Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Средневековый диспут. «Чему и как учили в средневековом университете

    Средневековый диспут. «Чему и как учили в средневековом университете

    Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

    История возникновения

    Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

    Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

    То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

    Студенты

    Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

    Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

    Студенческая жизнь

    Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

    Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

    Университетская наука в Европе

    Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

    Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

    Законность

    Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

    Выпускники

    Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

    Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

    Структурное подразделение

    В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

    Принцип обучения

    И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

    Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

    К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

    Традиции средневековых университетов

    Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

    Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.

    А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

    Присвоение степеней

    После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

    История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

    Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Отношение университетов к общественной жизни и освободительному движению. Начало формирования российской университетской системы. Характеристика уставов 1804 года, в николаевскую и буржуазную эпоху. Попытки ограничения университетского самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 13.05.2015

      Виды школ в эпоху средневековья. Появление первых университетов в XII веке. Основание Ирнерием первого европейского университета в 1088 году. Характеристика наиболее старинных университетов Европы. Основные методы преподавания средневековых профессоров.

      доклад , добавлен 27.05.2010

      Появившиеся на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями.

      реферат , добавлен 17.07.2008

      Высшее образование в России в конце XIX века. Особенности университетского обучения. Студенчество как социально-демографическая группа. Социальное положение этой прослойки общества, ее роль в общественной и политической жизни конца XIX - начала XX вв.

      курсовая работа , добавлен 13.06.2014

      Путь развития Российского Морского Кадетского корпуса от возникновения до современности, характеристика его учительского и ученического состава. Особенности организации учебного процесса и принципы воспитательной работы в Морском Кадетском корпусе.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2009

      Внешняя сторона организации учебного процесса. Групповые, индивидуальные, классные, внеклассные, коллективные, аудиторные, фронтальные, внеаудиторные, парные, школьные, внешкольные формы обучения. Основные этапы учебного процесса, нестандартные уроки.

      презентация , добавлен 25.08.2013

      Общие тенденции интеллектуальной жизни XII-XIII веков. История возникновения испанских, итальянских и парижских университетов. Содержание и формы университетского образования. Влияние трудов Аристотеля на интеллектуальную жизнь университетской Европы.

      курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    «… quaestio disputata (синонимы quaestio ordinaria, disputatio ordinaria, quaestio solemnis) - вопрос для обсуждения - становится основой ещё одного вида научения - регулярного учебного диспута.

    Тезис выбирал магистр. Возражение выдвигал либо он сам, либо его студенты, в том числе и те, что случайно забрели на диспут. Бакалавр нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы (respondens). Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив собственным словом этот спор. Но мог и вернуться к данному тезису когда-нибудь в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис; быть respondens к своему тезису. А также защитником, и опровергателем, и режиссёром, и актёром, и публикой этого учёного представления. Лекция-тезис, записанная самим магистром, становилась quaestio disputata, а если её записал слушатель, то она становилась reportatio (отчётом) о проговариваемом вопросе. Годовое число этих диспутов всегда оговаривалось. Один вопрос мог обсуждаться с различных сторон. - Всё это свидетельствует Э. Жильсон .

    Календарь диспутаций должно соблюдать неукоснительно точно. Каждому магистру - свой день для диспута (dies disputabilis). Однажды орден святого Доминика, например, стал тягаться с Оксфордским университетом (где и начинал учёбу Роджер Бэкон ) из-за того, что начальство этого университета в день магистра-доминиканца разрешило диспутировать ещё и другим учителям. Со временем такого рода запреты несколько смягчаются.

    Inception - диспут, разыгрываемый претендентом на степень доктора, которого представляет магистр, этот диспут ведущий. Это - единственный диспут данного университетского дня.

    Resumptio - диспут, который обязан дать магистр, переходящий в другой университет. Это как бы испытание на право работы в новой для этого магистра учёной корпорации. Право учить завоевывается демонстрацией учёности в деле, то есть в поединке встречных аргументов.

    Опять-таки: степень истинности этого тезиса или того как будто не важна; важна техника защиты его либо опровержения учёность как техника её применения в дидактических сферах обретения этой учёности.

    Монолит веры, с одной стороны; с другой - бесконечные диспуты, будто кто-то хочет эту веру поколебать. Таково средневековье: уверенное в себе, молчаливо основательное, но и бесконечно петушащееся, острое на язык, ежесекундно готовое обнажить шпагу спора, клинок словесно-аргументированного человеческого жеста в угоду и во имя смысла, в который должно уверовать. Беспредметное словопрение и есть предмет, владевший всеми помыслами средневекового учёного человека. Беспредметное? Но влекущееся в запредельному смыслу, должному воплотиться в последнее слово спора. Споры о бесспорном. Обсуждения необсуждаемого. И потому о чём угодно. Обо всём, возвысившемся до безглагольного Ничто.

    Именно так - диспутами о чём угодно - назывались дискуссионные апофеозы университетской учёности. Disputatio de quodlibeta, или disputatio quodlibetaria. Только раз в год! - Как в Париже или, например, в Гейдельберге.

    Две недели публичного торжества изощрённейших элоквенций. Поджаро-голодные диспутанты (диспуты эти приходились аккурат либо на вторую неделю Рождественского поста, либо на третью и четвёртую - Великого) на виду у всего университетского сообщества представали рыцарями слова - отточенного, бескомпромиссного. И... бессмысленного? Нет, ибо мыслью был весь этот праздник великого краснобайства; праздник, затеянный во имя мысли, так и не нашедшей себе места в этом пиршественном изобилии умнейших и учёнейших слов. Диспут о чём угодно - учёная жизнь в её торжестве, которою жило в эти четырнадцать дней учёное сословие университета.

    «И грянул бой...»

    Жар словесной баталии обязан был контрастировать с бесстрастною стужей академических оборотов, вроде: «не нахожу истинным», «это недопустимо», «немыслимо», «невероятно». Идеологического свойства ярлыки, вроде: «еретик», «подозрительной веры», «заблудившийся в вере», площадная брань, лексика кухни, топика телесного низа категорически воспрещались неукоснительной инструкцией ведения всякого уважающего себя кводлибетария.

    Подумать только, даже ослом нельзя было назвать своего противника. Правда, и тогда тоже умели обходить запреты. Называли, конечно, и ослом, и разным прочим. Но важно, что запрещалось».

    Рабинович В.Л., Рождер Бэкон. Видение о чудодее, который наживая опыт, а проживал судьбу, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 62-63.

    Университеты возникают в Средние века. Ошибочно утверждать, что университет как форма учебного заведения существовал раньше. Были великолепные конфуцианские училища «школы полукруглого бассейна» еще во времена империи Тан, с IX века действовала высшая школа Пандидактерион в Константинополе, а школа Аль-Карауин в Марокко действует с IX века до наших дней, но все это по природе своей не университеты. Это совершенно не умаляет их славы и достоинства, но университет - это нечто очень конкретное.

    1. Как возникают университеты

    Университеты возникают в XI веке, когда Запад вступает в период удивительного подъёма, когда наступает Средневековье в его классическом смысле, со всеми атрибутами феодального общества. Начало этого периода знаменуется Григорианской реформой и усилением позиций папства. Тогда же происходит подъём городов, утверждение сеньориальных отношений. На фоне этих процессов и возникают университетские корпорации.

    Первые университеты никто не основывал, они возникают сами по себе. Поэтому высказывания «Филипп Август основал в 1200-м году Парижский университет» или «Фридрих Барбаросса основал Болонский университет» в корне неверны. Эти школы возникли сами, обретя единственную мыслимую тогда и очень удобную форму взаимной присяги (conjuratio ), которую стали быстро называть universitas - сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом. Universitas - это не только объединение магистров и студентов, любая городская коммуна, любая корпорация ремесленников была universitas . Впоследствии, в начале XIII века, этот термин стали употреблять только по отношению к учебным организациям.

    Мы не можем говорить о существовании в XI и XII веках университетов, скорее о предуниверситетских образованиях, студиях, учебных центрах. Это очень важная, интересная, богатая традициями эпоха. В это время была произведена рецепция римского права, создано каноническое право, родилась рациональная теология.

    2. Жизнь интеллектуалов нового типа

    В предшествующие периоды интеллектуалы обитали либо при дворе князя, императора, короля, либо, что было чаще, в монастырях. Интеллектуалы нового типа жили в городе и преподавали всем желающим, которых становилось всё больше и больше. Неслучайно возникшую науку называли школьной наукой, или схоластикой. Мыслители той эпохи взяли формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Была создана система, задающая алгоритм действий в тех случаях, когда мнения авторитетов по тому или иному вопросу расходились. Это было чрезвычайно важно, поскольку ничего в Средние века не делалось без обращения к авторитетам.

    Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Не надо было хорошо знать римское право, чтобы судить крестьян в английском Маноре: общество жило по другим законам. Раны и переломы лучше лечил не знаток Гиппократа и Галена, а малообразованный хирург-цирюльник. Высоко ученый-теолог не мог увлечь паству страстной проповедью, как это делал простой монах-францисканец. Но человек, который прошёл университетский курс, умел логически мыслить - это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. С этого периода преобразование мира пошло семимильными шагами.

    3. Формирование университетских корпораций

    Университеты возникают в начале XIII века. Париж, Болонья, Монпелье, Оксфорд - места, где они возникли сами по себе. Что такое корпорация и соприсяжничество? Немецкий учёный Эксле дал очень хорошее определение: «корпорация - это содружество живых и мёртвых». Первый университетский устав 1215-го года в Париже очень большое место уделяет регламенту похорон магистров и студентов, четко предписывая, что и как должен делать каждый член корпорации.

    Эта логика очень понятна. Что самое главное в жизни средневекового человека? Смерть и то, как он уйдёт из этой жизни. От этого зависит дальнейшее существование его души. Если он умирает на чужбине, кто позаботится о праведной кончине? Именно те люди, которые принесли взаимную присягу. Взаимную присягу приносили, чтобы жить в мире, не конфликтовать. А для этого нужно было определить порядок чтения лекций, экзаменов, правила поведения, форму одежды (то, что сейчас называется дресс-кодом). И, главное, гарантировать взаимопомощь. Так выработалась организационная форма, которая быстро стала тиражироваться. Светские или церковные власти просто брали уже готовую форму устава и открывали новые университеты.

    Статус университетских корпораций основывался на независимости от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi ). После возникновения университета канцлер епископа продолжал с разрешения Папы Римского выдавать разрешения в новой форме - licentia ubique docendi , то есть право преподавать повсюду в христианском мире. Это право давалось лишь после экзамена, проводимого корпорацией равных между собой людей. Именно она и решала, достоин ли соискатель войти в корпорацию или не достоин, достоин ли он присвоения звания бакалавра, магистра, доктора или не достоин. А канцлер лишь соглашался с этим решением и выдавал разрешение. Это можно назвать основой западноевропейского интеллектуализма.

    Безусловно, европейский интеллектуализм как автономная корпорация существует с соизволения властей. Если нет хартии, выдаваемой Папой Римским (реже - императором, иногда королём, который пытался поставить себя в независимость от императора), - нет и университета.

    4. Социальная магия

    Я люблю спрашивать: «Скажите, пожалуйста, а кем был по социальному происхождению Фома Аквинский?». И, как правило, люди не могут ответить на этот вопрос, хотя его отец был графом. Кем был по происхождению Жан Жерсон? Его родители были крестьянами, причём довольно низкого статуса. А кем был Эразм Роттердамский? Он был незаконнорожденным, его отец - священник. Это важно: вступая в мир людей знания, человек как бы порывал со своей прежней средой (хотя происхождение всегда было чрезвычайно важно для средневекового общества), обретая новый социальный статус. Этот момент французский социолог Пьер Бурдьё называл социальной магией: был один человек, а стал другой. С моей точки зрения, способность присваивать степени - самое главное, что составляет сущность университетской корпорации. Эту способность прекрасно передавал советский фольклор: «учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан».

    5. Логика университета

    С годами ситуация менялась: независимость университета ослабевала, всё больше усиливалась роль светской власти, но университеты по-прежнему обладали огромным авторитетом, который позволял им выступать советниками монархов. Очень быстро формируется то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета. Этот тип культуры пережил Средневековье и задал определенный тип общения для университетов Нового времени. Так, непременное средневековое буйство студентов наследуется немецкими университетами эпохи Просвещения. Студенты-бурши просто обязаны были вести себя вызывающе по отношению к обывателям-филистерам. Как известно, М. В. Ломоносов настолько хорошо усвоил нравы буршей, что только чудо спасло его от серьезных неприятностей в Германии, а тишайший человек Пьер Безухов привязывает медведя к квартальному, демонстрируя приобщённость к немецким традициям университетской культуры. Подобный код поведения удивительным образом воспроизводится в другие эпохи и в других регионах.

    Логика корпорации, которая утверждала, что «наши степени - это неотъемлемое наше право, у нас их никто не может отнять», была свойственна и для советских учёных. Именно это стало важным аргументом для отказа Академии наук лишать научного звания академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

    Эта логика присуща и современным университетам, и академиям. Браться за их реформирование, не понимая их средневековой природы, довольно странно. Это не означает консервации архаического начала. Но последовательные реформаторы университетов, такие как Вильгельм фон Гумбольдт и Джон Ньюман, обращались к истокам университетской автономии и корпоративизма.

    6. Распространение университетской формы на мир

    Университеты распространились по всему миру - в этом можно усмотреть европейскую экспансию. Если сравнивать с этим другие социальные и политические институты, экспортируемые Европой (европейский парламентаризм, свобода слова, доктрина прав человека) и приживающиеся далеко не везде, то триумфальное шествие университетов по миру выглядит более чем убедительно. Не существует сегодня такой страны, где нет своего университета, причем лучшие находятся зачастую вне Европы. То есть университет оказался удивительно живучей формой, изобретённой в великую эпоху XII–XIII веков, с моей точки зрения, в золотое время для европейской цивилизации.

    7. История изучения университетской культуры

    Существует много актуальных исследований по истории университета, но наиболее интересные вещи были сказаны французским медиевистом Жаком Ле Гоффом, его критиками, его сторонниками в 50–60 годы XX века. Интересной является попытка включить российские университеты в контекст европейской истории - это работы А. Ю. Андреева о трансферте университетской идеи в Россию, работы Е. А. Вишленковой и её соавторов, которые изнутри показывают, как университетские традиции приживались и формировались в России.

    Перспективными будут исследования по истории университетов, которых, к сожалению, у нас нет. Но последняя обобщающая работа на русском языке по истории европейских университетов была опубликована в 1896-м году (правда, переизданная в 2012-м году). Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится: история средневековых университетов сегодня востребована в нашей стране как никогда.

    Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы М., 2009.

    Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К. А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

    Де Либера А. Средневековое мышление. М., 2004.

    Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПБ, 2003.

    Суворов Н. С. Средневековые университеты, М., 1896, 2-е изд. М., 2012.

    Особенности методов преподавания

    Методы преподавания, формы занятий, как и его содержание, были тесно замкнуты в тесных рамках статутов. Таким образом, в средневековых университетах были выделены три основные формы обучения студентов: lectio (лекция), repetitio (репетиция), disputatio (диспут).

    Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Средневековая лекция разительно отличалась от лекций, которые в университетах читают современные преподаватели. Во-первых, средневековые лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными(экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.138

    Во-вторых, статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения от преподавателя. Более того, во время чтения ординарной лекции студент не имел право задавать вопросы преподавателю. Правда, это было возможно во время чтения экстраординарной лекции; мало того на вопрос одного слушателя мог ответить другой студент. Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.-С.167

    В-третьих, статутами было запрещено читать лекции «со свечой или для пера и трости», т.е. так, что бы перо или другое орудие для письма в руках слушателя могли следовать за читающим. Там же. - С.168 Вообще. что касается внешней стороны процесса чтения, то на диктовку университетские статуты смотрели неблагоприятно. В Париже. В виду того, что магистры искусств стали передавать читаемый текст, одному из слушателей с тем, чтобы он его диктовал своим товарищам, ограничивая свое участие в лекции, таким образом, только присутствием. Факультет запретил диктовку и обязал под присягой говорить свободной речью, как говорят проповедники. Угрожая за нарушение статута и присяги лишением права преподавания на год, за рецидив - на два года. за третье нарушение - на четыре года Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.-209. Что касается экстраординарных лекций, то диктовка их по-видимому, никогда не запрещалась.

    В-четвертых, школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Некоторые статуты немецких университетов доходили до того, что дозволяли смотреть в одну и ту же книгу во время лекции не более как трем слушателям. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

    В-пятых, посещение лекций было куда более обязательным, чем в современных университетах. За пропуск лекций или за позний приход на лекции взимался штраф и с преподавателей и со слушателей. В немецких университетах применялись и другие меры. Чтобы заставить студентов и бакалавров исправно посещать лекции Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.- С.169..

    Из организации лекции вытекают и методы ее проведения. До середины XIV века существовало два основных методов проведения лекций. Первый состоял в том, что лектор достаточно быстро читает свой материал. При этом слушатели успевают понять, что магистр хочет сказать, но не успевают это записать. При втором методе, магистр, говорит настолько медленно, чтобы было возможным студентам записать за преподавателем им сказанное. Однако в 1355 году в парижском университете выходит статут запрещающий первый метод чтения лекций. Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2. - С.209. От ныне в соответствие с этим методом должно происходить не только чтение лекций, но и проводить беседы и обсуждения. Этот метод был признал лучшим, потому что «способность обыкновенного ума. выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях» Там же.. За нарушение этого постановления предполагалась санкция. как в отношении преподавателя, так и студента, подстрекающего преподавателя к нарушению вышеуказанного положения. Для преподавателя это отстранение от работы и лишение его почестей, которыми был наделен преподаватель. Для студента - прекращение общение с ним со стороны преподавательского состава, а так же изгнание его из «своей среды» сроком на один год; и за каждое повторение наказание увеличиваемся в два или в четыре раза Там же.-С.209-210.

    Следующей формой проведения занятий была репетиция (repetitio) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

    Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). В отличии от лекций. Где читался и последовательно комментировался тот или иной текст, от репетиций. Которые представляли собой некоторое подобие семинарских занятий, на котором более детально и разработано объяснялся какой-нибудь текст из лекции, на диспутах выдвигался и обсуждался путем приведения аргументов «за» и «против» отдельный тезис или вопрос. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Диспуты проводились еженедельно, организовывались по особым правилам и имели важнейшей задачей формирование способности вести полемику Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.139. Диспут проводил обычно магистр(доктор), ставивший перед студентами вопрос еще до его начала; студенты изучали вопрос и искали аргументы «за» и «против». А магистр на диспуте старался разрешить вопрос, принимая во внимание ценность и очевидность аргументов. Диспут развивал ум студентов. Учил их доказывать то или иное положение логическим путем. Кроме магистров диспут проводили и те из студентов, кто собирался стать магистром, сначала - соискатель титула бакалавра, затем бакалавр, стремившийся стать магистром Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков. Иваново,1995.-С.107 . Так в 1344 году в Парижском университете из числа студентов избирался магистр студентов, должностными обязанностями которого было проведение диспутов. Так же были сформулированы следующие правила проведения диспутов магистром Пьером де Крозо, епископом Санли и главным инспектором коллегии Сорбонны в Париже:

    1) В обязанности магистра студентов входило составление летом списков вопросов для диспутов следующего учебного года. Вопросы должны быть важными и полезными. Более того, нельзя было допустить. что бы они повторялись на следующий год

    2) В случае непонимания среди диспутантов, или если увидит что спор ведется не ради истины, а из-за тщеславия, магистр студентов должен водворить молчание. Если кто-либо не повинуется после третьего предупреждения, то нарушитель должен поставить две кварты вина в конце диспута для всех присутствующих.

    3) Если лицо избранное магистром студентов, не хочет принять это избрание, и не находит достаточных оправданий, он должен заплатить штраф.

    4) Магистр студентов должен предоставить вопросы диспутантам, по крайней мере за две недели до диспута, в противном случае на него налагается штраф в виде двух кварт вина.

    5) На диспутах диспутанты отвечают в соответствии со следующей очередностью: сначала выступает главный оппонент, далее - магистр студентов, затем приор дома, магистры теологии а затем уже бакалавры в том порядке, в котором они достигли степеней.

    6) Нельзя приводить сдвоенных аргументов во время диспута Порядок диспутов в Сорбонне//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.206.

    Число диспутов было разным. Хотя в зависимости от числа преподавателей условия менялись, каждый магистр старался не участвовать в диспутах чаще, чем раз в месяц, семестр или даже год (в Болонье).

    Темы диспутов были различными. Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему «делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?», отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.

    Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм «Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное».

    Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.

    Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?

    Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?

    Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

    О верности наложниц священникам.

    Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: «Кто там?». Поп в ответ сказал: «Никого кроме нас».

    Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html?

    Так, в 1203 году епископ Турнэ Стефан возмущался: «…в противоречии со священным каноном ведется публичный диспут о непостижимом божестве. Неделимая троица рассекается и служит предметом спора. Так что у нас столько ошибок, сколько докторов, столько скандальных диспутов, сколько классов, и каждая площадь становиться местом богохульства» Письмо епископа Турнэ Стефана папе Иннокентию III// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 32

    Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против» Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.134. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)« О чем угодно» в Парижском университете.Похвальное слово в честь «свободных искусств»// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 124. Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

    Типы диспутов так же были различными. Кроме регулярных диспутов, описанных выше, существовали и испытательные. Диспут inceptio - диспут, который должен пройти претендент на степень доктора. Диспут resumptio проводился в том случае, если магистр хотел перейти из одного университета в другой. Не всегда подобный диспут был условием для принятия нового магистра. Оксфорд строго соблюдал это правило, а Кембридж мог принять преподавателя из Оксфорда без соответствующего диспута Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века:общие принципы и учение о движении.-М.; Наука, 1989.-С. 84

    Таким образом, диспут во всех средневековых университетах был самым обычным явлением и в тоже время самым любимым, как турниры для рыцарей. Средневековые диспуты впоследствии подвергались беспощадной критике со стороны гуманистов. «С особым пристрастием - говорили они, - ставили тогда вопросы или самые простые или в высшей степени нелепые». С какой-либо самой простой и незамысловатой фразой, в роде «пиши мне» ухитрялись соединять вопросы не только грамматические, но и диалектические, физические и метафизические. На диспутах кричали до хрипоты, не скупясь при этом на самые отборные ругательные слова; в дальнейшем же пылу и азарте борьбы противники пинали один другого, угощали пощечинами и в буквальном смысле слова грызлись зубами. Это, конечно, было результатом вообще грубых нравов средневековья. Но диспуты имели и свою хорошую сторону. Они служили своего рода дисциплинарной школой для мышления средневекового человека, только что выходившего из варварского состояния и вступавшего на путь умственного прогресса, приучая его еще незрелый ум к высшему порядку и систематичности в работе и развивая в нем гибкость и изворотливость Демков М.И. История западно-европейской педагогики.М.,1912.-С. 169-170. Средневековые диспуты можно считать как формой организации обучения, так и его методом.

    Таким образом, «учитель не был полностью свободен в своих решениях, особенно после того как университетские уставы определили содержание программ, расписание занятий, методы обучения».

    Вместе с тем традиционные формы работы казались многим неподходящими. Поэтому часть бакалавров, особенно богословы, стремилась получить свободу, с тем, чтобы обучать в более глубокой и более индивидуальной форме (особенно это касалось чтения Sentences). Именно этим, в частности, объясняется удивительно быстрый рост числа «экстраординарных» или факультативных курсов, читавшихся иногда частным образом, а порой, и во время каникул, лиценциатами или бакалаврами. Успех таких курсов объяснялся во многом их большей практической направленностью и современностью (именно таким путем гуманизм проложил себе путь в университеты). Доля такого «неформального» обучения со временем росла, особенно там, где собирались наиболее любознательные и требовательные студенты. Но, несмотря на невозможность точно оценить его значение и эффективность, очевидно, что именно с таким обучением была связана новая интеллектуальная ориентация. Те же самые тенденции можно усмотреть и применительно к развитию обучения в колледжах, где зарождалась новая система распределения учащихся по группам (с учетом возраста, выступавшего критерием при определении класса, каждый из которых возглавлял свой регент). Аналогичным образом XV в. увидел магистров искусств в университетах Германии (Лейпциг) и Шотландии, которые поделили, через систему ежегодной ротации, различные программные книги и студентов, переходящих от одного учителя к другому. Такой была школа, в которой год за годом студенты проходили одни и те же курсы, читавшиеся одними и теми же учителями Верже Жак. Средневековый университет: учителя //Alma mater. - 1997. - № 4. - С. 36..

    Таким образом, с появлением университетов окончательно утвердилось стремление к рациональному постижению знания, в том числе и религиозного. Методы и формы образования имели главной задачей развить способности разума, развить логику. Большое внимание уделялось и практике. Новые методы в теологии и в других науках вызывали, как мы уже убедились немало критики со стороны тех, кто считал главным в познании Бога мистическое самоуглубление или тех, кого шокировали сомнения в словах авторитетов, умствования в делах веры.

    Рациональные методы преобразовали и медицину. Долгое время она оставалась сугубо практическим занятием. Лишь в некоторых монастырях переписывали медицинские трактаты, содержащие учение Гиппократа в переложении Галена. Иногда к ним писали и толкования, но скорее с богословскими, чем с научно-практическими целями. Более того в университетах долгое время не дозволено было студентам медицинских факультетов прикосновение к мертвому тему, так как это считалось богохульством История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/И.Н. Андреева. Т.С. Буторина. З.И. Васильеваи др.; Под.ред. З.И. Васильевой.- М.: 2002.-С.59. На рубеже XI-XII вв. потребность развития госпиталей привели к необходимости соединения теоретических знаний с практикой.