Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Живые удочки. Коррекционное занятие «Звуки - и буквы Ц-Ч Упражнения по дифференциации ч ц

    Живые удочки. Коррекционное занятие «Звуки - и буквы Ц-Ч Упражнения по дифференциации ч ц

    Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

    Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

    Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

    http://youtu.be/uRelu8PFGKI

    Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

    Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

    Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

    Задачи:

    1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
    2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
    3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
    4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
    5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
    6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

    Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

    Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. (Слайд 1)

    2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

    – Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

    – Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

    – Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

    – Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

    II . Основная часть.

    1.Целевая установка.

    – Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

    2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

    ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

    По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

    – Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

    3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

    Нарядные сестренки

    Весь день гостей встречают

    Медом угощают. (Цветы)

    Вырос молодец на грядке

    Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

    На дереве, в лукошке

    Подрастают крошки. (Птенцы)

    Желтые комочки

    Ходят возле квочки.

    Как вы понимаете слово – квочка?

    (Цыплята)

    Мы, когда идем, стоим

    А стоять умеем лежа.

    Даже, если убежим.

    Мы не двигаемся тоже. (Часы)

    Кто за печкой поет

    Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

    Если я захочу,

    В нем водичку вскипячу. (Чайник)

    Круглый, гладкий, без углов

    Целый день скакать готов. (Мяч)

    3. Работа с зашифрованными скороговорками.

    – В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

    Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

    Рано утром пели птицы для царя и для царицы

    Цыпленок и курица пьют воду на улице.

    У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

    У четырех черепах по четыре черепашонка.

    У девочки было колечко, упало в речку колечко.

    Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

    4. Веселые задания

    – Каким словом жонглирует клоун?

    – Как объясните значение слова жонглирует?

    (Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

    – Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

    (Слайд 9)

    • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
    • Реши примеры.

    (Слайд 10)

    5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

    Листьям – время опадать,

    Пти-ам – время улетать.

    Солн-у – стынуть,

    Ту-ам – литься,

    Нам с тобой – идти у-иться.

    – О каком времени года говорится в этом стихотворении?

    (Об осени)

    – Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

    - Проверь себя.

    (Слайд 12)

    6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

    Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

    Дует, дует ветер, дует, задувает.

    Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

    Желтые листочки с дерева срывает.

    Дети кружатся на месте.

    И летят листочки,

    Кружат по дорожке.

    На носочках бегут по кругу.

    Падают листочки

    Прямо нам под ножки.

    Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

    7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

    Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

    Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

    (Слайд 14)

    8. Проверь себя.

    (Слайд 15)

    9. Зрительная гимнастика

    (Слайды 16,17,18,19, 20,21)

    9. Договаривание слов: (Слайд 22)

    Цели:

    Образовательные:

    • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
    • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
    • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
    • формирование навыков работы по инструкции.

    Коррекционные:

    • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
    • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

    Воспитательные:

    • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

    Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

    Цели:

    Образовательные:

    1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
    2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
    3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
    4. формирование навыков работы по инструкции.

    Коррекционные:

    1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
    2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

    Воспитательные:

    1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

    Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

    Ход занятия

    1. Орг. момент (слайд 2)

    Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

    2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

    Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

    Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

    Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

    Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

    Звуки [ч] и [ц].

    О каких буквах мы будем говорить на занятии?

    О буквах Ч и Ц.

    3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

    Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

    4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

    Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

    Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

    (Ученики выполняют задания.)

    5. Характеристика звуков.

    6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

    Ребята, послушайте стихотворения:

    Буква Ц – внизу крючок,
    Точно с краником бочок.
    Вот такая буква Ц:
    С коготочком на конце.
    Коготок-царапка,
    Как кошачья лапка.
    Ч с четверкой спутал чижик
    И прочел: «Четыре ижик».
    Да, вы правильно решили,
    Ч мы пишем, как четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

    А верхний элемент у буквы Ч?

    Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

    7. Развитие фонематического слуха:

    Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

    Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

    8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

    Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

    (вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

    Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

    9. Пальчиковая гимнастика

    Поиграем с пальчиками.

    “Этот пальчик мой танцует,

    этот вот кружок рисует,

    этот пальчик ловко скачет

    Словно легкий- лёгкий мячик.

    А мизинчик, мой малышка.

    ноготком скребет, как мышка.

    А большой мой толстячок

    повалился на бочок”

    10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

    В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

    (пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

    А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

    (пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

    Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

    Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

    кольцо – колечко

    курица – курочка

    огурец – огурчик

    пуговица – пуговичка

    птица – птичка

    сестрица – сестричка

    лисица – лисичка

    улица – улочка

    рукавицы – рукавички

    водица – водичка

    яйцо – яичко

    перец – перчик

    заяц – зайчик

    овца – овечка

    крыльцо – крылечко

    перец – перчик

    лицо – личико

    словцо – словечко

    луковица – луковичка

    блюдце – блюдечко

    11. Дифференциация звуков в предложении

    Закончите предложения. (слайд 8)

    После среды наступает....

    На концерте выступали……

    Ручей мельче....

    Пчёлы разносят цветочную....

    Слова для справок:

    пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

    12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

    Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

    Гнездо.

    У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

    13. Домашнее задание. (слайд 10)

    Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

    Птицы кормить птенчики

    Дети поливать огурцы и чеснок

    Мальчик в окно стучит

    Цветы в саду цвести

    14. Итог занятия.

    Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

    15. Оценка работы детей на занятии.

    Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

    · присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

    · стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

    · поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

    Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

    четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

    Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

    улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

    На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

    ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

    ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

    ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

    РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

    СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

    Предварительный просмотр:

    Измени слово, чтобы

    В нем появился звук [Ч]:

    кольцо

    курица – ____________________________

    огурец – ____________________________

    пуговица –__________________________

    птица

    Измени слово, чтобы

    в нем появился звук [Ч]:

    сестрица

    лисица – _____________________________

    улица

    рукавицы – ___________________________

    водица – _____________________________

    Измени слово, чтобы

    в нем появился звук [Ч]:

    яйцо

    перец – ______________________________

    заяц – _______________________________

    овца – _______________________________

    крыльцо – ____________________________

    Измени слово, чтобы

    В нем появился звук [Ч]:

    перец – ______________________________

    лицо – ______________________________

    словцо – _____________________________

    луковица – ___________________________

    блюдце – ____________________________

    Закончите предложения.

    После среды наступает...

    На концерте выступали…

    Ручей мельче...

    Пчёлы разносят цветочную...

    Закончите предложения.

    После среды наступает...

    На концерте выступали…

    Ручей мельче...

    Пчёлы разносят цветочную...

    пыльцу четверг скрипачи речки

    Гнездо.

    Ласточка весело защебетала.

    Гнездо.

    Ласточка весело защебетала.

    У ласточки было четыре птенца.

    Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

    Один птенчик выпал из гнезда.


    Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

    Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

    Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

    • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
    • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
    • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

    Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

    Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

    Характеристика звука [Ч]:

    Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

    Постановка звука [ч]

    Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

    1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
    2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
    3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

    Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

    Артикуляционная гимнастика

    Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

    • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

    • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

    • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

    Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

    Правильная артикуляция

    Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

    1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

    • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
    • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

    2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

    • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

    3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

    • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
    • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

    4. Использовать опорные звуки:

    • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

    Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

    Автоматизация звука [ч]

    Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

    • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
    • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
    • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
    • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
    • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
    • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


    Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
    Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

    Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

    Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

    Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





    Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
    Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
    Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

    Елена Новикова
    Коррекционное занятие «Звуки [Ц]-[Ч] и буквы Ц-Ч»

    Тема : Звуки и буквы Ц-Ч.

    Цель : дифференциация звуков и букв Ц-Ч.

    Задачи урока :

    1. Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.

    2. Развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.

    3. Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).

    4. Формировать правильную артикуляцию, звукопроизношение этих звуков.

    Оборудование:

    1. Карточки с портретами героев: Незнайки, Словознайкина, Звукознайкина, “облачка дыхания”.

    2. Предметные картинки к словам со звуками (Ц) и (Ч).

    3. Карточки к играм “Корректор” и “Звуковой коврик”.

    4. Разноцветные флажки для оценивания правильных ответов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята!

    Проверьте, все ли готово к занятию?

    Для самых внимательных, активных и старательных ребят мои помощники приготовили небольшие сюрпризы.

    2 Дыхательная гимнастика.

    “Облако дыхания”

    Итак, чему мы учимся на занятиях с логопедом?

    (правильно говорить и писать)

    Как мы должны говорить?

    (четко, внятно, всем понятно)

    Что является энергией нашей речи, её движущей силой?

    (выдыхаемый воздух)

    Какой герой помогает нам выполнять упражнения на дыхание?

    (“Облачко дыхания”. Вывешиваю на доску.)

    Выполнение упражнений с движением рук.

    И. п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.

    Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).

    Поработаем над силой выдоха.

    Упражнение “свеча”.

    Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

    Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит голубые флажки.

    (быстро раздаю)

    3. Подготовка к восприятию нового материала .

    Словознайкин

    Попробуйте отгадать, над какими звуками мы будем сегодня работать. Вот какие стихи принес сегодня Словознайкин.

    Цапля ходит по болоту

    Ждут в гнезде её птенцы .

    Цирк откроется в субботу

    Уж приехали борцы

    Какой звук здесь повторяется? (Ц)

    В каких словах встретился звук (Ц? (Показываю иллюстрации к стихам)

    “Спешил куда-то сверчок ,

    Нашел сверчок пятачок ,

    сменял пятачок на крючок ,

    крючок поменял на значок

    Какой звук повторялся? (Ч)

    В каких словах встретился звук (Ч? Что они обозначают, кто покажет на картинке?

    Молодцы, Словознайкину очень понравились ваши ответы, он дарит вам зелёный флажок.

    4. Обьявление темы и целей занятия

    Кто сможет озвучить тему нашего занятия?

    “Сравнение и различение звуков Ц – Ч” (Открываю запись на доске)

    Что мы будем учиться делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать между собой, обозначать буквами)

    А какой герой поможет нам в этом? (Звукознайкин)

    5. Анализ звуков по таблице

    Звукознайкин

    согласный Согласный

    Глухой - непарный Глухой - непарный

    Твердый - непарный Мягкий - непарный

    свистящий Шипящий

    Язычок внизу Язычок вверху

    Губы - “улыбка” Губы – “трубочка”

    Струя холодная Струя теплая

    Что вы знаете про эти звуки?

    Чем похожи, чем отличаются эти звуки?

    Обратить внимание на положение губ и языка.

    Ребята, которые давали правильные и полные ответы получают от моего помощника красный флажок.

    6 Узнавание звука по беззвучному артикулирова-

    нию - Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести. Ладонь показывает положение язычка (ц, ц, ч, ч, ч, ц, ч, ч, ц)

    7 Физкультминутка

    Давайте немножко отдохнём. Встаньте и покажите, как стоит цапля (дети стоят на одной ноге).

    Слушайте слова: если в слове услышите звук Ц, встаньте, как цапля, если Ч – покажите маленького сверчка, присядьте на корточки.

    ЧЕРТА, ЦЕПОЧКА, КАЧЕЛИ, КРЮЧОК, ЦИРК, ПТЕНЕЦ, ЧЕЛОВЕК, БОРЦЫ, ПРИНЦ, ЧЕСНОК, КУРИЦА, ЗНАЧОК. 2 мин.

    8 Соотнесение звуков и букв

    Незнайка

    Незнайка путает эти буквы. Он просит вас ему помочь, объяснить, чем они отличаются. Кто хочет на доске показать, как пишутся буквы Ц и Ч и объяснит Незнайке, чем они отличаются? Как Незнайке запомнить, как пишутся эти буквы?

    Запомни Незнайка: нижнее положение кончика языка на звуке Ц – и нижний элемент буквы - “зацепочка”; верхнее положение кончика языка на звуке Ч – верхний элемент буквы – “чайка».

    9 Игра «Будь внимательным»

    Найдите в тексте буквы Ч и Ц. Букву Ч – обведите, букву Ц – зачеркните.

    (Каждому ребенку раздаются листочки с печатным текстом, вырезанные из журнала. Ученики ищут буквы и выполняют задание) Незнайка приготовил для вас жёлтые флажки.

    10 Пальчиковая гимнастика

    Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь они хотят немного поиграть.

    “Этот пальчик мой танцует,

    этот вот кружок рисует,

    этот пальчик ловко скачет

    Словно легкий- лёгкий мячик.

    А мизинчик, мой малышка.

    ноготком скребет, как мышка.

    А большой мой толстячок

    повалился на бочок”

    11 Наблюдение за чередованием звуков Ц - Ч

    В каких словах вы сейчас опять услышали звук Ч?

    (пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

    А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук Ц.

    (пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

    Оказывается в некоторых словах звуки Ц – Ч могут чередоваться.

    Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники” (с мячом). Я говорю слово со звуком Ц, а вы превращаете его в Ч

    Кольцо – колечко

    Курица – курочка

    Огурец – огурчик

    Пуговица – пуговичка

    Птица – птичка

    Сестрица – сестричка

    Лисица – лисичка

    Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звук Ц и Ч? (вспоминаем особенности артикуляции)

    12 Тренировка в распознавании анализируемых звуков

    Мы сегодня много узнали про звуки (Ц) и (Ч).

    Научились их различать на слух и по артикуляции.

    Мои помощники хотят проверить, все ли ребята сегодня были внимательными и научились различать эти звуки.

    Игра “Звуковой коврик”

    (у каждого полотно с сеткой квадратиков 3*3 и простой карандаш)

    Если вы услышите в слове звук Ц, рисуете вытянутые губки (-, если услышите звук Ч – круглые (0)

    1. черта, цепь, цветы

    2. силач, мяч, молодец

    3. мельница, мыльница, свеча

    Проверяем. Сравните, какой узор получился у меня на доске и у вас на листочках. Встаньте, у кого правильно.

    Вы выиграли красивый розовый флажок. Молодцы. Давайте похлопаем этим ребятам.

    13 Итог занятия.

    Рефлексия .

    К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня про звуки (Ц) и (Ч).

    Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?

    Давайте подведем итоги, сколько флажков заработал каждый ученик?

    Я вам обещала показать, какой сюрприз приготовили для вас мои помощники. Это кораблики, которые они каждому из вас нарисовали. Вам останется дома только приклеить эти флажки, которые вы сегодня выиграли.

    Поднимите руку те, кто может сказать, что он научился не путать звуки и буквы Ц-Ч.

    Цели:

    1. Формировать у учащихся умение различать согласные Ц. Ч в устной и письменной речи;

    2.

    3.

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие памяти мышления, внимания.

    Оборудование: слоговая таблица, предметные картинки: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы; перфокарты, фишки, таблицы для мнемонического приема.

    Ход занятия.

    I . Организационный момент.

    II . С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеригзуйте эти звуки. В чем разница их артикуляции?

    Игра «Кто больше».

    Проведем игру «Кто больше». Вы должны придумать слова, сначала со звуком Ч, затем со звуком Щ. Победит тот» кто придумает больше слов и наберет больше фишек.

    III . Знакомство с новой темой.

    1 Отгадывание загадок, выделение первых звуков в словах-отгадках.

    Длинным клювом тонким - Когда лежу на месте

    Схватит лягушонка, Не раскрывая рта,

    Капнет с клюва капля, Во мне, скажу по чести,

    Кто же это...? (ЦАПЛЯ) Такая пустота!

    Скорей, скорей бы лето?

    И люди будут класть

    Дорожные предметы

    В мою большую пасть.

    Мне видно от рожденья

    Такой характер дан,

    Что я люблю движенье,

    На то я... (ЧЕМОДАН).

    Итак, сегодня вы учитесь различать звуки Ч, Ц.

    Охарактеризуйте эта звуки.

    2 Уточнение артикуляции звуков. В чем различие артикуляции этих звуков?

    3 Сопоставление звуков, с их графическим изображением. Мнемонический прием.

    Первой букве Буква Ц -

    В слове чтение - Внизу крючок.

    Букве Ч, Точно с краником бачок.

    Мое почтение.

    IV.

    1 Дифференциация Ч, Ц в слогах.

    а) Прочитайте слоговые цепочки по слоговой таблице. Повторите их,



    ЧА-ЦА-ЧА ЦА-ЧА-ЦА
    ЧА-ЦА-ЧА-ЦА ЦА-ЧА-ЦА-ЧА

    б) Прослушайте слоги, запишите:

    первую букву каждого слога:

    ЧА, ЦА, ЧО, ЧУ, ЦО, ЦЫ, ЧИ, ЦЕ, ЧЕ

    последнюю букву, каждого слога:

    АЧ, АЦ, УЧ, УЦ, ОЦ, ЫЦ ОЧ, ИЧ, ИЦ, ЕЦ, ЕЧ.

    Подсчитайте каких букв больше.

    2 Дифференциация Ч, Ц в словах.

    а) «Буква потерялась». Найдите букву.

    МОЛОДЕ..., КУЗНЕ…, СОЛН...Е, ПОСЛОВИ...А, ...ИРК, ...АШКА, БО...КА, О...КИ, ...ЕРЕПАХА, МЯ...ИК, ЗАДА...А, РУ...КА, ТУ...КА, У...ЕНИК.

    б) Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено? Запишите названия картинок. Подчеркните буквы Ч, Ц разными пастами.

    Картинки: огурец, палец стручочки, цепи, сморчок, ножницы.

    Прочитайте слова, каких букв больше, Ч или Ц.

    в) Измените слово так, чтобы полнился звук Ч. Запишите пары этих слов.

    Образец: улица-уличный, овца-овечий (овечка).

    РУКАВИЦА - ЛУКОВИЦА - ПТИЦА -

    КОЛЬЦО - ЛИЦО - СИНИЦА -

    ОГУРЕЦ - ВОДИЦА - ТЕПЛИЦА -

    ЦВЕТОК - УЛИЦА - ЩИПЦЫ -

    Прочитайте слова.

    г) Прослушайте слова, Определите наличие и место звуков Ч, Ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом, под схемой напишите соответствующее слово.

    Образец: ___ цч __

    солн, це поч, ка

    Горчица, волчица, учительница, молочница, чертежница, летчица

    (1 ученик у доски). Все сверяют написанное с записью на доске.

    3

    а) Составьте с данными словосочетаниями предложения.

    Проточная водица.

    Черная курица.

    Крошечная царапина.

    Узорчатое полотенце.

    Отличная оценка.

    Прочтите предложения.

    б) Работа с перфокартами. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    Снесла курочка....

    Летом целый день печет....

    Лисица охотилась на....

    Среди колокольчиков стрекочут....

    Аленушка печалится о.... Иванушке.

    Из маленького цыпленка вырастет большая ….

    Прочтите предложения. Найдите главные члены.

    Логопедическая физминутка.

    4

    Составьте рассказ по опорным словам.

    ЦЕЛАЯ ОХАПКА, РЮКЗАЧКИ, УДОЧКИ, УДАЧНАЯ ПРОГУЛКА, ПЕЧЕНАЯ КАРТОШКА, ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КУЗНЕЧИКИ, БАБОЧКА.

    V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №52

    ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ч, Ц.

    Цели:

    1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Ч, Ц в устной и письменной речи;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие памяти, мышления, внимания.

    Оборудование: сигнальные, карточки, матитофонная запись, предметные карточки: огурцы, туча, платочек, меч, очки; перфокарты.

    Ход занятия.

    I . Организационный момент.

    II . Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляций?

    Игра «Превращение слов - волшебная цепочка».

    Я назову слово, со звуком «Ц» или «Ч», а вы должны продолжить - придумать слово, начинающееся с того звука, которым заканчивалось слово произнесенное мной и чтобы в этом слове был звук «Ц».

    на «Ц» - Цветок - красавец - цвет - танцор - рубец - царство - огурец -царевич -частица.

    на «Ч» - Чижик - ключ - час - счет - ткачи.

    Продолжим работу над звуками.

    III. Закрепление пройденного материала.

    1. Дифференциация звуков Ч, Ц в слогах.

    а) Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности:

    цу-чу-цу чу-цу-цу-чу цо-чо-цо-чо

    чу-цу-чу цу-чу-чу-цу чо-цо-чо-цо

    б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Ч, во вторую - с буквой Ц:

    ЧА, ЦУ, АЧ, УЦ, ЧУ, ЧИ, ЕЧ, ЦЕ, ОЦ, ЦА, ЯЧ, ЯЦ, ЧРЕ, ЦВЕ, ЧПЕ, ЧВЕ. ЦВЕ, ЧТЕ, ЧТИ, ЧМО, АЧА, АЦА.

    Подсчитайте, каких слогов больше.

    2. Дифференциация Ч и Ц в словах.

    а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

    МЯЧ, МОЛОДЕЦ, СИТЕЦ, КОЛОДЕЦ, СКВОРЕЦ, ПТЕНЕЦ, МЕЛЬНИЦА, ОТЧЕСТВО, ПЛАЧ, ГРАЧ, СВЕРЧОК, КУРОЧКА, ЧУРКА, ЦАРАПАТЬ, БОРЩ, ДВОРЕЦ, ПЧЕЛКА.

    б) Закончить слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА:

    Ули..., да..., мелыни..., зада.., кру..., столи..., ку..., пти..., больни..., красави....

    Прочтите слова.

    в) Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц:

    …ерта, ...епь, …веты, …ерешня, вра…, доще…ка, по…тальон, яй…о, ножни…ы, вето…ек.

    Прочтите слова.

    3. Дифференциация Ч, Ц в предложениях.

    а) Дополнить предложения, используя картинки.

    В огороде поспели... (ОГУРЦЫ)

    На солнце надвигалась темная... (ТУЧА)

    Света подарила бабушке красивый... (ПЛАТОЧЕК)

    Дети играли в... (МЯЧ).

    Дедушка, потерял... (ОЧКИ)

    Прочтите предложения, найдите главные члены предложения, назовите второстепенные члены предложения.

    б) Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц:

    волчица, играть, волчата, с кусты, из, выскочили, зайцы

    цапля, переходить, кочки, с, кочку, на

    пчелы, полететь, гречишное, на, поле

    пчелы, садиться, цветы, акация, на

    листочки, у, были, птенцы, четыре

    гнездо, ласточка, на, было, чердак

    Прочтите предложения. Последнее предложение разберите графически (1 ученик у доски).

    Логопедическая физминутка

    4. Дифференциация Ч, Ц в связной речи.

    Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

    Недоу...енный хуже неу…ёного.

    Хо…ешь есть кала…и - не сиди на пе…и.

    Чего себе не хо…ешь, того и другому не делай.

    Не разбивши яй…а, не сделаешь я…ни...у.

    Поговорка - …вето…ек, послови…а - ягодка.

    Прочитайте пословицы, объясните их значение. Подсчитайте количество букв Ч, Ц.

    IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 53.