Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • КУДиР: страшный зверь или важный документ?
  • 1 требуется доначисление перерасчет
  • Соборное уложение. Хронология событий Что было в 1649 году на руси

    Соборное уложение. Хронология событий Что было в 1649 году на руси

    Самой существенной мерой правительства Алексея Михайловича явилась новая кодификация законов - издание Уложения 1649 г., которое заменило устаревший Судебник от 1550 г.

    16 июля 1648 г. царь, Боярская Дума и Священный Собор, «боязни ради и междоусобия о всех черных людей», приговорили создать комиссию из 5 бояр (бояр князей Одоевского и Прозоровского, окольничих - князя Волконского, дьяков Леонтьева и Грибоедова) для составления проекта сборника законов. К 1 сентября 1648 г. в столицу были вызваны выборные от «всех людей» Московского государства для обсуждения и утверждения Уложения законов.

    В ходе работы Земского Собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения и все участники Собора поставили под ним подписи.

    1. Соборное Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.

    Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. За все полагалась смертная казнь: лишь за действия, наносившие нечаянный урон царскому авторитету, например, за описки в титуле или имени государя, могли выдрать кнутом или длинными палками (батогами) или сослать на вечное житие в Сибирь.

    Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие.

    2. Особо охранялось и государево хозяйство. За кражу царского добра, «царской пшеницы», ловлю рыбы в царском пруду и т.д. назначалась смертная казнь.

    3. Строго карались преступления против церкви и патриарха. «Если кто-либо, - говорилось в Уложении, - начнет в церкви произносить непристойные речи священнику, того подвергнуть торговой казни», - высечь на торгу. За «хулу на Бога и крест» предписывалось сожжение.

    4. Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение простых людей каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.

    5. Уложение регулировало служебные обязанности и землевладельческие права дворян и детей боярских. Фиксировался старый обычай. Однако в отношении владельческих крестьян было провозглашено новое.

    6. С начала XVII в. служилые люди по отечеству домогались бессрочного сыска беглых своих крестьян. Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, еще Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. увеличили срок сыска с 5 до 9 лет. В 1641 г. урочные лета были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками.

    Уложение 1649 г. разрешало владельцам искать крестьян вечно, без ограничения срока и возвращать их в поместья.Был сделан последний шаг к установлению в России крепостного права. Нигде теперь в центре страны не мог найти укрытия беглый человек, чтобы переждать урочные лета. Урочные лета, как в свое время Юрьев день, канули в лету. (Правда, еще действовал обычай - «с Дону выдачи нет». Можно было скрыться в Сибири и на других дальних окраинах, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца).

    7. Уложение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.

    Власти надеялись, что теперь недовольство превращаемых в полные холопы должников спадет. Прекратится и превращение в рабов разорившихся служилых людей.

    8. Московское восстание 1648 г. и ряд других городских мятежей заставил прислушаться к голосу посада. Черный посад негодовал на «конкурентов» - беломестцев, жителей слобод, принадлежащих монастырям и частным лицам. Они ремесленничали, торговали в городе, но тягот и расходов не несли. Черные тяглецы закладывали свое имущество хозяевам белых слобод, становились беломестцами, а их долю тягла приходилось раскладывать между оставшимися черными посадскими людьми. Уложение переписало всех беломестцев в черный посад, обложило тяглом, а частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городе посадские дворы и лавки.

    Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило горожан к посаду. Закон 1658 г. за бегство с посада требовал смертной казни.

    8. Интересы богатых горожан - торговых людей, гостей (купцов), Уложение защищало тем, что были объявлены суровые наказания за посягательство на их добро, честь и жизнь.

    «ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ТО НОВОМ»

    В целом Уложение подвело итог развитию России в середине XVII в. Кроме того, оно явилось базой для дальнейшего развития российского законодательства. Как заметил В.О. Ключевский, «завершая собою законодательную работу прежнего времени, Уложение послужило исходным моментом для дальнейшей законодательной деятельности. Недостатки его стали чувствоваться скоро по вступлении его в действие. Его дополняли и исправляли по частям новоуказные статьи, служившие прямым его продолжением: таковы статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 г., о поместьях и вотчинах 1676 - 1677 гг. и др. Этот детальный, часто мелочный пересмотр отдельных статей Уложения, исполненный колебаний, то отменявший, то восстановлявший отдельные узаконения свода 1649 г., очень любопытен как отражение момента московской государственной жизни, когда ее руководителями начало овладевать сомнение в пригодности норм права и приемов управления, в добротность которых так веровали, и они конфузливо стали чувствовать потребность в чем-то новом, недоморощенном, «еуропском».

    Принятие Соборного уложения (дата принятия - 1649 год) - одно из наиболее значимых событий в истории права России. Для своего времени это был важнейший документ, заставивший Московское государство эволюционировать в развитое общество.

    Основные предпосылки

    Принятие Соборного уложения происходило не на пустом месте. Причин для создания единого документа, регулирующего жизнь человека в Русском государстве, было немало.

    До 1649 года единым сводом законов являлся Судебник Ивана Грозного, написанный в 1550 году. За сто лет система феодального управления успела сильно измениться, требуя введения новых норм для руководства государством. И они принимались. Правда, в форме указов, никак не добавляемых в судебник.

    Причины принятия Соборного уложения кроются в необходимости свести все указы и законы в единую систему. До 1649 года все они были разбросаны по различным источникам. Зачастую ситуация становилась абсурдной - указ издавался и успешно забывался, а государство продолжало жить по старым понятиям.

    1649 год

    На фоне подобной неорганизованной и плохо работающей системы становилась понятна необходимость такого правого акта, как принятие Соборного уложения. Датаже оказалась далеко не случайной.

    Финальным толчком для столь необходимой реформы стали события 1648 года, вошедшие в историю под названием «Соляной бунт». Шок в виде неожиданно вспыхнувшего восстания вынудил царя Алексея Михайловича немедленно действовать. К счастью, тогда Русь имела крайне умного руководителя, который понимал, чего ждет от него народ. Созыв Земского собора, который в итоге и привел к созданию уложения, был крайне правильной реакцией на бунт в Москве. Он позволил успокоить людей и стабилизировать ситуацию. Кто знает, возможно, если бы на месте мудрого политика Алексея Михайловича сидел бы другой человек, принятие Соборного уложения в России произошло бы на века позже.

    Создание документа

    Ответственную миссию подготовки свода законов Алексей Михайлович поручил специально созданной комиссии, состоявшей из князей и церковников. Они должны были проделать нелегкий труд: проанализировать и сложить воедино все источники, в которых находились указы и нормы, написанные ранее, не в год принятия Соборного уложения.

    К редактированию и слушанию документа была причастна, по сути, вся верхушка тогдашнего Московского царства. Боярская дума рассматривала каждую статью, попадающую в уложение. Также был создан еще один редакционный комитет, состоявший из специально выбранных людей разных чинов.

    После предложения закона и рассмотрения его двумя вышеупомянутыми инстанциями, которое предполагало также повторное редактирование, закон подписывал каждый член Земского собора. Наличие ответственности у каждого редактирующего сделало принятие Соборного уложения полностью законным и юридически обоснованным.

    Преступление и наказание

    Крайне интересна в Соборном уложении система наказания. Для того времени подобный взгляд на правосудие казался абсолютно нормальным, но сейчас не вызывает ничего, кроме отвращающего удивления.

    Принятие Соборного уложения 1649 годанесло в себе множество различных наказаний, работающих по принципу «око за око». Так, преднамеренно нанесшему травму преступнику в качестве «воспитания» наносилось абсолютно такое же увечье. Особенно в данном контексте интересно наказание за лжесвидетельство. Провинившийся должен был понести ту кару, которую предусматривало несовершенное в действительности преступление. Если злодеяние на самом деле состоялось, а было показано обратное - человек записывался в соучастники.

    Немало показательной и многоговорящей об обществе того времени является частая приписка, которая сопровождала меры наказания - «по усмотрению царя». Таким образом, Алексей Михайлович сохранил институт абсолютной монархии, сделав престол выше любого уложения и кодекса и оставляя последнее слово за правителем.

    Крепостное право

    Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича наконец полностью закончило формирование института крепостничества на Руси, навсегда привязав крестьян к земле и помещику и полностью ограничив их свободу передвижения. Например, крепостной отныне не мог защищать себя в суде - ему приходилось рассчитывать на благодеяние своего сюзерена.

    Подобные решения надолго закрепили твердую и слаженную феодальную систему внутри Руси. Само по себе Соборное уложение было направленно именно на это, поэтому нет ничего удивительного в появлении подобных норм, жестоко ограничивших низшие слои населения.

    Но даже в этой бочке дегтя нашлась для крестьянина ложка меда: отныне он имел право защищать свою жизнь и личное имущество от посягательств сюзерена. Понятное дело, работало это далеко не всегда (особенно с припиской о том, что крестьянин не может сам за себя отвечать перед судом), однако само наличие подобной нормы в кодексе означало, что правительство осознает проблему злоупотребления властью и делает попытки устранить этот недостаток феодализма.

    Церковь и Соборное уложение

    В связи с политикой Алексея Михайловича касательно церкви, в Соборном уложении явна заметна доминирующая роль церковников в государственном устройстве. Единственное, что возмутило церковь - это лишение духовенства права быть едиными и абсолютными судьями во время разбирательств. Теперь подобными вещами занимались чиновники.

    Однако, несмотря на это, отрицать нельзя - принятие Соборного уложениялишь закрепило власть церковников в стране. Дошло до того, что статей за «преступление перед церковью» в своде законов чуть ли не больше, чем по другим пунктам, вместе взятым. Тут можно встретить и порчу имущества церкви, и богохульство, и оскорбления священника, и ересь. Одним словом, возможность устранить «лишнего» человека у духовенства всегда находилась. Наказание за провинности перед церковью почти по всем статьям было одинаково - сожжение на костре.

    Суд

    Год принятия Соборного уложения также навсегда и в корне сменил судебную систему в Московском государстве. Наверное, именно он попал в поле зрения большинства реформ.

    Во-первых, наконец появилось четкое определение понятия «суд» и «розыск». Они были разделены между собой и являлись различными этапами расследования, тогда как до 1649 года поиск преступника уже являлся (юридически) судом.

    Во-вторых, появилась правовая подоплека у обыска. Теперь его организация со стороны властей и найденные во время него вещи считалась полноценным доказательством во время процесса.

    В-третьих, регламентировался порядок проведения допроса через пытки. Теперь их можно было проводить не больше трех раз и через четко установленный отрезок времени, что должно было значительно снизить количество ложных раскаяний.

    Возможно, именно из-за последнего пункта Руси удалось обойтись без собственной инквизиции.

    Семья

    Как ни странно это звучит для нашего времени, в Соборном уложении много места уделено вопросам семьи. Огромное значение придавалось описанию и разъяснению устройства наименьшей ячейки общества.

    По сути, никаких кардинальных изменений принятие Соборного уложения не принесло, однако оно полностью закрепило статус семьи и ее устройство. Разумеется, семья обязана была оставаться патриархальной - мужчина был «строителем дома», он же принимал все самые важные решения. Статус женщины полностью и целиком зависел от статуса мужчины, и это означало, что свободная женщина никогда не выйдет за крепостного.

    Семьей назывались мужчина и женщина, прошедшие через венчание в церкви. Это было еще одним важным пунктом, связанным с духовенством.

    Однако изменения все-таки были, и немаловажные. Это появление развода как правого акта. Конечно, происходил он крайне редко, однако теперь разрешался: в случае бесплодности жены или преступных действий одного из супругов.

    Значение

    Год принятия Соборного уложения стал новой ступенькой в эволюции российского общества. Полноценный кодекс законов, по которому теперь жил весь мир, наконец, посетил и Московское государство. Это был важный шаг не только в развитии внутри страны, но и укрепления статуса в международном смысле.

    Казалось бы, какая разница зарубежным купцам? Но даже они активнее потянулись в Московию, где после принятия Соборного уложения стали обязательны письменные формы договора при любой торговой сделке.

    Трудно переоценить значимость Соборного уложения. Периодически видоизменяясь, оно дожило до XIX века, являясь основной опорой для правовой жизни Руси. Ненужным оно стало с приходом «Свода законов Российской Империи», который ознаменовал собой новый виток развития Российского государства.

    Соборное уложение 1649 года – свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни.

    Причины создания Соборного уложения

    Последний судебник, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (Судебник Ивана Грозного). С тех пор прошел практически век, феодальная система государства несколько видоизменилась, были созданы многочисленные новые указы и уложения, которые зачастую не только делали предыдущие указы устаревшими, но также противоречили им.

    Ситуация усложнялась также тем, что многочисленные нормативные документы были сильно разбросаны по ведомствам, отчего в законодательной системе государства был полнейший хаос. Были распространены ситуации, когда о новом акте знали только те, кто его принимал, а вся остальная страна жила по устаревшим нормам.

    Для того, чтобы наконец упорядочить законотворчество и судебную систему, необходимо было создать совершенно новый документ, который бы отвечал требованиям времени. В 1648 году вспыхнул Соляной бунт, восставшие, среди прочего, требовали создание нового нормативного документа. Ситуация стала критической и откладывать было уже нельзя.

    В 1648 году был созван Земский собор, который вплоть до 1649 года занимался созданием Соборного уложения.

    Создание Соборного уложения

    Созданием нового документа занималась специальная комиссия во главе с Н.И. Одоевским. Создание нового судебника происходило в несколько этапов:

    • Работа с многочисленными источниками законов и актов;
    • Совещание на тему содержания законодательных актов;
    • Редактирование царем и думой представленных черновиков новых законопроектов;
    • Совместное обсуждение тех или иных положений уложения;
    • Подписание всеми членами комиссии новой редакции законопроектов.

    Такой тщательный подход к созданию документа был вызван тем, что члены комиссии хотели создать тщательно систематизированный и максимально полный и доступный судебник, исправив все недочеты в предыдущих документах.

    Источники Соборного уложения

    Основными источниками послужили:

    • Судебник 1550 года;
    • Указные книги, где фиксировались все вышедшие законопроекты и акты;
    • Челобитные царю;
    • Византийское право;
    • Литовский статут 1588 года использовался в качестве образца судебника.

    Именно в Соборном уложении 1649 года наметилась тенденция к разделению норм права по отраслям, соответствующая современному законодательству.

    Отрасли права в Соборном уложении

    Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны.

    В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:

    • преступление против церкви;
    • преступление против государства;
    • преступление против порядка управления (самовольный выезд из страны);
    • преступления против благочиния (содержание притонов);
    • должностные преступления:
    • преступления против личности;
    • имущественные преступления;
    • преступления против нравственности.

    Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание.

    Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи.

    Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы «Домостроя» - главенство мужа над женой и детьми.

    Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности.

    Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов.

    Закрепощение крестьян

    Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

    Значение Соборного уложения

    Соборное уложение 1649 года является памятника русского права. Оно наметило новые тенденции в развитии русского права, закрепило новые социальные черты и институты. Кроме того, уложение значительно продвинулось в плане систематизации и составления юридических документов, так как было сделано разграничение по отраслям.

    Уложение действовало до 1832 года.

    3 июля 1645 года русским царем стал старший сын Михаила Федоровича царевич Алексей. Алексей Михайлович был одним из самых образованных людей своего времени. Он сам писал и редактировал многие указы и первым из русских царей стал собственноручно их подписывать. Алексей Михайлович составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать воспоминания о польской войне. Кроткий и религиозный, Алексей Михайлович был чрезвычайно любим в народе, за что и получил прозвище «Тишайший».

    В первые годы царствования Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах. Государством управляли воспитатель царя боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове.

    В 1649 году Алексей Михайлович сам принялся за управление государством. По его личному указанию был составлен свод законов – Соборное Уложение (1649 год), которое удовлетворило основные требования верхушки посада и дворян. Нуждаясь в надежном советнике, царь приблизил к себе патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и поручал управление государством на время своего отсутствия в столице.

    Церковные реформы, проведенные Никоном, явились причиной возникновения в стране религиозного течения, последователи которого не признавали официальную церковь. Впоследствии их стали называть раскольниками. Растущее вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» привело к разрыву царя с патриархом.

    Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ «Великого государя тайных дел». По словам современника, «устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали».

    Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли.

    Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.

    В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. В западной Сибири казаки победили потомков хана Кучума. Русскими землепроходцами была открыта восточная Сибирь.

    В годы правления Алексея Михайловича в России предпринимались попытки строительства первых военных кораблей, началось формирование постоянной армии «нового строя», состоявшей из добровольцев и заложившей основу будущей системы рекрутских наборов.

    При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством С.Т. Разина.

    Алексей Михайлович скончался 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.

    На этой странице приведены годы правления князей, царей, президентов в России.

    Годы правления

    862-879 – Рюрик (Новгород)

    882-912 – Олег (Киев+объединение с Н.)

    912-945 – Игорь

    945-969 – Ольга

    945-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)

    980-1015 – Владимир I (Киев)

    1019-1054 – Ярослав Мудрый (сын Влад 1; Киев)

    1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)

    1125-1132 – Мстислав (сын Влад II; Киев)

    1136 – изгнание Всеволода, образование Новгородской республики (до 1478)

    1125-1157 – Юрий Долгорукий (Ростов-Суздаль)

    1157-1175 – Андрей Боголюбский

    1176-1212 – Всеволод II Большое Гнездо

    1252-1263 – Александр Невский (Владимир)

    1276 и 1282-1303 – Даниил

    1303-1325 – Юрий Даниилович

    1325-1340 – Иван I Калита (Москва; с 1328 – вел.

    князь владимирский)

    1340-1353 – Семен Гордый

    1353-1359 – Иван Красный

    1359-1389 – Дмитрий Донской (Москва; с 1362 – князь владимирский)

    1389-1425 – Василий I

    1425-1462 – Василий II Темный

    1462-1505 – Иван III

    1505-1533 – Василий III

    1533-1583 – Иван IV Грозный

    1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)

    1598-1605 – Борис Федорович Годунов

    1605-1606 – Лжедмитрий I

    1606-1610 – Василий IV Шуйский

    1610-1612 – правление семибоярщины во главе с Мстиславским

    1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)

    1645-1676 – Алексей Михайлович

    1676-1682 – Федор Алексеевич

    1682-1696 – Иван V и Петр I совместно

    1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны (фактическая власть)

    1696-1725 – Петр I (после смерти Ивана V)

    1725-1727 – Екатерина I

    1727-1730 – Петр II (сын царевича Алексея)

    1730-1740 – Анна Иоанновна (дочь царя Ивана V; «бироновщина»)

    1740-1741 – Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский

    1741-1761 – Елизавета Петровна (дочь Петра I)

    1761-1762 – Петр III

    1762-1796 – Екатерина II

    1796-1801 – Павел I Петрович

    1801-1825 – Александр I

    1825-1855 – Николай I

    1855-1881 – Александр II (Николаевич) Освободитель

    1881-1894 – Александр III Александрович Миротворец

    1917 – образование временного правительства

    1917 – образование Советского правительства

    1917-1924 – Ленин В.И.

    1922-1953 – Сталин И.В.

    1953-1955 – Маленков Г.М.

    (фактический руководитель аппарата)

    1953-1964 – Хрущев Н.С.

    1964-1982 – Брежнев Л.И.

    1982-1984 – Андропов Ю.В. (фактический руководитель)

    1984-1985 – Черненко К.У. (фактический руководитель)

    1985-1991 – Горбачев М.С.

    1991-2000 – Ельцин Б.Н.

    2000-2008 – Путин В.В.

    2008 – 2012 Медведев Д.А.

    Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

    Разрастание власти государства до масштабов восточного деспотизма, юридическая возможность насилия совершенно не обязательно должны были проявляться в государственном терроризме, как это было во времена Ивана Грозного.

    Все зависело от конкретных исторических обстоятельств, характера царя и его окружения. Первые цари новой династии Романовых эту возможность не использовали.

    Предки династии Романовых восходят к младшей ветви московского боярского рода Андрея Ивановича Кобылы.

    Летописное упоминание о нем содержится под 1346 г. Возвышение рода произошло в середине XVI в., когда Иван IV выбрал себе в жены Анастасию Романову. Ее внучатого племянника Михаила в 1613 г. Земский собор избрал царем.

    Михаил Федорович (1596–1645 гг.). Это был нерешительный и болезненный человек, не оказывавший на государство какого-либо влияния. Основную роль в управлении страной в годы его царствования играли сначала его отец – патриарх Филарет, а после его смерти – ближайшие родственники.

    Алексей Михайлович (1629–1676 гг.).

    В 1629 г. у Михаила родился сын Алексей. С пяти лет его начали обучать грамоте. Среди детских игрушек у него был конь «немецкого дела», «немецкие печатные листы» (гравюры). По мере взросления наследнику начали дарить книги.

    Этот царь в глазах современников представал идеальным правителем.

    Он был на редкость приятным человеком, его живые глаза всегда светились добротой. Взгляд царя никого не пугал. Вечно критично настроенные по отношению к России иностранцы отзывались о нем с восторгом. Случалось, он ругался, иногда дело доходило до рукоприкладства, но затем он мучался и не знал, как задобрить обиженного.

    Алексей Михайлович ослабил традиционное напряжение, царившее при дворе в отношении монарха и придворных. Он шутил с ними, знал о домашних делах многих своих сановников. Был набожным и добродетельным, ходил по тюрьмам и раздавал милостыню, иногда выкупал должников. Он был одним из самых образованных русских людей того времени: знал иностранные языки, разбирался в философии, любил и понимал духовную музыку. При нем в России появились газета, театр и балет.

    О мировоззрении этого царя говорит его покровительство монаху, белорусу Симеону Полоцкому. Алексей Михайлович выписал его из полоцкого Богоявленского монастыря и сделал воспитателем своих детей.

    С. Полоцкий был сторонником западноевропейского просвещения, написал несколько сборников стихов и драматических пьес. Именно С. Полоцкий сформировал мировоззрение будущего царя Федора и правительницы Софьи.

    Окончательно оформление крепостного права, прикрепление посадских к своим посадам, лишение церкви финансовых привилегий произошло именно в его царствование (1645–1676 гг.).

    Число крестьян и холопов, искавших на Дону волю, резко возросло. Но это была не личная политика царя, (царь государственными делами всегда тяготился), а общеисторический процесс, который шел сам по себе.

    Федор Алексеевич (1661–1682 гг.).

    Федор имел такой же спокойный характер, как и его отец. Правда, характер, во многом, определялся его слабым здоровьем: молодой царь был «хилого телосложения», он даже ходил, опираясь на палку. Вероятно поэтому Федор в детстве любил не столько резвиться в кругу своих сверстников, сколько внимательно слушать своих учителей. В результате он выучил польский язык и латынь, любил музыку, чтение книг, интересовался иконописью и прикладным искусством мастеров Оружейной палаты и даже сочинял стихи.

    В 1680 г. он сам выбрал себе жену: не знатную, но образованную дочь смоленского шляхтича. С этого момента при русском дворе стали впервые брить бороды и носить западноевропейскую одежду. Его короткое царствование было относительно спокойным.

    В отличие от своего отца, он управлял страной сам. На бояр решение государственных задач не перекладывал. Вступив на престол в 1676 г., он простил народу недоимки, облегчил налоговое бремя. Земли и крестьян своим приближенным в качестве подарков не раздавал.

    1649 год в России

    Знал, что воеводы грабят и воруют, приказные живут на взятки, но старался искоренить зло без насилия. Федор повысил персональную ответственность руководителей приказов и стремился усовершенствовать приказную систему путем ликвидации дублирующих приказов. Поддерживал талантливых администраторов. Начал военную реформу. Отменил местничество. Реформаторский путь Федора был предпочтительнее пути Петра. Однако его царствование продлилось всего лишь 6 лет.

    Софья Алексеевна (1657–1704 гг.).

    Официально Софья не являлась монархом, но фактически царствовала в 1682 по 1689 гг. Это была умная, образованная, честолюбивая и энергичная женщина. В годы ее правления были сделаны небольшие уступки посадам, беглых крестьян искали не столь тщательно.

    Ее фаворит В.В. Голицын мечтал об отмене крепостного права, и наказывать за такие дерзостные мысли Софья его не собиралась. В.В. Голицын выписывал из-за границы книги.

    Возглавив в 1682 г. Посольский приказ, всячески развивал связи России с Западом.

    {module SAPE in content}

    Принятие соборного уложения на Руси

    Россия во времена первых Романовых

    К первым Романовым историки относят Михаила Фёдоро-вича (1613-1645 гг.) и его сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

    Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна.

    Соборное уложение 1649 года

    В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских го-родов. Татары без перерыва грабили южные русские земли.

    По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской каз-не не было ни рубля.

    Сил воевать с противниками у Михаила Романова не было. Нужно было находить компромиссы.

    В 1617 г. со Швецией был заключён Столбовский мир (дер. Столбово, недалеко от Тихвина, совр. Ленинградская обл.). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря.

    Поляки были также утомлены долгой войной и пошли на перемирие.

    В 1618 г. на 14,5 лет было заключено Деулинское пе-ремирие (дер. Деулино близ Троице — Сергиева монастыря). Поля-ки освободили из плена отца царя митрополита Филарета и других бояр, но оставили за собой Смоленск — важнейшую русскую кре-пость на западной границе и другие русские города.

    Таким образом, Россия потеряв значительные территории, отстояла свою независимость.

    Следующей задачей была борьба с преступностью, отряда-ми казаков атамана Ивана Заруцкого.

    Которые бродили по стране и не признавал Михаила Романова царём. В результате принятых мер. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого и перебравшуюся к нему Марину Мнишек с цесаревичем московским властям. И. Заруцкий и 3-летний Иван — «ворёнок» — были повешены в Москве, а Мари-на Мнишек отправлена в Коломну, где и умерла.

    Для восстановления нарушенной экономики и пополнения государственной казны

    Обложили налогом всё новые категории населения;

    Правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры — резко повышало цены на соль (соль была важнейшим консервантом, население закупало её в больших количествах), че-канили медную монету вместо серебряной; (отсюда «соляные» и «медные» волнения в Москве)

    Брали заемы у крупных монастырей и не возвращали их в оговоренные сроки;

    Активно осваивали Сибирь — 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

    Эти и другие меры производимые Романовым позволяли в течение 30 лет, позволяли вывести страну из глубочайшего поли-тического и экономического кризиса.

    В правление первых Романовых произошли важнейшие со-бытия в нашей истории:

    Принятие Судебника 1649 г.,

    Церковные реформы патриарха Никона 1653 г.,

    Воссоединение Украины с Россией 1654 г.

    Принятие «Соборного Уложения» 1649 г. В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г.

    было принято «Соборное Уложение» — новый сборник законов.

    «Соборное Уложение» состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. «Уложение» было впервые отпечатано типо-графским способом тиражом в 2000 экземпляров.

    В «Уложении» наиболее важными были три группы глав.

    В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Вога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это сви-детельствовало о том, что в России фактически сложилась абсо-лютная монархия — неограниченной полнотой власти в стране об-ладал царь.

    Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридиче-ски.

    2. Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по «Уложению» за дворянином признавалось право пере-дачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи «Уло-жения» свидетельствовали о том, что дворянское поместье (полу-чали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству).

    Новый слой феодалов — дворянство — всё более урав-нивался в правах с боярством.

    3. Важнейший раздел «Уложения» был посвящён крестья-нам и посадским людям. Отныне по «Уложению» крестьянам за-прещался переход от одного помещика к другому и устанавливал-ся пожизненный розыск беглых.

    Посадским людям переход из од-ного посада в другой, переход от одного ремесла к другому — за-прещался. Веглые посадские люди также подлежали розыску.

    «Соборное Уложение» 1649 г.

    завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

    Церковные реформы патриарха Никона. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью.

    Лич-ный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был из-бран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Моск-ве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Рус-ская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правитель-ства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

    Так случилось что в Москве и Константинополе установи-лись разные церковные уставы — порядок совершения церковных служб.

    Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два равноправных церковных устава. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в церковных книгах содержались разночтения, так как русские книги переписывались от руки, в результате были допу-щены неточности.

    Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь стала наследницей Константинопольской. Но для этого требова-лось перейти на греческий церковный устав, привести тексты бо-гослужебных книг в соответствие с греческими образцами.

    Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества — боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов — старообрядцы — отказывались при-знавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформен-ным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.

    Но причина раскола и неприятия реформ была более глу-бокой.

    Церковные дискуссии в Византии были обычным делом. Они впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. По-этому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу.

    Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было про-верено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.

    В это же время на страну обрушились голод и моровая яз-ва. Среди народа поползли слухи о том, что бедствия — кара Божья за отступление от веры предков.

    Тысячи крестьян, посадских лю-дей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий. Были приняты жесткие меря к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет.

    Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его едино-мышленники были сожжены на костре.

    Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было раз-решено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх — реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

    С тех пор единая Русская Церковь расколота на две — Рус-скую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Право-славную Старообрядческую Церковь.

    Итоги деятельности первых Романовых. В 1613 г.

    после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле воцарились бояре Романовы. Историческая за-слуга первых Романовых заключается в том, что они смогли под-няться над узкоэгостическими интересами до понимания общена-циональных задач. Благодаря их усилиям, к концу XVIIв. Россия достигла как политической, так и экономической стабильности.

    Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили на-чало второй правящей династии в России — династии Романовых, которая правила в стране до марта 1917 года.

    Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    Соборное Уложение царя Алексея Михайловича.
    26 (16) июля 1649 года царь и великий князь Алексей Михайлович распорядился о формировании нового свода законов, известного как Уложение его имени. Свод состоял из 967 статей, регулирующих как уголовные, так и гражданские правоотношения. Устанавливался бессрочный розыск беглых крестьян (был до 5 лет). Богохульников и церковных мятежников ждал костер.
    В Соборном уложении 1649 есть глава “О проезжих грамотах в иные государства”. Такие грамоты выдавали по преимуществу купцам, которые везли свои товары за рубеж. “А будет кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю; а в городах воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездить”. Потом появилась так называемая “опасная грамота”. Давали такую грамоту на время жизни и работы за рубежом. Грамота “опасала” (или оберегала) русских от любых недоразумений за границей.

    Земля (поместье) давалась служилым людям как средство отбывать государеву службу; поэтому эволюция однодворческого землевладения находилась в некоторой зависимости от законов и распоряжений, относившихся к поместному землевладению вообще. Законы эти, однако, не всегда были самостоятельными, первичными факторами, влиявшими на развитие данной формы; они часто лишь узаконяли отношения, укоренившиеся фактически. Первоначально поместье давалось лишь в пожизненное владение; после смерти владельца его дети - тоже служилые люди - должны были просить об оставлении им отцовского поместья, в счет следуемого им по окладу. Правило это, однако, не всегда соблюдалось; дети сплошь и рядом оставались на отцовской земле, "не справив" ее за собой; в свою очередь правительство передавало освобождавшееся со смертью служилого человека поместье в новыеруки, что вызывало единоличные и коллективные жалобы и челобитья служилых людей об укреплении за ними их владений. Уже Михаил Федорович пошел навстречу этим пожеланиям, а Уложение 1649 г. подробно регулирует наследование поместий, назначая вдовам и дочерям умершего (смотря по тому, скончался ли служилый человек, дома, в походе или в бою) от 1/10 до 1/3 оклада вдове и вдвое меньше дочери и предписывая отдавать из отцовского поместья сыновьям, что следует по окладу, каким они были поверстаны; излишняя сверх этого земля предназначалась для беспоместных и малопоместных лиц того же рода.

    В России до Алексея Михайловича тюрьмы имели лишь значение места подследственного задержания, которое отбывалось в подземельях, погребах и застенках. С соборного Уложения 1649 г. тюрьма начинает применяться как дополнительная мера к членовредительным наказаниям. Тюремные "сидельцы" брали с новоприбывающих "влазную деньгу". Государство ничего не отпускало для прокормления колодников, возлагая эту обязанность на людей, приведших их, и на их хозяев.

    В 1649 г., во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы Приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги.

    Заключение Зборовского договора (между Богданом Хмельницким и польским королём Яном Казимиром).

    1 мая 1649 г. англичанам велено было "ехать за море, а торговать с московскими торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря, у Архангельского города; в Москву же и другие города с товарами и без товаров не ездить... Великому государю нашему ведомо учинилось, что англичане всею землею учинили злое дело: государя своего Карлуса-короля убили до смерти. За такое злое дело вам в Московском государстве быть не довелось". Несколько лет торговые сношения с Англией были прекращены. Посланник Кромвеля Придакс принят был в Москве с холодною учтивостью. Ни Кромвелю, ни королю Карлу II во все царствование Алексея Михайловича не удалось добиться возобновления прежних льгот английским торговцам.

    При патр. Иосифе справщиками церковных книг при печатном дворе были Иван (в монашестве Иосиф) Наседка, черниговский протопоп Михаил Рогов, архимандрит Сильвестр и некоторые другие духовные и светские лица. В исправлении книг принимали участие, сверх того, разные влиятельные лица из духовенства, как духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иоанн Неронов, а также приезжие люди, слывшие ревнителями православия, - юрьевский протопоп Аввакум, романовский священник Лазарь, муромский протопоп Логгин и др. Исправляя книги, они, в свою очередь, внесли в них много ошибок, а главное, не исключили, а напротив, возвели на степень догматов или несомненных принадлежностей православной церкви ряд неправильных мнений и обычаев, возникших большей частью не раньше XV века и отчасти утвержденных Стоглавым собором. Таковы, напр., мнения об имени Иисус, будто оно должно быть произносимо Исус; о двуперстном знамении; об употреблении семи просфор при богослужении; о хождении посолонь; о чтении в символе веры о Сыне Божием: "его же царствию несть конца", а о св. Духе: "Господа истинного"; о небритии бороды и усов; о сугубой аллилуие. Поднят был вместе с тем целый ряд вопросов о церковном благочинии, церковном пении, иконописании, церковной проповеди и т. п. Новгородский митрополит Никон сделался самым ревностным проповедником последнего рода новшеств. Патриарх Иосиф испугался и стал сноситься с константинопольским патриархом. Среди духовенства поднялся ропот, стали поговаривать о появлении ереси: "заводится ересь новая, - говорили недовольные, - единогласное пение и людей в церкви учить, а преж сего людей в церкви никогда не учивали, учивали их втайне". В 1649 г. в Москву приехали иерусалимский патр. Паисий и грек Арсений, получивший образование в римской коллегии. Они указали на ошибки справщиков. Царь и патриарх отправили троицкого келаря Арсения Суханова на Восток для изучения греческих обрядов. В то время среди русских господствовало уже мнение о том, что вера греков не чистая, а испорченная. Арсений Суханов в своем статейном списке старался подтвердить это мнение. Кроме греков, обличителями ошибок справщиков явились и ученые монахи из Киева, которых вызвали в 1649 г. в Москву для исправления Библии: Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Феодосий Сафонович.