Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
  • Салат из пекинской капустой с яйцом и кукурузой с помидорами Пекинская капуста с кукурузой рецепты
  • Можно ли есть ветчину. Ветчина - это что такое? Калорийность говяжьей ветчины
  • Сырники творожные Диетические творожные сырники для стройной талии
  • Рис с соусом — Терияки — пошаговый рецепт Блюда с соусом терияки и рисом
  • Брюссельская капуста с курицей
  • Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды! Конспект беседы «Лесные опасности» для детей старшей группе Воронец колосовидный черный или Актея колосовидная.

    Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды! Конспект беседы «Лесные опасности» для детей старшей группе Воронец колосовидный черный или Актея колосовидная.

    Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

    Ход игры:

    Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

    Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

    Если их найдут в лесу,

    Сразу вспомнят про лису.

    Рыжеватые сестрички

    Называются... (лисички)

    Крепкий, плотный, очень статный,

    В шляпе бурой и нарядной.

    Это гордость всех лесов!

    Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

    На пеньке сидят братишки.

    Все в веснушках, как мальчишки.

    Эти дружные ребята

    Называются... (опята)

    Словно в масле их головки

    И укрыться могут ловко.

    Очень славные ребята -

    Золотистые... (Маслята).

    Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

    Посмотри, какой хороший!

    Шляпа красная в горошек,

    Кружевной воротничок -

    Он в лесу не новичок! (Мухомор)

    В бледной шляпке с тонкой ножкой,

    Класть нельзя его в лукошко.

    Гриб опасный, гриб обманка,

    Это бледная …(поганка).

    Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

    Игра «Собери грибы в корзинку»

    Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

    Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

    Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

    В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

    Игра «Четвёртый лишний»

    Называют и показывают ядовитые ягоды.

    Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

    А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

    На полянке появляются зверята.

    Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

    Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

    Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

    Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

    Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

    Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

    Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

    Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

    Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

    Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

    Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

    Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

    Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

    Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

    Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

    Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

    Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.

    Лобанова Екатерина Анатольевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ "Добрянский детский сад №8"
    Населённый пункт: г.Добрянка Пермская область
    Наименование материала: Конспект НОД
    Тема: "Лесные Ягоды. Съедобные и ядовитые"
    Дата публикации: 27.04.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Тема: «Лесные ягоды. Съедобные и ядовитые».
    Цель: практика сенсорных впечатлений о ягодах Задачи: 1. Учить различать ягоды между собой по характерным признакам; 2. Сформировать понятие « лесные ягоды» ; 3. Научить различать по внешним признакам съедобные и ядовитые лесные ягоды; 4. Практика составления описательных рассказов о ягодах.
    I . Организационный момент Группа оформлена в стилизации лесной полянки. Дети собираются вокруг воспитателя. - Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в необычное лесное путешествие. Со мной отправится тот, кто назовёт мне съедобные грибы, ведь мы уже с ними знакомы.

    II . Введение в тему образовательной деятельности Дети, которые называют съедобные грибы, проходят на лесную полянку и рассматривают ягоды (на ней заранее расположены картинки ягод, либо муляжи) - Посмотрите, как вы думаете, куда мы с вами попали? (на лесную полянку) - Как вы догадались? (вокруг нас расположены сосны, ели, а под ногами целая поляна ягод) -Посмотрите сколько ягод на нашей лесной поляне, обратите внимание, что все ягоды разные. -А ну – ка, я сейчас проверю какие ягоды вы знаете? -Покажите мне малину, чернику, землянику…. (дети находят и поднимают определённую карточку с изображением ягоды) - Вижу, что ягоды вы не плохо знаете…А умеете ли вы собирать ягоды? (Да, нужно наклоняться к самой земле, потому что каждая ягодка прячется под листочком) - Предлагаю Вам посмотреть мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (см.приложение мульт. «Дудочка и кувшинчик»)
    III . Игровая деятельность Беседа по мультфильму Попробуйте отгадать мои загадки (см. видео приложение «Угадай-ка») - И с этим заданием вы справились (на экране появляется слайд с изображением ягод)

    Пальчиковая игра (см. приложение пальчиков. игры «За ягодами») - Ребята, я хочу открыть вам небольшой секрет: это не все ягоды леса. В нашем большом и красивом лесу растут ещё много ягод, как вкусных и полезных, так и опасных для здоровья. С ними мы сейчас и познакомимся. Приглашаю вас в путешествие по лесу, а поможет нам в этом волшебный экран. Присаживаемся на стульчики. (см. презентацию «Лесные ягоды. Съедобные и ядовитые») Во время презентации педагог даёт небольшую характеристику ягодам (обращаем внимание на форму, цвет, вкус и где растёт данная ягода).
    Характеристика ягод (пример) Ежевика - родственница малины с блестящими, почти черными плодами. У ежевики стебли с шипами, они колючие. Ягоды ежевики имеют приятный кисло-сладкий вкус и полезны для здоровья. По склонам лесных оврагов, на опушках можно найти дикорастущую ежевику. Иногда встречаются заросли более крупноплодной ежевики. Стебли ежевики переплетаются между собой и стелются вдоль земли. Ягоды такие же зернистые, как у малины, только цветом почти черные, с сизым налетом.
    Игровая деятельность После просмотра презентации предлагаем детям подвижную игру «Собери в корзинку» - разложить съедобные и ядовитые ягоды по корзинкам. После игры рассматриваем, какие ягоды оказались у нас в корзинке, называем ягоду и где она растёт, cсъедобная или нет, таким образом, делаем обобщение, что все эти ягоды растут в лесу и их можно назвать ЛЕСНЫМИ ЯГОДАМИ. Дид.игра «Угадай на вкус» (описание вкусовых ощущений) Составление рассказов – описаний (с опорой на таблицу) см. приложение
    О б р а з е ц:
    Это – малина. Малина – ягода. Малина круглая и красная. Малина маленькая и сладкая. Малина растет в лесу и в саду. Из малины готовят сок, варенье, компот и джем.
    V
    .

    Рефлексия
    - Интересно было прогуляться по лесу? - -Что мы узнали с вами нового? - - Все ли ягоды в лесу можно кушать? 1. Назовите, какие кустарники вы знаете? (бузина, калина, смородина, крыжовник, малина, жимолость, ольха, шиповник) 2. На каких деревьях растут ягоды? (рябина, боярышник) 3. Ягоды каких кустарников ядовиты? (бузина, жимолость) 4. От запаха цветов, какого дерева поставленных в доме начинает болеть голова? (черёмуха) 5. Какие лесные ягоды съедобны? (брусника, голубика, ежевика, клюква, земляника, морошка, черника, костяника) 6. Какие ягоды ядовитые? (вороний глаз, бузина, жимолость) 7. У каких растений ягоды чёрного цвета? (ежевика, черника, вороника) 8. Какую ягоду можно собирать два раза в год? (клюкву) 9. Ягоды каких растений похожи друг на друга? (морошка, малина, ежевика) 10. Среди каких деревьев растёт черника? (растёт среди хвойных деревьев, маленьких кустарников. Черника хранит для деревьев влагу, а деревья своей тенью оберегают чернику от солнца) 11.Что можно приготовить из брусники? (брусничный морс, варенье, пастилу, компот, сок, карамельные начинки)
    IV . Дополнительные игры И г р а «Запомни и повтори» (на слух) – Развитие зрительной и слуховой памяти смородина, черника, голубика; брусника, малина, клубника; рябина, арбуз, крыжовник; ежевика, барбарис, облепиха; калина, клюква, малина; морошка, земляника, костяника и др. Педагог называет ягоды, а ребенок должен разложить картинки в той же последовательности И г р а «Чего не стало?» Педагог раскладывает картинки ягод, ребёнок в течение 7 секунд смотрит и запоминает ягоды. Отворачивается, а педагог убирает одну из картин, ребёнку нужно угадать чего не стало?
    ПРИЛОЖЕНИЕ «Что лишнее? Желе, джем, варенье, маринад Брусника, клубника, черника, клюква Черёмуха, рябина, ирга, чёрная смородина Голубика, малина, калина, вороний глаз Клубника, ежевика, костяника, морошка (также можно играть по другим характерным признакам: по вкусу, по форме, по размеру) «Старичок – лесовичок и ягоды » Цель: закрепить знания детей лесных ягодах Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это ягоды. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-ягоду; ведущему показывать нельзя). Ведущий говорит: «я так давно не видел чудесную красную, кисленькую, но очень полезную ягодку, маленькую похожую на драгоценный красный камешек, не видел клюкву». Клюква встаёт и делает шаг вперёд. Клюква, поклонившись, говорит: «Благодарю Вас, Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Клюква садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока старичок – лесовичок не перечислит все ягоды.
    Словесная игра «Образование относительных прилагательных» сок из малины – малиновый; компот из черники – черничный; варенье из смородины – смородиновое; начинка из земляники – земляничная и т. д. «Четвёртый лишний» - игра на развитие внимания и мышления (см. видео приложение) Словесная игра «Что приготовим?» (по картинкам) - Из ягод можно приготовить: компот, варенье, сок, желе, морс. -Что вы приготовите из ягод? -Я приготовлю из малины малиновое желе. -Я сварю из черники черничное варенье. -Я сварю из земляники земляничное варенье. - Я сделаю из клюквы клюквенный морс. - Я сварю из брусники брусничный компот.
    «Отгадай по признаку?» Какие ягоды растут на ______грядке ________ _____в лесу__________ _____на болоте_______ ______на кусте________ ______на дереве_______ «Что не так?» Клюква растёт в огороде… Земляника растёт на дереве…. Урожай клубники мы собираем в январе…. «Собери предложение» Собираемся, лес, мы, в, ягодами, за. Бабушка, вкусное, из, сварила, варенье, клубники. Игры на закрепление материала
    Лепка
    Раскраски ягоды
    Аппликация
    Приложение (составление рассказов – описаний)
    Пальчиковые игры Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются) В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными) За черникой, за малиной, (и средними пальчиками по столу) За брусникой, за калиной. (Загибают пальчики, начиная с большого) Землянику мы найдем, И братишке отнесем. Мы шли-шли-шли, Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём искать опять. Мы шли-шли-шли, Чернику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём искать опять
    Таблица Лес одаривает нас как полезными, так и отнюдь небезопасными плодами. Познакомиться с ними позволит наша таблица.
    Съедобные лесные ягоды

    Ядовитые лесные ягоды
    Ежевика, черника, костяника, земляника, голубика, морошка, можжевельник, калина, рябина, малина, брусника, клюква, княженика, дикая смородина, дикий крыжовник, шиповник, черемуха, лимонник китайский, шведский дерен Вороний глаз, бузина вонючая, бирючина, бересклет, волчеягодник, воронец красноплодный, воронец колосовидный, белладонна

    Надежда Новикова
    Занятие «Ядовитые грибы и ягоды» (подготовительная группа)

    Цель : Познакомить детей с разнообразием видов грибов и ягод . Дать представление об мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе, внешнем виде.. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

    Виды деятельности :

    игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

    Формы реализации детских видов деятельности :

    игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.

    Оборудование и средства :

    игрушки – медведь; лукошко, картинки с грибами , картинка - схема «гриб » , осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум леса» , магнитофон.

    Словарная работа :

    грибница , споры, грибники .

    Методические приёмы :

    сюрпризный момент, создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, гимнастика для глаз, подвижная игра.

    Предварительная работа :

    чтение стихов, отгадывание загадок о грибах , беседа о дарах леса, рассматривание иллюстраций грибы и ягоды , призентации.

    Ход НОД:

    Воспитатель : – Сегодня пришел медведь к нам из леса. Он хочет пригласить нас в лес. Но сначала отгадайте загадку? (ответы детей)

    Стоял на крепкой ножке,

    Теперь лежит в лукошке.

    (гриб )

    Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить о грибах .

    Какие грибы вы знаете . (ответы детей)

    Воспитатель; Что есть у грибов ? (ответы детей) Ножка, шляпка, корни-грибница . Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки . Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками . Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

    Воспитатель : Медведь хочет с нами поиграть» Доскажи словечка». А вы будьте внимательны.

    1. На пеньке сидят ребята

    Называют их…. (опята)

    2. Я в красной шапочке расту

    Под стройною осиною

    Меня узнаешь за версту,

    Зовусь я…. (подосиновик)

    3. Средь молоденьких сосенок

    В блестящей темной шапочке

    Растет грибок… . (масленок)

    4. Серенькие шапочки

    Рябенькие ножки

    Под березой растут

    Как же их зовут? (подберезовики)

    5. На толстой белой ножке

    Коричневая шапка

    Наверняка любой грибник

    Найти мечтает…. (боровик

    Воспитатель : - Как нужно собирать грибы .

    Дети : - Нужно быть внимательными в лесу с грибами . Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие? (ответы детей)

    1. В лесу есть гриб , что не надо искать,

    Много растет их на каждой полянке,

    Но эти грибы нельзя трогать и брать –

    Яд в них опасный. Это…. (поганки)

    2. Ножка белая, прямая,

    Шапка красная, большая

    А на шапке, как веснушки

    Возле леса на опушке,

    Украшая темный бор

    Вырос пестрый как Петрушка

    Ядовитый… . (мухомор

    Воспитатель : -Ребята, когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Идет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая . Напьется этой воды муха и погибнет. Называют его Мухо-мор.

    Воспитатель : -Съедобные грибы мы будем собирать , а ядовитые оставим в лесу . И еще запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны . То белочка грибок съест , то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.

    Воспитатель : - Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами , иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы . (презентация)

    Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Каждый грибок в свой кузовок »

    Воспитатель : - Берите корзинки и в путь. (Дети делятся на две команды)

    Воспитатель : -Раздает каждой команде по корзине для грибов : одну для съедобных, другу для несъедобных. По сигналу воспитателя играющие должны вложить сьедобные грибы в одну корзину , несъедобные в другую.

    Воспитатель : Ребятам, а медведь посмотрит как вы запомнили какие грибы ядовитые и съедобные .

    Медведь : Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

    Воспитатель : - Ребята, растут в лесу не только грибы , но и ягоды . Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод ? (ответы детей) Корень, стебель, листочки и плоды (Рассматривания схема) .

    Воспитатель : - Ягоды , прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов. Все люди уверены : чем больше человек употребляет ягод , тем меньше он. будет болеть

    Какие лесные ягоды вы знаете ? (ответы детей)

    Воспитатель : - Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды . (презентация)

    Воспитатель : - Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!

    Ведьма суп варить решила,

    Змей сушеных покрошила

    И оставила котел

    Между сосен и полянок.

    Собрала ведро поганок,

    Посмотрела за бугор,

    Отыскала мухомор.

    Для приправы – бузины,

    Для отравы – белены,

    Волчьих ягод полкорзины

    И отменной свежей тины.

    Супчик вышел – то, что надо

    Целых 20 литров яда!

    Воспитатель : - Если вы вдруг съели незнакомую ягоду , скорее скажите об этом взрослому.

    При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.

    -До прибытия врача нужно : – как можно больше пить кипяченой воды и вызвать рвоту.

    Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!

    Воспитатель : - Я надеюсь, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды , они никогда не попадут в вашу корзинку. Что вам больше всего запомнилось. Какие грибы вы будете собирать .

    А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся с медведям и поспешим в детский сад.

    Публикации по теме:

    Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно – творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей.

    Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Растительный мир о. Байкал - грибы, ягоды» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 7 по 10 ноября) Тема. «Растительный мир о. Байкал.

    Консультация для родителей. Ядовитые грибы. Елена Владимирова. Живой мир природы многообразен. Полезное и ядовитое находится в природе.

    Занятие по природоведению «Лес. Деревья. Грибы. Ягоды» Лес. Деревья. «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего на свете нет, Чтобы природой не дышало…» Алексей Толстой.

    Занятие 10

    Осторожно - ядовитые грибы и ягоды!

    Дорогие ребята!
    Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин - подосиновики.
    Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.

    Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?

    Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
    Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
    На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
    Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
    По склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
    А теперь давайте поговорим об опасных грибах.

    Какие ядовитые грибы вы знаете?

    Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
    Один из самых ядовитых грибов - бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки - зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
    Очень ядовитый гриб - ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба. А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
    Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
    Послушайте сказку.

    Советы лесной Мышки

    Летом Настя гостила у бабушки в деревне.
    Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
    - Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.

    Какой совет вы могли бы дать девочке?

    Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
    - Ой, кто это? - удивилась Настенька.
    Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки.
    Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
    Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
    - Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
    Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
    - Это ты со мной разговаривала, мышка? - спросила девочка.
    -Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
    - Спасибо, мышка! - поблагодарила Настя. - Но я не знала, что мыши умеют говорить.
    - Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, пропищала мышка. - Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах, - какие съедобные, а какие нет.
    - Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, - объяснила Настя.
    - Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
    - Конечно, хочу! - обрадовалась девочка.
    - Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
    Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
    - Что это за ягоды? - спросила Настя у мышки.
    - Это семена ландыша.
    - Ландыша? - удивилась девочка. - А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
    - Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды - очень ядовитые!
    Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
    - А эти ягоды съедобные или ядовитые? - спросила она мышку.
    - Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! - предупредила девочку мышка.
    - Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
    - А ее так и называют - вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит па зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
    - Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
    - Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.
    Мышка привела девочку на поляну: Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.
    Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
    Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
    - Здорово! - воскликнула Настя. - А скажи, из какого гриба пила воду белка?
    - Этот гриб называется черным груздем - чернушкой. Вообще-то, чернушки - съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
    Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

    Какие съедобные грибы вы знаете?

    Как они выглядят?

    А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! - сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой. Мухомор, не таясь, рос под молоденькой елочкой.
    - Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
    Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышка, остановила ее.
    - Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пустъ себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
    Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
    Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка лесовичка.

    В О П Р О С Ы

    Где Настя гостила летом?
    Куда пошла Настя?
    Кого встретила девочка по дороге в лес?
    О чем рассказала ей лесная мышка?
    Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
    Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
    Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
    Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

    Правила грибников и ягодников

    Не собирайте незнакомые грибы.
    Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
    Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
    Не храните необработанные грибы более суток.
    К ядовитым грибам относятся:
    бледная поганка,
    мухомор,
    ложный опенок,
    сатанинский гриб.
    Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.
    К ядовитым растениям относятся:
    волчье лыко,
    вороний глаз,
    ландыш,
    бузина,
    красавка,
    паслен,
    чемерица,
    лютик ядовитый.

    Дети отправляются в гости к Старичку-Лесовичку,который учит внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые,соблюдать осторожность.На лесной полянке ребята показали игру-драматизацию "Осторожно-ядовито!"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения »

    Цель : учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

    Ход игры.

    Старичок – Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.

    Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

    Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

    Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

    Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

    Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

    Под берёзкой растут….(подберёзовики).

    Из – под ёлок на пригорок

    Вышел мальчик ростом с пальчик.

    Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

    Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)

    Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

    Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

    А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

    Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

    Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

    В лесу есть грибы, что не надо искать,

    Много растёт их на каждой полянке,

    Но эти грибы нельзя трогать и брать –

    Яд в них опасный. Это - ….(поганки).

    Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

    Игра «Собери грибы в корзинку»

    Старичок – Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из – за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

    Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым. Учите младших братьев и сестёр этим правилам. В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет.

    Но будьте осторожны – в лесу есть и ядовитые ягоды. Какие вы знаете? (Называют и показывают ядовитые ягоды).

    Игра «Четвёртый лишний»

    Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь». Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.

    А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!»

    Зайка: Куда это вы торопитесь, зверята?

    Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

    Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

    Лисёнок: Лес – это сказка, в нём можно встретить что угодно.

    Зайка поскакал за зверями.

    Лисёнок: Стойте, друзья! Вот и заячьи уши!

    Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это самый настоящий лесной ландыш!

    Медвежонок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши. Белые цветки похожи на фонарики.

    Старичок –Лесовичок : Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

    Лисёнок: Зачем ты их трогаешь? Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться.

    Медвежонок: Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

    Старичок – Лесовичок : Ребята, давайте заглянем в Красную книгу и найдём среди растений ландыш. Почему оно занесено в эту книгу?

    Дети: Это растение исчезает и его надо охранять.

    Старичок – Лесовичок : А как мы можем охранять ландыш?

    Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

    Старичок – Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

    Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

    Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

    Лисёнок : Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Герои направляются в глубь леса. Лисёнок показывает на растение)

    Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

    Медвежонок: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

    Старичок – Лесовичок : Ребята, вам понравилось в лесу отдыхать? Я вам дам баночку варенья из лесных ягод. Приедете в детский сад и попробуете. Но пора и домой возвращаться. Занимайте свои места поедем обратно.

    Учитель-дефектолог Тихонова Н.А.