Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Договор аренды банковской ячейки
  • Налог на частный дом и земельный участок для физических лиц
  • Можно ли продать квартиру с перепланировкой, если она неузаконенная Как продать квартиру незаконной перепланировкой
  • Правила и процедура проведения егэ Сколько времени длится егэ по английскому
  • Продажа квартиры: кто обычно оплачивает оформление документов
  • Рейтинг самых истеричных знаков зодиака 3 самых истеричных знака зодиака
  • Конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих". Конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих Актуализация опорных знаний

    Конспект урока

    Тема : «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём

    исследовательской работы учащихся;

    Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

    - работать над правильностью, четкостью, доказательностью речи учащихся.

    Развивающие:

    Развивать внимание, память, логическое мышление;

    Совершенствовать умение внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения;

    Воспитательные:

    - Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
    - Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

    Тип урока: урок новых знаний.

    Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

    ПЛАН УРОКА

    1. Организационный момент 1 мин

    2. Мотивационный настрой 2 мин

    3. Повторение знаний о существительном. Тест. 4 мин

    Индивидуальная работа по карточкам.

    4. Чистописание 3 мин

    5. Работа с пословицами 3 минуты.

    6. Постановка проблемы 5 минут.

    7. Решение проблемы 5 мин

    8. Составление алгоритма 5 мин

    9. Работа над усвоением правила о роли

    мягкого знака после шипящих 4 минут.

    10. Танцевально-ритмическая физкультминутка 1 минута.

    11. Работа в паре 4 минут.

    12. Самостоятельная работа 5 мин

    Задания для умников и умниц

    13. Итог. Рефлексия. 3 мин

    Ход урока:

      Орг момент

      Мотивация

    - С маленькой удачи начинается большой успех!

    Как понимаете эти слова? (Удача, когда всё получается)

    В чём заключается ваш успех? (В хорошей учёбе, узнать что-то новое и применять его)

    Назвать критерии хорошей учёбы.(Желание учиться, быть трудолюбивым, стараться)

    Кто хочет быть успешным учеником?

    Пожелаем всем успеха!

    3. Проверка знаний о существительном .

    а)ТЕСТ «Или нет или да, а не знаешь – беда!»

      Имя существительное обозначает предмет?

      Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?

      Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что.

      Имена существительные изменяются по числам.

      Существительные имеют 3 рода.

      Собственные существительные пишутся с маленькой буквы.

    Взаимопроверка + - - + +- . У кого всё верно

    б) Работа со слабыми

    Карточка №1
    р…га – гл…за -

    эт…жи – р…ка –

    пч…ла - б…да –

    Как проверить безударную гласную в корне?

    Карточка №2 Словарные слова

    Р..бота, д…ревн, м..л..ко, п..суда, к..рзина, к..ртина, с..п..ги, п..льто, н..ро..

    Мы повторили знания об имени существительном.
    4 Минутка чистописания

    Ж,Ш,Ь,Ч,Щ

    Какая буква лишняя? Почему?

    Что объединяет остальные буквы?

    Какие из них парные?

    Какие орфограммы связаны с этими буквами?

    Что необходимо контролировать при написании букв? Прописать.

    Что за буква ь?

    Какую работу он выполняет?

    Мягкость Разделяет согласный от гласного

    5. Работа с пословицами.

    Хорошую речь, хорошо и слушать.

    Как вы их понимаете?

    Что общего в этих пословицах? (Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)

    О чём они? (Об учёбе)

    А что это за буква "ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

    Зачем же она тогда нужна в русском языке?(Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)

    Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного.(Слушать, тьма)

    Найдите в пословицах слова, где он отделяет гласную от согласной.(Ученье, неученье)

    6.Постановка проблемы. (7мин.)

    В какую группу вы запишите слово речь? Почему?

    Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

    На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

    Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

    Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч’]? (Нет).

    Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

    Значит, это какая-то новая работа ь знака.

    Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце и выясним, какую ещё работу выполняет мягкий знак в словах.

    7. Решение проблемы.

    Чем слова похожи? Чем отличаются?

    Распределить слова на 2 группы.

    Речь, муж, ключ, дочь, малыш, сторож, ночь, вещь

    дочь ключ

    ночь малыш

    вещь сторож

    Почему у сущ в 1 столб на конце пишется Ь, а у сущ во 2 столбика нет?

    Какую работу выполняет Ь? (Указывает, что сущ Ж.р)

    Верно ли это? Прочитаем правило на с 165

    8 Чтение правила.

    Какую работу выполняет Ь на конце сущ после шипящих?

    СОСТАВИТЬ алгоритм

      Определить часть речи

      Если это существительное, на конце с шипящим- надо определить род

      Если сущ Ж.р – Ь, если сущ М.р. – Х

    - Давайте определим, к какой группе слов относится слово речь?

    9 Закрепление

    а) Замени одним слово. Записать слова с объяснением

    Чёрная птица, вестник наступающей весны. (грач)

    Маленький ребёнок (малыш)

    Его надевают в дождь (плащ)

    Добыча охотника (дичь)

    Человек, лечащий больных (врач)

    Мелкие деньги (мелочь)

    Футбольное соревнование (матч)

    б) Четвёртый лишний

    Мышь, луч, дичь, молодёжь

    Чиж, мяч, ключ, ночь

    Печь, рожь, еж, полночь

    Что знаете о еже?

    На конце существительных какого рода пишется Ь?

    В) Физкультурная минутка (2 мин.) «ЁЖ»

    10 Работа по карточкам в паре, работа с сильными

    По карточкам

      Записать слова в единственном числе:

    Шалаши, гаражи, плащи, мыши, вещи, мячи.

      Найти слова с безуд гласной и подобрать проверочные

    НОчная жизнь, плАщевая ткань, полёт стрИжа, дрОжащие пальцы.

      Для сильных. Составить предложение.

    Верный, приходит, товарищ…, помощ…, на, всегда.

    Объяснить орфограммы.

    Вы согласны с этим утверждением?

    Значит ли, что товарищ приходит на помощь, когда его попросят?

    Какие пословицы о дружбе знаете?

    11 Самостоятельная работа с самопроверкой

    Проверьте. Если правильно, то поставьте +

    Если допустили ошибку, исправьте её. Постарайтесь понять, почему вы ошиблись.

    У кого без ошибок? У кого есть ошибки?

    Понравился урок?

    Что нового узнали?

    Какую работу выполняет Ь в слове? На что указывает?

    Какие задания выполняли с удовольствием?

    Были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудность?

    13. Рефлексия

    Ученье свет, а не ученье – тьма.

    В заключение мне хочется вам сказать, чтобы ученье не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

    1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

    2. Если иногда были трудности, сомнения – красную

    3. Если не разобрались в теме – голубую.

    Учитель начальных классов: Оспанова Г.С.

    Урок русского языка в 4 «А» классе.

    Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

    Предмет, класс: Русский язык.
    Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
    Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
    Задачи:
    1.Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся.
    2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода.
    3.Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
    4.Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

    Тип урока: объяснение нового материала.
    Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический, исследовательский.
    Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, интерактивная доска, электронная презентация по теме, индивидуальные карточки, карточки с разноуровневыми заданиями.

    Ход урока

    1. Мотивационный блок. (Слайд 1,2,3)
    1). Психологический настрой учащихся.
    Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

    Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
    Я рада приветствовать вас. (Слайд 4)
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух,
    И опыт – сын ошибок трудных,
    И гений – парадоксов друг.
    (А.С.Пушкин)
    -Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
    -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (Слайд 5)
    -С каким настроением вы пришли сегодня на урок?(Уч-ся выбирают смайлик). Думаю, что с отличным. (Слайд 6)

    Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).

    2).«Угадай слово». - На доске слово,которое рассыпалось.Собрать все части и прочитать слово.(Чистописание)
    (Слайд 7)
    3) Оформление тетради. Запись числа.

    2. Чистописание. (Слайд 8)
    ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
    Полька, долька, пулька, калька,
    Колья, перья, обезьянка,
    Мягкий знак всегда с вопросом,
    Кто не учил – остался с носом.
    - Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать о словах на первой и второй строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как вы понимаете выражение остался с носом? (Не получил того, чего хотел, остаться ни с чем.) Спишите первые две строчки. Допишите по два своих слова к каждой строчке.

    3.Актуализация знаний учащихся.
    1). Словарно – орфографическая работа.
    Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
    Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. (Слайд 9)
    -Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

    Назовите глагол. (Вернуть)

    Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель).
    -Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) (Слайд 10)
    -Запишите слова в три столбика. Придумайте в каждый столбик по два слова. -Проверим правильность выполнения работы. (Слайд 11)

    2) Повторение знаний об имени существительном.
    -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) (Слайд 12)
    -Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род). (Слайд 13)

    4. Создание проблемной ситуации.
    Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
    1). Постановка учебной задачи.
    -Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном.
    -Почему в слове ночь-мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? -Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно? (Слайд 14)

    2).Сформулируйте тему урока.
    -Давайте сформулируем тему нашего урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
    3). Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (Слайд 15)
    (Слайд 16)
    (Слайд17)
    -Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ, рожь. (Слайд 18)
    -Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
    -Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
    -Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
    - Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

    Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
    - В чём различие? (Разный род имён существительных)
    - Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
    -Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
    рожь нож
    глушь камыш
    ночь врач
    вещь плащ)

    Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

    5. Физминутка.

    Потрудились – отдохнём,
    Нужно, без сомнения.
    Дружно быстренько встаём,
    Выполним движения.
    (Слайд 19)
    Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

    6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
    Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
    1). Составить предложения из данных слов.
    (Работа в группах) (Слайд 20)
    а) по, малыш(?), бегал, берегу, реки.
    б) на, веселилась, площадке, молодёж(?).

    2). Сказка о Мягком Знаке. (Слайд 21)
    а). Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:
    «Моя ночь, вещь и рожь, (Слайд 22)
    Моя дочь, печь, брошь,
    Мои дорогие, красивые,
    Вам нужна моя помощь,
    Любимые!
    Растрогались добрые существительные женского рода
    с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком.
    б). -Назовите слова с шипящими на конце.
    -Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах?

    (Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.)
    Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал: (Слайд 23)
    «Мой товарищ, врач, скрипач,
    Ключ, гараж, кумач и грач!
    Хочу я с вами поиграть,
    Хочу в конце у вас стоять!
    Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера.Они сказали -Ь- :
    «Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»
    -Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-?
    в). Отгадайте загадки, напишите отгадки и объясните, почему вы так написали слова. (Слайд 24)

    1.Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж).
    (Правильно, ёж. Почему слово ёж пишется без -Ь- ?)
    2.Драчун и забияка, не знает страха, живёт в воде, носит иглы на спине. (Ёрш)
    (Ёрш- есть такая рыба, очень-очень колючая. Почему без -Ь- ?)
    3.Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдёт-коснётся, там след остаётся. (Карандаш)
    (Ёж, ёрш, карандаш написали без Ь. Какого рода эти сущ-е? -Правильно, мужского. Значит Ь не пишем).
    (Слайд 25)
    Так запомним - род мужской Гонит Мягкий Знак метлой.
    Женский род -наоборот,
    Мягкий Знак в друзья берёт.

    г). Замените следующие словосочетания одним словом и объясните, почему в одних словах надо писать- Ь-, а в других нет.
    (Слайд 26)
    1.Близкий приятель, друг. (Товарищ)
    2.Сила, могущество. (Мощь)
    3.Часть суток от вечера до утра. (Ночь)
    4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. (Полночь)
    5.Молодые люди. (Молодёжь)
    6.Человек, лечащий больных. (Врач)
    (Давайте проверим: товарищ (м.р.)- Ь не нужен...)
    Помните, ребята, для того,чтобы вспомнить эту орфограмму, стоп-сигнал шипящий звук в конце слова и только тогда мы должны рассуждать, какого рода это существительное.

    д). А сейчас самостоятельная работа по карточкам. Допишите -Ь- там, где нужно.

    Шалаш_ , чиж_ , мыш_ , ёрш_ , грач_ , вещ_ , плащ_ , нож_ ,
    ноч_ , мяч_ , лещ_ , камыш_ , овощ_ .
    Проверка.
    Вывод: На конце сущ-х женского рода -пишется Ь. На конце сущ-х мужского рода - не пишется Ь!
    е). Составьте предложения используя слова на доске: (Слайд 27)

    Верный, приходит, помощ..., товарищ..., на, всегда.

    3). Работа с учебником. (Слайд 28)
    Работа над правилом.
    -Где ещё мы можно узнать нужную нам информацию? (В учебнике)
    - Прочитайте правило в учебнике (стр. 110). Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
    Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

    4). Составление памятки.
    Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. -Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми)
    (Слайд 29)
    1.Читаю или произношу слово.
    2. Определяю часть речи.
    3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
    4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
    5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
    Если существительное женского рода, то Ь пишу.
    6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
    (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). (На партах у учеников карточки с алгоритмом).

    (Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.) (Слайд 30)

    5). «Блиц-опрос». Словарно – логические упражнения:
    -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
    Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
    Футбольное соревнование (Матч)
    Без него не откроешь замок (Ключ)
    Его надевают в дождь (Плащ)
    Маленький ребёнок (Малыш)
    Добыча охотника. (Дичь)
    Середина ночи. (Полночь)

    Тихая безветренная погода. (Тишь)
    Мелкие деньги. (Мелочь)

    7. Закрепление полученных знаний.

    1). Самостоятельная работа учащихся. Работа в паре. (Слайд 31)
    Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак. Карточка.
    Плащ Помощ Лещ
    Луч Мяч Грач
    Мыш Ёрш Нож
    Гараж Стриж Чиж
    -Проверьте работу у своего одноклассника и выставите друг другу оценки.
    -Какую оценку получил каждый из вас? Почему?(Опрос детей)
    Проверка самостоятельной работы. (Слайд 32)

    Как выполняли работу?
    (Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
    2).Разноуровневые задания. Самостоятельная работа на перфокартах (выполнение теста с последующей самооценкой).
    -Выберите для себя подходящий уровень и выполните задание.
    1 уровень.

    2 уровень.
    Вставь, где нужно-ь-.
    Сторож...,обруч...,лож...,скрипач...,дрож...,уж...,калач...,роскош...,
    доч...,Петрович...,силач...,камыш...,плач...,реч...
    3 уровень.

    Поработайте теперь над новой орфограммой на карточках, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).
    Момент контроля.
    - Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
    У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? -Давайте повторим, какова роль мягкого знака (ь) в речи? (Слайд 33)
    Самооценка. - Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).
    3). Закрепление нового материала.
    - Поиграем в игру. (Рефлексия.)
    Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики, если слова мужского рода.
    Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь, печь, монтаж.
    -Запишите домашнее задание. (Слайд 34)
    4)Тестовые задания по теме урока.

    8. Итог урока. Рефлексия.
    Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

    Мы с вами хорошо потрудились.
    – Понравился ли вам урок?
    – Что нового узнали сегодня на уроке?
    - Какие задания вы выполняли с удовольствием?
    А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
    Проверим ваше нгастроение в конце урока. (Слайд 35)
    Продолжите мои предложения:
    -Я понял, что…
    -Было интересно…
    -Было трудно…
    -Мне захотелось… (Слайд 36)
    - Я научился …(писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
    - Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 37)

    8. Домашнее задание.
    1уровень: Придумать свою сказку о приключениях Мягкого Знака.
    2уровень: Упр.249, стр. 111 Правило!
    3уровень: Придумать мальчикам 10 существительных с шипящими на конце мужского рода, а девочкам 10 существительных женского рода с шипящими на конце.
    Выучить алгоритм.

    Тема урока : «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

    Цели урока :

    1.Предметные: познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода »; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

    2.Регулятивные: учимся работать по составленному алгоритму.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

    Организационые формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

    Урок построен в технологии проблемного обучения

    Средства обучения: карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки с буквой «ь», толковый словарь Ожегова; компьютер, интерактивная доска.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

    Надеюсь, что все приготовились к уроку и будут хорошо работать. Ведь нам сегодня нужно посетить страну имён существительных, вспомнить всё, что мы уже о них знаем, и получить новые знания. Желаю всем успеха и удачи!

    Какие правила мы должны соблюдать, чтобы путешествие открыло нам что-то новое? (Должны быть активными, внимательными, должны слушать друг друга )

    2. Актуализация знаний.

    Сегодня на уроке мы много будем говорить о мягком знаке.

    А что это за буква –« ь»?

    Обозначает ли она какой-либо звук?

    Сейчас мы повторим, для чего нужен «ь» знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

    Вспомните, какую роль выполняет мягкий знак, и разделите эти слова на группы.

    …льбом, к…ньки, речь, с…л…вьи, врач, мышь, авт..мобиль, деревья, марш.

    Какие группы у вас получились?

    Какова роль мягкого знака в этих словах?

    Зачитайте слова со смягчающим «Ь». (Альбом, коньки, автомобиль )

    Зачитайте слова с разделительным «Ь». (Соловьи, деревья )

    3. Постановка учебной проблемы.

    Какие слова не вошли ни в 1 ни во 2 группу? (Речь, мышь, врач, марш )

    На какие 2 группы можно разделить эти слова?

    Можете ли вы объяснить известными правилами употребление мягкого знака в словах речь и мышь?

    По какому признаку (кроме наличия мягкого знака) слова распределены по группам? (По родам, по последнему звуку.)

    Что заметили в словах?

    (Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).

    Какая проблема встает перед нами? (Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет ).

    4. «Открытие» учащимися нового знания.

    Выдвижение гипотез.

    В чём возникли затруднения?

    (На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем ).

    Какую цель поставим на уроке?

    Необходимо выяснить, в каких словах после шипящих пишется мягкий знак.

    Выскажите свои предположения. (Предположения детей )

    Давайте проверим, кто из вас оказался прав.

    Проверка гипотезы.

    Прочитайте задание 1. Стр. 58. обсудите в парах проблему, когда пишется Ь, а когда не пишется. Сделайте вывод.

    Давайте проверим, какие выводы вам удалось сделать.

    У существительных, оканчивающихся на шипящую,

    в М. р.- не пишется «Ь»

    в Ж. р. пишется «Ь».

    5. Первичное закрепление.

    Внешнее оформление новых алгоритмов.

    Какова же работа мягкого знака в этих словах?

    Он указывает на род имени существительного.

    (Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

    Какой вывод можно сделать?

    (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется ).

    Фиксирование уже оформленного знания.

    Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими ответами.

    Прочитаем правило вслух.

    Физкультурная минутка.

    Прочитайте задание № 3 в учебнике. (Определи род имен существительных, реши, в каких существительных нужен мягкий знак.)

    Давайте подумаем, какие шаги нам необходимо выполнить, чтобы правильно сделать это упражнение?

    1.Читаю или произношу слово.

    3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

    4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

    5. Если существительное мужского рода, то «Ь» не пишу.

    Если существительное женского рода, то «Ь» пишу.

    (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой в классе.

    Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

    Следуя составленному алгоритму, выполните задание.

    Проверка. Эталон на доске.

    Сверьте свою запись с записью на доске.

    Кто может объяснить свои ошибки? На каком этапе бала допущении ошибка?

    Что надо повторить, чтобы в последующем избежать ошибок?

    7. Повторение.

    Включение в систему знаний и повторений.

    Зрительный диктант.

    Запишите в тетради названия растений и животных, или предметов, которые вы видите на карточках. В парах проговаривая шаги проверки.

    Обязательно над словом напишите род этого слова.

    Для чего надо определит род? (Чтобы определить в каких существительных нужен мягкий знак.)

    На доске слайды с картинками. (Душ, мышь, мяч, нож, вещь, ландыш, камыш, дичь, морж).

    Какой сделаем ВЫВОД на уроке?

    Какова роль мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящие? (Распознание рода имён существительных.)

    8. Рефлексия деятельности.

    Какую цель ставили сегодня на уроке?

    Удалось ли нам ее достичь?

    С какими трудностями столкнулись?

    Удалось ли их преодолеть?

    Над чем еще надо поработать?

    Домашнее задание. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, ваше задание №6. Если на уроке вы допускали ошибки, дома вы выполняете задание №4.

    Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

    Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

    Задачи:

    Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

    Учить планировать и оценивать свою работу

    Развивать память, мышление, внимание.

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

    Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    — Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

    — Как вы понимаете её?

    — Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

    — Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

    Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

    2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

    1)Минутка чистописания

    Жж Шш Чч Щщ ьь

    Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

    Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

    Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

    — Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

    2)Фиксирование затруднения.

    — Назовите одним словом данные определения:

    Футбольное соревнование (матч)

    Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника (дичь)

    Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

    — Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

    Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

    Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

    3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

    матч, полночь, мякиш, дичь

    Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

    Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

    Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется)

    Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

    Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

    А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

    Составляется следующий алгоритм:

    1. Определить часть речи.

    2. Определить род.

    3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

    4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

    (Проверяем и сравниваем)

    Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

    А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

    Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

    — В чём ловушка?

    (Это совсем другая орфограмма).

    4.Включение в систему знаний и повторение.

    1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

    — А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

    — Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

    — В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

    Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

    — Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

    5.Физминутка

    Мы задания выполняли

    И немножечко устали.

    А теперь пришла пора

    Отдохнуть нам всем, друзья.

    Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

    6. Самостоятельная работа

    1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

    Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

    2)Игра «Четвёртый лишний»

    Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

    Кирпич… мелоч… ноч… доч…

    Туш… ключ….вещ…. печ….

    Грач….помощ…. палач….калач….

    7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    — Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

    Продолжите фразы:

    До этого урока я не знал(а)…

    Теперь я знаю….

    Могу…

    Результатом своей работы на уроке я …..

    На уроке я работал(а)…

    Моё настроение…

    Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

    Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Цель:

    1. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
    2.
    Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму;

    3. Воспитывать у учащихся уважения к языку, умения работать индивидуально и коллективно, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

    Тип урока: урок новых знаний.

    Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

    Оборудование : учебники, тетради; компьютер, проектор, презентация «Ь после шипящих», индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

    задания по карточкам с дифференцированным подходом, карточки с образцами написания букв; опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах; опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

    Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

    Ход урока

    I . Организационный этап.

    Здравствуйте, ребята!

    Весёлый прозвенел звонок,

    Вас позвал он на урок

    Заниматься вам пора

    Уроком … / русского языка / (дети) слайд 1

    Садитесь. Давайте знакомиться. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Гульнара Рафаиловна

    Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

    Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

    Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями, нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд 2 ), а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Открываем первую страницу (слайд 3).

    Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.

    II . Минутка чистописания.

    Тетрадь наклонно положу.

    Ручку правильно держу.

    За посадкою слежу.

    С чистотою я дружу.

    На “отлично” напишу.

    Кто внимательно слушал, тот ответит, группа каких согласных звуков встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

    Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

    Назовите шипящие звуки. [Ч’], [Ш], [Щ’], [Ж].

    Охарактеризуйте эти звуки.

    Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ). (слайд 4)

    - Напишите сегодняшнее число.

    Мы потренируемся в написании этих букв.

    Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

    Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

    Запишите пословицу:

    Хорошую речь хорошо и слушать.

    III . Обобщение знаний о мягком знаке.

    Аккуратно написали

    И нисколько не устали.

    Наш урок мы продолжаем,

    Прочитайте еще одну пословицу по книге Знаний: (слайд 5 )

    Ученье – луч света, а неученье – тьма.

    Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком ).

    А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет ).

    Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

    Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке ? ( Сегодня мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое) .

    Задание 1. Рассмотрим слова с Ь из пословиц

    Какова роль ь в словах: тьма, ученье, слушать (карточки на доске)

    Укажите грамматические значения.

    Ученики объясняют работу ь знака. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.

    тьма – Ь- показатель мягкости согласного.

    ученье – ь – разделительный.

    слушать – ь – показатель грамматической формы слова.

    Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы :

    Указывать на мягкость предыдущего согласного;

    Предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;

    Выполнять грамматическую работу (указывает на неопределенную форму глаголов).

    I V. Постановка проблемы.

    Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

    В какую группу вы запишите слово речь ? Для чего в нем пишется ь знак? Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним по книге Знаний (слайд 6)

    Внимание на экран .

    Прочитайте слова:

    МЕЧ

    РОЖЬ

    ДУШ

    ХВОЩ

    РЕЧЬ

    МОЩЬ

    НОЖ

    РОСКОШЬ

    Лексическое значение, каких слов вам непонятно?

    (Возможные затруднения: роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.)

    Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)(слайды )

    Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные )

    Докажите, что это имена существительные.

    Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).

    Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.(карточки)

    Произнеси слово речь ).

    Произнеси слово меч . Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий ).

    Верно, звук [Ч"] – всегда мягкий. Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [Ч"]?

    Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

    - На этот вопрос мы сегодня и попробуем дать ответ.

    Давайте прочитаем, как эту тему формулируют авторы учебника (Открывают тему , читают название раздела на с.109).

    (слайд 7-8)

    Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь ).

    Конечно, учебник поможет вам ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем сделать это самостоятельно, ведь мы, же исследователи..

    V. Открытие детьми нового знания.

    Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам. (слайд 9)

    Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

    А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р .). А как правильно определять роль существительного?

    Распределите имена существительные в два столбика:

    женского рода в первый столбик,

    мужского рода – во второй столбик.

    Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, остальные записывают слова в тетради).

    Докажите свой выбор.

    Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают).

    Так обозначается эта орфограмма.

    Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

    Вывод : Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.

    Проверим, верны ли наши выводы? Откройте упражнение174, допишем слова в начатые столбики. (объясняется значения слов «плюш» и «пустошь») (слайд 10) Плюш ворсовая ткань. Применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т.п.

    Пустошь , -и, жен. Невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником.

    Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь после шипящих у существительных?

    Сравним его с определением в учебнике. (читают про себя и вслух по слайду 11 )

    Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.

    VI. Физкультминутка.(слайд 12)

    Потрудились – отдохнуть,

    Нужно, без сомнения.

    Дружно быстренько встаём,

    Выполним движения.

    (звучит музыка).

    VII . Работа над текстом правила. Отработка способа действия.

    Построение алгоритма решения орфографической задачи.

    1 . - Ответим на вопросы: (слайд 13)

    1. С какой новой орфограммой вы познакомились ?

    2. Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма. )

    3. Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного .)

    4. Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется Ь в существительных? ( Оказывается, не только в глаголах Ь указывает на грамматический признак, но и у существительных; он указывает на род)

    Практическая работа.(упр.175 устно)

    А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике. Найдите из упр.175 слова, которые выполняют первую (2, 3) работу Ь. Назовите их.

    Что необходимо сделать?

    Какова роль Ь в словах?

    Вывод:

    Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.

    2 . Составление алгоритма.

    Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.

    С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Слышу шипящий на конце слова? Это имя существительное?) (Да или нет.)

    Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет .)

    Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.

    Составляется алгоритм.(слайд 14 )

    Такой же алгоритм лежит у каждого на парте.

    VII I. Закрепление изученного.

    Вновь работа собирает,

    Время даром не теряй,

    Книга Знаний предлагает

    Нам страницу “Закрепляй”.(слайд 15)

    1. Работа в группах.

    Игра «Найди друзей» . Работа с сигнальными карточками.

    Если слово дружит с Ь, поднимаем сигнальную карту, а если нет – то показываем другую сторону. А чтобы сделать эту работу оживленнее мы сделаем так, если увидите слово женского рода, то встают девочки, а если слово мужского рода – то встают мальчики. (Дети объясняют правописание имен существительных). Слайды .

    Внимание на экран.(мяч_, ландыш_, печ_, ключ_, мелоч_, много туч_ – мн.ч., жен.р.)

    (Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).

    Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!

    Вывод: на написание Ь после шипящих в конце существительных влияют род и число.

    2. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).

    - Тему урока все поняли?

    Ответьте с помощью нескольких слов

    Из ваших карточек разных цветов.

    Главное, правило вспомните!

    (слайд)

      Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).

    Задание - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

    Карточка № 2 (высокий уровень).

    Задание: Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими

    на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

    Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

    Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.

    Задание - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

    Карточка № 3 (средний уровень).

    Задание: Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.

    Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

    Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.

      Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.

    Задание - написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

    Карточка № 1 (низкий уровень).

    Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные

    орфограммы, определите род

    Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

    Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь.

    (Выполнение в тетради и проверка работ). (слайды)

    Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

    Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

    А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

    (Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач ).

    Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

    IX . Обобщение.

    Время подвести итог

    Пошел ли урок ребятам впрок?

    - Дорогие исследователи! Какое открытие вы сегодня сделали? (Правило написания мягкого знака после шипящих.)

    Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

    X . Домашнее задание. Выставление отметок.

    (слайд)

    Кроссворд с заданием – домашняя игра,

    В ней вам поможет ряд загадок,

    Родственные к ключевому подберите слова –

    В тетрадях будет у вас порядок.

    Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

    Загадки.

    Если хорошо заточен,

    Все легко он режет очень. (Нож).

    Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

    Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

    Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

    Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

    При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм.

    Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.

    XI . Рефлексия.

    Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

    (слайд)

    Чтобы ученье не была для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:

    Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

    Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

    Если не разобрались в теме – голубую.

    (Дети показывают звёзды.) (слайд)

    Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

    Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

    Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

    Словарно – логические упражнения:
    -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
    Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
    Футбольное соревнование (Матч)
    Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
    Без него не откроешь замок (Ключ)
    Его надевают в дождь (Плащ)
    Маленький ребёнок (Малыш)
    Добыча охотника. (Дичь)
    Середина ночи. (Полночь)
    Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
    Тихая безветренная погода. (Тишь)
    Мелкие деньги. (Мелочь)