Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Знакомство дошкольников с картинами известных художников. Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного

    Знакомство дошкольников с картинами известных художников. Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного

    Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии? Материал консультации поможет ответить на все вопросы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки»

    Маленькие художники, или что нужно знать
    об особенностях рисования дошколят

    Подготовила

    Воспитатель высшей категории

    Шаповалова Валентина Петровна

    Г. Зеленогорск

    «Маленькие художники, или что нужно знать
    об особенностях рисования дошколят»


    Рисование - самый распространенный вид детского творчества. Уже в возрасте 8-9 месяцев здоровый карапуз способен создать свой первый шедевр. Рисование для детей - увлекательная игра, возможность самовыражения, один из способов познания окружающего мира. Считается, что до трех лет рисование - это отражение новых открытий. Ребенок учится соотносить палочку у него в руках со следом, оставленным ей на бумаге, он любит экспериментировать с цветами, смешивать их (если покажет взрослый), рисуя то все в красном цвете, то в зелёном цвете.
    По мере взросления ребенка меняются и его рисунки. Психологи доказали, что рисование отражает эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Именно поэтому психологи для диагностики различных нарушений в развитии ребенка, для выявления проблем используют проективные тесты (
    "Моя семья" , "Дом, дерево и человек", " Человек", "Нарисуй свой страх" и так далее). Рисование также применяется и в коррекции, например, для преодоления страха, тревожности.

    Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?

    · В возрасте около года начинается период хаотических каракулей. Малышу нравится оставлять след на бумаге.

    · 1-2 года. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять "следы", может исписать ни один лист похожими каракулями. Малыш уже стремится подражать письму взрослых, с помощью каракулей и закорючек "пишет" письма.

    · 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги.

    · 3 года. С этого возраста ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом, т.е. кошка может изображаться в виде овала, «усов» и «хвоста». Главное, чтобы малыш мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е., начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину - здесь многое зависит от кругозора. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появиться и детали: усы у кошки, глаза у человека, руль у машины, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Реалистичность рисования, как и точное соответствие цветов (морковка может быть синей, собака – красной) вовсе не главное для этого возраста.

    · 4-5 лет. Ребенок большое внимание уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), несоответствие величины (человек ростом с дом, кошка больше слона), появляется сюжет (изображаются несколько фигур, которые взаимодействуют). Если ребенок в пять лет изображает человека с пальцами на руках, глазами, ушами, с различением пола по одежде (платье, брюки, шляпы), то он отлично развивается!

    · 5-6 лет. Тем для рисования множество, новые впечатления, праздники, все изображается на бумаге. Ребенок с удовольствием рисует и старые сюжеты, и новые. Могут создаваться иллюстрации к сказкам, к историям, к собственной жизни. Теперь ребенок стремится нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающими, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные – изображение домика, солнышко в углу листа), следит за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытается отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.

    · 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремится передать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в один ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это КАРТИНА!

    · После семи лет развитие изобразительных навыков, как правило, происходит под руководством взрослых, из игры превращаясь в занятие, учебу.

    Рисунок является творчеством, познавательной игрой и отражением внутреннего мира ребенка, если ребенок рисует САМ, без помощи и указаний взрослого.
    Приведенные выше признаки развития рисования как игры примерны, всегда нужно учитывать особенности ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Но если рисунки Вашего ребенка сильно отличаются от предложенных норм, стоит задуматься и обратить внимание на уровень развития мышления, воображения малыша. Не зря при поступлении в школу проводятся такие тесты, как рисунок человека, это хороший показатель общего развития ребенка.


    Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.

    Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. Развивать монологическую речь. Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие в старшей группе.

    «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

    Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.

    Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. Развивать монологическую речь. Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы.

    Материалы и оборудование: картины художников Васнецова. Шишкина, Левитана, Саврвсова; музыкальное сопровождение, аудио кассета, магнитофон, медальки.

    Ход занятия:

    Ведущий: Ребята, вы знаете, что в нашем городе есть музей изобразительного искусства, где проходят выставки картин русских художников. Сегодня в детском саду музей устаивает небольшую выставку своих картин (Дети и ведущий заходят в музыкальный зал, садятся).

    Ведущий: Вот наша выставка. Ребята, подойдем поближе, познакомимся с картинами русских художников. Напоминаю вам, что рассматривать картины надо в полной тишине. Говорить может только экскурсовод. А экскурсоводом буду я (Играет музыка, дети подходят к картинам).

    Экскурсовод: Дети, посмотрите, вот картина В. Васнецова: «Три богатыря». На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В центре на вороном коне Илья Муромец. Все они храбрые, смелые защитники Родины. Одеты они в железные кольчуги, на головах – шлемы. Они готовы к бою, готовы защищать свою Родину (Подходят к картине «Иван царевич на сером волке», ребенок читает стихотворение).

    Ребенок: И начну у бабки

    Сказки я просить

    И начнем мне бабка

    Сказку говорить:

    Как Иван – царевич

    Птицу – жар поймал,

    Как ему невесту

    Серый волк достал…

    И во сне мне снятся

    Чудные края

    И Иван – царевич –

    Это будто я.

    Экскурсовод: Эта картина нарисована В. Васнецовым к «Сказке об Иване царевиче, жар – птице и о сером волке» (Подходят к картине «Аленушка»)

    Экскурсовод: Вечер, гаснет заря, сумерки спускаются на молодые сосенки и на потемневшую воду. На картине – одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре и печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы. Каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Ей грустно. Природа созвучна настроению девочки. Ранняя осень, природа увядает. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Картина очень поэтична (Подходят к картинам И. Левитана).

    Экскурсовод: Это пейзажи Исаака Левитана «Золотая осень». Золотая осень «Слободка» - это маленькая деревня.

    Лес, точно терем расписной

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Левитан любил рисовать осенний пейзаж. Пейзаж – это картина, на который изображена природа (Подходят к картине «Весна. Март»).

    Ребенок: Весна, весна. И все ей радо.

    Как в забытье, каком стоишь

    И слышишь свежий запах сада

    И теплый запах талых крыш.

    (Подходят к картине А. Саврасова «Грачу - прилетели»)

    Экскурсовод: Ранняя весна. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на тающем снегу у пруда кривые старые березы. На их ветках расположились грачиные гнезда.

    Бушует талая вода,

    Шумит и глухо, и протяжно.

    Грачей пролетные стада

    Кричат и весело и жадно.

    (Подходят к картинам И. Шишкина)

    Экскурсовод: Это картины Ивана Шишкина. Он очень любил русскую природу.

    Чародейкою зимою

    Околдован лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит…

    Великолепен вид зимней природы. В лесу торжественно, светло и тихо. Воздух морозный и тонкий. Небо светлое (Подходят к картине «Утро в сосновом лесу»).

    Экскурсовод: Ранним утром в чаще леса резвятся три неуклюжих медвежонка. Рядом мама – медведица. Обратите внимание на лес, наверное, в этот лес никогда не входит человек. Его называют дремучим (Проходят к картине «Рожь»).

    Экскурсовод: Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы.

    (Дети садятся на стульчики. Входит Печкин ставит кассету в магнитофон.)

    Ведущий: Ребята давайте расскажем Шарику все о картине Васнецова «Аленушка». Все ответы мы запишем на пленку, а Печкин доставит посылку. Отвечать надо громко, не хором, а по одному, нужно поднимать руку, чтобы Шарик все понял.

    Вопросы:

    1. На тему, какой сказки нарисовал художник эту картину?
    2. О ком эта картина? (О девочке Аленушке. Ей плохо и грустно.)
    3. Что вы можете рассказать о Аленушке? (На большом камне возле пруда одиноко сидит Аленушка, лицо ее печальное, не веселое. У нее, наверное, какое –то горе, потому что она плачет.)
    4. Кто может дополнить рассказ? (Девочка сидит, обхватив колени руками. Одета она бедно: на ней старый некрасивый сарафан, на ногах нет обуви. Она наверное замерзла.)
    5. Как вы думаете, почему она плачет?
    6. Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень)
    7. Как вы догадались, что изображена ранняя осень? (Есть еще зеленые листья на деревьях, желтых листьев мало. Девочка одета легко, почти по-летнему.)
    8. Что на картине окружает Аленушку? (Вокруг Аленушки стоят тонкие молодые березки, маленькие осинки, листья на них желтые. У берега растут камыши.)
    9. Какая в пруду вода? (Вода в пруду темная, зеркальная. На ней плавают листья.)
    10. Какими красками нарисована картина? (Темными, мрачными.)
    11. Как вы думаете почему? (потому что художник хотел передать настроение девочки, а у нее настроение – печальное.)
    12. Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Как относитесь к Аленушке? (Чувствую грусть, печаль. Хочется помочь Аленушке, сесть рядом, обнять, пожалеть.)

    (Печкин уносит посылку Шарику)

    Физ. минутка «Танец маленьких утят»

    Игра «Умник и умницы» За правильный ответ ребенок получает медаль.

    Вопросы к игре:

    1. Назовите каких русских художников вы знаете?
    2. Покажите картину Саврасова «Грачи прилетели?
    3. Покажите картины Васнецова?
    4. Как зовут богатырей на картине Васнецова «Три богатыря»?
    5. Что такое пейзаж?
    6. Какое время года любил рисовать Левитан?
    7. На тему какой сказки нарисована картина «Аленушка»?
    8. Покажите картину Шишкина «Утро в сосновом бору»?
    9. К какой картине написано стихотворение «Чародейка зима»?
    10. Покажите картины Левитана?
    11. Что такое слободка?
    12. Почему называют осень золотой?

    Ведущий: Молодцы вот мы на все вопросы и ответили, все записали. Я думаю, Шарик будет доволен.

    (Печкин приносит посылку от Шарика – угощение.)


    Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

    1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

    Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

    Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

    Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

    Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

    2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

    Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

    Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

    3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

    Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

    Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

    Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

    Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

    4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

    Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

    5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

    Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

    Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

    6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

    Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

    Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

    Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

    7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

    «Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

    Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

    Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

    8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

    Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

    Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

    9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

    Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

    Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

    В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

    10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

    «Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

    Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

    11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

    Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

    Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

    12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

    Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

    Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

    13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

    Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

    Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

    14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

    Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

    Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

    15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

    Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

    Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

    16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

    Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

    Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

    17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

    Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

    Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

    18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

    De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

    19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

    Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

    «Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

    20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

    Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

    На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

    Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

    20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: 23 ноября, 2016 автором: сайт

    Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

    Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

    Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

    Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

    Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

    ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

    С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

    Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

    От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

    Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

    Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

    По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

    По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

    Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

    «Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

    Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

    «Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

    Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

    (Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

    «Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

    При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

    Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

    Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

    Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

    ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

    Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

    Лишняя репродукция

    Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

    Пазл

    Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

    Откуда деталь?

    Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

    ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

    Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

    Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

    Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

    Узнай по описанию

    Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

    «На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

    «На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

    «Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

    «C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

    После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

    Схемы

    Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

    Один предмет

    Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

    Какие жанры используются?

    Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

    ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

    Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

    Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

    Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

    Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

    Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

    Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

    Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

    Это не я рисовал!

    Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

    Оживляем картину

    Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

    Ты художник и я тоже…

    Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

    ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

    Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

    Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

    Где картина, где скульптура

    Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

    Не тот ракурс!

    Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

    ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

    Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

    Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

    Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

    ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

    Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

    Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

    Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

    Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

    Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

    Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

    ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

    Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

    Фотография и картина…

    Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

    Вспомнить все

    Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
    Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

    В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
    Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

    И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

    В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

    Женя Ясная

    главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»