Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Жизненный путь личности по шарлотте бюлер. Периодизация развития шарлотты бюлер 5 фаз развития шарлотты бюлер

    Жизненный путь личности по шарлотте бюлер. Периодизация развития шарлотты бюлер 5 фаз развития шарлотты бюлер

    С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути. Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии. Одна из главных проблем психо­логии развития личности - проблема смены воз­растных периодов.

    За счет чего проис­ходит переход от одной части жизни к другой и продвижение в развитии че­ловека? Ответ на этот вопрос состав­ляет суть научных психологических мо­делей жизненного пути.

    Взгляды Ш. Бюлер на проблему жизненного пути личности:

      жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

      главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

      реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

      самоосуществление – итог жизненного пути.

    Ш. Бюлер жизненный путь личности разделяет на 5 фаз (Таблица 1)

    Люди в большей или меньшей степени способны управлять своей жизнью в соответствии со своими намерениями. Жизнь постоянно ставит человека в ситуа­ции выбора из двух или нескольких альтернатив, будь то простое предпочтение наиболее удобных вещей или глобальный выбор - профессии, нравственного идеала, друзей, спутника жизни и т.п. Человек наиболее ярко проявляется в том, какие выборы он делает, какие цели перед собой ставит и насколько успешно их достигает. Целеполагание в широком смысле можно рассматривать как внутреннее программирование жизни, определяющее ее основные направления.

    Таблица 1

    Пять фаз жизненного цикла человека

    Общая характеристика фаз жизненного цикла

    до 16 / 20 лет

    нет семьи, профессии, нет жизненного пути

    от 16/20 – до 23/30 лет

    предварительное самоопределение, выбор супруга

    от 23/30 – до 45/50

    зрелость - собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация

    от 45/50 – до 69/70

    стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей

    от 69 / 70 ...

    старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

    В модели Ш.Бюлер особенности целеполагания , то есть то, как человек ставит перед собой жизненные цели и достигает их, используются в качестве основного критерия для выделения стадий жизни. Эта модель включает пять стадий:

    I стадия - детство (0-15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, прежде всего, родители. Другими словами, он сам не ставит перед собой никаких далеко идущих целей, а живет сегодняшним днем или реализует цели, поставленные другими людьми (например: «ты должен хорошо учиться», «заниматься спортом» и т.п.).

    II стадия - юность (15-20 лет) - стадия перехода от детства к взросло­сти, когда человек пытается создать собственный сценарий жизни. Юности свойственны мечты о будущем, по­строение жизненных планов, выбор профессии. Это возраст постановки первых больших самостоятельных це­лей. Однако эти цели, как правило, от­личаются сверхизбыточностью, поэто­му многие из них, вследствие недоста­точного учета реальных возможностей и условий, остаются нереализованны­ми ни в этой, ни в последующих ста­диях жизни. Большинство же целей юности в дальнейшем подвергается корректировке.

    III стадия - взрослость (20-40-45 лет) - рассматривается как самый богатый отрезок жизни. Человек еще молод, полон сил, но уже опытен, зна­ет свои возможности, способен преоб­разовывать многие жизненные ситуации в соответствии со своими намерения­ми. Поэтому данная стадия жизни ха­рактеризуется зрелым целеполаганием. Человек ставит перед собой как близкие, так и дальние цели в про­фессиональной карьере, семье, само­совершенствовании и т.д. и обычно до­стигает их.

    IV стадия – «солидный воз­раст» (45-65 лет), - когда зрелость целеполагания обнаруживается преж­де всего в учете собственного соци­ального статуса, возможностей (осо­бенно - состояния здоровья) и жизнен­ных условий. Человек ставит перед собой меньше целей, чем в предшест­вующей стадии, но каждая из этих целей тщательно взвешена, продума­на. Кроме того, в солидном возрасте человек приобретает моральное право ставить цели другим людям - детям, внукам, коллегам по работе и т.п. Это становится своеобразной компенсацией сокращения числа собственных целей.

    V стадия – «преклонный воз­раст» (от 65 лет) - стадия подведения итогов жизни, когда человек обозрева­ет свою жизнь как целое. Ш. Бюлер от­мечает, что зачастую лишь в конце жиз­ни мы способны по-настоящему осоз­нать свои главные жизненные цели, независимо от того, когда они были по­ставлены, и оценить, насколько они ис­полнились.

    В этой модели жизненный путь описывается под определенным углом зрения. В качестве основного меха­низма смены стадий жизни автор рас­сматривает изменение способа целеполагания. Более зрелый способ целеполагания, формирующийся при пе­реходе от стадии к стадии на основе опыта всей предшествующей жизни, обеспечивает и продвижение в разви­тии человека.

    Последовательность фаз жизненного пути составляет его временную структуру. Каждая фаза - качественно новый уровень развития личности. Она осложняется много размерностью жизненного пути, переплетением в нем многих линий развития, каждая из которых имеет свою историю.

    Чтобы понять значение определенного периода жизни, надо сравнить его с целостной структурой жизненного цикла, учесть ближайшие и отдаленные, самые глубокие его последствия для развития личности. Преодолевая жизненный путь, человек развивается как личность и субъект деятельности, а вместе с тем - как индивидуальность. Совокупность таких "измерений" составляет пространственную структуру жизненного пути.

    Среди множества концепций жизненного пути выделим трех, наиболее полно отражают процесс развития человека:

    1. Жизненный путь - самоосуществление человека (Ш. Бюлер).

    2. Мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн).

    3. Сенситивные периоды в жизни человека и их коды числа Фибоначчи (В. В. Клименко).

    Жизненный путь самореализации личности

    Шарлотта Бюлер выяснила закономерности ("регулярности") в изменении фаз жизни, в изменении доминирующих тенденций (мотиваций), в связи с изменением объема жизненной активности, ее исследования стоят в стороне в истории психологии, хотя вызвали резонанс в науке.

    Движущей силой развития, по Ш. Бюлер, есть врожденное стремление человека к самореализации, или выполнения всесторонней реализации "самой себя". Самореализации - итог жизненного пути, когда ценности и стремление человека осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию.

    Понятие самореализации близкое по смыслу к понятию самореализации или самоактуализащи - в экзистенциалистов. Но самореализация является лишь моментом самореализации.

    Самореализации толкуется как результат и как процесс, для каждого возраста имеет свои особенности:

    1. Хорошее самочувствие (0-1,5 года).

    2. Переживания завершения детства (12-18 лет).

    3. Самореализация (25/30 - 45/50 лет).

    4. Самозавершенисть (65/70 - 80/85 лет).

    Полнота, степень реализации себя зависит от способности индивида ставить цель, адекватную его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем зрозумилишс человеку его призвание, то есть чем более четко выраженное самоопределение, тем полнее самореализации. Становление целевых структур является выходным в индивидуальном развитии, и его можно понять, изучая основные закономерности этого становления и изменение жизненной цели личности.

    Осознание жизненной цели - условие сохранения психического здоровья личности. Это необходимо потому, что причиной неврозов является не столько сексуальные проблемы (как это представляется 3. Фрейду) или чувство неполноценности (по А. Адлеру), сколько недостаточность направления, самоопределение. Появление жизненной цели приводит к интеграции личности.

    Для обоснования своей концепции самореализации через самоопределение Ш. Бюлер применяет теорию систем Л.Берталанфи, особенно его идею о присущей живым системам тенденцию к повышению напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе "личность", дают энергию для достижения самореализации.

    Концепция спонтанной активности психофизического организма противоречит фрейдовском пониманию факторов, которые направляют поведение человека как стремление уменьшить напряжение.

    Изучив сотни биографий различных людей, представителей различных социальных классов и групп бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.

    Понятие фазы указывает на изменение направления развития, по его прерывание. Изучались в биографиях три аспекта:

    1. внешний, объективный ход событий жизни;

    2. история творческой деятельности человека;

    3. возрастные изменения во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

    Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем: фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности - самоопределение.

    Всего исследовательница обнаружила и описала пять фаз жизни.

    Первая фаза (возраст 16-20 лет) - период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности, поэтому выносится за пределы жизненного пути.

    Вторая фаза (с 16-20 до 25-30 лет) - период попыток. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни.

    Многие проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, сначала должен опережающее, диффузный характер. Поэтому особенность внутреннего мира молодого человека - надежда прогнозирования возможных путей дальнейшей жизни.

    Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности в себе и одновременно приводит стремление человека браться к значительным дел и свершений.

    Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) - это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда она уже свою семью.

    Периода зрелости человека свойственны:

    1. реальные ожидания от жизни;

    2. трезвая оценка собственных возможностей;

    3. субъективное видение этого возраста как апогея жизни.

    В период зрелости происходит спецификация самоопределение - человек определяет конкретную жизненную цель и имеет некоторые реальные результаты, уверенно продвигается к желаемому самоопределение. В 40 лет упрочивается самооценка личности, которая является результатом жизненного пути в целом, жизнь как процесса решения задач. То есть подводятся первые итоги жизни и дается оценка собственных достижений.

    Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) - фаза старения человека. В этой фазе она завершает профессиональную деятельность, ее семью покидают взрослые дети. Для человека наступает "тяжелое" возраст душевного кризиса, потери репродуктивной способности, сокращение времени последующей жизни.

    У людей, которые стареют, усиливается склонность к мечтам, одиночества, воспоминаний. В конце этого периода завершается путь к самоздий-ществления, происходит нарушение цели жизни, жизненной перспективы.

    В п пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) - старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет ее хобби.

    Ослабляются и разрушаются все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен в прошлое, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Поэтому пятая фаза не засчитывается в жизненного пути.

    Понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной] творческой старости.

    Фазы жизни Ш. Бюлер объясняет, пользуясь понятием типа развития.

    "Приветственный" фактор детерминируется внутренними особенностями личности. Пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом, то есть тип развития определяется доминированием биологического фактора.

    "Ментальный" фактор детерминирует другой тип развития - психологический - и характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума, или в период угасания организма.

    Детерминанта жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. А саморазвитие духовной сущности приводит к развертыванию фаз жизни, к самореализации имманентных потенциальных возможностей человека.

    Итак, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремление к самореализации, составляющих основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени является результатом саморазвития духа.

    Жизненный путь имеет пространственно-временную структуру. Он состоит из возрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

    В истории биографического метода исключительное место занимает Шарлотта Бюлер - австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, одна из основателей гуманистической психологии. Она создала цельную, теорию жизненного пути, вместе с сотрудниками и учениками обнаружила ряд эмпирических закономерностей в нем и существенно обогатила операциональный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований Ш.Бюлер достойны специального рассмотрения, поскольку они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику, или биографику.

    Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юные годы она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К.Бюлера она сначала занималась психологией мышления, потом детской и юношеской психологией. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается крупным специалистом по детскому развитию. Под ее руководством разработаны методы точного наблюдения за ходом раннего развития, тесты для дошкольников (совместно с Г.Гетцер). Много раз издавалась ее книга "Душевная жизнь юноши".

    Но главный интерес Ш.Бюлер заключался в духовности человека - именно в ней она видела уникальную его особенность. Еще будучи молодой романтичной девушкой, она задумывалась над вопросами бытия и идеальной сущности человека. Тайна жизненного пути человека волновала и, в конце концов, подвигнула на грандиозный замысел - эмпирически изучить закономерности жизненного пути и роль духовной структуры человека в построении им собственной судьбы. Основным инструментом в реализации исследовательского проекта стал биографический метод.

    Суть исследований Ш.Бюлер отражена в названии ее книги, изданной Шарлоттой Бюлер в 1933 году в Лейпциге. Книга, «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (7) написана на основе массы биографического материала, собранного психологами Венского психологического института на рубеже 20-30-х годов под руководством Ш.Бюлер. Венские психологи, среди них Э.Френкель, Э.Брунсвик, П.Гофштэттер, Л.Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали множество опубликованных биографий и постепенно обнаружили целый ряд закономерностей жизненного пути.



    Анализ жизни производился по трем параметрам: объективные события жизни, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира - типичные для определенного возраста переживания. Все это соотносилось с обобщенным биологическим статусом организма на разных фазах развития, с так называемой жизненной кривой (Lebenskurve).

    Аналогично фазам органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством Ш.Бюлер наметились пять фаз жизненного пути. В основу периодизации жизни Бюлер кладет особую структуру самосознания, которую называет самоопределением (Selbstbestimmung). Наличие строго определенных фаз жизни одна из найденных в Венском институте психологии закономерностей. Эту и другие закономерности Ш.Бюлер трактовала с позиций собственной теориижизненного пути. Сама же теория складывалась в процессе эмпирических биографических исследований и потому была не умозрительной, а хорошо обоснованной.

    Жизнь человека рассматривается Ш.Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра ("самость"). Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. Правда, плохое воспитание может извратить или подавить его, тогда мы имеем дело с неврозами. Как пишет Ш.Бюлер, "самость представляет собой интенциональность или целенаправ­ленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека" (8, 99).

    Исполненность достигается по мере осуществления (Verwirklichung) человека в профессии, общении, борьбе за идеалы. Понятие самоосуществления близко к понятию самоактуализации А.Маслоу, но Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление - это "итог жизни или фазы жизни, когда ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию" (9, 753). Но вместе с тем она рассматривает самоосуществление и как процесс, который в разные возрасты выступает то как хорошее самочувствие, то как переживание завершение детства, то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

    Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть "тема бытия" (Daseinthema). Самоопределение связано с интеллектуальной развитостью личности, поскольку интеллект дает глубину понимания человеком собственных потенциалов и устремлений. Чем яснее человеку его призвание, чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Хотя оно, конечно, во многом зависит от социальной среды, способствующей или, что чаще бывает, препятствующей самореализации личности.

    В первой фазе жизни (до 16-20 лет) отсутствует, как считала Бюлер, самоопределение. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных профессиях, занятиях, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Эти пробы уже указывают на функционирование самоопределения, но оно носит диффузный характер. Третья фаза (25-30 - 45-50 лет) наступает, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, ставит конкретные цели и добивается результатов. У него уже есть более или менее устойчивое положение в обществе, образовался круг друзей, сложилась своя семья. Это фаза спецификации самоопределения, совпадающая с годами расцвета человека. Стареющий человек в четвертой фазе (45-50 - 65-70 лет) переживает трудности в связис биологическим увяданием, выходом на пенсию, сокращением будущего времени жизни. В конце этой фазы для большинства завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе старик влачит бесцельное существование, живет прошлым, поэтому Ш. Бюлер даже не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути. Жизнь кончается раньше наступления смерти. Но есть возможность оставаться психологически живым до самой смерти. Изучая выдающихся стариков, активных ипосле 90 лет, Бюлер приходит к идее о типах развития иобъясняет ихсоотношением витальных иментальных стремлений человека. Отмечается рост альтруистических мотивов у пожилых людей с преобладанием ментальных потребностей.

    В1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию илипогибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом ипсихическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те илииные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.

    Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные «самости»цели и достигать их.Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.

    Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманисти­ческой психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.

    Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

    В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

    Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

    В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

    Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

    Психологическое содержание

    Форма самоосуществления

    Нет семьи, профессии, жизненного пути

    Спонтанность

    Предварительное самоопределение, выбор супруга

    Зрелостьсамостоятельность

    • 25-30 до
    • 45-50

    Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

    Творчествогенеративность

    Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

    мудрость

    65 до смерти

    Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

    бюлер сказка личность интенциональность

    Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

    Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

    Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

    Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

    Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

    Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

    Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

    Первая и наиболее крупная по своему теоретическому потенциалу постановка проблемы жизненного пути была отмечена у
    Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое время жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

    – биолого-биографический – исследование объективных условий, основных событий жизни и поведения в этих условиях;

    – историко-психологический – изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека;

    – психолого-социальный – исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности.

    Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

    Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

    Вторая фаза (от 16–20 до 25–30 лег) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

    Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

    Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

    Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

    Рассматривая жизненный путь как специфическую форму человеческой жизни, Ш. Бюлер видела основное предназначение жизни в проявлении стремления к самоактуализации. Самоактуализация, по ее мнению, служит итогом самореализации человека в различных сферах деятельности, главным образом в профессии и семейной жизни. Жизненный путь в этом случае складывается из внешних и внутренних событий, являющихся его основными единицами.

    Итак, для понимания проблемы жизненного пути личности, с точки зрения Ш. Бюлер, становятся важными следующие положения:

    а) жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

    б) главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к всесторонней реализации самого себя;

    в) реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

    г) самоосуществление – итог жизненного пути.