Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Типы верующих людей. Основные типы религиозного и мистического опыта

    Типы верующих людей. Основные типы религиозного и мистического опыта
    Социальная психология Мельникова Надежда Анатольевна

    55. Психологические типы религиозных людей

    Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму).

    Глубоко верующие – вера в основном реализуется в поведении.

    Верующие – вера слабо реализуется в поведении.

    Колеблющиеся – наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

    Индифферентные к религии люди – религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления,

    Пассивные атеисты – атеистические убеждения имеются, но не всегда являются осознанными. Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

    Активные атеисты – наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

    Типология религиозных личностей:

    1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния;

    2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт;

    3) священнослужитель– посредник между человеком и божеством. Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

    4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

    5) монах– член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

    6) монах отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

    7) святой – личность, воплощающая в глазах религиозного общества идеал совершенства в той или иной его форме;

    8) теолог – тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

    9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии. Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

    Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

    Некоторые часто встречающиеся типы людей, которых вы сами учите превращать вас в жертву Ниже описаны некоторые категории ваших потенциальных поработителей, а также советы, как можно поставить их на место и при необходимости добиться должного отношения. Без сомнения, вы

    Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

    Задание 1 в. Психологические закономерности в изречениях великих людей Общий план выполнения задания такой же, как для песен.Упражнение: Спланируйте исследования для следующих изречений:Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете

    Из книги Символическая жизнь [сборник] автора Юнг Карл Густав

    6. Функция религиозных символов То, что мы называем цивилизованным сознанием, прочно отделило себя от основополагающих инстинктов. Но сами инстинкты не исчезли. Они лишь потеряли контакт с сознанием, посему принуждены утверждать себя косвенным образом, через то, что Жане

    Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

    2. Психологические типы [Лекция, прочитанная на Международном конгрессе по образованию (Территет, Швейцария, 1923) и опубликованная под названием «Psychologische Typen», 1923, в «Zeitschrift f?r Menschenkunde» (1925 май), S.45–65. Настоящий перевод сделан с английского издания Собрания сочинений К. Г.

    Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

    К.Г. Юнг: Психологические типы В ряду выдающихся имен теоретиков и практиков психоанализа XIX–XX столетия особое место по праву отдается Карлу Густаву Юнгу.Он принадлежит к тому числу выдающихся ученых, труды которых невозможно вместить в рамки какой-либо одной отрасли

    Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

    Типы «трудных» людей и как с ними иметь дело Приведем описание наиболее распространенных типов «трудных» людей.«Паровой каток»Это люди грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им. Они ведут себя так потому, что убеждены в своей правоте и хотят,

    Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

    Глава 4. Сложные типы людей Столько разных людей по складу характера и манере поведения обитает вокруг нас. Со сколькими из них нам приходится общаться в течение дня, недели, месяца, года? И все они такие разные. Есть среди них и те, находясь рядом с которыми, невольно

    Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

    Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

    Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна

    5. Предпочтения людей и типы магазинов Люди, увлеченные шопингом, могут относиться к самым различным слоям населения и иметь как большой, так и средний и даже низкий доход. Но даже недостаток средств не мешает этой пагубной привычке. В зависимости от доходов, свободного

    Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

    Другие типы трудных людей «Неподвижные» Эти люди активно или пассивно сопротивляются переменам, саботируют их. Апеллируйте к благородным мотивам таких сотрудников, предоставьте им определенную роль в реализации новых

    автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

    СЕМЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ Эти семь религиозных источников являются самыми важными инструментами, посредством которых пастор помогает прихожанину вносить перемены в свою жизнь. Пастор, Писание, традиция, современная теология и этика, молитва и искусство, общины

    В настоящее время в науках о религии принята, хотя и с разной степенью согласия, типология религиозных объединений, включающая такие основные типы, как «церковь», «деноминация», «секта», «культ».

    Указанные названия были восприняты из христианского лексикона, где за каждым из них закрепилась определенная конфессиональная трактовка и существует своя традиция употребления. Религиоведение отделило в них социальные смыслы от вероучительных, превратив в инструмент для типизации, обобщающего обозначения разных способов организационного устройства и функционирования религиозных объединений. Начало научной типологии религиозных объединений было положено в трудах Макса Вебера и Эрнста Трёльча, оперировавших понятиями «церкви» и «секты» при сопоставлении исторически сложившихся социальных форм реализации христианской идеологии.

    В описании М. Вебера оба понятия указывают на так называемые «идеальные тины» - некие абстрактные конструкции, не имеющие прямого конкретного аналога в реальности, но содержащие в себе идеализированные образцы организационного устройства религиозной жизни общества. Критериями различения церковного и сектантского типов Вебер считал: 1) отношение к мирскому (к обществу, культуре); 2) «способ членства», т.е. тот путь, которым идет пополнение рядов христианских объединений; 3) характер организационной структуры.

    Согласно веберовской трактовке, церковный тип характеризуется признанием мирского порядка как установленного священной инстанцией, стремлением религиозного объединения вписаться в этот порядок и стать универсальной связующей средой между миром и божественным началом (так сказать, обладать монополией на «легитимные средства спасения»). При этом типе организации каждый член общества является реальным или потенциальным (в перспективе) членом церкви, сопричисление к церкви происходит по факту рождения в среде ее последователей, к верующим предъявляются умеренные требования в совершении религиозных действий. Церковная структура стремится к широкому масштабу распространения, носит административно-бюрократический характер, предполагает наличие иерархии из профессионально подготовленных служителей религиозного культа, находится в прямой или опосредованной связи с государством.

    В отличие от всего этого, сектантскому типу свойственно неприятие мирского как не имеющего значения для духовных целей. Проявляться такое отношение может во враждебности к миру, в безразличии к нему (терпение, отстраненность или полное игнорирование), либо в намерении сформировать свой альтернативный уклад жизни. Членство в секте происходит на добровольной основе, по собственному осознанному решению.

    Секта не претендует на универсальность, культивирует свою исключительность. Для поддержания режима «избранности» в сектах устанавливаются строгие правила и самоограничения, которые воспринимаются последователями как общий долг. Сектантский тип не приемлет сложной административной структуры, в нем преобладает харизматическое религиозное лидерство.

    Эрнст Трёльч (1865-1923) несколько изменил ракурс типологии религиозных объединений, взяв за основу типологизации обнаруженные им в истории христианства три основных способа обретения религиозного опыта - церковный, сектантский, мистический. Каждому из них соответствует свой стиль религиозного мышления. Расхождения в осмыслении единого предмета религиозной веры обусловлены социальными характеристиками верующих. Происходит приспосабливание единых истин веры к потребностям различных социальных слоев. Соответственно степени компромисса с мирской реальностью образуются разные типы религиозных объединений. Для церковного сознания существующее мироустройство вполне приемлемо, поскольку мыслится как установленное от сверхъестественного абсолютного первоначала. Назначение церкви - сохранять этот порядок (консерватизм), охватывать им всю жизнь людей (универсальность), использовать его как средство и подступ к сверхмирской цели (спасению). Отсюда - массовость церкви, обязательность воспитания паствы согласно церковным установлениям, опора на светскую власть и господствующие слои общества (в последнем случае нередка зависимость церкви от государства и от наиболее распространенных общественных умонастроений).

    В противоположность этому, сектантское сознание не приемлет компромиссов. Религиозная секта отвергает мирской порядок как препятствие для воссоединения людей с первоисточником бытия. Обособляясь внутри церкви и отделяясь от нее, секта объединяет обычно небольшую часть верующих, убежденных в возможности непосредственной связи с предметом религиозной веры путем личных духовных усилий. Социальной базой сектантства становятся главным образом те группы верующих, что не находят удовлетворения своим потребностям в существующих и освященных церковью общественно-государственных порядках. Трёльч категорически предостерегает от оценочного употребления термина «секта», подразумевающего якобы какое-то ущемление церковности. Церковь и секта в его интерпретации - это «самостоятельные социологические типы» реализации христианской идеи применительно к интересам и возможностям различных слоев общества. В крайнем случае, полагал он, можно было бы заменить эти понятия на некие эквиваленты, вроде «церковь институциональная» и «церковь добровольная», что не меняет, однако, их типологического смысла.

    Третий способ обретения религиозного опыта - мистицизм. Ему соответствует тип мистических движений, который описан Трёльчем менее внятно, вероятно, в силу диффузности и внеинституционального характера этого явления. Свойствами мистического движения можно считать индивидуализацию вероисповедных воззрений и практик, их непостоянство, подвижность и изменчивость, ориентацию на личный мистический опыт богообщения, отсутствие устойчивых форм и ситуативность.

    В период между двумя мировыми войнами эмпирические исследования показали ограниченность типологии «церковь - секта», наличие множества промежуточных или вообще плохо вписывающихся в нее религиозных объединений. Наблюдение Ричарда Хельмута Нибура (1894-1962) за религиозным сектантством обнаружило в этой среде такие группы, которые: 1) не отказывались от принятия социальных порядков, активно участвовали в мирской жизни; 2) пополнялись уже не только взрослыми «добровольцами», но и, подобно церквям, за счет новых поколений в семьях верующих, получавших сектантское членство от рождения; 3) сохраняли приверженность исходному вероучению, но становились открытыми и для новых религиозных идей. Эти группы мало соответствовали строгим типологическим признакам секты, однако они не претендовали на широкую масштабность и универсальность, отчего не подходили и под признаки церковного типа. Установленный тип религиозных объединений был обозначен Нибуром понятием деноминации.

    Деноминации обычно принадлежат к какой-либо распространенной религии, но не относятся к доминирующим в этой религии церквям и существуют относительно самостоятельно. Происхождение деноминаций Нибур связывал со сменой поколений в религиозных сектах, когда спонтанный харизматический порыв первого поколения «рутинизируется», уступает место последовательным усилиям но выживанию в окружающей социальной среде, и начинается постепенное приспособление к мирскому. Так происходит не со всеми сектами, большинство из них просто распадаются. Но если процесс социальной адаптации продолжается (мирские статусы членов секты, их имущественное состояние, образование и т.д. становятся изоморфны существующей общественной структуре), то со временем деноминация может обрести признаки церковного типа. Таким образом, деноминацию было предложено рассматривать как переходный тип от секты к церкви.

    Однако в эту типологическую модель не вписывались такие религиозные группы, которые возникали за пределами массовых религий и более соответствовали описанию Трёльчем мистических движений. Для их идентификации Ховард Пол Беккер (1899-1960) использовал социологически истолкованное понятие культа - как объединения индивидов вокруг некоего неформального духовного лидера или на основе разделяемых членами группы идей и совместных экстатических переживаний. Такое объединение не требует жесткой организационной структуры и кодифицированных обязанностей. Беккер не настаивал на непременном существовании точных единичных соответствий введенному типологическому понятию. Для него это был такой же «конструированный тип», как и типологические трактовки секты или церкви. Но свойства всех этих типов выводятся из регулярных эмпирических наблюдений и обобщенно представляют реальные явления, что позволяет оперировать данными типологическими конструкциями для анализа организационного устройства религий.

    Дальнейшей детализацией типологии религиозных объединений стала модель, предложенная Джоном Милтоном Иингером (1916-2011).

    За основу им было принято различение «церквеподобных» (churchlike ) и «сектоподобных» (sectlike) организационных форм, признаки которых в целом соответствуют предшествовавшим типологическим описаниям. Каждый тип религиозного объединения определялся разной комбинацией этих общих признаков, к которым добавлялись и выявленные новые специфические признаки. Среди этих типов выделяются: 1) церковь (включающая, в качестве разновидностей, универсальную церковь - всеохватывающую и гибкую, и церковь как экклесию - ориентированную на преобладающую часть общества, более жесткую); 2) секта (существующая либо в виде «обычной» недолговечной секты, либо в виде «устойчивой секты» - сочетающей идеологию избранности с умением адаптироваться к обществу); 3) деноминация (имеющая отдельные сектантские и церковные признаки, относительно толерантная к другим религиозным объединениям, при определенных условиях может обрести подобие церковного типа); 4) культ (имеет как специфические признаки харизматического свойства, так и близкие к сектантским). Все эти типы могут находится как в институциональном, так и в диффузном состоянии. Критериями типологической принадлежности являются выраженные в религиозных предписаниях способы внутреннего устройства (замкнутость или открытость, наличие или отсутствие иерархической структуры и пр.) и характер отношения того или иного религиозного объединения к социальной среде (принятие или отвержение светских ценностей и общественных порядков).

    В современном религиоведении периодически формулируются типологические понятия, уточняющие или дополняющие устоявшуюся типологию религиозных объединений. В церковном типе, например, в качестве подтипа, выделяется «дисфункциональная церковь» - приходы массовых церковных организаций, в которых их руководители присваивают право контролировать своих прихожан, требуют подчинения и абсолютной верности себе, подавляют любую критику (сомнение в служителе культа приравнивается к вероотступничеству). Оставаясь внешне частью общей церковной структуры, «дисфункциональная церковь» фактически превращается в автономную организацию, с клановыми чертами и внутренней оппозиционностью официальному руководству церкви.

    Другим примером развития типологии религиозных объединений является выделение в качестве самостоятельного тина «новых религиозных движений» (НРД). Аргументацией этому служат признаки, которые отличают данные движения от религиозного сектантства (внеконфессиональное происхождение, эклектизм учений) и от культовых объединений (более заметные масштабы и относительно сложная организационная структура). Однако разнородность и изменчивость НРД требуют постоянного уточнения общих признаков, совокупно характеризующих их как определенный единый тип.

    Очевидно, что типологическая схема «церковь - деноминация - секта - культ», даже при вычленении в каждом ее звене дифференцированных подтипов, не охватывает всего спектра существующих религиозных объединений. Проблематичной остается универсальность ее применения - если в христианстве указанные типы поддаются более или менее однозначной идентификации, то уже в двух других «авраамических» религиях (иудаизме, исламе) такая идентификация не всегда бывает очевидной. Известно, что понятие «секта» употребляется исследователями, хотя и с существенными оговорками, в отношении определенных групп в исламе и буддизме. В то же время аналогия приведенной схемы характеристикам исламской «уммы», буддийской «сангхи», индуистских «варны» и «касты», многих форм организации в системах других религий оказывается весьма условна.

    Научная дискуссия

    Актуальным для религиоведения остается типологическое объяснение религиозного сектантства. В научном плане устоявшейся стала характеристика религиозной секты как объединения верующих, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Не существует однозначной этимологии понятия «секта» - его производят от нескольких латинских слов, имеющих разные значения (secta - «образ мыслей», «правило»; secare - «отрезать», «разделять»; sequi - «следовать»). Обозначение этим понятием группы, отделившейся от некоего социального целого и избравшей непонятный либо неприемлемый большинству образ жизни, придает ему отрицательное звучание в восприятии приверженцев массовой традиции. В то же время, феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений, превратившиеся со временем в широкомасштабные системы традиционных религий, на своей начальной стадии зачастую выступали в виде религиозных сект (как это было, например, с христианством).

    Как правило, причины возникновения религиозных сект коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Нс имея возможности изменить эту реальность и нс находя опоры в официальном религиозном учении, верующие стремятся оградить себя от нее способами, соответствующими религиозным установкам их индивидуального сознания. Полного отрицания вероисповедания, в рамках которого образуется религиозная секта, обычно не происходит. Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции. Конфронтационные отношения секты с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов. Чаще всего срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений. Дальше происходит либо распад секты, либо се трансформация в так называемую «устойчивую секту» или в деноминацию.

    Типологическими признаками религиозной секты можно считать: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и от мирского окружения (институтов и ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных религиозных практик, поддерживающих убеждение в истинности избранной религиозной веры, чувство преданности и моральное единство группы; 6) культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое религиозное лидерство, при котором руководящий состав воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в текущей жизни или за ее пределами). Большинство этих признаков в отдельности могут быть встречены и у других типов религиозных объединений, однако в комплексе они определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни.

    В религиозной или общественной среде, отрицательно настроенной по отношению к сектантству, встречается употребление понятия «тоталитарная секта». Оно подразумевает некую строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана («псевдорелигиозного» учения) и насилия (психологического и физического) умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Однако эти отрицательные характеристики нельзя считать исключительными атрибутами именно религиозного сектантства. Они могут встречаться в разных сообществах, как в религиозных (в том числе - церковного типа), так и в светских. Кроме того, понятие тоталитарности предполагает полное подчинение сознания и поведения людей какой-то навязывающей себя управляющей инстанции, постоянный надзор и подавление индивидуальности. Наблюдаемые в религиозных сектах добровольность членства, высокий уровень самодисциплины, энтузиазм, индивидуальная страстность и эмоциональность ставят под сомнение обоснованность претензий к ним в тоталитарности.

    Неадекватному восприятию религиозного сектантства способствует и сложность изучения этого явления. Существующие исследования свидетельствуют о трудностях в наблюдении, фиксации и описании деятельности религиозных сект - они замкнуты, стараются держать дистанцию от внешнего мира, самодостаточны и в подавляющем большинстве случаев не заинтересованы быть «предметом изучения».

    Религиозный опыт часто сталкивается, взаимодействует и сопровождается мистическим опытом. Мистический опыт акцентирует внимание на переживание единства «Я» и Бога. Он может выражать собой наиболее радикальное решение проблемы «Человек-Бог». В мистическом опыте доминирует аспект любви к Богу, который в восприятии мистика становится любящим собеседником, божественным «Ты». Для верующего - собственный мистический опыт представляет желанную цель. Верующий намеренно добивается подобного опыта, используя специальные методики. Мистическому опыту предшествует определенная подготовка. Как правило, она включает в себя четыре этапа: очищение от телесных влечений и желаний, очищение воли, просветление ума и воссоединение воли с волей Бога. Мистический опыт ставит жесткие условия перед верующим, так как требует от него преодоления эмпирического эгоистического «Я». Это не значит, что будет отвергнута личность человека, однако предполагается, что человек будет стремиться уничтожать в себе негативные черты, которые мешают переходу на новый уровень духовного развития. Для мистического опыта сознание предстает как препятствие, которое необходимо преодолеть, от которого следует освободиться. У. Джеймс даже выводит основные черты, характеризующие специфику мистического опыта.

    • 1. Неизреченность (самый лучший критерий для распознавания мистических состояний сознания - невозможность со стороны пережившего их найти слова для описания, вернее сказать, отсутствие слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний; чтобы знать о них, надо испытать их на личном непосредственном опыте, а пережить по чужим сообщениям их нельзя).
    • 2. Интуитивность (хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, однако для переживающего их они являются особой формой познавания. При помощи их человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка).
    • 3. Кратковременность (за редкими исключениями, пределом их является, по-видимому, срок от получаса до двух часов, после чего они исчезают, уступив место обыденному сознанию).
    • 4. Бездеятельность воли (хотя мистические состояния можно вызвать с помощью волевых актов, например сосредоточением внимания, ритмическими телодвижениями или другим каким-нибудь способом, взятым из руководства для мистиков; но раз состояние сознания приобрело характерные для данного переживания признаки, мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы).

    Мистический и религиозный опыты не следует отождествлять. И хотя автором было сказано, что мистический опыт может выступать как разновидность религиозного опыта, важно уточнить, что не всегда. Мистика и религия - это два типа мировоззрения, которые могут и сближаться, и расходиться. Поэтому мистический опыт может быть связан с религией, он даже может быть выражен в образах и формах религиозного канона, но он может быть и совершенно неожиданным для этого канона, а его содержание самодостаточным. Например, это четко проявляется при рассмотрении оснований деятельности последователей разных убеждений, когда по форме деятельность представителей этих убеждений похожа, но по сути различна. Так, последователь Христа выражает свои эмоциональные и психические переживания в понятиях христианства, а современный человек - в космической терминологии.

    Мистический опыт формирует свой единый универсум с магией, теургией, молитвой, богослужением, метафизикой, теологией и т. д., где очень сложно выделить собственно мистическое начало. Но это следует сделать, чтобы мы могли различать религиозный и мистический опыты. Несмотря на то, что элементы мистицизма содержатся в культе, магии и оккультизме, его не следует отождествлять с этими проявлениями (особенно с оккультным знанием, с голосами и видениями). Настоящий мистик хоть полагает, что те же оккультные силы реальны, но для него это не главное, они не интересны. Эти оккультные силы могут быть направлены на совершение зла. Мистик же выступает против использования подобных сил во зло.

    Религия (молитва, процесс богослужения и т. д.) рассматриваются мистиком как элементы мистического опыта. Однако они лишь средства такого опыта, а не его сущность. Как правило, молитва и богослужение предстают в качестве продолжения непосредственного опыта единения с Богом. Религиозный же опыт несколько шире, для него важны и предваряющие момент ощущения слияния человека с Богом переживания личности.

    Мистический опыт может быть систематизирован в силу своей цельности. Его типология формируется посредством соотнесения мистики с разными человеческими способностями: разум (мышление), воля, чувства (эмоции). Такая типология нами уже рассматривалась на примере индуистской психологии религии. Можно выделить следующие виды мистического опыта:

    • 1. Интеллектуально-созерцательный.
    • 2. Опыт посвящения и любви.
    • 3. Экстатический и эротический.
    • 4. Психоделический опыт.

    Типы верующих и их личностные особенности

    Ряд зарубежных исследований посвящён анализу аналогий между динамикой взаимоотношения с Богом и развитием ребёнка (Р. Гольдман, В. Месснер, Ф. Озер, Дж. Фаулер, Д. Элкинд) и др.

    В целом, обобщая анализ зарубежной литературы, мы можем отметить, что в качестве оснований для классификации типов верующих людей использованы следующие критерии:

    • 1) жизненные цели личности (Г. Оллпорт); социальные роли религиозных верований (Д. Бэтсон и Л. Вентикс);
    • 2) когнитивная структура (М. Рокич);
    • 3) тип религиозного мышления (Р. Ален, Б. Спилка);
    • 4) центрированность на задаче или на себе (Р. Кох);
    • 5) ценностные социальные установки (У.Р. Палутц);
    • 6) степень уровня выраженности стремления удовлетворить потребности в самосовершенствовании (Э. Фромм);
    • 7) преобладание того или иного защитного механизма (В. Грей);
    • 8) развитие ментального возраста и ментальных способностей (Р. Гольдман);
    • 9) уровень сформированности тех или иных мотивов удовлетворения нужд и потребности в познании (Д. Элкинд) ;
    • 10) уровень развития мышления (Дж. Фаулер).

    Проблема классификации верующих людей в отечественной литературе долгое время рассматривалась и продолжает рассматриваться до сих пор, прежде всего, в рамках социологических исследований. Это связано с тем, что вера и религиозность в советском периоде официально не поощрялись, а верующие люди подвергались гонениям. Поэтому в работах советских учёных-религиоведов общие теоретические положения по этому вопросу были практически не подкреплены эмпирическими исследованиями. В российский период развития отечественной науки можно выделить несколько оснований для классификации типов верующих людей:

    • 1. Типология мировоззренческих групп людей, основанная на их отношении к религии и атеизму, предложенная Н.А. Мельниковой . Она выделила шесть типов людей: глубоко верующие (проявление религиозности реализуется в поведении); верующие (вера слабо реализуется в поведении); колеблющиеся (характерно колебание между неверием и верой и элементы религиозного поведения); индифферентные к религии люди (характерно и отсутствие веры, и отсутствие ярких атеистических убеждений, религиозное поведение практически отсутствует); пассивные атеисты (проявляются неосознанные атеистические убеждения, религиозное поведение отсутствует, но и атеистические взгляды слабо реализуются в поведении); активные атеисты (присутствуют глубокие атеистические убеждения, реализуемые в поведении). При этом религиозная личность может быть выражена в таких типах, как мистик; пророк; священнослужитель; реформатор; монах; основоположник религии и др.
    • 2. Типология, основанная на идеи К.Г. Юнга о интровертированном и экстровертированном типах личности. Данная типология предложена Д.М. Угриновичем, который выделил два редко встречающихся в «чистом виде» типа религиозных людей :
      • - мистик-созерцатель (вера служит средством ухода от окружающего мира, бегством в мир фантазий и иллюзий);
      • - социальный деятель (люди, для которых религия является специфическим способом самоутверждения, самореализации, проявления своего Я в системе религиозных отношений и в религиозной группе).
    • 3. Типология, основанная на оценке критериев социальной ориентации и условий формирования религиозности. Так, в ходе эмпирических исследований Э.В. Протасова были выделены два типа личности верующих с позитивным и негативным социальным восприятием . Первый тип характеризуется активным участием в общественной работе, наличием друзей-неверующих, отсутствием осуждения людей, противоречащих религиозным заповедям, а также наличием мнения о том, что судьба человека зависит от него самого и от условий его жизни, а вера в бога не может помочь в преодолении аморальных явлений в обществе. Для представителей типа с негативным социальным восприятием характерно не участие в общественной работе; отсутствие друзей-неверующих, мнение, что судьба человека зависит от бога и только вера в бога может помочь в преодолении аморальных общественных явлений.

    На основе второго критерия (условия формирования религиозности) было также выявлено два типа религиозной личности: религиозные с детства (это люди, которые относятся к религии как к чему-то привычному и устоявшемуся, а значительная часть -- не имеет твёрдых убеждений по поводу истинности религиозных догматов); пришедшие к религии в результате «обращения» (верующие, выросшие в безрелигиозной среде, пришли к религии в юности или в зрелом возрасте, как правило, в результате жизненного кризиса, в поисках выхода из него).

    • 4. Типология на основе уровня, содержания религиозного сознания в сочетании с типом религиозного поведения в рамках общей системы социальной деятельности индивида. На основе этих критериев И.Н. Яблоков выделил четыре типа верующих :
      • - верующие, определяющей жизненной ориентацией у которых является религиозная ориентация; они убеждены и в других догматах, существенных для религии; их нравственное сознание находится под влиянием религии и они играют активную роль в религиозной группе;
      • - верующие, религиозная ориентация у которых является важной, но не определяющей; они, веря в Бога, не убеждены в некоторых других существенных догматах; их нравственное сознание лишь в какой-то степени находится под влиянием религии, а в религиозной группе верующие не играют активной роли;
      • - верующие, религиозная ориентация у которых является подчинённой: они утратили другие существенные элементы религиозной веры, сохраняя веру в Бога. Для них характерно освобождение нравственного сознания от влияния религии, нерегулярное участие в культовых действиях и отсутствие сознательного участия в распространении религиозных взглядов;
      • - колеблющиеся люди между верой и неверием: они не уверены в существовании Бога, в истинности тех религиозных догматов, которые предлагает церковь; они редко совершают культовые действия, у них нет постоянных связей с религиозной группой, и они не являются распространителями религиозных взглядов.

    Итак, подводя итоги сделанному нами, можно сделать вывод о том, что религиозная личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, наделенный мировоззрением, выражающим совокупность религиозных свойств поведения, сознания и отношений.

    Рассмотренные нами основания для классификации типов верующих личностей, показывают, что, несмотря на всё многообразие существующих критериев, они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. В целом проведённый нами анализ позволяет нам говорить о том, что для определения того или иного типа религиозной личности, требуется анализ следующих критериев:

    • - отношение к религии и атеизму;
    • - религиозный возраст и уровень развития мышления (религиозная вера (религиозные догматы, которые признают люди);
    • - религиозная информированность (знание и понимание основных положений вероучения);
    • - религиозный опыт (познание и самопознание Бога));
    • - религиозная мотивация социального поведения; воздействие религии на поведение человека;
    • - религиозные цели (направленность личности, задачи и социальные установки личности, определяющие характер и выраженность религиозности);
    • - религиозный стаж; воздействие личностных характеристик индивида на восприятие религиозных идей (преобладание тех или иных защитных механизмов, ригидность мышления, конформизм и др.).

    Религия - это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

    Сколько в мире религий?

    Основными мировыми религиями признаются , ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

    Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

    Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

    Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

    Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника - Пасхи:

    • Суточный.
    • Седмичный.
    • Подвижный годовой.
    • Неподвижный годовой.

    В православии существует семь основных Таинств:

    • Крещение.
    • Миропомазание.
    • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
    • Исповедь.
    • Соборование.
    • Венчание.
    • Священство.

    В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

    Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

    Католическое учение - крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

    • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
    • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
    • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам - стада;
    • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
    • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
    • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
    • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

    А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

    Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

    Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

    Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

    • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
    • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
    • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
    • нет почитания святых, икон, мощей;
    • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
    • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
    • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

    Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

    Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга - Коран. Для мусульман главное - жить по предписанным правилам:

    • совершать молитву пять раз в день;
    • соблюдать пост рамадан;
    • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
    • совершать паломничество в Мекку (хадж).

    Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман - джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

    • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
    • вооружённая борьба с неверующими;
    • борьба со своими страстями;
    • разделение добра и зла;
    • принятие мер в отношении преступников.

    В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

    Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

    1. Вся человеческая жизнь - страдание.
    2. Желание - причина страдания.
    3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния - нирваны.
    4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

    По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

    • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
    • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
    • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
    • совершение добродетельных поступков;
    • старание не приносить вреда живым существам;
    • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
    • осознание, что плоть человека - это зло;
    • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

    Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

    Какая религия самая древняя в мире?

    Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

    Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм - национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею . Главная книга - Ветхий Завет.

    Иудаизм имеет несколько ответвлений:

    • литваки;
    • хасидизм;
    • сионизм;
    • ортодоксальный модернизм.

    Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

    На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос "Какая религия самая древняя в мире?", поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

    Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

    Сам по себе факт, что тот или иной человек считает себя христианином или верующим, еще не много значит. Дело тут в том, насколько сильна его вера, ориентирована ли она на практику, как конкретно проявляется его связь с Богом и жизнеспособна ли она. Умение общаться с людьми, конфликтовать или мириться – вот те критерии, по которым исключительно и незаметно судят верующего. В конечном счете, именно эти критерии утверждаются и Библией в виде заветов Иисуса в Нагорной проповеди, кульминируя – заповедью любви.

    Я разделяю верующих – так, как я познал их в ходе моей практики – на шесть разновидностей:

    1. Новоявленные язычники

    Они, правда, крещеные, и хотя они еще хранят какой-то остаток веры, но тем не менее эти люди полностью лишены живой связи с Богом. Все религиозное их окружающее – их не волнует. В терапевтическом общении – как я это чувствую – они не хотели бы быть язычниками, но не могут быть и христианами. С одной стороны, они не прилагают ни малейших усилий к тому, чтобы хоть в какой-то мере развить в себе интерес к религиозному, так как опасаются серьезных изменений в своем мышлении и образе жизни: «Уж лучше сгинуть от скуки, чем преодолеть неприязнь по отношению ко всему священному». С другой стороны, в них можно обнаружить навязчивую потребность говорить о религии и о Боге – особенно тогда, когда их собеседником оказывается теолог. Иезуит Вальтер Рупп говорит о похожем опыте в своем докладе, прочитанном 5 мая 1992 года в Мюнхене: «Я часто замечаю, что как раз люди, очень далекие от церкви, постоянно испытывают потребность объяснять, почему они из нее вышли, хотя я их об этом и не спрашиваю». Если поговорить с такими людьми, то выясняется, что причиной их решения чаще всего было разочарование в церкви, переплетающееся с ложным образом Бога.

    2. Ищущие некритически


    Они похожи на иссохшие губки, готовые впитать в себя любые религиозно-окрашенные убеждения. Среди них много туристов, путешествующих по всему свету, людей с большой готовностью уверовать, но с маленькими критическими способностями. Чаще всего их притягивают азиатские верования, и они охотно примыкают к малым эзотерическим группам или к псевдохристианским сектам с элитарными притязаниями. Дар распознавания и разграничения у них полностью отсутствует. По истечении непродолжительного времени они, случается, покидают старую секту и обращаются к новой, всякий раз немного разочарованнее и раздраженнее.

    Они легко дают себя убедить, но все остается у них на поверхности. И так как проницательности им не дано, они очень подвержены влиянию всяких «просвещенных учителей» (т. е. всяких гуру – перев .). Бог представляется им чаще всего как «свободно парящее существо», которое в равной мере прибывает всюду. Эта пантеистическая вера соблазняет человека убеждением, что Бог и мир, Творец и его творение всегда и во всем к их услугам.

    3. Эклектики

    Они выбирают себе лучшее из христианской религии и подлаживаются под такое урезанное по их собственной мерке христианство, в котором нет ни Креста, ни трудновыполнимых моральных требований. При этом, к церкви они вполне терпимы. Однозначные, но жесткие требования Иисуса и все то, что Он имел в виду, говоря о церкви, они понимают как вещи относительные и интерпретируют их по своему усмотрению. Блаженным делает то, что нравится.

    4. Всезнающие

    Они разочаровались в церкви. Их ожидания не осуществились, и где только могут, они яростно критикуют свою общину. Некоторые делают это очень агрессивно и неуступчиво, другие – с притворным недоумением. Но у всех свои глубокие раны, и они не в силах от них избавиться. При этом сомнению подвергаются основные догматы веры, выставляемые как искажение или махинации церковного начальства. Другими словами: они знают все лучше других и выставляют себя мучениками, просвещенными или пророками времен Апокалипсиса. А так как некоторые таинства превышают их способность восприятия, они просто-напросто ограничивают Божественную силу; их аргументы «разумны», но невразумительны: Мария не была девой, Иисус не был сыном Божьим, Воскресение – вообще колоссальный обман. Понимать все эти вещи надо только как архетипы и символы – образно, мистически и ни в коем случае не исторически.

    5. Сознательные христиане

    Составляют малое стадо. Они принадлежат к живой части общины, проявляют постоянную активность и практикуют свою веру регулярно и убежденно; как правило, они на стороне своего пастыря.

    Конечно, они страдают из-за ошибок и упущений церкви, но они себя самих подразумевают как часть этой заблуждающейся церкви и берут на себя часть этих грехов, помня, что Иисус обещал Ей поддержку Свою до конца. Они пытаются прокладывать новые пути с

    помощью диалога и личных обязательств; от крайних реакций они предпочитают уклоняться.

    За ними идет, несомненно, много попутчиков, которые дают себя увлечь не только усердием их веры, но и убедительной социальной деятельностью. Этого типа верующие не пытаются завлечь людей словами, но стараются привлечь своим положительным отношением к жизни. Они знают, что бегство – это не решение вопроса и что односторонняя отрицательная критика – не выход. Там, где они не могут вмешаться прямо, они ищут другие пути, пытаясь убедительной беседой, но и усердной молитвой проложить путь Духу Господню.

    6. Фанатики

    Из боязни и глубоко лежащего недоверия ко всему Творению они уходят в гетто элитарных и ортодоксальных верований. Ничто для них не убедительно, кроме их собственных религиозных установок. Им необходим корсет твердого, однозначного и догматичного руководства, чтобы они не растерялись или не впали бы в сомнение. Всякая свобода для них опасна. Библия трактуется ими дословно, мораль строго блюдется, отклонившихся безжалостно карают. В их беседах не бывает дискуссий – разве лишь прозелитские дебаты (т. е без диалога – перев .) имеющие целью либо покорить противника либо, с помощью библейских цитат, отправить его в преисподнюю Фанатики не поддаются терапии, так как не признают иного психотерапевта кроме Христа. Для них не действительны слова Иисуса Сира ха о том, что «бывает такой час, когда Бог исцеляет только рукой врача» (38). В их педагогике нет места терпимости, милосердию ни прощению. Из них, как и из непреклонных (бескомпромиссных) верующих, которые, в силу своей набожности, хотят тут же стать святыми, состоит большая часть пациентов с психосоматическими заболеваниями. Не удивительно, что при таком несгибаемом «сверх-Я» подобном образе Бога, обмен веществ бастует, мускульный тонус понижается и защитные механизмы прекращают свое действие.