Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Семья и здоровье ребенка. Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша? Нарушения работы ЖКТ

    Семья и здоровье ребенка. Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша? Нарушения работы ЖКТ

    Яценкова Татьяна Владиславовна
    Должность: педагог - психолог
    Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
    Населённый пункт: г. Саратов
    Наименование материала: Статья
    Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
    Дата публикации: 11.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

    Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

    «Росинка», г. Саратова

    Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

    здоровому

    человеку

    больному

    здоровье».

    Определение

    здоровья,

    Всемирной

    организацией

    здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

    полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

    отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

    здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

    допускает возможность управлять им.

    Основываясь

    определении

    выделить

    следующие

    компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

    здоровье.

    Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

    гармония

    физиологических

    процессов

    максимальная

    адаптация к различным факторам внешней среды.

    Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

    социальную

    активность;

    благополучные

    отношения

    окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

    выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

    других людей).

    Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

    поведения

    человека

    обществе,

    этические

    поведения,

    духовность,

    связанная

    общечеловеческими

    истинами

    милосердия, красоты.

    И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

    душевного

    благополучия,

    характеризующееся

    отсутствием

    болезненных

    психических

    проявлений

    обеспечивающее

    адекватную

    условиям

    окружающей

    действительности

    регуляцию

    поведения».

    Овчарова

    предлагает

    использовать

    психического

    здоровья

    следующие

    критерии:

    осознание

    непрерывности,

    постоянства

    идентичности

    своего физического и психического «Я»;

    адекватность

    психических

    средовых

    воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

    способность

    самоуправлению

    поведением

    соответствии

    социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

    своей деятельности, ее результатам;

    способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

    эти планы.

    Известный

    российский

    психолог

    Дубровина

    «психологическое

    здоровье».

    «психологическое

    здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

    ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

    основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

    составляющих

    психологического

    здоровья

    «стремление

    человека

    развитию

    потенциала

    самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

    Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

    нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

    климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

    западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

    утрачивает

    традиционные

    становясь

    институтом

    эмоционального

    контакта,

    своеобразным

    «психологическим

    убежищем».

    Отечественные

    психологи

    подчеркивают

    возрастание

    эмоциональных

    факторов

    функционировании

    Психологический

    климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

    устойчивый

    эмоциональный

    является

    следствием семейной коммуникации.

    Психологический

    определяет

    устойчиво сть

    внутрисемейных

    отношений,

    оказывает

    развитие

    взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

    создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

    благоприятным или неблагоприятным.

    благоприятного

    психологического

    характерны

    следующие

    признаки:

    сплоченность

    возможность

    всестороннего

    развития

    личности

    доброжелательная

    требовательность

    защищенности

    эмоциональной

    удовлетворенности,

    гордость

    принадлежность

    ответственность.

    показателями

    благоприятного

    психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

    свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

    вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

    широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

    возникающих

    конфликтов,

    стрессовых

    состояний,

    повышению

    собственной

    социальной

    значимости

    реализации

    личностного

    потенциала каждого члена семьи.

    Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

    отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

    тревожность,

    эмоциональный

    дискомфорт,

    напряженность,

    отчуждение,

    правомерно

    говорить

    неблагоприятном

    психологическом

    климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

    психотерапевтической,

    усталости,

    также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

    положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

    положение

    существование

    становится

    проблематичным.

    Характер

    внутрисемейных

    отношений,

    нравственно-психологический

    климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

    Усваивая

    поведения

    отношений

    родителей,

    начинают

    соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

    переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

    учителей.

    единства

    воспитании

    нарушаются

    педагогические

    принципы

    уважения

    требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

    характера

    человека.

    Эксперты

    результатов

    многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

    что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

    которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

    отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

    потребность

    безопасности,

    познании

    взрослых

    окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

    как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

    угрозы и опасности.

    Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

    фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

    его благополучного будущего является в первую очередь семья.

    Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

    складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

    окружающими людьми, личностные особенности.

    Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

    чувствовать

    безопасности в этом мире.

    Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

    Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

    выбор, их решение;

    Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

    Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

    если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

    переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

    неприятности

    переживаются

    атмосфера.

    реагируют

    по-разному,

    некоторые

    закономерности:

    девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

    меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

    раздражительность;

    мальчиков

    характерны

    очевидные

    нарушения

    поведения,

    носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

    служат одной цели - привлечь внимание.

    Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

    снижением

    успеваемости.

    Традиционно

    поведение

    обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

    уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

    крик о помощи.

    мальчики

    нарушением

    психологического

    здоровья

    неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

    грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

    скудность

    духовной

    приводит

    повышению

    тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами

    воспитания

    являются

    внимание

    поощрение,

    строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

    лишенный

    недвусмысленных

    доказательств

    родительской

    самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

    устойчивый

    положительный

    Изучение

    взрослых,

    страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

    невротическими

    расстройствами,

    трудностями

    умственной

    деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

    наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

    Недоброжелательность

    невнимание

    родителей

    вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

    проявляться

    отношению

    родителям,

    Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

    условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

    жизненно

    значение.

    непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

    улице, связавшись с негативными компаниями.

    благополучные

    внутренне

    оказываются

    негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

    обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

    преднамеренные

    воспитательные

    воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

    осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

    и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

    чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

    подобные модели поведения.

    В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

    не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

    личностью

    контролировать

    поведение,

    управлять

    любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

    самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

    настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

    ничего на смену не пришло.

    единственный

    единственная

    возможность

    личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

    Литература

    1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

    ТЦ «Сфера», 2000.

    Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

    центр «Академия», 2003.

    Руководство

    практического

    психолога:

    психическое

    здоровье

    подростков

    контексте

    психологической

    Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

    Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

    Предварительный просмотр:

    Семья как фактор психологического здоровья детей

    Любовь в семье – счастливые дети.

    «Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

    Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

    Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

    Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

    Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

    Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность - в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

    Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

    Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

    Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

    Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но...если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

    Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

    Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

    Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

    Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

    • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
    • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
    • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

    Итак.... Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» .

    Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

    Библиографический список

    1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
    2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2012. 272 с.
    3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

      Конфликты между родителями

      Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых . Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

      Гиперопека

      Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.

      Гипоопека

      Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать и . У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

      Виды психосоматических расстройств

      Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.


      Двигательные нарушения

      Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.

      Кожные реакции

      Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

      Нарушения работы ЖКТ

      Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

      Нарушение терморегуляции

      При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.

      Нарушения речи

      У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

      Нарушения работы выделительной и эндокринной систем

      Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

      Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

      Чаще общаться с ребенком

      Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

      Проявлять внимание к ребенку

      Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

      Хвалить ребенка за все достижения

      Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

      Не злоупотреблять наказаниями

      Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

      С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье

      Анна Елкина
      Семья и здоровье детей

      Семья - это такое пространство жизнедеятельности, в котором должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее её развитие. К. Д. Ушинский к сильнейшим, непреднамеренным воспитателям относил природу, народ, религию, язык, а так же семью .

      Мы знаем, что одна из главных функций семьи - воспитательная . Великий Русский Педагог XIX века настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье , предупреждая от легкомысленности в этом вопросе. Он говорил так : «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - легким; и тем легче кажется оно, кто менее с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание требует терпения. Воспитанию вверяются чистые и впечатлительные души детей . Не нужно забывать, что сила воспитания может достигать ужасающих размеров».

      Воспитание здоровой , а значит гармонически развитой личности, одна из приоритетных задач современной семьи .

      Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все родители знают - и как сохранить, и чем его поправить, что есть, пить. Несмотря на это, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых , 50% - имеют патологию, 40% - от носятся к группе «риска» . Поэтому одна из задач, которая стоит перед родителями воспитать у ребёнка ценностное отношение к собственному здоровью , обучить его основам здорового образа жизни , чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный прав, комфорт но бы себя чувствовал без сигарет, алкоголя и наркотиков.

      К большому сожалению, вопросам здоровья и физического развития детей в семье уделяется недостаточное внимание В чём причина? Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить основные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей . Среди них - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей .

      Что такое здоровье ? Здоровье - это , по определению ВОЗ, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней или физических дефектов. Наука о здоровье - валеология . Она помогает понять необходимость быть здоровым , учит правилам здорового образа жизни (ЗОЖ, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ключевое понятие в валеологии - гармония. Формирование гармонично развитой личности - это главная цель воспитания.

      Здоровье , другими словами, основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Быть здоровым - выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Выгодно экономически - здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, здоровье нации в целом . Выгодно эстетически - здоровый ребёнок , взрослый отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

      Специалисты выделяют физическое и психическое здоровье .

      Одно из главных условий поддержания физического здоровья - соблюдение режима дня. Оно включает в себя чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рационального питания и полноценного сна.

      К. Д. Ушинский писал : «Обновление сил тел, истощённых деятельностью жизни происходит за счёт необходимости :

      отдыха или временного бездействия определённый системы организма,сна».

      Часто выполнению тех или иных пунктов распорядка дня препятствует детская медлительность и неорганизованность. Как быть в такой ситуации родителям? На помощь могут прийти игры, соревнования, а ещё такой метод воспитания, как положительный пример. Положительный пример взрослых в любом из полезных начинаний в семье - будь то утренний бег или закаливающие процедуры - это половина успеха. Поэтому, режим дня, который выбран родителями для ребёнка, должен быть разумно согласован с аналогичными элементами режима взрослых, и выполняться ими без скидок на занятость и нехватку времени. Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью дошкольников и младших школьников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют, например привычки старших. Родители хотят, чтобы их ребёнок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объяснение ребёнку, насколько необходима утренняя зарядка, а затем - подкрепление личным примером. Если отец не представляет себе начало дня без зарядки, чаще всего и дети постепенно втянутся в такие занятия. Это не значит, что может не быть капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов. Один из таких результатов, наверное, самый главный - потребность, а в дальнейшем - выработка привычки быть здоровым . К. Д. Ушинский так говорил : «Привычка - это усиление определённой способности, происходящее от упражнения. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нём привычки. Дитя усваивает привычку гораздо быстрее и вернее, чем старик».

      Психическое здоровье - общее состояние и функционирование здоровой психики ; оно проявляется в протекании познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. Оно зависит от биологических, психологических, социальных факторов. Остановимся на социальных факторах. К ним можно отнести, прежде всего, влияние семьи , в её воспитательном воздействии. Наиболее неблагоприятным воздействием считаются гиперопека, игнорирование нужд ребёнка, воспитание по типу «маленький неудачник» , «Золушка» , «кумир семьи » . Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи , создаёт внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребёнка. У таких детей наблюдаются склонности к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки. Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми заболеваниями.

      Для поддержания психического здоровья родителям необходимо создавать благоприятную эмоциональную обстановку. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищённости, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей . Ещё Константин Дмитриевич в одной из своих работ подметил : «Один из важнейших элементов русского воспитания, благотворно влияющий на формирование здорового ребёнка , - обстановка семейного уюта и доброты».

      Родители, всегда должны помнить о главном : «Предупредить всегда легче, чем исправлять!»

      Для понимания роли воспитателя обратимся к легенде. «У Древнего бога Эскулапа было 2 дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по- разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Ги- гиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми , а сама жизнь - прекрасной».

      Таким образом, родители, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье .

      Болезнь ребенка всегда вызывает у родителей беспокойство. Особенно, если он болеет часто. Сразу включается лампочка “Что мы делаем не так”, покупаются витамины, лекарства и консультации у лучших педиатров.

      И бывает так, что и лечение правильное назначили, и рекомендации все соблюдали, а причины болезни так и не были найдены.

      Есть заболевания, которые, увы, не зависят ни от родителей, ни от ребенка. Но человек – существо довольно сложное, и состояние здоровья во многом зависит от наших эмоций, а детское здоровье – от того, как его воспитывают родители.

      Арина Покровская, детский аналитик и психолог, рассказывает о том, как семья влияет на детское здоровье.

      Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

      Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок).

      Психосоматическая личность - это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно – реагирующий на психические напряжения преимущественно реакциями тела.

      Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает, и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов…

      И это становится основным способом – тогда это именно психосоматическая личность.

      Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе, в своих интересах и для своей пользы.

      Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь.

      Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации. Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает?

      Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно)

      Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться.

      Мы можем беспокоиться,  лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации.

      Продолжим  о детях:

      Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные.

      Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас.

      Психосоматика - понятие давнее, сам термин был озвучен в начале XIX века.

      “Плачет мозг, а слезы - в сердце, печень, желудок…” - писал известный отечественный ученый, врач и психолог Александр Лурия.

      Зигмунд Фрейд писал: “Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно”.

      В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит.

      Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний.

       Влияние семьи

      Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно:

      1. Семья не поощряет выражение эмоций – “это нельзя говорить”.
      2. Болезненные эмоции не поддерживаются – “у наших детей нет ревности”, “у нас нет агрессии дома”.
      3. Воспитание направлено на подавление эмоций - “успокойся!”, “это неважно”.
      4. Неспособность родителей к раннему распознаванию болезни -  ”что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!”, “он сегодня капризничает”.
      5. Неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – “я не буду об этом говорить”, “не говори со мной в таком тоне”.
      6. Гиперпротекция, или эмоциональная отстраненность родителя – “не бегай, упадешь”, “ну что ты орешь, ничего ведь не случилось”.
      7. Много моральных или религиозных запретов – “это нехорошо”, “ты не должен злиться”, “попроси прощения”, “не будь жадиной”.
      8. Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально.
      9. Или мы можем не помнить и “не знать”, что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов.
      10. Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей двух, трех и старше лет.

      Нет, – говорят многие родители, – только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы - хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем.

      Тогда это “выносит” ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а  не психикой.

      Во-первых, у него такой пример перед глазами.

      Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди.

      В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих.

      Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто “позитивы”.

      Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

      Это первое, и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться.

      Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности.

      На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка или повторное улучшение.

      Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение.

      В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы…

      Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда, и есть хорошее.

      Продвижение

      В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему “нормальным” (т.е. “никаким” от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта.

      И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное, в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать.

      Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы и новые потребности пары.

      Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь.

      Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка: “Пап!”, а он ее называет “мама”, помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары.

      Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен.

      Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить.

      Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу.

      По длительности мы можем предполагать, что психотерапия займет время от 6 месяцев при самом благоприятном раскладе до 2 лет, если наша основная цель – выздоровление или облегчение состояния ребенка.

      Есть тут и мои ограничения – я работаю с детьми от 4 лет. Поэтому для помощи при заболеваниях  у младенцев и детей до 4 лет обычно предлагаю работу именно через родителей. Также могу рекомендовать помощь коллег, кто работает с диадой мать – младенец или с самим ребенком с раннего возраста.

      В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете.

      Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно – то, что  дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным.

      А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям.

      Была ли эта информация полезной?

      Да Нет