Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Научные открытия, изобретения XVIII века по Лиону Фейхтвангеру. Научно-технические открытия и изобретения XVIII-XIX вв Технические изобретения 17 18 веков

    Научные открытия, изобретения XVIII века по Лиону Фейхтвангеру. Научно-технические открытия и изобретения XVIII-XIX вв Технические изобретения 17 18 веков

    Эпоха Нового времени имеет определенный отпечаток предшествующих исторических эпох, в частности комиссаров обратил внимание, что в эту эпоху происходит повышенное внимание к развитию науки и техники, к знаниям и прогрессу. Впервые именно в эпоху Нового времени технологический прогресс, научный прогресс, технический прогресс становится важнейшим для прогресса человеческого общества.

    Соответствующие подвижки экономические, социальные, политические в связи с этим начинаются.

    16 век .

    1530 год в Аугсбурге издается 1-я поваренная книга. Все вкусные рецепты становятся достоянием читателей, и теперь все в разных городах могут готовить по этим рецептам.

    Когда было изобретено книгопечатание? Хотя наука говорит, что этот изобретатель фактически к этому руку не приложил, просто он был владельцем мастерской в Нюрнберге, 1550 год.

    1544 год – в Англии появился сахаро-рафинандный завод.

    Токарный станок в виде токарной лестницы 1568 год получил распространение в Англии и других странах.

    Галилей – построил телескоп в 1590 году, который увеличивал изображение …

    К этому же времени появилась алхимия.

    Впервые государство свое отношение к развитию науки и техники проявило уже в начале следующего по свету, 17 века.

    17 век .

    Яков 1 Стюарт в 1619 год впервые пожаловал одному из английских изобретателей патент на применение каменного угля в металлургии на получение чугуна и железа. С этого момента начинает вести отсчет патентная система, чрезвычайно важная система для развития научно-технических знаний и новых технологий на западе. Дело в том, что изобретатель впервые гарантированно теперь за свои изобретения получает себе на хлеб, используя эту патентную систему. она постепенно приживается в 18 веке и в других странах и способствует деятельности изобретательской мысли.

    1619 год – важнейший патент по тем временам на использование каменного угля в металлургии для получения металла. Почему? Англия была очень развитая страна и в канун революции она добывала 3 миллиона тонн каменного угля, т.е. 80% всей общеевропейской добычи каменного угля. Поэтому этот патент обогащал изобретателей.

    С начала 17 века по середину 19 века история изобретательства, технологической и технической мысли проходит 3 этапа в Европе.

    1 этап – 16-начало 17 века – по 30-40-егоды 18 века. На этом этапе преобладает техника мануфактурного производства и зарождаются элементы будущих рабочих машин. …(конец стороны)

    Второй этап научно-технического развития Европы начинается с 1730-40-х годов 18 века и до конца 18 века. В эти примерно 50-60 лет формируется техника, которая стала исходной для промышленной революции. Это означает своего рода техническую революцию для 18 века.

    Техническая революция для 18 века заключается в 2-х событиях: создание рабочих машин, которые исполняют технологические функции вместо рук человека, и создание универсального парового двигателя, который становится необходим для перехода к следующему этапу.

    Следующий этап научно-технического развития это конец 18 века -60-70-е годы 19 века. На этом этапе осуществлялось развитие техники уже машинного фабрично-заводского производства. Т.е. целая система рабочих машин приводилась в действие в основном уже паровыми двигателями.

    Рассмотрим подробнее 1 этап – по с 1730-40-х годы 18 века .

    С точки зрения современного человека – отсталая экономика, отсталое мануфактурное производство. Английские авторы показали, что экономика в этот период в европейских странах была с высокой степенью энергонасыщенности.

    Примерно действовало до 600 тысяч ветряных и водяных мельниц, в том числе колеса диаметром до 10-12 метров. Фактически на каждые 23 рабочих приходился 1 движитель – водяной или ветряной.

    Впервые первые приспособления, специализация инструментов начинается в текстильном производстве. Производство различных видов пряжи и тканей требует различных специальных приемов и инструментов. Отсюда идет диверсификация, т.е. разнообразие инструментов, которыми чешут, прядут, ткут и т.п.

    Наличие механических двигателей, водяных или ветряных, способствует развитию токарного искусства в виде токарных или примитивно-токарных станков. Дело в том, что кость, дерево или металл закрепляют во вращающемся шпинделе, а резец подводят рукой. Так точил свои изделия Петр 1 в токарной мастерской.

    Наличие этих водяных двигателей мощных позволяет развивать металлообработку. В Германии и в Швеции в начале 18 века изобретают водяные ножницы, которые могут резать полосовое железо, стальную проволоку.

    С начала 18 века в Швейцарии и других германских землях, а затем во всей Европе начинают отливать пушечные стволы и высверливать их, сначала вертикально, а затем горизонтально.

    Тогда же начинаются первые попытки создания нового двигателя – парового двигателя. Впервые очень примитивный паровой двигатель был изобретен Блазом Декараем в Испании в 1556 году. А к концу 17 - середине 18 века уже действовали паровые машины, в том числе ввозились в Россию с Запада, правда с низким КПД (коэффициент полезного действия), около 1%.

    Эти паровые машины использовали в частности для осушения доков, шахт у нас в Кронштадте. И на Урале.

    Этот водяной, ветряной двигатель – встал вопрос о передаче этой энергии движения на рабочие колеса, инструменты и т.д. Поэтому к середине 17 века усовершенствуется цепная передача (как в велосипеде). С середины-2-й половины 18 века начинает широко применяться ременная передача (натянутый ремень) и всевозможные зубчатые шестерни, зацепления, которые энергию движения передают.

    А в начале 18 века в 1710 году изобретаются роликовые, а в 1734 году шариковые подшипники, которые позволяют передавать движение с наименьшей потерей энергии.

    Тогда же появляются первые пред-рабочие машины. Сначала в Голландии и в Германских землях.

    17 век – в Утрехте создается машина, которая автоматически прядет веревки, канаты.

    В Нюренберге в 1685 году создается машина, которая из проволоки автоматически делает гвозди со шляпками. До этого гвозди штучно выковывали в кузницах.

    Однако на этих территориях сложились очень серьезные вековые традиции, а это означает, что ремесленники выступают против введения этих машин, которые резко ускоряют производительность труда и оставляют ремесленников без рынка сбыта. Поэтому первоначально эти машины запрещаются, публично сжигаются.

    А в Англии, которая к этому времени уже покончила с этими традиционными цеховыми ограничениями, эти машины встречаются «на ура». И английская, более конкурентоспособная продукция поступает на европейские рынки, и заставляет европейцев пересматривать свое отношение в вопросах введения рабочих машин.

    С 1730-40-х годов 18 века начинается 2 этап развития науки и техники.

    В учебниках выделяют 1733 год – В Англии изобретен механический челнок.

    В 1738 году – первую прядильную машину изобрел Уаед. Эта прядильная машина считается первой рабочей машиной в истории науки и техники.

    2-я половина 18 века – 1764 год. Джеймс Харгривс изобретает прялку, которая прядет тонкую пряжу, и называет в честь своей дочери «Дженни».

    Механик изобретает прялку, которая прядет более грубую ткань и называет ее «билли».

    А в 1769 году известный механик Ричард Анклайд «поженил» «билли» и «дженни», соединил эти 2 изобретения в одну прядильную машину, соединил с двигателем, и получилась прядильная машина, которая работала от водяного или ветряного двигателя.

    К концу 1770-х годов 18 века Кроутон изобретает прядильную машину, где вертится от 400 до 500 веретен.

    Таким образом создается техника, которая необходима для перехода к следующей фазе научно-технического прогресса.

    В связи с этой техникой в 1785 году англичанин Картрайт создает первый вариант ткацкого станка.

    В 1792 году – его совершенствуют, он положил начало ткацкому фабричному производству.

    Возникает проблема сырья. Дело в том, что хлопок выращивают в Америке и в Индии на плантациях. В Америке используют рабский труд. Но рабский труд непроизводителен, хлопок дорогой, сырья не хватает. В результате прядильное и ткацкой производство становится не выгодным.

    Чтобы решить эту проблему приходится изобрести механическую очистную машину, что и осуществляет американец Самуэль Эли в 1793 году. Он изобретает хлопко-очистительную машину, которая повышает производительность труда в 500 раз.

    Важные подвижки в металлообработке: токарная мельница становится токарным станком, когда в 1794 году Генри Монсли изобретает суппорт. Суппорт – снимает стружку.

    В середине 18 века во Франции – создание строгального станка.

    Изобретение швейной машинки. Зингер только усовершенствовал в 19 веке швейную машинку, а изобретать начали с середины 18 века.

    Изобретение универсального парового двигателя, без которого не могут начать работать крупные фабрики. В России эту попытку осуществил в 1763 году Ползунов, а в Англии немного позднее Уатт в 1764 году. Он ее совершенствовал и в окончательном варианте создал в 1784 году. Изобретение паровой машины Уатта двойного действия привело действительно к революции в экономике Англии.

    К концу 18 века внедрение этой машины дало приращение национального продукта Англии к 1800 году на 11%. Потому что КПД паровой машины Уатта было уже не 1%, а 4%.

    С конца 18 века, 19 век – начинается последний, 3 этап научно-технического прогресса, который определяется особенностями создания машинного производства.

    Здесь сказывается специфика рыночной капиталистической экономики, которая заставляет изобретать и, в отличие от нашей страны-социализма, внедрять эти научно-технические новинки. Потому что в условиях рыночной экономики, если человек не внедряет, то это для него губительно.

    Для чего в рыночной капиталистической экономике производится продукция? Прежде всего из гуманитарных соображений: накормить, обуть, одеть и т.д. Но если я произвожу продукцию, то я хочу получить прибыль. Это тот стимул, который меня заставляет работать.

    Но если я это не применю, то придет другой предприниматель, использует эти новинки, меня обгонит, и я разорюсь.

    Эти 2 стимула способствуют ускорению научно-технического прогресса.

    Прежде всего он наступает в текстильной и ткацкой промышленности, где используются совершенные машины. Это приводит к тому, что уже весь мир одет, обут, и уже тканями не домашнего, мануфактурного производства, а фабрично-заводского.

    И появляется спрос на машины. А это уже – требование к развитию металлургической и машиностроительной промышленности. Поэтому в 19 веке начинается активно развиваться машиностроительная промышленность.

    Появляются паровые молоты, прокатные станы.

    Целые заводы, огромные производства, которые оснащены мощными металлообрабатывающими рабочими машинами и станками. Это токарные, фрезерные, шлифовальные, строгальные станки. Они позволяют заменить ручной труд на машинный.

    В США, где было много дерева, аналогичная система заводского производства охватывает не только металлообработку, но и производство различных вещей из дерева.

    В развитии сельскохозяйственного машиностроения одно время лидирует Англия, а затем пальма первенства переходит США, где аграрный сектор получает наибольшее развитие.

    Совершенствование металлургии приводит к тому, что появляются новые способы выплавки металла.

    1856 год – конвертор Бессемера.

    Мартеновская печь изобретена окончательно в 1864 году, что резко увеличивает выплавку металла.

    Интенсификация происходит и в цветной металлургии.

    Особенность этого 3 периода научно-технического прогресса заключается в том, что революция происходит на транспорте и в связи.

    В России были браться Черепановы, которые пытались поставить паровую машину на колеса. Особенность российской экономики, что здесь надо не просто изобретать, а надо внедрять, что очень трудно у нас. Поэтому паровая машина приходит к нам не через Ползунова, а из Англии от Уатта. Поэтому и паровозы в Россию приходят с Запада.

    Шотландец в 1803 году, изобретает паровоз, который сначала бегает по улицам без рельсов, потом его ставят на рельсы.

    Революция на транспорте, создание железных дорог, современных паровозов принадлежит Джорджу Стефенсону, его паровозу «Ракета» в 1829 году. Об этом даже Михалков стихи написал. Паровоз перевозит грузы 90 тонн со скоростью 38 км/час. Это начало выгодного коммерческого использования железных дорог на транспорте.

    С этого момента строительство железных дорог в Европе и в США начинается по возрастающей в геометрической прогрессии.

    1840 год – 8 тысяч км железных дорог.

    1870 год – 210 тысяч км железных дорог построено.

    Роберт Фултоп – изобрел пароход. В 1803 году он предложил Наполеону паровую машину поставить на судно. Но Наполеон недооценил это изобретение. Результат мы знаем. Косность технической мысли, невосприимчивость привела к тому, что парусный флот испанский и французский погиб, и победить Англию не удалось.

    1807 год – Фултон переехал в Америку и построил пароход, который назывался «Катарина Клермон». Это начало коммерческой эксплуатации пароходов.

    Через 20-30 лет уже сотни и тысячи пароходов в США бегали по Миссисипи и прочим рекам, заполонив всю Америку.

    В 1819 году американское парусно-паровое судно «Саванна» посетило Европу, в том числе и СПб.

    К середине 19 века береговые западные страны свои флоты оснастили в значительной степени этими пароходами. Россия не успела. Результаты мы видим в Крымской войне.

    Развитие связи. Очень часто у нас в России что-то изобретают, а наши изобретения не идут. А вот с запада поступают к нам, и это идет «на ура».

    Первый электромагнитный телеграф, попытки его создать были сделаны в России ученым Шиллингом, в 1820-х годах. А пришел электромагнитный телеграф Стивенса и соответственно Морзе к нам из Германии и из Америки.

    В 1835 году в мастерской Морзе был изобретен электромагнитный телеграф, и соответственно азбука Морзе, которая позволяла передавать по нему информацию.

    В 1844 году Морзе построил первую телеграфную линию, которая соединили Вашингтон и Балтимор (столицу штата Мериленд), и по этой линии стали поступать телеграммы. Отсюда начало коммерческого использования телеграфа, которое характерно для всех стран.

    Пример: в России в 1858 году появился телеграф и было передано 89 телеграмм за год. А в 1861 году – 232 тысяч телеграмм.

    Телеграф был перекинут между Америкой и Европой. И первая такая линия была создана в 1868 году в канун Гражданской войны в США. Однако высокое давление, недостатки изоляции привели к тому, что эта линия стала работать с перебоями и заглохла. Поэтому надежно работающий транс-атлантический телеграф появился в 1866 году.

    Различные изобретения в военной области: изобретение нитроглицерина, шрапнели…, полеты на воздушных шарах. Все это привело к тому, что развитие науки, техники, технологии в значительной степени способствовало подъему материального производства в мире.

    С 1800 по 1870 год объем мирового производства вырос в 4,5 раза.

    К 1870 году во всем мире насчитывалось до 20 миллионов рабочих, занятых в промышленности, на транспорте.

    Соответственно увеличились объемы мировой торговли в 8 раз.

    

    XIX век стал для эволюции техники революционным. Так именно в этот период были изобретены механизмы, кардинально изменившие весь ход развития человечества. Большинство этих технологий, хотя были и заметно улучшены, используются и в наше время.
    Какие же технические изобретения XIX изменили весь ход развития человечества? Перед вами сейчас будет список важных технических новшеств, совершивших техническую революцию. Этот список не будет являться рейтингов, все технические изобретения имеют равную степень важности для мировой технической революции.

    Технические изобретения XIX.
    1. Изобретение стетоскопа. В 1816 году французским доктором Рене Лаэннеком был изобретен первый стетоскоп – медицинский прибор для выслушивания шумов внутренних органов (легких, сердца, бронхов, кишечника). Благодаря ему доктора могут, например, услышать хрипы в легких, диагностировав тем самым ряд опасных болезней. Этот прибор потерпел существенных изменений, однако механизм остался прежним и является важным диагностическим средством и сегодня.
    2. Изобретение зажигалки и спичек. В 1823 году немецким химиком Иоганном Деберейнером была изобретена первая зажигалка – эффективное средство для получения огня. Теперь огонь можно было зажечь в любых условиях, что сыграло немаловажную роль в жизни людей, в том числе и военных. А в 1827 году изобретателем Джоном Уолкером были изобретены первые спички, основаны на механизме трения.
    3. Изобретение портландцемента. В 1824 году Уильямом Аспдином была разработана разновидность цемента, который используется в наши дни практически во всех странах мира.
    4. Двигатель внутреннего сгорания. В 1824 году Сэмюелем Брауном был изобретен первый двигатель, который имел внутреннюю систему сгорания. Это важное изобретение дало начало развитию автомобилестроению, кораблестроению и многим другим механизмам, работающих с помощью двигателя. В последствие эволюции это изобретение потерпело множество изменений, но система работы осталась прежней.
    5. Фотография. В 1826 году французским изобретателем Жозефом Ньепсом была изобретена первая фотография, основана на способе закрепления изображения. Это изобретение дало важный толчок к дальнейшему развитию фотографии.
    6 . Электрогенератор. Первый электрический электрогенератор был изобретен в 1831 году Майклом Фарадеем. Это устройство способно преобразовывать все виды энергии в электрическую энергию.
    7. Азбука Морзе. В 1838 году американским изобретателем Сэмюэлем Морзе был создан знаменитый способ кодирования под названием Азбука Морзе. До сих пор этот способ используется в морском военном искусстве и в мореплаванье в целом.
    8 . Анестезия. В 1842 году было совершенно одно из самых важнейших медицинских открытий – изобретение анестезии. Ее изобретателем считается доктор Кроуфорд Лонг. Это позволило хирургам проводить операции на пациенте без сознания, что существенно повысило выживаемость, так как до этого оперировали пациентов в полном сознании, от чего те умирали от болевого шока.
    9. Шприц. В 1853 году было совершенно еще одно важное медицинское открытие – изобретение привычного для нас шприца. Его изобретателем является французский доктор Шарль-Габриэль Правас.
    10. Нефтегазовая буровая установка. Первая нефтегазовая буровая установка была изобретена в 1859 году Эдвином Дрэйком. Это изобретение положило начало добычи нефти и природного газа, что привело к революции в топливной промышленности.
    11. Орудие Гатлинга. В 1862 году американским известным в то время изобретателем Ричардом Гатлингом был создан первый в мире пулемет – орудие Гатлинга. Изобретение пулемета стало революцией в военном ремесле и в последующие годы, это оружие становиться одним из самых смертоносных на поле боя.
    12. Динамит. В 1866 году Альфредом Нобелем был изобретен знаменитый динамит. Эта смесь полностью изменила основы горной промышленности, а также заложила основу современной взрывчатке.
    13 . Джинсы. В 1873 году американским промышленником Левеем Страуссом были изобретены первые джинсы – брюки из невероятно прочной ткани, которые стали одним из основных видов одежды уже более полутора века.
    14 . Автомобиль. Первый в мире автомобиль был запатентован Джорджем Селденом в 1879 году.
    15. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания. В 1886 году было сделано одно из величайших открытий человечества – бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Это устройство используется по всему миру в невероятных масштабах.
    16. Электросварка. В 1888 году российским инженером была изобретена известная и используемая во всем мире электросварка, позволяющая в короткий срок соединять различные железные детали.
    17. Радиопередатчик. В 1893 году известным изобретателем Никола Тесла был изобретен первый радиопередатчик.
    18. Кинематограф. В 1895 году братьями Люмьер был снят первый мир кинофильм – знаменитая лента с прибытием поезда на станцию.
    19. Рентгеновское излучение. Еще один важный прорыв в медицине был сделан в 1895 году, его совершил немецкий физик Вильгельм Рентген. Он изобрел аппарат для сьемки с помощью рентгеновского излучения. Это устройство, например, может обнаружить перелом человеческой кости.
    20. Газовая турбина. В 1899 году изобретателем Чарльзом Кертисом был изобретен механизм, вернее двигатель внутреннего сгорания непрерывного действия. Такие двигатели были значительно мощнее поршневых двигателей, но также и более дорогими. Активно используются и в современном мире.
    21. Магнитная запись звука или же магнитофон. В 1899 году датским инженером Вальдемаром Поульсеном был сделан первый магнитофон – устройство для записи и воспроизведения звука с помощью магнитной ленты.
    Перед вами был список одних из самых важных технических изобретений XIX. Конечно, в этот период было совершенно большое количество и других изобретений, кроме того, они являются не менее важными, однако эти изобретения заслуживают особого внимания.

    Важнейшим изобретением в истории человечества, открывшим дорогу для промышленной революции и последующего ускоренного развития человечества, стал паровой двигатель. В 1698 г . англичанин Севери создал паровую машину для откачки воды из шахт. В 1712 г. Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В 1763 г. машину Ньюкомена усовершенствовал Джеймс Уатт. Разобравшись в недостатках модели, Уатт создал машину, принципиально отличавшуюся от нее. Размеры паровой машины значительно уменьшились. Массовое производство паровых машин было невозможно без точных токарных станков; решающий шаг в этом направлении был сделан механиком Генри Модсли, который создал самоходный суппорт . В 1802 г. американец Роберт Фултон построил в Париже лодку с паровым двигателем . Затем построил пароход «Клермонт. В 1807 г. «Клермонт» совершил первый рейс по р. Гудзон. Через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии - 150. В 1819 г. американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан. В Российской Империи первые пароходы появились в 1815 . Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1803 г. механик Ричард Тревитик построил первый паровоз. В 1815 г. механик-самоучка Джордж Стефенсон построил свой первый паровоз . В 1830 г. Стефенсон завершил строительство первой большой железной дороги между городами Манчестер и Ливерпуль; для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета», на котором впервые применил трубчатый паровой котел. В 1765 г. ткач и плотник Харгривс создал механическую прялку , которую он назвал в честь своей дочери «Дженни »; эта прялка увеличивала производительность труда прядильщика в 20 раз. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную ватерную машину , рассчитанную на водяной привод, и с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах. В 1850 -х гг. английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер , а в 1860 -х гг. французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. Это позволило впоследствии наладить массовый выпуск стальных орудий. «Эпоха электричества» началась с изобретения динамомашины - генератора постоянного тока, его создал бельгийский инженер З. Грамм в 1870 г. В 1880-х гг. югослав Никола Тесла создал двухфазный электродвигатель переменного тока. Работавший в Германии на фирме АЭГ русский электротехник М.О. Доливо-Добровольский создал эффективный трехфазный электродвигатель , а также первую ЛЭП высокого напряжения и трансформатор к ней. После этого Доливо- Добровольский стал ведущим электротехником того времени, а фирма АЭГ стала крупнейшим производителем электротехники. С этого времени заводы и фабрики стали переходить от паровых машин к электродвигателям, появились крупные электростанции и линии электропередач. Следует особо подчеркнуть, что большим достижением электротехники было создание электрических ламп. За решение этой задачи в 1879 г. взялся американский изобретатель Томас Эдисон ; первые лампочки Эдисона были «бамбуковыми». Лишь спустя двадцать лет по предложению русского инженера Александра Николаевича Лодыгина нить накаливания стали изготовлять из вольфрама. Первый работоспособный бензиновый двигатель был создан в 1883 г. немецким инженером Юлиусом Даймлером. Этот двигатель открыл эру автомобилей; уже в 1886 г. Даймлер поставил свой двигатель на четырехколесный экипаж. Панар и Левассор при создании своего автомобиля использовали только двигатель Даймлера, оснастив его системой сцепления, коробкой передач и резиновыми шинами. Это был первый в истории настоящий автомобиль. Сам Даймлер в 1890 г. создал компанию «Даймлер моторен», которая десять лет спустя выпустила первый автомобиль марки «Мерседес». Первый двигатель Дизеля, появившийся в 1895 году, произвел сенсацию – его к. п. д. составлял 36% – вдвое больше, чем у бензиновых двигателей. Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. В 1870-е гг. Александер Белл взял патент на телефон и в том же году продал более 800 экземпляров. Т.А. Эдисон снабдил мембрану иглой, так появился фонограф. В 1887 г. американец Эмиль Берлинер заменил цилиндр круглой пластинкой и создал граммофон. Новым шагом в развитии связи было изобретение радиотелеграфа. В марте 1896 г. Попов продемонстрировал свой аппарат. Одновременно с Поповым свою радиотелеграфную установку создал молодой итальянец Гильельмо Маркони. Маркони заменил когерер магнитным детектором и осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В конце XIX века был создан кинематограф. Это было связано с усовершенствованием изобретенной Луи Дагером фотографии. В конце XIX в. создаются пластмассы. В 1873 г. Дж. Хайетт (США) изобрёл целлулоид. В 1887 г. американец Хайрем Максим создал первый пулемет. В 1860 г. в Англии был спущен на воду первый железный броненосец «Вэрриор». Идея использования реактивного аппарата для полетов в космос принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. Изобретение ткацкого станка, паровой машины, паровоза, парохода, винтовки и т.д. – все это были фундаментальные открытия, которые вызвали появление нового культурного круга - того общества, которое называют промышленной цивилизацией.

    БЕРИНГ ВИТУС ИОНАССЕН (1681–1741). Мореплаватель, капитан-командор российского флота, выходец из Дании.

    По поручению царя Петра I во главе 1-ой Камчатской экспедиции (1725–1730) он прошёл через всю Сибирь до Тихого океана, пересёк полуостров Камчатка и установил, что на севере сибирский берег поворачивает на запад. Первая экспедиция Беринга явилась прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Понимая это, он писал: "Америка, или иные между оной лежащие земли, не очень далеко от Камчатки... Не без пользы было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать...". И Беринг был назначен руководителем 2-ой Камчатской (Великой Северной) экспедиции (1733–1743), в ходе которой было точнейшим образом исследовано сибирское побережье, открыты побережье полуострова Аляска и ряд островов Алеутской гряды. Заболев во время зимовки на острове, капитан-командор окончил жизненный путь 19 декабря 1741 г. Ныне остров, где отважный мореплаватель нашел вечный покой, носит название острова Беринга. На всех картах мира полузакрытое море на севере Тихого океана, по которому он плавал, названо его именем - Берингово море, и пролив, расположенный между материками Евразия и Северная Америка и соединяющий Северный Ледовитый океан с Тихим океаном, - Берингов пролив. А острова, на которые выбросило его шхуну "Святой Петр", называются Командорскими.

    Завершил 2-ую Камчатскую экспедицию после смерти Беринга его помощник, капитан-командор Алексей Ильич Чириков (1703–1748), который на шлюпе "Святой Павел" подошёл к берегам Америки.

    БЕТАНКУР АВГУСТИН АВГУСТИНОВИЧ (1758–1824). Инженер-механик и строитель.

    Под руководством Бетанкура выполнен ряд важных работ: переоборудован Тульский оружейный завод, установлены на нем паровые машины, созданные по его проекту; сооружено здание Манежа в Москве, перекрытое уникальными по величине пролета (45 м) деревянными фермами и т. д. По инициативе Бетанкура в Петербурге в 1810 г. учрежден Институт путей сообщения, которым он руководил до конца жизни.

    ВИНОГРАДОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1720?–1758). Изобретатель русского фарфора.

    Учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1736 г. вместе с М. В. Ломоносовым и Р. Райзером был послан за границу, где изучал химию, металлургию и горное дело. По возвращении был направлен (1744) на учрежденную русским правительством "порцелиновую мануфактуру" (затем Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). Поскольку методы получения китайского и саксонского фарфора держались в секрете, Виноградов приступил к работе, не имея никаких данных о технологии производства.

    Разработал технологию производства и получил первые образцы фарфора, изготовленные из отечественного сырья (1752). О своих опытах рассказал в рукописи "Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ".

    ГЕННИН ВИЛИМ ИВАНОВИЧ (1676–1750).

    Выдающийся руководитель горного производства и станкостроитель. Время управления Генниным (1722–1734) было важным периодом в истории промышленности Урала. Под его руководством были осуществлены важные мероприятия в области организации, совершенствования техники и технологии производства. Управлял также Сестрорецким и Тульским оружейными заводами.

    ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

    В начале XVIII в. поиски полезных ископаемых привели к открытию Алопаевского месторождения меди (1702), огнеупорных глин (1704), минеральных вод близ Петрозаводска (1714), каменного угля на Дону и в Воронежской губернии (1721), каменного угля на территории современного Кузнецкого бассейна (1722), самоцветов в Забайкалье (1724).

    В 1768–1774 гг. состоялись академические экспедиции, которые изучали геологическое строение России: маршруты экспедиции Ивана Ивановича Лепехина (1740–1802) охватили Поволжье, Урал, север Европейской России; экспедиция Петра Симона Палласа (1741–1811) обследовала Среднее Поволжье, Оренбургский край, Сибирь до Читы и составила описание строения гор, холмов, равнин; экспедиция Иоганна Георга Гмелина (1709–1755) дошла через Астраханский край до Дербента и Баку и т. д.

    ДЕМИДОВЫ. Русские заводчики, землевладельцы, ученые, просветители, меценаты.

    Их родословная восходит к тульским кузнецам, с 1720 г. - дворяне. В конце XVIII в. вошли в круг высшего чиновничества и знати, основали свыше 50 заводов, производивших 40% чугуна в стране. Наиболее известны:

    Никита Демидович Антуфьев (1656–1725) - родоначальник и организатор строительства металлургических заводов на Урале.

    Павел Григорьевич Демидов (1738–1821) - основатель Демидовского лицея в Ярославле - высшего учебного заведения для детей дворян и разночинцев в 1803–1918 гг. В 1918 преобразован в университет.

    Павел Николаевич Демидов (1798–1840) - почетный член Петербургской АН, учредитель Демидовских премий, присуждавшихся в 1832–1865 гг. Академией за труды по науке, технике, искусству. Эти премии считались самой почетной научной наградой России.

    КОТЕЛЬНИКОВ СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ (1723–1806). Академик Петербургской АН.

    Талантливый русский ученый, ученик М. В. Ломоносова и Л. Эйлера, автор "Книги, содержащей в себе учение о равновесии и движении тел" - первого русского учебника механики, наиболее серьезного из всех оригинальных и переводных трудов по механике, изданных в России в XVIII в.

    КРАФТ ГЕОРГ ВОЛЬФГАНГ (1701–1754). Физик, математик, академик Петербургской АН.

    Автор первой русской книги по механике "Краткое руководство к познанию простых и сложных машин" (1738), а также книги "Краткое введение в геометрию" (1740) и нескольких учебников. Многое сделал для преподавания и популяризации механики в России.

    КРАШЕНИННИКОВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ (1711–1755). Основатель русской научной этнографии, исследователь природы Камчатки.

    Труд ученого "Описание земли Камчатки", изданный в 1756 г., был не только первым русским сочинением, в котором давалось описание одной из областей Сибири, но и первым в западноевропейской литературе.

    Он состоял из 4-х частей. Часть первая - "О Камчатке и о странах, которые в соседстве с нею находятся" - содержала географическое описание Камчатки. Часть вторая - "О выгоде и о недостатках земли Камчатка" - посвящена естественно-историческому описанию Камчатки: флоры, фауны, населяющих землю млекопитающих, птиц и рыб, перспектив животноводства. Часть третья - "О камчатских народах" - представляет собой первый русский этнографический труд: описание быта, нравов, языка местного населения - камчадалов, коряков, курилов. Четвертая часть посвящена истории покорения Камчатки.

    Крашенинников был назван за свою книгу "Нестором русской этнографии".

    КУЛИБИН ИВАН ИВАНОВИЧ (1735–1818). Выдающийся механик-изобретатель.

    С 1749 г. на протяжении более 30 лет заведовал механической мастерской Петербургской АН. Разработал проект 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми формами (1772). В последние годы жизни изготовил фонарь-прожектор с отражателем из мельчайших зеркал, речное "машинное" судно, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.

    Прославился как автор изготовленных в подарок императрице Екатерине II удивительных часов, имевших вид пасхального яйца. "Диковина видом и величиною между гусиным и утиным яйцом", показывавшая время и отбивавшая часы, половины и четверти часа, заключала внутри себя крохотный театр-автомат. По прошествии каждого часа створчатые двери раздвигались и разворачивалось театрализованное представление. Механизм часов "состоял из слишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей". В полдень часы играли сочиненный в честь императрицы гимн. Во второй половине суток они исполняли новые мелодии и стих.

    КУНСТКАМЕРА (От нем. Kunstrammer - кабинет редкостей). Первый русский естественно-научный музей.

    Открыта в 1719 г. В ней хранились анатомические, зоологические и исторические коллекции, собранные во многих районах России, а также коллекции, приобретённые Петром I в Западной Европе, его личные собрания оружия и произведений искусства. В 30-х гг. XVIII в. превратилась в комплексный музей с отделами искусства и этнографии, естествознания, нумизматики и исторических материалов (кабинет Петра I). К началу XIX в., когда скопилось огромное количество разнообразных коллекций, из нее были выделены в самостоятельные учреждения музеи, существующие и доныне: Музей антропологии и этнографии РАН.

    ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711 – 1765)

    Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

    Родился в семье крестьянина-помора. Желая получить образование, в конце 1730 г. направился пешком в Москву. Здесь, выдав себя за сына дворянина, в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе лучших учеников был послан в Петербург в только что открытый при Академии наук университет, а затем в Германию для продолжения образования. В 1741 г. вернулся в Петербургскую АН. С 1745 г. первый русский академик Петербургской АН.

    "Мудрые науки" составляют естественно-техническое направление его деятельности: химия и физика, астрономия и минералогия, геология и почвоведение, горное дело и металлургия, картография и мореходство. Им впервые разграничены понятия "корпускула" (на языке современной науки - молекула) и "элемент" (атом), сформулирован принцип сохранения материи и движения, сделаны другие открытия, часть из которых принадлежит к золотому фонду мировой науки. Литература, история и национальный язык - вот с чем были связаны исследования ученого в другом, гуманистическом направлении его деятельности. Им были созданы "Российская грамматика" (1756), "Древняя Российская история" (1766). Не случайно В. Г. Белинский назвал его "Петром Великим русской литературы". Научно-организационная деятельность ученого также была плодотворной: открытие первой в России химической лаборатории (1748), разработка проекта переустройства Петербургской АН. По инициативе Ломоносова был основан Московский университет (1755), ныне носящий его имя.

    Для Ломоносова были неразделимы наука, техника, искусство. Об этом говорят мозаичные портреты и картины Петра I, Александра Невского, Елизаветы Петровны, Полтавской битвы. С 1763 - член Академии художеств.

    МАГНИЦКИЙ ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ (1669–1739). Первый русский выдающийся педагог-математик.

    Считается, что он происходил из крестьян и фамилия его отца была Телятин. Будучи самоучкой, в юности приобретал знания, притягивая их к себе, как магнит. Фамилия "Магницкий" была ему присвоена по указу Петра I, который высоко ценил ученого. С 1701 г. преподавал математику в Школе математических и навигацких наук в Москве. В 1703 г. был издан его главный труд "Арифметика, сиречь наука числительная" - для своего времени энциклопедия математических знаний. В нем обобщаются данные по математике ("цифирная счетная мудрость"), астрономии, навигации. Недаром М. В. Ломоносов называл книгу ученого, по которой он сам обучался, "вратами учености".

    Свое научное и методическое значение "Арифметика" сохраняла не менее половины столетия, а ее историческое значение как книги, по которой можно судить о состоянии математического образования в России в первой половине XVIII в., сохраняется и в наше время.

    МАНУФАКТУРЫ, (от лат. manus - рука и faktura - изготовление).

    Предприятие, основанное на разделении труда и на ручной ремесленной технике.

    В первой четверти XVIII в. в России было создано более 200 предприятий мануфактурного типа, из которых свыше трети составляли металлургические и металлообрабатывающие заводы. Всего при Петре I было сооружено 15 казенных и 30 частных чугунно-литейных и оружейных заводов. Например, в 1724 г. на русских доменных заводах было выплавлено 1 165 тыс. пудов чугуна. К концу XVIII в. в России насчитывалось около 190 горных заводов, а общее число промышленных предприятий достигло 1160.

    ЛАПТЕВЫ ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1701–1767) И ХАРИТОН ПРОКОФЬЕВИЧ (1700–1763/64). Российские мореплаватели, участники Великой Северной экспедиции, двоюродные братья.

    На слабых деревянных судах, с примитивными приборами, они смогли исследовать побережье Северного Ледовитого океана между рекой Леной и мысом Беринга, доставив разнообразные сведения о природе края, его географии, населении, животном мире и растительности, береговой линии. В их честь названо окраинное море Северного Ледовитого океана между полуостровом Таймыр и островами Северная Земля и Новосибирские.

    ЛЬВОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1752–1803).

    Русский ученый, архитектор, поэт, график. Член Российской АН (с 1783), почетный член Петербургской академии художеств (с 1786). Автор ряда выдающихся архитектурных сооружений. Занимался также вопросами экономики, строительной техники, геологии.

    В районе Валдайской возвышенности и в г. Боровичи в 1786 г. открыл залежи "земляного" каменного угля, организовал его добычу и исследования состава. Этому посвящена его книга "О пользе и употреблении русского земляного угля" (1799). Многое сделал для становления отечественной каменноугольной промышленности. Написал первый в России труд по отопительно-вентиляционной технике (1795–1799).

    НАРТОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1693 – 1756).

    "Петра Великого механик и токарного искусства учитель" был одним из выдающихся изобретателей, подготовивших переход от ремесленного производства к фабричному. В Санкт-Петербурге и Париже поныне хранятся станки русского ученого, опередившего техническую мысль Европы более чем на полвека. Главным его изобретением был механический суппорт токарного станка, позволивший изготовлять стандартные детали, а также скорострельная батарея (1741), подъемный винт для регулирования угла возвышения, механизм для подъема Царь-колокола и многие другие механизмы.

    НАУЧНЫЕ ОПИСАНИЯ

    На протяжении XVIII в. собирались ценные для русской и мировой науки географические, ботанические, зоологические, этнографические материалы. С этой целью в 1714–1717 гг. на Каспийское море, в Хиву и Бухару направилась экспедиция под началом сподвижника Петра I Александра Бековича-Черкасского (?–1717), которая подтвердила существование русла Аму-Дарья-Узбой, собрала сведения о течении Аму-Дарьи и доказала ее впадение в Аральское море. В 1719–1726 гг. участником экспедиции, гидрографом Федором Ивановичем Соймоновым (1692–1780) было описано все побережье Каспийского моря, а в 1720 г. сделана первая русская карта Каспия, которую Петр I отослал в Парижскую Академию наук. В 1734 г. им же был издан атлас Балтийского моря.

    Большое значение имело проводившееся в 1720–1727 гг. по заданию Петра I экспедицией Даниила Готлиба Мессершмидта (1685–1735) исследование внутренних районов Сибири. В результате были собраны естественно-исторические материалы, коллекции млекопитающих и птиц, описаны образ жизни и географическое распространение многих сибирских животных.

    Одним из результатов 2-ой Камчатской (Великой Северной) экспедиции явилась книга Иоганна Георга Гмелина "Флора Сибири" (1747–1769), содержащая описание 1 200 видов растений и 300 зарисовок отдельных особей; Степан Петрович Крашенинников (1711–1755) охарактеризовал далекую часть Сибири в своём труде "Описание земли Камчатки" (1756); историк Герард Фридрих Миллер (1705–1783) составил несколько обзорных историко-географических карт, изображавших северо-восток Азии и север Тихого океана, написал книгу "История Сибири". Натуралист Георг Вильгельм Стеллер (1709–1746) подготовил сочинение "О морских животных" (1741), в котором содержалось описание названной его именем морской коровы (Стеллерова корова), калана, сивуча и котика.

    Итогом состоявшейся в 1768–1769 гг. арктической научно-исследовательской экспедиции явилась карта Арктики, на которую были нанесены четыре острова Шпицбергенского архипелага.

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

    Преобразования в гражданской жизни и научно-техническом развитии страны, проводимые Петром I, потребовали подготовки специалистов самых разных профессий. Так появились первые церковные учебные заведения университетского типа - Киево-Могилянская академия (основана в 1632; до 1701 г. - коллегия) и Московская Славяно-греко-латинская академия (основана в 1687 г. под названием Эллино-греческая академия), многие выходцы из которых трудились потом на светском поприще. В 1692 г. в Москве при Пушечном дворе была организована артиллерийская школа, а в 1701 г. - Школа математицких и навигацких наук ("Навигацкая школа"), ставшая первым специализированным высшим учебным заведением. Здесь готовили моряков, судостроителей, геодезистов, картографов. Уже к 1712 г. в ней обучалось 180 учеников из самых разных сословий.

    Вслед за Навигацкой школой были открыты инженерное (1711) и артиллерийское (1712) училища, в 1719 г. - Петербургское высшее инженерное училище ("Инженерная рота"), а в 1715 г. - Морская академия. Наряду с техническим и математическим образованием быстро стали развиваться медицинское и технико-фармацевтическое образование. В 1707 г. по указу Петра I была открыта в Москве первая медицинская "госпитальная" школа. К 1733 г. медицинские школы были организованы в Петербурге и Кронштадте. Вместе с московской они сыграли большую роль в подготовке русских врачей и распространении анатомо-физиологических, ботанических и зоологических знаний.

    В конце XVIII в. создаются медико-хирургические академии в Петербурге и Москве.

    В 1773 г. в Петербурге было организовано Горное училище, которое готовило первых русских геологов. По времени основания было вторым в мире.

    С 1714 г. в губернских центрах организуются подготовительные "цифирные" (начальные общеобразовательные) школы, а на Урале и в Сибири - горные школы.

    В 1880-е гг. народные училища, в программе которых значительное внимание уделялось математическим и естественным наукам, были открыты в 25 губерниях России.

    ПАЛЛАС ПЕТР СИМОН (1741–1811). Русский естествоиспытатель, член Петербургской АН.

    В 1768–1774 гг. возглавлял экспедицию Академии в районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Башкирии, Урала, Забайкалья, Сибири, результаты которой были опубликованы в его труде "Путешествие по разным провинциям Российского государства" (3 чч., 1773–1788). Он открыл и описал большое количество новых видов птиц, млекопитающих, рыб и насекомых, дал описание их внутреннего строения, сезонной изменчивости, географического распространения. Как палеонтолог произвел исследование ископаемых остатков волосатого носорога, буйвола, мамонта. В области ботаники ему принадлежит первая попытка создания труда по флоре России (1784–1788).

    ПЕРВАЯ ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА

    Открыта в Петербурге в 1714 г. Ее основу составили личная библиотека Петра I, книги других собраний. К 1725 г. имела около 12 тыс. книг и ценное собрание рукописей.

    ПЕРВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

    Была построена в 1748 г. при Академии наук как первое в истории страны исследовательское учреждение, прообраз будущего научно-исследовательского института. В основу её работы легли принципы соединения науки и практики. М. В. Ломоносов проводил в ней изыскания в области физики и химии, а также читал лекции студентам, демонстрируя опыты. Так было положено начало семинарам и практическим занятиям, которые вошли в учебный процесс лишь в XIX в.

    ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УЧЕБНИК МЕХАНИКИ

    Вышел в 1722 г. под названием "Наука статическая, или механика" и был составлен для учащихся Петербургской Морской академии. Написан военным и политическим деятелем первой половины XVIII в. Григорием Григорьевичем Скорняковым-Писаревым. Учебник краток: 26 страниц и 21 чертеж. Книга начинается определением предмета механики и перечислением семи "главнейших" машин. В учебнике даны только сложение и разложение сил тяжести. Механика, изложенная в книге, представляет часть статики, изучающую действия сил веса.

    ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (АН)

    Её создание - завершающие звено в цепи культурных преобразований петровской эпохи. 28 января (8 февраля по н. ст.) 1724 г. Сенат издал указ об основании Академии – государственного научного учреждения, целью которого было удовлетворение научных и технических потребностей страны. В её состав вошли Кунсткамера, физический кабинет (1725), обсерватория (1730-е гг.), географический департамент (1739), химическая лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова).

    С 1803 г. - Императорская АН, с февраля 1917 г. - Российская АН, с 1925 г. - АН СССР, затем с 1991 г. - вновь Российская АН (РАН).

    ПОЛЗУНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ (1728–1766). Гениальный учёный-самоучка, создатель теплового двигателя и первой в России паровой машины.

    Родился в семье вышедшего из крестьян солдата, окончил в 1742 г. первую русскую горнозаводскую школу. С 1748 г. работал на Барнаульском заводе. Занимался самообразованием, изучая труды М. В. Ломоносова, английских и французских изобретателей. Именно здесь задался целью создать совершенный паровой двигатель, чтобы он мог "все положенные на себя тяготы, каковы к раздуванию огня обычно к заводам бывают потребны, носить и, по воле нашей, что будет потребно, исправлять". И далее: "Дабы сей славы (если силы допустят) Отечеству достигнуть и чтоб то во всенародную пользу, по причине большого познания о употреблении вещей, поныне не весьма знакомых (по примеру наук прочих), в обычай ввести".

    В 1763 г. были представлены записка, расчеты и проект первой в мире универсальной паровой машины мощностью 1,8 л. с. Но проект этот не был реализован. Впервые выдвинутый ученым принцип сложения работы нескольких цилиндров на одном валу нашёл в конце XIX в. широкое применение в двигателях внутреннего сгорания.

    ПРОХОРОВЫ . Русские капиталисты, выходцы из крестьян.

    Василий Иванович Прохоров, в 1799 г. в Москве основал текстильную фабрику - Трехгорную мануфактуру. В 1843 г. был открыт Торговый дом "Бр. И. К. и Я. Прохоровы". В 1874 г. братья Иван и Алексей Прохоровы совместно с двумя служащими Торгового дома создали "Товарищество прохоровской трехгорной мануфактуры". Основной капитал фабрики к 1917 г. за прошедшее столетие был увеличен с 200 тысяч до 8 млн. рублей.

    РИХМАН ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ (1711–1753). Русский физик, академик Петербургской АН.

    Основные работы этого ученого посвящены изучению теплоты и электричества. Впервые ввел в науку об электричестве количественные измерения. В 1745 г. сделал сообщение на заседании Петербургской АН об изобретенном им электроизмерительном приборе - "электрическом указателе". Этот прибор Рихман и Ломоносов использовали в своих исследованиях по электричеству. В 1748–1751 гг. открыл явление электростатической индукции. В 1752–1753 гг. совместно с Ломоносовым проводил исследования атмосферного электричества с помощью так называемых "громовых машин". 26 июля 1753 г. при проведении опытов с незаземленной "громовой машиной" погиб от удара молнии.

    РОСТ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

    За 60 лет XVIII в. вышло 1 134 названия, в среднем по18 книг в год. В 1708 г. выходит первая учебная литература научно-технического содержания - "Геометрия славянски землемерия" и "Книга о способах, водохождение рек свободное". Первым научно-популярным журналом стало приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости ", выходившее ежемесячно в 1727–1742 гг.

    В течение 1761–1770 гг. вышло 1 050 книг, т. е. по 105 книг в год. В 70-х гг. XVIII в. - 146 книг ежегодно, в 80-х гг. среднее число книг поднялось до 268 в год. С 1791 по 1795 г. выпущено 1 099 книг.

    ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ (1686–1750).

    Историк, государственный деятель, автор первого обобщающего фундаментального труда по истории России, над которым он работал более двадцати лет (представлен в Академию наук в 1739 г.). Его полное издание под названием "История Российская с древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым" вышло в 1768–1848 гг.

    Происходил из старинного дворянского рода, получил систематическое образование по математике, механике, геодезии и др. В 1704–1720 гг. находился на военной службе, участвовал в Северной войне. В 1720–1722 и 1734–1737 гг. управлял казенными заводами на Урале; основал г. Екатеринбург (1721). В 1741–1745 гг. был назначен астраханским губернатором.

    Известен также работами по географии и этнографии. Им был составлен краткий общий очерк географии России под названием "Руссиа или, как ныне зовут, Россия" (1739), дана классификация народностей и племен России. Своими сочинениями ученый положил начало научному географическому описанию России.

    Татищевым был составлен первый русский энциклопедический словарь - "Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской" (1793, до буквы "К").

    ФРОЛОВ КОЗЬМА ДМИТРИЕВИЧ (1726–1800). Русский гидротехник, изобретатель в области горнозаводского дела.

    В 1760-х гг. построил несколько "рудотолчейных и рудопромывательных заведений", где все основные операции по обогащению и транспортировке руд были механизированы, устройства, в том числе и повозки на внутризаводских путях, приводились в движение силой воды.

    С начала 1770-х гг. Фролов приступил к проектированию и постройке на Змеиногорском руднике грандиозной по тем временам системы гидросиловых установок. Плотина высотой 18 м, возведенная им на реке Змеевке, сохранилась до наших дней.

    ЧЕЛЮСКИН СЕМЕН ИВАНОВИЧ (ок. 1700–1764). Полярный исследователь, участник Великой Северной экспедиции.

    Исследуя берег полуострова Таймыр с востока на запад, преодолевая морозы и метели, его экспедиция 7 мая 1742 г. достигла мыса, от которого расстилался необозримый простор моря, скованного льдом. В журнале исследователь записал: "...Сей мыс каменный, высоты средней, около мыса льды гладкие, торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: восточной северной мыс". Так была достигнута северная точка Азии, а вместе с нею самая северная оконечность материковой суши вообще.

    Потомки скажут о Челюскине: "Челюскин - не только единственное лицо, которому сто лет тому назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, - венец наших моряков, действовавших в том крае".

    Открытый им мыс известен на всех картах мира как мыс Челюскина. Кроме того, о мореплавателе напоминают остров Челюскина (в дельте Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть Таймыра).

    ШЛАТТЕР ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1708–1768). Русский ученый и государственный деятель.

    С 1760 г. был президентом Берг-коллегии. Предложил ряд усовершенствований в процессах плавки благородных металлов и чеканки монет. Автор первой русской книги по пробирному искусству "Описание при монетном деле потребного искусства" (1739), а также ряда работ по металлургии, горному делу, гидросиловым и паровым установкам.

    ЭЙЛЕР ЛЕОНАРД (1707–1783). Математик, механик, физик и астроном, оказавший огромное влияние на развитие физико-математических наук в XVIII в. В 1731–1741 гг. и с 1766 г. - академик Петербургской АН.

    Сын швейцарского пастора, учился в Базельском университете. В 1727 г. принял приглашение на работу и переехал в Петербург. За время своего первого пребывания в Петербургской АН (1727–1741) подготовил более 75 научных работ, занимался педагогической деятельностью. Выучив русский язык, свободно говорил и писал по-русски. Живя в Германии в течение 1741–1766 гг., не прекращал связи с Петербургской академией, был ее иностранным почетным членом. В 1766 г. вернулся в Россию и прожил здесь до конца жизни.

    Всего ученым написано около 850 трудов и огромное количество писем на различные научные темы. Всё его творчество пронизывала идея тесной взаимосвязи между математикой, естественными науками и техникой. Особенно велики заслуги ученого в развитии науки в России. "Вместе с Петром I и Ломоносовым , - писал С. И. Вавилов, - Эйлер стал добрым гением нашей Академии, определившим ее славу, ее крепость, ее продуктивность".


    © Все права защищены

    Известные изобретения 18 века дали толчок технологической революции следующего столетия с применением машинного оборудования и приспособлениями для прогресса человеческого общества.

    Котел, цилиндр и поршень

    Английский изобретатель 18 века Томас Ньюкомен и его помощник Джон Кэлли, стеклодув и сантехник прогрессируют в некоторых потенциально прибыльных экспериментах. Они знают о высокой стоимости насосов, которые поднимают воду из медных и оловянных рудников поэтому работают над улучшением парового насоса.

    Они совмещают 2 элемента которые отдельно изобретены: поршень французского изобретателя 17 века Дени Папина и паровой насос английского механика Томаса Севери. В простейшем двигателе Ньюкомена поршень связан цепью с большим коромыслом, как двуплечий рычаг. Насос через цепь присоединялся с противоположным концом коромысла. При рабочем ходе поршень поднимается под действием пара.

    После этого холодная вода, налитая снаружи, конденсируется в пар и создает вакуум. Вакуум заставляет поршень спуститься в цилиндр. Цепь тащит вниз один конец коромысла, активируя насос на другом конце.

    Как это часто бывает в развитии науки и техники именно авария дала новому изобретению стимул для дальнейшего совершенствования. В одном из швов цилиндра появилась трещина. В результате немного холодной воды, чтобы стекать наружу, попала в цилиндр. Она создала вакуум настолько быстрый и настолько сильный что появилась энергия способная двигать коромысло.

    С этим событием обнаруживается еще одна особенность парового двигателя. Во всех вновь разработанных двигателях, которые вскоре начинают работать в шахтах Англии, пар конденсируется струей холодной воды, впрыскиваемой в цилиндр.

    Первый из работающих двигателей был установлен в 1712 году в угледобывающей шахте возле замка города Дадли. Он успешно работал здесь уже много лет, как первый из многих в горнодобывающих районах Великобритании. Машина, несомненно, нарушает патент механика Томаса Севери, потому что нельзя отрицать, что она работает “по двигательной силе огня”. Но отдельно изобретение Томаса Севери не имело большого коммерческого успеха. Изобретатели 18 века пришли к мировому соглашению, подробности которого не известны.

    Даже с улучшениями изобретателей эти машины подходят только для медленной неустанной работы в шахтах. Доказательства более широкого потенциала парового двигателя должны будут ждать изобретательского гения Джеймса Уотта. В 1774 г. Джеймса Уотт построил первую паровую машину эффективнее двигателя Ньюкомена.

    Ртутный термометр

    Габриэль Даниэль Фаренгейт, немецкий стеклодув и приборостроитель, работающий в Голландии, заинтересован в улучшении конструкции термометра, который используется уже полвека. Спирт быстро расширяется с повышением температуры с совершенно нерегулярной скоростью расширения. Это создает неточные измерения и техническую проблему дуть стеклянные трубки с очень узкими отверстиями.

    К 1714 году Фаренгейт добился больших успехов на техническом фронте, создав два отдельных спиртовых термометра, которые относительно точно показывают нагретость. В этом же году он знакомится с исследованиями французского физика Гийома Амонтона по термическим свойствам ртути.

    Ртуть расширяется меньше, чем спирт (примерно в семь раз меньше при том же повышении температуры), но это происходит более последовательно. Он строит первый ртутный термометр, который впоследствии становится стандартным.

    Остается проблема, как откалибровать термометр, чтобы показать градусы температуры. Единственным практическим методом является выбор двух температур, которые могут быть установлены независимо друг от друга, пометить их на термометре и разделить промежуточную длину трубки на несколько равных значений.

    В 1701 году Ньютон предложил температуру замерзания воды для нижней шкалы и температуру человеческого тела для верхней границы. Фаренгейт, привыкший к холодным зимам Голландии, хочет включать температуру ниже точки замерзания воды. Поэтому он принимает температуру крови для верхней части его шкалы, а температуру замерзания соленой воды для нижней крайности.

    Измерение обычно производится кратно 2, 3 и 4, поэтому Фаренгейт делит свою шкалу на 12 секций, каждая из которых делится на 8 равных частей. Это дает ему в общей сложности 96 градусов, ноль является точкой замерзания рассола и 96° (в его несколько неточном чтении) средняя температура крови человека. С его термометром, откалиброванным на этих двух точках, Фаренгейт может давать показания для точки замерзания (32°) и температуры кипения (212°) воды.

    Более логичным был швед Андерс Цельсий который предложил в 1742 году свою шкалу. Его стоградусная шкала показывает температуру замерзания и кипения воды как 0° и 100°. Во многих странах эта менее сложная система внедряется более двух столетий. Это была .

    Хронометр

    Изобретения 18 века назрели в части местоопределения. Два столетия океанских путешествий, начиная с первых европейских открытий, сделали все более важным, чтобы капитаны судов – будь то в морском или торговом бизнесе могли точно рассчитать свое положение в любом из морей мира. С помощью простой и древней астролябии звезды показывают широту. Но на вращающейся планете, долгота определяется сложнее. Для определения долготы необходимо знать, сколько времени, прежде чем можно узнать, что это за место.

    Важность этого становится очевидной, когда британское правительство в 1714 году предлагает огромный приз в размере 20 000 фунтов стерлингов любому изобретателю 18 века, который сможет придумать часы, способные поддерживать точное время в море.

    Условия были достаточно жесткие на то время. Чтобы выиграть приз, хронометр (торжественно научный термин для часов, впервые используемый в документе) должен быть достаточно точным, чтобы вычислить долготу в пределах тридцати морских миль в конце путешествия в Вест-Индию. Это означает, что в бурных морях, сырых соленых условиях и резких перепадах температуры прибор должен терять или набирать не более трех секунд в день – уровень точности, непревзойденный в это время лучшими часами в самых спокойных лондонских гостиных.

    Вызов принимает линкольнширский плотник и часовщик самоучка Джон Харрисон (1693-1776). Ему понадобилось почти шестьдесят лет, прежде чем он выигрывает деньги. К счастью, он живет достаточно долго, чтобы забрать их.

    К 1735 Гаррисон построил первый хронометр, который он считал соответствующим необходимым стандартам. В течение следующей четверти века он заменяет его тремя улучшенными моделями, прежде чем официально пройдет тест правительства. Его нововведения включают подшипники которые уменьшают трение, утяжеленные балансы соединенные спиральными пружинами для того чтобы уменьшить влияния движения, и использование 2 металлов в балансирной пружине, чтобы справиться с расширением и сужением по изменению температуры.

    Первые “морские часы” Гаррисона в 1735 году весят 33 килограмма и почти метр во всех измерениях. Его четвертый экземпляр, изготовленный в 1759 году, больше похож на круглые часы с 15 см в диаметре. Именно этот хронометр выдерживает морские испытания.

    Изобретатель Лаэннек и стетоскоп

    Рене Лаэннек, врач больницы Некер в Париже, специализировался на заболеваниях грудной клетки. Два события 1816 года дают ему представление о значительном вкладе в медицинскую практику.

    Гуляя во дворе Лувра, он видит детей, играющих в акустическую игру с длинной веткой. Мальчик царапает по одному концу дерева, его друг другим концом приложенным к уху слышит ясно звук. Вскоре после этого Лаэннека посещает пациентка, слишком пухлая, чтобы ее сердцебиение было легко различимо, но слишком молодая, чтобы он мог прижать ухо к груди с приличием. Следуя примеру мальчиков, он закатывает лист бумаги в трубочку. Он мягко кладет один конец на грудь дамы, а другой-на ухо.

    Лаэннек удивлен, обнаружив, что через трубку он слышит сердце с гораздо большей ясностью, чем с ухом на груди пациента. Он наткнулся на изобретение 18 века – принцип стетоскопа (от греческого stethos – груди, scopein – наблюдать).

    Лаэннек теперь строит полую деревянную трубку длиной около 20 сантиметров с концами, предназначенными для плотного прилегания к груди и уху. Он проводит три года, анализируя странные и часто бурные звуки, которые доходят до него, когда пациенты дышат. Поначалу он не может их истолковать. Но он отмечает разнообразие звуков, слышимых у неизлечимо больных пациентов и наблюдает за состоянием их легких и сердца.

    С помощью этого средства Лаэннек способен идентифицировать и описать характерные звуки различных стадий бронхита, пневмонии и – что все более важно, как одно из самых распространенных заболеваний XIX века – туберкулеза. Исследования Лаэннека опубликованы в 1819 году в Traité de l’auscultation médiate (Трактат о посреднической Аускультации). Аускультация, или прослушивание тела для диагностических целей, до сих пор всегда было с ухом врача, прижатым к телу пациента. Стетоскоп становится опосредующим инструментом.

    Позже изобретением 18 века предложено трубка из резины как более удобная. А в 1852 году вводится знакомая современная версия, позволяющая врачу пользоваться обоими ушами.

    Контактные линзы

    Немецкий физиолог Адольф Фик шлифует стеклянные линзы в 1887 году до очень точной и необычной формы. Они должны точно соответствовать поверхности глаз пациента. Эти изобретения 18 века как пара очков, вместо того, чтобы быть поддержанными на носу, цепляются за глаза.

    Контактные линзы остаются странностью (и, без сомнения, очень тревожной), пока они не начнут изготавливаться из пластика в 1940-х годах. После этого смелая простая идея немецкого физиолога доказывает свою ценность в ошеломляющем диапазоне адаптаций – таких как мягкие линзы, линзы длительного ношения, одноразовые линзы, линзы для изменения цвета глаз и даже бифокальные заменяющие .