементов производить через 150 000 пробега.
    • рекомендуется проводить каждые 240 тысяч километров пробега, а воздушные фильтры - не позже чем через 50 000 км.

    Двигатель F16D3 «Лачетти», Ланос», «Авео»

    • Моторного масла, воздушного и масляного фильтра - каждые 15 000 км.
    • Свечей зажигания - через 45 тыс. км.
    • Роликов и ремня газораспределительного механизма - не позже чем через 45 тыс. км. пробега.
    • Хладагента - каждые два года.

    Этот тип мотора оснащен гидрокомпенсаторами на клапанах, поэтому их регулировка не требуется. На «Шевроле Круз» применяются тарированные стаканы, при помощи которых регулируют клапаны через каждые 100 тысяч километров пройденного пути. Работы проводят на специализированном оборудовании в автосервисе.

    Расходные материалы

    Корпорация «Дженерал Моторс» занимается не только выпуском автомобилей и моторов, но и средствами автомобильной химии. Продукция соответствует требованиям, предъявляемым к модели «Круз» и другим аналогам.

    В связи с этим производитель рекомендует использовать моторное масло типа GM Long Life 5W-30. Оно представляет собой оригинальный продукт, включающий в уникальный состав химические присадки, способствующие продлению его срока службы и увеличению периода между заменами.

    Концентрированный антифриз GM Long Life Dex Cool имеет оригинальный состав, антикоррозийные свойства, способствует повышению пика кипения и не дает хладагенту замерзнуть при низких температурах. Ингибиторы, включенные в антифриз, способствуют повышению эксплуатационных сроков (до пяти лет или 250 тыс. км.пробега).

    Основные неисправности и методы их устранения

    Двигатель F16D3, ресурс которого составляет до 250 тысяч километров, имеет свои недостатки, и при неправильном обслуживании или нарушении правил эксплуатации, может давать сбои. Ниже приведены основные неполадки мотора, причины их возникновения и способы устранения:

    1. Наблюдается перегрев двигателя. Эта неприятность может возникать по причине выхода термостата, помпы из строя или засорения радиатора. Рекомендуется очистить радиатор, неисправные элементы заменить. Для термостата контрольный срок составляет 50 тыс. км. пробега.
    2. Не тянет мотор. Засорилась топливная сетка на насосе либо проявляется нарушение в работе высоковольтных проводов. Необходимо заменить проводку, очистить сетку, и в дальнейшем использовать качественное топливо.
    3. На холостых оборотах силовой агрегат работает нестабильно. Забились топливные форсунки оригинальной конфигурации. В этом случае следует профессионально прочистить форсунки на СТО.
    4. Наблюдается течь масла через прокладку. Возможно, прошел срок замены элемента, который необходимо обновлять каждые 590 тыс. км.
    5. Клапаны двигателя F16D3 зависают (мотор начинает глохнуть и троить). Скорее всего, между направляющей втулкой и клапаном образовался нагар, затрудняющий перемещение элемента. Необходимо убрать нагар, в дальнейшем использовать качественный бензин и прогревать мотор не менее чем до 80 градусов по Цельсию.
    6. Слышатся посторонние шумы и стук в моторе. Преимущественно, проблема возникает с гидравлическими компенсаторами клапанов. Устранить неисправность можно только после диагностики в условиях автосервиса.
    7. Наблюдается нестабильная, прерывистая работа силовой установки. Причина - появление нагара на клапане EGR. Временно решить проблему поможет заглушка

    Тюнинг

    Многие специализированные мастерские предлагают улучшить параметры автомобильных моторов путем внедрения спортивной прошивки. Но, в случае с силовым агрегатом «Шевроле Круз» и другими двигателями серии Ecotec , получится лишь незначительная прибавка показателя мощности на выходе и более ровная тяга.

    Для заметного усиления характеристик потребуется сложная и дорогостоящая доработка силовых установок. Мощность агрегата будет свыше 140 лошадиных сил, если выполнить следующие манипуляции:

    • Произвести расточку цилиндров под поршень диаметром 80,5 мм.
    • Использовать в конструкции коленчатый вал с показателем хода 88,2 мм (поршни и шатуны должны соответствовать коленвалу).
    • Выполнить замену штатных распределительных валов на спортивные аналоги с типа.
    • Расточить впускные и выпускные хода, отшлифовать их и смонтировать увеличенные клапаны.
    • Подобная доработка, наряду со спортивной прошивкой, существенно увеличит параметр мощности.

    Похожие результаты получаются при установке компрессора типа РК-23-1, который обеспечивает наддув порядка 0,6 бара. Также нужно заменить прокладку головки блока цилиндров и использовать форсунки производительностью 360 сс вместе со спортивными распредвалами. Правильная настройка мотора позволит выжать из него около 150 лошадиных сил.

    F16D3 имеет некоторые недостатки в виде гидравлических компенсаторов клапанов и системы CVCP в газораспределительном блоке, что влияет на стабильность работы агрегата. Однако плюсов у него гораздо больше, что обусловило его использование на популярных автомобильных марках - «Шевроле» и «Дэу». После небольших доработок все негативные моменты были устранены, и обновленные версии F16D4 и F18D4 успешно используются до сих пор.

    Пришла очередь рассмотреть двигатель F4R от компании Renault на наличие недостатков и слабых мест. Производство мотора начато с 1996 г. во Франции. Хочется отметить, что данный мотор в различных моделях, которые конструктивно отличаются (размерами поршней, цилиндров, степенью сжатия) устанавливают не несколько моделей автомобилей Рено: Дастер, Меган 2, Лагуна, Эспейс 2, 3, 4, Трафик 2, Прага R1, Клио Спорт. Информация представленная ниже для модели мотора установленного на Duster



    Параметры бензинового двигателя F4R на Рено Дастер

    С мотором F4R (2.0) для России на заводах Рено собирают силовые агрегаты с механической и автоматической КПП. Рассмотрим характеристики силового агрегата с вариантами КПП на автомобиле Рено Дастер.

    Характеристики бензинового двигателя модели F4R

    Бензинов., 4 -х тактный, 4 -х цилиндровый, однорядный

    Расположение в авто

    переднее, поперечное

    Раб. объем, см 3

    Колич. клапанов

    Диам. цилиндра и ход поршня, мм

    Степень сжатия

    Ном. мощность, л. с.

    Макс. крутящий момент, Н-м

    при частоте вращения коленчатого вала, мин~ 1

    Система питания

    Распределенный впрыск топлива с электронным управлением

    Бензин АИ 92 и выше

    Система зажигания

    Электронная, входит в состав системы управления двигателем

    Нормы токсичности

    250000-300000 км

    Характеристики трансмиссий устанавливаемых с двигателем 2.0 л

    Тип трансмиссии

    полноприводная, механическая

    переднеприводная, автоматическая

    Сцепление

    с одним диском и диафрагменной пружиной, сухое,

    Привод выключения сцепления

    Гидравлический

    Тип коробки передач

    Механическая, объединенная с главной передачей и дифференциалом

    Автоматическая, гидромеханическая

    Число передач

    Раздаточная коробка

    Одноступенчатый угловой редуктор

    Карданная передача

    Два вала с тремя шарнирами и промежуточной опорой

    Задний редуктор

    Одноступенчатый угловой редуктор с электромагнитной муфтой и дифференциалом

    Привод ведущих колёс

    Валами с шарнирами равных угловых скоростей

    Применяемые масла в двигателе F4R 2.0 и МКПП и АКПП

    Слабые места мотора F4R

    • Автоматическая КПП;
    • Ремень ГРМ и натяжной ролик;
    • Сальники коленчатого вала;
    • Катушки зажигания;
    • Ремень вспомогательных агрегатов;
    • Фазорегулятор;
    • Дроссельная заслонка.

    Более детально про слабые места F4R…

    Автоматическая КПП

    Коробка автомат слабовата для 2 литрового мотора. Видимо её изначально не рассчитали при проектировании и не сделали выводов после испытаний на движке F4R .

    Ремень ГРМ и натяжной ролик

    Ремень ГРМ и натяжной ролик подлежат замене при достижении 60000 км (или 4 года), иначе при обрыве ремня произойдёт загиб клапанов. В новом регламенте у Дастеа после рестайлинга пробег до замены ремня ГРМ и ролика увеличен до 90000 км, по времени (годам) осталось также.

    Сальники коленчатого вала (передний и задний


    На новом движке течи сальников бывают редко, в основном по причине установки с перекосом. Но после 100000 км, течь масла сквозь сальники учащается из-за их износа.

    Катушки зажигания

    Неисправности возникали на двигателях до 2014 года выпуска. Уплотнения под катушками не обеспечивали надёжную защиту от пыли, грязи и воды.

    Ремень вспомогательных агрегатов

    Тоже самое, как у ремню приходит каюк. Необходимо своевременно проверять состояние ремня.

    Фазорегулятор

    Его поломка происходит в интервале 60-70 тыс.км, при этом мотор начинает работать как дизель.

    Дроссельная заслонка

    Дроссельная заслонка часто засоряется и силовой агрегат плохо заводится. В данном случае проблема решается чисткой заслонки и двигатель будет снова легко заводиться.

    Недостатки двигателя F4R

    • Реагирует на некачественный бензин;
    • Механическая КПП характерна шумной работой;
    • Мотор может троить;
    • Неэкономичный по расходу бензина;
    • Недостаточно масла в КПП, разд. коробке;
    • Генератор расположен неудобно для доступа к двигателю.

    Более детально про недостатки двигателя F4R…

    Двигатель реагирует на некачественный бензин

    На некачественный бензин реакция мотора мгновенная, это и детонация и стук поршневых пальцев и провалы в работе, на холостых оборотах работа не устойчивая.

    Механическая КПП характерна шумной работой

    Коробка передач немного воет, недостаток знакомый многим автомобилистам.

    Основная концепция французских силовых агрегатов F-серии разработана инженером Жоржем Дуэном и его командой в самом начале восьмидесятых. Интересной особенностью новых моторов был тот факт, что все они основаны на базе дизельного. Быть может этим можно объяснить их огромный ресурс, который часто составляет более 500 000 километров пробега.

    Двухлитровый инжекторный двигатель является классическим представителем данного семейства: чугунный рядный блок цилиндров, ременной привод ГРМ, гидрокомпенсаторов нет, головка восьмиклапанная с одним распредвалом. При обрыве ремня клапана гнет практически всегда.

    Мотор довольно эластичен. Хотя максимальная мощность достигается лишь на высоких оборотах, водители хвалят его и за уверенную тягу на низах. Расход топлива для такого литража также можно назвать умеренным.

    За время производства немного изменился рабочий объем блока цилиндров. Сперва блок был на 1965 кубиков, но из-за смены поршней с 82 мм на 82.7 мм, в целях унификации серии, стал 1998 см³.

    В конце 90-х этот двигатель ставили на Москвич 2141 Святогор. Специально под отечественный автомобиль он был переделан для продольного расположения и несет отдельный индекс f3r 272.

    Мотор F9Q - представитель дизельной серии силовых агрегатов Рено. Двигатель укомплектован объёмом 1.9 литра, системой впрыска Common Rail и турбонаддувом. Основное предназначение - установка на транспортные средства среднего и компактного класса.

    Технические характеристики и описание

    Мир увидел силовой агрегат в 2000 году. Двигатель F9Q - это эволюционное решение в дизелях Рено. Он положил начало новым, более сильным и надёжным, силовым агрегатам. В 2006 году, на базе этого движка был разработан 2-х литровый 16-клапанный мотор с повышенными техническими характеристиками.

    В процессе производства силовой агрегат получил несколько модификаций. Так, покупателю доступные моторы с мощностью от 80 до 130 л.с. Все двигатели оснащены 8-клапанной системой. Маломощные версии моторов имеют турбонагнетатель с фиксированной геометрией. Потенциал двигателя, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании составляет 1 млн. км пробега.

    Техническое обслуживание двигателя F9Q

    Рассмотрим, основные технические характеристики силовых агрегатов:

    Обслуживание

    Как известно дизельные силовые агрегаты требуют более частого технического обслуживания. Межсервисный интервал для мотор F9Q составляет 7500-8000 км. Часто владельцы жалуются, что это слишком короткий срок, но при этом 1.9 двигатель потребляет всего 6.5 литра на 100 км пробега.

    Чистка форсунок двигатель F9Q

    Также в техническое обслуживание входит проверка всех систем, отсутствие подтёков масла и неисправностей. Каждые 30 000 км необходимо проводить полную диагностику ЭБУ, а каждые 20 000 км делается замена воздушного фильтрующего элемента. Согласно рекомендации завода изготовителя каждое 2 ТО стоит проводить чистку форсунок.

    Вывод

    Двигатель F9Q - это надёжный и сильный силовой агрегат, который имеет несколько модификаций. Самый слабый движок имеет всего 80 лошадиных сил. Самый сильный - 130-сильный мотор с повышенными мощностными характеристиками.

    КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

    «ЗАПРЕТНАЯ» ТЕМА

    ТАЙНА «СВЯТОГОРА»

    Эта статья - заказная. Но не торопитесь обвинять нас: заказ - посредством телефонных звонков, писем в редакцию, через Интернет - поступил от... читателей, ставших обладателями этой модели.

    Антон ЧУЙКИН. Фото Сергея Иванова

    Именно на ваших многочисленных вопросах и построен материал. А все они на одну тему: что же это за зверь под капотом «Святогора»? Чем его кормить, как ухаживать, можно ли обслуживать самому? Какие запчасти потребуются? Увы, изготовитель молчит. На сайте АО «Москвич» размещено объявление: «...в соответствии с договором с фирмой „Рено“ техническая документация по двигателю F3R публикации не подлежит». Любопытно, не правда ли? Мотор далеко не новый, описания его и даже приемы ремонта публиковались в зарубежной прессе, а у нас это - тс-с, тайна! В новеньком автомобиле, если повезет, покупатель обнаружит лишь вкладыш к руководству по эксплуатации с довольно куцыми сведениями. Например, о марке фильтров ни слова... Как же так? Рассчитывать только на сервис наш автолюбитель не приучен, да и попробуй обслужить французский мотор на СТО где-нибудь в глубинке. Изготовителя это не волнует: продал - из сердца вон. А как же несколько тысяч купивших «Святогор» (не говоря уже о потенциальных покупателях), которые ищут информацию о своем автомобиле и вправе ее получить? Мы, в отличие от столичного завода, не оставляем вопросы без ответов. Итак...

    Краткие характеристики двигателя «Рено» (Renault) модели F3R 272 приведены ниже. Аналогичными агрегатами в несколько отличающемся исполнении оснащали автомобили " Рено Меган ", "Эспас", "Лагуна".

    Двигатель - бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный. Применяемое топливо - бензин с октановым числом от 91 до 98.

    Головка блока - с двумя клапанами на цилиндр, которые приводятся кулачками распредвала через цилиндрические толкатели (конструкция аналогична VAZ 2108). Тепловые зазоры: в приводе впускного клапана 0,2±0,03 мм, выпускного 0,4±0,03 мм. Контролировать зазоры достаточно раз в 60 тысяч километров. Привод распредвала - зубчатым ремнем, периодичность его замены - те же 60 тысяч.

    Если придется ремонтировать двигатель, помните, что при сборке (установке головки) надо непременно соблюсти следующие нехитрые правила: заменить новыми все болты крепления головки; перед установкой смазать моторным маслом резьбу и тыльную часть головки каждого болта; удалить масло из резьбовых отверстий в блоке. Последовательность затяжки обычная, от центра - попеременно к краям, аналогично моторам ВАЗ , УЗАМ. Болты затягивают в четыре приема: сначала моментом 65–75 Н.м, затем выжидают не менее трех минут, отворачивают все болты на 180о, вновь затягивают 25±2 Н.м и, наконец, доворачивают на угол 123±7°.

    Система смазки. Заправочный объем - 5,1 л, рекомендуемые масла - «Эльф» (Elf), «Кастрол» (Castrol), «Тексако» (Texaco), «Мобил» (Mobil) вязкостью по SAE 10W-30, группа качества по API SJ/SH. Замена масла - каждые 10 тысяч километров с одновременной установкой нового масляного фильтра «Пюрфлюкс» (Purflux) 218 (резьба М20х1,5) и заменой прокладки сливной пробки.

    Система охлаждения. Емкость - 8 л, рекомендуемые антифризы - «Тексако» ЕТХ 6280, ОЖ 40 «Лена». Охлаждающую жидкость следует менять раз в два года или через 60 тысяч километров. Один из самых ответственных узлов системы - термостат. Чтобы проконтролировать его исправность, достаточно знать температуру начала (89°С) и конца (101°С) открытия. Процедура проверки многократно описана - понадобятся кастрюля с водой, плитка и термометр. Электровентилятор, обдувающий основной радиатор, должен срабатывать при температуре в системе 97±3°С. Если, не дай Бог, он откажет - по достижении 115°С на панели приборов загорится сигнальная лампа.

    Система управления двигателем. Как и любой относительно современный двигатель, F3R снабжен электронной системой управления, командующей подачей топлива и зажиганием (принципиально не отличается от применяемых ВАЗом и ГАЗом - см. ЗР, 1995, № 10; 1997, № 3). Впрыск - распределенный (многоточечный), во впускные трубопроводы; зажигание - бесконтактное, с автоматической коррекцией угла опережения по детонации. Правда, здесь умная система служит не экологии, а удобству управления и четкости работы мотора. Дело, увы, в отечественном топливе. Тетраэтилсвинец, распространенная антидетонационная добавка к бензинам, быстро выводит из строя основные экологические компоненты системы - лямбда-зонд и каталитический нейтрализатор. От второго пока отказались (он, как сказано в заводской инструкции, устанавливается по заказу), а первый - датчик кислорода - оставили, очевидно, чтобы не перепрограммировать электронику. Владельцу это «удовольствие» может обойтись дорого (см. ниже) - рано или поздно лямбда-зонд откажет и работа двигателя ухудшится. Но вернемся к технике. В систему входят:

    электронный блок управления «Сименс» (Siemens) S 113717120;

    датчики - частоты вращения коленвала; положения распредвала; температуры охлаждающей жидкости; температуры воздуха на впуске; абсолютного давления воздуха во впускной трубе; положения дроссельной заслонки; детонации; содержания кислорода в отработавших газах; скорости автомобиля (установлен на коробке передач, у привода спидометра);

    исполнительные устройства системы питания - расположенный в баке электробензонасос «Валбро» (Walbro), регулятор давления «Бош» или «Вебер» (Weber), электроклапан механизма регулировки холостого хода «Хитачи» (Hitachi) АЕSР 207–17, дроссельный узел «Солекс» (Solex), четыре форсунки «Сименс»;

    узлы системы зажигания - две катушки «Маньети Марелли» (Magneti Marelli) BAE 801 с сопротивлением первичной обмотки 1 Ом, вторичной - 8 кОм; свечи «Бош» W7DCO, «Чемпион» (Champion) N7YCX, «Эйкем» (Eyquem) C52LS;

    здесь же упомянем фильтры - топливный, установленный у бензобака «Пюрфлюкс» ЕР90С, и воздушный - фильтрующий элемент «Лотрет» (Lautrette) ELP 3606.

    Обслуживание системы управления двигателем включает замену фильтров - топливного и фильтрующего элемента воздушного - каждые 10 тысяч километров, свечей - через 30 тысяч (кстати, зазор между контактами должен быть 0,9 мм) и форсунок после 60 тысяч километров пробега. Последнее, на наш взгляд, необязательно, если «инжекторы» работают исправно. Инструкция предписывает менять лямбда-зонд каждые 30 тысяч километров при работе на этилированном бензине и в два раза реже, если используется неэтилированный. Для справки - новый датчик «Бош» (Bosch) LSH 25 (номер по каталогу 0258 005 132) стоит... 229 немецких марок. Кроме того, сервисная книжка рекомендует после 120 тысяч поставить новые датчики температуры воздуха и указателя температуры охлаждающей жидкости.

    Особое внимание при эксплуатации следует уделять качеству топлива, избегая подозрительных «источников». Бензин с примесями, водой может вывести из строя бензонасос. Первый тревожный звоночек - изменившийся звук работы насоса, например, более громкое или тонкое жужжание.

    Обращайте внимание на контакты (разъемы) датчиков и исполнительных устройств - их загрязнение или окисление оборачивается нечеткой работой двигателя. Одно из уязвимых мест системы - клапан холостого хода, дающий о себе знать при неисправности «плавающими» оборотами мотора. Но прежде чем заниматься клапаном, проверьте все вакуумные трубки под капотом - нарушение их герметичности вызывает подобные же симптомы.

    К сожалению, самостоятельная диагностика системы управления с помощью электронного блока, как на впрысковых «волгах» и «самарах», здесь невозможна - требуется специальное оборудование. Признак неисправности - горящая лампа Check engine на панели приборов. При нормальной работе она вспыхивает только при включении зажигания на две-три секунды.

    Очистить оперативную память блока управления, то есть стереть коды временных неисправностей, можно, обесточив систему. Для этого на несколько минут снимают одну из клемм с аккумулятора. Это рекомендуется делать при любом ремонте системы управления двигателем.

    Моменты затяжки некоторых соединений. Крепления крышек шатунных подшипников коленвала - 40–50 Н.м, коренных - 65 Н.м; шкив коленвала - 120 Н.м, распредвала - 50 Н.м, водяного насоса - 14 Н.м; клапанная крышка - 20 Н.м (болты 8 мм) и 10 Н.м (болты 6 мм); поддон картера - 12–15 Н.м.

    1. Чтобы проверить бензонасос или прокачать топливные магистрали после ремонта, можно замкнуть контакты «30» и «87» главного реле, расположенного на правом брызговике.

    2. Электроклапан холостого хода «Хитачи» размещен за ресивером системы впуска. Под ним - дроссельная заслонка.

    3. Блок управления «Сименс» установлен под капотом, у моторчика стеклоочистителя.

    4. Воздушный фильтр (у левого брызговика) и фильтрующий элемент. До фильтра воздух проходит через глушитель шума впуска (в обслуживании не нуждается).

    5. Масляный фильтр расположен неудобно для самостоятельной замены.

    6. В выпускной трубе - датчик концетрации кислорода (лямбда-зонд) «Бош».

    Техническая характеристика двигателя «Рено» F3R272: рабочий объем - 1998 смз; диаметр цилиндра - 82,7 мм; ход поршня - 93 мм; степень сжатия - 9,8; мощность - 83 кВт/112 л. с. при 5250 об/мин; крутящий момент - 168 Н.м при 3500 об/мин; порядок работы цилиндров - 1-3-4-2.