Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Что было сказано на закрытом ужине в Вашингтоне
  • Магия чисел Луна во льве когда
  • Сонник ловить рыбу, к чему снится ловля рыбы во сне
  • К чему снится букет роз: подарить, покупать, найти, украшать
  • Приснилось золото: особенности толкования по сонникам
  • Краткая оценка пушкарева. Дискуссии в исторической литературе Проводимая им европеизация носила насильственный спешный

    Краткая оценка пушкарева. Дискуссии в исторической литературе Проводимая им европеизация носила насильственный спешный

    МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (1613 – 1645)

    “Отсутствие у Михаила ярких талантов могло в тогдашней ситуации оказаться даже преимуществом: страна устала, она ждала покоя, осторожной консервативной политики. Романовы устраивали всех”.

    “Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой”.

    “После бури смуты пришло спокойное, но “душное” время, когда невозможно было проявить свой талант, когда мысли приходилось утаивать. Смута несла надежды, успокоение вызывало разочарование.

    Новая власть настойчиво стремилась вытравить из памяти русских людей то время, когда царя избирали, когда можно было раздумывать, спорить и решать, кто будет царем в Российском государстве”.

    (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI – XVIII вв. М. 1995 г. с. 125)

    “В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Но последние двенадцать лет Михаил Федорович правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих"”

    (Энциклопедия для детей. История России М. 1997 г. т. 5 с. 387)

    "Михаил Романов хотя и был от природы человеком неглупым, из-за своей меланхоличности и недостатка образования (вступая на трон он едва умел читать) не был способен управлять страной.

    Набожный до фанатизма, молодой царь во всем покорялся воле отца и матери".

    (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI – XVIII вв. М. 1995 г.)

    АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ (1645 – 1676)

    “Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии, в богослужении, в законах, понимал и любил духовную музыку. Он был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл в истории”.

    “Внешняя мягкость его была обманчивой. Этот государь обладал твердым характером. Так, он без колебаний изгонял вчерашних любимцев, которые начинали навязывать свои идеи”.

    (См. Энциклопедия для детей. История Росси. М. 1997 г. т. 5 с. 387)

    Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление”.

    (См. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М. 1993)

    “При всей своей живости, как отмечали современники царя, Алексей Михайлович был безвольным и малодушным человеком. Он не знал радости в труде. Сначала за него правил Б.И. Морозов, затем Н.И. Одоевский, и т.д. Добродушный и безвольный, подвижный, но не энергичный царь Алексей не мог быть борцом и реформатором.”

    (Б.Г. Пашков, Русь. Россия. Российская империя М. 1997 г. с. 338)

    “Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русскую землю”.

    (См. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М. 1993)

    ПЁТР I (1682-1725)

    Существуют разные точки зрения характеризующие личность Петра I. Согласны ли вы с одной из оценок Петра I как революционера на троне?

    “В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий император был под стать своей огромной державе, напоминающий гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище.”

    (Энциклопедия для детей. История России. М.1997 т.5 ч.1 с.500)

    “Будучи поклонником законности справедливости и правопорядка, Петр, однако, не проявлял достаточной выдержки и самодисциплины, мало уважал личное достоинство окружающих, а иногда отдаваясь припадкам раздражения и гнева, проявлял дикую и совершено излишнюю жестокость, как в черные дни массовых казней московских стрельцов”.

    (С.Г. Пушкарев Обзор Русской истории С.1993г.с.262)

    “Привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту, он сознавал и не раз подчеркивал, что он - абсолютный монарх, м все, что он делает и говорит не подвластно людскому суду: лишь бог спросит за все и хорошее и плохое”.

    (В.И. Буганов, П.Н. Зырянов История России конец XVII - XIX вв. с. 41)

    Реформаторская деятельность Петра I

    “Велики были его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота, он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран; наконец, он заложил основы культуры, которая дала такие обильные плоды в XIX в”.

    “Значения петровских преобразований для России и Европы велико. Россия и “прорубила окно в Европу”, вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер деятельности. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он - пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по настоящему любит Отечество и радеет за него”.

    (Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997 с.386)

    “Реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации”.7)

    (Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 49

    “С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так; если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей”

    Петр I

    (Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 497)

    “Петр I правил “наездами”; проводя преобразования во всероссийском масштабе и подчас не имел возможности вникнуть в суть частных проблем, он передоверял их приближенным и отнюдь не всегда мог проконтролировать деятельность этих людей. Подобное положение дел открывало дорогу многочисленным служебным злоупотреблениям, вполне обычным в Петровское время.

    (Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 498)

    “Реформы Петра I при всей прогрессивности оборачивались для трудящихся новыми налогами, повинностями и тяготами, намного превышающими тяготы предшествующих царствований”.

    (История отечества по ред. Б.А. Рыбакова, А.К. Преображенского М. 1993 г. с. 220)

    “Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь “немецкими” кафтанами и париками старые московские слабости и пороки. С другой стороны, резкая и внезапная европеизация общественной верхушки оторвала эту последнюю от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в Московской Руси, сделало дворянство и чиновничество иностранцами в собственной стране.”

    (С.Г. Пушкарев Обзор Русской истории С. 1993 г. с. 262)

    “Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации - дух законной свободы и гражданственности - был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей”.

    М.А. Фонвизин

    (См. История России под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П.1997 г.)

    АННА ИОАННОВНА (1730-1740)

    “В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня”.

    (См. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI - XVIII вв. М. 1995 г. с. 289)

    “Императрица, грубая, необразованная, лишенная высших интересов и чувства долга и мало интересующаяся государственными делами, отдала управление государством в руки окружавшей ее кучки немцев. В это время сама императрица развлекалась роскошными торжествами и забавами. На устройство этих забав и на подарки любимцам Анна щедрою рукою тратила казенные деньги, которые собирались с крестьян при помощи военных экзекуций...”

    (С.Г. Пушкарев Обзор русской истории Ставр. 1993 г. с. 267)

    “В общем, в лице Анны Иоанновны на русском престоле царствовала женщина с типичными чертами крепостницы-помещицы. Анна Иоанновна вошла в историю под именем кровавой, а период ее правления назван бироновщиной”.

    (Б.Г. Пашков Русь. Россия. Российская империя М. 1997 г. с. 397)

    ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

    “В целом же правление Елизаветы было мягким. Необузданных “птенцов” Петра I и бездушных немцев времен Анны Иоановны сменило поколение людей”.

    (Б.Г. Пашков Русь. Россия. Российская империя М.1997 г. с.410)

    “Историки часто писали об отсутствии в годы правления Елизаветы Петровны громких дел и масштабных преобразований. Однако первый театр, Московский университет, распространение изящных искусств, отмена смертной казни за обычные уголовные преступления, Царское село, Зимний дворец и Смольный монастырь - это ли не облик эпохи Елизаветы”.

    (См. Энциклопедия для детей Т.5 ч.2 с.97)

    “Елизавета серьезное внимание уделяла лишь внешней политике, передоверив управление огромной империей своим министрам. Необъятную власть она использовала не для №служения Отечеству, а лишь для удовольствия”.

    (См. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI - XVIII вв. М.1995 г. с.299)

    “...время Елизаветы характеризуется сменой немецкого влияния, господствовавшего в предшествующую эпоху, французским культурным влиянием: французские моды, французский язык, французская литература начинают в эту пору завоевывать русское образованное общество для того, чтобы окончательно восторжествовать в нем в эпоху Екатерины”.

    (С.Г. Пушкарев Обзор русской истории Ставр.1993 г. с.272)

    ЕКАТЕРИНА II (1762-1796)

    “Природа дала Екатерине II большой ум. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщённому материалу своеобразной внешний вид. Это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспособляться к внешним обстоятельствам.

    Екатерина не любила скучного, печального, слишком учёного, чересчур чувствительного.”

    (Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997 с.449-450)

    Люди, близко видевшие её, находили в ней, немало слабостей. Её упрекали в славолюбии, “в самолюбии до бесконечности”, в тщеславии любви к лести.

    Привычка к удаче сделала её несколько самонадеянной и очень обидчивой. Она раздражалась не только порицанием её действий, но и мнениями, с которыми была не согласна “

    (см. Ключевский В.О. Афоризмы. “Исторические портреты” и этюды” М. 1993 с.245,247)

    Что же означали реформы Екатерининского царствования-движение вперёд или топтание на месте, застой?

    “В эпоху Екатерины II была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу, Армия и Флот доставили немало славных побед России.

    “История правления императрицы Екатерины II - история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился “мудрец на троне”: в России не ослабли самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились”.

    (См. Энциклопедия для детей М. 1997 г. т. 5 ч. 2 с. 126)

    “В целом царствование Екатерины было временем определенной внутриполитической стабильности. Это период расцвета русской культуры и просвещения. Ее царствование вошло в историю как время просвещенного абсолютизма. Екатерина сделала второй, после Петра Великого, шаг по пути европеизации страны, и первый по пути реформирования ее в либерально – просветительном духе”.

    “Екатерина II довела “до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история” - и это заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля”

    (Платонов С.Ф. см История России IX - XX вв. под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П. С-П. 1997 г. с. 203)

    “Реформы Екатерины не имели радикального характера, не меняли существа ни политической системы, ни общественных отношений, не влияли сколько ни будь решительно на положение какой - либо социальной группы. Поиски в политических реформах Екатерины каких - либо буржуазных тенденций - дело бесперспективное”.

    (Каменский А.Б, Вопросы истории №3 1989 г. с. 82)

    “Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и желанием европеизировать страну оказались неоконченными и нерезультативными, отвергнутыми русской действительностью”.

    (См История России IX - XX вв. под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П. С-П. 1997 г. с. 202)

    Внешняя политика Екатерины II

    “В области внешней политики Екатерина с самого начала заняла твердую позицию и с иностранными дипломатами держалась гордо и высокомерно. “С первых дней царствования она крепко взяла внешнюю политику в свои руки и не выпускала ее до самой смерти”.

    “Это было время военных побед, достижений в области военного искусства - время Румянцева, Суворова, Ушакова. Внешнеполитические успехи и знаменитые виктории на суше и на море сыграли важную роль в развитии русского национального самосознания”.

    (Каменский А.Б. Екатерина II. Вопросы истории № 3 1989 г. с. 82 - 85)

    “Внешнеполитические успехи оказались несоизмеримыми с материальными и людскими затратами. Что же касается Польши, то последствия “успехов” политики Екатерины в отношении этой страны ощущаются по сей день”.

    “В целом характер внешней политики Екатерины II может быть определен как экспансионистский. Не принимались в расчет ни “естественная справедливость”, ни судьбы и интересы других народов. Роль сыгранная царизмом в деле уничтожения польского государства, является позорным пятном в его истории. Внешнеполитический экспансионизм Екатерины вряд ли можно оправдать в данном случае “благородным” мотивом объединения восточно - славянских земель”.

    (Каменский А.Б. Екатерина II. Вопросы истории № 3 1989 г. с. 82-85)

    Полное приложение содержит тезисы обо всех первых лицах государства.

    I.Выберите правильный ответ:

    А) в Киеве
    Б) в Новгороде
    В) в Любече
    Г) в Ростове
    2.Что такое Боярская дума?
    А) судебный орган при князе


    3. Андрей Боголюбский княжил:

    Б) в Киевском княжестве
    В) в Черниговском княжестве


    А) Киеве
    Б) Смоленске
    В) Суздале
    Г) Новгороде
    5. 1223 год-это год …
    А) Невской битвы
    Б) Куликовской битвы
    В) Ледового побоища
    Г) битвы на Калке

    А) Владимир
    Б) Рязань
    В) Козельск
    Г) Киев

    А) князь Олег 1.980-1015 гг




    III. Объясните понятия:
    А) древнерусское государство-
    Б) полюдье -
    В) баскак-
    IV. Кто лишний и почему?


    1 вариант

    I.Выберите правильный ответ:

    1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

    А) в Киеве

    Б) в Новгороде

    В) в Любече

    Г) в Ростове

    2.Что такое Боярская дума?

    А) судебный орган при князе

    Б) правительственный орган в Новгороде

    В) совещательный орган при князе

    3. Андрей Боголюбский княжил:

    А) в Галицко-Волынском княжестве

    Б) в Киевском княжестве

    В) в Черниговском княжестве

    Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

    4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:

    Б) Смоленске

    В) Суздале

    Г) Новгороде

    5. 1223 год-это год …

    А) Невской битвы

    Б) Куликовской битвы

    В) Ледового побоища

    Г) битвы на Калке

    6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

    А) Владимир

    Б) Рязань

    В) Козельск

    II.Соотнесите князей и годы правления:

    А) князь Олег 1.980-1015 гг

    Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг

    В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг

    Г) князь Владимир 4. 882-912 гг

    Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг

    III. Объясните понятия:

    А) древнерусское государство-

    Б) полюдье -

    В) баскак-

    IV. Кто лишний и почему?

    А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор

    V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

    VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

    «… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

    Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

    ВОПРОСЫ:

    1) Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

    2) Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с

    Владимиром Мономахом и Александром Невским?

    Задание на анализ документа! Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и дайте ответы на вопросы. "...Не сидел во дворце

    подобно прежним царям, рассылая всюду указы,направляя деятельность подчиненных... Предоставляя действовать во фронте своим генералом и адмиралам и адмиралам...,он оставался обычно позади своей армии,устроял ее тыл,набирал рекрутов,составлял планы военных движений,строил корабли и военные заводы,заставлял амуницию, провиант и боевые снаряды,все запасал,всех ободрял,понукал,бранился,дрался,вешал,скакал из одного конца государства в другой,был чем-то вроде генерал-фельдцехмейстера,генерала-провиантмейстера и корабельного обер-мастера

    1-О ком идет речь?

    2-Назовите хронологический период истории России,в котором имело место описанное событие.

    3-Охарактеризуйте смысл проводившихся мероприятий!

    6. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление

    князя Олега?


    2) Подписание выгодного для Руси договор
    3) Убийство Аскольда и Дира
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева
    6) Сохранение единства Руси
    Ответ:
    7. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.
    ОТРЫВКИ
    A) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.»
    Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму на имут.»
    B) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - будет мне врагом.»
    Г) «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добдешь, и нам. И послушал их Игорь пошел... за данью, и прибавил к пре-жней дани новую.»
    СОБЫТИЯ
    А
    Б
    В
    Г
    1) походы князя Святослава
    2) призвание варягов
    3) восстание древлян
    4) крещение Руси
    5) съезд князей в Любече
    8. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика:
    «Он был хромоног, но ум у него был добрый, а на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
    Ответ:
    9. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют Правление князя Игоря?

    1) Неудачный поход в Византию
    2) Подписание выгодного для Руси договора 3) Убийство Аскольда и Дира
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева 6) Сохранение единства Руси
    Ответ:
    10. Установите соответствие между понятиями, относящи мися к истории Древней Руси, и их определениями.
    ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    А
    Б
    В
    Г
    А)изгои 1) крестьяне-общинники
    Б) смерды 2) управители господского дома
    В)холопы 3) люди, порвавшие с общиной
    Г) тиуны 4) низшая категория населения, по поло жению близкая к рабам
    5) крестьяне, взявшие ссуду
    11. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.
    «... Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности.»
    Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой?
    Ответ:
    12.Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Владимира?

    1) Неудачный поход в Византию
    2) Оборона Руси от печенегов
    3) Крещение Руси
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева 6) Языческая реформа

    Ответ:
    13. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
    КНЯЗЬЯ
    А)Владимир Мономах Б) Владимир Святославич
    В)Ярослав Мудрый Г) Игорь Старый
    А
    Б
    В
    Г
    СОБЫТИЯ
    разгром половцев
    объединение Киева и Новгорода
    восстание древлян
    крещение Руси
    принятие «Русской Правды»
    14. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
    «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».
    Ответ:
    15. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
    А) крещение Руси
    Б) разгром Хазарского царства
    В) объединение Новгорода и Киева
    Г) восстание древлян

    А1.Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?

    1) «Об обязанных крестьянах»

    2) «О вольных хлебопашцах»

    3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

    4) «О введении всеобщей воинской повинности»

    А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?

    1) боярство 3) купечество

    2) дворянство 4) духовенство (священство)

    А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

    1) Священному Синоду 3) Сенату

    2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

    А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

    1) посессионные 3) временнообязанные

    2) капиталистые 4) черносотенные

    А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

    «25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

    1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

    2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

    А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

    1) Смоленской 3) Ливонской

    2) Северной 4) Отечественной

    А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

    1) городские думы 3) губных старост

    2) мировых посредников 4) земские комитеты

    А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

    «Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

    1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

    2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

    А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право

    1) перехода в другие сословия

    2) избирать и быть избранными в Государственную думу

    3) выходить из общины и селиться в хуторах

    4) на все земли помещика

    А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

    «Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

    1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

    2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

    А11. Что из названного произошло в XIX веке?

    1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

    2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

    А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

    2) марксисты 4) народовольцы

    А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

    1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

    2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

    А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

    1) появлению первых мануфактур

    2) появлению первых общероссийских ярмарок

    3) уменьшению численности городского населения

    4) формированию фабричных центров

    А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

    1) западниками 3) славянофилами

    А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

    A) отмена рекрутского набора в армию

    Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

    B) создание губернских и уездных земств

    Г) запрещение продавать крестьян без земли

    Д) введение института присяжных заседателей

    Укажите верный ответ

    АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

    Замысливший Россию перебросить,

    Склонениям и нравам вопреки,

    За сотни лет к ее грядущим далям.

    «Приемы Петра были совершенно большевистские»,- вторит поэту Николай Бердяев.

    Здесь-то и возникает важнейшая, коренная проблема преобразований на русской почве: как, каким путем идти к осуществлению правды, справедливости, к всеобщему счастью? Путем ли насильственного прогресса, когда считалось нормальным, допустимым пожертвовать одной частью народа ради светлого будущего остальных, когда средством достижения высоких целей выбирали насилие, принуждение? Именно таким путем и шел Петр-реформатор.

    «Реформа Петра была неизбежна, - пишет Бердяев, - но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями. И народ ответил на это насилие созданием легенды о Петре как Антихристе».

    Насилие, составляющее суть экстраординарных мер, было зафиксировано в законах, заложено в устройстве государственного аппарата административно-репрессивного типа, отражено во всей системе иерархической власти. Именно в разнообразных формах насилия, ставшего регулятором созданной Петром системы, проявлялся ее тоталитаризм.

    Анисимов не согласен с той активностью, с какой преобразования проводились в жизнь царем.

    «Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».

    И все же и у явного критика деятельности Петра обнаруживаются точки соприкосновения, правда весьма своеобразные, с Ключевским и Платоновым.

    «Вместе с тем вся революционность Петра имела… консервативный характер. Модернизация институтов и структур власти ради консервации основополагающих принципов традиционного режима – вот что оказалось конечной целью».

    КРАТКАЯ ОЦЕНКА ПУШКАРЕВА

    В заключение обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком, бывшим нашим соотечественником С. Г. Пушкаревым.

    «…необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни…»

    «Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения».

    «Но есть и немало пятен на солнце Петра Великого. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер…»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теперь перейдем к конечной части данного сочинения, а именно подведем некоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

    Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

    И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».

    Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов все же признают Петра великим историческим деятелем.

    О, мощный властелин судьбы!

    Не так ли ты над самой бездной,

    На высоте, уздой железной,

    Россию поднял на дыбы?

    А.С. Пушкин

    Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и его деятельности в истории государства Российского. Ну а объективность в оценках событий того времени есть не что иное, как многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века. Надеюсь, что в небольшой степени, но мне все же удалось представить разнообразную картину петровских реформ глазами различных историков, живших в разные эпохи и говоривших на разных языках.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ключевский В. О. Курс русской истории. – Сочинения. Т.4. - Москва, 1958.

    2. Платонов С.Ф. Русская история. - Москва, 1996.

    3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Ленинград, 1989

    4. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – Москва,1985.

    5. Петр Великий. (Серия: Государственные деятели России глазами современников). – Москва, 1993.

    6. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь, 1993

    Северная война со Швецией требовала металл и порох для пушек, сукно и щелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться промышленностью и торговлей, хотя его заботы об экономическом развитии России и ликвидации ее технической отсталости были обусловлены не только военными нуждами.

    В экономике России первой четверти XVIIIв. произошел скачок, равный по своему значению и по своим последствиям сталинской индустриализации 30-х годов. Особенностью этого экономического подъема было усиление роли государства во всех сферах хозяйства. Если в XVIIв. в России насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к концу царствования Петра их было около 100. Появились целые отрасли промышленности – горнодобывающая, металлургическая, текстильная. Если в XVIIв. Россия закупала металл у Швеции, то к концу правления Петра она его экспортировала. А в середине XVIIIв. наша страна вышла на первое место в мире по производству металла обогнав даже Англию.

    По указу Петра I началась разработка полезных ископаемых. В короткий срок на Урале был создан целый металлургический комплекс, построены Невьянский, Алапатъевский, Нижнетагильский, Уктусский заводы.

    В петровские времена были построены металлургические заводы в Липецке и Петрозаводске, а оружейные – в Туле и Сестрорецке. В далеком Нерчинске был построен сереброплавильный завод.

    Все заводы строились за счет государственного бюджета, так как у российских купцов и предпринимателей не было необходимых капиталов. В петровской России не было свободы предпринимательства. Все развитие промышленности регулировало и контролировало государство, государственные органы: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Они выдавали разрешение на строительство промышленных предприятий, они устанавливали цены на их продукцию. Они осуществляли судебную и административную власть над предпринимателями и работными людьми, т.е. главную и ведущую роль в становлении и развитии русской промышленности играли не предприниматели, а чиновники-бюрократы.

    В петровскую эпоху появилось много мануфактур, производивших сукно, парусное полотно, марлю, канат, шляпы – все необходимое для армии и флота. Для развития текстильной промышленности требовались шерсть, лен, конопля. Указ Петра 1715г. предписывал разводить коноплю и лен во всех губерниях, а в старых льноводческих районах вдвое расширить посевные площади под них. Петр I заботился о развитии овцеводства, об улучшении пород овец, так как для армии нужны были полушубки. Особенно заметно ускорилось развитие овцеводства на Украине, где создавались крупные овцеводческие хозяйства с вывезенными из Испании и Саксонии породистыми овцами. По указам Петра стали создавать конезаводы, так как кавалерии необходимы были лошади. Петр заботился об охране лесов, особенно корабельных, необходимых флоту.

    Труд на заводах и мануфактурах был преимущественно крепостной, так как вольнонаемных людей не хватало. Указ Петра 1721г. разрешал хозяевам целыми селами покупать крепостных крестьян. Указ узаконивал крепо- стной труд в промышленности и останавливал начавшийся было процесс формирования российской буржуазии.

    Дальнейшему развитию внутренней торговли способствовало сооружение каналов: Вышневолоцкого, Марианской системы и других. С завоеванием выхода в Балтийское море расширилась и внешняя торговля. Но развитию свободной торговли мешала государственная монополия на табак, хлеб, соль, лес, лен, кожи и т.д. Государственная монополия была прибыльна для казны, но разорительна для народа. Так, введение монополии на соль увеличило цены на нее вдвое, а на табак – в 8 раз.

    Подобно предпринимателям, русские купцы тоже страдали от государственного регулирования и контроля. Правительство Петра I принуждало их к созданию компаний, к переселению в строящийся Петербург. Купцам указывали, каким товаром в каком порту можно торговать, по каким ценам продавать товар государству и т.д.

    Итак, хозяйственные преобразования Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали больной толчок для развития производительных сил. В итоге их Россия стала сильным европейским государством, во многом преодолела технико-экономическую отсталость.

    Административные реформы

    Старая система управления Россией через Боярскую думу и приказы не соответствовала новым задачам. Она не обеспечивала армию продовольствием и вооружением, не собирала в полном объеме налоги с населения. Приказы часто дублировали друг друга, создавали неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Старая система управления уездами из центра не обеспечила эффективной борьбы с бегством крестьян, не смогла предотвратить Булавинское и Астраханское восстания.

    Первым шагом в реорганизации системы управления страной стала перестройка органов власти на местах. В 1708г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская. Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. В их руках сосредотачивалась вся исполнительная и судебная власть. Губернатор являлся и главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск. Губернии делились на 50 провинций, а провинции – на уезды. Во главе уездов и провинций стояли воеводы. Реформа местного управления отвечала потребностям укрепления самодержавия и способствовала дальнейшему росту и усилению бюрократии.

    Вслед за местным было реформировано и центральное управление. В 1711г. указом Петра был создан Сенат – высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу. Боярская дума была многочисленным, гро- моздким органом. В конце XVIIв. ее состав доходил до 120 человек, хотя фактически в работе участвовало 1/3 или даже 1/6 часть думцев. В состав думы попадали самые аристократические бояре.

    Состав Сената ограничивался 9 членами, их назначал царь. При этом учитывалось не знатное, аристократическое происхождение, а исключительно деловые качества претендентов и их личная преданность Петру. Член Сената был должностным лицом и в любое время мог лишиться своего звания. Сенат ведал правосудием, казной, торговлей, налогами. Он контролировал работу коллегий и губернаторов. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально, большинством голосов. При Сенате сразу же была создана канцелярия с многочисленными отделами-конторами, что свидетельствовало об усилении бюрократических методов управления.

    Одновременно с организацией Сената в стране вводился институт фискалов (фискал – доносчик, наушник, шпион). Их обязанность состояла в негласном надзоре за деятельностью правительственных учреждений.

    Фискалы контролировали государственные расходы и доходы, работу судебных органов. Они обязаны были доносить обо всех случаях нарушения законов государственными чиновниками. Предупреждение преступности в их обязанности не входило. Во всех слоях населения фискалы пользовались далеко не лестной репутацией.

    В 1717-1722гг. на смену старым приказам пришли коллегии. В отличие от приказов в них установился коллективный, совместный принцип рассмотрения и решения всех вопросов.

    Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В присутствие входил президент коллегии, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Канцелярии никаких вопросов не решали. Там работали писцы, они переписывали документы. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления в масштабах всей страны. В основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации управления.

    Сначала было создано 9 коллегий. Военная коллегия во главе с А.Д.Меньшиковым ведала всеми вопросами, касающимися армии: ее фор- мированием, обучением, снабжением, обмундированием, вооружением и т.д.

    Адмиралтейская коллегия во главе с Ф.М. Апраксиным таким же образом решала все вопросы, связанные с флотом. Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ. Финансовые вопросы решали 3 коллегии: камер- коллегия штатс-контор-коллегия и ревизион-коллегия. Коммерц-коллегия ведала торговлей, легкой промышленностью – мануфактур-коллегия, а горной и металлургической – берг-коллегия. Позже были созданы еще 3 коллегии: вотчинная, Синод (Духовная коллегия) и юстиц-коллегия. Петр I ввел паспортную систему и полицейскую охрану.

    В итоге административных преобразований Петра в России было закончено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация.

    Церковная реформа

    Петр I упразднил патриаршество (учредил его в 1589г. Б. Годунов) и полностью подчинил церковь государству. Патриарх в России обладал исключительно большим авторитетом и был во многом независим от царя. Петр I после смерти патриарха Андриана в 1700г. не допустил избрания ему преемника. Главой церкви объявлялся монарх-император, а управление церковными делами поручалось чиновникам, заседавшим в Духовной коллегии (Синоде). Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жаловании, но и в принимаемой его членами присяге. На священнослужителей возлагались и полицейские функции: разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям о замышлявшихся против них актах. Все верующие дважды в год обязаны были исповедоваться. Кто не делал этого добровольно, того принуждали: присылали полицейских, возбуждали уголовное дело.

    Церковная реформа Петра означала порабощение русской православной церкви самодержавием. Это было грубое подчинение духовной власти светской. В итоге церковной реформы были во многом потеряны духовные ориентиры нации. В ХIXв. появился тип «ищущего» интеллигента, потерявшего веру отцов и пытающегося утолить духовную жажду из зарубежных источников (масонства, кантианства и др.)

    Классы и сословия при Петре I

    Петр не только сохранил в неприкосновенности крепостной строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп. Крестьянство было разделено на 2 группы – крепостных и государственных. К крепостным были причислены холопы. Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40 коп. оброка. Это озна- чало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

    Петр I заменил подворную подать подушной, что позволило значительно увеличить налоги. Ответом крестьян на такую политику паря было массовое бегство и восстания, в частности Булавинское и Астраханское.

    Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям, ремесленники были объединены в цехи. При Петре I были учреждены Главный и городовой магистраты – государственные учреждения, посредством которых купцы и ремесленники были подчинены государству. Больше всех изменений претерпело дворянство. В это сословие были объединены все группы служилых людей: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, дворяне московские, дворяне выборные, дворяне и дети боярские. По указу 1714г. о единонаследии поместья были уравнены с вотчинами. Дворяне были обязаны смолоду поступать на военную службу и служить пожизненно. Петр обязал дворян учиться, неграмотным дворянам запрещено было жениться, Учебные заведения, созданные Петром, напоминали казарму, а учащиеся – рекрутов.

    Контингент обучавшихся часто комплектовался принудительно. Нередко молодых дворян направляли учиться за границу, часто под вопли родителей. Зато в награду за хорошую службу дворяне получали земли с крестьянами, новые титулы (баронов и графов), ордена и медали, власть.

    Петр упразднил прежние чины, зависевшие в значительной мере от происхождения служилых людей. Изданный им в 1722г. «Табель о рангах» разделял всю массу государственных служащих на 14 рангов, т.е. чинов, по которым должен был двигаться каждый военнослужащий или гражданский чиновник. Теперь на первое место ставилось не аристократическое происхождение, а личные способности, образование и практические навыки человека. «Табель о рангах» открыл для представителей мелкого и среднего дворянства доступ к высшим должностям в государстве, предоставил возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: с получением 8-го ранга по службе они становились потомственными дворянами. В итоге к концу Северной войны каждый пятый офицер петровской армии был не дворянин по происхождению.

    Итогом социальной политики Петра стало усиление влияния государства, грубо подчинявшего себе естественные социально-классовые процессы.

    Оценка личности и деятельности Петра.

    И личность, и деятельность Петра встречали как у современников, так и у потомков его противоречивые и прямо противоположные оценки. Одни из современников, кто близко знал Петра и работал с ним, до небес восхваляли его, называя «земным богом». Другие, кто не знал Петра лично, но чув- ствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его «мироедом» или самозванцем, которым немцы подменили настоящего царя во время его заграничного путешествия. Раскольники считали Петра антихристом.

    В XIХв. «западники» пели Петру восторженную хвалу, а «славянофилы» порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси. По мнению «славянофила» К.С. Аксакова, Россия при Петре I странно и насильственно покидает родную дорогу и примыкает к западной. А историк М.С. Соловьев, «западник», утверждал, что петровские преобразования были закономерны и естественно вытекали из исторического развития России. Кто же прав?

    Действительно, Петр I посвятил всю свою жизнь служению государству и народу российскому. Он служил солдатом и генералом, матросом и адмиралом, корабельным плотником и законодателем. Он руководил развитием промышленности, входя в организационные и технические подробности производства. Служа сам, Петр требовал от всех подчиненных добросовестного и усердного служения Российскому государству.

    В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр ввел форму присяги «на верность государю и всему государству» и постоянно внушал своим чиновникам необходимость соблюдения законов и заботы об интересах государства. Он жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертной казни таких высоких чиновников, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров.

    Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел ее в число европейских стран. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устаревшая, сложная и запутанная система приказов. Созданием горно- металлургической промышленности он превратил Россию в экономически независимую страну. Он заложил основы светской русской культуры, которая дала обильные плоды в XIXв.

    Но преобразования Петра имели и негативные стороны. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер. Она оторвала дворянство и чиновничество от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в допетровской Руси. Созданный Петром громоздкий бюрократический аппарат способствовал упрочению и консервации феодально-крепостнических отношений. Цена петровских преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы.

    Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 1

    Задание 1. «Да или нет»

    1.Северная война длилась 21 год.

    2. Пётр III был Петру I сыном
    3. Собрание-бал с участием женщин в домах знати назывался ассамблея.
    4. Петр I запрещали дворянам жениться, если они не учились.
    5. Первый музей в России назывался Эрмитаж и его открыли при Екатерине I.
    6. Екатерина II впервые в России выпустила бумажные деньги

    7. Софья Доротея Вюртембергская имя Екатерины II до принятия православия

    8. Первые гвардейские полки в России назывались Семёновский и Преображенский.
    9.Южные районы России назывались - Новороссия.
    10. Согласно указу Павла I, крестьянин должен был работать на помещика 6 дней в неделю.

    1. Этот император любил говорить, что в России тот велик, с кем я говорю и пока говорю?

    2. О чём сказал Пушкин: Люблю, тебя, Петра творенье

    3. «Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими » кафтанами и париками старые московские слабости и пороки.» «Одни современники провозглашали его подобным Богу, другие называли Антихристом. Причиной тому- противоречивость самой эпохи, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя –реформатора.»

    1. Выдающимися архитекторами XVIII в. были:

    2. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

    1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский 3) Ф. Г. Волков 4) М. В. Ломоносов

    3. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

    1)Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны; 2)Пётр Алексеевич – внук Петра I;

    3) Карл Пётр Ульрих – Племянник Елизаветы Петровны; 4)Елизавета Петровна – дочь Петра Великого

    4. В чьё правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы А.В Суворова:

    1)Екатерины I 2)Анны Иоанновны 3)Павла I 4)Петра I

    5. Санкт-Петербург был основан: 1) 1700 г 2) 1703 3) 1721 4)1755

    6. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

    7. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

    1)экспорт 2)ревизия 3)импорт 4)протекционизм

    1) «Табель о рангах» 2) Соборное уложение 3) рекрутчина 4) губернии 5) бироновщина 6) земщина

    1 Карамзин Н.М. (1766 – 1826 гг.)

    А живопись

    2 Лосенко А.П. (1737 – 1733 гг.)

    Б литература

    3 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

    В архитектура

    4 Казаков М.Ф. (1738 – 1812 гг.)

    Г скульптура

    5

    6


    А Б В

    Вопросы

    Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 2

    Задание 1. «Да или нет»

    1.Северная война закончилась подписанием Ништадтского мира

    2. Пётр II был Петру I внуком
    3. Коллегии – это места, где собирались для обсуждения государственных вопросов.
    4. Петр I награждал медалями за пьянство.
    5. Первый музей в России назывался Кунсткамера и его открыли при Петре I.
    6. Петр I провел перепись населения

    7. Петр Федорович настоящее имя Пётра III

    8. При Елизавете Петровне Россия не вступала в войны.
    9. Малороссия – это причерноморские земли России
    10. Павел I возобновил телесные наказания для дворян

    Задание 2. Определите о ком или о чем идет речь

    1. О ком говорил Пушкин, что он обнял все отрасли просвещения, историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, универсальный ученый?
    2. Тяжело в учении, легко в бою - чьи это слова

    3. «Прежде чем стать царицей, она прожила в России 18 лет. Много сделала она в эти годы, чтобы понять русских: приняла православие и получила имя …, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Обладая привлекательной внешностью, расположила в свою пользу и Елизавету, и двор. 21 августа 1745 г. она была обвенчана с великим князем Петром.

    4. «Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, ...возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма».

    Задание 3. Найди правильный ответ

    1. Выдающимися художниками XVIII в. были:

    1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин 2) Матвей Казаков, Василий Баженов
    3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов 4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

    2. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

    1)экспорт 2)импорт 3)протекционизм 4)ревизия

    3. Елизавета Петровна оставила престол:

    1) Петру Фёдоровичу 2)Ивану Антоновичу 3)Екатерине Алексеевне 4)Петру Алексеевичу

    4. Понятие "кондиции", "бироновщина", "кабинет министров" относятся к царствованию: 1) Петра I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Анны Иоановны.

    5. К истории какой войны относятся сражения у Нарвы, Гангут, Гренгам, Лесной ? 1) Северной 2) Семилетне 3) Русско-турецкой

    6. Манифест о вольности дворянства был подписан: 1) Анной Иоановной; 2) Елизаветой Петровной; 3) Павлом 1

    7. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

    1) проведение реформы церковного богослужения 2) обращение церковной собственности в государственную 3) отделением школы от церкви 4) создание Святейшего Синода

    8. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 1) «Табель о рангах» 2) губернии 3) бироновщина 4) земщина 5) Соборное уложение 6) рекрутчина

    Задание 4. Соотнеси личность и его деятельность

    1 Растрелли Б.К. (1675 – 1744 гг.)

    А живопись

    2 Сумароков А.П. (1717 – 1777 гг.)

    Б литература

    3 Старов И.Е. (1745 – 1808 гг.)

    В архитектура

    4 Фальконе Э.М. (1716 – 1791 гг.

    Г скульптура

    5 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

    6 Рокотов Ф.С. (1735 – 1808 гг.)

    Задание 5. Определи архитектурный стиль (направление)


    А Б В

      Рококо 2) классицизм 3) барокко

    Задание 6. Поработайте с текстом.

    Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву

    единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его

    мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго

    моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

    По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в

    котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…

    Вопросы

    1.Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии

    Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 1

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Палестина

    Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ксеркс 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Соломон 15) Имхотеп 16) Дарий I 17) Хеопс 18) Нерон

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    Географические объекты : 1) Афины 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Марафонская равнина 8) Мемфис 9) Мохенджо-Даро 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Персеполь 14) Рубикон

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    1

    2

    3

    7

    4

    6

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    Термины: 1) плебеи 2) клинопись 3) брахманы 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) конфуцианство 9) демос 10) консул

    Текст № 1

    Текст № 2

    Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 2

    Задание 1. Распредели имена по странам

    А. Греция

    Б. Ассирия

    В. Египет

    Ж. Двуречье

    Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ашшурбанапал 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Фидий 15) Имхотеп 16) Хамураппи 17) Хеопс 18) Нерон

    Задание 2. Соотнеси страну и географические объекты

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Двуречье

    Ж. Палестина

    Географические объекты : 1) Олимпия 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Афины 8) Мемфис 9) Индрапрастха (Дели) 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Иордан 14) Иерусалим

    Задание 3. Соотнеси страну и иллюстрации

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    1

    2

    3

    7

    4

    6

    Задание 2. Соотнеси страну и термины

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Финикия

    Термины: 1) демос 2) пурпур 3) касты 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) император 9) патриции 10) конфуцианство

    Задание 5. Выбери один из текстов. Найдите ошибки и выпиши их.

    Текст № 1

    Греция делилась на 3 части: Северную, Среднюю и Южную. Со временем в отдельных областях Греции возникли небольшие самостоятельные государства – полисы. В Южной Греции находилась область Аттика. Главным городом Аттики был Пирей. В Пирее находились военные и торговая гавани. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

    Другой полис - Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее большим театром и прекрасными статуями. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

    Текст № 2

    Город Рим возник на берегу реки Тигр. Здесь когда-то проживало племя умбров, которые и стали основателями города. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат Италии в стране развивались земледелие и виноградарство.

    Подчинив себе Италию, римляне стали стремиться к захвату островов Корсика и Сардиния. Их попыткам овладеть островом воспротивился Карфаген – богатейший город в Египте. Первую войну Рима с Карфагеном выиграл Карфаген. Однако обе стороны готовились к новым схваткам. Вторая война началась с нападения войска Ганнибала и снова Карфаген победил. Рим вынужден был смириться с поражением и выплатить денежный ущерб (контрибуцию)