Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Кризис среднего возраста: время собирать камни. "десятилетие роковой черты" Разрешение кризиса среднего возраста

    Кризис среднего возраста: время собирать камни.

    Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

    Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью.

    Убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

    Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

    Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети (8).

    Другой вид гибкости, который тоже необходим – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

    В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше – профессиональному развитию.

    Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют “десятилетием роковой черты” и “кризисом середины жизни”. Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как “есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу”. Вместо этого они констатируют: “Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере”. В 20 и 30 лет человек может быть “подающим надежды” - люди могут сказать о нем: “Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор”, но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем. Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: “Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины”. Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. “Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...”. Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что “импульсивный блеск” молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий напряженную жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так “выкладываться”. Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии. Главные проблемы. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на “мозги”, а не на “мышцы”. Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость. Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает “способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к такого рода застою, который описал Эриксон. Другой вид гибкости, который тоже необходим - это “духовная гибкость”. Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Стабилизация. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше - профессиональному развитию.

    Текущая страница: 31 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

    Шрифт:

    100% +

    10.3
    Стадии и кризисы на этапе взрослости: возрастной подход

    Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, работающие в русле возрастного подхода, – это проблема периодизации взрослости. Предлагаемые решения многообразны: критерии построения периодизации, число выделяемых периодов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (см. [Ананьев, 1980; Гамезо, Герасимова и др., 1999; Крайг, 2000; Эриксон, 2000] и др.).

    Дж. Биррен, один из исследователей развития человека [Ананьев, 1980], подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет). С точки зрения Б. Г. Ананьева , более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости, старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл, старение, состоит из трех стадий: удаление от дел (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

    Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды [Ананьев, 1980].

    1. Средний (зрелый) возраст включает два периода:

    а) 22–35 лет для мужчин и 21–35 лет для женщин;

    б) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

    2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

    3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

    4. Долгожители: старше 90 лет.

    Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте [Крайг, 2000], обычно весь этап взрослости условно подразделяют на три периода :

    1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

    2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

    3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

    На эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

    Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании нормативных кризисных периодов , которые «необходимо возникают на жизненном пути большинства людей» [Ниемеля, 1982, с. 133] и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; подтвердить или переоценить прежде поставленные цели и сделанные выборы, принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период. Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса , которая подразумевает «заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности» [Шаповаленко, 2004, с. 293]. Некоторые считают более подходящей модель перехода , когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

    Как указывает Б. С. Братусь , кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства:

    Они не столь привязаны к возрасту;

    В большей степени зависят от социальной ситуации развития;

    Проходят достаточно осознанно;

    Протекают более скрыто, недемонстративно.

    Кроме того, решающая роль в преодолении кризисных периодов взрослости принадлежит самому человеку – субъекту собственной жизни и связана с необходимостью активной внутриличностной работы по осмыслению своего «Я» и своей жизни.

    В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года, около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет (кризис середины жизни), 55–60 лет [Ливехуд, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Шихи, 1999].

    Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы нормативных возрастных кризисов даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

    Кризис юности (17 -22 года) .1
    Название кризисных периодов из работы Слободчикова, Исаева .

    Важными вопросами этой фазы являются вопросы: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». На них еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения [Ливехуд, 2000]. «В этой ситуации “сила страстей” ускоряет и интенсифицирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс… Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении» [Ливехуд, 2000, с. 151]. Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя – суть пере хода к ранней взрослости, Г. Шихи называет данный кризис «отрывом от родительских корней ». Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы и «ждет встречи со мной», возникает желание оставить родительское гнездо, начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом.

    Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие. Молодые люди, которые достойно принимают кризис, т. е. не уходят от вопросов: «Кто я?», «Как мне воплотить мои мечты?», «Какой путь выбрать?», «Куда я иду?», «Кто может мне помочь?», «Как добиться цели?» – обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой [Шихи, 1999].

    Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что какие-то вещи переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга(и), карьеры, жизненных целей), что иногда приводит к смене профессии, пересмотру отношений с окружающими людьми, к разводу. Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители хотят завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные со стремлением что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Как указывает Г. Шихи , появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег . Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Задача данного кризиса – коррекция жизненного плана. Должен быть сделан новый выбор или проанализирован и подтвержден прежний; необходимо превратить свою мечту в определенные цели или отказаться от нее и заменить новой; должны измениться или углубиться внутренние ориентиры, принятие тех частей «Я», которые были оставлены без внимания в 20 лет; необходима духовная работа по осознанию своего призвания и места в жизни.

    Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40–45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть подающим надежды, то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Человек оказывается перед «пропастью, которая разделяет наше представление о себе в двадцатилетнем возрасте, и реальность жизни, которую мы ощущаем к сорока годам» [Шихи, 1999, с. 301]. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. В этот период человек энергично ищет правду о себе, чтобы увидеть мир в правильной перспективе [Там же]. «Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступить короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую» [Ливехуд, 1994, с. 178]. Нередко люди в этом возрасте охвачены паникой, страхами и депрессией, они определяют свое состояние как «жизнь в подвешенном состоянии». Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни, период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей.

    Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами [Головаха, Кроник, 1984]. Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни.

    1. Кризис нереализованности : то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения.

    2. Кризис опустошенности : все, что человек наметил, достигнуто, или те цели, к которым он стремился, теряют свою актуальность и значимость, перестают быть желанными; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим становится переживание, что он – «уже выкуренная сигарета».

    3. Кризис бесперспективности : отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина безнадежного застоя, гарантированной скуки, человек не видит путей развития или самореализации.

    Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа «Я», переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как «духовное созревание». Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг .

    Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов , которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. «С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прожитое проходит перед тобой, непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. Кто-то думает: “Если бы впереди у меня еще было время, которое я раньше пропускал как песок сквозь пальцы”. В этой жизни больше нет большого будущего, что же останется наперекор всему? В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось» [Ливехуд, 2000, с. 191]. Именно потому этот период описывается как время внутреннего конфликта : необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию и ограничению. Начинает ухудшаться здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании и внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в 55–60 лет субъективно не ощущает себя старым [Гамезо, Герасимова и др., 1999].

    У некоторых людей появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа, опять необходимо пройти через «умри и восстань»: «Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить» [Ливехуд, 2000, с. 191].

    Контрольные вопросы

    1. Что изучает акмеология?

    2. Каковы особенности развития взрослого человека?

    3. Раскройте подходы к исследованию развития взрослого человека (биографический, возрастной и др.).

    4. В чем отличие нормативных событий жизни от ненормативных? Приведите примеры.

    5. В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости?

    6. Охарактеризуйте стадии и кризисы на этапе взрослости.

    7. В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

    8. В чем заключается разница между моделью кризисов и моделью переходов?

    9. Каковы особенности проявления кризиса молодости? Какая основная задача данного кризиса?

    10. В чем суть кризиса середины жизни? Раскройте варианты проявления кризиса середины жизни.

    Тестовые задания
    Рекомендуемая литература

    Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

    Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

    Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

    Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

    Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

    Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

    Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

    Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

    Глава 11
    Ранняя взрослость
    11.1
    Задачи развития ранней взрослости

    Период ранней взрослости (приблизительно 20–35/40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Но по крайней мере в современном обществе достижение взрослого статуса не имеет точных общепринятых критериев [Кле, 1991]. Переход к взрослости представляет собой постоянно усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Этот переход отмечен определенным числом событий: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, поиски партнера и создание интимных отношений, однако порядок и последовательность которых, время их протекания меняются в ходе общественно-исторического развития социальных формаций в целом. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в современном обществе оно не институциализировано и определяется по изменчивым и нормативным критериям [Там же]. Кроме того, молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым (например, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с другими людьми) еще нет [Кон, 1984]. Понятие взрослости, согласно И. С. Кону, подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, самореализацию.

    Период ранней взрослости насыщен значимыми событиями, так или иначе влияющими на ход жизни. В этой возрастной фазе человек заканчивает учебу, приобщается к трудовой деятельности, вступает в брак, заводит детей, определяет общий стиль жизни и конкретные задачи на будущее, устанавливает круг друзей различной степени близости, корригирует ценностные ориентации в соответствии с новым «взрослым» статусом и новыми жизненными планами. Во всех сферах проявляется стремление к экспансии и достижениям [Юнг, 1993]. На этом возрастном этапе человек должен развить в себе соответствующую «порцию творческих способностей» [Ливехуд, 2000], чтобы построить свое будущее. Главная цель молодости, по мнению А. В. Толстых , заключается в реализации возможностей саморазвития .

    Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершает ошибки, принимает неправильные решения и делает неправильные выборы [Кулюткин, 1985].

    Согласно модели развития взрослых, разработанной американским геронтологом Р. Хейвигхерстом [Крайг, 2000], задачами ранней взрослости являются:

    Выбор супруга(и);

    Подготовка к супружеской жизни;

    Создание семьи;

    Воспитание детей;

    Ведение домашнего хозяйства;

    Начало профессиональной деятельности;

    Принятие гражданской ответственности;

    Нахождение соответствующей социальной группы.

    Человек в период ранней взрослости стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем. По мнению Э. Эриксона , главная проблема, требующая своего разрешения, – противоречие между близостью и изоляцией . Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, он будет переживать изоляцию.

    Л. А. Регуш выделяет следующие главные проблемы психического развития, с которыми можно столкнуться в ранней взрослости:

    Близость против изоляции (одиночество как образ жизни);

    Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности;

    Проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек);

    Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

    Согласно исследованию американского психолога Д. Левинсона [Крайг, 2000], чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами , возникающими в процессе развития:

    1) увязать мечты с реальностью;

    2) найти наставника;

    3) обеспечить себе карьеру;

    4) наладить интимные отношения.

    На первом этапе периода ранней взрослости мечты слабо связаны с реальностью, но их наличие очень важно для развития, поскольку их самый важный аспект – способность вдохновлять мужчину в выбранной им деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает строить свою взрослую жизнь, учитывая реальность, он относится ко всему с разумным оптимизмом. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, так же как и полное отсутствие мечты, не способствуют развитию. В осуществлении мечты огромную помощь может оказать наставник, способный вселить уверенность в молодого человека, одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель – ребенок» к отношениям на равных «взрослый – взрослый». Решение задачи построения карьеры выходит далеко за рамки простого выбора профессии и связано с достижением самоопределения в период взрослости. Установление близких отношений также очень важно для молодого человека: он пополняет свой багаж знаний о себе и об отношениях с женщинами, выясняет свои сильные и слабые стороны. Крайне важны, согласно Д. Левинсону, близкие отношения с «особенной женщиной», той, которая помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды, способствуя осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем [Крайг, 2000].

    Исследования Д. Левинсоном группы женщин показывают, что их вхождение во взрослость состоит из выполнения тех же четырех задач, что решают и мужчины, однако опыт женщин существенно отличается от мужского. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам присуща расщепленность: они стремятся сочетать карьеру и замужество. Даже тогда, когда коллеги и члены семьи считают, что женщины добились успеха, сами они чувствуют, что жертвуют либо карьерой, либо семьей. Хотя наличие наставника важно и для карьеры, и для устройства жизни, женщинам редко удается найти того, кто помог бы им реализовать мечту. Женщины также позже по сравнению с мужчинами устраивают свою карьеру, долго находясь в периоде профессионального ученичества.

    Слово «кризис» происходит от греческого krineo, что означает «разделение дорог ». Мужчина в кризисе – как витязь на распутье. Стоит и раздумывает: куда же ему податься? Может, попробуем ненавязчиво направить его по верному пути?

    Кризис среднего возраста приключается с мужчинами лет в 30–40. У кого-то чуть раньше, а у кого-то позже. Как его только не называют – «кризис середины жизни», «десятилетие роковой черты», а то и просто – «седина в бороду – бес в ребро».

    Вдруг осеняет мысль: жизнь-то проходит, а я еще не испытал, не успел, не изведал… «Сейчас или никогда!» – решает мужчина и в спринтерском рывке бросается догонять убегающий поезд. Охваченный «охотой к перемене мест», он меняет работу, круг общения, жену… В общем, идет вразнос. Или наоборот – ложится на диван, где и проводит большую часть времени, ностальгируя по прошедшим годам и сожалея об упущенных возможностях.

    История первая: САША
    Ему 36, но он не любит об этом вспоминать и всячески маскирует свой возраст. Стиль его одежды иначе как «до 16 и старше» не назовешь: брючки в облипку, пестрые рубашки, кофточки с капюшоном – все, что обычно носят тинейджеры. Голову украшает неизменная красная бейсболка – ее Саша надевает и на пир, и в мир, и в добрые люди. То ли считает, что этот головной убор – лучшее дополнение к его спортивно-подростковому стилю, то ли просто маскирует им намечающуюся лысину – ведь лысых подростков не бывает.

    Десять лет назад Саша женился на девушке, которая ждала от него ребенка, и развелся с ней, едва этот самый ребенок появился на свет. Сыну он иногда звонит, но встречается с ним редко. Официально узами Гименея Саша себя больше не связывал, предпочитая короткие, ни к чему не обязывающие романы. Все его подруги, как, впрочем, и друзья, лет на 10–15 его моложе, что Сашу ничуть не смущает. Ведь он тоже, по его словам, ощущает себя на двадцать.

    Живет он один, путешествует по миру исключительно автостопом, прыгает с парашютом, мечтает освоить дельтаплан и считает, что никакой кризис среднего возраста ему не грозит. Он совсем как Питер Пен – мальчик, который умел летать и не хотел становиться взрослым.

    Взрослеть все равно придется!
    Проблему можно отрицать сколько угодно, но противоречие между реальным возрастом и неадекватным ему поведением налицо. Саша не принимает себя тридцатишестилетнего, пытаясь удержать уходящую молодость. Это случается и с некоторыми женщинами, пытающимися в 40 лет выглядеть младшими сестричками-подружками своих подрастающих дочерей.

    Стоит задать самому себе вопрос: почему я так себя веду? Что хочу этим показать? Почему не желаю взрослеть? Может, я боюсь одиночества? И обдумать это – чем скорей, тем лучше. В конце концов, 36 – это не так уж много. Еще есть время что-то в своей жизни изменить. Например, наладить отношения с сыном. Что, несомненно, повышает шансы избежать одиночества. А прыжки с парашютом – это здорово. Почему бы и нет?

    История вторая: АНДРЕЙ
    Он очень рано женился – в 19. Когда его ровесники бегали на свидания и отплясывали на дискотеке, он разрывался между пеленками, конспектами и соседним магазином, где подрабатывал грузчиком. Сейчас его дочкам-двойняшкам уже по 17 лет, ему самому 37. Всю свою жизнь он учился, работал, помогал жене растить детей, делал карьеру, создавал свой бизнес, терял его и создавал заново… А потом он устал. Так и сказал жене: «Я устал и хочу побыть один. Отдохнуть». И уехал на дачу.

    Спустя неделю измученная подозрениями и нехорошими предчувствиями жена решила, что пора, наконец, во всем этом разобраться. Села в машину и взяла курс на дачный поселок. Что он там делает? С кем он? Всю дорогу ее воображение рисовало картины одну страшней другой. Поэтому, когда она поднималась на крыльцо их дачного дома, то уже заранее кипела от праведного гнева. Когда бралась за ручку входной двери – предвкушала скорую расправу над соперницей. Но потом решила сперва заглянуть в окно. Оно не было занавешено, в доме горел свет, поэтому то, что там происходило, было видно, как на ладони. А происходило нечто невообразимое…

    На полу, прямо посреди комнаты, сидел Андрей, а перед ним, там же, на полу, раскинулась… игрушечная железная дорога. Рельсы, пластмассовые домики, станции, горы, тоннели, деревья, люди… И между ними резво мчится маленький поезд…

    Последние игрушки
    Уже в 19 лет на плечи Андрея легли нелегкие обязанности – мужа, отца двоих детей, главы семьи и добытчика. А между тем в душе он оставался мальчишкой, не доигравшим в паровозики. Ему всегда казалось, что впереди еще много времени, но вот дочкам уже по 17, не за горами то время, когда он станет дедушкой. Большая половина жизни прожита, а впереди… что впереди? Правильно ли я жил? Что хорошего видел? А что было бы, если...

    Скорее всего, Андрей уединился на даче, чтобы задать себе эти вопросы и поискать на них ответы, а не для того, чтобы поиграть в паровозики. Но тем не менее детская железная дорога – это очень символично. Не зря же говорят, что мужчины – как дети. И даже в самом «крутом» и мужественном из них живет мальчишка. А самая большая в мире коллекция игрушечных железных дорог принадлежит, по слухам, такому «крепкому орешку», как Брюс Уиллис…

    Жена Андрея в дом тогда так и не вошла. Потрясенная увиденным, она уехала в Москву. А когда туда вернулся и Андрей, сумела найти для него такие слова и так устроить их дальнейшую жизнь, что кризис у мужа вскоре закончился. Сейчас они где-то путешествуют, кажется, отправились в парижский Диснейленд. А о своей поездке на дачу она ему так и не рассказала.

    Что делать женщине?
    Как быть, если ваш мужчина начал чудить? Как помочь ему и себе пережить кризис с наименьшими потерями?

    1. Не паниковать! Ваша ситуация – не исключение. Это случается в абсолютном большинстве семей. Наберитесь терпения, все проходит. И это пройдет.
    2. Не спешите с обвинениями и выражением недовольства. Не устраивайте истерик. Вместо этого попытайтесь понять: «Почему он так себя ведет?»

      Постарайтесь сохранять спокойствие и уверенность в себе. Мужчине сейчас как никогда нужна опора. Пусть лучше поддержка исходит от вас, а не от кого-то другого.

      Если он засел писать «грандиозный роман, который перевернет весь мир», увлекся «моржеванием» или решил разводить шампиньоны в домашних условиях – не спешите крутить пальцем у виска. Вам что, жалко? А еще лучше – станьте ему соратницей. Совместное выращивание шампиньонов укрепляет семью!

      Все описанное в предыдущем абзаце касается и сексуальных отношений. Здесь тоже лучше стать соратницей, пока ею не стал кто-то еще. И здесь тоже категорически не рекомендуется крутить пальцем у виска, а то… сами понимаете.

      Стараться хорошо выглядеть надо всегда. В этот период – особенно. Будьте вне конкуренции. Но при этом помните – ухоженная внешность, модная прическа и дорогая одежда не стоят ровным счетом ничего, если в ваших глазах не светится искренняя заинтересованность судьбой вашего мужчины.

      Даже если со словами: «Ты никогда меня не понимала, но наконец-то я нашел ТУ, которая оценила меня по достоинству!» он в поисках лучшей жизни уходит из дома, опыт показывает, что это, как правило, не надолго. Скорее всего, он вернется обратно. Если, конечно, примете.

    А вообще история знает множество примеров, когда именно после 30–40 лет человек находил в себе какой-нибудь скрытый доселе талант и начинал новую, интересную жизнь. Здесь мужчинам есть чему поучиться у более гибких и стрессоустойчивых женщин: они, вместо того чтобы предаваться вселенской скорби, лежа на диване, получают новое образование, начинают рисовать картины и писать книги. В особенности милые дамы преуспели в детективном жанре.

    Все кризисы рано или поздно заканчиваются. Бури утихают, взрослые дяденьки убирают подальше свои красные бейсболки, коробки с железными дорогами прячутся на антресоли, блудные мужья возвращаются в семьи, жизнь налаживается…

    А есть и такие мужчины, у которых никакого кризиса не бывает вовсе. Или проходит он незаметно. Их мало, но, говорят, они встречаются – те, о которых поэт сказал: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…» А может, им просто достались мудрые жены?

    Этих свадебных тонкостей ты еще не знаешь! >>

    Эриксон (1964) рассматривает работу как человеческую добродетель, наиболее тесно связанную с неуспокоенностью, зрелые люди - это те, которые заботятся о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, или о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут.

    Теория Эриксона сфокусирована на детских стадиях развития: рассмотрение среднего возраста, которое содержится в ней, кратко и сформулировано в очень общих терминах. Теоретики, которые сосредоточивали свое внимание на среднем возрасте, пытались разработать некоторые из проблем этого возраста, описывая большее число важных вопросов и определяя большее число стадий. Важно заметить, что эти стадии были разработаны почти исключительно на основе изучения белых людей среднего класса. Вполне возможно, что эти стадии представляют критические периоды, отражающие особенности карьеры и стиля жизни людей именно этого класса, и для других популяций могут быть установлены другие стадии. Тем не менее уже то, что у большого числа людей «жизненные кризисы» имеют место приблизительно в одном и том же возрасте, служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

    Вспомним сначала стадии развития молодых людей, которые предшествуют стадиям среднего возраста. Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруги и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять. Позже, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит до развода и смены профессии. Наконец, первые годы после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждаемыми выборами.

    Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» (Ший, 1976) и «кризисом середины жизни» (Джеке, 1965). Ее главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью обнаруживающийся вдруг с устрашающей резкостью. Заполняя опросники, люди в возрасте 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере» (Гоулд, 1975). В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 лет уже никто так не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.