Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Психофизиология состояний человека - Ильин Е
  • Чопра квантовое исцеление
  • презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
  • Читать онлайн "история земли и жизни на ней" История земли и жизни на ней
  • Где похоронен Сталин Иосиф Виссарионович?
  • Семья александра 3. Император Александр III. Царь-Миротворец. Семья Александра III
  • На заре человечества. презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

    На заре человечества. презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

    Переводчик Николай Мезин

    Научный редактор Сергей Ястребов

    Редактор Юлия Быстрова

    Руководитель проекта И. Серёгина

    Корректоры С. Чупахина, М. Миловидова

    Компьютерная верстка A. Фоминов

    Дизайн обложки Ю. Буга

    Фото на обложке iStock

    © Nicholas Wade, 2006

    This edition is published by arrangement with Sterling Lord Literistic and The Van Lear Agency LLC

    © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

    Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

    1. Генезис и генетика

    Много раз высказывалось с уверенностью мнение, что происхождение человека никогда не будет узнано. Невежеству удается внушить доверие чаще, чем знанию, и обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой.

    Двигаясь вспять по ленте времен, мы видим, что в первые век-два истории человечества в свидетельствах его существования недостатка нет. Но затем все резко меняется. На рубеже 5000 лет исчезают письменные памятники, уступая место бессловесным артефактам, вырытым из земли. В следующие 10 000 лет мы и их встречаем все реже, и через 150 веков, в момент возникновения первых человеческих поселений, артефакты практически исчезают. До этого момента люди вели кочевую жизнь, кормились охотой и собирательством. Ничего не строили и не оставили по себе почти никаких долговечных творений, кроме нескольких каменных орудий и удивительных наскальных росписей в пещерах Европы.

    Отмотав назад еще 35 000 лет, мы достигнем момента, когда предки человека еще не покинули пределов своей родины на северо-востоке Африки, но уже демонстрировали первые признаки современного поведения. Если считать, что оттуда и начинается история современного человека, то получается, что письменные источники освещают лишь последние 10 % ее протяженности, остальная история как будто растворилась во тьме.

    Пойдем дальше вглубь времен к первым дням существования нашего биологического вида, на 5 млн лет назад, когда первые обезьяноподобные существа, далекие предки человечества, отделились от вида, также давшего начало шимпанзе. Единственный материальный след той эпохи, в которую совершилась эволюция от обезьяны к человеку, – несколько каменных орудий.

    Казалось бы, узнать это время сколько-нибудь глубже не удастся: 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи скрыты во тьме. Однако в последние годы ученым открылся абсолютно новый архив данных. Это хроника, записанная в ДНК человеческого генома, в ее разных версиях, разбросанных по планете. Генетика давно помогает в изучении прошлого, но особенно успешно – с 2003 г., когда ученые закончили определение последовательности ДНК в человеческом геноме.

    Но каким образом геном так много сообщает нам о прошлом? Как хранилище наследственной информации, пребывающей в постоянном изменении, геном подобен документу, который без конца переписывают. Но геном, изменяясь, сохраняет сведения обо всех «черновиках», которые содержат в себе хронику миллионов лет. Таким образом, геном может многое рассказать нам о разных временны́х пластах. В нем есть свидетельства, уходящие более чем на 50 000 лет назад, к генетическому Адаму, человеку, чья Y-хромосома есть у каждого мужчины, живущего сегодня на земле. В то же время геном способен дать ключ к загадкам всего лишь двухвековой давности (например, ответить на вопрос: были ли у Томаса Джефферсона незаконные дети от любовницы-рабыни Салли Хемингс).

    Геном помогает ученым увидеть новую, куда более отчетливую картину человеческой эволюции, природы и истории. Из кромешной тьмы выплывает ошеломляюще подробная картина.

    Новое прочтение человеческой истории опирается на основание, заложенное палеоантропологией, археологией, антропологией и многими другими науками. Новым оно считается потому, что все эти традиционные области знания сегодня используют генетическую информацию и генетика постепенно собирает их воедино.

    В этой книге описывается ряд аспектов человеческой эволюции, природы и древнейшей истории, высветившихся благодаря открытиям в генетике последних лет. Читателей, далеких от этой области знания, вероятно, удивит, сколько разнообразной информации содержит в себе новый исторический подход. Видеозаписи, на которой обезьяна постепенно превращается в человека, не существует, однако этот процесс можно реконструировать в виде последовательности знаковых событий. Нет карт, показывающих миграцию первых людей с их прародины, но ученые могут составить маршрут, которым наши предки вышли из Африки, и их дальнейшее движение по планете. Можно проследить даже зарождение каких-то общественных институтов, возникших у людей на переходе от кочевого образа жизни, основанного на охоте и собирательстве, к современным сложным социальным системам.

    Информация из генома позволила палеоантропологам установить, когда человек лишился густого волосяного покрова на теле и когда обрел дар речи. Геном помог разрешить давнюю археологическую загадку сосуществования неандертальца и современного человека: жили ли они в мире и скрещивались или враждовали до полного уничтожения слабейшего? Генетика открыла антропологам данные о возникновении различных культурных практик, например стадного выпаса или каннибализма. И даже сравнительно-историческое языкознание обогатилось, хотя и косвенно, благодаря информации, которую дает нам ДНК: история языка сегодня реконструируется с применением методик построения родословного древа, разработанных биологами для картографирования генов.

    В вопросе о популяции первобытных людей, существовавшей 50 000 лет назад и давшей начало всем народам, ныне населяющим Землю, методы палеоантропологии и археологии бессильны что-то открыть о наших предках, исчезнувших без следа. А вот генетики, исследуя человеческий геном, открывают самые удивительные факты. Они могут оценить численность этой группы первых людей. Могут сказать, где именно в Африке они, вероятнее всего, обитали. Могут назвать дату, хотя и весьма приблизительную, возникновения человеческого языка. И даже рано или поздно смогут восстановить звучание праязыка.

    Первая рукотворная одежда

    Немного найдется примеров, более наглядно показывающих способность генетики проникать в самые удивительные закоулки человеческого прошлого, чем недавнее открытие исторического периода, когда появилась первая сшитая одежда. Первобытные люди, вероятно, одевались в шкуры животных миллионы лет, покрываясь ими, как плащом, но рукотворная одежда – сравнительно недавнее изобретение. Археологи не могут установить, когда она возникла, поскольку и ткани, и костяные иглы, которыми она сшивалась, весьма недолговечны.

    Осенью 1999 г. в Лейпциге сын антрополога Марка Стоункинга принес из школы записку, где сообщалось, что в классе один из учеников заразился вшами. Стоункинг, американский ученый, работавший в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, прочел записку со всем вниманием встревоженного родителя. Однако как генетик, давно интересующийся происхождением человека, он обратил внимание на то место в тексте, где говорилось, что вошь не может жить без тепла человеческого тела дольше 24 часов.

    Класс: 4

    Тема урока: На заре человечества.

    Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

    Задачи урока:

    1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

    2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

    3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

    4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

    5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

    6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

    Оборудование:

    1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

    2. Выставка творческих работ учащихся.

    3. Презентация “На заре человечества” с

    использованием ИКТ.

    4. Экран, проектор.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

    Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

    ! Проблемная ситуация:

    Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

    – Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

    (Ответы учащихся )

    – По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

    Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

    Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

    С-2. Чем же человек отличается от животного?

    (Ответы учащихся)

    III. Сообщение темы урока.

    Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

    С-3. “На заре человечества”

    С-4. “Первые предки”

    Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

    С–5. “Древесные жители”

    Это были древесные животные, напоминающие по своему

    строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

    не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

    линии животных, ставших впоследствии предком человека.

    С-6. Почему современного человека называют разумным?

    (Ответы учащихся)

    – Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

    С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

    (Ответы учащихся)

    – Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

    С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

    (Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

    – На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

    В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

    С-9. Почему охотились сообща?

    Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

    С-10. Первые орудия труда

    Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

    С-11. Орудия труда сделанные людьми.

    С-12. Каково было основное занятие древних людей?

    (Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

    – Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

    соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

    С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

    (Ответы учащихся )

    – Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

    С –14. Как вы думаете, моглали семья выжить в одиночку?

    (Ответы учащихся )

    – В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами .

    С-15. В чем жили неандертальцы?

    (Ответы учащихся )

    С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

    С-19. Вследствие чего возникла религия?

    (Ответы учащихся)

    – Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

    С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

    Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

    С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

    С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

    С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

    С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

    (Ответы учащихся)

    – Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

    С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

    (Ответы учащихся)

    – Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

    Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

    C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

    Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

    Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

    C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

    С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

    Древнейший человек и современный человек.

    • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
    • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
    • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
    • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
    • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
    • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
    • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

    IV. Закрепление.

    С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

    Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

    В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

    Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

    – Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

    КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

    С-29, С-30. Соотнесите людей и животных.

    Найдите сходство и различие.

    С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

    С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

    С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

    С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

    С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

    С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

    – Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

    V. Итог урока.

    – Подведем итог нашего урока.

    – Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

    (Ответы учащихся)

    Когда наш предок палку взял,
    Рукою лапа стала,
    Чужую шкуру повязал,
    Клык сделал из металла,
    След в глине превратил в горшок,
    Кувшины, чашки, плошки,
    А чтоб не набивать живот,
    Корзины сплел, лукошки.
    Всю Землю он преобразил,
    Везде следы оставил,
    Работал, не жалея сил,
    Царем Землею правил.
    И вот остался тигром тигр,
    И слон слоном остался,
    А человек, меняя мир,
    Сам в мире изменялся.
    Придумал чудо– инструмент,
    Держал его в секрете,
    Теперь уже владеют им
    И взрослые, и дети.
    А как давно летать мечтал!
    Все крылья подводили!
    Но вот загнал огонь в металл –
    Померяйся с ним в силе!
    Чтоб мысли, думы передать,
    Словами сделать звуки,
    И нам, чтоб прошлое понять,
    Взять нужно книги в руки.

    1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

    У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

    2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

    3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

    воспитание, традиции общества, закон

    4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

    Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

    5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

    6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

    7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

    У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

    1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

    У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

    2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

    3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

    воспитание, традиции общества, закон

    4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

    Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

    5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

    6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

    7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

    У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

    (с. 25) 1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

    У современного человека лоб стал выше, так как увеличился объем головного мозга. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как отпала необходимость разрывать зубами куски сырого мяса.

    (с. 25) 2. Выдели синим цветом те качества, которые были необходимы животным – предкам человека, зеленым цветом – древним людям, красным – современным людям.

    (с. 25) 3. Что удерживает нас от проявления звериного поведения?

    (с. 26) 4. Благодаря чему человек научился добывать себе пищу?

    Благодаря орудиям труда.

    (с. 26) 5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим – за 1 день, зеленым – не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

    (с. 26) 6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

    (с. 26) 7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у предков?

    Более острый подбородок – следствие развития речи.

    (с. 27) Проверь себя.

    1. Система органов, незаменимая для организма –

    Ни одну систему нельзя заменить.

    2. Системы, объединяющие все органы –

    Кровеносная, нервная.

    3. Кто (или что) «ухаживает» за кожей?

    Сальные железы.

    4. Какие клетки покрывают поверхность кожи?

    Мертвые ороговевшие клетки.

    5. Сокращающиеся органы –

    Сердце и другие мышцы.

    6. Основа скелета.

    Позвоночник.

    7. Система органов, добывающая энергию –

    Пищеварительная.

    8. Где питательные вещества попадают в кровь?

    В кишечнике.

    9. К какой системе органов относятся почки?

    К выделительной системе.

    10. Какого газа постоянно не хватает в организме?

    Кислорода.

    11. В какой «клетке» помещаются органы дыхания?

    В грудной.

    12. Сколько раз кровь проходит через сердце за один круг?

    13. Как кровь попадает из артерии в вену?

    Пройдя по кругу кровообращения по капиллярам, идущим от органов.

    14. Две составные части крови.

    Плазма и форменные элементы.

    15. Где «помещается» наше сознание?

    16. По каким «проводам» мозг получает сообщение?

    По нервам.

    17. Слой нервных клеток на дне глаза.

    Сетчатка.

    18. Что оценивает второй глаз, второе ухо?

    Втрое ухо дает возможность точнее определять источник звука. Второй глаз расширяет обзор и делает зрение объемным.

    19. Где находится орган равновесия?

    20. Как питается ребенок до рождения?

    Через пуповину, получая питательные вещества, растворенные в материнской крови.

    21. Как защищают детей от самых опасных болезней?

    Делают прививки.

    22. Кто из животных сходен с людьми построению тела?

    Человекообразные обезьяны.

    23. Что отличает человека от животных?

    Сознание и разум.

    24. Нормы поведения человека в обществе.