Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Профилактика дистресса (стресса) по Гансу Селье. Стресс: способы профилактики и преодоления 2 практические методы предотвращения дистресса

    Профилактика дистресса (стресса) по Гансу Селье. Стресс: способы профилактики и преодоления 2 практические методы предотвращения дистресса

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • 1. Стресс. Основные понятия
    • 4. Практическое задание
    • Заключение

    Введение

    Стресс - настоящий бич нашего времени - явление неоднозначное. Практически каждый человек в своей жизни пережил сильные стрессовые ситуации. Оскорбления и обиды, потеря близких, катастрофы оставляют в душе долгие незаживающие раны.

    Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья человека. В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

    Актуальность выбранной темы: "Стресс: способы профилактики и преодоления" объясняется следующим. Необходимость исследования проблемы преодоления стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

    Задачи контрольной работы:

    · Дать определение понятию стресс;

    · Описать методы профилактики стресса;

    · Описать методы преодоления стресса;

    1. Стресс. Основные понятия

    Существует множество определений понятия "стресс". В целом же - это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий.

    Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

    Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом состоит основное биологическое значение стресса.

    Различают физиологические и психологические стрессоры.

    К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д. К психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

    Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

    Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

    Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до 100 баллов (см. Приложение А).

    Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

    Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии.

    Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

    Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.

    2. Методы профилактики стресса

    Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

    Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

    Противострессовая "переделка" дня. Очень часто подросток при возвращении домой из школы приносит свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с учебы, сразу же проводить релаксацию

    Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

    Первая помощь при остром стрессе. Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал учитель, директор школы или кто-то из домашних заставил понервничать) - у подростка начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

    Аутоанализ личного стресса. Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

    Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после школы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, все забудется, когда и что произошло.

    Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

    Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

    Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, "неуспокаивающиеся ноги" (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

    Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

    Стрессовый стиль жизни. Испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с друзьями, знакомыми, родственниками), участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, начинает пробовать курить, выпивать, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме). Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, учебой, общественной деятельностью, одиночеством или физической деятельностью). Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления "заманить"). Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.

    Нестрессовый стиль жизни. Допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды напряженной деятельности. Имеет "пути спасения" позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться. Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными. Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение. Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами "передышки". Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться. Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет. Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых). Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение. Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора. Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания. Эффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций.

    3. Методы преодоления стресса

    Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

    Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

    К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

    · Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

    · Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя "во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор". Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить - надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

    · К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

    В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или "назидание" в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

    Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

    · метод глубокого дыхания;

    · обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

    · визуализация.

    Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

    На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

    Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, "Я должен быть совершенен", "Жизнь должна быть справедливой"). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

    Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

    1) Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать?

    · Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

    стресс первая помощь профилактика

    · Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например - "Я могу справиться, если составлю план", "Не раздувай из мухи слона", "Я сделаю это постепенно", "Это не трудно", "Я могу поздравить себя, если добьюсь этого", "Если это не удастся, я попытаюсь вновь".

    2) Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно "заставить" себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить "декорацию". Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей ("Сейчас я изменить ничего не могу", "Подумаю об этом завтра", "Это не так страшно" и пр.).

    3) Самооценка - осмысление проблемы - выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка - ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом - выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии - отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

    Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

    · умение управлять собственным временем;

    · умение равномерно распределять нагрузки, "планировать дела";

    · умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

    · умение определить приоритеты при выполнении дел;

    · умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

    · не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

    · умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

    · наличие социальных навыков общения, управления конфликтами;

    · умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на "потом";

    · умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

    · умение планировать домашнюю работу;

    · умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться "поощрять себя" за их выполнение;

    · навыки межличностного общения;

    · уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

    · профессиональная компетентность;

    · честность и трудолюбие и пр.

    Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека - то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

    Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

    Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод "прямого действия" на стрессор?

    · Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы - ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору - цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

    · Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: "Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?" Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения - надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.

    К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, "неудобно стоящий пассажир", "вечно обгоняющие водители", "очереди", "толчея на перроне" и т.п.

    4. Практическое задание

    Задание 1 .

    1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

    А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

    Рационализация гнева. Этот метод требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

    Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

    В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: "Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?" После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

    Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

    Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: "Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться".

    Визуализация гнева. Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения ("Так тебе и надо"), возможно даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

    Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

    1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;

    2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

    3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

    4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно)

    Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

    В данной ситуации прежде всего возникнет не гнев, а обида студентки на преподавателя. Эмоции будут переполнять, т к она старалась, трудилась выполняя самостоятельно работу. Самое главное не дать эмоциям выйти наружу, потому что все это приведет к полному разглашению и к ничему общему и хорошему это не приведет. Просто поговорить с преподавателем, объясниться почему так вышло и как можно все исправить.

    Задание 2 .

    Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

    А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм.

    Мужчина после того как попал в катастрофу почувствовал какой большой стресс он при этом испытал, получив при этом травму шей. И возможно что после этой травмы он стал понимать людей у которых что-то болит, т.е. повлияло на его подсознания.

    Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант. решает проблему

    Подчиненный выбрал последний вариант обжаловать решения начальника при этом таким образом он надеется решит проблему.

    Заключение

    Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность - единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и "жалуясь" всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания.

    Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение - просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

    Список используемой литературы

    1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2001. С 203

    2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - Санкт-Петербург, 2003. с 189

    3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4 с 320

    4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ, 2003. С 321

    5. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 2001. с 321

    6. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.:, 2000. С 124

    7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000. С 325

    8. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001. с 320

    9. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: 2001. с 197

    10. Г. Селье. Стресс без дистресса. М., 2001 с 245

    Приложения

    Приложение А

    Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека.

    Смерть партнера

    Разлад в супружеской жизни / разрыв

    Тюремное заключение

    Смерть близкого члена семьи

    Серьезная травма или заболевание

    Потер работы

    Примирение и другие перемены в жизни

    Выход на пенсию

    Изменение в состоянии здоровья близкого члена семьи

    Беременность

    Появление нового члена семьи

    Перемена места работы

    Изменение в финансовом состоянии

    Крупный долг

    Уход сына или дочери с родного дома

    Перемена в ответственности по месту работы

    Перемена в условиях жизни

    Смена привычек

    Перемена школы

    Смена отдыха

    Мелкий долг

    Перемены связанные со сном и режимом дня

    Перемены в привычном образе питания

    Праздник

    Проступок

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие стресса по теории Г. Селье. Причины стресса, методы его профилактики и преодоления. Стресс в работе менеджера. Степень устойчивости к стрессам. Определение степени напряжённости и факторы, провоцирующие стресс. Тренинг "профилактика радостью".

      презентация , добавлен 11.10.2016

      Происхождение термина и определение понятия "стресс". Причины и условия возникновения подавленного состояния. Первые признаки и влияние стресса на человеческий организм. Стратегии и методы преодоления стресса. Показания к медицинской помощи при стрессе.

      презентация , добавлен 18.12.2011

      Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

      реферат , добавлен 15.12.2009

      Анализ стресса, причин его возникновения, влияния на организм, способов борьбы и профилактики. Принципы применения упражнений по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания, противострессовой "переделке" дня, а также первая помощь при остром стрессе.

      реферат , добавлен 16.11.2009

      Понятие и профилактика стресса: релаксация, противострессовая "переделка" дня. Первая помощь при остром стрессе. Методы нормализации состояния в стрессовой и постстрессовой ситуации: аутоанализ личного стресса, ослабления "предстартовой лихорадки".

      реферат , добавлен 21.01.2008

      Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

      реферат , добавлен 11.03.2010

      Стресс: понятие, основные стадии. Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие, интеллектуальные и физиологические изменения. Идеомоторные методы как способ преодоления стресса. Сущность теста личностной тревожности Спилбергера.

      курсовая работа , добавлен 01.08.2010

      Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

      реферат , добавлен 28.06.2008

      Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

      контрольная работа , добавлен 21.10.2010

      Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

    Называется состояние, которое развивается, если человек длительное время находится в состоянии стресса. Когда после напряженной ситуации сразу же возникает новая напряженная ситуация. Это опасно тем, что организм не успевает отдохнуть и восстановить силы, усталость и напряжение постепенно накапливается, развивается переутомление. Если обычный стресс полезен для организма – тренирует решать проблемы, помогает чувствовать вкус жизни, то дистресс – приносит вред.

    Основные признаки дистресса:

    • Если после отдыха и сна вы чувствуете себя бодрым и готовым к новым подвигам, то ваш организм успешно справляется с возложенными на него нагрузками и проблемами. Если же сон нормальной продолжительности и выходные не приносят вам отдыха и новых сил, значит у вас развивается переутомление;
    • Если вы постоянно чувствуете скованность всего тела. Ваши движения стали неестественными, изменился тембр голоса, вы чувствуете «ком в горле»;
    • Если у вас часто возникает головная боль, особенно на фоне сонливости и апатии;
    • Если вам трудно заснуть вечером и проснуться утром;
    • Если вы то набираете вес, то худеете;
    • Если у вас нет ни сил, ни желания общаться с окружающими;
    • Если вы постоянно пребываете в плохом настроении, расстроены или подавлены без особых на то причин, не можете сдерживать эмоции;
    • Если у вас отсутствуют желания: не вдохновляет предвкушение праздника, снизилось половое влечение, не радует ранее любимое занятие.

    Существуют два вида дистресса: дистресс переутомления и дистресс безделья . Соответственно, человек тратит либо слишком много, либо слишком мало энергии. В первом случае его ждет нервное и физическое истощение с обострением хронических болезней, а во втором – подавленность, депрессия и чувство горького сожаления в старости, что жизнь прошла зря.

    Как ни странно, но в обоих случаях задействованы сходные причины. Основная проблема заключается в том, что человек не разбирается в себе – в своих желаниях, способностях и потребностях. Многие люди, выбирая профессию, работу, друзей и даже спутника жизни, ориентируются на что угодно, только не на собственные предпочтения. Вам приходилось слышать подобный диалог: «Почему ты выбрала эту профессию?» – «Не знаю, подруга пошла в этот ВУЗ и я с ней». Мы продолжаем бесперспективные отношения, потому что боимся одиночества. Ходим на работу, которая давно стала каторгой, но даже не пытаемся найти другую. Отказываемся от любимых занятий, потому что они кажутся нам бесполезными и недостойными взрослого серьезного человека. Не зная себя, человек проживает не свою жизнь. Он регулярно испытывает стресс и вынужден тратить силы не на достижения, а на постоянное восстановление после стресса.

    Что же делать, чтобы избежать вредного стресса?

    Шаг первый

    Во-первых, надо понять, в чем именно заключается проблема. Понять причины, вызвавшие стрессовое состояние, утомление, неудовлетворенность собой. Для облегчения этой задачи, можно условно разделить жизнь на сферы. Их всего шесть:

    Человек доволен собой, когда гармоничен. Конечно, для разных людей разные сферы жизни имеют неодинаковое значение. Одному важнее работа, другому – семья, третьему – творчество. Но все сферы должны присутствовать в некотором объеме, иначе человек будет чувствовать неудовлетворенность.

    Например, представим себе карьериста, который практически все время проводит на работе. Он не уделяет внимание семье, или ее совсем нет. У него нет друзей, с которыми можно проводить свободное время. Он весь день проводит в офисе практически без движения. Возможно, он достигнет профессиональных высот, но будет ли он счастлив и удовлетворен жизнью?

    Или представим себе женщину, полностью посвятившую себя семье. Она практически добровольно ушла с работы, отказавшись от профессиональной самореализации. Она живет интересами мужа и детей. Сидя дома и ведя хозяйство, она не участвует в жизни общества. Все ее увлечения сузились до бытовых проблем. Она вырастит детей, возможно, внуков, но можно ли ее жизнь назвать полноценной?

    Важно не только определить в какой сфере у вас значительные пробелы, но и выяснить свой уровень стресса. Сколько ответственности на работе или в семье вы готовы на себя брать. Какие задачи вам по силам.

    Шаг второй

    Здесь есть два пути защиты организма от стресса: активный и пассивный .

    Активный путь – после того как становится ясным, в какой сфере жизни есть проблема, необходимо ее решить. Конечно, лучший способ сделать свою жизнь психологически комфортной – это найти работу, которая приносит удовольствие и уважение, спутника жизни и друзей, которые разделяют ваши интересы и взгляды, хобби, приносящее радость, выбрать себе по вкусу вид спорта или другой физической активности.

    Также, активный путь – это работа над своим характером. Учитесь избегать лишнего стресса, не накручивайте себя по пустякам:

    • Вас раздражают очереди? Меня тоже. Поэтому, идя в очередную скучную инстанцию, где сидишь в ожидании пару часов, я беру с собой интересную книгу или газету.
    • В вашем окружении есть человек, с которым неприятно общаться? Сократите общение до вежливого минимума. А еще лучше, попытайтесь понять, чем же он вам не угодил. Как правило, понимание существенно снижает антипатию.
    • Вам портят настроение новости о негативных событиях в мире? Так кто же вас заставляет их смотреть по телевизору.
    • Жизнь кажется вам скучной и пресной? Берите на себя обязательства, решайте проблемы, вытаскивайте себя из праздного существования. Ведь когда нет проблем, нет и радости от их решения.


    Пассивный путь предполагает умение расслабляться и правильно распределять свою энергию.

    • Вы завершили важное дело: деловую сделку или успешно сдали экзамен? Остановитесь и насладитесь моментом, почувствуйте вкус победы. И только после этого принимайтесь за новую задачу.
    • Вы чувствуете себя уставшим и понимаете, что лучше бы сейчас отдохнуть? Скажите «нет» попыткам вас окончательно вымотать.
    • Приобретите полезную привычку: думать о работе, только когда вы на рабочем месте. Оставляйте ее внутри офиса, не тащите с собой в транспорт и тем более домой.
    • Научитесь расставлять приоритеты в задачах: беритесь не за все сразу, а решайте по степени важности.
    • Самое главное: учитесь замечать положительные моменты и радоваться им.

    Получается ли у вас избегать дистресс, подскажет ваш собственный организм. Если у вас улучшается настроение, нормализуется сон, исчезает внутреннее напряжение и появляется желание новых впечатлений и свершений – значит вы все делаете правильно.

    Если симптомы дистресса не проходят длительное время, если вы испытываете апатию и депрессию, мир кажется серым и однообразным, если вам постоянно не хочется ничего делать, а любимые раньше занятия не радуют – вам следует обратиться за помощью к специалисту.

    В заключение хочется напомнить, что дистресс, как и любое патологическое состояние легче предупредить, чем вылечить. Лучший способ борьбы с дистрессом – не допускать его.

    Стресс довольно часто встречающееся понятие в жизни. Он не только снижает возможность организма бороться с негативными факторами окружающего мира, но и может в некоторых случаях увеличить ее. При воздействии сверхраздражителей напряжение трансформируется в отрицательную сторону – дистресс синдром.

    Дистресс синдром в психологии – это вид перенапряжения, при котором возникает дисбаланс между личностными ресурсами и требованиями самого организма. При воздействии стрессовых агентов активируются адаптирующие механизмы, которые помогают бороться с возникшей ситуацией.

    Если человек справился со стрессом, то увеличивает резервный состав адаптационных возможностей. Следовательно, при влиянии этого агента вновь, организм не будет воспринимать его так остро или вовсе проигнорирует.

    Стресс с дистрессом возникает при низком функциональном состоянии иммунной системы и адаптирующих механизмов. Это оказывает негативное воздействие, затрагивая психическое здоровье. У человека развиваются:

    • общая слабость;
    • снижение либидо;
    • изменения вкуса;
    • появление ;
    • перепады настроения.

    При длительном течении дистресса возникает невроз, который со временем может переходить в психоз.

    Узнайте про : причины расстройства, симптомы и методы лечения.

    Все про : причины, симптомы и терапия.

    Причины дистресса

    Существует множество распространенных условий, которые могут послужить инициирующим фактором развития дистресса. К ним относят:

    • смерть ребенка, любимого человека или родственника;
    • разрыв отношений, развод по инициативе противоположного пола;
    • нахождение в местах лишения свободы;
    • пребывание в армии;
    • наличие заболевания, которое тяжело поддается лечению;
    • получение травм и увечий;
    • свадебное торжество;
    • внезапное увольнение, отсутствие работы;
    • банкротство, кредиты, дефицит финансов;
    • смена профессиональной деятельности по принуждению;
    • переезд в другой город или страну;
    • беременность (см. );
    • переход в новую школу, поступление в университет, экзамены.

    Не всегда для развития дистресса должна быть какая-то причина. При хроническом течении стресса состояние может возникнуть, даже если нет выраженного раздражителя. Когда его действие достигает порога чувствительности, активируются структуры головного мозга, отвечающие за психическое поведение.

    При низком пороге чувствительности воздействие стрессового фактора не вызывает агрессии в поступках. Наоборот, человек становится апатичным, отрешенным и хладнокровным. Он может противостоять возникшему психотравмирующему агенту, сохранять рассудок и управлять своими действиями. Спокойно обдумывает возможные варианты для принятия логических решений.

    Люди с высокой степенью восприимчивости бурно отвечают на минимальные раздражители. Они заводятся с первой секунды, ярко выражают эмоции, никогда не ведут себя сдержанно, не контролируют свои поступки и поведение. Если что-то не получается, они обвиняют окружающих. Им тяжело изменить свои привычки, совершить какие-либо перемены в жизни.

    Важно помнить! Организм каждого человека индивидуален. Он по-разному реагирует на ту или иную ситуацию. Некоторые с легкостью относятся к неприятностям, а для других – это катастрофа. Например, потеря кошелька одними воспринимается как досадное событие, а другими – как утрата смысла жизни, горе.

    Возникновение дистресса связывают с тем, как ощущается происходящее. Чем более остро человек реагирует на провоцирующие факторы, тем большая вероятность развития стресса. Другой составляющей состояния является количество воздействующих негативных причин на один и тот же организм. По мнению психологов, человеку проще пережить глобальную катастрофу, чем бороться с мелкими агрессорами и устранять их.

    Фазы дистресса

    После воздействия стрессовых агрессоров, у человека запускается каскад реакций, которые делят на фазы:

    1. Первая выражается в возникновении страха и тревоги. Это активизирует все защитные ресурсы и ускоряет психоневротические процессы.
    2. Вторая характеризуется отрицанием и апатией ко всему. Человек пытается справиться с оцепенением и устранить все негативные мысли.
    3. Третья связана с сопротивлением стрессу. В этой стадии человек пытается разобраться в возникшей ситуации и придумать план решения проблемы.

    Стресс без дистресса – положительная реакция. Когда человек подвергся стрессу, у него возникает напряжение, после которого наступает расслабление. Таким образом организм находится в балансе.

    При дистрессе – организм постоянно держится в напряжении, а эмоциональной и физиологической разрядки не происходит. При длительном прогрессировании перетекает в депрессию, и психопатии. Дистресс может иметь острую или хроническую форму.

    При острой возникает дезорганизация в пространстве, времени, поведении, расстройстве личности, появлении навязчивости в виде мании преследования, угрозы жизни.

    Хроническая форма развивается при воздействии какого-то отрицательного фактора в течение длительного времени. Например, конфликты с начальством, соседями. Может переходить в острую стадию, сопровождаясь припадками агрессии и нелогичных поступков.

    Важно! Эустресс – благоприятный стресс, который увеличивает стрессоустойчивость и повышает адаптивные возможности.

    Стресс и его нормализация

    От перенапряения надо избавляться постепенно в течение длительного времени. Для нормализации необходимо посетить психотерапевта или психиатра, чтобы выявить тяжесть психического состояния, адаптивные возможности организма и способы решения проблемы.

    Кроме этого, рекомендуется посещение массажей, релаксирующих тренингов, которые помогают в борьбе с депрессией и хандрой. Также необходимо скорректировать режим дня. Нужно больше гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься йогой, а самое важное – наладить режим сна.

    Когда немедикаментозное лечение не помогает, прописывают фармацевтические средства. Назначают витаминотерапию, препараты с успокаивающим эффектом (Афобазол, Адаптол, Валокордин). При отсутствии положительной динамики следует проконсультироваться с психотерапевтом. Правильно подобранное лечение поможет устранить все симптомы дистресса.

    Строго говоря, в соответствии с терминами, введёнными Гансом Селье, правильный научный термин – «профилактика дистресса », но в быту часто говорят: «профилактика стресса»…

    «Религии и философии, как правило, обосновывают предписываемые ими нормы поведения. Поскольку люди, употреблявшие в пищу свинину, заболевали задолго до того, как был изучен трихинеллез, лучший способ запретить свинину состоял в том, чтобы объявить свинью нечистым животным, не угодным Богу. Прежде чем люди узнали, что почти всё, к чему мы прикасаемся, может быть заражено бактериями (особенно в жарком климате), лучший способ предотвращения эпидемий состоял в предписании тщательных ритуальных омовений перед едой. Такого рода законы соблюдались довольно долго, потому что были полезны.

    «Возлюби ближнего, как самого себя» - один из древнейших принципов поведения - был предложен, дабы угодить Богу и обеспечить безопасность человека. Поскольку наша философия основана на законах природы, не удивительно, что во всём мире на протяжении многих веков отдельные её элементы возникали снова и снова, в самых различных религиях и политических теориях, хотя обычно их обоснование было мистическим, а не научным. Народы, в чьих культурах появлялись элементы этой философии, не имели точек соприкосновения и часто даже не слыхали друг о друге. Их вера имела лишь одну общую черту: это был плод человеческого разума, отражавший естественную эволюцию его функционального механизма.

    Вот почему принцип «Заслужи любовь ближнего» (он предложен Гансом Селье - Прим. И.Л. Викентьева) не противоречит ни одной религии и философии. Самые ревностные последователи любой религии могут использовать наш кодекс в дополнение к своему собственному. В нём они найдут научное подкрепление не только общепризнанного религиозного предписания братства между людьми, но также основной цели атеистического коммунизма: «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям», - лозунга, который в противном случае мог бы только поощрять лень. Законы природы, на которых построена наша теория, приложимы к любому человеку, каких бы взглядов он ни придерживался.

    Если рассматривать нас с вершины всеобщих законов природы, мы все удивительно похожи. Природа - неиссякаемый источник всех наших проблем и их решений. Чем ближе мы к ней, тем яснее видим, что, несмотря на громадные расхождения в их толковании и понимании её законы всегда прокладывают себе путь и никогда не устаревают. Осознание этой истины убедит нас в том, что не только люди, но и все живые существа в каком-то смысле братья. Чтобы избежать стресса конфликтов, рухнувших надежд и ненависти, чтобы обрести мир и счастье, нужно уделить больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения. Никто не будет разочарован, если в повседневной жизни научится следовать принципу «Заслужили любовь ближнего».

    Жить полной жизнью. Стресс неудач и рухнувших надежд особенно вреден. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психическим травмам, но есть много приёмов, сводящих ранимость к минимуму.

    Вот некоторые из наиболее полезных.

    Постоянно стремясь завоевать любовь, всё же не заводите дружбы с бешеной собакой.

    Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

    Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычурно-усложненного, Вы заслужите расположение и любовь; напыщенная искусственность вызывает неприязнь.

    С какой бы жизненной ситуацией Вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Не забывайте, что природа учит нас тщательно выбирать между синтоксической и кататоксической тактикой в любой проблеме на уровне клетки, личности или общества.

    Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадёжно-отвратительном и тягостном. Произвольное отвлечение - самый лучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: «Берите пример с солнечных часов - ведите счёт лишь радостным дням».

    Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Такое преднамеренное припоминание - действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как это помогает, когда всё кажется беспросветным.

    Если Вам предстоит удручающе-неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период.

    Учтите, что люди не рождаются равными, хотя они, конечно, должны иметь равные возможности. В свободном обществе продвижение человека зависит от его достижений. Всегда будут вожди и ведомые, но вожди нужны лишь до тех пор, пока они служат своим последователям, вызывают любовь, уважение и благодарность.

    Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже. Единственная наша общая черта - подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом.

    Я сам, насколько мог, пытался следовать философии «заслужи любовь ближнего», и это сделало мою жизнь счастливой. Надо честно признаться: оглядываясь на прошлое, я вижу, что не всегда был на высоте. Но мои неудачи вызваны были моими личными недостатками, а не просчётами философии. Изобретатель сверхскоростного гоночного автомобиля не всегда самый лучший гонщик.

    В заключение позвольте пожелать, чтобы читатели использовали мой принцип удачнее, чем я сам, потому что Ваш успех пополнит мой запас любви, благодарности и доброжелательности, который - без стыда сознаюсь в этом - я хочу увеличить.

    «Могут сказать, что в этой книге я лишь составил букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их».

    Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 108-111.

    Сегодня вы можете узнать, что такое дистресс плода и по каким причинам данный синдром развивается во время беременности или родов. Беременность - это самое удивительное время в жизни каждой женщины. Именно сейчас можно ощутить всю прелесть чувства радости, ожидания. Ничего не сможет омрачить беременную женщину, даже страхи перед родами или множество новых для нее хлопот (покупка детских принадлежностей, перепланировка комнаты и так далее). Однако иногда врач может завести будущую мать в тупик непонятным выражением: дистресс плода. Что это такое и по каким причинам возникает? Чем опасен синдром для ребенка и как проводить меры профилактики его возникновения?

    Что это такое?

    Начнем с того, что данный термин появился в словарном запасе аушеров-гинекологов относительно недавно. Респираторный дистресс плода - это любое изменение плода, которое связано с затруднением дыхания (гипоксия и угроза асфиксии). Данный синдром довольно тяжело диагностировать. Респираторный дистресс-синдром плода наиболее часто вызван гипоксией. При подозрении врач назначает все необходимые исследования. Кроме затрудненного дыхания, симптомом являются тахикардия и замедленное сердцебиение.

    Можно выделить основные разновидности дистресса плода по признаку временной шкалы:

    • возникший во время беременности;
    • возникший при родах.

    Важно отметить, что симптомы могут появиться на любом сроке беременности или во время родов. Считается, что чем меньше срок беременности, тем данный синдром опаснее для малыша. Эту тему мы наиболее точно отразим в следующем пункте. Почему опасность минимизируется к 30-й неделе беременности? На таком большом сроке уже становится возможным проведение экстренной операции кесарева сечения. В процессе родов можно прибегнуть к методам, которые уменьшают время второго периода, или опять же прибегнуть к хирургическому вмешательству (если головка малыша еще не закрепилась в родовых путях).

    Дистресс-синдром плода можно разделить по степени страдания плода на данные стадии:

    • компенсации (период в несколько недель);
    • субкомпенсации (необходима медицинская помощь);
    • декомпенсации (требуется экстренная помощь, так как уже наступила внутриутробная асфиксия).

    Опасность при беременности

    Уже нами было раньше сказано, что гипоксия - это предпосылка дистресс-синдрома. При гипоксии весь организм испытывает недостаток кислорода. Это может привести к очень серьезным последствиям:

    • нарушения работы сердца;
    • задержка роста;
    • нарушения функционирования мозга.

    Именно по этой причине женщине необходимо прислушиваться к советам врача и соглашаться даже на экстренную операцию, которая помогает избежать смерти малыша. На поздних сроках при появлении симптомов проводится операция кесарева сечения. При небольшом сроке беременности врачи назначают препараты, которые помогают обогатить ткани кислородом. При тяжелой форме дистресса (критической) проводится подготовка дыхательных путей плода и оперативное вмешательство, которое спасет новую жизнь.

    Беременным женщинам стоит прислушиваться к сигналам, которые подает малыш. Если в течение дня не чувствуется шевелений или они, наоборот, очень активные, то стоит незамедлительно обратиться к своему врачу. Эти симптомы могут говорить о развитии синдрома. Если не предпринять никаких мер, то дистресс плода может стать причиной замершей беременности или выкидыша.

    Причины развития синдрома при беременности

    В этом разделе мы предлагаем перечислить и немного разобрать основные причины, в результате которых врач может произнести этот страшный приговор. Точно указать причину возникновения кислородного голодания очень сложно. В таблице видно, на фоне каких проблем возникает дистресс плода.

    Пояснение

    Нарушения обмена веществ у матери.

    Например, сахарный диабет или ожирение.

    Нарушения в сердечно-сосудистой системе.

    Сюда относятся: порок сердца, ревматизм и так далее.

    Заболевания крови.

    Инфаркты плаценты.

    Инфекции.

    Наличие вредных привычек

    Курение, употребление алкоголя или наркотиков.

    Отметим и тот факт, что причиной может стать генетическое нарушение, однако эти случаи очень редки.

    Причины развития во время родов

    Рассмотрим, почему развивается дистресс плода при родах, последствия данного явления и причины. Гипоксия во время родовой деятельности возникает в результате сокращений матки. Последние предназначены для изгнания плода, и они оказывают на него давление. Важно понимать, что при сокращении матки сосуды сдавливаются. Это приводит к нарушению кровоснабжения. Отметим, что при нормальной беременности (то есть, при которой не было осложнений) кратковременная нехватка кислорода переносится ребенком без последствий. Сейчас мы перечислим причины развития дистресса плода:

    • преждевременные роды;
    • если роды имеют слабый или стремительный характер;
    • многоплодная беременность;
    • узкий таз у роженицы;
    • вес плода велик;
    • отслойка плаценты.

    Каковы последствия игнорирования данного факта во время родов? Этот синдром является опаснейшей угрозой для жизни малыша, необходимо срочно принимать меры.

    Если женщина находится на первом этапе родовой деятельности, то проводится экстренная операция кесарева сечения. В противном случае врач принимает решение об ускорении родовой деятельности (использование акушерских щипцов, вакуум-экстрация и тому подобное).

    Проявление

    Как можно заметить развитие данного недуга во время беременности? Это можно подробно рассмотреть в таблице, предоставленной ниже.

    Триместр

    Проявления и опасность

    Первый триместр

    На раннем сроке беременности можно заметить нарушения закладки органов (это очень тревожный звоночек). Лечащий врач обязан назначить дополнительные обследования и выписать препараты, которые помогут обогатить ткани кислородом. Если проявления игнорировать, то возможен выкидыш или замершая беременность. Важно отметить, что это самый опасный период, когда малышу грозит смертельная опасность.

    Второй триместр

    Заметить дистресс плода во втором триместре можно по результатам ультразвуковых исследований, так как основной симптом - это задержка развития. Чем опасен синдром на данном этапе беременности? Это может спровоцировать преждевременные роды.

    Третий триместр

    Менее опасный период, врач может назначить операцию кесарева сечения (это спасет жизнь малышу). Стоит отметить и то, что дистресс плода в третьем триместре беременности может отразиться на дальнейшем развитии новорожденного.

    Признаки при родах

    Как можно заметить дистресс плода при родах? На этот вопрос поможет ответить сердцебиение малыша. Сердечко должно работать без каких-либо сбоев (плохое сердцебиение, не ритмичное и так далее). Обратите внимание на то, что данные отклонения могут случаться во время схваток, это вполне допустимо. Однако его деятельность должна восстановиться. Обращайте внимание на частоту движений малыша (пять шевелений за тридцать минут во время схваток - это норма), в потужном периоде шевелений ощущаться не должно.

    Диагностика

    Для предупреждения и своевременного выявления дистресса плода необходимо регулярно посещать женскую консультацию и проходить процедуру КТГ. Она помогает определить характер сердцебиения и количество шевелений малыша. Кроме этого, начиная с 20 недели беременности, акушер-гинеколог начинает слушать сердцебиение (нормальный, ритмичный стук говорит о том, что гипоксии нет).

    Нужно вести учет активных шевелений ребенка (с 28 недели вынашивания ребенок должен совершать не менее 10 движений в период с девяти утра до девяти вечера). Посещайте УЗИ по назначению врача, по результатам будет ясно - есть ли нарушения в закладке или развитии органов.

    Профилактика

    Профилактика дистресса плода сводится к некоторым простым правилам:

    • перед планированием беременности вылечите все заболевания;
    • откажитесь от вредных привычек;
    • соблюдайте режим работы и отдыха.

    Когда мама себя чувствует хорошо и полностью здорова, тогда и малышу ничего не угрожает.

    Последствия

    Мы подробно в данной статье рассказали, что такое дистресс плода. Последствия, при своевременном обнаружении и принятии мер, минимальны. На ранних сроках беременности при бездействии возможен выкидыш или замершая беременность. На поздних сроках дистресс может угрожать дальнейшему развитию новорожденного (возможны отклонения от норм).