Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Когда нужно мыть радиатор автомобиля. Как почистить радиатор охлаждения двигателя не снимая

    Когда нужно мыть радиатор автомобиля. Как почистить радиатор охлаждения двигателя не снимая

    Здравствуйте, уважаемые читатели и посетили блога Автогид.ру. В статье можно будет узнать, как выполняется промывка радиатора автомобиля своими руками без посторонней помощи. Она относится к операциям по уходу за машиной и не требует использования специального оборудования. Все действия можно выполнить в домашних условиях. Не нужно обладать специфическими знаниями достаточно желания и немножко свободного времени.

    Промывку радиатора автомобиля лучше выполнять выходным днём, когда есть свободное время. Спешка в этом случае плохой помощник, ведь пострадает качество выполняемой работы. Зачастую, если необходимо выполнить ремонт радиатора в случае его повреждения, то без промывки просто не обойтись. Это один из самых важных этапов подготовительного процесса. Внимательно прочитав статью, можно будет все промывочные операции выполнить оперативно и без потери качества.

    Почему нужно промывать радиатор автомобиля?

    Главная функция автомобильного радиатора заключается в поддержании оптимального уровня температуры циркулирующей охлаждающей жидкости двигателя. Он является частью системы охлаждения мотора. Его расположение в передней части машины обусловлено тем, что он, пропуская сквозь себя большие потоки воздуха во время движения, отводит избыточное тепло от двигателя.

    Если разрезать радиатор машины пополам можно увидеть, что он состоит из трубок и большого количества тонких пластин. Это не причуда конструкторов изделия. Таким образом, достигается максимальная площадь соприкосновения с воздухом для эффективного отвода избыточного количества тепла.

    Постоянно циркулирующая при работе мотора охлаждающая жидкость прилично нагревается. Перемещаясь через большое количество пластин в радиаторе, она отдаёт огромное количество тепла в окружающую среду. Температура охлаждающей жидкости понижается до приемлемого уровня. После этого она снова направляется к двигателю машины для его охлаждения.

    Со временем снаружи и внутри радиатор автомобиля загрязняется, что значительно снижает эффективность его работы.

    Можно выделить несколько причин загрязнения автомобильного радиатора:

    Пыль.

    Нас окружает огромное количество пылевых частиц. В спокойном состоянии они незаметны для человеческого глаза. Стоит подняться ветру и миллионы микроскопических частиц образует пылевой облако.

    Во время движения с потоками ветра поверхность радиатора контактирует с огромной массой пыли. Большое количество частиц остаётся на поверхности пластин и трубок. Сочетание пыли, влаги и ветра образует причудливую смесь, обильно покрывающую поверхность изделия.

    Во время работы мотора поверхность радиатора нагревается, и липкая грязь прочно и надёжно пристаёт к пластинам. Эффективность теплоотдачи существенно снижается и замедляется. Значит, качество охлаждения двигателя автомобиля уменьшается.

    Насекомые.

    Вместе с потоками ветра навстречу движущейся машине устремляются насекомые. Часть из них остаётся навсегда на решётке радиатора, но многие долетают к поверхности радиатора. Очень часто он бывает покрыт массой засохших трупов насекомых.

    Особенно активно загрязнение насекомых происходит летом в ночные часы. Они летят на свет автомобильных фар и находят свою смерть под капотом автомобиля. Качество отведения избыточного тепла от мотора ухудшается в зависимости от степени загрязнения радиатора.

    Охлаждающая жидкость.

    Многие водители годами не меняют охлаждающую жидкость, и она постоянно циркулирует в системе. Это неправильный и вредный подход для автомобильного радиатора. Подвергаясь в процессе работы воздействию высоких температур, она теряет не только свои качественные характеристики, но и загрязняется.

    Циркулируя в системе охлаждения и контактируя с внутренней поверхностью радиатора, охлаждающая жидкость оставляет в его многочисленных элементах частицы грязи. С годами процесс загрязнения усиливается и страдает, прежде всего, эффективность работы радиатора. Внутреннее загрязнение радиатора опаснее, так как его невозможно определить визуально.

    Загрязнение радиатора не только опасно перегревом мотора. Многочисленные посторонние элементы на его поверхности могут стать катализатором коррозийного процесса. Он постепенно начинает разрушать материал радиатора тем самым вызывая течь охлаждающей жидкости.

    Именно поэтому очень важно своевременно и качественно выполнить промывку радиатора автомобиля своими руками. Специалисты рекомендуют чистить радиатор внутри и снаружи не реже одного раза в год. Это оптимальный период времени для его обслуживания и поддержания максимальной работоспособности.

    Можно выделить 2 способа промывки радиатора автомобиля:

    Внутренняя промывка.

    Радиатор чистится внутри от загрязнений. Используются специальные средства для удаления накипей и посторонних элементов внутри радиатора.

    Порядок выполнения действий следующий:
    • двигатель автомобиля надо заглушить;
    • открыть капот автомобиля и дождаться охлаждения мотора;
    • слить охлаждающую жидкость из системы (сливное отверстие находится в нижней части радиатора);
    • залить в систему дистиллированную жидкость (как правило, достаточно 5-7 литров в зависимости от модели автомобиля);
    • запустить двигатель машины и дать ему возможность проработать порядка 20 минут;
    • снова слить и залить дистиллированную жидкость;
    • операцию повторять не менее 3-х раз.

    Обязательно к дистиллированной жидкости, заливаемой в систему охлаждения надо добавлять средство для очистки радиаторов. Эффективность промывки возрастает в несколько раз. Дозировка химического вещества будет указана на инструкции. Её нужно соблюдать для предотвращения нанесения вреда системе охлаждения.

    Внутренняя промывка радиатора автомобиля своими руками позволяет очистить систему от шлаков, накипи, ржавчины и осадка антифриза. Улучшается проходимость трубок системы охлаждения и усиливается циркуляция антифриза. Специальный состав очищающего вещества безвреден для пластиковых, резиновых и металлических элементов.

    После использования очищающего вещества специалисты рекомендуют выполнить контрольную промывку системы. Используется обыкновенная чистая дистиллированная вода. Зачастую остатки чистящего вещества провоцировали возникновение коррозии внутри радиатора автомобиля. После очистки внутренних элементов радиатора можно приступать к следующему этапу.

    Наружная промывка радиатора автомобиля.

    Очищение загрязнений снаружи радиатора позволяет увеличить эффективность охлаждения мотора на 20-30 процентов. Если весной, зимой и осенью актуальность очистки радиатора не очень высока, то летом все проблемы начинают вылезать наружу.

    Начинать второй этап чистки радиатора от загрязнений нужно после окончания первого этапа выполнения работ.

    Его можно разделить на следующие составляющие:

    • демонтаж переднего бампера автомобиля (в отдельных моделях машин невозможно снять радиатор без демонтажа бампера);
    • демонтаж радиатора автомобильного;
    • основная задача удалить с его поверхности прилипший мусор;
    • используется минимойка (тип Кёрхер);
    • струёй воды под давлением удаляется с поверхности радиатора пыль, грязь и насекомые.

    Удобный и быстрый способ привести радиатор в порядок. Если нет под руками минимойки, можно использовать обыкновенный резиновый шланг.

    Самое главное не переусердствовать с давлением воды для того, чтобы не деформировать пластины радиатора. После завершения водных процедур надо высушить радиатор автомобиля естественным путём. Только убедившись в том, что нет остатков воды, его можно монтировать на место.

    Радиатор устанавливается на своё прежнее место. Для пущей уверенности специалисты рекомендуют менять шланги системы. Особенно если ранее очистка радиатора не выполнялась. После установки его на место можно заполнять систему антифризом. Обязательно надо запустить мотор на 20-30 минут и проверить работоспособность радиатора и системы. На этом промывку радиатора машины можно считать законченной.

    Средства для промывки радиатора автомобиля

    В продаже можно найти большое количество средств промывки радиатора машины собственными силами. Специалисты рекомендуют выбирать средства среднего ценового диапазона.

    Можно выделить следующие распространённые средства для внутренней очистки радиатора:

    1. BARDAHL COOLING SYSTEM FAST FLUSH , стоимость 6-7$ долларов США.

    Ёмкость средства 300мл. Одной баночки хватит для промывки всей системы охлаждения мотора. Отлично растворяет и удаляет ржавчину, накипь, грязь и окалину. Действует очень быстро. Очищает радиатор автомобиля без необходимости его демонтажа.

    Можно использовать во всех типах двигателей. Полностью безвредна для резины, пластика и металла. Благодаря невысокой стоимости пользуется популярностью. Небольшой расход и высокая эффективность.

    2. Kuhler-Reiniger , стоимость 10-12$ долларов США.

    Объём средства составляет 300мл. Эффективно удаляются все типы загрязнений внутри радиатора автомобильного. Популярное и современное средство удобное для применения. Не требует специальных навыков для использования. Химически разлагает загрязняющие радиатор вещества.

    Кроме всего прочего, он обеспечивает защиту от коррозии и нейтрализует опасные кислоты. Одного флакона средства достаточно для промывки системы охлаждения мотора объёмом 10 литров.

    3. Verylube , стоимость 3-5$ долларов США.

    Эффективное средство для очистки радиатора автомобильного. За короткий срок полностью очищает систему охлаждения мотора. Не требует специальных знаний для выполнения работ. Удобная и экономичная упаковка. Образует антикоррозийную плёнку на внутренней части радиатора.

    Заключение

    Промывка радиатора автомобиля своими руками даёт возможность не только сэкономить денежные средства, но и продлить срок использования радиатора. Если не уделять должного внимания уходу за радиатором он достаточно быстро придёт в негодность и потребует замены.

    А потому, требует своевременной чистки. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд и многое можно сделать своими руками. Например, промыть радиатор охлаждения двигателя не снимая его.

    Читайте в этой статье

    Как устроен и для чего нужен радиатор охлаждения двигателя

    Радиатор в автомобиле видел каждый. Грубо говоря, это такой решетчатый металлический экран, установленный впереди двигателя. Состоит он из множества трубочек (а точнее, из одной извитой очень длинной трубки) и тонких, как фольга, металлических пластин. По трубке течет горячая охлаждающая жидкость, которая отдает тепло на эти пластинки, а также остывает за счет обдува радиатора воздушным потоком. То есть, охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения двигателя, забирает от него тепло, а затем попадает в радиатор, где тепло отдает. Радиатор имеет горловину, куда заливается ОЖ ( , тосол или вода.

    Разумеется, внутри радиатора собирается наибольшее количество различного мусора, образующегося во время циркуляции антифриза или воды. А кроме того, радиатор загрязняется и снаружи, что ухудшает теплообменные процессы. Поэтому, время от времени требуется очистка радиатора охлаждения двигателя.

    Когда нужно мыть радиатор

    Само собой, прежде чем лезть в сокровенные места своего автомобиля, необходимо убедиться, что в этом есть надобность. Для выявления таковой потребуется довольно простая диагностика, которую можно провести самому. Итак, прежде всего, внимание водителя должны привлечь частые включения , когда для этого нет веских причин, таких как жара или работа двигателя под большой нагрузкой. Это сигнализирует о том, что охлаждение жидкости в радиаторе ухудшается. Возможно, забиты трубки и антифриз или вода плохо циркулирует.

    Также, когда наступает момент замены охлаждающей жидкости, сливая ее из системы, необходимо обращать внимание на посторонние частички, муть, изменение окраски. Если все это имеет место, то, скорее всего, радиатор загрязнен изнутри.

    Но даже если это не так, чистка радиатора охлаждения двигателя для профилактики не помешает. Кстати говоря, забитые «соты», то есть, пространства между пластинками, а также отложения на внутренней поверхности являются самыми распространенными причинами нарушения работы радиатора.

    Как и чем чистить радиатор

    Как говорится, в идеале, для хорошей чистки радиатор нужно снимать. Так получится обработать его со всех сторон. Однако поскольку долго возиться с двигателем из автомобилистов мало кто хочет или может, часто возникает вопрос о том, как промыть радиатор охлаждения двигателя не снимая его.

    Сделать это не сложно. Снаружи удалить грязь можно при помощи керхера или сжатого воздуха из компрессора. Такая техника сегодня есть во многих гаражах, не говоря уже об автосервисах. Эффективность будет не стопроцентная, но, тем не менее, такие загрязнения, как забившаяся в щели пыль, налипшие насекомые и тому подобное, будет удалено. Если есть возможность снять решетку и открыть хороший доступ к радиатору, то тогда можно будет помыть его щеткой (с пластиковой или натуральной щетиной средней жесткости) и бензином. Это поможет удалить такие загрязнения, как, например, налипший гудрон. После этого можно приступать к наведению порядка внутри.

    На этом этапе понадобится очищающая жидкость, которую заливают в радиатор и дают поработать двигателю в течение нескольких минут. Здесь возможны вариант: применять народные средства или купить специальные средства, предназначенные для того, чтобы промывать радиатор охлаждения двигателя внутри. Самое распространенное и самое неэффективное народное средство для этих целей – вода. Максимум, чего с ней можно добиться, это смыть остатки одной охлаждающей жидкости перед заливкой другой. Но при этом процедуру придется проводить несколько раз.

    Намного более эффективна и также весьма доступна среди водителей, так сказать, «старой закалки» считается молочная сыворотка. Ее заливают вместо охлаждающей жидкости и проезжают несколько десятков километров, после чего сливают. Систему после этого промывают чистой водой. Есть мнение, что таким образом радиатор хорошо очищается изнутри.

    Еще одной легкодоступной жидкостью является кока-кола или пепси-кола. О том, что этими напитками можно не только запивать чипсы, но и снимать ржавчину, известно давно. Залитая в систему охлаждения кола способна удалять накипь и всякий налет. Для этого заведенный двигатель должен проработать минут пятнадцать-двадцать.

    Примерно также используют электролит для аккумуляторов. Однако, учитывая то, что это сильная кислота, к таким мерам прибегают лишь в крайнем случае. Кстати, о кислотах. Можно пользоваться раствором лимонной кислоты (100 грамм на 10 литров воды). Ну, а что касается специальной автомобильной химии, то она в широком ассортименте продается в специализированных магазинах. Экономить здесь не стоит, так как дешевые подделки могут не столько прочистить систему охлаждения, сколько серьезно попортить ее. Качественные же специальные средства со своей задачей справляются очень хорошо.

    Как промывать радиатор изнутри

    Перед тем, как промыть радиатор охлаждения двигателя, из него (как, впрочем, и из всей системы) нужно удалить имеющуюся охлаждающую жидкость. Поэтому потребуется подходящая емкость и, конечно же, новый антифриз, если будет заливаться в систему именно он, а не вода.

    Сливается жидкость из системы охлаждения на всех автомобилях через специальные краны. Кроме того, стоит еще отсоединить от радиатора патрубки, чтобы удалить ее полностью.

    После этого, все подсоединяется назад, краники закручиваются и через горловину радиатора заливается выбранный очиститель. В большинстве случаев необходимо дать двигателю проработать от 15 до 30 минут, после чего слить очиститель точно также, как ранее сливался антифриз.

    • во время работы рекомендуется пользоваться защитными перчатками, стойкими к химическим воздействиям, так как охлаждающие и промывочные жидкости довольно агрессивны и крайне ядовиты.
    • перед сливанием охлаждающей жидкости лучше дать двигателю немного поработать, чтобы она проциркулировала по системе. Сливать нужно тогда, когда мотор остынет.
    • промыть радиатор охлаждения двигателя снаружи тоже важно, так как на загрязненной поверхности будет хуже проходить теплообмен.

      Когда после чистки вновь будет залит антифриз или вода для охлаждения, нужно не забыть удалить из системы воздушные пробки.

    • Чем качественнее охлаждающая жидкость, тем меньше загрязняется радиатор внутри. Кроме того, на чистоту влияет и то, насколько правильно водитель пользуется антифризами.

    Итак, как видно, сама процедура прочистки радиатора совсем не сложная. При этом она очень важна для хорошей работы двигателя. Делать чистку рекомендуется регулярно и лучше совмещать с заменой охлаждающей жидкости в системе.

    Читайте также

    Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

  • Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.
  • Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание оптимального теплового режима двигателя на всех скоростных и нагрузочных режимах его работы при температуре окружающего воздуха -45…+45 °С, быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, минимальный расход мощности на приведение в действие агрегатов системы и эксплуатационную надежность, определяемую сроком службы.

    Но для обеспечения оптимального температурного режима система охлаждения также нуждается в периодической промывке. Это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров.

    Если систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости не промывать, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

    Содержание статьи:

    Когда радиатор охлаждения нуждается в промывке?

    Явные признаки того, что система охлаждения нуждается в очистке:

    • вентилятор охлаждения включается чаще, и не только на холостых оборотах, но и на ходу;
    • двигатель быстро нагревается;
    • из расширительного бачка при нагревании выкидывается тосол;
    • низ радиатора и нижний патрубок холодные, верхние шланги системы охлаждения при этом горячие;
    • в салоне автомобиля плохо греет печка;

    Со временем в системе охлаждения оседает накипь. Сливая из радиатора охлаждающую жидкость, обращаем внимание на содержания в ней осадков, частичек и изменение цвета.

    Мутная, имеющая частички непонятного вещества жидкость, указывает на то, что в системе на стенках, вероятно есть накипь. Хотя не всегда, даже чистая жидкость свидетельствует о хорошем состоянии радиатора изнутри.

    В охлаждающую жидкость также может попасть герметик, при помощи которого заклеиваются небольшие трещины и отверстия. Может сюда также попасть и масло.

    Виды очистки системы охлаждения

    Очистка системы охлаждения автомобиля делятся на внутренние и наружные работы.

    Внутренние работы . Внутренняя очистка заключается в ликвидации следов коррозии, остатков моторного масла, охлаждающей жидкости (тосол или антифриз), а также образовавшейся накипи.

    Наружные работы . Заключаются во внешней мойке всех компонентов системы охлаждения. То есть с нее смываем пыль, грязь, песок и т.д. Также тщательно с сот радиатора необходимо отмыть налипающих на него насекомых.

    Как и чем промыть радиатор внутри?

    Для промывки радиатора изнутри можно использовать один из следующих средств:

    • Лимонную кислоту;
    • Пепси или Колу;
    • Электролит;
    • Дистиллированную воду;
    • Готовые препараты;

    Давайте о каждом из этих способов поговорим более подробней.

    Промывка радиатора охлаждения лимонной кислотой

    1) . Как в общем и почти при любых манипуляциях с системой охлаждения нужно дождаться полного остывания силового агрегата, в противном случаи можно получить неприятные, а в некоторых случаях и опасные ожоги от вырывающегося через радиаторную крышку пара.

    2) . Раствор готовим следующим образом: 100 грамм лимонной кислоты разводим с тем объемом воды, которого хватит для заполнения системы охлаждения двигателя.

    3) . Далее нам необходимо слить отработанную жидкость, а вместо нее залить подготовленный состав. Катаемся на автомобиле примерно неделю. За это время, при взаимодействии с кислотой растворяться все загрязнения внутри охлаждающей системы и теплообменника.

    4) . Через неделю жидкость с кислотой необходимо слить, а всю систему изнутри промыть дистиллированной водой, после чего заливаем в систему охлаждения тосол или антифриз.

    Промывка радиатора охлаждения колой (или пепси)

    1) . Из системы охлаждения сливаем всю жидкость, и заливаем сюда Кока – Колу, перед этим прогретую, чтобы из нее не выходил углекислый газ.

    2) . Если характер отложений не критичен, до будет достаточно, если двигатель поработает в течение 5-10 минут. Но а в случаи, если загрязнения весьма сильно отягощают систему, то необходимо покататься в течение дня.

    3) . Затем Колу сливаем, дистиллированной водой промываем, после чего заливаем свежую охлаждающую жидкость.

    Промывка радиатора охлаждения электролитом

    Для промывки радиатора можно также использовать и аккумуляторный электролит, с плотностью 1,27.

    1) . В большом 10-литровом ведре смешиваем чистую воду с литром этого вещества, затем полученный раствор заливаем в систему охлаждения.

    2) . Все поездки в этот день необходимо совершать с заполненным радиатором, что позволит максимально его очистить.

    3) . Вечером раствор сливаем и промываем радиатор чистой водой, после чего заливаем охлаждающую жидкость.

    Внимание! Данным способом лично не пользовался, но согласно отзывам в интернете, электролит также является эффективным средством для очистки радиатора.

    Промывка радиатора дистиллированной водой

    Если при замене охлаждающей жидкости вы не заметили никаких особенных загрязнений, то вполне возможно обойтись дистиллированной водой. Использовать водопроводную воду с большим количеством солей и примесей не рекомендуется. В качестве примера можно взять чайник, на которой после использования водопроводной воды появляется накипь.

    1) . Чистую воду заливаем в радиатор и запускаем автомобиль на холостом ходу.

    2) . Через 20 минут после работы в таком режиме воду сливаем и заливаем охлаждающую жидкость.

    Готовые препараты

    На сегодняшний день в продаже можно встретить множество вариантов специальных промывочных жидкостей. Они могут быть как щелочными, так и кислотными. Их лучше всего использовать в соответствии с инструкцией.

    Видео

    Как и чем промыть радиатор снаружи?

    Причиной загрязнения радиатора снаружи могут стать пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

    Причиной загрязнения также могут стать и насекомые, попадающие сюда при эксплуатации транспортного средства. В дальнейшем они здесь превращаются в довольного твердую массу.

    Для промывки радиатора снаружи не снимая его, можно использовать обычную воду, при помощи мойки высокого давления. Такой метод чистки очень эффективный, но есть негативные отзывы, которые говорят о том, что мойка высокого давления загибает соты радиатора. На самом деле нужно лишь правильно научиться пользоваться мойкой.

    К примеру, чтобы безопасно помыть радиатор, достаточно в качестве насадки использовать «варио», а не «фрезу». Обороты можно использовать максимальные, но мыть не в упор, а на расстоянии 30-50см от радиатора. Кроме этого угол должен быть прямым или близок к этому.

    Хотелось бы также отметить и то, что добраться до некоторых участков радиатора, не так уж и просто, в связи с чем при достаточно сильных загрязнениях все же рекомендуется его снять.

    Бывает и такое, что грязь на радиаторе заседает настолько прочно, что обычной водой промыть его качественно очень сложно. В этом случаи придется использовать специальное средство для очистки радиатора снаружи.

    На сегодняшний день у многих автолюбителей большой популярностью пользуются химические средства от следующих производителей:

    • Хадо;
    • VERYLUBE;
    • Liqui Moly;

    Видео

    1) . Промывку радиатора охлаждения рекомендуется производить не реже 1-го раз в 2 года. И это даже в том случаи, если система охлаждения работает нормально.

    2) . Если внутренняя и наружная очистка не помогла решить проблему, то лучше все же приобрести новый радиатор, так как он вам обойдется значительно дешевле, чем ремонт двигателя.

    Заключение

    Как видите, в промывке радиатора нет ничего сложного. С этим может справиться любой человек. Но зато благодаря периодической промывке можно не только продлить срок его службы, но а также обеспечить нормальную работу двигателя.

    Система охлаждения двигателя, как и любой другой постоянно функционирующий элемент автомобиля, нуждается в регулярной профилактике. Игнорирование отложений внутри радиатора и всей охлаждающей системы может привести к плачевным последствиям.

    Промывку радиатора можно без проблем провести самостоятельно с использованием подручных и спецсредств.

    Как работает охлаждение двигателя?

    Учитывая среднюю температуру двигателя (особенно при долгой работе), его качественное охлаждение является жизненно важным. Вся ОС устроена достаточно просто – трубки, выходящие из радиатора, проходят через все жизненно важные и наиболее греющиеся точки двигателя. Постоянно циркулирующий по ним тосол (антифриз) забирает на себя часть тепла, чтобы в дальнейшем передать его в радиатор системы охлаждения двигателя.

    Устройство радиатора охлаждения двигателя по принципу действия во многом схоже с аналогичными бытовыми устройствами. В бачок, находящийся снаружи в верхней части радиатора, заливается охлаждающая жидкость. Вверху и внизу есть два патрубка, через один из которых антифриз уходит к двигателю, а через другой приходит обратно, чтобы передать излишки тепла на соты радиатора. Будучи сделаны из материала с хорошей теплопроводностью (как правило, медь или алюминий), они хорошо принимают тепло из антифриза, пришедшего от двигателя, который таким образом охлаждается. Передавший тепло охладитель заново отправляется по трубкам.

    Отложения и различные осадки могут образоваться на любом элементе системы охлаждения и радиатора, поэтому промывка, обычно, проводится комплексная. На тип возможного налета сильно влияет то, какое средство используется для охлаждения. Многие автомобилисты и сейчас кормят свой радиатор водой. Что ж, это личный выбор каждого, но вода, в последствии, непременно приведет к образованию накипи. К тому же, при серьезной нагрузке, она будет просто циркулировать, толком ничего не охлаждая. Чтобы избежать серьезных последствий, рекомендуется делать профилактическую промывку каждые полгода – год. Лучше соблюдать график, чем попасть на ремонт радиатора охлаждения.

    Верные признаки надвигающейся промывки

    По мере приближения критической точки, ваш автомобиль будет всеми возможными способами предупреждать вас о проблемах с СО.

    В первую очередь, вы заметите следующие признаки:

    • Температура движка будет постоянно переступать нормированные значения. Не заметить это сложно, т.к. будут постоянно гореть лампочки температурных датчиков;
    • Если у вас на панели приборов присутствует значок радиатора, то он тоже будет гореть постоянно. На этот признак стоит обратить внимание в первую очередь;
    • Антифриз в бачке приобретет грязный, мутноватый оттенок. Это связано с тем, что при циркуляции охладитель будет приносить не только тепло, но и фрагменты отложений, уже плотно обосновавшихся в СО;
    • Отклик на смену положения реостата станет ощутимо медленнее;
    • В особо запущенных случаях, вы сможете заметить наросты, которые могут образоваться на радиаторной крышке.

    Как происходит промывка двигателя?

    Перед тем, как приступать непосредственно к процедуре, нужно определить характер загрязнения. Если просто есть определенные подозрения без явных признаков, то получится обойтись без снятия радиатора, так как речь здесь идет о профилактике. Прочистка радикальных загрязнений, мешающих нормальной работе системы, происходит со снятием СО и тщательной прочисткой проблемных участков.

    Стандартная промывка вплоть до средних загрязнений проходит просто. Сначала происходит слив отработанного тосола или антифриза. После этого в бачок заливается выбранное средство для удаления накипи и прочих отложений. Как правило, для промывки и очистки полостей СО хватает 20 – 30 минут работы двигателя в холостом режиме. Затем средство вместе с накипью и грязью сливается, а в полость заливается дистиллированная вода. Это нужно для удаления остатков грязи и чистящей жидкости. После этого можно заливать свежий охладитель.

    Если ситуацию запустить, то есть риск попасть на замену отдельных фрагментов системы охлаждения, а то и на всю целиком. При наличии глобальных отложений и непроходимости, промыть радиатор охлаждения не снимая не получится — поможет только съем радиатора со всем причитающимся и попытка грубой прочистки. Один из пиков поражения системы – это образование течи в радиаторе, вызванной распространением коррозии. В этом случае вас ждет или полная замена, или пайка сот радиатора охлаждения двигателя.

    Средства для промывки СО

    Несмотря на неплохой выбор специализированной химии, многие отдают предпочтение совсем уж кустарным способам очистки. Однако, в данном случае, они неплохо работают, если знать специфику применения. Почти во всех методах получится провести очистку, не снимая радиатор и других частей системы охлаждения. В любом случае, остановится поподробнее нужно на всех возможных вариантах.

    Специальные средства

    1. Лавр Radiator Flush . Несмотря на редкость реальных положительных отзывов о качестве продукции отечественного брэнда LAVR, химия для промывки радиатора у них получилась вполне неплохая. Она хорошо борется с различными видами загрязнений, накипи и т.п. По инструкции, средство, предварительно разбавленное теплой водой, должно поциркулировать по СО около получаса. Для этого достаточно подержать запущенный мотор на холостых оборотах. Как и со всей прочей химией, новый охладитель заливается только после промывания радиатора дистиллированной водой. Кстати, большая часть хороших отзывов об этом средстве приходит от владельцев отечественных авто. Так что, если вы все ломаете голову о том, как и чем на детищах завода ВАЗ – вот вам неплохой вариант.
    2. Hi Gear . Считается очень хорошим профильным средством для очистки СО. Хоть Хай Гир и сделан в Америке, цена у него вполне демократичная к нашему брату. Одна банка обойдется вам не более 400 рублей. Из главных плюсов этой химии – рекордно короткое время обработки загрязнения. Всего семь минут. Одной банки (325мл) хватит чтобы обработать радиатор вместимостью до 17 литров охладителя, что делает средство подходящим как для легкового авто, так и для грузового. По заверениям знающих, эта химия иногда справляется там, где более дешевые аналоги не принесли результатов. А кому–то не помогло вообще. Впрочем, это больше зависит от силы поражения системы охлаждения. Автохимия эффективна, но не способна сотворить чудо.
    3. Liqui Moly. Ну что тут скажешь, в этот раз педантичные немцы слегка разочаровали. Да, средство работает, но многие жалуются на не убирающуюся после обработки пену. Да и против коррозии эта химия работает неважно. Лучше выбрать более серьезное средство.

    Домашние методы

    1. Промывка всей системы охлаждения двигателя лимонной кислотой . Да, это вполне действенный метод. Он будет очень эффективен, если в качестве охладителя двигателя использовалась вода, т.к. кислотные составы максимально эффективны против ржавчины. Рецепт простой – сорок грамм чистой лимонной кислоты на литр воды. Чтобы метод сработал, нужно сначала прогреть двигатель (с предварительно залитой кислотой), потом заглушить его и оставить на ночь. Затем слить/промыть. Можно встретить рецепты и с большей концентрацией, но при сильных отложениях лимонная кислота неэффективна в принципе. Можно, кстати, использовать Фанту, она тоже содержит кислоту в достаточной концентрации. Причем именно Фанту. Кока Кола и прочие «аналоги» не подойдут. Кола может навредить радиатору из-за особенностей состава.
    2. Сюда же можно отнести и уксусную кислоту . Разведите 0.5 уксуса (70%) в десяти литрах воды. Залитый раствор гонять по СО полчаса при заведенном моторе. Потом слить. После нескольких повторений легкие загрязнения смоются.
    3. Едкий натр. Каустическая сода, если точно. Метод неплох, но нужно будет почистить радиатор, предварительно его сняв. Раствор готовится из расчета 80 — 100г порошка на литр воды (концентрация 10%). Не доводя до кипения, залить горячий раствор в радиатор охлаждения двигателя и оставить на 30 минут. После слива нужно долго промывать полости горячей водой. Будет еще лучше, если сделать продувку горячим воздухом, но только против направления движения работы помпы.

    Не стоит делать промывание Кока Колой и различной бытовой химией (в том числе средствами для удаления пищевых жиров.). Если Фэйри будет просто не эффективен против технических жиров, то Калгоны, Кроты и пр. могут фатально повредить алюминиевый радиатор. Да и для медного они не очень хорошие варианты.

    Сложно определить какая составляющая системы охлаждения авто является основной, но вряд ли кто поспорит, что радиатор в этом перечне занимает одно из ключевых мест. Находясь в передней части машины и охлаждаясь за счет встречного воздушного потока, он одновременно собирает снаружи всю пыль и загрязнения, встречающиеся во время движения.

    Внутренняя конструкция также способствует накоплению в системе ржавчины, накипи и прочих компонентов. Соответственно в первую очередь при возникновении определенных проблем с перегревом двигателя, нужна прочистка и промывка радиатора автомобиля, учитывая вышеописанные факторы.

    Для эффективной очистки теплообменника, своими руками, следует разобраться: в его устройстве и принципе работы, возможных неисправностях, как и какими средствами и способами лучше почистить возникшие загрязнения внутри и снаружи.

    Принцип системы охлаждения двигателя прост: проходя через рубашку блока цилиндров, охлаждающая жидкость, забирает избыточное тепло и под давлением, созданным помпой, поступает в радиатор, работающий по принципу теплообменника. Здесь проходя по сердцевине из верхнего бачка в нижний, благодаря обдуву воздуха, антифриз остывает.

    Сердцевина радиаторов изготавливается из меди или алюминия, в зависимости от их размера, бывает в форме сот, пластинчатая или трубчатая. Между этими каналами, по которым проходит жидкость, закреплены поперечные полоски в основном из латуни. Они многократно увеличивают площадь поверхности, предназначенной для охлаждения антифриза, а также способствуют приданию большей жесткости всей конструкции.

    Для лучшего охлаждения двигателя в определенных условиях, например, при медленной езде, когда обдув теплообменника не так интенсивен, за ним расположен вентилятор, включающийся в эти моменты.

    Неисправности радиатора

    Самыми распространенными неисправностями теплообменника являются:

    • Засорение ржавчиной, накипью и прочим мусором внутри сердцевины.

    • Загрязнение снаружи сот теплообменника пухом и т. д.

    • Забивание мусором протока изнутри в патрубках радиатора.

    О возникновении такого рода неисправностей подскажут следующие факторы:

    • Частое включение и работа на повышенных оборотах вентилятора, даже при движении на большой скорости.
    • Постоянное дерганье стрелки температурного датчика или его показания на завышенную температуру системы охлаждения.

    • В холодный период плохой обогрев салона авто.

    Следует не игнорировать эти факторы, которые могут привести к перегреву двигателя, о чем просигнализирует не только датчик, но и сорванная паром крышка расширительного бачка, а почистить изнутри или снаружи теплообменник, в зависимости от типа загрязнения.

    Промывка радиатора без разборки

    Для очистки теплообменника своими руками, внутри без снятия, применяются жидкости различных составов как выпускаемые промышленностью, так и с использованием подручных средств.

    Для чистки радиатора автомобиля своими руками в магазинах продают средства, выпускаемые специально для этих целей: 3ton Супер, STEP UP, Radiator Flush и другие.

    Чистку в домашних условиях теплообменника и всей системы охлаждения можно провести простой лимонной кислотой и кока-колой.

    Перед началом промывки своими руками, всегда нужно дождаться остывания двигателя, в противном случае есть риск обжечься паром, открывая крышку радиатора или расширительного бачка.

    Для чистки радиатора внутри лимонной кислотой нужно:

    • Сделать раствор исходя из пропорций 100 грамм лимонной кислоты на то количество жидкости (дистиллированной воды), которая необходима для заполнения системы охлаждения двигателя.
    • Слив, отработанную жидкость и залив, приготовленную смесь требуется поездить на авто около недели. За это время, взаимодействуя с лимонной кислотой, растворятся все загрязнения внутри теплообменника и охлаждающей системы.
    • По окончании чистки слив эту жидкость и промыв всю систему изнутри дистиллированной водой, заливается новый антифриз.

    Еще одно подручное средство для промывки радиатора это кока-кола. Чистка внутри радиатора различных отложений кока-колой происходит за счет находящейся в ее составе ортофосфорной кислоты. Делается это так:

    • Слив отработанную охлаждающую жидкость нужно заполнить весь объем системы кока-колой, предварительно перед этим нагретой, чтобы вышел углекислый газ.

    • Если загрязнения небольшие, то хватит работы двигателя в течение 5–10 минут, когда же теплообменник давно не промывался, то для аффективной его чистки стоит покататься с кока-колой один день.
    • Дальше, как и во всех таких случаях, слив очищающую жидкость, промыть всю систему охлаждения дистиллированной водой и залить свежий антифриз.

    Наружное очищение радиатора

    Во время движения снаружи поверхности радиатора налипает много всякой грязи: пух, тельца насекомых и прочее. Застревая между сотами, они существенно ухудшают обдув воздухом теплообменника.

    Есть несколько методов очищения теплообменника снаружи без демонтажа – водой или паром под давлением, но этот метод не столь эффективен из-за сложности доступа к поверхности радиатора. Поэтому специалисты советуют очищать теплообменник своими руками, предварительно сняв его с машины.

    Снятый радиатор очищают от грязи своими руками с помощью обычной щетки, а также водой и паром.

    Правильно смывать с радиатора грязь водой нужно небольшим напором, с обеих сторон, чтобы не повредить мягкую поверхность теплообменника.

    Для более качественной очистки паром понадобится парогенератор. Обрабатывая решетку радиатора паром, аккуратно продувая ее без деформации и нанесения царапин можно более эффективно ее очистить от застрявшей внутри сот грязи.

    Если нет возможности очистить снаружи радиатор напором воды или паром, то делаем эту процедуру обычной щеткой или ершиком. Опустив снятый теплообменник в подходящую емкость, и предварительно обработав загрязнение пеной, аккуратно щеточкой вымываем всю грязь, забившуюся между пластинами.