Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Направления бионики
  • Среди паукообразных развитие с метаморфозом
  • Биология в лицее Биологические иллюстрации рисунки
  • Общая характеристика растений
  • Дидактические сказки на уроках биологии
  • Класс паукообразные или арахниды (arachnida)
  • Возможности варианты обеспечения компьютерами учащихся начальной школы. Зачем компьютер в начальной школе

    Возможности варианты обеспечения компьютерами учащихся начальной школы. Зачем компьютер в начальной школе

    Применение компьютера в начальной школе

    Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний.

    При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

    Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.

    Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

    Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

    Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

    В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

    Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным. Остановимся на организационно-педагогических аспектах данного вопроса.

    В подавляющем большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12 -ю компьютерами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики. Класс делится на две подгруппы, занимающиеся поочередно.

    Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями - предметниками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением компьютера.

    Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом, работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10-15 минут.

    В связи с этим, оптимальным представляется вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Это позволит, не нарушая традицион-ного хода урока, решить обозначенные выше проблемы.

    Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приведет к встраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных.

    Рассмотрим подробнее основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.

    Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.

    Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в малокомплектных школах, а также в случае пропуска уроков учеником.

    В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.

    В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

    В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.

    Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

    С учетом выше названных аспектов в Сибирском институте образовательных технологий РАО разработаны и успешно применяются в практике начальной школы экспериментальные компьютерные системы обучения математике и русскому языку. Подготовлена к опытному применению компьютерная система обучения природоведению для 1 класса.

    Литература

    ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат,1975.- 304с.

    Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. И.М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

    Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

    Мультимедиа – это средство познания.

    Познавательная деятельность учащихся через использование мультимедийных технологий.

    Пошаговое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

    Навыки работы с мультимедийными программными средствами.

    Методика использования мультимедиа технологий на уроке.

    Триединая дидактическая цель урока.

    Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока.

    Преимущества использования мультимедийных презентаций.

    Мультимедиа – это средство познания

    Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

    Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

    Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

    Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

    Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

    Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

    Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

    усвоить базовые знания по предмету;

    систематизировать усвоенные знания;

    сформировать навыки самоконтроля;

    сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

    оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

    Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс. Какие же условия созданы в нашей Кингисеппской средней общеобразовательной школе №4 для внедрения компьютерных технологий.

    Первым шагом – было создание в школе медиатеки. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету. Просто необходимо определиться с содержанием урока, очень удобно использовать готовые уроки, которых сейчас великое множество. Наша медиатека находится в школьной библиотеке, которая удачно расположена по соседству с кабинетом информатики. Это одно из структурных подразделений школы, дающее учителям и учащимся возможность доступа к различным информационным ресурсам и носителям.

    Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

    Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word с помощью гиперссылок. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.

    Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

    Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися, в частности младшими школьниками. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся начального звена на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

    С чего лучше всего начинать формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами, и какие из программ наиболее подходят на начальной ступени овладения соответствующими навыками? Почему-то большинство учителей - "неинформатиков" считает, что процесс овладения навыками полностью необходимо переложить на уроки информатики. Они не учитывают, что информатика - это такой же учебный предмет, как и математика, русский язык, литература, у него есть своя программа обучения, в рамках которой ученики овладевают базовым набором знаний и умений, и учитель в первую очередь должен излагать материал, прописанный в программе, а вот работе с мультимедийными программными средствами в ней места не отводится. Если попытаться данный материал выдавать в урочное время, то учитель сталкивается с рядом дополнительных проблем.

    Первая из них проявляется в сложности одновременной работы 15 учеников с парой-тройкой мультимедийных компакт-дисков.

    Вторая кроется в недостатке времени на усвоение прописанного в учебной программе материала, и учитель вынужден либо поверхностно излагать некоторые темы, либо какие-то темы из рассмотрения исключать. И то, и другое недопустимо.

    Третьяпроблема заключается в мотивации овладения определенными знаниями и умениями. Так как не все обучаемые понимают важность работы с мультимедиа-программами. Лучше всего начитать работу с мультимедийной программой, на мой взгляд, это электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий». Энциклопедия проста как в установке, так и в применении.

    Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

    Основная задача учителя заключается в выработке стратегии по формированию у обучаемых начальных навыков работы. При этом он должен предусмотреть:

    ознакомление обучаемых с основными объектами, выводимыми на экран;

    выработку навыков поиска необходимой информации.

    Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.

    Все ответы на часто задаваемые вопросы даются на основании СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы (в редакции от 21.06.2016 г.)

    Какое количество компьютеров должно быть в классе?

    Площадь одного рабочего места пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м 2 , в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м 2 .

    При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м 2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Раздел 3 пункт 4.

    Можно ли сажать одновременно двух учеников за 1 компьютер?

    Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 4.16. Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

    Какое расстояние должно быть между компьютерными столами?

    9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

    9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

    Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

    6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

    6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

    Сколько времени могут работать дети за компьютером?

    Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»,

    Для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;

    Для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.

    Для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;

    Для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.

    4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:

    Для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок,

    Для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока,

    Для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока.

    4.3. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

    4.4. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

    4.5. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.

    4.6. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

    4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

    Для обучающихся в II–V классах – не более 60 мин.;

    Для обучающихся в VI классах и старше – не более 90 мин.

    Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II–V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

    4.8. Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2–4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.

    4.9. Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.

    4.10. Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

    Для детей 7–10 лет – одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;

    Для детей 11–13 лет – двумя занятиями по 45 мин.: одно – в первой половине дня и другое – во второй половине дня;

    Для детей 14–16 лет – тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

    4.11. В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

    До 10 мин. для детей младшего школьного возраста;

    До 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.

    Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

    4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин.

    4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

    4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счёт времени, отведённого для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

    4.15. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

    4.16. Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

    4.17. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

    Какие требования предъявляются к ученической мебели компьютерного класса?

    Стол

    9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.

    Рабочий стул (кресло)

    9.6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.

    Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

    9.7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

    Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных учреждениях?

    К организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования предъявляются следующие требования (п.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):

    1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

    2. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

    Две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520–760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12–15 градусов);

    Ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

    Опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

    Отсутствие ящиков;

    Увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

    11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви в соответствии с таблицей приложения 4 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное):

    ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ

    Рост учащихся или

    студентов в обуви, см

    Высота над полом, мм

    поверхность стола

    пространство для ног,

    Примечание . Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

    11.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

    11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное её отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/- 10 градусов.

    11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви и приведены в таблице приложения 5 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное).

    ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

    Параметры стула

    Рост учащихся и студентов в обуви, см

    Высота сиденья над полом, мм

    Ширина сиденья, не менее, мм

    Глубина сиденья, мм

    Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

    Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

    Высота линии прогиба спинки, не менее, мм

    Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

    Угол наклона сиденья, град.

    Угол наклона спинки, град.

    Радиус спинки в плане, не менее, мм

    Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях?

    Согласно разделу XII «Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (в редакции от 03.09.2010 г.):

    12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

    12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединённых вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой – клавиатура.

    Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:

    Плавную и лёгкую регулировку по высоте с надёжной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460–520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине – не менее 600 мм;

    Возможность плавного и лёгкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град. с надёжной фиксацией;

    Ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

    Ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;

    Отсутствие ящиков;

    Пространство для ног под столом над полом – не менее 400 мм.

    Ширина определяется конструкцией стола.

    12.3. Размеры стульев для занятий приведены в Приложении 6. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.

    12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

    Приложение 6 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное)

    РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Параметры стула

    Размеры, не менее, мм

    Высота сиденья над полом

    Ширина сиденья

    Глубина сиденья

    Высота нижнего края спинки над сиденьем

    Высота верхнего края спинки над сиденьем

    Высота прогиба спинки

    Радиус изгиба переднего края сиденья

    СанПиН "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы" (в редакции от 21.06.2016 г.)

    Елена Соколовская
    Применение компьютерных технологий в начальной школе

    Наш век - век высоких компьютерных технологий . Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями , чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

    Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией , имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

    Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер , а в школьное сознание – компьютерное обучение . Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

    Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы , ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

    Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

    Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

    Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета , но и используя ресурсы ИКТ.

    Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе . Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии . Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т. д.

    Прежде всего, это компьютерные технологии , которые имеют необъятные возможности в плане рационализации образовательной деятельности и стимулирования познавательных интересов детей. Общаясь с компьютером , дети хотят научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт -дисками и Интернетом. Для того чтобы ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер в качестве помощника в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.

    Огромную помощь в проведении таких уроков мне оказывают электронные приложения к учебникам по УМК «Перспектива» . На протяжении всего курса нас сопровождает ЭП (электронные приложения) по русскому языку, технологии , математике, окружающего мира. В 4 классе имеется ЭП еще и по чтению. Эти приложения очень удобны, увлекательны. Работая с этими ЭП, ребята быстро освоили компьютерную клавиатуру и теперь без труда набирают тексты. И уже невозможно представить проведение урока без этого. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука» . Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку» , способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников , позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Во 2 классе я провела несколько уроков, мастер классов, на которых показала ребятам, как создать элементарную презентацию в программе Microsoft Power Point. Они заитересовались и начали по - не многу создавать простейшие презентации к урокам окружающего мира, русского языка. Далее я познакомила их с анимацией,возможностью вставить звук –и презентации вышли на другой уровень. Заинтересовались даже родители. Сегодня, когда мои дети учатся в 4 классе, у нас собрана коллекция презентаций по всем предметам. Ребята с огромным удовольствием готовятся к урокам окружающего мира и радостью на них отвечают. На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.

    Наши внеклассные мероприятия всегда имеют компьютерное сопровождение . Одно из таких мероприятий с презентацией «День благодарности родителям» мы опубликовали на Информационно-образовательном портале «Методическая копилка педагога» .

    Компьютерная поддержка позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и активизировать учебный процесс, а также дает возможность сочетания разных средств и расширяет возможность предъявления учебной информации. Так, программа по математике позволяет быстро и эффективно развивать навыки устных вычислений, работать с геометрическим материалом и арифметическими величинами. Использую компьютер на уроках при изучении окружающего мира, на уроках информатики, математики, русского языка при отработке базовых знаний, умений и навыков. Например , отрабатывая знания, умения и навыки по русскому языку я применяю интерактивные тесты «Определи склонение существительных» , «Вставь букву» и. т. д. Выполнение такого теста вызывает огромный интерес у ребят, а самое главное ученик тут же получает результат. Программа ему сама ставит оценку за выполнение. Вот она - независимая экспертиза.

    Современные психологи, педагоги-дидактики, определяя образовательную культуру личности, выделяют ключевые компетенции , которые характеризуются знаниями, освоенными способами деятельности и опытом осуществления этой деятельности, позитивной мотивацией, личностными качествами, способствующими эффективному решению проблем. Одной из основных ключевых компетенций школьника является компетенция учебно-познавательная и информационная.

    Очень важно учить сегодня ребенка работать с информацией. Получить ее можно из разных источников – из учебника, от учителя, из дополнительной литературы, из средств массовой информации. Сейчас появились мультимедиа-энциклопедии. Важно научить школьника выбирать необходимую конкретную информацию, нацелить учащихся на поиск нужной информации, для чего необходимо научить их пользоваться программой поиска, работой в мультимедиа-программах.

    Считаю, что уже в начальной школе можно и нужно использовать элементы технологии проектирования , позволяющей создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения работать в различных группах, развивают исследовательские умения, системное мышление. Проектный метод обучения побуждает школьников к поиску и оформлению собранной информации, к обретению умения сотрудничать в группе, учит договариваться, распределять обязанности, выдвигать идеи, делать выводы.

    Проектное обучение я рассматриваю как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов и дающее возможность делать паузы для поиска информации с целью усвоения базовых теоретических знаний.

    В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы, оформлены и представлены проекты :

    «Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляли родословное древо, определяли, с кем из родных имеют общие черты во внешности, в характере).

    «История военной фотографии» (материалы проекта были переданы в музей «Солдаты отечества» )

    «Былины»

    «Богатыри земли русской»

    «Сочиним сказку» и другие.

    Итак, что-же на мой взгляд даёт мне применение ИКТ ?

    Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

    Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

    В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация) .

    В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

    В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

    Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках , учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

    Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

    Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами . Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся : 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

    Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

    Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

    Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные , творческие и целеустремлённые.

    Введение

    Информатика это компонент общего образования. Она играет значимую роль в нашем мире в формировании у учеников мировоззрения, навыков и качеств личности. Это предмет, который включен в учебный план общеобразовательной школы с 2002 года. Он обладает собственной методикой, имеющий свою структуру и содержание.

    Дети в начальной школе должны знать о существовании компьютера, иметь представление как он работает, уметь работать, пользоваться техникой. Информатика предоставляет возможность рассказать и показать детям о компьютере и о его возможностях. Считается возможным обучение детей информатике в возрасте с 6 лет, если это обучение не ограничивает творческих способностей детей.

    У учащихся в начальной школе появления информатики естественно, так как в этом возрасте складывается мышление. Школьники должны приобрести такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса "Информатики" ученики лучше усваивают материал и по другим дисциплинам.

    Рассмотреть применение компьютера в начальной школе на уроках информатики;
    - изучить содержание обучения информатики в начальной школе;

    Проанализировать литературу по данной теме.

    Объект исследования: методика преподавания информатики.

    Предмет исследования: информатика.


    Глава 1. Информатика в школе

    В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2-го класса вводится предмет "Информатика". В этом письме предлагаются три подхода к использованию компьютера при обучении информатики во 2-ом классе.

    1. Для обучения детей на уроках информатики предлагается организовать изучение предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, который оборудован одним компьютером с CD-ROM-устройством

    Это школьный кабинет, оснащенный одним компьютером с CD-ROM-устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиа проектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Компьютер может быть подключен в локальную сеть школы, так же он может быть использован как «электронная доска». То есть будет использоваться в режиме «вызов» к нему учеников для выполнения, каких либо программ. Для этого компьютер должен быть подключен к проектору для удобства фронтальной работы с учениками. Урок информатики должен быть в расписании вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для изучения пособий под редакцией А.В.Горячева.

    Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с интернетом и электронной почтой.

    Общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 15 минут. Можно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной работы на протяжении всего урока.

    Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий").

    2. «Для групповой формы обучения на уроке информатики, возможно, организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.».

    Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно, с выходом в интернет. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

    1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы. Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

    Учитель должен знать компьютер в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде "ПервоЛого", в клавиатурном тренажере.

    Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

    1.1. Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе

    1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

    2.Занимать рабочее место можно то, которое закреплено учителем для учеников.

    3.Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

    4.Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

    В целях экономии времени материалы, размещенные в интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройства и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробками, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

    Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

    У младших классов информатику можно проводить по расписанию любым 1-м, 2-м, 3-м или 4-м уроком. Учащиеся должны пройти инструктаж по правилам техники безопасности и поведения в кабинете, утвержденным директором школы. В компьютерном кабинете должно быть: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети, один принтер, выход в интернет, локальная сеть, сканер, медиа проектор.

    Введение

    Изобретение компьютера несет человеческому обществу кардинальные изменения. Но само по себе изобретение еще не означает каких-то перемен. Последствия применения изобретений определяются тем, с какой целью и каким образом они используются. Поэтому считается, что использование компьютера на уроках без реорганизации учебного процесса нецелесообразно. Реорганизация учебного процесса, связанного с применением компьютера на уроках называется информатизацией учебного процесса.

    Итак, мы рассмотрим:

    1. возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса;
    2. возможные варианты применения компьютеров в школе и на уроках учителями;
    3. какие навыки необходимо приобрести обучающимся и учителям предметникам для использования компьютера на уроках. 1. Зачем использовать компьютер на уроках
    1. Компьютер в современном производстве

    Развитые страны переходят к информационному обществу. Характерным для этого общества является увеличение доли информационной составляющей в общественно-полезном труде и совокупной стоимости продуктов с одновременным уменьшением количества затраченных материальных, трудовых и энергетических ресурсов.

    Современное производство основано на повсеместном использовании информационных технологий - компьютеров, программ, средств хранения и передачи информации и т. д., что позволяет оперативно отслеживать изменения в качестве продукции и принимать взвешенные решения на каждом рабочем месте.

    Естественно, школа должна готовить выпускников к работе в условиях современного производства - использованию информационных технологий в процессе производственной деятельности. Причем главное в этом использовании заключается не в умении нажимать на кнопочки компьютера и работать с разными программами, а в умении работать с информацией, проводить анализ информации, принимать взвешенные решения, доводить принятые решения до конечного результата и т. д.

    1.2. Почему обучающимся нужно применение компьютеров на уроках

    Процесс перехода к информационному обществу называется информатизацией. Школа для соответствия современному производству также должна перейти к обучению на основе использования информационных технологий. Обучающемуся необходимо предоставить возможность поучаствовать в применении и в создании современных технологий производства. Сколько бы ни рассказывали ученику о них на уроках информатики, этого будет мало, если в повседневности он не видит этого на других уроках, если сам не участвует в создании информационных технологий. Поэтому задачей информатизации образовательных учреждений является не только организация обучения информатике, но и разворачивание повсеместного применения информационных технологий на других предметах, ориентация кабинета информатики и деятельности учащихся на обслуживание такого применения.

    1.3. Почему учителям необходимо осваивать применение компьютера на уроках

    Применение информационных технологий позволяет значительно повысить качество усвоения знаний обучающимися, улучшить наглядность подачи материала учителем, повысить эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания, интенсифицировать обучение.

    Применение компьютеров на уроках повысит уважение и доверие к школе в глазах обучающихся, улучшит дисциплину и успеваемость.

    Одним из важных этапов проведения информатизации школы является этап формирования знаний, мнений и убеждений каждого учителя-предметника в реальности перехода к обучению на основе применения информационных технологий уже сегодня в каждом предметном кабинете, в каждой школе.

    Успех в реализации любого дела во многом зависит от того, с какой точки зрения смотреть на данный вопрос и на себя относительно выполняемого дела. Либо это ещё одна обязанность, ещё одна ответственность или это приобретение дополнительной возможности по реализации своих жизненных планов, ещё одна степень приобретаемой свободы, профессиональный рост, сближение с обучающимися, повышение авторитета в их глазах, совместный с обучающимися творческий процесс, наличие опорного конспекта па экране компьютера, систематизация методического материала в виде электронных опорных конспектов, открывающиеся возможности по использованию опыта других и т. д. В общем, этот разговор можно продолжать и продолжать - так много дополни-тельных возможностей открывает учителю использование компьютера на уроке. Все определяется желанием учителя. Поэтому каждому педагогу предстоит найти свой интерес в этой области, попробовать углубиться в данную тему, попробовать поиграть в неё и, отбросив сомнения, подумать вместе с учащимися.

    Многие из нас считают, что для нашего предмета это не применимо, да и учиться пользоваться компьютером поздновато, но накопленный нами опыт, пусть совсем небольшой – показывает, что использование элементов информационных технологий доступно каждому учителю! (пример «Окружающий мир» 4 класс). Может, стоит даже объединить усилия педагогов, для более успешного освоения информационных технологий, и, прежде всего, для преодоления психологического барьера.

    2. Использование компьютера в школе

    2.1. Этапы информатизации школы

    Компьютер начали использовать в школах Кемеровской области с 1986 года для усовершенствования учебного процесса на основе использования информационных технологий. В решении этой задачи выделяют несколько этапов:

    1. Компьютеризация школ - введение предмета информатики - изучение компьютера.

    2. Использование компьютеров для преподавания других предметов.

    3. Переход к обучению по всем предметам на основе использования информационных технологий.

    4. Модернизация содержания образования на основе использования информационных технологий.

    До настоящего времени большинство школ решало задачи первого этапа. И лишь в немногих школах компьютер использовался для преподавания других предметов.

    В связи с этим Министерство образования Российской Федерации осенью 2002 года по всем органам управления образованием РФ разослало письмо «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях», в котором рекомендовало: принять срочные меры по увеличению времени использования компьютеров при обучении другим предметам, организовать доступ к использованию компьютерной техники во внеучебное время.

    Если говорить о нашей школе, то можно сказать, что мы находимся на очень ответственном втором этапе, и дальнейшее продвижение в данном направлении зависит от всех педагогов.

    2.2. Возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса

    Применение компьютера в учебном процессе позволяет в значительной степени повысить эффективность деятельности всех участников образова-тельного процесса.

    Подготовка к уроку

    На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

    * создания компьютерной модели плана-конспекта урока,

    темы, курса в целом;

    * максимально целесообразно располагать материал;

    * обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

    *подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

    Проведение урока

    На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

    * экономить время;

    * красочно оформлять материал;

    * повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

    * повышать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

    * индивидуализировать обучение;

    * концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

    * в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

    * самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

    Методическое осмысление

    На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:

    * аккумулировать совместные усилия учителей;

    * развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

    * систематически накапливать материал;

    * повышать мотивацию преподавания и обучения.

    Проверка

    Экранные иллюстрации к уроку можно дополнить различным по дидактическому назначению раздаточным материалом, который в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раздать обучающимся, а затем в считанные минуты проверить.

    В целом компьютер предоставляет учителю свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися.

    Доступ к большому количеству информации

    Отдельного упоминания заслуживает обеспечение при помощи компьютера доступа к большому объёму учебной информации. Только на одном лазерном диске размещается до 1 миллиона страниц текста, что соответствует нескольким тысячам книг. Но таких дисков в каждой школе может быть больше тысячи. Следовательно, каждая школа может иметь в электронном виде несколько миллионов книг. Примерно такое количество книг было написано за всю историю человечества. Это позволяет выровнять возможности школ относительно доступа к учебной информации.

    Сохранение информации

    На компьютере можно прослушивать музыкальные диски, радио, смотреть телевизионные передачи и демонстрировать полноценные художественные фильмы с качеством изображения и звукового сопровождения лучше, чем на обычных телевизорах.

    Понравившаяся нам информация может быть сохранена на компьютере в электронной форме. Для этого используется ввод информации с внешних устройств через звуковую карту при помощи сканера или видеоадаптера. Специальная программа позволяет распознавать текстовую информацию.

    Обратная связь

    Следующим важнейшим дидактическим свойством компьютера является возможность организации при его помощи обратных связей между участниками учебного процесса.

    Во многих школах усилиями обучающихся и учителей информатики создаются специальные программы, позволяющие проводить различные варианты опроса. Они имеют простой интерфейс, поэтому при помощи учащихся или учителя информатики Вы быстро научитесь пользоваться ими.

    Фиксация результатов тестирования, устного опроса на различных стадиях урока, результатов голосования по тому или иному поводу позволяет получить данные о количественной стороне обучения в самом процессе урока и использовать их на этом же уроке. Такая возможность позволяет улучшить качество деятельности всех участников учебного процесса и их мотивацию к использованию компьютера на уроках.

    Так в начале урока учитель может предложить обучающимся оценить свою готовность к уроку, а затем, просматривая тетрадки с домашним заданием, выставить ученикам предварительную оценку. Учитель вводит данные в компьютер, и на мониторе отображается в красочной форме в виде диаграмм и графиков степень готовности класса и каждого из его учеников, высвечиваются данные в сравнении с прошлыми уроками и в сравнении с другими классами. В процессе демонстрации учитель обращает внимание на проявленные закономерности. Например, что Иванов, как всегда, не преодолел барьер в 3 балла, зато Петров опустился ниже 4, а общая, заявленная классом готовность к уроку все больше соответствует оценке учителя. Для проведения опроса в классе можно провести тестирование, используя тесты с вариантами ответом, как на компьютере, так и на бумаге, а результаты тестирования занести в компьютер. Скажем, если в тесте 5 вопросов, то на каждого учащегося надо ввести пять символов. Достаточно будет одной-двух минут для ввода результатов тестирования класса.

    После объяснения нового материала точно также можно провести тестирование и оценить результат учебного процесса (пример, журнал для каждого учащегося по математике, который учитывает даже все неудавшиеся попытки решения).

    В конце урока интересно будет попросить обучающихся выставить оценку всему уроку. Пусть каждый ученик ответит на вопрос «Насколько оправдались мои ожидания от урока?» в виде оценки, допустим, по 10-балльной шкале. Полученная оценка будет интегрированной. На неё будет оказывать влияние множество факторов: предыстория ведения предмета и степень готовности обучающихся и учителя к уроку, эффективность их работы и степень усталости после предыдущего урока по другому предмету и т. д.

    Анализ зависимости этой оценки от различных факторов может выявить её корреляции с различными событиями в классе, школе, данной местности и в семьях учеников. Наличие базы с учебными данными позволяет развернуть в школе бесконечное количество исследований. Объектами таких исследований являются сами участники учебного процесса, их оценки, учебный процесс в целом и процедура его оптимизации. Можно сказать, что объектом исследования является сама школьная жизнь, в которую зачастую проникает и внешняя, относительно школы, среда.

    Анализ результатов обратных связей позволяет выявить различные особенности, как отдельных учеников, так и класса в целом, организации учебного процесса разными учителями, учебного материала и методов его преподнесения, используемых заданий, тестов, задач. Позволяет выбрать лучших и обратить внимание на отстающих, выявить возможные причины их отставания (по корреляциям с различными факторами, предположим, с днями болезни, с достатком семьи, уровнем образования родителей, посещаемости родительских собраний и т. д.). Кроме этого, можно будет отсеять слишком легкие и слишком сложные (а может, и ошибочные) задания. В целом, учитель получает инструмент для бесконечного совершенствования учебного процесса. При этом без использования компьютера о каком-либо сопоставимом совершенствовании учебного процесса и говорить не приходится.

    2.3. Модели использования компьютеров на уроках

    В Концепции информатизации сферы образования были приведены некоторые модели использования компьютеров в школе.

    Изучение

    Модель изучения предназначена для освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программ. Происходит освоение инструмента, орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции программного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера. В нашей школе эта модель используется, прежде всего, на уроках информатики.

    Существование

    В последние годы все большее практическое значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом обучающийся воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах.

    Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшей силой воздействия на учащегося. Реализуется модель при непосредственном общении обучающегося с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применения могут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические и социальные модели.

    Управление собственной информацией

    Модель управления собственной информацией реализуется, когда в результате работы с компьютером обучающийся накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т. д. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании учащимися собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т. п. Эта модель уже успешно используется учащимися старших классов и многими педагогами.

    Творчество

    При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения), учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества требует специальной атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количество компьютеров ограничено и все обучающиеся должны делать одно и то же.

    Обучающиеся нашей школы используют эту модель, как правило, для выполнения рефератов. К сожалению, чаще это сводится только к механическому копированию информации из энциклопедии Кирилла и Мефодия. Стоит ли в этом обвинять информационные технологии? Может стоит подумать об общих требованиях к реферату? М/О естествознания и

    уже выработали такие требования в этом учебном году. Надеемся, что это принесет положительные результаты. Хочется привести еще один пример подготовки к сообщениям (Антон Тарасов по литературе об Александре Невском). Учащимся проще работать по шаблону, не проявляя ни какой инициативы, творчества – так проще. В таком случае здесь на помощь могут прийти информационные технологии, а наша задача суметь заинтересовать и научить ребят работать творчески. В этом году планируется провести эксперимент по использованию методов проектов на уроках химии в 9 классе, интегрируя их с уроками информатики.

    Проектная деятельность

    Отдельного обсуждения заслуживает организация проектной деятельности учащихся при помощи компьютера. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов.

    Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся обучающиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости.

    Повысить мотивацию можно путем формирования значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися.

    Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

    Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании изменений учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осуществляемым по мере необходимости в соответствии с распределением ролей между учащимися. Однако из-за высокой мотивации учащихся можно, по крайней мере, быть уверенным, что все они заняты делом. Но усложняется оценка учебных достижений каждого ученика. Чтобы избежать этой сложности, планирование оценочных процедур должно осуществляться на этапе проработки проекта. Очевидно, что в зависимости от содержательного наполнения проекта может быть реализована любая из методологических моделей использования информационных технологий, кроме модели изучения.

    Проектно-групповая модель будет реализована при использовании нескольких компьютеров и даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов вообще не требуют наличия компьютера в классной комнате, при этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера.

    Общение

    Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщений между их пользователями. В последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс). В компьютерных сетях вместе с простым общением на бытовом уровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие помимо материалов учебного назначения также и специфические для телекоммуникаций элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлять дистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.

    Удачными учебными мероприятиями являются сетевые телевикторины, в которых используется информация из разных географических мест. Например, телевикторина по биологии. Каждая команда готовит вопросы по своему региону, отвечает на все вопросы других команд и выставляет им оценки за ответы и вопросы. Затем подводится итоговая оценка. За 2-3 месяца проведения мероприятия каждому учащемуся (в командах бывает по 6-10 человек) приходится изучить и активно переработать свыше 1 000 страниц текстовых сообщений от других участников. Это не считая того, что для написания ответа необходимо изучать специальную литературу. В условиях обычного обучения объём активно перерабатываемого текста обычно на 2 порядка меньше.

    Такие сетевые мероприятия нуждаются в специальной подготовке. В сети Интернет ведется специализированный информационный ресурс «Педсовет по средам», в котором размещается информация о проведении таких мероприятий. Любая школа может принимать в них участие, предлагать свои сценарии и проводить подобные мероприятия.

    Такая модель использования компьютеров, при наличии полного комплекта проектов для всех учебных тем, могла бы стать базовой в учебном процессе.

    Просмотр

    Обучающийся, умеющий работать на компьютере, зачастую начинает не с реализации поставленной перед ним задачи, а со знакомства с содержимым компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, представляющие для него интерес.

    Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном доступе в библиотеке. Модель реализуется и для удовлетворения собственного любопытства, и как метод поиска информации. При этом может быть так, что человек, осуществляющий этот поиск, не знает, что он ищет. Просто идет ознакомление с содержанием новых (незнакомых) массивов информации, добывание информации.

    Добывание информации

    Эта модель выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, а не те, которыми реализуется модель просмотра. Модель добывания информации может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей, например, при подготовке рефератов и докладов. Эта модель очень доступна и реально осуществима, но используется больше дома (энциклопедия Кирилла и Мефодия), а не в школе, где гораздо больше возможностей.

    Обучение по лазерным мультимедийным дискам

    Существует ряд фирм, занимающихся производством мультимедийных обучающих программ. Есть диски и по многим школьным предметам. Теоретически обучение по мультимедийным лазерным дискам должно быть гораздо более эффективным, чем стандартное, поэтому школу ожидают очень большие изменения в ближайшее время. Но на разработку таких обучающих программ нужны средства (до 10 тыс.$), специалисты (до 10 человек на диск) и время (до 1 года). Наладить такое производство может позволить себе только государство. Для этого развернута федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной сети на 2002-2005 годы». Пока среди имеющихся сегодня на рынке электронных учебных средств в виде мультимедийных лазерных дисков очень мало полноценных учебников, соответствующих современной школьной программе. Так в рамках компьютеризации сельских школ было отобрано только 27 полезных для учебного процесса дисков, из которых лишь некоторые могут напрямую использоваться на уроках. Однако их можно использовать фрагментарно, либо при подготовке учителя к уроку, либо для получения дополнительной информации.

    В нашей школе имеется более шестидесяти дисков, из них мультимедийных, электронных учебников. Наиболее широко они использовались педагогами естественного цикла, математиками, учителями начальных классов. (более конкретные примеры).

    Контролирующие программы

    Контролирующие программы применяются для получения обратной связи. Эта модель, оснащенная средствами статистической обработки, позволяет разрабатывать идеальные модели участников урока и реорганизовывать учебный процесс. Отдельное применение контролирующих программ в виде тестов имеет ряд ограничений, ведь ни для кого не секрет, что подобное тестирование может выявить лишь уровень знания фактов, но никак не умение их анализировать (что для всех гуманитарных дисциплин как раз и является главным). Вопросы, формулируемые учителем для пользователей, вовсе не должны предполагать немедленных ответов, правильность которых будет проверять машина. Их цель - задать направление анализу, стимулировать самостоятельные размышления для последующей работы.

    Эта модель чаще используется на уроках географии, биологии, химии, и информатики.

    3. Подготовка педагогических кадров

    Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе, значительных начальных усилий для повышения самостоятельности учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества.

    Педагогическое освоение новых информационных технологий включает в себя:

    1. овладение основами необходимых знаний и накопление личностного опыта их практического использования;
    2. общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе;
    3. приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров, их периферийных устройств и других средств информатизации, создание библиотек электронных учебных средств и справочников, ведения архивов.

    4. Использование компьютерной базы в МООУ «Санаторная школа-интернат №64»

    В настоящее время можно говорить, что в нашей школе достаточно эффективно используется компьютерная база, а именно:

    1. Создана компьютерная база;
    2. Создана и продолжает развитие школьная медиатека;
    3. Доступ к образовательным ресурсам в Интернет;
    4. Создается система использования компьютеров в преподавании учебных дисциплин;
    5. Доступ к средствам ИКТ и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и т.д.).

    Заключение

    Понятно, что модернизация современной школы должна быть основана на проведении ее информатизации, что на основе применения информационных технологий возможно существенное улучшение качества обучения.

    Жизнь начинает меняться все быстрее и быстрее. В основе этих изменений лежит сегодня информатизация производственной и бытовой сфер. Каждый из нас и коллектив в целом вынуждены меняться. Процесс осознания развивающейся ситуации – это тоже информатизация. Никакие информационные технологии не сделают это за нас, они только помогают нам осознавать себя и ситуацию в целом. Поэтому первые шаги не требуют ни какой дополнительной вычислительной техники.

    Каждому из нас необходимо определяться, кто он есть на самом деле, кем он был до этого, кем он хочет быть завтра и что для этого нужно сделать. Любой может выступать как двигателем модернизации учебного процесса, так и его тормозом. Качество учебного процесса в целом зависит от всех участников.