Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Конспект занятия "путешествие в подводное царство". Конспект нод "путешествие в подводный мир" для детей подготовительной группы Конспект занятия подводный мир в подготовительной группе

    Конспект занятия

    Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

    Цели:

    Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

    Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

    Задачи:

    Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

    Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

    Развивать самостоятельность, активность.

    Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

    А вот наш помощник. Ребята, что это?

    Дети: - Это глобус.

    Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

    Дети: - Разноцветным.

    Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

    Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

    Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

    Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

    Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

    Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

    Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

    (включаю запись звуков моря.)

    Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

    Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

    Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

    Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

    Все девчонки и мальчишки,

    Знаю, очень любят книжки.

    Любят сказки про моря,

    Про подводного царя.

    Там где солнце не сияет,

    Мир подводный обитает.

    Но о нем никто не знает,

    Всяк попасть туда мечтает.

    Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

    1 -2 -3 – все замрём!

    В мир подводной попадём.

    Сейчас начнутся чудеса!

    Надо только открыть глаза.

    Детский сад наш изменился,

    В дно морское превратился.

    Мы отправимся гулять.

    Дно морское изучать!

    Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

    1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

    Молодец! Очень интересно!

    Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

    2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

    Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

    Воспитатель: – Молодец!

    Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

    Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

    Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

    Хищная большая рыба налетела словно глыба.

    Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

    Воспитатель: - Чем питается акула?

    Дети: - Рыбами, морскими животными.

    Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

    Дети: - Да.

    3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

    Дети: - Нет. У человека нет жабр.

    Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

    Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

    Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

    Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

    Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

    Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

    Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

    Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

    Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

    А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

    А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

    ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

    пальцами рук)

    Гостей встречает осьминог.

    В.: - Смотрите, вот и осьминог!

    4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

    Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

    Дети: - Рыба.

    Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

    Игра « Вопросы - ответы »

    Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

    (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

    Чья голова? (Это рыбья голова ).

    Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

    Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

    Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

    Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

    Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

    Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

    Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

    Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

    Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

    Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

    Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

    Над волнами чайки кружат,

    Полетим за ними дружно.

    Брызги пены, шум прибоя,

    А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

    Мы теперь плывём по морю

    И резвимся на просторе.

    Веселее загребай

    И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

    Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

    5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

    В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

    6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

    Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

    1 -2 - 3 – все замрём!

    В детский сад мы попадём!

    Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

    Игра « Один - много»

    Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

    Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

    Море – моря;

    Рыба – рыбы;

    Акваланг – акваланги;

    Батискаф - батискафы;

    Лодка – лодки;

    Водолаз – водолазы;

    Кит – киты;

    Осьминог - осьминоги;

    Дельфин – дельфины;

    Медуза – медузы;

    Акула – акулы;

    Коралл – кораллы.

    Итог:

    Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

    Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

    Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

    Любите дети природу:

    Реки, озёра, моря,

    О ней проявляйте заботу -

    Будут тогда чудеса.

    Елена Стефановская
    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»

    Цель : Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие» , «Познавательно-речевое развитие» с учётом ФГОС.

    Задачи :

    Образовательные :

    Познакомить с новым подводным транспортом – батискаф,

    Дать представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,

    Формировать представления о обитателях подводного мира ,

    Закрепить умение детей решать арифметические задачи, считать в пределах первого десятка, умение сравнивать предметы по величине, находить различие, уточнять представления детей о понятиях : «выше» , «ниже» , «левее» , «правее» , «над» , «под» , «перед» , «сзади» .

    Формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность.

    Развивающие :

    Развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения,

    Формирование пространственных представлений (умение использовать карту,

    Умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды,

    Умение анализировать и делать выводы.

    Воспитательные :

    Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,

    Поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя ,

    Развивать любознательность.

    Предварительная работа : Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана» , «Рыбы морские и пресноводные» , «Водный транспорт» . Беседы на темы : «Морские обитатели» , «Богатства дна морского» , «Берегите воду» , «Вода вокруг нас» , «Обитатели воды – рыбы» , «Какого цвета море» , дид. игры на логическое мышление «Какой фигуры не хватает» , «Математический квадрат» . Рассматривание семейных фотоальбомов «Отдых на море» , изготовление поделок из футляров киндер – сюрприз «Осьминог» . Заучивание стихотворений о морских обитателях.

    Словарная работа : батискаф, иллюминатор, гидрокостюм.

    Методы :

    Словесный (проблемный диалог, объяснения, пояснения) ;

    Наглядный (рассматривание, демонстрация опытов) ;

    Игровой (воображаемая ситуация, математические задачи, логические игры) .

    Приемы :

    Организация детей на игру – путешествие ;

    Активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность) ;

    Обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).

    Материал :

    Презентация, макет – батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, вареное яйцо, большая ложка, салфетки, стаканчики двух цветов по количеству детей, оформление – морское дно (ракушки, водоросли, рыбы, шкатулка, карта, детские поделки «Осьминог» .

    Ход мероприятия:

    Воспитатель : Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день) . А теперь поприветствуем, друг друга (дети становятся все в круг и подаем друг другу ладонь) (слайд 1)

    Дети :

    Мы ладошку к ладошке сложили.

    И друг другу дружить предложили

    Будем петь, заниматься, играть,

    Чтобы добрыми, умными стать.

    Воспитатель :

    Все девчонки и мальчишки,

    Знаю, очень любят книжки.

    Любят сказки про моря,

    Про подводного царя .

    Воспитатель :

    Ребята, отгадайте загадку.

    Загадка про море

    Здесь - куда не кинем взор -

    Водный голубой простор.

    В нем волна встает стеной,

    Белый гребень над волной.

    А порой тут тишь да гладь.

    Все смогли его узнать? (Море)

    Что такое море? (Большое пространство соленой воды) . (слайд 2)

    Воспитатель :

    Ребята, а вы любите путешествовать ? А на чем можно отправиться в морское путешествие ? (ответы детей) .

    А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю , но и под водой?

    На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке ) .

    Конечно, можно и на подводной лодке , а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе (слайд 3)

    А что это? - спросите вы.

    БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе (слайд 4) . Батискаф состоит из двух частей : это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.

    Воспитатель : Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир .

    Дети : на батискафе.

    Воспитатель :

    Давайте пройдем в батискаф…

    Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.

    Воспитатель : Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая) .

    Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)

    Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.

    Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса,

    и сказать в каком стаканчике вода соленая.

    Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?

    Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.

    А я знаю, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Даже могу вам показать разницу морской воды от пресной.

    Опыт №2 «Соленая вода плотная и тяжелая»

    В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.

    В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.

    Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?

    Вывод : Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая - поэтому она на поверхности.

    Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем следующий опыт.

    Опыт №3 «В морской воде плавать легко»

    В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло) .

    Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает) .

    Вывод : Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.

    Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)

    Здесь мы продолжим наше путешествие . Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.

    А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.

    Раз, два, три моих ребят в водолазов преврати.

    А теперь немного разомнемся.

    Физминутка

    По морскому дну плывем

    Изучаем, познаем

    Вот кораллы и медузы,

    Вот морской конек плывет

    Здесь морской народ живет

    Морская звезда, осьминог, рыба скат,

    Ежик морской и морская змея

    Это большая морская семья.

    Воспитатель :

    Что вы видите на морском дне? (кораллы, ракушки, песок, мелкие камешки)

    Что растет на дне морском? (водоросли : они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету).

    Как вы думаете, почему их называют водорослями? (растут в воде) .

    Да, на дне моря жизнь кипит (слайд)

    Каких морских животных вы видите? (ответы детей)

    Воспитатель :

    Паша знает интересную загадку про одного из этих обитателей.

    Обхватив хвостом травинку

    Не за край, за серединку,

    На коралловый пенёк

    Хочет сесть морской… (конек)

    Воспитатель :

    Правильно, это конёк. Он для вас приготовил интересную игру.

    Здесь в своих домиках живут морские коньки. Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются друг от друга? (Цветом и размером) .

    Воспитатель :

    Ваша задача расселить их в домики так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись (дети составляют логический квадрат) .

    Молодцы с этим заданием вы справились.

    Варя тоже знает загадку, вот послушайте.

    Ты со мною не знаком.

    Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног –

    Вот и весь я - (Осьминог)

    Воспитатель :

    Как вы думаете, а почему он называется осьминог? (восемь щупалец)

    Ребята, а вы любите решать задачи?

    Осьминог приплыл не с пустыми щупальцами, а с занимательными задачами. Вы готовы их решить? Тогда будьте внимательными.

    Задача первая. Наш осьминог решил путешествовать . Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие ? (Семь) .

    Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов? (Четыре)

    Правильно.

    Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать? (Восемь) .

    И последняя задача. Осьминог несет своей подруге в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – четыре. Сколько звезд он нес в подарок? (семь) .

    Молодцы, все задачи вы решили верно.

    Посмотрите как красиво вокруг.

    Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.

    Это - рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, рыба – клоун,

    А сколько всего здесь рыбок? (Дети считают)

    Какие рыбки плывут налево?

    Какие направо?

    Какая рыбка самая маленькая?

    Какая рыбка плывет выше всех?

    Какая рыбка плывет ниже всех?

    Есть ли одинаковые рыбки? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

    Молодцы и с этим заданием вы справились.

    Ребята, вы знаете, говорят, находясь на морском дне, если крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» , тогда обязательно должно случиться чудо.

    Попробуем? (дети произносят фразу, воспитатель берет в руки шкатулку) .

    Посмотрите, какая красивая шкатулка появилась у меня в руках. Интересно, что же в ней находится? (дети открывают шкатулку, в которой находится карта) .

    Ребята, так это же карта, по которой мы можем найти наших осьминогов, которых мы приготовили в подарок морским обитателям.

    Предлагаю этих осьминогов оставить на память морским жителям.

    Наше путешествие заканчивается . Пора прощаться с морскими жителями и возвращаться в детский сад.

    Ребята, давайте отправимся в детский сад по морю.

    Рефлексия :

    Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились мы расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть .

    Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в организованной
    деятельности старших дошкольников
    (подготовительная группа)

    Тема: «Путешествие в подводный мир»

    Цель занятия:
    Средствами художественно-изобразительного искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу.

    Задачи:
    Обучающие:
    1. Продолжать учить детей рисовать обитателей подводного мира, композиционно грамотно располагать изображения на листе.
    2. Продолжать знакомить со свойствами и возможностями гуашевых красок. Работать в нетрадиционных техниках.
    3. Развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
    4. Передавать свое эмоциональное настроение в рисунке.

    Развивающие:
    1. Развивать эмоциональное восприятие объектов природы.
    2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
    3. Систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, активизировать словарный запас по данной теме.
    4. Посредством использования здоровьесберегающих технологий укреплять физическое здоровье воспитанников.
    5. Развивать мелкую моторику рук. Учить следить за сохранением осанки во время работы.

    Воспитательные:
    1. Воспитывать художественный вкус.
    2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик.

    Оборудование для занятия:
    1. Видео - и аудио - воспроизводящая аппаратура (ноутбук, мультимедийная установка, экран).
    2. Презентация «Путешествие в подводный мир».
    3. Аудиозаписи музыки для релаксации.
    4. Доска с креплениями для рисунков, фотографий.
    5. Схема этапов рисования и образец.
    6. Карточки-схемы для валеопаузы.
    7. Кораблик, фуражка капитана, игрушечный бинокль.
    8. Листы бумаги, краски гуашевые, кисти разных размеров, стаканчики для воды.
    9. «Штампы-печатки», пробки разных размеров, ватные палочки.

    Ход занятия:

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие.

    Педагог предлагает детям встать в круг.

    Педагог: Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу, пожелаем доброго удачного дня и постараемся настроиться на активную работу. Помогут нам в этом следующие упражнения. Вы будете повторять их за мной:

    Ушки мы сейчас потрём, их погладим и помнем.
    Массируют мочки ушей, а затем всю ушную раковину.
    Покачаем головой - неприятности долой!
    Дышат глубоко, расправив плечи, опускают голову вперёд и медленно раскачивают ею из стороны в сторону.
    Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
    Кивки вперёд и назад.
    Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
    Слегка надавливают пальцами на точку концентрации внимания, которая находится на среднем пальце.
    Вот теперь мы полны сил и энергии!

    Педагог: Представьте себе, что вы отправляетесь на большом корабле в дальнее плавание. Вода спокойная, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу. Куда же плывет ваш корабль?

    Дети по очереди надевают капитанскую фуражку, передают друг другу кораблик, смотрят в бинокль, представляют себя смелыми и отважными капитанами. Рассказывают, куда направляется их корабль, в какие страны, к каким берегам. Затем педагог предлагает детям занять свои места за столами. Далее идет рассказ педагога с показом презентации «Путешествие в подводный мир». По ходу рассказа педагог обращается к детям с вопросами.

    Презентация «Путешествие в подводный мир»

    Педагог: Стоит опуститься под воду — и ты окажешься в необыкновенном царстве подводного мира. Есть в океане выстроенные острова. Построили их не сказочные великаны, а совсем крошечные существа, их называют коралловыми полипами. Они лабиринтами покрывают дно — желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, ветвистые деревья, и даже целые замки. В коралловых рифах живет множество удивительных созданий.
    Вот за бортом корабля в морской глубине висят безобидные с виду, прозрачные и разноцветные медузы. Но безобидными медузы только притворяются, они могут «жалить как крапива». Щупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним.
    Можно увидеть осьминога. Он охотится, хватая свою добычу щупальцами с присосками. Присосется — не оторвешь. У осьминога восемь щупальцев. Они большие мастера играть в прятки — прятаться за камнями и в маленьких пещерах. А попробуй-ка его найди, если он на буром песке становится бурым, а в камешках — пятнистым.
    Вот морской ёж ползет по дну, шевелит иголками.
    Морские коньки в водорослях притаились. Коньки, будто кенгуру, своих детей носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.
    В раковине вместо улитки поселился маленький рак. Его прозвали отшельником за то, что живет он в своем домике один — одинешенек. В надежном убежище малышу не страшны никакие враги: чуть что — вход клешней прикрывает.
    В теплых морях можно встретить морских черепах. Ночью они выбираются из воды на острова. Здесь они роют в песке ямку и откладывают туда яйца. Через положенный срок из закопанных в песок яиц появляются черепашки и, выбравшись на поверхность, спешат к морю.
    Осторожно! Это рыба зебра! Её нельзя трогать — в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Целыми днями она среди кораллов подстерегает мелкую рыбешку.
    Над коралловыми рифами живут рыба-ёж и рыба-шар. В спокойном состоянии рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику и невзрачные рыбешки, заглатывая воду, раздуваются большими, ощетинившимися иголками, шарами.
    В коралловых рифах живет много удивительных рыб: это рыбы-попугаи, рыбы-белки, рыбы-бабочки, рыба-собачка. Все они очень красивы, разных цветов, "разрисованы" яркими полосами, пятнами.
    А вот хищная морская звезда, вся колючками ощетинилась.
    Сегодня мы с вами побывали в подводном мире - удивительном и немного волшебном.

    После просмотра презентации педагог вместе с детьми делает валеопаузу по карточкам-схемам «Весёлая неделька» (гимнастика для глаз).

    Валеопауза по карточкам-схемам "Весёлая неделька"
    (гимнастика для глаз)

    Всю неделю по — порядку,
    Глазки делают зарядку.
    В понедельник, как проснутся,
    Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву
    И обратно в высоту.
    Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

    Во вторник часики глаза,
    Водят взгляд туда — сюда,
    Ходят влево, ходят вправо
    Не устанут никогда.
    Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

    В среду в жмурки мы играем,
    Крепко глазки закрываем
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем глазки открывать.
    Жмуримся и открываем
    Так игру мы продолжаем
    Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки (упражнение для снятия глазного напряжения).

    По четвергам мы смотрим вдаль,
    На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали
    Глазки рассмотреть должны.
    Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку (укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

    В пятницу мы не зевали
    Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять
    В другую сторону бежать.
    Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх (совершенствует сложные движения глаз).

    Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
    Чтобы бегали зрачки.
    Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

    В воскресенье будем спать,
    А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись
    Нужно воздухом дышать.
    Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

    Без гимнастики, друзья,
    Нашим глазкам жить нельзя!

    После просмотра презентации и валеопаузы педагог предлагает детям перейти, непосредственно, к самому рисованию.

    Педагог: А теперь я предлагаю вам нарисовать подводных обитателей. Может это будет рыбка удивительной красоты или морская черепаха, или морская звезда, или морской конек. А кто-то захочет нарисовать всех жителей морского царства.

    Затем педагог выставляет образец работы, пооперационные карточки-схемы на доску.

    Педагог: Посмотрите, какая у меня на рисунке яркая, нарядная, веселая рыбка. Чтобы у вас получилась такая рыбка, обратите внимание на схему, где изображена последовательность выполнения работы.

    Дети рассматривают схему, педагог комментирует этапы, а дети в воздухе «рисуют» элементы работы.

    Педагог: Сначала нарисуем туловище рыбки в форме овала, его мы разместим в центре.

    Дети рисуют в воздухе овал.

    Дети рисуют в воздухе хвостики.

    Дети рисуют в воздухе плавники, волнистую чешую.

    Педагог: Рыбка не может просто «повиснуть в воздухе», поэтому мы нарисуем для нее водное пространство. Что мы можем изобразить, что окружает рыбку в воде?
    Дети: Камешки, водоросли, подводные скалы и пр.
    Педагог: Чтобы у нас с вами получилась волшебная, загадочная рыбка, я предлагаю украсить ее необычным способом. Вы привыкли рисовать кисточками. А сегодня мы будем рисовать узор с помощью печаток, сделанных из пробок и ватных палочек.

    Педагог показывает на образце разные способы и варианты рисования узоров с помощью пробок и ватных палочек. Обращает внимание детей на то, что пробку можно макать в баночку с краской, а можно намазывать пробку кисточкой с краской. При смене цвета, пробку не надо мыть, следует взять новую. Если краска в баночках очень густая, то ее можно смочить кистью с водой. По желанию детей, узор на рисунок можно наносить пальцами. В данном случаи, на столах должны присутствовать влажные салфетки для вытирания рук. Дети приступают к рисованию. После того, как дети выполнят задание, проводится упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

    Подведение итогов занятия.
    После релаксации воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты. Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость результатом ребёнка своей работой:
    . Большой и улыбающийся - занятие очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё.
    . Средний и серьёзный - занятие понравилось, результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас.
    . Маленький и грустный - занятие не понравилось, результатом не доволен, больше рисовать не хочу.

    Педагог: У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Вот и настал момент прощания.

    Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

    Дети истаютв круг. Берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие.
    Начинает педагог.
    Педагог: Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.
    Дети продолжают эстафету рукопожатия.

    Используемая литература:

    1. Казикова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Москва, «Сфера», 2005 г.
    2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «Сфера», 2006 г.
    3. Фатеева А. А «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития», 2006 г.
    4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

    Марина Горохова
    Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

    Конспект

    Непосредственно образовательной деятельности

    по образовательной области «Познание»

    тема «Путешествие в подводный мир »

    для подготовительной к школе группе

    Подготовила

    Воспитатель подготовительной группы

    Горохова Марина Михайловна

    Интеграция : коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка.

    Программное содержание :

    Обучающие задачи :

    Продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностями, внешнем виде, питании, передвижении;

    Ввести понятия «мировой океан» , «актиния» ;

    Обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями : модель Земли, морские обитатели, кристаллы;

    Познакомить детей со свойствами морской воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

    Развивающие задачи :

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

    Развивать познавательные процессы;

    Развивать внимание и наблюдательность;

    Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения;

    Воспитывать уважение к друг другу в процессе совместной деятельности.

    Материалы и оборудование :

    Магнитная доска, магниты;

    Изображение морских обитателей;

    Баночки с водой, крупная соль, 2 яйца, палочки;

    - «мусор» и 2 корзины для эстафеты;

    Магнитофон с записью шума моря;

    Сладкие призы.

    Предварительная работа.

    Рассматривание глобуса, карты, создание выставки рисунков, поделок, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир » , беседы «Морские обитатели» , чтение художественной литературы Э. Танасийчук «Нефть в море» , «Отчего погибли киты» , Б. Сахарнов «Кто в море живет» .

    Ход занятия.

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень интересно путешествовать по родной стране , но на свете есть и другие страны, где живут такие же мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Как она называется? (Земля) .

    Какую форму имеет Земля? (шара)

    Послушайте загадку :

    Ни начала, ни конца,

    Ни затылка, ни лица.

    Знают все, и мал и стар,

    Что она – большущий шар. (Земля)

    Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).

    Отгадайте следующую загадку :

    На ноге стоит одной,

    Кружит-вертит головой.

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (Глобус)

    Воспитатель : А что он изображает? (Модель Земли)

    Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой) . Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой) .

    Воспитатель : Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера) . Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.

    Воспитатель : Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т. д.) . Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т. д.) .

    Воспитатель : Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.

    Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир , для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте : «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие) .

    Воспитатель : А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами) .

    А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны) . И так, надеваем маски и погружаемся на морское дно.

    Золотая Рыбка : «Я дочь повелителя

    Грозного царя соленых вод

    Вы и шагу не сделаете вперед».

    Воспитатель : Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство , чтобы познакомиться с твоими владениями.

    З. Р.: А что вы знаете о моем царстве ? (дети рассказывают) .

    З. Р.: А теперь разгадайте мои загадки про обитателей морского дна, я вам буду показывать изображения, а вы называйте морских обитателей и расскажите, что вы о них знаете (показывает изображения морской конек, акула, рыба-молот, дельфин, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог).

    Дети называют морских обитателей и рассказывают о них.

    З. Р. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные. Кто знает, как они называются? (актинии) . «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет. Только одна рыбка может дружно жить с актинией, кто из вас знает какая?

    Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Золотой Рыбке, какие виды воды мы знаете?

    Дети называют (дождевая, ключевая, пресная, морская, питьевая, чистая, родниковая, речная, колодезная, минеральная, газированная)

    З. Р.: Молодцы, ребята!

    Физ. минутка

    Воспитатель : Предлагаю всем поиграть.

    Игра «Капельки, ручеек, река, океан»

    1,2,3 Ребята, повертитесь, покружитесь, в капелек превратитесь!

    (Дети выходят на площадку) .

    Воспитатель : Приготовились, капельки!

    Из тучки на землю летите, играйте, прыгайте, веселитесь!

    Надоело по одной капельке играть, возьмитесь за руки, теките ручейками быстрыми!

    Собрались ручейки в одну большую полноводную реку, плывут, путешествуют Капельки в реке (ходят одной длиной цепочкой) .

    Добралась река до океана могучего и растворилась в нем (дети ходят по кругу)

    Согрелись Капельки под жаркими лучами Солнца, и поднялись вверх к Тучке (накрыть детей большим покрывалом) .

    Подул ветерок, поплыла Тучка с капельками к земле, к лесу зеленому с соснами высокими (дети передвигаются под покрывалом) .

    А тут и вечер наступил, опустилась Тучка вниз и в туман превратилась (дети приседают) . Присядьте, Капельки, отдохните, поспите и послушайте музыку моря.

    Звучит музыка.

    З. Р. Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная) .

    В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая (дети садятся за столы, где все необходимое для опыта) .

    З. Р.: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают) . На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .

    Какого цвета? (белого)

    Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)

    Имеют ли запах (нет) .

    2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились) .

    Вывод : У воды важное свойство : она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.) .

    Воспитатель : А теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира : и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).

    Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.

    1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.

    2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.

    З. Р.: Какие вы молодцы, выполнили все мои задания.

    Воспитатель : Золотая Рыбка, спасибо тебе, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    З. Р.: Подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? (Дети отвечают : Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).

    З. Р.: Много лет я в море живу, но терпеть я больше не могу.

    Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в море кто водиться?

    На дне его бутылки и рваные ботинки,

    Бумага, тряпки, склянки, консервные банки ,

    Гибнут растения, раки, рыбешки,

    Вы помогите, друзья, хоть немножко.

    Воспитатель : Ребята, поможем Золотой Рыбке?

    Дети отвечают.

    Ребенок : Вода – это то, что всем жизнь нам дает.

    Что силы и бодрости нам придает.

    Кристально чиста или очень грязна.

    В любом состоянье полезна она.

    Давайте же воду все будем беречь

    От трат неразумных ее все стеречь.

    Иначе закончится, может вода,

    И жизнь на планете затихнет тогда.

    Воспитатель : Золотая Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы очистим его от мусора. Ребята, выходите, море от грязи освободите!

    Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»

    (на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран).

    З. Р.: Спасибо, ребята! Вы очень дружные, помогли моему морскому царству . Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.

    Дети хором : Обещаем!

    З. Р.: Ребята, мне пора домой, а вам за знания и помощь я отдаю морской клад, будьте дружными. До свидания (уходит) .

    Воспитатель : Ну и нам пора подниматься с морского дна. Присели, оттолкнулись ножками от дна, плывем к поверхности, выплыли. Давайте посмотрим, что нам за клад Золотая Рыбка приготовила (открывает сундук и раздает детям сладости) .

    Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ на тему: Морские обитатели.

    Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ "Мир Морского царя"

    Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия с использованием ИКТ на тему «Морские обитатели» для старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен для воспитателей этих групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование у детей знаний об обитателях подводного мира, заботливого отношения к природе.
    Цели: Познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов. Вызвать желание узнавать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.
    Программное содержание:
    1. Познакомить детей с названиями некоторых морей и океанов.
    2. Сформировать представление о том, что на нашей плате живые организмы есть везде;
    3. Расширять словарный запас детей;
    4. Развивать умение вести беседу (высказываться самому и слушать своего товарища)
    Дополнительный материал:
    Презентация «Мир Подводного короля»
    Альбомные листы, краски и кисточки, для создания рисунков;
    Морские звезды, раковины, кораллы.
    Глобус;
    Звуковые дорожки с шумом моря, океана можно использовать на протяжении всего занятия, как фон.
    Ход занятия:
    В свободном доступе на столе перед детьми разместить морские звезды, раковины, кораллы (создать имитацию морского дна).
    Вводная часть.
    Воспитатель: Дети, сегодня нас в гости приглашает Морской царь. Он хочет познакомить вас с жителями своего царства. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)
    Воспитатель: Хорошо, но для начала нам нужно отгадать загадку Морского царя. Он просит нас взять раковины с этого стола и послушать звуки, которые она нам пропоет. Ну что, ребята, отгадаем? (Передать несколько раковин детям и включить звуковую дорожку шум моря, прибоя)
    Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем пели раковины? На что похоже их пение? (шум ветра, плеск воды) Ответы детей. При необходимости, задать наводящие вопросы.
    Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы можем отправиться в путешествие. А вот и сам царь нас встречает! (1 слайд)
    Основная часть.
    Воспитатель: Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы. На нашей планете существую не только реки и озера, а еще моря и океаны. Например: Каспийское море, Мертвое море, Черное море; Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Давайте на глобусе найдем, где они находятся? (рассматривание глобуса).
    Воспитатель: Теперь, мы можем познакомиться с обитателями морских глубин, которых мы сегодня встретим. (2 слайд) Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? (ответы детей) Правильно, это морская звезда! Морские звезды живут 20 и более лет. Это хищники, которые питаются моллюсками, планктоном, морскими червями. У морских звезд есть особенность - регенерация, они способны отращивать потерянные лучи (руки).
    Воспитатель: (3 слайд) Давайте познакомимся с этим необычным обитателем моря. Это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 30 см, в зависимости от вида, к которому принадлежит конкретная особь.
    Воспитатель: (4 слайд) А это, ребята, рыба-луна. Правда, она напоминает Луну, которую мы видим ночью? (ответы). Эта рыба, обычно, плавает в открытом море у самой поверхности, и ее плавник показывается из воды. Из-за этого, ее часто принимают за акулу, но рыба-луна совсем безобидна.
    Воспитатель: Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец (5 слайд). Кто это? (Ответы детей) Правильно дети! Это осьминог. У него восемь щупалец. Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. Во время опасности, он выбрасывает чернила и, таким образом, уходит от преследователя.
    Воспитатель: Ребята, скажите, кто в сказке про Буратино хранил золотой ключик? (Ответы детей) Правильно! Конечно же, черепаха! (6 слайд) Черепахи живут не только в сказках, но и в морях. Они являются долгожителями, то есть, они очень долго живут. Черепаха - очень ловкий пловец. Они питаются моллюсками и раками.
    Воспитатель : А как вы думаете, какое животное является самым большим на нашей планете, как в воде, так и на суше? Даю подсказку - это житель морей и океанов (Ответы детей) Правильный ответ: синий кит(7 слайд). Детеныш синего кита рождается длинной восемь метров и весит до трех тонн. Ему, как и нам необходим кислород для дыхания, они не могут дышать разреженным кислородом, как другие рыбы. Питаются эти животные планктоном (8 слайд). Это микроскопические организмы, которых переносит течение. Они делятся на фитопланктон (состоит из водорослей) и зоопланктон (образован животными организмами). Планктон нельзя увидеть невооруженным глазом. Эти организмы не только являются пищей для морских животных, но и необходимы для восстановления кислорода.
    Воспитатель: (9 слайд) Это, ребята, рыба-пила. Её невозможно ни с кем спутать. Отличительная черта - длинное и плоское рыло с маленькими зубами (как зубья пилы). Им рыба прочесывает песчаное дно в поисках мелкой добычи, иногда, он используется для защиты от врагов.
    Воспитатель: (10 слайд) Вы узнали ребята кто это? (ответы детей) Конечно же, это морской еж. Ежи различаются по цветам и иглам. У одних они короткие и частые, а у других редкие и длинные. Во рту у них есть пять постоянно растущих зубов.
    Воспитатель: (11 слайд) Этот подводный житель - краб. Отличительная черта крабов - специфический способ передвигаться боком. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазок за пищей: это говорит о том, что они хорошо ориентируются в пространстве.
    Воспитатель: И последний наш гость на сегодня (12 слайд) Медуза! Медуза более чем на 90 % состоит из воды. Это хищные животные питаются рыбой. Медузы ядовитые. Длинна некоторых превышает рост взрослого человека.
    Воспитатель: А сейчас давайте с вами отдохнем? (физкультминутка «Рыбка плавает в водице»)
    Рыбка плавает в водице (мелкие шажки, руки вдоль туловища)
    Рыбке весело играть(хлопаем в ладоши)
    Рыбка, рыбка озорница (качаем головой)
    Мы хотим тебя поймать.(«ловим» рыбку руками)
    Рыбка спинку изогнула,(прогибаемся)
    Крошку хлебную взяла.(руками показываем открывающийся рот рыбки)
    Рыбка хвостиком махнула,(повернулись)
    Рыбка быстро уплыла. (побежали к стульчикам)
    Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие из вас рыбки получились, а теперь садитесь на свои стульчики. Как я уже говорила, подводный мир похож на наш. Там тоже есть целые леса, которые создаются водорослями (слайд 13- водоросли), есть опасные «цветы»- актинии (слайд 14). Они ядовиты, но некоторые рыбы живут именно в них. Например, рыба-клоун (слайд 15). Под водой существуют целые «города»- рифы (слайд 16). Как видите, их мир такой же, как и наш. Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? (ответы детей, при необходимости задать наводящие вопросы об экологии, браконьерстве и т.д.)
    Воспитатель: Правильно ребята, мы должны помогать и защищать всех обитателей нашей планеты, так как именно мы (люди, человечество) в ответе за то, что многие из них находятся на грани вымирания. Сейчас, я бы хотела предложить вам нарисовать подводный мир, с которым мы сегодня знакомились. Перед вами находятся листы, краски и кисточки. Можете приступать к рисованию.
    Заключительная часть.
    Воспитатель: (после выполнения рисунков) Какие замечательные работы у вас получились, по- моему, даже Морскому царю они очень понравились. Итак, ребята, расскажите, что вам особенно запомнилось и показалось интересным на сегодняшнем занятии? Понравилось ли оно вам? (ответы детей)
    Воспитатель: Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира, но главное, мы поняли, что должны заботливо и бережно относится к нашей планете, ведь она так прекрасна и так хрупка. Морской царь тоже прощается с нами (слайд 17). Спасибо и вам за внимание!