Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Магия чисел Луна во льве когда
  • Сонник ловить рыбу, к чему снится ловля рыбы во сне
  • К чему снится букет роз: подарить, покупать, найти, украшать
  • Приснилось золото: особенности толкования по сонникам
  • Гадания на кофейной гуще: толкование символов, способы
  • К чему снится зубной флюс
  • Как раскрывается жизнь души в элегии море. Стихотворение "Море" Жуковского: анализ

    Как раскрывается жизнь души в элегии море. Стихотворение

    Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

    Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

    Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

    Жанр и размер

    Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление. Всё это характерно и для стихотворения «Море».

    Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

    Направление

    Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А. Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея. Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

    Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе. С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С. Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

    Композиция

    Элегию «Море» можно разделить на три части.

    1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
    2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
    3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

    Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

    Герои и их характеристика

    Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека. Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод. Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

    После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

    Темы

    • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
    • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
    • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.
    • Идея

      В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье. В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой. К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

      Художественные средства

      Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

      Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

      Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

      Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

      Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

      Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).

      В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

      Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!


    Стою очарован над бездной твоей.
    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
    Тревожною думой наполнено ты.
    Безмолвное море, лазурное море,
    Открой мне глубокую тайну твою:
    Что движет твое необъятное лоно?
    Чем дышит твоя напряженная грудь?
    Иль тянет тебя из земныя неволи
    Далекое светлое небо к себе?..
    Таинственной, сладостной полное жизни,
    Ты льешься его светозарной лазурью,

    Вечерним и утренним светом горишь,
    Ласкаешь его облака золотые
    И радостно блещешь звездами его.
    Когда же сбираются темные тучи,
    Чтоб ясное небо отнять у тебя —
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
    И мгла исчезает, и тучи уходят,
    Но, полное прошлой тревоги своей,
    Ты долго вздымаешь испуганны волны,
    И сладостный блеск возвращенных небес
    Не вовсе тебе тишину возвращает;
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    Филологический анализ стихотворения

    Стихотворение «Море » написано в 1822 году в период творческой зрелости Василия Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.
    В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море ».
    Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души », как точно определил такие стихи поэта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н. Веселовский. Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого — состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. У поэта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек.
    Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию », Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.
    Стихотворение «Море » построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то, что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части:

    «Безмолвное море» — 1-я часть;
    «Буря» — 2-я часть;
    «Обманчивый покой» — 3-я часть.

    В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.
    В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:
    Ты чисто в присутствии чистом его:

    Ты льешься его светозарной лазурью,
    Вечерним и утренним светом горишь.
    Ласкаешь его облака золотые
    И радостно блещешь звездами его.

    Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

    Безмолвное море, лазурное море,
    Открой мне глубокую тайну твою:
    Что движет твое необъятное лоно?
    Чем дышит твоя напряженная грудь?
    Иль тянет тебя из земныя неволи
    Далекое, светлое небо к себе?..

    2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:

    Когда же сбираются темные тучи,
    Чтоб ясное небо отнять у тебя —
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

    Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.
    Море у Жуковского подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.
    Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

    И сладостный блеск возвращенных небес
    Не вовсе тебе тишину возвращает;
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
    Таким образом, перед нами циклическая композиция: сначала спокойное море - потом бурное - затем стихия вновь успокаивается - цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» - предвестье новой бури. Такая композиция свидетельствует о том, что как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, - это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека.
    Кроме того, композиция стихотворения основана на антитезе: земное - небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше.
    Название стихотворения «Море» занимает безусловно сильную позицию в тексте. Даже в самом стихотворении слово «море» встречается еще четыре раза. Это название свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.
    Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи. «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом , который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение и шипение волн: очарован, живо, дышишь, тревожною, движет, что, чем, дышит, напряженная, жизни, чисто, чистом, льешься, вечерним, горишь, ласкаешь, блещешь, же, тучи, чтоб, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь, враждебную, прошлой, вздымаешь, возвращенных, тишину, возвращает, обманчив, неподвижности, скрываешь, дрожишь.
    Обратим внимание на лексику текста. Повторы, которые использует автор, придают стихотворной речи выразительность и музыкальность. В тексте используются точные лексические повторы («безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» /«сладостный блеск», «небо/небом», «тучи», «мглу/мгла», «ты», «его»); корневые повторы («чисто - чистом», «лазурное - лазурь»).
    Жуковский использует торжественную лексику («из земныя неволи», «блещешь звездами», «смятенной любовью», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны») и устаревшие формы слов («вздымаешь», «лоно», «светозарной», «сбираются», «подъемлешь»), придающие произведению торжественность и величавость.
    Чувства героя передаются от первого лица. Это показывает форма глагола в 1 лице единственного числа настоящего времени «стою» в определенно-личном предложении в начале стихотворения. Дальше лирический герой обращается к морю. Это показывают местоимение второго лица единственного числа («ты») и глагол повелительного наклонения во втором лице единственного числа («открой»). Кроме того, текст насыщен глаголами второго лица настоящего времени изъявительного наклонения (дышишь, льешься, горишь, ласкаешь, блещешь, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь терзаешь, вздымаешь, скрываешь, дрожишь). Поскольку море «безмолвное», то текст становится монологом.
    Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо », «ты чисто в присутствии чистом его », «облака золотые »), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла », «темные тучи »). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь », «свет », «светозарный ». Особый ритм создает синтаксический параллелизм («Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? », «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь … », «Ты живо; ты дышишь », «И мгла исчезает, и тучи уходят »).
    Ряд риторических вопросов передает напряженный эмоциональный строй стихотворения (Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?)
    Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море », — который не только задает ритм стихотворения, но и передает спокойствие и умиротворенность природы.
    Жуковский одушевляет море. Показать его живым поэту помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение: «ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты» и т.п.. При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. В связи с этим море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к морю, разговаривает с ним, как с живым.
    Жуковский использует и другие поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность и мелодичность.
    Инверсия усиливает смысловое значение ключевых слов в стихотворении («над бездной твоей », «тайну твою », «облака золотые », «звездами его », «наполнено ты », «сбираются тучи »).
    Особую выразительность и приподнятый тон стихотворения задает анафора. В тексте встречаются:
    - лексическая анафора - повтор одного и того же слова «ты », одной строки «безмолвное море, лазурное море … »;
    - синтаксическая анафора - повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо », «Ты чисто »; «Чем дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься », “Ты рвёшь ».
    Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражают чувства лирического героя. Многоточие в тексте встречается после ряда вопросов, обращённых к морю. Это обозначает бесконечность и неразрешимость этих вопросов, невозможность до конца постичь «глубокую тайну » «безмолвного моря ».
    Таким образом, поэтическое мастерство Жуковского в стихотворении «Море » не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты: Пушкин в стихотворении 1824 года «Море ». Лермонтов в своем знаменитом «Парусе », Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное… ». Но в каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

    «Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

    Краткий анализ

    История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

    Тема стихотворения – красота и характер моря.

    Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

    Метафоры «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

    Эпитеты «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

    История создания

    Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

    История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

    Тема

    В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк - лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

    Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

    В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

    Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

    В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

    Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море - воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

    Композиция

    В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

    Жанр

    Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер - трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

    Средства выразительности

    Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры : «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него» . Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи» .

    Тест по стихотворению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 139.

    Пушкин пытался говорить со своим народом на одном с ним языке. Поэтому его творчество вот уже которое десятилетие не забывается. Но были у него и такие произведения, которые не каждый поймет. Стихотворение «К морю» Пушкина необходимо прочитать как минимум трижды, чтобы понять суть, и шесть раз - чтобы ощутить его настроение. За россыпью слов скрывается глубокая и проникновения философия. Хотя кто-то вполне может сказать, что эти строки - зов сумасшедшего. В любом случае анализ стихотворения «К морю» поможет раскрыть истину.

    Одиночество поэта

    Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.

    Судьба поэта - быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание. Но он - как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном.

    История создания

    А теперь можно переходить к анализу стихотворения «К морю». Оно неразрывно связано со смертью Байрона, что приключилась в апреле. Пушкин узнал о трагическом событии в июне и уже в июле набросал черновой вариант произведения. Выходит, что год написания Пушкиным «К морю» - тот, в который умер Байрон - 1824-й.

    За период создания чернового варианта с поэтом много чего приключилось. П. А. Вяземский несколько раз обращался к Пушкину с просьбой написать стихи в память о Байроне. Он хотел одновременно печатать свою прозу и стихи поэта. Вот только в тот момент Пушкин стоял на рубеже своего творчества. Осенью того же года (1824) поэта вынуждают покинуть Одессу и переехать в Михайловское. На этом закончилась его южная ссылка и началась новая. И уже здесь, в Михайловском, он закончил писать стихотворение «К морю», где не забыл упомянуть о смерти Байрона, своем одиночестве и море, которого ему будет так не хватать. Вот такая история создания «К морю» Пушкина А. С. Это произведение еще считают последним «южным» стихом поэта.

    Мотив прощания

    Как и большинство произведений «южного» цикла, стихотворение Пушкина «К морю» преисполнено романтики. Она чувствуется и в теме, и в идее, и в стиле. Но в то же время только здесь присутствует мотив прощания, что придает романтике немного житейской грусти.

    Это прощание не только с морем, что так поразило воображение поэта, но и расставание с югом и всем, что связывало поэта с этим периодом его жизни. Стихотворение написано в жанре элегии, и в этом своем последнем «южном» произведении Пушкин прощается с романтизмом как жанром повествования. Уже в Михайловском его стихотворения приобретают жизненный, реалистичный оттенок, а флер легкой и чарующей романтики остается в далеком прошлом.

    Недостающие качества

    При анализе стихотворения «К морю» стоит отметить, что оно носит личностно-философский характер. Произведение начинается строками прощания с морем. Поэт выражает свое восхищение бурлящей стихией, свободой морских волн и их гордостью. Складывается впечатление, что именно этих качеств так недоставало самому поэту, пока он находился в ссылке на юге. Здесь Пушкин должен был выполнять обычную рутинную работу, он пребывал под постоянным контролем и не мог свободно выражать свои прогрессивные, как на то время, мысли. Высказывать их было бессмысленно и опасно. Граф Воронцов, который невзлюбил поэта, время от времени отправлял в Петербург докладные записки о том, что Пушкин не только не отказался от своих вольных размышлений, но и выполняет работу из рук вон плохо.

    И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.

    Зов

    Шум волн призывал поэта к побегу из чужой страны, но у него не хватало сил, чтобы пойти на такой шаг. О чем он, собственно, и написал: «Ты ждал, ты звал… я был окован». Пушкин пишет об этом, как бы намекая, что любая попытка вернуться в Москву или хотя бы в Санкт-Петербург без соответствующего разрешения может закончиться очередной ссылкой, но уже в Сибирь.

    Хотя у поэта все же возникает мысль сбежать по воде. И только при анализе стихотворения «К морю» можно понять, почему он так не поступил. Все дело в любви к Родине. Даже мысли о такой долгожданной свободе не смогли заставить его покинуть Россию.

    Судьба Наполеона

    Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.

    Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.

    Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина - «К морю».

    Основные темы

    В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ - это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.

    Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.

    Мотивы

    В произведении звучат и мотивы просвещения. Однако поэт отрицает его рациональную суть, разрушающую повседневную жизнь. В его глазах просвещение объединено с тиранией: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

    Далее поэт стремится к тем местам, где все еще живет истинная свобода, к «гробнице славы» Наполеона и «властителю дум» Байрону. Их уже нет в этом мире, но в представлениях романтика их образы идеальны, и навсегда останутся в памяти.

    Наполеон и Байрон

    О Наполеоне Пушкин говорит как о человеке, сумевшем оставить свой след в истории и в судьбах людей. Поэт считает полководца романтическим героем с трагической судьбой, ведь его последним приютом стала скала, затерянная среди бескрайних морских просторов. Скала, ставшая символом крушения надежды.

    Не менее трагичной представляется Пушкину и участь гения Байрона. Он воспевал море, воспевал свободу. Яркими и выразительными словами он навсегда вписал свое имя в историю мировой литературы. О нем горюют не только люди, но сама «свободная стихия», к которой обращается Пушкин.

    Дружеская беседа

    Вот такие незамысловатые и бесхитростные беседы ведет поэт-изгнанник со своим единственным другом - морем. Но так и не понятна основная мысль Пушкина. «К морю» - это своего рода письмо-прощание. В конце стихотворения поэт возвращает читателя к основной теме - прощанию со всем, что так долго окружало поэта и было для него дорогим.

    Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма. Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам. А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.

    Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

    Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.

    Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз - любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».

    Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера - четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.

    Значимость

    Это произведение стало переломным не только в творчестве поэта. Оно олицетворяет собой развитие русской литературы, ее переход от романтизма к реализму. Стихотворение «К морю», с одной стороны, продолжает лучшие традиции романтической лирики Жуковского, передавая эстафету творчеству Лермонтова. С другой, произведение является ярким контрастом пушкинского поэтического реализма, который стал ведущей тенденцией его творчества.

    Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.

    Лишившись таких важных вещей, человек начинает искать утешения в природе. И для Пушкина этим утешением стало море. Бескрайняя лазурная гладь и шепот свободных волн, что хранят в себе секреты жизни и смерти... Море было Пушкину верным другом и единственной поддержкой. Иногда кажется, что в качестве признания поэт оставил морю свой романтический стиль произведений. Возможно, именно это дало ему силы двигаться дальше. Преодолевая одиночество, Пушкин заново учился любить природу родного края, заново искал свой стиль в творчестве, снова и снова создавал шедевры. Стихотворение «К морю» - это разговор друзей, которым не суждено больше встретиться, но они навсегда связаны узами, что не дают остаться в прошлом, а позволяют идти дальше.

    Анализ стихотворения

    «Море» Жуковского В.А.

    История создания. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

    Жанр. В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

    Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи по-эта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н, Веселовский, Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого — состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. У позта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соответствии с романтическими представлениями именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

    Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

    Идея и композиция. Стихотворение « » построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» —

    1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

    В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

    Ты чисто в присутствии чистом его:
    Ты льешься его светозарной лазурью,
    Вечерним и утренним светом горишь.
    Ласкаешь его облака золотые "
    И радостно блещешь звездами его.

    Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

    Безмолвное море, лазурное море,
    Открой мне глубокую тайну твою:
    Что движет твое необъятное лоно?
    Чем дышит твоя напряженная грудь?
    Иль тянет тебя из земныя неволи
    Далекое, светлое небо к себе?..

    2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

    Когда же сбираются темные тучи,
    Чтоб ясное небо отнять у тебя —
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

    Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.

    Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», — писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

    Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

    Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

    И сладостный блеск возвращенных небес
    Не вовсе тебе тишину возвращает;
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

    Художественное своеобразие. Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь.,.»), синтаксический параллелизм, а рад вопросительных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», — который не только задает ритм стихотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и везде, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи, «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость».

    Значение произведения. Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.