Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Детям о лекарственных растениях. Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения»

    Детям о лекарственных растениях. Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения»

    Беседа о лекарственных растениях

    Цель : - Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

    Расширять знания о пользе и применении лекарственных

    растений.

    Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

    Материал : иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка - Колобок.

    Ход беседы

    (Дети сидят полукругом.)

    Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах - гербарий.

    Ведущий - Колобок : Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария) .

    Колобок снимает с себя мать и мачеху.

    Колобок: Что это за растение?

    Дети: Мать- и- мачеха.

    Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

    Дети: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный - мачеха, как в сказке «Крошечка - Хаврошечка». Она была злая.

    Колобок: Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

    Дети: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

    Колобок: припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли: кашель. А это что за цветок, похожий на мать- и- мачеху?

    Дети: Одуванчик.

    Колобок: А вы знаете, для чего он нужен?

    Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус- он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варятпервое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

    Колобок:Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

    Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

    Колобок: Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

    Дети: Подорожник.

    Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

    Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

    Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?

    Дети: Крапива.

    Колобок: Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

    Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

    Колобок:А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

    А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это?

    Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще.

    Им его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

    Дети: Ромашкой.

    Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили?

    А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.

    Игра «Одуванчик»

    Колобок говорит: - Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).

    Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

    Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).

    Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики(дети приседают).

    Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают).

    (можно повторить 2-3р.)

    Колобок: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

    Запомните правила сбора лекарственных растений:

    1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

    2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

    3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.

    Колобок: До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

    Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем,

    В книгу Красную они,

    Уж давно занесены.

    Люди рвут их не на потеху,

    Отнесут их все в аптеку.

    .
    Задачи: - расширять и углублять знания детей о лекарственных растениях;
    - развивать интерес и желание узнать больше о растениях;
    - воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.

    Рациональное использование ресурсов

    На территории нашей страны произрастает много растений, имеющих большую ценность для медицины и различных отраслей промышленности. Организации потребительской кооперации ежегодно заготавливают свыше 80 видов таких растений. Спрос на них постоянно растёт.
    В связи с этим, важно при организации и проведении заготовок лекарственно-растительного сырья охранять существующие заросли от истощения, что происходит при неумеренной эксплуатации участков. Такой опасности подвергаются растения, которые пользуются большим спросом, медленно размножаются или заготавливаются до завершения вегетационного периода. Например, при сборе цветов липы нельзя обламывать крупные ветви, так как это приводит к резкому уменьшению продуктивности дерева. Заготовка коры с главного стебля калины, крушины приводит к засыханию дерева или кустарника. Большой опасности подвергаются растения и тогда, когда заготавливаются их корни и корневища (алтей, аралия, девясил, диоскорея ниппонская и другие).
    Для того, чтобы обеспечить полное восстановление зарослей и использование участков на долгие годы, необходимо ежегодно чередовать участки сбора сырья и оставлять на каждом из них развитые растения. Практика показывает, что это наиболее распространённый способ ведения заготовок.
    Представляю Вам несколько видов лекарственных растений.
    Алтей лекарственный
    Аллей – многолетнее, серовато-зелёное травянистое растение, достигающее до 1,5 м высоты с розоватыми цветками. Растёт по берегам рек и озёр, на лугах, в кустарниках . Встречается в южной полосе Европейской части нашей страны, на Кавказе и юге Западной Сибири.

    Корни алтея выкапывают весной и осенью. В целях сохранения зарослей необходимо производить заготовки на одном и том же участке не чаще 1 раза в 3-4 года и оставлять до 30% молодых растений. Надземную часть растения и главный стержневой корень срезают и удаляют. Боковые корни, тщательно очищенные от земли, провяливают, острым ножом снимая с них верхнюю кору (кожицу). Толстые корни разрезают вдоль, длинные – поперёк, на кусочки до 35 см, а затем сушат на открытом воздухе, в печах или сушилках при температуре не свыше 40 градусах, так как при более высокой температуре они желтеют.

    Корни богаты слизистыми веществами, крахмалом, сахарозой. Настой корней сделанный на холодной воде , обладает обволакивающим, отхаркивающим и противовоспалительным свойствами.

    Его применяют при катарах, бронхитах, воспалении лёгких, желудочного тракта и мочевыводящих путей.

    Бессмертник песчаный
    Бессмертник песчаный (или цмин песчаный) – многолетнее растение высотой 15-30 см с шаровидными лимонно-жёлтыми цветочными корзинками. Широко распространён в степных районах Европейской части нашей страны, на Северном Кавказе и в Южной Сибири.
    Собирают не вполне распустившиеся соцветия-корзинки (июнь-август). Соцветия срезают с остатком стебля не длиннее 1-2 см. На одном и том же массиве бессмертника сбор соцветий можно проводить до 3-4 раз по мере зацветания растений. Повторный сбор обычно проводят через 5-7 дней.

    Нельзя срывать соцветия со стеблями, а тем более выдёргивать растения с корнями – это приводит к уничтожению зарослей . На одном и том же массиве сбор бессмертника можно проводить несколько лет подряд при условии сохранения на 1 кв. м зарослей 1-2 цветущих растений для обеспечения семенного возобновления.

    Сушат в тёмном, хорошо проветриваемом помещении. Цветы сохраняют лимонно-жёлтый цвет и после сушки.

    Бессмертник песчаный оказывает терапевтическое действие при заболеваниях печени, желчного пузыря и желудочных путей; стимулирует функцию желудка и поджелудочной железы, улучшает обмен веществ.
    Препараты бессмертника назначают при гастрите, панкреатите.
    Препараты бессмертника нельзя принимать более 3 месяцев подряд. Эта группа средств повышает кровяное давление, при гипертонии длительный приём противопоказан.

    Горицвет (Адонис весенний)
    Горицвет – многолетнее травянистое растение высотой до 40 см с крупными ярко-жёлтыми цветами. Цветёт в апреле-мае одновременно с появлением листьев. Встречается в разнотравных и злаковых степях, на полянах и по опушкам. Распространён в средней и южной полосе Европейской части нашей страны, на Северном Кавказе, в степной части Сибири до Красноярска .

    Собирают траву в период цветения до осыпания плодов. Заготавливают горицвет, срезая растение серпом, секатором, ножницами или скашивая косой вместе с травой. Срезают горицвет выше коричневых чешуй, на высоте 5-10 см от поверхности почвы.

    Нельзя выдёргивать растение с корнем, так как это ведёт к уничтожению зарослей, восстанавливающихся очень медленно. При заготовке часть кустов (на 100 кв. м – 1-2 хороших куста) следует оставлять несрезанными для обсеменения.
    Сушат траву немедленно после сбора на открытом воздухе в тени, или в сушилках при температуре 50-60 градусов.
    Горицвет широко распространён в народной медицине . В нём содержатся следующие вещества: анитоксин, сапонины и цимарин. Горицвет нормализует функцию сердца, а также это растение очень часто используют в качестве мочегонного средства.

    Горицвет применяют при кашле, коликах, простуде и водянке. В качестве успокаивающего средства его используют при судорогах, лихорадке и боли в голове.

    При помощи горицвета можно избавиться от одышки, отёков.

    Горицвет считается панацеей от всех болезней. Именно поэтому его очень трудно найти, а некоторые и вообще не могут увидеть это растение.

    Не забывайте, что горицвет является ядовитым растением!

    Девясил высокий
    Девясил – многолетнее дикорастущее травянистое растение высотой до 1-2 м. Растёт на влажных местах, поймах рек, на лесных полянах и опушках, среди зарослей кустарников, на вырубках, в разреженных лиственных лесах. Распространён в

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Цели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

    Ход занятия

    Воспит. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза, перед ними дидактический материал по темам: “Травянистые растения”, “Лекарственные растения”). Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные. (Стук в дверь, входит гость).

    Бабушка Лукерья. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

    Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.

    Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда к стенду).

    Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.

    Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно узнать о каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А сейчас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование).

    План-конспект беседы “Травы”

    Цели. Продолжать знакомить детей с травянистыми растениями, местами их произрастания, рассказать о пользе, которую приносят травы животным и насекомым, учить устанавливать простейшие связи между объектами природы.

    Ход занятия

    Воспит. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о травах, их строении и внешнем виде.

    Да, трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

    А что вы знаете о возрасте трав? Где растёт трава? А сейчас посмотрите на плакат. Кого вы видите? (ответы детей). Это кузнечики, бабочки, жучки, муравьи, шмели. Как одним словом назвать этих обитателей лесов, лугов и полей? (насекомые).

    Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Что вы заметили на этом плакате? Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков. Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

    Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

    Физминутка “Кузнечики”

    Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? (предположения детей) некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

    Подумайте, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? (можно загадать загадки). Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав.

    Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву и лоси, и кабаны.

    А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

    План-конспект беседы “Травы, которые лечат”

    Цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

    Ход занятия

    Бабушка Лукерья. Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада вновь видеть вас у себя. Посмотрите, что я приготовила к нашей встрече (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

    Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”. Как вы понимаете эти слова? (размышления детей). Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

    Всё целебно: лес, луга, поля.
    Подорожник, заросли тимьяна,
    Щедрая, прекрасная земля,
    Словно лекарь нам врачует раны!

    Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

    Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

    Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

    Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

    Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим, а в другой раз я расскажу вам отдельно о каждом сборе, его свойствах (дети рассматривают пучки разных трав).

    Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

    Я иду по цветущему лугу,
    Высыхает на листьях роса.
    Ветер травы качает упруго
    И мне чудятся их голоса.
    Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
    Наши гибкие стебли не мни.
    Мы для глаз и для сердца – отрада,
    Украшенье родимой земли.
    До свиданья, друзья, до новых встреч.

    План-конспект беседы “Подорожник”

    Цели. Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; местах, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

    Подорожник у дороги
    Дружно топчут наши ноги.
    Вот козлёнок пробежал,
    На ходу листок сорвал.
    Таня бросила мячом,
    А ему все нипочем.

    И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

    Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

    План-конспект беседы “Лопух” (репейник)

    Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их внешним видом и целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Рада встрече с вами. А сейчас я вам покажу одно растение. Я уверена, вы его узнаете. Вот, посмотрите (показывает). Что это за растение? (лопух). Да, обыкновенный лопух, который мы встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов. Давайте его рассмотрим. У лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками. А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом.

    Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

    А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

    Правильно, колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

    План-конспект беседы “Зверобой”

    Цели. Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе, учить делать умозаключения.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

    Цветок это дорогу окаймляет
    Узкой, ярко-жёлтой полосой.
    Сердце мое радует, пленяет,
    Он своею солнечной красой.
    Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
    Выйду на дорогу полевую,
    В воздухе разлит душистый зной.
    Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
    Зверобоя венчик золотой.

    Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

    Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей0. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

    Если расцвёл зверобой,
    Значит лето в зените.
    Тают в дали голубой
    Тучек влажные нити.

    Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

    Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

    (Бабушка угощает детей чаем).

    А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
    Золотист, красив на вид,
    Для коров – ядовит. (зверобой)

    План-конспект беседы “Василёк”

    Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Здравствуйте, мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.

    Ты скажи, полевой цветок, скажи,
    Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи7

    Из этих строк мы уже поняли, что в основном василёк растёт во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья с острыми зубчиками, цветок крупный, ярко-синий. Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы, приятный аромат манит насекомых. Что вам, дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек).

    У василька полевого есть брат, василёк луговой. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). Правильно, василёк луговой выделяется среди луговой травы яркими розовыми цветами. Его листья слегка удлинены и из-за мягких белесых волосков листья кажутся сребристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится несколько порций пыльцы, которую и собирают насекомые. Когда насекомые касаются цветка, зубчики лепестков разгибаются и пыльца попадает к насекомому.

    Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый – белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах почти нет мёда.

    Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни – поздней осенью.

    Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков и листья измельчают и прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.

    Вот какой полезный цветок василёк.

    План-конспект беседы “Вьюнок”

    Цели. Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Ребята, уже много раз вы радовали меня тем, что отгадывали названия растений. И на это раз вы сможете сами догадаться, о каком растении пойдёт разговор.

    Поднимаюсь я всё выше,
    Выше сливы, выше вишни.
    Сплошь ограды я увил
    И цветы свои раскрыл.
    Догадались? (вьюнок)

    Это вьюн, вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава, его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и другие, рядом растущие травы.

    Его гибкий стебелёк
    На забор забраться мог.

    В самом деле стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди, один за другим, они сужаются на концах, словно острые стрелки. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело-розовый цвет.

    В детстве мы звали вьюнок граммофончиком,
    То розоваты его колокольчики,
    То лиловаты, как аметист,
    Дивный цветок и красив и душист.

    А ещё, ребята, с издавна люди называли вьюнок “живыми часами”. Они всегда раскрываются в одно и тоже время, в 7-8 часов утра. А ещё вьюнок предсказывает погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Дона беда, если вьюн сильно оплетает садовые деревья и кустарники, то огородники огорчаются. Зато отваром из вьюна можно вылечить желудок и избавиться от бессонницы.

    План-конспект беседы “Земляника”

    Цели. Расширять знания детей о лекарственных растениях, учить описывать внешний вид; уточнить места произрастания и целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.

    Ход занятия

    Баб. Лукерья. Здравствуйте, ребята. А я вас ждала. Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали? (запах). А что он вам напоминает? (ответы детей). Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Я из листиков и ягод заварила чай, потом вас угощу.

    Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная).

    Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей). Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Посмотрите на листики, что они напоминают? (трилистник). Сверху листья светло – зеленые, внизу – серебристо – серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое желтовато – серое сердечко. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и потом, на месте этого сердечка появляется ягодка. Вот такие ягодки я засушила, а сейчас заварила для вас.

    Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: “ Ради земляники не раз земле поклонишься”. Объясните, как вы её понимаете? (ответы детей). Вспомните сказку В. Катаева “Кувшин и дудочка”. Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.

    Послушайте еще одну пословицу: “Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”. Вот как в народе говорят про землянику. А почему? (ответы детей). Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники? (ответы детей). Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай.

    (Бабушка Лукерья угощает детей чаем). Угощайтесь. Приходите еще в гости.

    Используемая литература

    Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

    Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

    Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

    У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

    Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

    Лекарственные растения с описанием для детей

    И в зарослях лесных,

    В полях, и на лугах

    Где все для сердца мило,

    Где чистым воздухом так сладостно дышать.

    Есть в травах и цветах

    Целительная сила,

    Для всех умеющих

    Их тайну разгадать.

    (Вс. Рождественский)

    Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

    Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

    Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

    Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

    Крапива двудомная

    Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

    Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

    В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

    Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

    Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

    С ним возиться, что в крапиву садиться.

    Хоть не огонь, а жжется.

    Какую траву и слепой узнает?

    Растет зеленою стеной,

    Ее обходят стороной,

    Колючая и злая дива,

    А как зовут траву?

    (Крапива )

    Ромашка аптечная

    В поле сестрички стоят,

    Желтые глазки на солнце глядят,

    У каждой сестрички —

    Белые реснички

    (Ромашка )

    Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

    Описание ромашки

    Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

    Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

    Лекарственные свойства ромашки.

    Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

    Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

    Как заготавливают ромашку?

    Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

    Одуванчик лекарственный

    Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

    Цветут долго, образуя за сезон много семян.

    Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

    Одуванчик очень похож на солнышко.

    Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

    Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

    Салат из одуванчика:

    100 г листьев одуванчика;

    90 г зеленого лука;

    25 г петрушки;

    15 г растительного масла;

    1 вареное яйцо;

    соль, перец по вкусу.

    Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

    Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

    Подорожник

    Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

    В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

    Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

    Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

    Вдоль дорожек его встретишь,

    Ранки ссадины излечишь,

    Сорвешь листочек осторожно.

    Кто нас излечит?

    (Подорожник)

    Мать-и-мачеха

    Я знаменита не цветами,

    А обычными листами:

    То твердыми, холодными,

    То мягкими и темными.

    Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

    Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

    На стебле желтые цветы.

    Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

    Мать-и-мачехи цветки

    Словно солнца огоньки.

    На пригорочке растут,

    Прям из снега — и цветут!

    (Л. Акиншина)

    Загадка

    Сверху листик гладкий,

    Но с байковой подкладкой

    (Мать-и-мачеха)

    У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

    Иван-чай или кипрей

    В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

    Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

    Пастушья сумка

    Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

    Настой применяют при кровотечениях.

    На пустырях и по дорогам

    С соцветьем беленьким сорняк.

    Но изучив все его свойства,

    Вы, может, взглянете не так.

    Кровотеченье остановит,

    В Китае он — салат к столу.

    Сорняк живуч: семян так много

    В плоде, похожем на суму.

    (Пастушья сумка)

    Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

    Мята

    Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

    Вкусен чай и ароматен,

    С ней он легок и приятен:

    Листочки сорваны, помяты.

    Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

    Календула или ноготки

    Что за странные цветки

    Под названьей ноготки?

    Так похожи на ромашки —

    Все в оранжевых рубашках?

    (Календула)

    Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

    Ландыш

    Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

    Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

    Чернеет лес

    Теплом разбуженный,

    Весенней сыростью объят.

    А уж на ниточках жемчужины

    От ветра каждого дрожат.

    Природой бережно спленутый,

    Завернутый в зеленый лист,

    Растет цветок в глуши нетронутой

    Прохладен, хрупок и душист.

    (Ландыш майский)

    Зверобой

    Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

    Эти клеточки хранят эфирные масла.

    На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

    Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

    Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

    Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

    Если что-то заболит,

    Даже зверь не устоит.

    С какой же травкой пить настой?

    С чудо-травкой..

    (Зверобой)

    Лопух

    Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

    В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

    Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

    Как правильно собирать лекарственные травы?

    Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

    • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
    • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
    • Нельзя пробовать растения на вкус.
    • Каждый вид растений собирают отдельно.
    • После сбора растений вымыть руки с мылом.
    • Не рвать растения без надобности.

    Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

    Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

    И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

    Запоминалочка

    В ней перечислены основные свойства растений

    Лечит мята невралгию,

    А свекла — гипертонию.

    Земляника гонит соль,

    А шалфей — зубную боль.

    Арбуз кушай при нифрите,

    А бруснику — при артрите,

    Чтобы было больше сил,

    Не забудь про девясил

    Клюква вылечит цистит,

    Редька кашель и бронхит.

    Головную боль — калина,

    А простуду — чай с малиной.

    Печень подлечи рябиной,

    Сердце — мятой и калиной

    Чтоб не ведать диабета,

    Топинанбур ешь все лето,

    Астму вылечи исопом,

    Мочевой пузырь — укропом.

    Раны, язвы, геморрой —

    Подорожником промой

    Коль отеки у тебя —

    Хвощ полей и семя льна.

    Мажь мазоли чистотелом.

    А веснушки — тертым хреном,

    Зверобой не забывай,

    Чай сним чаще потребляй

    Пей шиповника настой,

    Будешь бодрый, молодой.

    Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

    Вывод.

    1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
    2. Из лекарственных растений делают лекарства.
    3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

    Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

    Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

    С уважением, Ольга.

    Ирина Гридчина
    Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

    Цель : уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях .

    Задачи :

    1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений .

    2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях .

    4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям .

    Когда ты входишь в лес,

    Где все нам с детства мило,

    Где чистым воздухом приятно так дышать,

    Есть в травах и цветах целительная сила,

    Для всех умеющих их тайну разгадать.

    Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те , которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства . Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно

    Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения ) . Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение . Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение . Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

    «А если кашель у тебя,

    Ты кипятком залей меня.

    Отвар лечебный нацеди,

    Выпей, и в кровать иди»

    Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

    Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет . Это растение – доктор . Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

    «Подорожник у дороги –

    Листики да лопушки.

    Применяй меня от боли,

    Зажили раны чтоб твои!»

    Рассказ о подорожнике : Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся , сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

    Показ картинки – ромашка.

    «Я – ромашка – красота.

    По мне гадает детвора.

    Но и в другом полезна я :

    Простуда если у тебя,

    То завари ромашку в кружке

    (Я через час уже готова) .

    И обе будете здоровы»

    Ромашка растет на полянах в лесу , по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

    Физминутка «Распускается одуванчик» .

    Прямо к солнцу, на восток.

    Так прекрасны, так тонки («Растут » , тянутся к солнышку).

    Золотые лепестки,

    И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки) .

    Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны) .

    Листик ярок и зелен, (Качают руки) .

    С ветерком играет он.

    Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад) .

    Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны) .

    Даже буря не сломает, (Круговые вращения) .

    Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону) .

    Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок) .

    Улыбается, звенит, («Фонарики» , повертели ладошками).

    Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты) .

    Береги его, малыш!

    А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

    Длинноногие сестрички

    Вышли стайкой на лужок.

    Словно снег у них реснички,

    И, как солнышко, глазок.

    (ромашка)

    Золотой и молодой

    За неделю стал седой.

    А денечка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший …

    (одуванчик)

    Поранил ты в дороге ногу,

    Усталость не дает идти,

    Нагнись, солдатик у дороги

    Готов помочь тебе в пути.

    (подорожник)

    Бусы красные висят

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи.

    (малина)

    Ах, не трогайте меня.

    Обожгу и без огня.

    (крапива)

    Он шипы свои выставил колко.

    Шипы у него как иголки.

    Но мы не шипы у него соберем

    Полезных плодов для аптеки нарвем.

    (шиповник)

    Если кашель вас замучил,

    Воспаленные началось,

    подружись со мной скорее,

    Обещаю все пройдет.

    (мать-и-мачеха)

    Если случиться тебе простудиться,

    Появится кашель поднимется жар,

    Придвинь к себе кружку в которой дымится

    Слегка горьковатый душистый отвар.

    (Шиповник)

    Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

    У заветного местечка есть волшебная аптечка,

    Там красные таблетки развешаны на ветке.

    (Шиповник)

    Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

    Листик с глянцем, ягодки с румянцем,

    А, сами кусточки - не выше кочки.

    (брусника)

    Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

    Не пустили в огород, от того она и жжет

    (крапива) .

    Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

    Белый щит, на тысяче листьев,

    Расту на бугре , помогу в беде

    (тысячелистник)

    Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.

    Выпускает он листы, широченной широты,

    Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

    Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.

    (лопух)

    Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений , которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.

    На лугу растут ромашка , лютик едкий, клевер, кашка.

    Что еще? Гвоздика, смолка.

    Колокольчик, хвощ как елка.

    А еще? Подорожник, васильки,

    Граммофончики - вьюнки,

    Еще много разных травок.

    У тропинок, у канавок,

    И красивых, и пушистых,

    Разноцветных и душистых!

    Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях . Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения . Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.

    Ты пришел за помощью к природе

    Добрым будь и береги ее.

    Ветки не ломай, не трогай.

    Помни, нужно много лет,

    Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

    Ты, дружок,

    Смотри, не подкачай!

    Правдивым быть

    И добрым обещай!

    Не обижай ни птахи, ни сверчка,

    Не покупай для бабочки сачка!

    Люби цветы, леса,

    Простор полей-

    Все, что зовется Родиной твоей!

    На этом наша беседа заканчивается , спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.