Конспекты открытых занятий для умственно отсталых детей. Коррекционные занятия для детей с легкой умственной отсталостью
Елена Владимировна Фадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»
Государственное казенное учреждение города Москвы
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию
с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста
«Дорожка к дому »
Подготовила воспитатель :
Фадеева Елена Владимировна
Москва 2013
Задачи :
Образовательные :
Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;
Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .
Коррекционно-развивающие :
- корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;
Развивать конструкторские навыки , понимание речи.
Воспитательные :
воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.
Возрастная направленность занятия :
младший дошкольный возраст .
Наглядно-дидактический материал :
мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .
Игровая мотивация.
Посмотрите, кто едет на машине?
Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .
Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .
Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.
Дети : Да.
Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.
Коррекционно-развивающий блок .
Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .
Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.
Упражнение для правой руки.
Вот кулак, а вот ладошка ,
На ладошку села кошка .
«ходим» пальчиками по ладошке
И пошла, пошла, пошла,
гладим кончики пальцев
До мизинчика дошла.
растираем мизинчик
Упражнение для левой руки.
Вот раскрытая ладошка ,
сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем
Ой! Смотри другая кошка!
гладим раскрытую ладошку
Быстро, быстро побежала,
гладим кончики пальцев
До мизинца добежала.
растираем мизинчик
Упражнение для правой и левой руки.
А теперь поймаем кошку,
активно сжимаем, разжимаем кисти рук
Хлопнем мы с тобой в ладошки .
хлопаем в ладоши
Игровая мотивация.
Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !
Дети : Да.
Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.
Продолжение коррекционно-развивающего блока .
Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .
Рефлексия.
Воспитатель : (от имени кошечки)
Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .
До свидания!
Список литературы :
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.
3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.
Название:
Конспект занятия по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Номинация:
Начальная школа, Коррекционная педагогика, 7-10 лет
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «Веселолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области
Месторасположение: Россия, Белгородская область, Белгородский район, село Веселая Лопань, улица Гагарина, 7А
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много».
Цели: закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного; продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Образовательные задачи:
- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного;
- закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание трудиться;
- воспитывать доброту и отзывчивость.
Форма НОД: учебно-игровая.
Продолжительность: 15 минут
Участники: 2 младшая группа.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик, большой и маленький кубики, большая и маленькая коробка
Раздаточные: большие и маленькие кубики по числу детей, тарелочки по одной штуке на ребёнка, кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Рассматривание один и множества предметов. Игра «Найди в группе предмет той же формы».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, опрос.
Игровые: сюрпризный момент, игра с персонажами.
Наглядные: использование мягкой игрушки Зайчика, кубиков, коробок и т.д.
Место проведения: групповая(на ковре и за столами).
Структура НОД:
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Физкультминутка
Игра задание «Один и много» (за столами)
Ход НОД:
Введение в учебно-игровую ситуацию
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, к нам сегодня придёт гостья, вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка –убегает, ловка, кто это?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Правильно это зайка, его зовут Степашка.
Основная часть .
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель: Ребята, что-то, наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?
— Ребята, он говорит, что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим. — Дети какие кубики по величине?
Дети: Больше и маленькие.
Воспитатель: Какого цвета кубики?
Дети: С иний, жёлтый, красный, зелёный.
Воспитатель: Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (дети показывают). Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
Воспитатель: Посмотрите это какая коробка?
Дети: Большая.
Воспитатель: А эта коробка, какая?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам ).
Воспитатель: Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
2. Физкультминутка
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши)
Вышли зайчики гулять. (Изображают зайчиков)
Вдруг охотник выбегает, (Побежали)
Прямо в зайчика стреляет. (Приседают)
Пив -пав-ой-ой. (Качают головой)
Убегает зайчик мой! (Убегают на свои места)
Воспитатель: Дети, давайте пригласим Зайчика, поиграть с нами за столами.
3. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Перед вами коробочки, что в них?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синего.
Воспитатель: Сколько кружков?
Дети: Много.
Воспитатель: А на тарелочки?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Сейчас, вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке?
Дети: По одному.
Воспитатель: Сколько осталось в коробке?
Дети: Много.
Воспитатель: Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько в коробочке кружков?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: А у вас на тарелочке?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у Зайки в тарелочке сколько кружков?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
Воспитатель: Вика, сколько ты будешь класть кружков?
Вика: Один.
Воспитатель: Миша, а ты сколько?
Миша: Один.
Воспитатель: Один, один, один, — посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков?
Дети: Много.
Воспитатель: Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику. «Спасибо дети! »-говорит вам Степашка.
Вот какие мы с вами молодцы! Помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного). Молодцы!
Итог
Игра — хоровод:
«Солнышко и дождик».
Дети встают в круг.
Смотрит солнышко в окошко, Дети идут по кругу. Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши, Дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте. Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши на месте. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Дети попрощались с зайчиком Степашкой и стоят возле воспитателя (или можно пригласить детей свои места за столами).
Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Дети: Зайчик Степашка. Воспитатель: — Понравилось вам помогать Степашке? (ответы детей) Воспитатель: — Как вы ему помогали? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы!
Занятие.
Тема: «Тепло семейного очага» (беседа)
Цель: 1. познакомить с понятиями «семейный очаг»;
2. развить умение применять эти понятия на практике (в группе);
3. воспитывать в группе добрые, семейные отношения между детьми и взрослыми.
Ход занятия.
Рассказ – показ.
Знакомство с понятиями «семейный очаг», «тепло семейного очага» (рассуждения детей, ответы на вопросы).
Выполнение работы.
Составление семейного портрета нашей группы (рисование, аппликация)
Результат работы, обсуждение.
О чем говорили?
Что такое «семейный очаг»?
Как вам живется в группе?
Разработала: Овсянко Л.В
Тема: Рисование (Зима пришла).
Цель: 1. Повторить признаки зимы;
2. Учить рисовать зиму;
3. Воспитать чувство прекрасного;
Материалы и оборудование:
Белые листы бумаги, цветные карандаши (мелки восковые, краски, гуашь – по выбору детей).
Организационный момент:
Рассказ – показ:
Рассказать детям о признаках зимы, какие зимние забавы детей
зимой, нарисовать картинку «Зима пришла».
2. Выполнение работы:
а) Выбор рабочего материала (лист бумаги, по выбору детей – краски, карандаши, мелки, гуашь);
б) Выбор цвета, для создания композиции, основного образа (зимние забавы детей, зимний пейзаж);
в) Рисование основного образа;
г) Работа над цветной гаммой;
д) Оформление работы.
3. Просмотр работы, обсуждение.
Тема: Оригами. («Лебедь»)
Цель: Закрепить умение сгибать бумагу в четверо в разных направлениях, хорошо заглаживая сгибы; учить заготовить выкройку и делать из нее игрушку; воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.
Материалы и оборудование:
Бумага, картон, карандаши, ножницы, цветные карандаши.
Организационный момент:
1. Рассказ – показ.
Из квадратного листа сделать стрелку.
Отогнуть угол (шея лебедя).
Отогнуть уголок (голова лебедя).
2. Выполнение работы.
а) выбор рабочего материала;
б) выбор цвета для создания основного образа, своей композиции;
в) изготовление основного образа по плану;
г) работа с деталями;
д) оформление работы
3. Просмотр работ, обсуждение.
Тема: Лепка (Два мухамора).
Цель: учить работать с пластелином, развивать мелкую маторику, воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
1. Рассказ – показ:
Раскатать два столбика из белого пластелина, придать форму ножек. Слепить верх из красного пластеина (форма шляпки).
Украсить шляпку белыми пятнами. Посадить грибы в траву;
2. Выполнение работы:
а) выбор рабочего материала (пластелин);
б) выбор цветного для создания композиции (белый, красный, зеленый);
в) лепка основного образа;
г) работа над цветовой гаммой;
д) оформление работы.
3. Просмотр работ, обсуждение.
Занятие №2
Тема: Дикие и домашние животные
Цель: 1) Познакомить с дикими и домашними животными
2) Развивать умение различать животных по классам
3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания
Ход занятий
Рассказ – показ
Виды каких животных вы знаете?
Какие животные относятся к диким животным?
Какие животные относятся к домашним животным?
Где живут дикие животные?
Где живут домашние животные?
2) Выполнение работы
Показ диких животных.
Показ домашних животных.
Их отличия и сходства.
О чем говорили?
Что узнали нового?
С кем познакомились?
Какие виды животных запомнили?
Занятие №1
Тема: Работа на огороде (сбор зрелых плодов и корнеплодов)
Цель: 1) ознакомить с созревшими плодами и корнеплодами;
2) развивать умение видеть зрелые плоды и корнеплоды, умение их собирать;
3) воспитывать умение трудиться помогать друг другу в работе, быть дружными и взаимно – вежливыми;
Ход занятия
Рассказ – показ
Какое время года?
Какой урожай собирают осенью с огорода?
Что мы будем собирать?
2) Выполнение работы
Распределение вида работ
Выбор территории, где будем работать
Начало уборки урожая
Окончание работы на огороде;
3) Результат работы, обсуждение
Как работали?
Кто работал хорошо?
Кто ленился?
Зачем мы выполняли эту работу?
Занятие 13.
Тема: Зимушка – зима (беседа).
Цель: 1) познакомить с приметами зимы;
2) развивать умение определять предметы зимы, развить кругозор;
3) пробудить эстетическое воспитание у детей.
Ход занятия:
Рассказ – показ
Какое время года?
Какие месяцы считают зимними?
2. Выполнение работы
Покажите на картинке зимний пейзаж.
Нарисуйте узоры на окне.
Какие стихи знаете о зиме?
Назовите приметы зимы.
3. Результат работы, обсуждение
О чем говорили?
Что узнали нового?
Назовите приметы зимы.
Разработала: воспитатель 4 гр. Овсянко Л.В
Конспект занятия для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Предмет: Коррекционно-развивающее занятие
Класс: 1 дополнительный
Тема: Квадрат
Задачи:
Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета, треугольник, круг.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона, мультимедийное образовательное оборудование EduPlay .
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой. Но сначала вспомним, с какими фигурами вы уже знакомы.
Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. Найдите фигуры, которые вы знаете.
Что это? Какого цвета? Большая или маленькая фигура? Ребята достают круги и треугольники, называют их, цвет, величину.
Основная часть
Знакомство с квадратом
В коробке остаются квадраты. Педагог показывает большой квадрат.
Это фигура называется квадрат.
Давайте сосчитаем сколько углов. (Четыре)
А сколько сторон? (Четыре)
А теперь внимательно посмотрите на стороны квадрата. Какие они? Одинаковые.
Хорошо!
Задание «На что похож квадрат»
Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Какие предметы похожи на квадрат? На столе лежат предметы разной формы, ребята показывают предметы похожие на квадрат и называют их.
Молодцы!
Конструирование «Домик»
Давайте построим из наших фигур домик. Какие фигуры нам нужны? А нужен ли нам квадрат? Нужен.
Найдите большой квадрат и большой треугольник. Построим дом.
Из каких фигур мы построили дом? (Квадрат и треугольник)
Хорошо получилось!
Гимнастика для глаз
На стене висят различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.
Найдите глазками в кабинете желтый круг. Подойди и покажи его. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами.
Работа с мультимедийной образовательной системой EduPlay
А сейчас мы повторим изученную фигуру.
Мы с вами поработаем за компьютером.
Программа «Геометрические фигуры», педагог настраивает задания в зависимости от уровня сложности задания, возраста и возможностей группы детей. Выбирает изученную фигуру в задание, подбирает цвета, в которые будет окрашена изученная фигура, подбирает фигуры, которые будут использоваться в качестве ложных, а также их цвет, сложность задания.
Посмотрите на экран. Какая фигура изображена вверху? (Квадрат) Какого она цвета? (Красный)
Выберите внизу такую же фигуру и такого же цвета. Далее аналогично.
Молодцы!
Заключительная часть
Наше занятие подошло к концу. Садитесь за парты на свои места.
С какой фигурой мы познакомились сегодня?
На какие предметы похож квадрат?
Сколько углов у квадрата? Сколько сторон у квадрата?
Хорошо!
Занятие окончено!
- Притча о лжи Почему сила в правде
- Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
- Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
- Механизм сложных периодических расчетов
- История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
- Что такое средний заработок и когда он применяется
- КУДиР: страшный зверь или важный документ?