Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Что было сказано на закрытом ужине в Вашингтоне
  • Магия чисел Луна во льве когда
  • Сонник ловить рыбу, к чему снится ловля рыбы во сне
  • К чему снится букет роз: подарить, покупать, найти, украшать
  • Приснилось золото: особенности толкования по сонникам
  • Профстандарт контрактный управляющий с года. Новый профстандарт для специалиста в сфере закупок

    Профстандарт контрактный управляющий с года. Новый профстандарт для специалиста в сфере закупок

    Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. Под этим термином понимается описание квалификации в какой-либо области профессиональной деятельности.

    На основании Правил стандартов (утверждены ПП от 22.01.2013 № 23) Минтруд разработал и ввел в действие соответствующими приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профстандарт специалиста в сфере закупок, № 626н — эксперта.

    Профстандарты получают свое применение даже при создании . Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки ().

    Профстандарт «Специалист»

    Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2019 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

    Данная специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

    Специалисту предоставлены функции:

    • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
    • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
    • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
    • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

    Составлены требования к образованию и обучению:

    1. Среднее, дополнительное профессиональное.
    2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
    3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

    Определены сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

    1. Не менее 3-х лет.
    2. Не менее 4-х.
    3. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

    Профстандарт «Эксперт»

    Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции представляют собой примерно такой же перечень.

    Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

    1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
    2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
    3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

    Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

    Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

    Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.

    С 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок;
    • какие трудовые функции предусматривает профстандарт специалист по госзакупкам;
    • каких умений требует от работников профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.

    Какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок

    Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:

    • профстандарт «Специалист в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
    • профстандарт «Эксперт в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

    Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ .

    Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, .

    Профстандарт специалист по госзакупкам

    Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации - с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н ).

    Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

    Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)

    Требования к квалификации специалистов в сфере закупок

    квалификации

    Возможные наименования должностей

    Обобщенная трудовая функция

    Необходимое образование

    Необходимый опыт работы

    Специалист по закупкам

    Работник контрактной службы

    Контрактный управляющий

    Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

    Среднее профессиональное;

    дополнительное профессиональное - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Отсутствуют

    Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам

    Работник контрактной службы

    Контрактный управляющий

    Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

    Высшее образование - бакалавриат;

    дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше трех лет в закупках

    Ведущий специалист,

    работник контрактной службы,

    заместитель руководителя подразделения,

    руководитель подразделения,

    руководитель контрактной службы,

    контрактный управляющий

    Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

    дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше четырех лет в закупках

    Советник, заместитель руководителя,

    руководитель

    Контроль в сфере закупок

    Высшее образование - специалитет, магистратура;

    Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

    Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях

    Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.

    Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее - Закон № 273-ФЗ ).

    Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации - не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06 ). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).

    Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.

    Скачайте документы по теме:

    Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

    Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок - 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:

    • предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
    • готовить закупочную документацию;
    • обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
    • cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
    • составляют планы и обоснования закупок;
    • осуществляют процедуру закупок.
    • cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
    • проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
    • следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.

    К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.

    Специалист в сфере закупок: профессиональный стандарт

    Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок » содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.

    Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:

    • законодательство РФ, которое устанавливает правила закупок;
    • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в той части, которая относится к закупкам;
    • азы антимонопольного законодательства;
    • основы бухгалтерского учета, которые касаются закупок;
    • азы информатики в части, которую можно применить к закупкам;

    Закон о контрактной системе № 44-ФЗ требует, чтобы заказчики формировали свои контрактные службы, базируясь на принципах профессионализма. Допущены к работе могут быть лишь специалисты, которые имеют хорошие теоретические знания и практические навыки, а также соответствующее образование.

    Вторая половина 2016 года богата на события, напрямую касающиеся квалификации специалистов по закупкам. Во-первых, в июле вступил в силу соответствующий профессиональный стандарт. Во-вторых, до конца года все контрактные службы должны быть укомплектованы специалистами с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок. Значит, придется подтвердить свою квалификацию, а при необходимости – пройти обучение.

    Профессиональные стандарты

    Статья 195.3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

    При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

    Должности и функции

    Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

    Обеспечение закупок

    Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

    Осуществление закупок

    Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

    Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

    Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

    Контроль в сфере закупок

    Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

    Аттестация и переобучение

    Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

    Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

    Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

    Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

    В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

    В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг: 1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию; 4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы; 6) составляет и оформляет по результатам проверки документы. 3.1.3.

    Должностная инструкция

    Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ). Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное).

    Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной.

    Какие требования предъявляются к специалистам по госзакупкам

    В настоящее время в этой области действуют два документа:

    • профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
    • профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

    Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ. Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность.


    Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, должностные инструкции.

    Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок

    К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования: Таблица 1. Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции.
    Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).

    Требования к образованию сотрудников контрактной службы.

    При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы: 1) соблюдать конфиденциальность информации; 2) соблюдать этику делового общения; 3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; 4) не разглашать материалы рабочих исследований; 5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; 6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; 7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. 3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях) 4. Права Контрактный управляющий имеет право: 4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению. 4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

    Профстандарт: 08.026

    Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:

    • высшее образование (без учета профиля);
    • профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее);
    • дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.

    Профстандарт «специалист в сфере закупок»

    Контрактный управляющий привлекается к ответственности: — за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок; — за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации; — за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. ……… (другие положения об ответственности) 6. Заключительные положения 6.1.

    Профстандарты в сфере закупок по 44-фз и 223-фз

    Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

    • введение новой должности в штатное расписание организации;
    • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов - общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
    • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

    Должностная инструкция контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 41 Кб). Приказ о назначении контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 32 Кб). 6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий.

    Контрактный управляющий требования к должности5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт8. Поиск вакансии контрактного управляющего 1.

    Внимание

    Кто такой контрактный управляющий? Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ). У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности.

    Контрактный управляющий должен уметь: 1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций; 2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств; 3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций; 4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 7) составлять и оформлять по результатам проверки документы; 8) ……… (другие навыки и умения) 1.4.

    Расскажем о требованиях к специалистам в сфере закупок: трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации, о стандартах "специалист в сфере закупок" и "эксперт в сфере закупок".

    Из этой статьи Вы узнаете:

    • О требованиях к специалисту в сфере закупок
    • О стандарте «Специалист в сфере закупок»
    • О стандарт «Эксперт в сфере закупок»

    Требования к специалисту в сфере закупок

    В частности, в кодексе появилась новая статья 195.3. Она обязывает работодателей соблюдать особые требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены трудовым законодательством или иными нормативными актами. А Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) как раз содержит подобные требования.

    Важный документ

    Профессиональные стандарты утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, № 626н.

    Так, в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ сказано, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Напомним, что до 2017 года таким работникам достаточно иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Это правило сохранилось со времен, когда еще действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

    Государственные и муниципальные учреждения начнут использовать профстандарт специалиста в сфере закупок в работе с 1 января 2017 года. За оставшееся время кадровым службам предстоит проанализировать тарифные разряды работников и системы оплаты труда, а также скорректировать должностные инструкции с учетом профстандартов исходя из задач на конкретном рабочем месте. Польза для учреждения очевидна, если подойти к решению этой задачи неформально. Ведь стандарт предполагает проведение оценки профессиональных качеств действующих сотрудников контрактных служб и комиссий.

    5-й уровень

    Работника этого уровня квалификации учреждение будет вправе назначить на должность специалиста по закупкам или работника контрактной службы

    Он, в частности, может заниматься обработкой и анализом информации о ценах на товары, работы, услуги, готовить и направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения к участию в закупке. А также формировать и хранить данные и документы, в том числе полученные от участников.

    Занимаясь составлением закупочной документации, работник определяет начальную (максимальную) цену контракта, составляет описание объекта закупки и проект контракта, устанавливает требования к участникам и порядок оценки их заявок. Он обрабатывает поступившие заявки, проверяет банковские гарантии, оценивает результаты и подводит итоги закупочных процедур. И это далеко не полный список обязанностей.

    На заметку

    Специалист 6-го уровня квалификации обязан анализировать замечания и предложения, поступающие в ходе общественного обсуждения закупок .

    6-й уровень

    Согласно стандарту, эти сотрудники составляют планы и планы-графики закупок, публикуют их и при необходимости вносят изменения. При формировании планов они устанавливают и обосновывают начальные (максимальные) цены контрактов.

    Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже входит в круг обязанностей специалиста 6-го уровня квалификации. Помимо этого к его функциям относится:

    • согласование требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативным затратам на них;
    • организация и контроль разработки проектов контрактов;
    • составление и публикация отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций .

    7-й уровень

    Работник с таким уровнем квалификации сможет занять должность ведущего специалиста, контрактного управляющего, работника или руководителя контрактной службы, руководителя или замруководителя подразделения.

    По стандарту в число его обязанностей включен сбор информации о ходе исполнения контракта, в том числе о возникающих сложностях. Если контрагент нарушил условия контракта, он передает информацию о нем для занесения в реестр недобросовестных поставщиков.

    Еще одна функция - организация приемки отдельных этапов исполнения контракта. В частности, такой специалист привлекает экспертов и экспертные организации к проверке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Кроме того, ему можно будет поручить взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении или расторжении контракта.

    Важно запомнить

    При аудите, в частности, оценивают выполнение условий контрактов по срокам и объему, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования.

    8-й уровень

    Советник, заместитель руководителя и руководитель - эти должности могут занимать только специалисты 8-го уровня квалификации.

    В перечень их трудовых функций входит мониторинг и аудит закупок. Напомним, что мониторинг обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 это Минэкономразвития России.

    А аудитом занимаются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы, созданные представительными органами муниципальных образований.

    Таблица 2. Должность и функции эксперта в зависимости от уровня его квалификации

    № уровня

    Должность

    Трудовые функции

    Консультант (специалист) по закупкам

    1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
    2. Консультирование по закупочным процедурам

    Эксперт по закупкам

    1. Экспертиза закупочной процедуры;
    2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

    Руководитель или директор (заместитель руководителя или директора) управления, департамента, организации

    1. Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок;
    2. Проведение аттестации (сертификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации;
    3. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

    Стандарт «Эксперт в сфере закупок»

    К работникам контрактных служб данный стандарт отношения не имеет. Однако в определенных случаях эксперты и экспертные организации оказывают учреждениям услуги. Варианты должностей и трудовых функций таких работников . Эксперты в сфере закупок консультируют клиентов, проводят по их заказу экспертизы, исследуют теоретические и практические проблемы закупок. Стандартом предусмотрено три уровня квалификации: 6-й, 7-й и 8-й. Это означает, что эксперт любой категории должен иметь высшее образование.

    Сотруднику 6-го уровня квалификации требуется как минимум трехлетний опыт в сфере закупок. Он занимается мониторингом цен на товары, работы, услуги и учетом информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий, а также размещает в ЕИС сведения и документы в рамках закупочной деятельности.

    Эксперты 7-го уровня дают экспертную оценку закупочной документации, заявок на участие и результатов исполнения контракта. Минимальный опыт работы в сфере закупок - четыре года.

    В топ-менеджмент экспертной организации должны входить эксперты самого высокого, 8-го уровня . Они распределяют между работниками производственные задания и контролируют их выполнение.

    В заключение отметим, что оба подготовленных Минтрудом России стандарта предусматривают ряд этических норм, которые обязаны соблюдать как рядовые работники сферы закупок, так и руководители.

    1. соблюдать конфиденциальность информации и этику делового общения;
    2. занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
    3. не разглашать материалы рабочих исследований;
    4. не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
    5. не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
    6. не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

    Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»