Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Законодательная база российской федерации
  • Как заполнять и сдавать декларацию по налогу на прибыль при наличии обособленного подразделения
  • Бухгалтерская отчетность: бланки
  • Домашняя кулинария и рецепты Свинина запеченная в духовке с луком и морковью
  • Рецепт: Кролик в собственном соку - В мультиварке - скороварке Кролик в скороварке редмонд рецепты
  • Как сделать вкусный соус для пиццы?
  • Александр Пушкин — Туча: Стих. Стихотворение «Туча» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст Школьный анализ стихотворения А.С

    Александр Пушкин — Туча: Стих. Стихотворение «Туча» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст Школьный анализ стихотворения А.С

    На этой странице представлены:

    • полный текст стихотворения А.С. Пушкина "Туча",
    • школьный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Туча".

    Пушкин А.С. "Туча"

    Последняя туча рассеянной бури!
    Одна ты несешься по ясной лазури,
    Одна ты наводишь унылую тень,




    И алчную землю поила дождем.




    Школьный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Туча"

    Стихотворение "Туча" было написано в одна тысяча восемьсот тридцать пятом году. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил его туче.

    Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день.

    Смутные чувства посещают поэта. Он наблюдает диссонанс. Гроза закончилась, и небо вновь зажигается лазурью, чистая умытая природа - в ожидании ярких красок и солнечных лучей. Теперь кажется, всё кругом зовёт солнце. Поэт присоединяется к голосу природы и помогает туче найти своё место.

    Обращаясь к туче, поэт ищет пояснение своих чувств. Он как будто судит тучу, предлагая своё видение. Во втором четверостишии автор рисует грозу.

    Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала;
    И ты издавала таинственный гром
    И алчную землю поила дождем.

    Довольно, сокройся! Пора миновалась,
    Земля освежилась, и буря промчалась,
    И ветер, лаская листочки древес,
    Тебя с успокоенных гонит небес.

    Стихотворение наполнено средствами художественной изобразительности.

    • Эпитеты: унылая тень, ликующий день, таинственный гром, алчная земля, успокоенные небеса.
    • Олицетворения: "одна ты печалишь ликующий день", "молния грозно тебя обвивала", "алчную землю поила дождем". ветер ласкает листочки древес.

    Данное произведение является образцом приёма аллегории - автор раскрывает свои чувства через обращение к явлениям природы.

    Творчество Александра Сергеевича Пушкина живописно, многогранно. Вместе с унылым и мрачным образом тучи в стихотворении присутствует яркий и красивый образ "ликующего дня". Поэт в своём послании помогает понять, что всему в природе отведено своё место.


    ТУЧА

    Последняя туча рассеянной бури!

    Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала;

    И ты издавала таинственный гром

    И алчную землю поила дождем.

    Довольно, сокройся! Пора миновалась,

    Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.

    (А.С.Пушкин, 1835г)

    Разминка:

    В8- Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С.Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»?

    В9- Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень»- «ликующий день»).

    В10- Назовите художественное средство, представляющее собой образное определение, которое многократно используется в стихотворении и усиливает эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.)

    В11- Каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («Одна ты несешься по ясной лазури,// Одна ты наводишь унылую тень,// Одна ты печалишь ликующий день…»)?

    В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».

    Ответы:

    В8- олицетворение

    В9- антитеза

    В10- эпитет

    В11- анафора

    В12- амфибрахий


    Клише:

    1. Идейный уровень(для этого стихотворения больше всего подходит первое клише)
    Клише:

    1. Характеристика образов
    Клише: «В первой строфе возникает/ют образ/ы…, который/ые играют ключевую роль в стихотворении»; «Образ… олицетворяет…»

    Клише:

    Клише:

    ^

    Каков философский смысл стихотворения А.С.Пушкина «Туча»?

    ^ Пример сочинения по этому вопросу на 4 бала(с частичным использованием клише):

    В данное произведение А.С.Пушкин вложил особый философский смысл. Стихотворение «Туча» можно рассматривать, как размышление о прошлом и будущем. Образ тучи олицетворяет последний «пережиток прошлого». Это раскрывается через такие изобразительно-выразительные средства, как эпитет: «унылая тень», «алчная земля», «таинственный гром»; олицетворение: «одна ты(туча) наводишь унылую тень». Так же автор использует антитезу(«унылая тень»- «ликующий день»), с целью противопоставления прошлого и будущего.

    ПАМЯТНИК

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

    Металлов тверже он и выше пирамид;

    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

    И времени полет его не сокрушит.

    Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

    От тлена убежав, по смерти станет жить,

    И слава возрастет моя, не увядая,

    Доколь славянов род вселенна будет чтить.

    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

    Как из безвестности я тем известен стал,

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

    О добродетелях Фелицы возгласить,

    В сердечной простоте беседовать о боге

    И истину царям с улыбкой говорить.

    О муза! возгордись заслугой справедливой,

    И презрит кто тебя, сама тех презирай;

    Непринужденною рукой неторопливой

    Чело твое зарей бессмертия венчай.

    (Г.Р.Державин, 1795)

    Разминка:

    В8- К какому жанру относится стихотворение Г.Р.Державина «Памятник»?

    В9-Укажите название литературного направления, которое возникло в России во 2-ой четверти 18 века и нашло воплощение в творчестве Г.Р.Державина.

    В10- Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р.Державина «Памятник» символом поэтического вдохновения.

    В11- Какой вид тропа, основанный на переносном значении слова по сходству, использует Г.Р.Державин для создания высокой художественной образности в словосочетаниях «полёт времени», «заря бессмертия»?

    В12- Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р.Державина «Памятник».

    Ответы:

    В9- классицизм

    В11- метафора

    Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


    1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, тема поэта и поэзии и т.д.)
    Клише: «В данном стихотворении автор раскрывает тему…», «Автор «…» развивает традиционную тему…»

    1. Идейный уровень
    Клише: «Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о …»; «Автор хотел донести до читателя мысль о том…»; «Этим стихотворением автор хотел сказать, что…»; «Здесь высказано мнение автора…»

    1. Истолкование названия
    Клише: «Стихотворение названо так потому, что…», «Название «…» олицетворяет…»

    1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
    Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

    1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
    Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

    1. Изобразительно-выразительные средства. Поэтическая фонетика(аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора и т.д.). Лексические средства выразительности(синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы и т.д.). Используем цитирование.
    ^ Клише почти такие же, как и в вопросах 4 и 5, немного переделываем по логике и используем:)

    1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с «Памятником» Г.Р.Державина(Называем авторов и названия стихотворений)
    Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Г.Р.Державин, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением Г.Р.Державина «Памятник»

    1. Что объединяет названые вами стихотворения с произведением «Памятник» Г.Р.Державина? В чём их различия? (аргументируем свою точку зрения цитатами)
    Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…»

    Задание С3. Напоминаю- объём сочинения 5-10 предложений. Использование терминов обязательно, не менее 5-ти(Слова «произведение», «лирический герой», «образ», «тропы» и тд считаются как термины). Стараемся не допускать речевых ошибок. Если тяжеловато сформулировать свою мысль, используем, если подходят, некоторые предложения, составленные нами ранее, и клише.

    С3- В чём, по мысли Г.Р.Державина, заключается истинная награда для поэтического таланта?

    ^

    С3- В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин размышляет над темой поэта и поэзии. Автор считает, что высшей наградой для поэтического таланта является память, «бессмертие» творений поэта. Само название «Памятник» олицетворяет что-то вечное и возвышенное. Уверенность поэта в своём бессмертии и в бессмертии человеческого слова раскрывается в стихотворении через такие изобразительно-выразительные средства, как метафора: «полёт времени», «заря бессмертия». Чтобы показать свои заслуги, автор использует гиперболу: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов твёрже он и выше пирамид».

    С4- Какие русские поэты разрабатывали в своём творчестве тему поэта и поэзии, и как с ними можно соотнести стихотворение Г.Р.Державина?

    ^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

    С4- В своей лирике к теме поэта и поэзии так же, как и Г.Р.Державин, обращались А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Авторы через свои стихи пытались ответить на вопрос: «В чём же истинное предназначение поэта?». Стихотворение «Памятник» А.С.Пушкина можно соотнести с «Памятником» Г.Р.Державина. С первой строфы эти произведения схожи по настроению и мыслям автора: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»(Г.Р.Державин), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(А.С.Пушкин). Так же, эти стихотворения имеют общие черты со «Смертью поэта» М.Ю.Лермонтова. Все они говорят о назначении поэта и бессмертности его лирики. Это отражается в таких строках: «Угас, как светоч, дивный гений»(М.Ю.Лермонтов), «Чело моё зарёй бессмертия венчай»(Г.Р.Державин), «В мой жесткий век восславил я свободу»(А.С.Пушкин).

    Я не люблю иронии твоей.

    Оставь ее отжившим и не жившим,

    А нам с тобой, так горячо любившим,

    Еще остаток чувства сохранившим -

    Нам рано предаваться ей!

    Пока еще застенчиво и нежно

    Свидание продлить желаешь ты,

    Пока еще кипят во мне мятежно

    Ревнивые тревоги и мечты -

    Не торопи развязки неизбежной!

    И без того она не далека:

    Кипим сильней, последней жаждой полны,

    Но в сердце тайный холод и тоска...

    Так осенью бурливее река,

    Но холодней бушующие волны...

    (Н.А.Некрасов)

    Разминка:

    В8- Из второй и третьей строф стихотворения выпишите в неопределённой форме глагол, повтор которого указывает на сохранение живого чувства в отношениях героев.

    В9- Напишите название средства художественной выразительности, передающего эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям(«ревнивые тревоги», «тайный холод»).

    В10- К какому роду литературы относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

    В11- К какой из жанровых разновидностей лирики традиционно относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

    В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Я не люблю иронии твоей».

    Ответы:

    В8- кипеть

    В9- эпитет

    В10- лирика

    В11- любовная

    Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


    1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
    Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

    Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …», «Можно сказать, что лирический герой…»

    1. Действия и состояния(глаголы-проблемы)
    Клише: «Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в стихотворении проблемы... (отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?))»

    1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
    Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

    1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
    Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

    1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова(Называем авторов и названия стихотворений)
    Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Н.А.Некрасов, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова

    1. Что объединяет названые вами стихотворения и произведение «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова (аргументируем свою точку зрения цитатами)
    Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…», «Стихотворения… можно соотнести с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова, их объединяют…»

    С3- В чём драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

    ^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

    В данном стихотворении Н.А.Некрасов показал трепетную любовь и неизбежность завершения отношений между лирическим героем и его возлюбленной. В этом и заключается драматизм произведения «Я не люблю иронии твоей». Для отображения внутреннего состояния лирического героя автор использует изобразительно-выразительные средства. Например, такой троп, как эпитет: «ревнивые тревоги и мечты», «развязки неизбежной», «тайный холод и тоска», «бушующие волны». Так же для яркого изображения чувств лирического героя автор использует риторическое восклицание: «Нам рано предаваться ей!», «Не торопи развязки неизбежной!». Этот приём обозначает крик души влюблённого, как последний зов к любимой.

    С4- Кто из русских поэтов близок Н.А.Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной, и почему?

    ^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

    Так же, как и Н.А.Некрасов, сложные отношения между мужчиной и женщиной в своих стихотворениях изображали С.А.Есенин и А.С.Пушкин. В произведении «Я вас любил» А.С.Пушкин показал неразделённую любовь и чувства лирического героя, который испытывает и радость, и мучение. Трёхкратное повторение слов «Я вас любил» играет большую роль в создании эмоциональной напряжённости. Такой же тип отношений изображает в своём стихотворении «Письмо к женщине» С.А.Есенин. Строки «Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне.. Я знаю: вы не та- живёте вы с серьёзным, умным мужем; что не нужна вам наша маета, и сам я вам ни капельки не нужен»- передают всю трагичность неразделённой любви. Эти стихотворения А.С.Пушкина и С.А.Есенина можно соотнести с произведением Н.А.Некрасова, всех их объединяют эмоции лирического героя и одинаковый сюжет- грустная развязка сложных отношений между мужчиной и женщиной.

    Сжала руки под тёмной вуалью...

    "Отчего ты сегодня бледна?"

    Оттого, что я терпкой печалью

    Напоила его допьяна.

    Как забуду? Он вышел, шатаясь,

    Искривился мучительно рот...

    Я сбежала, перил не касаясь,

    Я бежала за ним до ворот.

    Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

    Всё, что было. Уйдешь, я умру".

    Улыбнулся спокойно и жутко

    И сказал мне: "Не стой на ветру".

    (А.А.Ахматова)

    Разминка:

    В8- Какое средство изобразительности использует поэт? («Оттого, что я терпкой ПЕЧАЛЬЮ НАПОИЛА его допьяна»)

    В9- Как называется вопрос, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью вовлечения читателя в рассуждение или переживание («Как забуду?»)?

    В10- Для усиления эмоционального и смыслового содержания стихотворения А.А.Ахматова использует повтор группы слов в начале нескольких строк («Я СБЕЖАЛА, перил не касаясь, Я БЕЖАЛА за ним до ворот»). Как называется этот приём?

    В11- Из приведённого ниже перечня выберете три названия художественных средств приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

    2)инверсия

    3)эпифора

    4)ассонанс

    В12- В произведении создана ситуация речевого обращения: «"Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне: "Не стой на ветру"». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?

    Ответы:

    В8- метафора

    В9- риторический вопрос

    В10- анафора

    В12- диалог

    Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения


    1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
    Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

    1. Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
    Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирической героини …», «Можно сказать, что лирическая героиня…»

    1. «Язык тела»(позы, жесты, мимика героев) и его роль в стихотворении.
    Клише: «В арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит….», «Движения, позы, жесты, мимика помогают охарактеризовать….»

    1. Изобразительно-выразительные средства(используем цитирование).
    Клише: «Автор, характеризуя …., использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»; «Для яркого отображения внутренних переживаний лирической героини автор использует такие средства художественной выразительности, как…»; «Такие средства выразительности, как… усиливают значение «языка тела» в стихотворении.»

    1. Действия и состояния(глаголы-проблемы). Используем цитирование.

    Стихотворение «Туча» относится к пейзажной и философской лирики Александра Сергеевича Пушкина, и, хотя в это время поэт уже начал отходить от романтизма, данное произведение полностью выдержано в этом направлении. Читать стих «Туча» Пушкина Александра Сергеевича надо внимательно, ведь это произведение не случайное. Оно было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день поэт должен был попасть на прием к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, которому он подал прошение об издании собственной газеты. Поэт надеялся, что грозовые тучи над его головой наконец рассеются и жизнь войдет в нормальное русло. Образ тучи является классическим для романтических произведений. Это символ печали, тревоги, опасности. Поэт как бы описывает все то, что происходит в его жизни, раскрывают читателю свои страхи и надежды. В первой части стихотворения туча только надвигается, наводя на поэта страх и уныние, во второй буря уже разразилась и на землю пролился долгожданный дождь, ну а в третьей туча ушла, страхи и тревоги рассеялись. Поэт с помощью символов, образов и аллегорий пытается донести до читателя мысль о том, что житейские бури – временное, проходящее явление.

    Стихотворение несет и иную смысловую нагрузку. Пушкин, используя антитезу, с акварельной точностью рисую бурю и затишье после неё, как бы говорит о том, что пора его славы миновала, что необходимо уйти с «поэтической сцены», уступить дорогу молодым талантам. В это время поэт действительно переживал определенный творческий кризис, им и его произведениями уже не так восхищались читатели, а критики прямо говорили, что «Пушкин уже не тот». Некоторые исследователи полагают, что «Туча» – стихотворение, посвященное десятилетию, миновавшему с восстания декабристов. Поэт в своем произведении как бы говорит, что пора бурь, когда его стихи действительно были нужны, миновала. В этом стихотворении Пушкин использует много различных эпитетов, которые усиливают «картинность» повествования, передают настроение первоначального хауса и наступившего покоя, олицетворения оживляют природу и главного «героя» повествования - тучу. Поэт прибегает к нетипичному для пейзажных произведений приему чередования женских и мужских рифм. Ритмика произведения очень ровная, успокаивающая, размеренная. Учить данное произведение наизусть легко. Данное произведение было признано лучшим пейзажным стихотворением Пушкина. Богатство и красота художественных образов впечатляет читателей и сегодня. Разбирают его обычно на уроках литературы в 9 классе.

    Текст стихотворение Пушкина «Туча» можно скачать с нашего сайта или читать полностью онлайн.

    Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

    Свежий день после грозы. Лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

    Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

    Дружище специально для тебя мы делаем этот проект, чтобы тебе было удобно учить стихи! Будем рады отзывам...


    00:52


    01:05

    Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печа...

    Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала;

    И ты издавала таинственный гром

    И алчную землю поила дождем.

    Довольно, сокройся! Пора миновалась,

    Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.

    Наиболее удачная интерпретация этого стихотворения сделана, на наш взгляд, Л.М. Аринштейном:

    «Некогда «туча» была частью великого целого; она облегала все небо и щедро поила дождем алчущую землю. Но «пора миновалась» (Пушкин мог бы добавить: согласно «общему закону»), и теперь «туча» – лишь беспомощный след былого, последний его осколок. Одинокой и ненужной несется она «по ясной лазури», так что высший гарант «общего закона» Зевс (в окончательном варианте – ветер) обоснованно и справедливо гонит ее с небосвода.

    Именно гонит. Это, если угодно, апофеоз самоуничтожения…»

    Стихотворение датировано 13 апреля 1835 года, напечатано в мае этого же года в «Московском наблюдателе».

    Ощущение трагического одиночества и полной изоляции от общественной жизни усиливается еще и тем, что литературные критики не упускают возможности побольнее «уколоть» Поэта за то, что он «исписался», и как поэт «умер». Гнет свое и В.Г. Белинский, опубликовав в седьмом номере «Молвы» очередной критический опус в адрес Пушкина за подписью «-Онъ-инский» в качестве рецензии на книгу «Повести, изданные Александром Пушкиным», опубликованную в Петербурге в конце 1834 года. Автор рецензии удивляется, что ее составляют произведения Пушкина, создателя знаменитых поэм «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» и вовсе отказывает повестям в художественности: «Они не художественное создание, а просто сказки, побасенки… Будь эти повести первые произведения какого-нибудь юноши – этот юноша обратил бы на себя внимание… Будь поставлено в заголовке имя Булгарина, – и я бы был готов подумать: уж и в самом деле Фаддей Венедиктович не гений ли? Но Пушкин – воля ваша, грустно и подумать!»

    Приближаются очередные роды Натальи Николаевны, о чем пишет Н.О. Пушкина своей дочери О.С. Павлищевой от 22 апреля 1835 года: «Я редко ее видаю, она здорова, почти всякий день на спектакле, гуляет; она родит в конце мая месяца». Прогноз матери Пушкина абсолютно верный, ведь она прекрасно помнит, что сын ее пробыл вместе с женой в Полотнянном Заводе с 21 августа по 6 сентября 1834 года, а потом на два месяца уехал в свое имение Болдино. Так что в конце мая – начале июня должен появиться на свет Гришка. Но Пушкин прекрасно знает, что это произойдет, как минимум на полмесяца раньше и стремиться, как всегда, убежать, чтобы не присутствовать при родах. Он подает прошение «на Высочайшее имя» об отпуске на 28 дней для поездки в Псковскую губернию. Прошение его удовлетворено и он уволен в отпуск с 3 мая на 28 дней в Псковскую губернию и ему выдано соответствующее свидетельство от Департамента хозяйственных и счетных дел с приложением печати.

    Родители Пушкина были чрезвычайно удивлены его решением выехать в Тригорское, о чем пишет Н.О. Пушкина своей дочери от 7 мая 1835 года: «Сообщу тебе новость, третьего дня Александр уехал в Тригорское, он должен вернуться не позднее 10 дней, ко времени разрешения Наташи. Мы очень были удивлены, когда он накануне отъезда пришел с нами попрощаться. Его жена очень этим опечалена. Признаться надо, братья твои чудаки порядочные и никогда чудачеств своих не оставят». В этом же письме первое в нынешнем году сообщение о желании Пушкина переселиться в деревню: «Александр тоже хочет покинуть Петербург».

    8-го мая 1835 года Пушкин приехал в Тригорское, о чем Прасковья Александровна Осипова сделала позднее следующую запись в календаре: «Майя 8-го неожиданно приехал в Тригорское Александр Серьгеич Пушкин. Пробыл до 12-го числа и уехал в Петербург обратно, между тем Н.Н. 14-го родила сына Григория».

    Пушкин пробыл у П.А Осиповой два дня и уехал в Голубово к Вревским, чтобы возвратиться в Тригорское перед самым отъездом в Петербург. О кратковременном пребывании поэта в Голубово впоследствии вспоминала дочь П.А. Осиповой Мария Ивановна Осипова (в записи М.И. Семевского): «…в 1835 году (…приехал он сюда дня на два всего – пробыл 8-го и 9-го мая), приехал такой скучный, утомленный: «Господи, говорит, как у вас тут хорошо! А там-то, в Петербурге, какая тоска зачастую душит меня». Посетил Михайловское и нашел дом и усадьбу в запустении».

    Вечером Пушкин приезжает в имение Вревских Голубово (в 20 верстах от Тригорского) и гостит здесь два дня. Б.А. Вревский сделал запись в своем «Вседневном журнале на 1835 год»: «Маія 9. Приехал к нам А.С. Пушкин» .

    Пушкин вернулся в Петербург утром 15 мая 1835 года, в то время, как накануне вечером в 6 часов 37 минут, как сообщила брату Дмитрию Екатерина Николаевна Гончарова – сестра Натальи Николаевны, родился сын Пушкина Григорий. Отец Пушкина Сергей Львович написал об этом событии дочери О.С. Павлищевой от 17 мая 1835 года: «14-го, т. е. во вторник, в 7 или 8 часов вечера Натали разрешилась мальчиком, которого они назвали Григорий – не совсем мне ясно почему».

    Об этом же пишет и Н.О. Пушкина дочери от 17 мая 1835 года: «Натали разрешилась за несколько часов до приезда Александра, она уже его ждала, однако не знали, как ей о том сказать, и правда, удовольствие его видеть так ее взволновало, что она промучилась весь день».

    То есть Пушкин «угадал» рождение рыжего Гришки с точностью до одного дня, в то время, как родители «ожидали» его появления в конце мая месяца – начале июня. Пушкин, оформив отпуск с 3-го мая на 28 дней, как бы тоже ожидал рождения сына в эти же сроки, «усыпив» тем самым бдительность близких, которые не должны были никоим образом догадаться о семейной тайне четы Пушкиных. Для всех, таким образом, рождение Гришки оказалось «досрочным». Понятно, с каким «удовольствием» желала видеть своего мужа Наталья Николаевна.

    В то же время Пушкин, в ожидании этого события, пережил очередной психологический стресс, запечатленный в одном из самых страшных своих пророчеств – в стихотворении «Чудный сон мне бог послал…»

    Чудный сон мне бог послал -

    С длинной белой бородою

    В белой ризе предо мною

    Старец некий предстоял

    И меня благословлял.

    Он сказал мне: «Будь покоен,

    Скоро, скоро удостоен

    Будешь царствия небес.

    Скоро странствию земному

    Твоему придет конец.

    Уж готовит ангел смерти

    Для тебя святой венец…

    Путник – ляжешь на ночлеге,

    В гавань, плаватель, войдешь.

    Бедный пахарь утомленный,

    Отрешишь волов от плуга

    На последней борозде.

    Ныне грешник тот великий,

    О котором предвещанье

    Слышал ты давно -

    Грешник жданный

    Наконец к тебе приидет

    Исповедовать себя,

    И получит разрешенье,

    И заснешь ты вечным сном».

    Сон отрадный, благовещный -

    Сердце жадное не смеет

    И поверить и не верить.

    Ах, ужели в самом деле

    Близок я к моей кончине?

    И страшуся и надеюсь,

    Казни вечныя страшуся,

    Милосердия надеюсь:

    Успокой меня, творец.

    Но твоя да будет воля,

    Не моя. – Кто там идет?..

    Пушкинисты до сегодняшнего дня спорят, является ли это стихотворение самостоятельным сочинением Пушкина или представляет собой часть какого-то незавершенного замысла. Оснований для подобных сомнений достаточно, тем более, что, похоже, Пушкин и сам «приложил» к этому руку. Во-первых, не найдено каких-либо разумных доказательств тому, когда было написано это пророчество, остававшееся долгое время неизвестным и впервые опубликованное только в 1881 году.

    Л.М. Аринштейн без каких-либо объяснений считает, что стихотворение написано «В конце марта, или, возможно, в апреле 1835 г. …» Однако, большинство пушкинистов полагают, что стихотворение написано одновременно со стихотворением «Родриг» («На Испанию родную…»), тем более, что под текстом в рукописи «Чудного сна» Пушкин поставил в скобках: («Родриг»). Это помета как будто бы указывает на связь стихотворения с переводом из поэмы английского поэта Роберта Соути (1774–1843) «Родриг, последний из готов» (1814).

    Поскольку дата написания «Родрига» приблизительно установлена (16 мая – 25 июня 1835 года), то, стало быть, и «Чудный сон…» написан в это же время. То есть спор, по существу, идет о том, написано ли стихотворение до рождения или после рождения второго сына Григория, событие которое в очередной раз потрясло Пушкина.

    Данную версию «о духовном родстве» этих двух стихотворений предложила Т.Г. Цявловская, которая считала, что «Чудный сон…» «является вольным наброском, предваряющим следующий эпизод поэмы: умирающего графа Юлиана исповедует священник, в котором он узнает короля Родрига, соблазнителя своей дочери. Юлиан прощает ему вину и умирает. В самом деле, такое сходство можно усмотреть. В «Чудном сне…» герою, в данном случае умирающему графу Юлиану, отцу обесчещенной дочери, является старец. Конечно же, этот тот самый отшельник, которого с почтением и усердием схоронил король Родрик. Граф Юлиан также жаждет искупленья, ведь в отместку королю он навлек врагов на свою родину. Он напряженно размышляет о смерти, и какой же отрадой является ему видение старца, не меньшее чем королю Родрику – его врагу:

    Сон отрадный, благовещный -

    Сердце жадное не смеет

    И поверить и не верить.

    Ах, ужели в самом деле

    Близок я к моей кончине?

    Какое-то торжество разлито в этих легкозвучных стихах, великое торжество приближающейся благой смерти. И далее звучит это счастливое предвещание, которое, наверное, так жаждал услышать сам Пушкин:

    …Будь покоен,

    Скоро, скоро удостоен

    Будешь царствия небес.

    Скоро странствию земному

    Твоему придет конец.

    Уж готовит ангел смерти

    Для тебя святой венец…»

    Безусловно, такая версия, имеет право на существование, как показал В.А. Сайтанов, если убрать пушкинскую помету к тексту рукописи стихотворение («Родриг»), то мы увидим два совершенно непохожие друг на друга произведения, стилистика которых совершенно различна. «Чудный сон…» написан без разделения на строфы, местами стихи рифмуются, местами нет; стихотворение не дописано, порывисто, – словно Пушкин чрезвычайно торопился при его написании. Как пишет В.А. Сайтанов, «есть что-то необычайное в этих строках. Подобной интонации – беззащитно-искренней и светлой молитвы – мы нигде больше не находим у Пушкина. И чему посвящена молитва – радости приближения смерти! К мысли о том, что перед нами поэтическая обработка реального сна, склоняет и противоречивость эмоций, отразившихся в стихотворении. С одной стороны, горячая радость: «Ах, ужели в самом деле / Близок я к [моей кон]?». Вещий сон, названный в первом варианте «Сон великий, благовестный», ощущается как праздник. С другой – искренний страх перед кончиной и вечными муками. О силе этого чувства можно судить по стихотворению «Странник», где этот страх становится глобальным переживанием. Такое несовпадение свидетельствует о том, что перед нами текст с только что нарождающимся общим смыслом, вроде дневниковой записи, сразу по следам события, когда отношение к нему еще не вполне определилось. В этом еще одна примечательность рукописи «Чудного сна…» – кажется, никогда он так не спешил, других таких примеров мы не помним». Исследователь продолжает: «Еще одна любопытная деталь. В целом третья часть стихотворения «На Испанию родную…» сложилась сразу, в ней почти нет помарок. Поэтому привлекает особенное внимание работа Пушкина над строкой:. «Близок я [къ] [моей кон]». Пушкин написал: «Близок я къ» – потом остановился и вернулся к написанному: зачеркнул «къ» двумя чертами. Затем продолжил мысль. Рука, дойдя до слова «кончина», не посмела вывести его до конца и замерла: «къ моей кон». Однако и недописанная, эта полуфраза, видимо, пугала – во всяком случае, Пушкин зачеркнул ее. Осталось: красноречиво многозначительное: «Близок я». Надо сказать, что прежде уход из жизни и различные его обозначения никогда не вызывали у поэта такой острой реакции, хотя он часто думал о конце пути: «…мысль о смерти неизбежной Всегда б > всегда со мной»… Это первый случай непереносимости самого словесного знака окончания жизни… Как объяснить такую внезапную идиосинкразию? Почему обыкновенное словосочетание «близок я к моей кончине» впервые наполнилось для пишущего всем своим бесконечным сверхзначением?»

    Таким образом, складывается впечатление, что «Чудный сон…» был написан наскоро, словно по свежим следам некоего события, реального впечатления, переживания. Вполне возможно, что здесь имело место выражение и одновременно сокрытие личного опыта, что стихотворение «Чудный сон…» рассказывает об исключительном событии духовной жизни поэта – удивительном сне с видением и пророчеством. В таком случае «Чудный сон…» – самостоятельное произведение, которое Пушкин почему-то решил ввести и в перевод поэмы Соути. Дело в том, что у Соути нет ничего похожего на чудесное видение старца. Вообще этот перевод Пушкина является необычно сокращенным и вольным – Пушкин отнюдь не стремился дать сколько-либо точное переложение поэмы Соути, а словно давал краткий пересказ первых глав с тем, чтобы поскорее дойти до нужного ему места – сцены с видением королю. Однако именно в сцене видения Пушкин полностью меняет оригинал. У Соути королю во сне является мать с оковами на руках (символ порабощенной родины), которая предсказывает, точнее, показывает, будущий бой и победу над врагами. Поэма завершается тем самым боем, который предсказан королю в сновидении. Пушкин же полностью переделывает этот эпизод. Он убирает из своего перевода мать и вставляет вместо нее старца в белой ризе. Старец предсказывает королю победу над врагами, но при этом обещает и мир его душе. Победа же выглядит скорее не как военная – над маврами, а как духовная – над своими страстями: «Даст руке твоей победу, А душе твоей покой…» Ничего подобного нет в поэме, мать Родрика ни слова не говорит ему – ни о покое, ни о душе. В поэме речь идет только о победе. Зато в «Чудном сне…» старец пророчествует примерно то же, что в заключении «На Испанию родную…», словно играя значениями слова «покой»: «…Будь покоен, / Скоро, скоро удостоен Будешь царствия небес… / Путник – ляжешь на ночлеге… / И заснешь ты вечным сном…» Он и одет так же, как старец перевода, в белую ризу. Таким образом, очевидно, что Пушкин приблизил текст Соути к «Чудному сну…», изменив для этого содержание видения. Написав же эту сцену, Пушкин заканчивает работу над переводом поэмы. Эго позволяет предполагать, что смыслом пушкинского перевода поэмы Соути было показать сцену видения, ту же самую или схожую, что он описывает в «Чудном сне…».

    Вывод напрашивается такой, что эти два произведения, будучи совершенно самостоятельными, тем не менее связаны между собой каким-то реальным событием, произошедшим в жизни Пушкина, ускорившим его решение об уходе из жизни. По вышеприведенной логике В.А. Сайтанова стихотворение «Чудный сон…» предшествовало переводу из Р. Соути, а поскольку стихотворение «На Испанию родную…» написано во второй половине мая – июня 1835 года, то где-то оказывается прав Л.М. Аринштейн, датируя его концом марта-апрелем 1835 года. Не найдя реальной причины для написания столь трагического пророчества, В.А. Сайтанов сводит дело к тому, что Пушкин на самом деле сюжет стихотворения «Чудный сон…» увидел во сне (как в свое время великий химик Д.И. Менделеев (1834–1907) якобы увидел во сне таблицу периодической системы химических элементов): «Все эти литературные обстоятельства позволяют думать, что перед нами запись действительного сна Пушкина, что Пушкину было дикое видение, которое он перелагал в стихи этого периода, маскируя переводами. Это предположение подтверждается и внешними обстоятельствами поэта в этот период. В «Страннике» говорится о побеге, который производит лирический герой и который вызвал сильную тревогу в его семье. Однако нечто подобное произошло на самом деле. 5 мая 1835 г. Пушкин совершил неожиданный шаг; несмотря на то, что его жена была на сносях, он внезапно уехал в Михайловское. Этот внезапный поступок вызвал удивление у его родичей и обидел жену. Не меньшее удивление вызвало появление Пушкина и у обитательниц соседнего Тригорского – ведь до этого Пушкин не появлялся в этих местах 8 лет. Вернулся он только через две недели, 15 мая, на следующий день после того, как Наталья Николаевна родила сына Григория. Возможным объяснением поступка является то, что Пушкин испытал видение, чудный сон, который ему нужно было обдумать вдали от обычной жизни. Сознание скорой смерти, да и сам факт видения, видимо, произвели на поэта ошеломляющее впечатление; домашние не могли не заметить, что случилось нечто необычайное. Особенно удивила его близких и знакомых неожиданная поездка в Михайловское на три дня (дорога туда и обратно занимала неделю), ради чего он оставил больную мать и жену перед самыми родами. Это с точки зрения здравого смысла абсолютно бессмысленное путешествие действительно поразительно, других таких иррациональных поступков поэта мы не знаем.

    Почему же не знаем? Разве можно было назвать «рациональным поступком» «побег» Пушкина без малого два года тому назад подальше от дома после рождения «рыжего» Сашки. Едва успев окрестить сына через две недели после его рождения, он хлопочет об отпуске на 1–3 месяца и через месяц действительно покидает больную после родов жену на целых три месяца. Что же гонит поэта из дому накануне или после рождения сыновей, чего и близко не были при рождении старшей дочери Марии в 1932 году? Не ответив на этот вопрос, мы не только не сможем ответить на вопрос – когда было написано стихотворение «Чудный сон…», но и определить предшествовало ли оно на самом деле пушкинскому переводу из Соути.

    Датировка стихотворения «Чудный сон…», предложенная Л.М. Аринштейном и фактически поддержанная В.А. Сайтановым, сомнительна, на наш взгляд, по следующим двум причинам:

    Во-первых, увидеть во сне сюжет своей близкой кончины за полтора года до основных событий, предшествующих смерти поэта, уж больно нереально даже для такого «пророка», коим был, по мнению многих исследователей, Пушкин.

    Во-вторых, сверхъестественные способности Пушкина в качестве пророка скорее всего – красивый миф, придуманный исследователями из-за невозможности «расшифровать» некоторые пушкинские мистификации, в создании которых он был непревзойденным мастером, а вот суеверие поэта прямо-таки выпирает через край, что совершенно несовместимо с его «статусом» пророка. Он с каким-то суеверным страхом ждет наступления своего 37-летнего смертельного рубежа, предсказанного около 20 лет назад гадалкой и подтвержденного в лекциях доктора Хатчинсона.

    Так что дату написания стихотворения «Чудный сон…» нужно поискать где-то в районе, близком к дате написания стихотворения «Странник», родство которого с «Чудным сном» гораздо более тесное, чем последнего с переводом из Соути. С этой целью «заглянем» в конец лета 1836 года, несколько опережая события второй половины 1835 и первой половины 1836 года, которые «стимулировали» написание как стихотворения «Странник», так и его «генетического родственника» «Чудный сон мне бог послал…»

    В черновом варианте стихотворение «Странник» было написано в конце июня 1835 года, но к окончательной его отделке Пушкин вернулся лишь осенью 1836 года, причем не уставлена точная дата появления белового автографа: с 14 августа по декабрь 1836 года. Смотрим хронику жизни А.С. Пушкина, составленную Н.А. Тарховой, за 1836-й год: «Август, после 14… Декабрь. Переписано набело стихотворение Странник («Однажды странствуя среди долины дикой») и составлен список из девяти стихотворений на обороте его автографа: «Из Випуап (Бэньян) / Кладбище / Мне не спится / Молитва / Сосны / Осень в деревне / Не дорого ценю / Зачем ты, бурный Акв / [Последняя туча] (вычеркнуто, потому что это единственное стихотворение из перечисленных, уже напечатанное, остальные – нет)» .

    Интересно отметить, что в перечне из девяти стихотворений, помещенном на оборотной стороне беловика «Странника», отсутствует «Чудный сон», хотя по их содержательной части они близнецы-братья. Отсутствует это стихотворение также в пушкинском перечне стихотворений «каменноостровского цикла», то есть Пушкин сознательно «прячет» дату его написания. Мало того, он делает на нем помету «Родриг», тем самым вводит в заблуждение не одно поколение пушкинистов относительно точной даты его написания. Обратимся, однако, к стихотворению «Странник», которое буквально потрясает своей откровенностью в признании близкой кончины его автора:


    | |