Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Направления бионики
  • Среди паукообразных развитие с метаморфозом
  • Биология в лицее Биологические иллюстрации рисунки
  • Общая характеристика растений
  • Дидактические сказки на уроках биологии
  • Класс паукообразные или арахниды (arachnida)
  • Обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО). Безопасность опасных объектов Закон об обязательном страховании опо

    Обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО). Безопасность опасных объектов Закон об обязательном страховании опо

    09 марта 2016 года подписан Президентом РФ и официально опубликован на интернет-портале правовой информации (номер опубликования - 0001201603090046) Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Статьей 2 нового закона установлено, что он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования - то есть 06 сентября 2016 года.
    Отдельные положения документа, связанные с работой единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключением к ней НССО (п.п. «в» пункта 5, п.п. «б» и «г» пункта 14, п.п. «б» пункта 16 статьи 1 ФЗ № 56 от 09.03.2016), вступят в силу через 550 дней после официального опубликования закона - то есть 11 сентября 2017 года.

    ФЗ от 09.03.2016 № 56 также устанавливает, что до подключения информационной системы НССО к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (но не позднее 11.09.2017г.) обмен сведениями профессионального объединения страховщиков с надзорными органами (Ростехнадзором, МЧС, органами местного самоуправления) осуществляется на основании соглашений, заключенных между этими структурами.

    В части 4 статьи 2 ФЗ № 56 особо оговорено, что положения указанного нормативного акта применяются только к правоотношениям, которые возникли из договоров обязательного страхования опасных объектов, заключенных «после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

    Какие изменения внесены в закон о страховании опасных объектов

    Основные понятия (статья 2)

    В новой редакции ФЗ №225 уточнены основные понятия, а именно:

    1. «Потерпевший» - теперь это «физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего . К таким лицам относятся лица , имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы . В данном случае расширен круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае смерти потерпевшего - теперь это не только иждивенцы, но и ближайшие родственники (в т.ч. опекуны).

    2. «Авария на опасном объекте» - теперь таким происшествием признается также «утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс)».

    3. «Эксплуатация опасного объекта» - теперь к ней относится также техническое перевооружение и капитальный ремонт опасного объекта.

    4. «Страхователь» - теперь это «владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (речь идет об ответственных за заключение договора ОСОПО для опасных объектов в многоквартирном доме - об этом изменении мы скажем позднее ), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования).

    5. «Акт о причинах и об обстоятельствах аварии» - теперь это «документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте , содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

    Осуществление обязательного страхования (статья 4)

    В новой версии ФЗ № 225 определен перечень лиц, ответственных за страхование опасных объектов в многоквартирном доме (изменения в часть 1 статьи 4).
    Так, если речь идет о лифтах, подъемных платформах для инвалидов, то их должны страховать (заключать договор ОСОПО, выступать страхователями) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Особо оговорено, что «в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» страховать лифты должна организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме .

    Если речь идет об ОПО в составе многоквартирного дома (например, о газовых котельных), то их должна страховать организация, эксплуатирующая опасный объект . То есть юридическое лицо, на которое этот ОПО зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов.
    Причем указанные лица несут полную ответственность за нарушение норм и требований ФЗ №225 в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9.19 КоАП РФ).

    Опасные объекты (статья 5)

    К числу опасных объектов, которые подлежат обязательному страхованию, добавлены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) - так называемые траволаторы. Изменения внесены в пункт 4 части 1 статьи 5 ФЗ № 225.

    Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему (статья 6)

    В новой редакции закона по ОСОПО изменился размер страховых сумм в отношении опасных объектов, на которые не требуется обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (изменения в пункт 2 части 1 статьи 6).
    Так, для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек - страховая сумма составляет 100 миллионов рублей.

    Для ОПО химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и объектов спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших не превышает 50 человек, - страховая сумму устанавливается в размере 50 миллионов рублей.
    Для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых, а также для иных опасных объектов страховые суммы остались прежними - 25 млн и 10 млн рублей соответственно.

    Статья 6 ФЗ № 225 дополнена частью 1.1, в которой установлен размер страховой суммы для угольных шахт, на которые нужна разработка декларации промышленной безопасности. Она не может быть меньше 50 миллионов рублей.

    Увеличен максимальный размер страховых выплат (изменения в часть 2 статьи 6):

    • За вред, причиненный имуществу физических лиц (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
    • За вред, причиненный имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
    Страховая премия и страховые тарифы (статья 7)

    В новой редакции ФЗ № 225 скорректирована часть 3 статьи 7 об установлении тарифов на страхование опасных объектов:

    Было Стало
    3. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками .

    Упоминание максимальных и минимальных значений страховых тарифов позволяет предположить, что Банку России дадут право устанавливать своего рода тарифный коридор. Это позволит обеспечить ценовую конкуренцию среди страховщиков при заключении договоров ОСОПО.

    Из структуры страхового тарифа исключен коэффициент, зависящий от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших. В новой редакции изложена часть 8 статьи 7:

    Было Стало
    8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
    1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
    2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
    8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

    Кроме того, теперь для расчета страховой премии сведения о нарушениях страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, которые повлекли наступление страхового случая и зафиксированы в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области безопасности соответствующих опасных объектов (Ростехнадзор, МЧС). Таким образом, владелец опасного объекта не сможет утаить от страховой компании факты аварий и инцидентов, чтобы получить скидку на оформление полиса.

    Размеры и порядок страховых выплат (статья 8)

    Теперь на страховую выплату в случае смерти потерпевшего (2 млн рублей) могут рассчитывать не только иждивенцы, но и близкие родственники указанного лица - супруг (-а), родители, дети умершего, его опекуны (изменения в пункт 1 части 2 статьи 8).

    К тому же страховая выплата по договору на страхование ОПО за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего (ранее в части 4 статьи 8 был упомянут только случай смерти) «осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию».

    Статья 8 дополнена частью 6.1. Согласно этому разделу документа потерпевший, которому причинен вред в связи с нарушением условий жизнедеятельности, может рассчитывать (на основании поданного заявления) на страховую выплату «в сумме 800 рублей за каждые сутки фактического периода нарушения условий жизнедеятельности», пока не доказано, что расходы потерпевшего соответствуют большему размеру компенсации. Также отмечено, что «на основании документов, представленных потерпевшим и подтверждающих фактически произведенные расходы, страховщиком производится доплата». При этом общий размер страховой выплаты не может превышать 200 тыс. рублей.

    В новой редакции части 7 статьи 8 установлено, что документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности, «выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по ГО и ЧС, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего ».

    Договор обязательного страхования (статья 10)

    В части 1 статьи 10 окончательно закреплено, что полис ОСОПО передается владельцу объекта только после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

    Было Стало
    1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. 1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса .

    Основные права и обязанности страхователя (статья 11)

    Внесены изменения в обязанности страхователя (владельца ОПО, эксплуатирующей организации).

    Теперь владелец опасного объекта обязан (часть 2 статьи 11 дополнена п. 4.1):

    «4.1) информировать работников о заключенном договоре обязательного страхования, о порядке и об условиях осуществления обязательного страхования (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о страховых выплатах, способах получения страховых выплат, предусмотренных договором обязательного страхования и правилами обязательного страхования), путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для работников, а также иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии».

    Статья 11 дополнена частью 3.1, в которой особо оговорено, что:

    «3.1. Страхователь (владелец ОПО), возместивший по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика страховую выплату в части возмещенного им вреда, а потерпевший, которому вред возмещен, это право утрачивает».

    Основные права и обязанности страховщика (статья 12)

    Изменились также обязанности страховых компаний. Теперь они должны передавать сведения о заключении, об изменении, о прекращении или признании недействительным договора ОСОПО в профессиональное объединение страховщиков (НССО). Ранее эти данные передавались в федеральные надзорные органы (Ростехнадзор, МЧС).

    Уточнено, что при задержке страховой выплаты страховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера выплаты. При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате за каждый день просрочки ему уплачиваются денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от предельного размера страховой выплаты (пункт 11 части 2 статьи 12 изложен в новой редакции).

    Кроме того, часть 2 статьи 12 дополнена пунктом 13. Теперь страховщик обязан размещать на своем официальном сайте «информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, порядке, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для принятия решения об осуществлении таких выплат», а также представлять указанные сведения в НССО для размещения на официальном сайте профессионального объединения страховщиков.

    Осуществление компенсационных выплат (статья 15)

    Наряду со страховыми, увеличен максимальные размер компенсационных выплат, которые осуществляет НССО:

    • За вред имуществу физических лиц - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
    • За вред имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
    Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков (статьи 16-19)

    В новой редакции ФЗ № 225 расширены полномочия профессионального объединения страховщиков (НССО).

    Так, НССО теперь принимает участие в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении не только обязательного страхования, но и «перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах» (дополнение к части 1 статьи 17).

    Также НССО осуществляет «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших» в целях организации обмена информацией с контрольно-надзорными органами и регуляторами страхового рынка (пункт 2 части 1 статьи 18 изложен в новой редакции).

    Часть 1 статьи 18 дополнена п. 5.1, согласно которому НССО: «компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов при передаче страхового портфеля по ОСОПО страховщику, принимающему страховой портфель, от страховщика, которым не может быть осуществлена страховая выплата».

    При этом к НССО переходит право требовать недостающую часть активов со страховщика, передающего страховой портфель (статья 16 дополнена часть 3 на этот счет).
    Согласно новой редакции ФЗ №225 НССО (часть 1 статьи 19 дополнена п. 6.1 и 6.2):

    • передает в надзорные органы информацию о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСОПО;
    • размещает на своем официальном сайте сведения для потерпевших о наступлении страхового случая, о страховщике, застраховавшем гражданскую ответственность владельца опасного объекта, ответственного за причиненный вред, о порядке получения потерпевшими страховых выплат.
    Согласно поправкам в статью 19 (часть 1 дополнена п. 2.1) НССО будет устанавливать порядок «осуществления членами профобъединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат». Также особо отмечено (статья 19 дополнена частью 5), что:

    «5. При недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят дополнительные отчисления в резерв для финансирования компенсационных выплат в размере, установленном профессиональным объединением страховщиков и позволяющем обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат».

    Заключительные положения (статьи 26-27)

    В новой редакции ФЗ № 225 указано, кем осуществляется контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию опасных объектов (статья 27 изложена в новой редакции). А именно:

    1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области безопасности ОПО, гидротехнических сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) - в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.

    2) в отношении автозаправочных станций жидкого моторного топлива - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области обеспечения пожарной безопасности - в данном случае речь идет о территориальных управлениях МЧС России.

    Также установлено, что взаимодействие информационных систем НССО и федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, в части обмена информацией об обязательном страховании осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (статья 26 дополнена частью 3).
    Вывод

    Анализ внесенных в ФЗ № 225 изменений позволяет сделать вывод о том, что новая редакция закона составлена и принята в целях:

    • Более качественной защиты интересов потерпевших (увеличение страховых сумм и выплат; расширение круга лиц, которые могут рассчитывать на компенсацию; рост числа каналов информирования потерпевших об особенностях ОСОПО).
    • Повышения меры ответственности владельцев опасных объектов (в частности, эксплуатантов опасных объектов в многоквартирных домах) и страховых компаний.
    • Повышения качества взаимодействия между надзорными органами, регуляторами страхового рынка, профессиональным объединением страховщиков и страховыми компаниями.
    Все это вкупе со сниженными тарифами и новыми правилами ОСОПО от Банка России могут сделать данный вид страхования более эффективным, а работу на опасных объектах - более безопасной. Главное, чтобы новые положения закона успешно реализовались на практике, а владельцы опасных объектов добросовестно относились к своей обязанности по страхованию ответственности.

    Аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные объекты, могут иметь серьезные последствия, при этом крупные аварии могут повлечь причинение вреда большому количеству не только населения, но и работников самого предприятия.

    В случае масштабных техногенных катастроф количество пострадавших может достигнуть нескольких тысяч человек.

    Практически любое предприятие, эксплуатирующее опасные объекты, особенно крупные промышленные предприятия, горнодобывающие и ресурсоснабжающие, подвержены риску возникновения аварий с серьезными последствиями.

    По этим причинам требования к безопасности предприятий, которые эксплуатируют опасные объекты, и безопасности предприятий, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения, строго регламентируются рядом нормативных актов и законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ « » и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №117-ФЗ « ».

    С 01.01.2012 организации, эксплуатирующие опасные объекты, обязаны застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» .
    Внимание! Эксплуатация опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

    Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами (эксплуатантами) опасного объекта, обязаны на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора ОС ОПО со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

    С 1 апреля 2012 г. вступила в силу ст. 5 Федерального закона № 226-ФЗ о финансовых санкциях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности ГТС и обязательному страхованию.

    Согласно положениям КОАП:

    А) санкции за несоблюдение требований по обязательному страхованию.

    ст. 9.19 КоАП. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 руб. до 500 000 руб.

    Б) санкции за нарушения требований промышленной безопасности и безопасности ГТС.

    п. 1 статьи 9.1 КоАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    ст. 9.2 КоАП. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц - от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 2 000 руб. до 3 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Страховщик, осуществляющий деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должен иметь лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ОС №0001 - 04 , выдана Центральным банком Российской Федерации (Банком России) 23.05.2016 г. и является членом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) - .

    Росгосстрах предлагает страхование ответственности
    владельцев опасных объектов.

    Позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-200-0-900 (для звонков с городского телефона по всей России) - мы готовы ответить на все вопросы и оперативно оформить договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с требованиями законодательства РФ.

    На предприятиях, на которых есть опасные объекты, часто происходят аварии. Это может привести к серьезным последствиям, вследствие которых могут пострадать сотрудники на самом предприятии, а также и мирное население. Обладатель опасного объекта на предприятии не вправе эксплуатировать его без исполнения страхования своей ответственности по Федеральному закону 225 о страховании.

    ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» был принят 27 июля 2010 года. Данный закон регламентирует возникающие отношения, которые связаны со страхованием ответственности владельцев (юрлица или ИП) за нанесение вреда здоровью и жизни людей в результате аварий на предприятии.

    Федеральный закон состоит из 5 глав и 29 статей:

    • общие положения, описывающие основные термины, выплаты, производимые по страховке, свод правил обязательного страхования ответственности и т. д.;
    • соглашение страхования ответственности, где описываются права и круг обязанностей страхователя и страховщика;
    • осуществление выплат компенсаций;
    • профессиональное объединение страховщиков;
    • заключительные положения.

    Последняя редакция датируется 23-им июнем 2016 года, изменения и дополнения вступили в силу 21-го декабря того же года. Однако отдельные положения ФЗ-225 об обязательном страховании ответственности вступят в силу 11-го сентября 2017 года.

    Скачать 225-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности

    Скачать ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» можно по .

    Необходимость принятия подобного законопроекта появилась, после произошедших серьезных аварий на предприятиях, повлекших смерть людей. Также в результате фатального эксплуатирования опасного объекта может быть нанесен ущерб окружающей среде. В связи с этим, было принято решение по принятию закона о страховании ответственности ОПО, которые являются источником повышенной угрозы для окружающих.

    Изменения ФЗ о страховании 225

    Последняя редакция закона о страховании гражданской ответственности была опубликована 23-го июня 2016 года. Рассмотрим подробнее, каким именно изменениям подверглись разные статьи действующего закона.

    Статья 16

    Изменениям в статье 16 подверглись части 2 и 2.1 и они вступили в силу 21 декабря 2016 года. Вышеуказанная статья описывает процедуру взыскания общей суммы выплат компенсации.

    В порядке регресса выплаченная пострадавшему лицу компенсация может быть взыскана с виновника произошедшей аварии. Профессиональным объединением страховщиков осуществляется подача иска. Также данное объединение имеет право запросить возмещения понесенных убытков за рассмотрение заявления пострадавшего лица о получении компенсации.

    В рамках общей суммы полученной потерпевшим компенсации, к объединению страховщиков передается право запрашивать денежное возмещение по страховке, которое потерпевший мог предъявить страховщику. Это делается не позже даты закрытия реестра объявленных требований кредитора.

    Профобъединение страховщиков имеет возможность требовать у страховщика по ФЗ-127 размер суммы для выплаты компенсаций, после закрытия реестра объявленных требований кредиторов. У профобъединения страховщиков есть возможность требовать недостающую долю активов при передаче страхового портфеля по осуществлению обязательного страхования ответственности.

    Статья 7

    В статью 7 ФЗ «О страховании гражданской ответственности владельцев опасных
    объектов» была добавлена часть 8.1. Статья рассказывает о страховых премиях и тарифах.

    Страховая премия является произведением страховой суммы и тарифа. Соглашение страхования ответственности определяет возможность страхователя выплачивать премию по страховке в рассрочку. Считается, что страхователь выполнил свои обязанности по выплатам при поступлении денег на счет страховщика в банке.

    Банк РФ устанавливает тарифы по страховке, их минимальные и максимальные значения, их порядок и структуру. Страховые тарифы обязаны быть обоснованы с экономической точки зрения. Доля премии по страховке должна быть не менее 80%.

    Период действия данных тарифов — не менее 1 года. Если были произведены корректировки в срок их действия, то страховая премия по договору об обязательном страховании ответственности остается неизменной.

    Страховые тарифы включают в себя коэффициент и базовую ставку. Последнее устанавливается согласно характеристикам ОПО — техническим и конструктивным. Коэффициент вводится согласно отсутствию и наличию страховых случаев, которые произошли в следствии нарушения страхователем правил пользования опасным объектом. Коэффициент должен быть от 0,6 до 1.

    Страховщик по соглашению об обязательном страховании ответственности может использовать дополнительный пониженный показатель (коэф.), который определяется в соответствии со степенью безопасности ОПО.

    Часть 8.1 гласит, что расчет премии по страховке производится при фиксации определенных сведений об аварии на предприятии в ИС федеральной службы исполнительной власти, которая осуществляет контроль безопасности на ОПО.

    Статья 18

    Здесь корректировки были внесены в пункт 2 часть 1. Статья описывает функции и обязанности профобъединения страховщиков:

    • разрабатывает и определяет стандарты и свод правил осуществления обязательного страхования ответственности, а также осуществляет контроль за их исполнением;
    • реализовывает сбор, хранение, применение и передачу данных об обязательном страховании ответственности. К тому же предоставляет информацию о техногенных авариях, ОПО, владельцев ОПО, пострадавших лицах и т. д.;
    • осуществляет защиту интересов страховщиков;
    • выплачивает компенсации по обязательному страхованию ответственности;
    • осуществляет контроль по выплате страховки и компенсаций пострадавшим в срок;
    • осуществляет публикацию стандартов и свода правил, которые касаются прав пострадавших лиц;
    • занимается передачей сведений о подписанных, продленных или потерявших свою легитимную силу соглашениях по обязательному страхованию ответственности;
    • опубликовывает на официальном сайте или в интернете данные для пострадавших лиц о страховщике, о страховом случае и порядке получения на руки компенсации.

    Статья 26

    В ст. 26 было введено дополнение в виде части 3. Действующая статья описывает информационное взаимодействие. Следующие вышестоящие органы должны предоставлять бесплатно информацию профобъединению страховщиков об ОПО и их владельцах:

    • федеральная служба исполнительной власти;
    • орган исполнительной власти субъекта;
    • органы местного самоуправления.

    Информация предоставляется страховщикам и профобъединению страховщиков о наступлении страховых случаев. Также предоставляется информация о соглашениях обязательного страхования ответственности с обладателями ОПО.

    Федеральная служба исполнительной власти и профобъединение страховщиков должны бесплатно предоставлять информацию юрлицам, физлицам, органам местного самоуправления и т. д. о страховщике, который заключил соглашение по страхованию ответственности.

    Взаимодействие ИС профобъединения страхователей и федеральной службы исполнительной власти производится с применением СМЭВ.

    Вопросы о промышленной безопасности и страховании связанных с этим рисков не раз обсуждались на федеральном уровне с середины 2000-х. Обеспокоенность можно объяснить, прежде всего, тем, что Россия – это индустриальное государство с достаточно высокой плотностью населения в зонах нахождения опасных объектов. Большинство опасных объектов (гидротехнические сооружения, заводы и фабрики, плотины, подъемные механизмы и т.п.) – это наследие Советского Союза, причем наследие с очень большим сроком эксплуатации. Износ оборудования достигает 50% и более, что существенно повышает вероятность аварий, при этом в зонах потенциальной опасности проживает большое количество граждан.

    Аварии на шахте «Распадская» и Саяно-Шушенской ГЭС – это лишь верхушка айсберга, а реальный уровень опасности намного выше. Связано это, прежде всего, с непрофессиональной эксплуатацией опасных объектов при переходе их в частные руки в 90-е года прошлого века и с общей запущенностью строительного комплекса в постперестроечное время. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии снимает проблемы «имитационного» страхования, которое не обеспечивало полноценного страхового покрытия (согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» максимальная страховая сумма составляла всего 7 млн. руб.). О реальном состоянии ОПО можно судить по тому большому количеству предписаний, которые выдавались надзорными органами их владельцам и большим количеством страховых случаев на объектах.

    Соответственно, Россия имела все предпосылки введения обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов. Принятый в июле 2010 года закон имеет ряд важнейших целей: повышение социальной защищенности потерпевших в результате снижения их расходов в случае возникновения аварии на опасных объектах, снижение нагрузки на бюджеты всех уровней по выплате компенсаций потерпевшим в результате аварий и повышение финансовой устойчивости предприятий-владельцев.

    Сказать честно, ничего принципиально нового не произойдет, подобный вид страхования уже был, он понятен и достаточно распространен. Но изменится отношение к нему – и со стороны страховщиков, и со стороны предприятий-владельцев ОПО. Его значимость, в силу закона об обязательном страховании, становится выше, чем было до этого.

    Изменения в законодательстве представлены в табл. №1

    Таблица №1

    До 1 января 2012 года После 1 января 2012 года
    Страховые компании, которые могут осуществлять данный вид страхования Любая страховая компания, обладающая лицензией на данный вид страхования Страховая компания – член Национального союза страховщиков ответственности (НССО) при наличии лицензии на обязательное страхование опасных объектов
    Вид страхования Вмененное Обязательное
    Правила страхования и тарифы У каждой страховой компании свои Единые для всех страховых компаний, утвержденные Правительством РФ
    Возмещение сотрудникам страхователя Не выплачивается Выплачивается
    Экологический вред Застрахован Не застрахован
    Возмещение расходов за нарушение условий жизнедеятельности Нет Есть
    Компенсационные выплаты Нет Есть
    Максимальный размер выплат От 100 тысяч рублей до 7 миллионов рублей От 10 миллионов рублей до 6,5 миллиардов рублей

    Предусматривается поэтапное вступление закона об ОПО в силу. 1 января 2012 года – начало страхования; с 1 апреля 2012 начнут применяться штрафы к владельцам объектов за невыполнение обязанности по страхованию); 1 июля 2012 – начало осуществления компенсационных выплат; 1 января 2013 года – вступление закона в силу в отношении государственного и муниципального имущества, а также лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

    К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся объекты, расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

    1. Гидротехнические сооружения – водовыпускные сооружения, плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водовпускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства разрывов на каналах и другие сооружения, предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;
    2. Опасные производственные объекты, на которых:
      • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а так же представляющие опасность для окружающей среды);
      • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля / при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
      • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы;
      • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
      • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    К потерпевшим, имеющим право на страховое возмещение, по данному виду страхования относятся:

    • физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте,
    • юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте.

    Таким образом, Законом предусмотрены пять видов страхового возмещения: за вред, причиненный жизни (кормильца), здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц и жизнедеятельности. Предельные размеры страховых выплат по каждому виду возмещения приведены в табл. 2

    Таблица 2.

    Предельные размеры страховых выплат, руб.

    Расчет страховых тарифов по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте осуществлялся в соответствии с положениями Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденной распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью №02-03-36 от 08 июля 1993 года и рекомендованной страховым компаниям.

    Отсутствие полиса при эксплуатации опасного объекта влечет наложение административного штрафа:

    • некоторые страховые компании снижают стоимость страховой премии за счет увеличения франшизы*, или же исключения из договора страхования понятия ретроактивного периода**,
    • После ужесточения увеличенных требований к уставному капиталу и членству в Национальном союзе страховщиков ответственности некоторые страховщики заключают договоры вообще незаконно.

    Несмотря на обязательность страхования и увеличение страховых премий, стоит помнить, что закон в первую очередь работает в интересах владельцев ОПО, защищая их от непредвиденных расходов, связанных с обязанностью возместить причиненный вред потерпевшим при аварии, защищает граждан страны, их законные интересы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных с авариями на предприятиях, эксплуатирующих ОПО. Закон устанавливает конкретные размеры страховых выплат потерпевшим или их родственникам в части возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, что, наконец, снижает нагрузку на бюджеты всех уровней.

    *франшиза в страховании – это предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения убытков страхователя, не превышающих заданной величины (от 1 до 5%).

    **ретроактивный период – это период времени действия страхования, устанавливаемый в договоре страхования, который начинается с согласованной сторонами предшествующей заключению договора страхования даты (ретроактивной даты), указанной в договоре страхования, и заканчивается в момент начала Периода страхования, недостатки работ, допущенные в течение которого, покрываются настоящим страхованием.