Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Договор аренды банковской ячейки
  • Налог на частный дом и земельный участок для физических лиц
  • Можно ли продать квартиру с перепланировкой, если она неузаконенная Как продать квартиру незаконной перепланировкой
  • Правила и процедура проведения егэ Сколько времени длится егэ по английскому
  • Продажа квартиры: кто обычно оплачивает оформление документов
  • Рейтинг самых истеричных знаков зодиака 3 самых истеричных знака зодиака
  • Примеры косвенных дополнений в русском языке. Дополнение как член предложения

    Примеры косвенных дополнений в русском языке. Дополнение как член предложения
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

    Тип урока: синтетический

    Вид урока: урок-эксперимент

    Наглядность: плакаты, фломастеры

    Ход урока

    I . Организационный момент (1-2 мин)

    а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
    б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

    II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

    III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

    1. Слово учителя.

    Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
    Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

    2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?

    Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
    Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

    3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

    Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

    (Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

    Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

    4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

    Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

    В русском языке:

    На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

    Мастера показали, как слепить игрушку из шины

    В казахском языке:

    Тура және жанама толықтауыш

    1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
    2) Құлақ естігенді көз көреді
    3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
    Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
    4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

    В английском языке:

    Прямое, косвенное и предложное доплнение
    1) I wrote a letter (прямое)
    Я написала письмо
    2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
    3) I spoke about him (предложное дополнение)
    (Я говорила о нем)

    (Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

    5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

    Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

    Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
    Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
    Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
    Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

    6.Презентация справочника (9 слайд).

    На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
    Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

    7. Выборочное упражнение.

    1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

    8. Работа по таблице(Слайд №10)

    Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

    9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

    (Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
    Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

    Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

    Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

    Грохочет эхо по горам,
    Как гром, гремящий по громам.
    (Г.Державин. Водопад.)

    (“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

    Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

    Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

    Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
    На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
    Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

    10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

    Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

    11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

    Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
    восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
    (Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

    12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

    Тореро надел сомбреро.
    Сомбреро надел Тореро.
    Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

    13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )

    Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

    14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

    Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

    15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

    1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

    • объект, на который распространяется действие;

      Пишу письмо ; слушаю музыку .

    • объект - адресат действия;

      Пишу другу .

    • объект - орудие или средство действия;

      Пишу ручкой .

    • объект, на который распространяется состояние;

      Мне грустно.

    • объект сравнения и др.

      Быстрее меня .

    2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

    • родительный падеж - кого? чего?

      Выбор профессии .

    • дательный падеж - кому? чему?

      Пишу другу .

    • винительный падеж - кого? что?

      Пишу письмо .

    • творительный падеж - кем? чем?

      Пишу ручкой .

    • предложный падеж - о ком? о чем?

      Думаю о друге .

    3. Дополнение может относиться к:

    • глаголу-сказуемому;

      Пишу письмо .

    • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

      Потеря коня ; надежда на счастье .

    • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

      Строгий к детям ; думающий о детях .

    • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

      Незаметно для других.

    Способы выражения дополнения

    Примечания.

    1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).

    2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

    3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).

    4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

      прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;

      Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

      косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

      Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

    Примечания.

    1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).

    2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

    План разбора дополнения

    1. Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
    2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

    Образец разбора

    Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

    Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

    Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

    Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

    В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

    Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

    Определение

    Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :

    1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
    2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
    3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
    4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
    5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

    Функция и вопросы дополнения

    В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

    1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
    2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
    3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
    4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

    Виды дополнений

    Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

    1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
    2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

    Значения прямых дополнений

    Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

    1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
    2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
    3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
    4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
    5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
    6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

    Значения косвенных дополнений без предлогов

    Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

    1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
    2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
    3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
    4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

    Значение косвенных дополнений с предлогами

    Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

    1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
    2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
    3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
    4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
    5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
    6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

    Дополнение как часть оборота

    В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

    Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

    Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

    Как в предложении найти дополнение?

    Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это

    Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний

    Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

    Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

    Я мою руки.

    Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

    · обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного:выпить воды, поесть супа ;

    · при переходном глаголе есть отрицание не :не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

    Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

    Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

    Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

    Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

    Согласованное и несогласованное определение

    Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

    Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

    (девочка (какая?)недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

    Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

    Согласованные определения выражаются:

    1) прилагательными:дорогой мамочке, любимую бабушку;

    2) причастиями:смеющегося мальчика, скучающей девочке;

    3) местоимениями:мою книгу, этому мальчику;

    4) порядковыми числительными:первое сентября, к восьмому марта.

    Но определение может быть инесогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

    · управлением

    · примыканием

    Несогласованное определение на основе управления:

    Книга мамы лежала на тумбочке.

    Ср.:книга мамы - мамина книга
    (мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

    Несогласованное определение на основе примыкания:

    Хочу купить ей подарок подороже.

    Ср.:подарок подороже - подарок дорогой
    (подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

    К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

    Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

    Ср.:центр в пять этажей пятиэтажный центр
    (центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи – согласование)

    В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

    (девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи – управление.)

    В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

    1) существительное:

    Остановка автобуса перенесена.

    (автобуса - существительное)

    2) наречие:

    Бабушка приготовила мясо по-французски.

    (по-французски – наречие)

    3) глагол в неопределённой форме:

    У неё было умение слушать.

    (слушать - глагол в неопределённой форме)

    4) сравнительная степень прилагательного:

    Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

    (полегче , потруднее сравнительная степень прилагательных)

    5) местоимение:

    Её рассказ тронул меня.

    (её – притяжательное местоимение)

    6) синтаксически неделимое словосочетание

    Приложениe

    Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
    Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

    Я люблю свою сестру - малышку.

    В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

    Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

    Я увидела набережную реки Сухоны.

    (Сухоны - согласованное приложение, словареки иСухоны стоят в одном падеже.)

    Сын прочитал сказку «Золушка».

    («Золушка» - несогласованное приложение, словасказку и «Золушка» стоят в разных падежах.)

    Обстоятельство

    Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

    Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

    Разряды обстоятельств по значению
    Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

    1. Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.

    2. Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.

    3. Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.

    4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.

    5. Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.

    6. Причины - почему? отчего?:Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.

    7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.

    8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

    Обстоятельства выражаются

    1) наречиями:быстро, громко, весело ;
    2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
    3) местоименями:в нём, над ним, под ним ;
    4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
    5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
    6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
    7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

    8. Обособление,его общ.условия

    Обособление-это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. Сомантико-стилистическая функция обособления заключается в том, что обособленные члены уточняют высказываемую мысль, конкретизируют описание действия, дают более углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску. Интонационное выделение выражается в том, что перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, ему присуще фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков (синтагм), на которые членится предложение. На письме обособленные члены отделяются или выделяются знаками препинания (запятыми, реже посредством тире). Обособленные члены не образуют словосочетаний с определяемыми словами. Между теми и другими, благодаря добавочному утверждению или отрицанию, устанавливаются полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке, а также по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям, занимая промежуточное положение между ними и необособленными членами. Условия обособления - это те факторы, которые благо­приятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    Самым общим и самым обязательным условием возмож­ности обособления является отсутствие тесной связи второ­степенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются. Например, не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство:Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

    Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усиле­нию смысловой значимости самого второстепенного члена.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия :

    1.Порядок слов: 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Поэтому, например, среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выра­женных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь.

    2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов). Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определе­ние.

    3.Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второ­степенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

    4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения. Например, обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления :

    Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае свя­зано с морфологическим способом выражения второстепен­ного члена.

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и при­частий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассер­женный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположе­ния: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (А. Пушкин).

    Сравнительный союз, как правило, требует интонацион­ного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, каквода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются .

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка,бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособ­лению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

    Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и под.), определения образуют единое целое, т.к. существительное без оп­ределения не может участвовать в формировании высказы­вания, например:

    Это заблуждение свойственно даже л юдям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательныеи трагические (В. Астафьев) - определения в этих пред­ложениях необходимы для выражения основного (а не до­бавочного) сообщения.

    9. Однородные члены предложения. Вопрос об однородных и неоднороднных определениях.

    Одноро́дные чле́ны предложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

    Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять .

    Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

    Однородные члены – это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини­тельной связью.

    Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

    Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащиеперегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь , основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?)не торопясь , основательно ).

    2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

    Ср.: перегной и мох – имена существительные в именительном падеже.

    Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

    Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти ), второе – причастным оборотом (блещущий здоровьем ), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами ).

    Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).

    Обратите внимание!

    Не являются однородными членами предложения:

    1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

    Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

    Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

    2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

    3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

    4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

    ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

    3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).

    В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.

    Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.

    Прямое дополнение обозначает непосредственный объект действия, чувства и выражается формой винительного падежа без предлога (написать что? письмо).

    Прямое дополнение зависит от:

    • переходного глагола (написать что? письмо, любить что/кого? родину, сестру);
    • некоторых наречий, выражающих чувство, состояние (жалко что/кого? сумку, девочку; больно что? руку).

    Прямое дополнение может быть выражено формой родительного падежа в следующих случаях:

    • если при переходных глаголах есть отрицание (не вижу чего? сумки, не знаю чего? правила);
    • если дополнение после переходного глагола обозначает предмет, лишь частично подвергающийся действию (Съешь сыра – не весь, а часть);
    • если дополнение после переходного глагола обозначает большое количество предметов, подвергающихся действию (наделать ошибок).

    Встречаются прямые дополнения в форме родительного падежа и при некоторых наречиях (жалко чего? времени, денег).

    Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

    Например:

    Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).

    Поймал кого? рыбку.

    «Рыбку» - это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что? ), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

    Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

    Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

    Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

    Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.

    Способы выражения прямого дополнения

    Прямое дополнение обычно выражается:

    1. существительным в форме винительного падежа без предлога:

    • помою (что?) миску;
    • накормила (кого?) котёнка;
    • напишем (что?) сообщение;

    2. существительным в форме родительного падежа без предлога:

    а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

    • выпью чего? воды;
    • поем чего? блинов;
    • отрежу чего? колбасы;
    • насобирал (чего?) грибов;

    б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

    • не видел фильма;
    • не услышал ответа;

    3. несвободным словосочетанием:

    • купила (что?) пару перчаток;
    • приобрел (что?) музыкальный центр.

    Косвенное дополнение

    Косвенное дополнение так называется, из-за того что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.

    Способы выражения косвенных дополнений

    1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:

    • увлекаемся (чем?) спортом;
    • веришь (во что?) в победу;
    • ходите (на чём?) на лыжах;
    • сочувствовали (кому?) приятелю;
    • жать (чем?) серпом;
    • зайду (к кому?) к нему.

    2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:

    • количественным или собирательным числительным в падежной форме;
    • неопределенной формой глагола (инфинитивом);
    • нечленимым словосочетанием;
    • фразеологизмом.

    Это число делится (на сколько?) на четыре.

    Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.

    Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

    Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

    Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки - Степана.