Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Компот из айвы: несколько самых вкусных рецептов Компот из айвы на зиму
  • Десерт из клубники и творога
  • Очень вкусный домашний торт с вишней и взбитыми сливками
  • Шампиньоны тушеные в сметане
  • Необычный салат оливье по-итальянски с яблоками и оливками Оливье с яблоком рецепт
  • Перловка с кукурузой и морковью
  • Выполнение измерения деталей машин и механизмов. Основные понятия теории машин и механизмов

    Выполнение измерения деталей машин и механизмов. Основные понятия теории машин и механизмов

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22

    Реферат по дисциплине

    «Техническая механика»

    на тему: «Детали машин: понятие и их характеристика»

    Выполнила: Рожко Светлана

    Саратов-2010 г

    Основные определения и понятия

    Деталь - это изделие, полученное из однородного по марке материала без сборочных операций.

    Сборочная единица - изделие, полученное с помощью сборочных операций.

    Механизм - комплекс деталей и сборочных единиц, созданных с целью выполнения определённого вида движения ведомого звена с заранее заданным движением ведущего звена.

    Машина - это комплекс механизмов, созданный с целью превращения одного вида энергии в другой, либо для совершения полезной работы, с целью облегчения человеческого труда.

    Механические передачи.

    Передачи - это механизмы, предназначенные для передачи движения.

    1. По способу передачи движения:

    а) зацеплением (зубчатая, червячная, цепная);

    б) трением (фрикционная);

    2. По способу соприкосновения:

    а) непосредственным касанием (зубч., червяч., фрикц.);

    б) с помощью передаточного звена.

    Зубчатая - состоит из шестерни и зубчатого колеса и предназначена для передачи вращения.

    Достоинства: надёжность и прочность, компактность.

    Недостатки: шум, высокие требования к точности изготовления и монтажа, впадины - концентраторы напряжений.

    Классификация.

    1.Цилинрические (оси 11), конические (оси пересек.), винтовые (оси скрещиваются).

    2. По профилю зуба:

    а) эвольвентные;

    б) циклоидальные;

    в) с зацеплением Новикова.

    3. По способу зацепления:

    а) внутреннее;

    б) внешнее.

    4. По расположению зубьев:

    а) прямозубая;

    б) косозубая;

    в) мевронная.

    5. По конструкции:

    а) открытые;

    б) закрытые.

    Применяются в станках автомобилях, часах.

    Червячная передача состоит из червяка и червячного колеса, оси которых скрещиваются. Служит для передачи колесом вращения.

    Достоинства: надёжность и прочность, возможность создания самоторможения передачи, компактность, плавность и бесшумность работы, возможность создания больших придаточных чисел.

    Недостатки: тихоходность, большой нагрев передачи, применение дорогостоящих антифрикционных материалов.

    Классификация.

    1. По виду червяка:

    а) цилиндрические;

    б) глобоидальные.

    2. По профилю зуба червяка:

    а) эвольвентные;

    б) коволютные;

    в) архимедов.

    3. По числу заходов:

    а) однозаходные;

    б) Многозаходные.

    4. По отношению червяка к червячному колесу:

    а) с нижним;

    б) с верхним;

    в) с боковым.

    Применяются в станках, подъёмных устройствах.

    Ременная передача состоит из шкивов и ремня. Служит для передачи вращения на расстояние до 15 метров.

    Достоинства: плавность и бесшумность работы, простота конструкции, возможность плавного регулирования предаточного числа.

    Недостатки: проскальзывание ремня, ограниченный срок службы ремня, необходимость натяжных устройств, невозможность применения во взрывоопасных средах.

    Применяется в конвеерах, приводах станков, в текстильной промышленности, в швейных машинах.

    Приборостроение.

    Ремни - кожа, резина.

    Шкивы - чугун, алюминий, сталь.

    Цепная передача состоит из цепи и шестерён. Служит для передачи вращательного момента на расстояние до 8 метров.

    Достоинства: надёжность и прочность, отсутствие проскальзывания, меньшее давление на валы и подшипники.

    Недостатки: шум, большой износ, провисание, затруднён подвод смазки.

    Материал - сталь.

    Классификация.

    1. По назначению:

    а) грузовые,

    б) натяжные,

    в) тяговые.

    2. По конструкции:

    а) роликовые,

    б) втулочные,

    в) зубчатые.

    Применяются в велосипедах, приводах станков и автомобилей, конвейерах.

    Валы и оси.

    Вал - это деталь, предназначенная для поддержания других деталей с целью передачи вращательного момента.

    В процессе эксплуатации вал испытывает изгиб и кручение.

    Ось - это деталь предназначенная только для поддержания на неё насаженных других деталей, в процессе работы ось испытывает только изгиб.

    Классификация валов.

    1. По назначению:

    а) прямые,

    б) коленчатые,

    в) гибкие.

    2. По форме:

    а) гладкие,

    б) ступенчатые.

    3. По сечению:

    а) сплошные,

    Элементы вала. Валы часто изготавливают из стали-20, стали 20х.

    Расчёт валов: кр=|Mmax|\W<=[ кр] и=|Mmax|W<=[ и] Оси только на изгиб. W - момент сопротивления сечения [м3].

    Муфты - это устройства, предназначенные для соединения валов с целью передачи вращательного момента и обеспечивающие остановку узла без выключения двигателя, а так же предохраняющие работу механизма при перегрузках.

    Классификация.

    1. Нерасцепляемые:

    а) жёсткие,

    б) гибкие.

    Достоинства: простота конструкций, низкая стоимость, надёжность.

    Недостатки: может соединять валы одинаковых диаметров.

    Материал: сталь-45, серый чугун.

    2. Управляемые:

    а) зубчатая,

    б) фрикционная.

    Достоинства: простота конструкции, разные валы, возможно отключение механизма при перегрузке.

    3. Самодействующие:

    а) предохранительные,

    б) обгонные,

    в) центробежные.

    Достоинства: надёжность в работе, передают вращение при достижении определённой частоты вращения за счёт сил инерции.

    Недостатки: сложность конструкции, большой износ кулачков.

    Выполняются из серых чугунов.

    4. Комбинированные.

    Муфты подбираются по таблице ГОСТа.

    Неразъёмные соединения

    Неразъёмные соединения - это такие соединения деталей, которые невозможно разобрать без разрушения деталей, входящих в это соединение.

    К ним относятся: заклёпочные, сварные, паяные, клеевые соединения.

    Заклёпочные соединения.

    Заклёпочные соединения:

    1. По назначению:

    а) прочные,

    б) плотные.

    2. По расположению заклёпок:

    а) параллельное,

    б) в шахматном порядке.

    3. По числу заходов:

    а) однорядные,

    б) многорядные.

    Достоинства: хорошо выдерживают ударные нагрузки, надёжность и прочность, обеспечивают визуальный контакт за качеством шва.

    Недостатки: отверстия - концентраторы напряжений и снижают предел прочности, утяжеляют конструкцию, шумное производство.

    Сварочные соединения

    Сварка - это процесс соединения деталей путём их нагрева до температуры плавления, либо пластической деформацией с целью создания неразъёмного соединения.

    а) газовая,

    б) электродная,

    в) контактная,

    г) лазерная,

    д) холодная,

    е) сварка взрывом.

    Сварные соединения:

    а) угловое,

    б) стыковое,

    в) нахлёст,

    г) тавровое,

    д) точечное.

    Достоинства: обеспечивает надёжное герметичное соединение, возможность соединения любых материалов любой толщины, бесшумность процесса.

    Недостатки: изменение физических и химических свойств в зоне шва, коробление детали, сложность проверки качества шва, требуются специалисты высокой квалификации, плохо выдерживают повторно-переменные нагрузки, шов - концентратор напряжения.

    Клеевые соединения.

    Достоинства: не утяжеляет конструкцию, низкая стоимость, не требует специалистов, возможность соединять любые детали любой толщины, бесшумность процесса.

    Недостатки: "старение" клея, низкая теплостойкость, необходимость предварительной зачистки поверхности.

    Все неразъёмные соединения рассчитываются на срез.

    Тср=Q\A<=[Тср].

    Резьбы (классификация)

    1. По назначению:

    а) крепёжные,

    б) ходовые,

    в) уплотнительные.

    2. По углу при вершине:

    а) метрические(60),

    б) дюймовая(55).

    3. По профилю:

    а) треугольная,

    б) трапециидальная,

    в) упорная,

    г) круглая,

    д) прямоугольная.

    4. По числу заходов:

    а) однозаходная,

    б) многозаходная.

    5. По направлению винтовой линии:

    а) левые, деталь механизм неразъёмный соединение

    б) правые.

    6. По поверхности:

    а) внешняя,

    б) внутренняя,

    в) цилиндрическая,

    г) коническая.

    Резьбовые поверхности можно выполнить:

    а) вручную,

    б) на станках,

    в) на автоматических машинах накатыванием.

    Достоинства: простота конструкции, надёжность и прочность, стандартизация и взаимозаменяемость, низкая стоимость, не требует специалистов, возможность соединения любых материалов.

    Недостатки: резьба - концентратор напряжений, износ соприкасающихся поверхностей. Материал - сталь, цветные сплавы, пластмасса.

    Шпоночные соединения.

    Шпонки бывают: призматические, сегментные, клиновые.

    Достоинства: простота конструкции, надёжность в работе, длинные шпонки - направляющие.

    Недостатки: шпоночный паз - концентратор напряжений.

    Шлицевые соединения.

    Бывают: прямобокие, треугольные, эвольвентные.

    Достоинства: надёжность в работе, равномерное распределение по всему сечению вала.

    Недостатки: сложность изготовления.

    R=sqr(x^2+y^2) - для неподвижных опор,

    по х - cos данного угла

    по у - sin этого угла или cos (90-угол)

    если большая сторона треугольника то берем 2/3

    если маленькая то - 1/3

    принцип дАламбера:F+R+Pu=0

    Литература

    Учебники и учебные пособия

    1.Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики. ч.1, 2 Издательство "Высшая школа", М.: 1996

    2.Воронков И.М. Курс теоретической механики. Гос. издательство технико-теоретической литературы. М: 2006

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Классификация машин. Описание узлов кривошипно-шатунного механизма, кулачкового, кривошипно-ползунного механизмов. Конструктивные решения цилиндрических зубчатых колёс. Основные требования к машинам. Назначение муфты. Понятие узла и сборочной единицы.

      презентация , добавлен 22.05.2017

      Характеристика основных способов сварки. Недостатки сварных соединений. Использование одностороннего и двустороннего шва при сварке деталей. Расчет сварных соединений при постоянных нагрузках. Особенности клеевых и паяных соединений, их применение.

      презентация , добавлен 24.02.2014

      Описание сборочной единицы - третьего вала трехступенчатого цилиндрическо-конического редуктора. Анализ гладких цилиндрических соединений. Расчет посадок подшипников качения, посадок для шпоночных, резьбовых и шлицевых соединений, полей допусков.

      курсовая работа , добавлен 23.07.2013

      Понятие и функции резьбовых соединений, их классификация и разновидности, условия и возможности практического применения, оценка преимуществ и недостатков. Крепежные детали. Усилия на затянутом соединении, принципы их расчета. Заклепочные соединения.

      презентация , добавлен 24.02.2014

      Техническое описание данной сборочной единицы, ее размерный анализ. Посадки гладких цилиндрических, шпоночных и резьбовых соединений, подшипников качения. Выбор универсальных измерительных средств. Контроль точности цилиндрической зубчастой шестерни.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2010

      Анализ служебного назначения детали. Классификация поверхностей, технологичность конструкции детали. Выбор типа производства и формы организации, метода получения заготовки и ее проектирование, технологических баз и методов обработки поверхностей детали.

      курсовая работа , добавлен 12.07.2009

      Классификация, виды и устройство ручных машин. Сверлильные и шлифовальные машины. Технологические машины со встроенными двигателями. Угловые шлифовальные машины. Электрические цепные пилы. Машины для резки металла и дерева, сборки резьбовых соединений.

      реферат , добавлен 05.06.2011

      Описание назначения детали и условий работы ее основных поверхностей. Описание типа производства и формы организации работы. Анализ технологичности детали. Обоснование выбора базирующих поверхностей. Расчет режимов резания и техническое нормирование.

      курсовая работа , добавлен 07.03.2011

      Функциональное назначение сборочной единицы. Анализ технологичности конструкции детали. Разработка технологического процесса механической обработки детали типа "коллектор" камер сгорания двигателя НК-33. Обоснование метода формообразования детали.

      отчет по практике , добавлен 15.03.2015

      Промывка (обезжиривание) детали. Очистка детали от коррозии. Подготовка поверхности детали под наплавку. Разработка технологического маршрута восстановления (ремонта) детали полиграфической машины. Оценка ремонтной технологичности конструкции детали.

    Машиной называется устройство, создаваемое человеком, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью полной замены или облегчения физического и умственного труда человека, увеличения его производительности.

    Под материалами понимаются обрабатываемые предметы, перемещаемые грузы и т. д.

    Машину характеризуют следующие признаки :

      преобразование энергии в механическую работу или преобразование механической работы в другой вид энергии;

      определённость движения всех ее частей при заданном движении одной части;

      искусственность происхождения в результате труда человека.

    По характеру рабочего процесса, все машины можно разделить на классы :

      машины – двигатели. Это энергетические машины, предназначенные для преобразования энергии любого вида (электрической, тепловой и т. д.) в механическую энергию (твердого тела);

      машины – преобразователи – энергетические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в энергию любого вида (электрические генераторы, воздушные и гидравлические насосы и т. д.);

      транспортные машины;

      технологические машины;

      информационные машины.

    Все машины и механизмы состоят из деталей, узлов, агрегатов.

    Деталь – часть машины, изготавливаемая из однородного материала без применения сборочных операций.

    Узел – законченная сборочная единица, которая состоит из ряда соединенных деталей. Например: подшипник, муфта.

    Механизмом называется искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.

    Требования к машинам:

      Высокая производительность;

    2. Окупаемость затрат на проектирования и изготовление;

    3. Высокий КПД;

    4. Надёжность и долговечность;

    5. Простота управления и обслуживания;

    6. Транспортабельность;

    7. Малые габариты;

    8. Безопасность в работе;

    Надёжность – это способность детали сохранять свои эксплутационные показатели, выполнять заданные функции в течение заданного срока службы.

    Требования к деталям машин :

    а) прочность – сопротивляемость детали разрушению или возникновению пластических деформаций в течение гарантийного срока службы;

    б) жесткость – гарантированная степень сопротивления упругому деформированию детали в процессе ее эксплуатации;

    в) износостойкость – сопротивление детали: механическому изнашиванию или коррозийно-механическому изнашиванию;

    г) малые габариты и масса ;

    д) изготовление из недорогих материалов ;

    е) технологичность (изготовление должно осуществляться при наименьших затратах труда и времени);

    ж) безопасность;

    з) соответствие государственным стандартам.

    При расчете деталей на прочность нужно в опасном сечении получить такое напряжение, которое будет меньше или равно допускаемому: δ max ≤[δ]; τ max ≤[τ]

    Допускаемое напряжения – это максимальное рабочее напряжение, которое может быть допущено в опасном сечении, при условии обеспечения необходимой прочности и долговечности детали во время ее эксплуатации.

    Допускаемое напряжение выбирают в зависимости от предельного напряжения

    ;
    n – допускаемый коэффициент запаса прочности, который зависит от типа конструкции, ее ответственности, характера нагрузок.

    Жесткость детали проверяется сравнением величины наибольшего линейного ¦ или углового j перемещения с допускаемым: для линейного ¦ max £ [¦]; для углового j max £ [j]

    В результате изучения данного раздела студент должен:

    знать

    • методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
    • основы проектирования технических объектов;
    • проблемы создания машин различных типов, приводов, принципа работы, технические характеристики;
    • конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;
    • источники научно-технической информации (в том числе сайты Интернет) по вопросам проектирования деталей, узлов, приводов и машин общего назначения;

    уметь

    • применять теоретические основы для выполнения работ в области научно-технической деятельности по проектированию;
    • применять методы проведения комплексного технико-экономического анализа в машиностроении для обоснованного принятия решений;
    • самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета и принять их для решения поставленной задачи;
    • выбирать конструкционные материалы для изготовления деталей общего назначения в зависимости от условий работы;
    • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию;

    владеть

    • навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды;
    • навыками дискуссии по профессиональной тематике;
    • терминологией в области проектирования машинных деталей и изделий общего назначения;
    • навыками поиска информации о свойствах конструкционных материалов;
    • информацией о технических параметрах оборудования для использования при конструировании;
    • навыками моделирования, проведения конструкционных работ и проектирования передаточных механизмов с учетом соответствия с техническим заданием;
    • навыками применения полученной информации при проектировании машинных деталей и изделий общего назначения.

    Изучение элементной базы машиностроения (детали машин) - знать функциональное назначение, образ (графическое представление), методы проектировочных и проверочных расчетов основных элементов и частей машин.

    Изучение структуры и методов процесса проектирования - иметь представление об инвариантных понятиях процесса системного проектирования, знать этапы и методы проектирования. В том числе - итерации, оптимизация. Получение практических навыков проектирования технических систем (ТС) из области машиностроения, самостоятельная работа (при помощи преподавателя - консультанта) по созданию проекта механического устройства.

    Машиностроение является основой научно-технического прогресса, основные производственно-технологические процессы выполняются машинами или автоматическими линиями. В связи с этим машиностроению принадлежит ведущая роль среди других отраслей промышленности.

    Использование машинных деталей известно с глубокой древности. Простые детали машин - металлические цапфы, примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы были известны до Архимеда; применялись канатные и ременные передачи, грузовые винты, шарнирные муфты.

    Леонардо да Винчи, которого считают первым исследователем в области деталей машин, были созданы зубчатые колеса с перекрещивающимися осями, шарнирные цепи, подшипники качения. Развитие теории и расчета деталей машин связаны с многими именами русских ученных - II. Л. Чебышева, Н. П. Петрова, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, В. Л. Кирпиче- ва (автора первого учебника (1881) по деталям машин); в дальнейшем курс «Детали машин» получил развитие в трудах П. К. Худякова, А. И. Сидорова, М. А. Савсрина, Д. Н. Решетова и др.

    Как самостоятельная научная дисциплина курс «Детали машин» оформился к 1780-м гг., в это время он был выделен из общего курса построения машин. Из зарубежных курсов «Детали машин» наиболее широко использовались труды К. Баха, Ф. Ретшера. Дисциплина «Детали машин» непосредственно опирается на курсы «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Инженерная графика».

    Основные понятия и определения. «Детали машин» является первым из расчетно-конструкторских курсов, в котором изучают основы проектирования машин и механизмов. Любая машина (механизм) состоит из деталей.

    Деталь - такая часть машины, которую изготовляют без сборочных операций. Детали могут быть простыми (гайка, шпонка и т.п.) или сложными (коленчатый вал, корпус редуктора, станина станка и т.п.). Детали (частично или полностью) объединяют в узлы.

    Узел представляет собой законченную сборочную единицу , состоящую из ряда деталей, имеющих общее функциональное назначение (подшипник качения, муфта, редуктор и т.п.). Сложные узлы могут включать несколько простых узлов (подузлов); например, редуктор включает подшипники, валы с насаженными на них зубчатыми колесами и т.п.

    Среди большого разнообразия деталей и узлов машин выделяют такие, которые применяют почти во всех машинах (болты, валы, муфты, механические передачи и т.п.). Эти детали (узлы) называют деталями общего назначения и изучают в курсе «Детали машин». Все другие детали (поршни, лопатки турбин, гребные винты и т.п.) относятся к деталям специального назначения и изучают в специальных курсах.

    Детали общего назначения применяют в машиностроении в очень больших количествах, ежегодно изготовляют около миллиарда зубчатых колес. Поэтому любое усовершенствование методов расчета и конструкции этих деталей, позволяющее уменьшить затраты материала, понизить стоимость производства, повысить долговечность, приносит большой экономический эффект.

    Машина - устройство, совершающее механические движения с целью преобразования энергии, материалов и информации, например двигатель внутреннего сгорания, прокатный стан, грузоподъемный кран. ЭВМ, строго говоря, не может называться машиной, так как не имеет деталей, совершающих механические движения.

    Работоспособность (ГОСТ 27.002-89) узлов и деталей машин - состояние, при котором сохраняется способность выполнения заданных функций в пределах параметров, установленных нормативно-технической документацией

    Надежность (ГОСТ 27.002-89) - свойство объекта (машин, механизмов и деталей) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей в нужных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

    Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

    Отказ - это событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.

    Наработка на отказ - время работы от одного отказа до другого.

    Интенсивность отказов - число отказов в единицу времени.

    Долговечность - свойство машины (механизма, детали) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технических обслуживания и ремонтов. Под предельным понимается такое состояние объекта, когда дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной или технически невозможной (например, ремонт обходится дороже новой машины, детали или может вызвать аварийную поломку).

    Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и устранению их последствий в процессе ремонта и технического обслуживания.

    Сохраняемость - свойство объекта сохранять работоспособность в течение и после хранения или транспортирования.

    Основные требования к конструкции деталей машин. Совершенство конструкции детали оценивают по ее надежности и экономичности. Под надежностью понимают свойство изделия сохранять во времени свою работоспособность. Экономичность определяют стоимостью материала, затратами на производство и эксплуатацию.

    Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин - прочность, жесткость, износостойкость, коррозионная стойкость, теплостойкость, виброустойчивость. Значение того или иного критерия для данной детали зависит от ее функционального назначения и условий работы. Например, для крепежных винтов главным критерием является прочность, а для ходовых винтов - износостойкость. При конструировании деталей их работоспособность обеспечивают в основном выбором соответствующего материала, рациональной конструктивной формой и расчетом размеров по главным критериям.

    Особенности расчета деталей машин. Для того чтобы составить математическое описание объекта расчета и по возможности просто решить задачу, в инженерных расчетах реальные конструкции заменяют идеализированными моделями или расчетными схемами. Например, при расчетах на прочность, по существу, несплошной п неоднородный материал деталей рассматривают как сплошной и однородный, идеализируют опоры, нагрузки и форму деталей. При этом расчет становится приближенным. В приближенных расчетах большое значение имеют правильный выбор расчетной модели, умение оценить главные и отбросить второстепенные факторы.

    Неточности расчетов на прочность компенсируют в основном за счет запасов прочности. При этом выбор коэффициентов запасов прочности становится весьма ответственным этапом расчета. Заниженное значение запаса прочности приводит к разрушению детали, а завышенное - к неоправданному увеличению массы изделия и перерасходу материала. Факторы, влияющие на запас прочности, многочисленны и разнообразны: степень ответственности детали, однородность материала и надежность его испытаний, точность расчетных формул и определения расчетных нагрузок, влияние качества технологии, условий эксплуатации и пр.

    В инженерной практике встречаются два вида расчета: проектный и проверочный. Проектный расчет - предварительный, упрощенный расчет, выполняемый в процессе разработки конструкции детали (узла) в целях определения ее размеров и материала. Проверочный расчет - уточненный расчет известной конструкции, выполняемый в целях проверки ее прочности или определения норм нагрузки.

    Расчетные нагрузки. При расчетах деталей машин различают расчетную и номинальную нагрузку. Расчетную нагрузку, например вращающий момент Т, определяют как произведение номинального момента Т п на динамический коэффициент режима нагрузки К. Т= КТ п.

    Номинальный момент Т н соответствует паспортной (проектной) мощности машины. Коэффициент К учитывает дополнительные динамические нагрузки, связанные в основном с неравномерностью движения, пуском и торможением. Значение этого коэффициента зависит от типа двигателя, привода и рабочей машины. Если режим работы машины, ее упругие характеристики и масса известны, то значение К можно определить расчетом. В других случаях значение К выбирают, ориентируясь на рекомендации. Такие рекомендации составляют на основе экспериментальных исследований и опыта эксплуатации различных машин.

    Выбор материалов для деталей машин является ответственным этапом проектирования. Правильно выбранный материал в значительной мере определяет качество детали и машины в целом.

    Выбирая материал, учитывают в основном следующие факторы: соответствие свойств материала главному критерию работоспособности (прочность, износостойкость и др.); требования к массе и габаритам детали и машины в целом; другие требования, связанные с назначением детали и условиями ее эксплуатации (противокоррозионная стойкость, фрикционные свойства, электроизоляционные свойства и т.д.); соответствие технологических свойств материала конструктивной форме и намечаемому способу обработки детали (штампуемость, свариваемость, литейные свойства, обрабатываемость резанием и пр.); стоимость и дефицитность материала.

    Любая машина, механизм или прибор состоит из отдельных деталей, объединяемых в сборочные единицы.

    Деталью называют такую часть машины, изготовление которой не требует сборочных операций. По своей геометрической форме детали могут быть простыми (гайки, шпонки и т. п.) или сложными (корпусные детали, станины станков и т. п.).

    Сборочной единицей (узлом) называют изделие, составные части которого подлежат соединению между собой свинчиванием, сваркой, клепкой, склеиванием и т. п. Детали, входящие в состав отдельных сборочных единиц, соединяются между собой подвижно или неподвижно.

    Из большого разнообразия деталей, применяемых в машинах различного назначения, можно выделить такие, которые встречаются почти во всех машинах. Эти детали (болты, валы, детали передач и т. п.) называются деталями общего назначения и являются предметом изучения курса «Детали машин».

    Другие детали, являющиеся специфичными для определенного типа машин (поршни, лопатки турбин, гребные винты и т. п.) называются деталями специального назначения и изучаются в соответствующих специальных дисциплинах.

    Курс «Детали машин» устанавливает общие требования, предъявляемые к конструкции деталей машин. Эти требования должны учитываться три конструировании и изготовлении различных машин.

    Совершенство конструкции деталей машин оценивается по их работоспособности и экономичности. Работоспособность объединяет такие требования, как прочность, жесткость, износостойкость и теплостойкость. Экономичность определяется стоимостью машины или отдельных ее деталей и эксплуатационными расходами. Поэтому основными требованиями, обеспечивающими экономичность, являются минимальная масса, простота конструкции, высокая технологичность, применение недефицитных материалов, высокий механический КПД и соответствие стандартам.

    Кроме того, в курсе «Детали машин» даются рекомендации по выбору материалов для изготовления деталей машин. Выбор материалов зависит от назначения машины, назначения деталей, способов их изготовления и ряда других факторов. Правильный выбор материала в значительной мере влияет на качество детали и машины в целом.

    Соединения деталей в машинах делятся на две основные группы - подвижные и неподвижные. Подвижные соединения служат для обеспечения относительного вращательного, поступательного или сложного движения деталей. Неподвижные соединения предназначены для жесткого скрепления деталей между собой или для установки машин на основаниях и фундаментах. Неподвижные соединения могут быть разъемными и неразъемными.

    Разъемные соединения (болтовые, шпоночные, зубчатые и др.) допускают многократную сборку и разборку без разрушения соединительных деталей.

    Неразъемные соединения (заклепочные, сварные, клеевые и др.) могут быть разобраны лишь путем разрушения соединяющих элементов - заклепок, сварного шва и др.

    Рассмотрим разъемные соединения.