Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Направления бионики
  • Среди паукообразных развитие с метаморфозом
  • Биология в лицее Биологические иллюстрации рисунки
  • Общая характеристика растений
  • Дидактические сказки на уроках биологии
  • Класс паукообразные или арахниды (arachnida)
  • Освобождается ли клубные учреждения от уплаты госпошлины. Об освобождении от уплаты госпошлины федерального казенного военного учреждения

    Освобождается ли клубные учреждения от уплаты госпошлины. Об освобождении от уплаты госпошлины федерального казенного военного учреждения

    Если договор заключается не самим арендатором или не самим собственником, то необходимо наличие доверенности. Её реквизиты также нужно указать:

    1. Размер арендной платы. Она устанавливается по соглашению сторон.
    2. Объект аренды. В данном случае, это нежилое помещение.

    Собственник помещения должен указать следующую информацию об объекте договора: Кроме этих обязательных пунктов, стороны должны указать:

    • срок, на который заключается договор;
    • обязанности сторон;
    • ответственность сторон за нарушения условий договора;
    • порядок расторжения и изменения условий договора;
    • порядок осуществления расчётов. К договору аренды можно приложить график осуществления платежей.

    Плательщики Плательщиками по договору аренды нежилого помещения выступают арендаторы или их представители.

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

    Внимание

    Поэтому в случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного договора аренды зависит от правового статуса обращающейся стороны (физическое лицо или организация). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

    Особенности госпошлины за регистрацию договора аренды

    Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО «Строймонтаж» заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации — 15 000 руб.
    Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет? Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп.
    2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп.
    1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб. Сумма налога составит: 2000 руб.

    Какая госпошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения в 2018 году

    Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины.

    Важно

    Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

    1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.

    от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
  • Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм.
  • Кто освобождается от уплаты государственной пошлины?

    Через 10 суток все мероприятия по изменению статуса договорных отношений будут изменены, ему присваивается уникальный идентификационный номер для облегчения поиска необходимых сведений. Заявители получают каждый свой экземпляр с отметкой службы Росреестра с присвоенным порядковым номером прохождения регистрационных действий и даты изменения основных арендных договоренностей по условиям дополнительных соглашений.
    Для юридического лица Сделки по арендным правоотношениям распространены между юридическими лицами, в большинстве случаев оформляются договорные отношения на такие объекты прав: Если владельцем имущества объекты передаются сроком, превышающим 1 год, то все правоотношения подлежат обязательному прохождению процедуры регистрации.

    Уплата государственной пошлины бюджетными организациями

    Инфо

    Департамента, в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия. В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и арендаторов на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

    Если оплата проводится через платежные терминалы, расположенные в подразделении, следует внимательно вводить требуемую информацию – данные о КПП, ИНН, название банковской структуры, его БИК, номер корреспондентского счета и тип платежной операции. После получения чека следует обратиться к кассиру и попросить поставить печать структуры, где и осуществлялся платеж. Все сведения практически моментально передаются в единую систему информации, поэтому сотрудник Росреестра может в режиме онлайн провести проверку платежа. Поэтому саму квитанцию можно не предоставлять регистратору при подаче всех документов.
    Но в любом случае чек следует сохранить, если вдруг система даст сбой и проверить прохождение оплаты в режиме реального времени станет невозможным, имен он будет являться главным подтверждением.

    Росреестра;

    • через любые платежные терминалы Сбербанка по реквизитам квитанции;
    • посредством онлайн-банкингов.

    Подтверждением оплаты будет квитанция, выданная кассиром или терминалом. Если расчеты проводятся в безналичной форме, то банк выдает платежное поручение.

    Бланк квитанции по оплате государственного сбора по проведению регистрационных действий с договором аренды имеет свои установленные реквизиты:

    • сведения о лице, проводящего платеж (физическое или юридическое) и его финансовой структуре;
    • личные и паспортные данные;
    • тип услуги, за который проводится оплата;
    • сумма указывается прописью и цифрами;
    • личная подпись плательщики и дата совершения платежной операции.

    После проведения оплаты на руки выдается кассовый чек, что будет служить подтверждением финансовой платежной операции.
    Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).
    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 января 2004 г.
    В свою очередь, арендатором нежилого помещения может быть:

    1. Физическое лицо.
    2. Юридическое лицо.
    3. Индивидуальный предприниматель.

    Законные основания Порядок заключения договора аренду нежилого помещения, а также его существенные и дополнительные условия регулируются главой 34 ГК РФ. Порядок установления государственной пошлины за регистрацию договора аренды нежилого помещения, а также её размер и наличие льгот, установлены главой 25. 3

    НК РФ. Как уже упоминалось, в ст. 609 ГК РФ сказано, что если предметом договора аренды является объект недвижимости, в данном случае, это нежилое помещение, то необходимо обязательная государственная регистрация в органах Росреестра. Если предметом договора является здание или сооружение, то договор аренды подлежит государственной регистрации, если он заключён на срок год и более.

    Об этом говорится в ст. 651 ГК РФ.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 апреля 2016 г. N 03-05-04-03/22348 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения ФГКУ от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в соответствии со статьями 333.35 — 333.38 Кодекса, и сообщает следующее. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса. На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами в качестве истцов мировыми судьями, арбитражными судами в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Согласно пункту 1 статьи 333.38 Кодекса от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом. Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в том числе и освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. Законодательством Российской Федерации установлено, что федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения. На основании статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "
    О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее — Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственным органам, имеющим льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса. Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Учитывая, что ФГКУ создан в форме федерального казенного военного учреждения и, соответственно, не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, то, по нашему мнению, положения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса, на него не распространяются. Вместе с тем обращаем внимание, что в судебной практике отражена и иная позиция, согласно которой если полномочиями федерального органа исполнительной власти как органа государственной власти также наделяются и государственное учреждение, и воинские части, и профсоюзная организация, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N 75-АПГ14-8, Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 203-КГ15-6, Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 207-КГ15-6). Кроме того, в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 303-ЭС16-3180).

    Об освобождении от уплаты госпошлины федерального казенного военного учреждения

    Нередки случаи, когда учреждениям приходится обращаться в соответствующие органы или к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий: рассмотрение и разрешение дел в судах различных инстанций, совершение нотариальных действий, проведение государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, постановка на учет в ГИБДД транспортных средств, предоставление (переоформление, продление) лицензий. И это далеко не весь перечень действий, за которые взимается сбор, именуемый государственной пошлиной. Какие льготы по уплате госпошлины действуют в отношении казенных учреждений? Каков порядок уплаты и возврата (зачета) госпошлины? Как отразить в учете операции по начислению и уплате государственной пошлины? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

    Основания взимания госпошлины

    Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, содержатся в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

    Государственная пошлина является федеральным сбором, взыскиваемым с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК). При этом выдача документов (их дубликатов) признается юридически значимыми действиями, а выдача копий документов - нет.

    Госпошлина взимается также с ответчиков, выступающих в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

    Льготы по уплате госпошлины

    Льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35-333.39 НК РФ. Приведем лишь некоторые из них, которые касаются деятельности казенных учреждений.

    Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении этих учреждений НК РФ не предусмотрено.

    В свою очередь, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при обращении за совершением юридически значимых действий, определенных гл. 25.3 НК РФ, освобождаются от уплаты госпошлины на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Исключения составляют случаи взимания госпошлины за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Кроме этого, государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины:

    По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);

    При обращении за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

    При толковании положений, предусматривающих освобождение от уплаты госпошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, может возникнуть вопрос: применимы ли указанные льготы к казенным учреждениям, находящимся в ведении этих органов?

    Для ответа на данный вопрос обратимся к одному из последних Писем Минфина РФ от 18.10.2013 N 03-05-04-03/43581. В нем указано, что положения пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ распространяются также на органы, входящие в структуру (систему) органов государственной власти или местного самоуправления. Что касается казенных учреждений, подведомственных этим органам, то в отношении них льгота по уплате государственной пошлины гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ не предусмотрена. В частности, рассматриваемое в письме федеральное казенное учреждение МВД не относится к органам МВД, следовательно, оно обязано уплачивать госпошлину в общеустановленном порядке.

    Аналогичная позиция относительно того, что льготы по уплате госпошлины не распространяются на находящиеся в ведении органов власти (органов местного самоуправления) казенные учреждения, была изложена в письмах Минфина РФ от 17.12.2012 N 03-05-04-03/100, от 19.06.2012 N 03-05-04-03/47, от 28.04.2012 N 03-05-04-03/29, от 23.03.2012 N 03-05-04-03/23, от 21.09.2010 N 03-05-04-03/109, ФНС РФ от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4161@, от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3878@.

    При этом необходимо учитывать и противоречивую судебную практику по данному вопросу. Так, согласно Определению ВАС РФ от 15.01.2013 N ВАС-17850/12, Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 освобождение казенного учреждения от уплаты госпошлины зависит от характера исполняемых им функций. А на основании Определения ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-7060/13 освобождение зависит только от статуса плательщика (федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления).

    По мнению автора, казенное учреждение может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины, в случае если юридически значимые действия совершаются в интересах вышестоящего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъектов РФ, органа местного самоуправления. Если же казенное учреждение действует в своих интересах, то госпошлина должна уплачиваться в общеустановленном порядке.

    При совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины также освобождены:

    Школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);

    Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);

    Воинские части, организации Вооруженных Сил РФ, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).

    В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий госпошлина не уплачивается, в частности:

    За государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 N 03-05-05-03/15);

    За государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

    За внесение изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

    За внесение изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (пп. 4.5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

    За государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

    За государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

    Порядок уплаты госпошлины

    Сроки уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.18 НК РФ, а ее размеры и особенности уплаты, в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств, определены ст. 333.19-333.34 НК РФ.

    Как правило, госпошлина взыскивается предварительно, то есть до совершения юридически значимых действий. Исключения составляют случаи, когда госпошлина уплачивается:

    В десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда - учреждениями, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины;

    Не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, - учреждениями при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна.

    Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрены особенности уплаты госпошлины, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. В этом случае сбор уплачивается плательщиками в равных долях.

    Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

    Обратите внимание! В случае если по вине органа и (или) должностного лица при совершении юридически значимого действия в выданном документе была допущена ошибка, при внесении изменений в этот документ госпошлина не уплачивается.

    Уплата госпошлины осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме, что подтверждается (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):

    В безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении;

    В наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

    Возврат (зачет) госпошлины

    Порядок возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен ст. 333.40 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым госпошлина полностью или частично подлежит возврату, в частности:

    В случае уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;

    При возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судами либо отказе в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

    В случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Эта норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

    При отказе лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

    При этом в п. 4 ст. 333.40 указано, что не подлежит возврату госпошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении госрегистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимость, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной госпошлины.

    Возврат госпошлины осуществляется на основании заявления, которое направляется плательщиком соответствующему органу или должностному лицу, совершившему в отношении него юридически значимые действия. Если госпошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению прикладываются подлинные платежные документы, если же частично - копии указанных платежных документов.

    Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) госпошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

    Примечание. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм госпошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

    Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

    Для справки. Возврат излишне уплаченной (взысканной) госпошлины производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления. Заявление о возврате госпошлины может быть подано в течение трех лет с момента ее уплаты.

    Плательщик имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение подобного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Причем порядок зачета аналогичен порядку возврата госпошлины, только заявление составляется не о возврате, а о зачете этого сбора.

    Бюджетный учет

    Расходы казенного учреждения по уплате государственной пошлины следует относить на вид расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей" и статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н).

    Порядок отражения в учете операций по начислению и уплате государственной пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий и формы оплаты (по безналу или наличными).

    Учет расчетов по уплате госпошлины в безналичном порядке ведется на счете 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 103 Инструкции N 162н).

    Поскольку указанный счет предназначен не только для отражения в учете расчетов по уплате госпошлины, целесообразно будет ввести дополнительный аналитический код к счету 1 303 05 000 (п. 1 Инструкции N 157н).

    Аналитический учет по счету 1 303 05 000 ведется в многографной карточке (ф. 0504054) или в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 264 Инструкции N 157н).

    Бухгалтерские записи по начислению и уплате государственной пошлины будут следующими (п. 104, 111 Инструкции N 162н):

    Пример 1

    Уплата госпошлины за удостоверение копий учредительных документов произведена нотариусу в безналичном порядке с лицевого счета, открытого учреждению в казначействе. С учетом того, что размер госпошлины за каждый учредительный документ составляет 500 руб., всего перечислено 1 500 руб.

    Данные операции отразятся в учете следующими проводками:

    Уплата госпошлины наличными денежными средствами может производиться через подотчетных лиц. В этом случае учет расчетов с этими лицами необходимо вести на счете 1 208 91 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов".

    Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо журнале операций по расчетам с подотчетными лицами (ф. 0504071) (п. 218 Инструкции N 157н).

    Бухгалтерские записи по уплате государственной пошлины через подотчетное лицо будут следующими (п. 49, 84, 92 Инструкции N 162н):

    Выданы подотчетные суммы на уплату госпошлины:

    Из кассы учреждения

    На расчетную (дебетовую) карту

    Приняты к учету расходы по уплате госпошлины на основании утвержденного руководителем авансового отчета

    Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:

    В кассу учреждения

    На расчетную (дебетовую) карту, с последующим зачислением на лицевой счет учреждения

    * Данная корреспонденция счетов не указана в Инструкции N 162н, поэтому ее необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции N 162н).

    Обратите внимание! При уплате госпошлины наличными денежными средствами физическим лицом от имени представляемого учреждения к платежному документу должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств учреждению, то есть должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату госпошлины (Письмо Минфина РФ от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43).

    Пример 2

    Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что госпошлина была уплачена наличными денежными средствами через подотчетное лицо. Для уплаты госпошлины подотчетному лицу из кассы учреждения был выдан аванс в размере 1 500 руб. Согласно утвержденному руководителем авансовому отчету расходы по уплате госпошлины приняты к учету.

    В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

    Расходы на уплату госпошлины при приобретении, сооружении, изготовлении нефинансовых активов относятся на увеличение их первоначальной стоимости (п. 47, 62, 72, 102 Инструкции N 157н). Для отражения в учете этих операций применяется счет 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 30 Инструкции N 162н).

    Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов затрат по каждому приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).

    Операции по формированию первоначальной стоимости нефинансовых активов за счет сумм уплаченной госпошлины отразятся в учете следующим образом:

    Пример 3

    Казенное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 400 000 руб., сумма госпошлины за регистрацию в ГИБДД этого транспортного средства составила 2 000 руб.:

    Выдача государственных регистрационных знаков - 1 500 руб.;

    Выдача свидетельства о регистрации транспортного средства 300 руб.;

    Внесение изменений в паспорт транспортного средства - 200 руб.

    Учетной политикой учреждения в целях ведения налогового учета предусмотрено, что приобретенные автомобили принимаются к учету в составе основных средств на дату постановки их на учет в ГИБДД. Госпошлина за регистрацию в ГИБДД включается в первоначальную стоимость автомобилей как затраты на доведение автомобилей до состояния, пригодного для использования в запланированных целях.

    В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

    Сумма, руб.

    Сформирована первоначальная стоимость автомобиля:

    Отражена стоимость автомобиля

    Отражена сумма госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД

    Перечислены денежные средства:

    За приобретенный автомобиль

    На уплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД

    Принят к учету автомобиль по сформированной первоначальной стоимости

    * * *

    Подводя итог вышесказанному, выделим основные моменты. Госпошлина не уплачивается казенными учреждениями при использовании в своих наименованиях слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний. Кроме того, освобождение этих учреждений от уплаты госпошлины, по мнению одних судов, зависит от характера исполняемых ими функций, а по мнению других - только от их статуса (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). Других льгот для казенных учреждений налоговым законодательством не предусмотрено, поэтому уплата госпошлины производится ими в общеустановленном порядке.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    Вопрос:

    Об освобождении казенных учреждений от уплаты госпошлины.

    Ответ:

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе и за государственную регистрацию транспортных средств, и сообщает следующее.

    В силу Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных данного Кодекса.

    Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

    Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации.

    Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

    В связи с этим освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в том числе и за государственную регистрацию транспортных средств, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации учреждений не предусмотрено.

    Вместе с тем по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с Кодекса учреждений и организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов военного управления Минобороны России, учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, необходимо иметь в виду следующее.

    В силу пунктов 1 , 6 и 15 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 (далее - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

    МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел ( пункт 6 Положения).

    В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

    С учетом изложенного вышеуказанные учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

    Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

    В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

    На основании статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

    В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственным органам, имеющим льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

    Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    В силу статьи 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" к органам федеральной службы безопасности относятся:

    федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

    другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

    авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Поэтому на предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, должны распространяться положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

    В связи с изложенным при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, полагаем учитывать действующие правовые акты, в рамках которых определяется статус указанных учреждений.

    Заместитель директора

    Департамента налоговой