Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Биография Арчи (Артура Александровича Цветкова)
  • Ирина Чеснокова: биография, творческие достижения и личная жизнь
  • Инстаграм александры воробьевой
  • Андрей Колесников: «Путину всегда есть что сказать Вам понравился материал?
  • Вера Полозкова и Алекс Дубас: непридуманные истории о путешествиях и о себе
  • Биография Алёны Поповой Я — в оперативной разработке
  • Продувка радиатора автомобиля своими руками. Чистка радиатора автомобиля своими руками - когда мотору дышится легче

    Продувка радиатора автомобиля своими руками. Чистка радиатора автомобиля своими руками - когда мотору дышится легче

    Промывка системы охлаждения двигателя — важная регулярная процедура, необходимая при прохождении ТО. Контролирование объема антифриза в системе (поддержание среднего уровня в расширительном баке) и чистка технологических каналов специальными средствами обеспечат оптимальную температуру и продолжительную работу ДВС.

    Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что лучше — .

    Более подробную информацию о том, как правильно разводить , вы сможете найти в материале нашего эксперта.

    Когда необходимо промывать систему охлаждения двигателя

    О загрязнении технических каналов ДВС свидетельствует постоянная работа вентилятора на радиаторе охлаждения и сбои в работе отопительной системы. Устранить проблему необходимо в кратчайшие сроки. Это можно сделать своими руками.

    О потребности промывки системы охлаждения двигателя свидетельствует ряд признаков:

    • регулярные перегревы и проблемы с последующим запуском силового агрегата;
    • замедленный отклик на сигнал реостата;
    • высокие показания после запуска двигателя;
    • работа помпы с постоянными перебоями;
    • изменение оттенка охладителя в бачке.

    При возникновении подобных признаков необходимо незамедлительно сменить жидкость для промывки системы охлаждения двигателя.

    Очистить систему можно бытовыми средствами или специальными химическими присадками.

    Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

    Возможные причины забивания:

    • пыль и механические вкрапления;
    • химические отложения;
    • образование солей (при доливке обычной воды);
    • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

    Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

    Общие правила

    Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

    Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

    Во избежание ожога слив ОЖ проводите на остывшем двигателе.

    Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

    • сода;
    • уксус;
    • лимонная или молочная кислота.

    Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

    Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

    Промывка домашними средствами

    Профилактические работы по устранению накипи и грязи проводят раз в 6-12 месяцев. В советское время проводилась регулярная чистка технических каналов «подкисленной» водой. Использовалась пищевая сода, лимонная кислота и уксус. Раствор делали небольшой концентрации, чтобы внутренние стенки не окислялись в агрессивной среде. Работы проводились осмотрительно, с учетом загрязненности каналов. Такие способы остаются актуальными и сегодня, а процесс демонстрирует нужный эффект.

    Если не промывать систему охлаждения, можно столкнуться с неприятными проблемами:

    • поломкой подогревателя дистиллята;
    • нестабильной работой печки отопления;
    • закупоркой водяного насоса.

    Чтобы избежать плачевных последствий, нужно разобраться, чем промыть систему охлаждения автомобиля. Современные методы чистки на крупных СТО основаны на применении специальных дорогих составов. Их спектр использования рассчитан на удаление всех возможных загрязнений, позволяет избавиться от органических отложений и ржавчины.

    Присадки производят на основе двухкомпонентных составов. Встречаются нейтральные варианты, состоящие из кислотного или щелочного раствора. Присадки предусматривают направленное действие на устранение конкретного вида загрязнения.

    Промывка дистиллированной водой

    После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

    Необходимо:

    • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
    • завести автомобиль;
    • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
    • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

    Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

    Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

    Необходимо подготовить концентрированный раствор. Расчет производится в оптимальной пропорции — 200 граммов лимонной кислоты на 10 литров кипяченой воды. Состав заливают в расширительный бачок до полного заполнения системы, но не выше максимального уровня.

    Чтобы раствор прогрелся и вступил в реакцию, нужно проехать несколько километров.

    Температуру ОЖ контролируют на датчике. Реакция расщепления накипи эффективна при t в 80 градусов. После охлаждения двигателя повторите процесс с меньшей концентрацией раствора (100 г на 10 литров воды). Следующая промывка проводится чистой водой, а после заливается антифриз или тосол.

    Промывка уксусной кислотой

    Эффективна процедура и столовым 9%-ным уксусом. Бутылку 0,5 л растворяют на ведро кипяченой воды. Процедура состоит из этапов:

    • прогреть двигатель около 30 мин;
    • оставить заправленную систему минимум на 8 часов или на ночь;
    • слить отработанную жидкость и сделать промывку дистиллятом.

    При заливке антифриза стравите пузыри воздуха из охлаждающей системы.

    Промывка молочной сывороткой

    Вариант с молочной кислотой или сывороткой — эффективный способ очистки ОС. Автомобилю понадобится проработать в активном режиме (на средних оборотах двигателя) около получаса или проехать 40-50 км без остановки.

    Домашняя сыворотка эффективнее «покупной». Вам понадобится несколько раз процедить ее через толстый слой марли. Возможно фильтрование через сито, но с мелкой ячейкой.

    Сыворотку заливают в радиатор в чистом виде, без разбавления водой. После промывки залить воду и повторно проехать 5-10 км. Это необходимо для удаления запекшихся молочных продуктов в технологических каналах. Убедившись в очищении ОС, залейте чистый дистиллят.

    Чистка содой — тщательная и особенная процедура. Халатный подход может привести к чрезмерному окислению металлических и резиновых деталей. К процедуре прибегают 1 раз в году или после прохождения километража в 50-60 тыс. км. Особое внимание уделяют соотношению компонентов комбинированного раствора:

    • 3 % каустической соды;
    • 7-10 % кальцинированной соды;
    • 85-90 % кипяченной или дистиллированной воды.

    После заполнения системы понадобится проехать на автомобиле до 100 км, но не следует оставлять содовый раствор в радиаторе больше 1 суток.

    На 10 литров воды используют не более 1 кг пищевой соды.

    При использовании раствора гидрокарбоната натрия понадобится тщательно промывать систему несколько раз. Убедившись в окончательной очистке от загрязнений и отложений солей, залейте новый дистиллят.

    Промывка c помощью Coca-Cola

    Народный метод предполагает использование газированного напитка «Кока-Колы». Это эффективный способ со своими нюансами. В напитке содержится ортофосфорная кислота, которая вступает в реакцию с полимерными частями СО ДВС. Минус метода — большое содержания сахара в «Коле», который при перегреве откладывается на внутренних стенках металлических элементов трубопровода.

    Особенности способа:

    • перед использованием выпустить весь углекислый газ из газировки;
    • циркуляция жидкости в работающем двигателе — не более 15 мин при t менее 100 градусов.

    Несмотря на хорошее качество очистки, не следует часто прибегать к этому варианту. При частом применении выявлено негативное влияние «Колы» на резиновые патрубки.

    Промывка с помощью специальных средств

    На рынке автомобильных деталей представлено несколько вариантов присадок для СО. Специальные средства бывают 4 типов:

    • кислотные;
    • нейтральные;
    • щелочные;
    • двухкомпонентные.

    Отличаются присадки концентрацией химических веществ и агрессивностью влияния на внутренние детали двигателя.

    Автомобильный радиатор охлаждения двигателя предназначен поддерживать рабочую температуру, не дает мотору перегреваться и в основном неплохо справляется со своей задачей.

    Но в процессе эксплуатации авто радиатор засоряется грязью и мусором, в этом случае тепло от радиатора в окружающую среду отдается не в полной мере, происходит перегрев силового агрегата. Чистка радиаторов автомобилей требуется по мере их засорения, и если вовремя ее не производить, двигатель может выйти из строя.

    Также могут забиваться сором радиатор охлаждения отопителя в салоне, АКПП (если на автомобиле установлена автоматическая трансмиссия), конденсор или испаритель кондиционера. Засорение РО коробки-автомат приводит к перегреву КПП, а забитый грязью радиатор печки не позволяет теплу проходить в салон, и в машине зимой становится холодно.

    В процессе эксплуатации автомобиля РО засоряются от любого мусора и пыли, летящей с дороги. Засорение быстрее происходит, если машина ездит по проселочным дорогам, по сильно запыленной местности. С трассы в радиатор набиваются насекомые, и весь сор со временем спрессовывается с пылью в твердую массу.

    Чтобы РО очистить снаружи, его моют водой, очищая наружную поверхность. Но на месте до теплообменника порой трудно добраться, и поэтому нередко радиаторы снимают для того, чтобы хорошо почистить. Еще нередко грязь так прочно оседает на поверхности охлаждающего элемента, что ее счистить обычными методами не удается. В этом случае на помощь приходят специальные средства для чистки радиатора автомобиля снаружи.

    Во все времена РО промывали проточной водой, на автомойках очистка производится под давлением. Но использовать сильный напор воды нужно аккуратно – можно повредить соты, и тогда радиатор потечет, потеряет свою герметичность. Если вместе с грязью на РО оседает соль, ее необходимо удалять с поверхности теплообменника как можно раньше – соляной раствор быстро разъедает алюминий, и радиатор быстро выходит из строя Тем более, вода не отмывает стойкие отложения, и без химии для чистки здесь не обойтись.

    Существуют различные очистители внешней поверхности различных радиаторов:

    • кондиционера;
    • системы охлаждения;
    • АКПП;
    • масляной системы двигателя.

    На рынке достаточно хорошо известны такие очистители как:

    Есть универсальные очистители, которыми можно почистить не только радиатор охлаждения или кондиционера, но так же и сам двигатель. Цена очищающего средства может быть разной, и продукция известных торговых марок стоит недешево. Например, флакончик 250 мл хорошо известного автолюбителям очистителя кондиционера LIQUI MOLY обойдется в сумму около 1000 рублей. Универсальное очищающее средство для автомобилей Kangaroo Profoam 2000 будет стоить значительно дешевле – 600 мл баллончик стоит приблизительно 250 рублей, правда, и эффект от него хуже, чем от Liqui Moly.

    Последнее время для чистки радиаторных поверхностей достаточно часто используется пар, горячим паром радиаторы очищаются эффективно и быстро, при этом практически не используется автомобильная химия, которая в иных случаях может оказаться вредной для алюминиевого сплава.

    Наружная чистка радиатора охлаждения ДВС почти всегда производится со снятием теплообменника, но при небольшом засорении РО достаточно продуть сжатым воздухом, и это можно сделать, не снимая радиатора. Рассмотрим на примере Ford Focus 2, как можно произвести чистку радиатора автомобиля своими руками на месте, не отсоединяя РО:


    Если нет компрессора со сжатым воздухом и приспособления для промывки, тогда уже прочистить радиаторы без снятия не получится, а на Форд Фокус 2 снимать их довольно проблематично. Здесь лучше обратиться за помощью в автосервис, профессионалы с этим делом справятся без проблем.

    Не всегда РО загрязняется снаружи, он также может забиться грязью изнутри, и в этом случае мотор также будет перегреваться. Чтобы теплообменник забивался шлаком как можно реже, рекомендуется не реже одного раза в два года полностью менять охлаждающую жидкость, по мере помутнения тосола (антифриза) производить промывку всей охлаждающей системы. Автолюбителями придуманы различные народные способы промывки РО – кто-то рекомендует промывать охлаждающую систему молочной сывороткой, лимонной кислотой или электролитом, а кто-то советует промывать радиатор пепси колой или даже едким натром. Все эти способы сомнительны, вполне вероятно, что после подобной промывки придется менять радиатор.

    Самый надежный способ – чистка системы охлаждения обыкновенной чистой водой, промывку осуществляем следующим способом:

    На рынке существует различная автохимия, с помощью которой охлаждающая система промывается эффективно. Но следует отметить, что средства есть разные, и не все приносят пользу двигателю и автомобилю в целом. Здесь очень хорошо работает правило: дешевое средство – плачевный результат. Для промывки радиаторов следует использовать продукцию известных брендов с хорошей репутацией, а на низкую цену покупаться не следует.

    Наиболее известными производителями достаточно качественной автохимии являются:

    • Hi-Gear;
    • LIQUI MOLY;
    • LAVR;
    • PINGO;

    Средство выпускаются разные по составу и назначению – некоторые из них заливаются в качестве присадки к антифризу для чистки системы, другие предотвращают образование накипи и ржавчины. Есть химия, при помощи которой устраняется течь тосола с патрубков и радиатора, но пользоваться ей нужно осторожно, так как от нее могут забиться трубки и тонкие шланги система охлаждения.

    Признаки забитого радиатора охлаждения

    Есть признаки, по которым можно понять, что РО забился:

    • вентилятор охлаждения стал включаться чаще, и не только на холостых оборотах, но и на ходу;
    • двигатель быстро нагревается, из расширительного бачка при нагревании выкидывается тосол;
    • низ радиатора и нижний патрубок холодные, верхние шланги системы охлаждения при этом горячие;
    • в салоне авто плохо греет печка.

    Но все признаки свидетельствует не только о забитом РО, также причиной перегрева может быть:

    • прогоревшая прокладка головки блока;
    • неисправный термостат;
    • неправильно отрегулированное зажигание;
    • завоздушивание системы охлаждения.

    Даже если причина перегрева ДВС не выявлена, все равно прочистка радиатора не будет лишней, тем более, если есть внешние признаки его засорения:

    • снаружи на РО видна грязь;
    • тосол в системе охлаждения мутного цвета, со следами ржавчины.

    Конденсор в автомобиле практически всегда устанавливается спереди основного радиатора охлаждения, поэтому ему в первую очередь «достается» вся грязь с дороги. Порой конденсор забивается так сильно, что промыть и прочистить его обычными средствами не удается.

    С засоренным конденсором не только плохо работает кондиционер, но также перегревается двигатель. Какая может быть связь между системой охлаждения и кондиционером? Все просто – полностью забитый радиатор кондиционера не пропускает поток воздуха на РО, и поэтому основной радиатор не охлаждается в полной мере. В результате перегревается и сам мотор.

    Снимать конденсор лишний раз не стоит – придется после чистки заново заправляться фреоном, поэтому чистку обычно производят в составе автомобиля. Лучшим средством на рынке для прочистки кондиционеров считается Liqui Moly, но вся проблема состоит в смывке грязи. Под большим давлением воду подавать нельзя, сомнутся соты конденсора, и все же выход из положения есть – можно воспользоваться садовым опрыскивателем объемом 5-9 литров.

    Поступаем следующим образом:

    Полностью отмыть радиатор кондиционера вряд ли получится, но для нормального функционирования системы такой чистки хватит, а самое главное – двигатель перестанет перегреваться с включенным кондиционером.

    1. Даже если радиатор охлаждения ведет себя нормально, рекомендуется его промывать не реже одного раза в два года.
    2. Перед промывкой обязательно нужно прогреть двигатель, а промывать лучше теплой водой – грязь быстрее будет выходить из системы.
    3. Нельзя промывать или продувать радиаторы под большим давлением – можно легко повредить соты.
    4. Экспериментировать с различными средствами для чистки не стоит, опыты могут привести к порче РО.
    5. Если прочистка изнутри и снаружи не помогает, нужно готовиться к покупке нового радиатора – лучше потратить деньги на приобретение нового РО, чем ремонтировать двигатель.

    Радиатор является одним из важнейших элементов системы охлаждения транспортного средства. В связи с особенностями данной конструкции и ее расположения данный элемент нуждается в систематическом уходе. Если устройство забивается радиатором, а вовремя не поддалось очищению, то оно может стать причиной увеличенного износа двигателя внутреннего сгорания из-за его перегрева, вследствие чего ремонт будет стоить автомобилисту кругленькой суммы.

    Важно заметить, что для автомобилиста не составит больших проблем произвести осмотр данного устройство. Следует попросту при каждом открытии капота обращать внимание на внешнее состояние этого легкодоступного элемента. Даже человек, который является новичком в автомобильном деле сможет понять, как сильно устройство радиатора поддалось загрязнению. Довольно часто для усиления защиты данного устройства автомобилисты прибегают к использованию мелкоячеистой стальной сетки на решетку радиатора, которая продается практически в любом автомобильном магазине.

    Довольно трудно будет определить неисправность радиатора, которая кроется в самых недрах системы, а именно, на внутренних поверхностях устройства. Тем не менее, для того, чтобы определить такого рода загрязнения автовладельцы изобрели довольно несложный способ. , который является чистым внутри, будет прогреваться равномерно по всей своей площади. В том случае, когда один из участков окажется забитым, то можно будет определить это на ощупь. При всем этом следует помнить, что данная процедура может быть произведена лишь тогда, когда двигатель внутреннего сгорания лишь прогрелся, а жидкость только начала свою циркуляцию по большому кругу. В противном случае, когда радиатор собираются проверить вследствие длительного переезда, можно получить серьезные ожоги.

    Отличной защитой может послужить установка на наружную поверхность радиатора мелкой сетки, которая будет предотвращать попадание в устройство летящей грязи, тополиного пуха и насекомых. Сама сетка, которая скрывается за бампером, не коим образом не будет портить внешний вид транспортного средства и будет достаточно надежно защищать поверхность радиатора от внедрения «инородных» предметов. Установка такого рода сетки может быть произведена практически в любом автомобильном сервисе.

    1. Как выбрать средство для чистки радиатора?

    Важно заметить, что чистка радиатора может происходить в множество самых разнообразных способов. В последнее время наибольшей популярности получила чистка радиатора посредством специального средства. Для того чтобы самостоятельно произвести чистку данного устройства, следует иметь время и элементарное желание: вся процедура умывания будет производиться максимально в течении часа. Помимо этого следует предварительно определить, какие именно гаджеты понадобятся автомобилисту для проведения всех операций.

    Важно отметить, что при проведении процедуры самостоятельного очищения радиатора автомобилисты зачастую используют такие компоненты и инструменты:

    - дистиллированная вода;

    Антифриз;

    Специальная жидкость для очистки (цена соответствует качеству);

    Рабочие перчатки;

    Резиновая трубка;

    Мыльная вода в тазике;

    Емкость для отходов;

    Разная ветошь;

    Очки для безопасности;

    Отвертки и гаечные ключи.

    Самый простой метод предусматривает использование обычной дистиллированной воды и антифриза, посредством которых радиатор самым лучшим образом будет очищен от всех загрязнений.

    Специальные средства – новая ветка в развитии чистки радиатора. Данные жидкости имеют определенно высокие качества, посредством которых будет максимально очищенно устройство автомобилиста. Важно отметить, что такие средства пользуются большой популярностью, а подделки в автомобильных магазинах практически не встречаются. При приобретении такого средства следует обращать внимание на состав и консультироваться непосредственно с продавцом. Из автомобильной химии профессиональные автомобилисты предпочитают мягкие средства, так как слишком жесткие жидкости способствуют разрушению самого строения и поверхности устройства, и внутренней части.

    Новые «уникальные» автомобилисту прибегают к использованию чистки кока-колой и лимонной кислотой, которые заливаются в систему охлаждения вместе с водой и прогоняются на двигателе, который является прогретым.

    2. Как чистить радиатор?

    Вся наружная грязь, которая скапливается непосредственно между сотами радиатора, является барьером, который препятствует его охлаждению. Именно она будет вести к увеличению температуры охладительной жидкости и перегреву двигателя внутреннего сгорания. Промывка радиатора водой и под давлением должна производиться не менее чем с расстояния 15 см. Давление воды при этом следует снизить до минимума.

    Для того, чтобы произвести очистку оребрения радиатора используют множество разнообразных способов, таких как вышеуказанный. Такой способ является достаточно эффективным, хотя и потребует особой осторожности. Это зависит от того, что оборудование типа «Керхер», которое необходимо для проведения данной процедуры, может своим давлением воды погнуть соты радиатора. Довольно часто бывает так, что в старых радиаторах оребрения являются разрушенными, а трубки выбиты вследствие такого промывания. Именно поэтому необходима особая внимательность и аккуратность при промывании данного устройства.

    Для того чтобы произвести промывку радиатора и всей охладительной системы автомобиля, следует использовать разного рода специальные составы, которые заливаются или засыпаются в рабочую систему непосредственно перед поездкой и эксплуатацией транспортного средства. Тем не менее, пользоваться данными жидкостями необходимо с особой осторожностью. Самым эффективным способом промывки радиатора будет замачивание детали, которая предварительно была демонтирована, в ванне с нужным моющим средством. Зачастую, когда автомобилист прибегает к использованию данного метода, радиатор промывается как снаружи, так и изнутри.

    Показателем и признаком того, что устройство радиатора нуждается в промывке и чистке, будет служить загрязненная охладительная жидкость. Важно заметить, что проведение процедуры промывки не помещает и при непосредственной замене антифриза. Тем не менее, не следует усердствовать с данной операцией. Так, если охладительная жидкость при замене имеет один нормальный предварительный цвет, то радиатор не забит.

    Помимо этого, к составу современных жидкостей для охлаждения примешиваются и разного рода антикоррозийные присадки, вследствие чего они образуют защитную пленку внутри охладительной системы. Внутренняя поверхность радиатора засоряется по двум причинам: попадание моторного масла и ржавчина. Если автомобилист определил, что внутренняя часть радиатора загрязнилась, следует произвести ее промывку посредством использования специальных средств. Перед проведением таких операций необходимо полностью слить . Если она давно не менялась, то нужно ее заменить в последствии.

    После этого в систему необходимо залить дистиллированную воду, которая будет лишена всех примесей, и добавить средство, которое было предварительно выбрано для очистки системы охлаждения. После этого необходимо запустить двигатель, а система будет автоматически промываться в течении срока, который указывается в инструкции к промывочному средству. После этого необходимо слить воду и залить чистую. Система промоется несколько раз еще чистой водой и после этого можно проводить заново осмотр устройства на загрязнения.

    Нежелательно прибегать к использованию при промывании охладительной системы каустической соды , так как от нее остается осадок, который способен разъедать внутреннюю поверхность устройства, а подобная промывка может закончиться приобретением нового устройства радиатора. Если даже вследствие промывки автомобилист будет замечать перегрев двигателя внутреннего сгорания, то устройство радиатора попросту пришло в неисправность, вследствие чего его нужно будет отнести в автомобильную мастерскую для более детального осмотра.

    Важно также отметить, что такого рода очистка будет актуальной для латунных и медных радиаторов, так как радиаторы алюминиевые, которые имеются пластиковые бачки, является на подлежащими для вторичного использования. Разборка данного устройства является достаточно кропотливым процессом, так как физические свойства алюминия не позволяют выдерживать лепесткам фиксации бачков радиатора сгибания более раза.

    3. Особенности применения средств для чистки радиатора

    Не было бы никаких опасностей в загрязнении радиатора, если бы данное устройство не выполняло одну из основных составных функций успешной работы двигателя – его охлаждения. Данное устройство располагается конструктивно непосредственно в системе охлаждения двигателя и выполняет функцию теплообменника, к которой приближены два контура: горячая жидкость для охлаждения попадает в радиатор от двигателя и прямиком направляется обратно к двигателю. Для стабильной и нормализированной работы устройства радиатора следует держать его в чистоте, как снаружи, так и изнутри. Если разобраться, то процедура чистки радиатора является достаточно простой для всех желающих автомобилистов. Единственным и непоколебимым условием проведения данной процедуры будет соблюдение аккуратности и внимательности в выполнении всех операций.

    В принципе, никаких особенностей при использовании самых разнообразных средств для чистки радиатора нет. Тем не менее, важно знать хотя бы азы, которыми следует руководствоваться при проведении всей единой процедуры. Изначально, для более качественной и надежной чистки радиатора, следует выбрать нормальное брендовое мягко-химическое средство для его чистки. Далее, в соответствии с инструкцией, которая прилагается, следует по порядку произвести все указанные операции. Лучше всего, конечно, производить очистку радиатора в снятом состоянии, где можно все тщательно осмотреть и «залатать». Тем не менее, большинство жидкостей и такого рода средств используются именно при активной работе данного устройства и применяются в качестве приливок к антифризу или иной охлаждающей жидкости.

    Статья о том, как помыть радиатор автомобиля - когда его нужно мыть, как и чем. Важные нюансы процесса чистки радиатора. В конце статьи - интересное видео по теме.


    Содержание статьи:

    Любой радиатор, в том числе и в автомобиле, является теплообменником и служит для поддержания оптимального температурного режима. В современном автомобиле может использоваться несколько разных радиаторов:
    • Основной радиатор охлаждения ДВС (двигателя) с антифризом или тосолом.
    • Масляный радиатор охлаждения ДВС.
    • Радиатор (конденсор) кондиционера.
    • Радиатор печки отопления.
    • Радиатор-испаритель кондиционера.
    • Радиатор АКПП.
    • Радиатор ГУР (на некоторых марках автомобилей представляет собой обычную трубку, а на других выглядит как, полноценный радиатор с сотами).
    • Интеркулер (для охладителя воздуха наддува).


    Как следует из названия «теплообменник», радиатор должен обмениваться теплом (или холодом). То есть, в зависимости от своего конкретного назначения, отдавать тепло или холод со своей поверхности в окружающую среду или в салон автомобиля. Именно поэтому для радиатора очень важно такое свойство, как теплопроводность (способность передавать температуру). И, именно поэтому при изготовлении радиаторов используют металлы с высокой теплопроводностью (теплоотдачей) – медь или алюминий.

    Также для повышенной теплоотдачи радиаторы имеют специальную конструкцию с латунными плоскими трубками (с тонким свинцовым покрытием) и ребрами охлаждения (лепестками) из полосы листовой меди толщиной 1.5 мм, отперфорированные станком для создания воздушных каналов (сот).


    До тех пор, пока металлическая поверхность радиатора чистая, металлу ничто не препятствует отдавать температуру, и радиатор имеет максимальную теплопроводность и теплоотдачу. Однако в процессе эксплуатации поверхность прибора и его воздушные соты загрязняются и забиваются пылью, насекомыми, тополиным пухом и мельчайшим гравием.

    Периодически вся эта грязная масса намокает, уплотняется, нарастает и со временем превращается в плотную толстую корку, препятствующую теплообмену и передаче температуры с поверхности радиатора. Как следствие, происходит перегрев двигателя и других нагревающихся элементов, или перестает работать кондиционер и печка в салоне.

    Кроме этого, при сильном загрязнении радиатора-испарителя кондиционера в салоне появляется неприятный запах. Таким образом, возникает необходимость промывки (очистки) одного или нескольких радиаторов.


    Основной сложностью, с которой часто приходится сталкиваться при очистке радиатора - это его труднодоступность. Сама помывка-очистка радиатора особой трудностью не отличается, а вот добраться до радиатора, чтобы помыть его не снимая, получается не на всех марках автомобилей.

    Сразу стоит отметить, что единой определенной последовательности освобождения радиатора или его снятия для помывки для всех марок автомобилей не существует. Для каждой марки авто этот процесс будет иметь свои индивидуальные особенности, поэтому без изучения «Руководства по эксплуатации» конкретного автомобиля или опыта здесь не обойтись.


    Проще всего иметь дело со старыми автомобилями (классикой), где нет кондиционеров и многочисленных вспомогательных систем с датчиками. И, сложнее всего – с современными авто, где в моторном отсеке практически нет свободного места, и в передней части отсека могут стоять даже три радиатора: один – для кондиционера, и два (основной и масляный) – для двигателя.

    На многих современных машинах дополнительно потребуется снимать передний бампер и его усилитель, защиту генератора, боковую и верхнюю защиты радиатора и др. На некоторых моделях авто радиаторы можно снять (вверх или вниз) без демонтажа бампера. А на некоторых (например, на Kia Rio) радиаторы кондиционера и двигателя можно помыть и продуть раздельно, с демонтажем бампера, но не снимая полностью сами радиаторы и не сливая из них антифриз и фреон.


    Для эффективной наружной очистки и промывки радиатора потребуются:
    • пылесос (обычный или автомобильный);
    • щетка с мягкой щетиной (отдельная или на наконечнике пылесоса);
    • жидкое или сухое чистящее средство;
    • стационарная или бытовая передвижная мойка высокого давления (на сленге автомобилистов – керхер);
    • компрессор для воздушной продувки и просушки сот радиатора (можно воспользоваться компрессором для накачки колес).
    Пылесос. Чтобы лишний раз не гонять туда-сюда под давлением между сот грязь и песок с риском погнуть мягкие медные ребра жесткости (лепестки), лучше убрать часть грязи и песка пылесосом, на сухую. Особенно много жесткой грязи, песка и мельчайшего гравия скапливается в нижней части радиатора, поэтому именно там чаще всего повреждаются ребра жесткости.

    Кроме того, на поверхности радиатора скапливаются ворсинки, напоминающие тонкий слой ваты, который очень трудно смыть водой, но легко собрать пылесосом. Особенно актуально применение пылесоса при очистке радиатора без снятия, когда грязь и пыль заносятся струей воды под давлением за радиатор, на двигатель и другие элементы, находящиеся в моторном отсеке. Чем меньше будет грязи и пыли перед началом промывки под давлением, тем меньше ее потом окажется сзади радиатора.

    Щетка. Обязательно должна быть с мягкой щетиной, чтобы не зацепить и не погнуть ребра жесткости. Помогает более эффективно отделить пыль, засохшую грязь и ворсинки из сот радиатора, для лучшего их удаления пылесосом. Также, щеткой можно наносить на поверхность радиатора моющее средство.

    Жидкое или сухое чистящее средство. Стоит отметить, что специальных средств для очищения поверхности радиатора на российском рынке встречается совсем немного. Как правило, из импортных - это «Kuhler Aussenreiniger» (немецкого производства от «Liqui Moly»), а из российского производства – «G-Power» или «Sapfire». Однако российские автолюбители находят выход из положения, используя жидкость для мытья стекол, автомобильные шампуни и даже бытовую химию для мытья посуды и сантехники. Есть достаточно успешный опыт промывки радиатора натиранием и смачиванием пищевой содой, или со смачиванием и отмачиванием, в течение 10 – 15 минут, уксусом.

    В качестве очищающего средства можно использовать жидкость для очистки колесных дисков.

    Отмывать радиатор только одной водой не рекомендуется. Летом пыль грязь и пух сильно спрессовываются при нагревании радиатора, а зимой вместе с грязным снегом в соты радиатора попадают химические реагенты, которыми посыпают дороги в гололедицу. С такими стойкими отложениями вода не справится, даже под напором.

    Мойка высокого давления (стационарная или бытовая передвижная). В автомобильной среде технику для мойки часто называют керхерами (по названию немецкой фирмы «Керхер», производящей технику для уборки и очистки). Такая техника действительно хорошо промывает радиатор струей воды под давлением.

    Однако подобную моечную машину следует использовать с осторожностью, так как неправильно и близко направленная струя воды под большим давлением способна погнуть ребра жесткости радиатора, которые перекроют воздушные соты, уменьшив тем самым теплообмен.

    Промывать радиатор под давлением следует на минимальной мощности моечной машины (с минимальным давлением), стараться направлять струю прямо, на расстоянии 15 – 20 см и не допускать направления струи на ребра жесткости под углом 45 °.

    Кроме того, нельзя направлять струю под давлением в моторный отсек, так как может выйти из строя электроника. Сенсоры и датчики начнут работать с перебоями, а бортовая система начнет выдавать ошибки. В худшем случае, от удара струи под давлением выйдет из строя блок управления двигателем, и тогда придется выложить за ремонт несколько десятков тысяч руб.

    При помывке радиаторов на машине без их полного демонтажа сзади радиаторов рекомендуется устанавливать защитную пленку, чтобы выбиваемая струей грязь не попадала на другие элементы моторного отсека, находящиеся сзади радиатора. Также рекомендуется закрывать пленкой все находящиеся рядом электрические разъемы, датчики и бортовой компьютер.

    Некоторые водители успешно справляются с задачей в домашних условиях, с помощью дачных опрыскивателей, в которых вручную накачивается давление. Однако с таким огородным инвентарем радиатор придется обязательно снимать, отмачивать и промывать дольше, повторяя процедуру несколько раз. Хотя даже с моечной машиной со струей под высоким давлением отмыть радиатор с первого раза удается не всегда.

    Также при отсутствии других вариантов для промывки под давлением можно использовать обычный огородный шланг, подсоединенный к водопроводному крану или насосу в скважине или колодце. Давление струи можно создать старым способом как при поливе, зажимая конец шланга пальцами.


    Удобны в применении и специальные насадки для моечных агрегатов, с помощью которых изменяется направление струи под давлением. Струя выходит через насадку не по прямой, а в бок, под углом 90°, что дает возможность промывать труднодоступные радиаторы без их полного снятия и слива из них жидкости.

    Важно! Радиатор следует промывать до тех пор, пока он не начнет просвечиваться насквозь. В некоторых местах радиатора, особенно в его нижней части, допускаются остатки застрявших между сот мельчайших камешков.


    Компрессор для воздушной продувки и просушки сот радиатора (можно воспользоваться компрессором для накачки колес). После окончания промывки радиатор рекомендуется продуть и просушить струей воздуха. Это поможет дополнительно очистить соты радиатора от оставшейся грязи и просушить радиатор перед эксплуатацией, чтобы на него меньше налипала пыль и грязь. Также просушка радиатора актуальна в зимнее время при сильном морозе. Если мокрый радиатор будет храниться без отопления, то оставшаяся в сотах радиатора вода может расшириться при замерзании и повредить устройство.


    Как правило, для полного засорения нового радиатора с критической потерей его теплообменных свойств требуется несколько лет. Однако регламент технического обслуживания предписывает проводить очистку радиаторов ежегодно, весной. Это позволяет вовремя подготовить устройства к тяжелой эксплуатации в условиях летней жары с пиковыми тепловыми нагрузками.

    Помимо плановой очистки по регламенту, необходимость в очистке радиаторов может возникнуть и при определенных признаках критического засорения со снижением теплоотдачи температуры:

    • Перегревается двигатель.
    • Вентилятор радиатора часто включается и работает на повышенных оборотах.
    • Плохая работа салонной печки и климатического оборудования.
    • Загорается контрольно-температурный датчик охлаждающей жидкости.
    • Радиатор неравномерно нагревается: верхние патрубки – нагреваются сильно, нижняя часть радиатора – холодная.
    • Неприятный запах в салоне при работе кондиционера.
    • Замедленная реакция системы на сигнал реостата.
    • Помпа работает с перебоями.
    При появлении перечисленных выше признаков следует проверить соответствующий проблеме радиатор и при необходимости провести его очистку (или очистку нескольких радиаторов).

    Заключение

    Как показывает практика, наиболее эффективную и безопасную (без залива электроники) очистку радиаторов можно провести только при их полном снятии. В автосервисе для современного автомобиля такая трудоемкая процедура может обойтись в сумму более 10 тыс. руб.

    На обычной автомойке «по быстрому» это будет стоить гораздо дешевле, но и результат там будет «соответствующий». Поэтому для существенной экономии и лучшего результата лучше потратить время на изучение устройства своего автомобиля и сделать все самостоятельно. Тем более, что очистка радиатора не отличается особой сложностью, и если будет сложно, то только в первый раз.

    Видео о чистке радиаторов:

    Как известно, основная задача автомобильного радиатора – поддержание оптимальной рабочей температуры двигателя. От того, насколько хорошо радиатор выполняет свою функцию, напрямую зависит работа мотора. В процессе эксплуатации, радиатор может загрязняться как снаружи, так и изнутри, поэтому автомобилистам нередко приходится сталкиваться с его чисткой, а иногда и пайкой, если радиатор дал течь.

    Нужно заметить, что как промывка, так и очистка автомобильного радиатора – не являются сложной работой, и её выполнение вполне по силам для любого автовладельца. Если же дело дошло до ремонта, например, пайки радиатора, то перед тем, как самостоятельно заняться такой работой, нужно объективно оценить свои навыки и возможности, быть может, лучше доверить ремонт радиатора специалистам?

    Для чего необходимо чистить и промывать радиатор?

    Периодическая наружная чистка радиатора обязательно нужна. Загрязненный радиатор не сможет обеспечить нормальный отвод тепла от двигателя, в результате чего двигатель перегреется. В свою очередь перегрев двигателя может закончиться серьезной поломкой и дорогостоящим ремонтом. А ведь и нужно было просто своевременно обслужить радиатор, то есть промыть и прочистить его.

    Чистка радиатора автомобиля своими руками

    Всё было бы ничего, если бы радиатор не выполнял важнейшую функцию - охлаждение двигателя. Радиатор автомобиля конструктивно находится в системе охлаждения двигателя, выполняя функцию теплообменника в который входят два контура: горячая охлаждающая жидкость от двигателя попадая в радиатор остывает и направляется вновь в сторону двигателя. Для стабильной работы радиатора необходимо, чтобы он был чистым как снаружи, так и изнутри, особенно.

    В принципе, чистка радиатора дело не такое уж и сложное, особенно для того водителя, который при словах «гаечный ключ» или «отвертка» не падает в обморок. Единственное условие чистки радиатора своими руками: аккуратность и внимательное выполнение процедур чистки радиатора.

    Вообще-то специалисты рекомендуют для наиболее качественной наружной чистки радиатора автомобиля производить её на снятом (демонтированном) радиаторе. Ведь место под капотом современного авто забито до упора, а чистка радиатора снаружи водой или сжатым воздухом под большим давлением может повредить соты и латунные трубки радиатора. Но это зависит от вашего желания познать устройство системы охлаждения и наличия времени. Ведь для того, чтобы демонтировать радиатор, придется снимать решетку радиатора.

    Средства для чистки радиатора

    Чтобы самостоятельно промыть эту важную деталь, необходимо иметь элементарное желание и время: процесс умывания производится в течение, максимум, часа. Также не помешает заранее узнать, какие именно гаджеты тебе для этого понадобятся. В процессе очищения радиатора своими руками автолюбители обычно используют следующие компоненты и инструменты: Эффективные средства для чистки:

    - антифриз;

    Обычная дистиллированная вода;

    Специальное вещество для очистки;

    Любые рабочие перчатки;

    Ведро или другая ёмкость для дренажа;

    Резиновая трубка;

    Большой тазик с мыльной водой;

    - ёмкости для отходов;

    Очки безопасности;

    Разная ветошь;

    Отвёртки и гаечные ключи.

    На заметку: дистиллированную воду можно всегда заменить на -37ºС «незамерзайку». Ещё один эксклюзив – чистка кока-колой, известной в народе как Великий Отмыватель туалетов русских, или лимонной кислотой, которую вместе с водой засыпают в систему охлаждения и прогоняют на двигателе, который какое-то время работал, то есть на неостывшем движке. Чтобы процедура мытья прошла успешно, профессиональный автолюбитель обычно применяет более-менее мягкую автохимию, стоимость которой, в основном, зависит от забрендованности производителя.

    Наружная чистка радиатора своими руками

    Традиционный радиатор системы охлаждения, это конструкция из трубчато-пластинчатых или трубчато-ленточных решеток. Применяется для этих целей латунь или алюминий, оба металла очень нежные и мягкие. Они совершенно не устойчивы к механическим повреждениям. Нужно учитывать эти качества радиатора при демонтаже – монтаже и непосредственно чистке.

    Наружная чистка радиатора заключается в продувке сот сжатым воздухом либо напором воды. О высоком давлении мы уже говорили. Продувка производится с обеих сторон, с предельной аккуратностью, дабы избежать повреждения сот. Не рекомендуется категорически использование для наружной чистки химических веществ, в состав которых входят агрессивные кислотные компоненты.

    Внутренняя промывка радиатора

    Первое, на что следует обратить внимание при сливе из радиатора охлаждающей жидкости – это на её состояние. Если жидкость чистая, то промывка будет всего лишь профилактическим мероприятием. Если же в слитой охлаждающей жидкости присутствует ржавчина и накипь, то чистка радиатора проводится как раз вовремя.

    Для внутренней чистки радиатора производим его монтаж на место. Заливаем дистиллированную воду с чистящим веществом, как правило, это – Антинакипин (его нельзя использовать с охлаждающей жидкостью, только с водой). Раньше использовалась каустическая сода.

    После залива воды заводим двигатель и даём ему поработать 15-20 минут. После этого сливаем воду с чистящим веществом и не менее 5-ти раз производим промывку радиатора чистой дистиллированной водой. Заливаем в систему охлаждающую жидкость. Не закрывая крышку радиатора заводим двигатель для того, чтобы вышел воздух из системы охлаждения. Всё. Вы готовы к движению. Нелишним будет напомнить, что современные качественные антифризы имеют в своем составе смазывающие и антикоррозийные вещества, что препятствует возникновению ржавчины внутри радиатора. Но, профилактика – святое дело. Удачи вам, любители своего автомобиля.

    Если радиатору необходим ремонт?

    Во время профилактического обслуживания радиатора иногда обнаруживается, что в некоторых местах соты радиатора «плачут», то есть, имеется трещина, и хорошо, если эта трещина небольшая. Что можно сделать в этом случае?

    1. Есть «народные» способы ремонта радиатора, например, путем засыпания внутрь порошка горчицы или разбивания туда сырого яйца. В принципе, если нет другого выхода и радиатор дал течь в дороге, к таким методам можно прибегнуть во многих случаях они помогают.

    2. Но, сегодня производители автохимии смогли предложить автомобилистам более современные средства для ремонта мелких трещин в радиаторе, которые нетрудно найти в продаже, это могут быть порошковые герметики или специальная жидкость для восстановления радиатора.

    3. Еще одним незаменимым средством может стать так называемая «холодная сварка». Часто после ремонта таким средством радиатор служит еще не один год.

    4. Что касается кардинального ремонта радиатора, включающего его пайку, то решать браться ли за эту работу самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам, зависит от ваших навыков, имеющегося у вас оборудования и материалов.